Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава третья.

Флот Днепровского бассейна в период оборонительных сражений

В дни боев за Белоруссию и Украину

Перевозки в Днепровском бассейне осуществляли два речных пароходства: в верхнем течении реки с притоками до устья Припяти — Днепро-Двинское, а на среднем и нижнем Днепре с притоками, на Южном Буге и Днестре — Днепровское.

В Днепре-Двинском пароходстве было 239 самоходных судов общей мощностью 18,8 тыс. л. с. и 810 несамоходных грузоподъемностью 125 тыс. т. В 1940 г. оно перевезло 1,5 млн. т грузов с грузооборотом 260 млн. тонно-километров. Днепровское пароходство, действуя на речных путях с большими габаритами судового хода, располагало более крупным флотом. Перед войной оно насчитывало 271 самоходное судно общей мощностью 38 тыс. л. с. и 624 несамоходных грузоподъемностью 212 тыс. т. В 1940 г. его перевозки составили 4,6 млн. т грузов с грузооборотом 1 083 млн. тонно-километров.

В ходе военных действий Днепр стал первой крупной водной преградой на пути фашистских захватчиков. Он явился важнейшим рубежом стратегической обороны советских войск западного и юго-западного направлений. Это и определило характер задач Днепровского речного флота.

С первого же дня войны начались переоборудование и передача судов в состав военных флотилий. Речные буксиры превращались в канонерские лодки и сторожевые катера, а пассажирские суда — в санитарные транспорты. И делалось это в сложных условиях. Шла мобилизация военнообязанных, и ряды судоремонтников редели. Налеты авиации противника следовали один за другим. Сроки заданий были сжатыми, а электросварочные и автогенные работы, чтобы не нарушать светомаскировки, выполнялись только в светлое время суток. Ухудшение положения на фронте вынудило приступить к эвакуации предприятий, и начатое на киевском судоремонтном [44] заводе вооружение 6 речных буксиров пришлось заканчивать уже в Днепропетровске{59}.

Несмотря на все эти трудности, суда были переоборудованы досрочно, в течение 15–20 дней. Березинскому отряду кораблей Пинской военной флотилии Днепро-Двинское пароходство передало 8 буксирных пароходов, 4 грузопассажирских парохода и 3 пассажирских катера. Днепровский отряд этой флотилии от Днепровского пароходства получил 26 судов (8 буксиров, 11 пассажирских катеров, 7 сухогрузных барж) и от Днепро-Двинского бассейнового управления пути — 1 буксир. Кроме того, Днепровское пароходство передало Дунайской военной флотилии один буксирный катер, а Черноморскому флоту — ледокол «Байкал» и одну баржу{60}.

С началом войны резко изменился характер транспортной работы флота. Речники-днепровцы активно включились в осуществление воинских перевозок, эвакуацию оборудования предприятий и населения, обеспечение переправ через реки. Одновременно они добивались ускорения темпов народнохозяйственных перевозок и принимали на воду новые грузопотоки, чтобы разгрузить наиболее напряженные железнодорожные направления.

На ряде участков изменилось направление движения судов: Отправка нефти и зерна на Днепро-Бугский канал для экспорта, соли и металла в Гомель и Мозырь была сразу же прекращена. Многие десятки судов Днепро-Двинского пароходства (начальник И. Е. Геронин), двигавшихся вверх по Припяти, успели вовремя повернуть назад. Днепро-Бугский канал, подвергшийся интенсивным бомбардировкам, перестал функционировать. С его западной части суда с грузами вывести не смогли.

К началу военных действий на судах, находившихся на западных участках Днепро-Двинского пароходства, имелось 70 тыс. т различных грузов. Из них 27 тыс. т удалось вывезти в сравнительно безопасные районы. 34 тыс. т были переданы местным органам власти. Речники под бомбежками, проявив мужество и отвагу, сумели вывезти 1100 т пшеницы из Пинска и 3500 т нефтепродуктов из Турова{61}. [45]

7 июля 1941 г. с приближением линии фронта из Гомеля была эвакуирована основная часть работников управления Днепро-Двинского пароходства. В городе осталась оперативная группа во главе с заместителем начальника пароходства А. П. Тихановичем. Она руководила эвакуацией хозяйства пароходства и воинскими перевозками на отдельных участках верхнего Днепра и на реке Сож, организовывала работу флота на переправах{62}.

На речных судах отправлялась часть прибывавших в Гомель по железной дороге войск с вооружением и снаряжением. Когда бои приближались к реке Сож, боеприпасы к линии фронта доставлялись речниками. Самоотверженно трудился коллектив Гомельского порта во главе с Л. М. Ляшко.

На Гомельском судоремонтном заводе по инициативе начальника механико-судовой службы пароходства Д. Д. Вовкогона были организованы специальные ремонтно-аварийные бригады с круглосуточным дежурством. Это способствовало максимальному использованию судов для нужд фронта.

Ответственное задание в те дни выполнили работники Днепро-Двинского бассейнового управления пути (начальник Б. И. Кистанов). В связи с тем что горизонты воды тогда стояли низкие, командование Пинской военной флотилии потребовало обеспечить глубины 110–120 см на участке Днепра от устья Припяти до устья Березины и вверх по Березине на протяжении 60 км. Технический же флот уже был отправлен вниз по Днепру. Поэтому работники Бобруйского и Гомельского технических участков, возглавлявшиеся Г. П. Бондаренко и К. А. Грошниковым, призвав на помощь местное население, спешно соорудили щитоплетневые и ветвистые заграждения, взорвали перекаты противотанковыми минами. В результате глубины достигли 120–135 см{63}.

К середине августа линия фронта вплотную подошла к реке Сож. Днепро-Двинское пароходство в соответствии с директивой военного командования и указанием Наркомречфлота организовало вывод с правых притоков и верховьев Днепра всего свободного от выполнения воинских заданий флота. Суда принимали на борт заводское [46] оборудование и другие эвакуируемые грузы. 17 августа последние из них оставили горевший Гомель. Вражеская авиация ожесточенно бомбила караваны судов и переправы на Соже и Днепре. 23 августа танковые соединения противника вышли к Печкинскому мосту, между устьем Припяти и Киевом. Большой группе пароходов, следовавших с Припяти и Верхнего Днепра, пройти вниз уже не удалось. В пределы Днепровского пароходства было выведено 56 процентов буксирного, 50 — несамоходного и 43 — пассажирского флота{64}.

Тяжелое положение сложилось тогда и на среднем Днепре. В Киеве с каждым днем увеличивалось число судов, прибывавших из пунктов Днепро-Двинского пароходства. Они были до предела забиты грузами. Еще с 5 июля Киевский порт начал отправлять вниз по Днепру прибывавшие по железной дороге население и грузы из западных областей Украины, а также оборудование предприятий и имущество организаций Киева. Порт работал с большим напряжением.

Все больше судов с верхнего и нижнего Днепра стягивалось к Днепропетровску и Запорожью, расположенным на глубоко вдающейся на восток излучине Днепра и связанным с центральными и восточными районами страны хорошо развитой сетью железных и шоссейных дорог. Пассажирские пароходы доставляли сюда эвакуируемое через Херсон население из Молдавии, Николаевской и Одесской областей. Ряд судов был выделен для доставки с низовьев Днепра раненых воинов. В Запорожье за день прибывало 16–19 пассажирских пароходов. Не меньше судов принимал и Днепропетровский порт. По неполным данным, в те дни через него прошло более 100 тыс. человек.

Одновременно в эти порты прибывали десятки груженых барж. Основная часть их грузов отправлялась далее на восток по железной дороге. В Днепропетровск в отдельные дни поступало до 20 барж.

В июле, по неполным данным, только на участке от Киева до низовьев Днепра пароходством было перевезено 130 тыс. т эвакуируемых грузов. Из Киева в Днепропетровск речники доставили 26,5 тыс. т хлебофуража из запасов военного округа. Из Херсона и близлежащих пунктов вверх по реке было вывезено около 42 тыс. т [47] зерна. Более 20 тыс. т различных грузов суда эвакуировали из Киева и 10 тыс. т сахара — из Черкасс{65}.

Одной из первоочередных забот пароходства стало спасение нефтепродуктов, находившихся на речных судах. Только в районе Днепропетровска скопилось более 90 нефтеналивных барж с грузом (19 тыс. т керосина и 18 тыс. т дизельного топлива). Чтобы они не достались врагу, речники при недостатке тяги пошли на производственный риск: впервые в своей практике стали буксировать их составами. На один пароход вместо одной баржи теперь приходилось четыре, счаленных с помощью мягких кранцев. Однако в пунктах назначения возникали сложности — слив горючего в емкости Главнефтесбыта протекал медленно, железнодорожные цистерны для его отправки подавались с большими задержками. В связи с высокой активностью фашистской авиации груженые баржи рассредоточили в балках и тщательно замаскировали. Разгрузка их продолжалась вплоть до отхода советских войск.

Партийные и советские органы Украины постоянно вникали в работу речного транспорта. «С первых дней войны, — вспоминает бывший начальник Днепровского пароходства Г. М. Коваленко, — вся деятельность пароходства, как никогда, находилась под непосредственным контролем ЦК КП(б)У и Совнаркома Украины»{66}.

С усилением угрозы захвата гитлеровцами правобережных районов республики Центральный Комитет КП(б)У и СНК УССР 3 июля дали указание эвакуировать оттуда ценное имущество колхозов, совхозов, МТС и промышленных предприятий{67}. 10–15 июля на правый берег Днепра начали выходить колонны тракторов, комбайнов и гурты скота. Пропускная же способность стационарных и вновь наведенных наплавных мостов не была рассчитана на такой поток. Поэтому Днепровское пароходство по указанию республиканских органов срочно организовало новые переправы через Днепр. В результате положение значительно облегчилось.

Вскоре переправы стали подвергаться ударам авиации противника. Защищавшим их подразделениям зенитных пулеметов не всегда удавалось отбивать налеты самолетов. [48] На причалах и судах возникали повреждения, и речникам приходилось, зачастую под бомбежкой, устранять их.

К 16 августа на левый берег Днепра было переправлено 1746 тыс. голов крупного рогатого скота, лошадей и свиней, 4498 тракторов, 680 комбайнов, 750 комбайновых моторов, 690 колхозных автомашин{68}. Подавляющую часть этого огромного потока через Днепр перевезли речные суда.

Особенно напряженный характер носила работа переправ, организованных Днепропетровским портом. Первые из них начали действовать с 20 июля. Через пять дней их стало уже десять, на которых было занято 6 пароходов, 20 газоходов и 29 барж. На каждую из них порт выделил своего уполномоченного. Диспетчеры постоянно контролировали положение на переправах, оперативно перебрасывали суда на те из них, где создавались большие очереди. До середины августа порт перебросил на левый берег более 250 тыс. человек, 2,5 тыс. автомашин, свыше 630 тыс. голов скота.

Почти всюду переправы действовали вплоть до выхода фашистских войск к правому берегу. В Карнауховке, например, все четыре работавших здесь буксира были выведены из строя орудийным огнем противника.

Днепровское пароходство с первых дней июля по заданиям военного командования начало создавать переправы и для обеспечения коммуникаций частей Красной Армии. В короткий срок по среднему и нижнему течению Днепра и на Десне их число достигло 46{69}. Они были в основном трех типов: наплавные мосты на баржах или лодках, баржи-паромы и баржи с буксирами. Наибольшей пропускной способностью обладали наплавные мосты из барж. Успешно действовали они на участке 5-й армии в районе Вышгорода, на участке 26-й армии в районе Черкасс и в других местах. К началу августа большая часть грузового днепровского флота была занята на воинских перевозках, в основном на переправах. К этому времени на участке от Черкасс до устья Днепра в распоряжении командования армий Юго-Западного и Южного фронтов [49] находилось 56 буксирных пароходов, 63 газохода и катера, 249 сухогрузных и 29 наливных барж. Почти все они продолжали плавать с прежними, гражданскими, командами. У пароходства оставалось 16 буксиров, 61 сухогрузная и 150 наливных барж.

В прифронтовых условиях

В 20-х числах июля Военный совет Юго-Западного фронта, заслушав сообщение начальника Днепровского пароходства Г. М. Коваленко, в связи с ухудшением военной обстановки наметил меры по спасению флота. Были определены пункты разгрузки судов с наиболее ценными грузами. Основную массу флота, находившуюся в полосе фронта, пароходству предстояло рассредоточить по Днепру на участке Киев — Черкассы — Кременчуг. Все воинские части, дислоцировавшиеся вдоль днепровских берегов, получили приказ взять суда под защиту и разгрузить их{70}.

Между тем угроза выхода войск противника к Днепру ниже Киева усилилась, и пароходство 29 июля получило указание штаба фронта отвести из этого района суда, не занятые на переправах и воинских перевозках, в район Черкасс и ниже. Но уже 5 августа гитлеровцы вышли на правый берег Днепра между Трипольем и Ржищевом (примерно в 60 километрах ниже Киева), преградив тем самым путь вниз по реке. Удалось увести лишь часть флота. В районе Киев — Чернигов (на Днепре и Десне) образовалась изолированная группа судов. Через несколько дней танковые соединения врага прорвались к Днепру у пристани Бужин (километрах в 50 выше Кременчуга) и между пристанями Крюков и Мишурино (ниже Кременчуга). В результате к 11 августа возникли еще две обособленные группы судов — в районе Черкассы — Богун и у Кременчуга.

В создавшейся обстановке резко затруднилось руководство деятельностью флота. Поэтому уже в день выхода первых танковых колонн врага к Киеву Совнарком Украины распорядился перевести часть аппарата управления пароходства из Киева в Запорожье. Остававшаяся в Киеве оперативная группа во главе с главным инженером пароходства Л. В. Черевко занималась перевозками [50] на киевском и черниговском диспетчерских участках, а запорожская группа, возглавляемая заместителем начальника пароходства А. М. Платоновым, осуществляла руководство днепропетровским и херсонским диспетчерскими участками, а также движением по Южному Бугу.

Отсутствие устойчивой связи с обособленными участками вызвало необходимость назначить на каждый из них специального уполномоченного пароходства. Для руководства флотом в район Черкассы — Богун был направлен начальник службы эксплуатации А. Д. Ишков, в район Кременчуга — заместитель начальника пароходства С. Н. Железняк. Днепропетровскую группу возглавил начальник порта К. Е. Нездыменко. Эти уполномоченные на местах действовали в тесном контакте с военным командованием и партийными органами. Наркомречфлот поддерживал прямую связь как с Киевом, так и с отдельными участками бассейна (Чернигов, Днепропетровск, Запорожье, Херсон). Одновременно на нижний Днепр для оперативного решения на месте наиболее важных вопросов были направлены заместитель наркома и начальник политуправления НКРФ С. М. Баев и начальник Южного главка Наркомата В. А. Савельев.

Суда, находившиеся на участке Киев — устье Припяти, продолжали подвозить по Десне к линии фронта боеприпасы и продовольствие. Грузы, доставлявшиеся ими обратными рейсами, в Чернигове, Макошине и Пироговке передавались на железную дорогу. Но с 24 августа движение по этому маршруту стало невозможно. В ходе ожесточенных боев враг к 9 сентября оттеснил части Красной Армии от Десны в район Чернигова и южнее.

На участке от Брянска до устья Десны насчитывалось около 150 транспортных судов. Значительная их часть действовала на переправах Брянского и Юго-Западного фронтов. Многие из них погибли от вражеских бомб и снарядов, остальные были затоплены отходившими саперными частями.

В районе Киева суда после 24 августа использовались только на переправах через Днепр. К 19 сентября, когда по приказу Верховного Главнокомандования советские войска оставили город, все мосты здесь были взорваны. Последние отряды ополченцев переправились через реку на боевых кораблях, речных судах, лодках и подсобных средствах. [51]

В районе Черкассы — Богун оказались отрезанными 7 буксиров и 63 баржи{71}. Многие из них были с грузом. Попытки увести хотя бы часть их к Кременчугу f были прекращены 8 августа, когда командование 38-й армии, оборонявшей этот район, приказало подтянуть суда для разгрузки в Черкассы. 11 августа А. Д. Ишков рискнул на пароходе «Андреев» прорваться к пристани Бужин, чтобы отбуксировать оставшиеся там баржи. Но этот смелый замысел не увенчался успехом. На обратном пути состав был подвергнут врагом ожесточенному артобстрелу. Снаряды повредили котельную установку и рубку парохода. Чтобы спасти его, пришлось обрубить буксирный трос, и капитан А. С. Костылев с трудом вывел судно из зоны обстрела.

12 августа командование 38-й армии дало указание срочно закончить разгрузку судов и подготовить их к уничтожению. Все сухогрузы — более 1,5 тыс. т — к 26 августа были переданы воинским частям. Из нефтепродуктов успели выгрузить бензин, керосин и часть дизельного топлива. Слив горючего продолжался до 5 сентября, когда возросший натиск противника вынудил командование армии отдать приказ о немедленном уничтожении судов, чтобы они не попали в руки врага{72}.

В тяжелом положении оказались речники и в районе Кременчуга. Пристань здесь с 6 августа начала подвергаться сильному артобстрелу с правого берега. Вскоре сгорели речной вокзал и склад. При попытке группы речных судов под прикрытием кораблей Днепровского отряда Пинской военной флотилии прорваться вниз, к Днепропетровску, противник потопил 2 и сильно повредил 4 буксирных парохода.

Из 128 судов, находившихся на этом участке, 68 оказались у оставленного войсками фронта правого берега; среди них было много барж с ценными грузами. В районе их стоянки появились группы вражеских солдат. Несмотря на это, заместитель начальника пароходства С. Н. Железняк организовал перевод судов на левый берег. Взвод бойцов и несколько групп речников в ночь на 13 августа переправились на правый берег и стали постепенно в ночное время спускать суда самосплавом, ниже по течению их подхватывали буксиры и доставляли к местам [52] разгрузки. За неделю все они были переведены на левобережье.

Наиболее активно действовал речной флот в полосе Южного фронта, войска которого особенно остро нуждались в дополнительных переправах. На этом участке находились три крупных водных рубежа: реки Днестр, Южный Буг и Днепр. Ширина их в низовьях значительная, а мостовых переходов было очень мало. К тому же большая часть армейских понтонных средств была потеряна во время отхода войск.

На Днестре впервые в ходе Великой Отечественной войны были созданы пароходные переправы для переброски крупных сил фронта. В начале июля они были переданы в распоряжение военного командования. Штаб 9-й армии Южного фронта назначил своим уполномоченным по переправам начальника Днестровского эксплуатационного участка В. И. Смирнова. В Днестровском лимане с помощью речных судов поддерживалось сообщение между Аккерманом и Овидиополем, Бугазом и Каролино-Бугазом. Обе переправы имели исключительно важное значение. К Аккерману подходила железнодорожная линия из Бессарабии, а Овидиополь был связан железной дорогой с Одессой. Длина переправы по оси равнялась 9 км. Здесь действовали пассажирские пароходы «Ляпидевский» и «Молоков», буксир «9 января» и несколько барж. На переправе Бугаз — Каролино-Бугаз работали 5 буксиров с 4 баржами грузоподъемностью по 1000 т. Баржи были специально оборудованы для перевозки материальной части войск. Они принимали на палубу военную технику любого веса. Погрузка производилась со специальных барж-площадок, соединенных с берегом переходными мостками, и проходила четко, без больших трудностей. На переправе же Аккерман — Овидиополь пирсы были недостаточно подготовлены к пропуску тяжелых грузов. Несмотря на возникавшие в связи с этим трудности, она справлялась со своей задачей. Переправа была свернута 22 июля, когда к правому берегу начали выходить войска противника. 23 июля 1941 г. в час ночи последние прикрывавшие ее подразделения были приняты на борт парохода «Ляпидевский».

Речники сыграли основную роль в переброске войск 9-й армии при ее вынужденном отходе за Днестр. Управление военных сообщений Южного фронта, оценивая деятельность днестровских речников, отмечало четкую и бесперебойную [53] работу переправ, что позволило всю материальную часть и войсковые соединения прикрытия полностью снять с правого берега и без потерь перебросить на левый{73}.

Закончив переправу, речные суда вышли в море. Без карт и навигационных приборов, используя для питания котлов забортную неопресненную воду, в условиях высокой минной опасности команды довели их до Одессы. Оттуда они через несколько дней были направлены на Южный Буг. Прибытие их туда было как нельзя кстати: 27 июля Южный фронт запросил 5 буксиров и 10 барж для организации железнодорожной и автогужевой переправ в районе Николаева. Руководителем переправ от пароходства был назначен В. И. Смирнов, хорошо зарекомендовавший себя на Днестре.

7 августа нарком речного флота З. А. Шашков дал указание дополнительно выделить суда для организации новых переправ на Буге. К 9 августа в районе Николаев — Херсон работало уже 7 пассажирских и 6 буксирных пароходов, 22 сухогрузные и 21 наливная баржи{74}.

В конце июля противник прорвал оборону советских войск севернее Тирасполя. 9-я и ее сосед справа 18-я армии стали отходить к переправам через Южный Буг.

18-я армия переправлялась на участке от Вознесенска до Новой Одессы, используя свои понтонные средства. Положение же 9-й армии было сложнее. Все переправочные средства она утратила еще при отходе через Днестр. Поэтому помощь речников для нее имела исключительное значение.

Организованные ими переправы действовали в трех пунктах — у Николаева, Гурьевки и Трихат. Они были основными на Южном Буге. У Трихат переправа действовала в районе недавно начатого строительства железнодорожного моста. Здесь к берегам подходили ветки железной дороги. Паромную железнодорожную переправу организовать не удалось, и сообщение поддерживали 3 буксира («Красный», «9 января», «Отто Шмидт»), которые водили сухогрузные и спаренные нефтеналивные баржи. Причалы были оборудованы хорошо, загрузка судов занимала всего лишь 20–40 минут. Все виды вооружения и снаряжения перевозились сплошным потоком. [54]

Речники перебросили через реку на баржах всю артиллерию, трактора, автомашины, гужевой транспорт и большую часть личного состава 9-й армии. Одновременно грузопассажирские пароходы «Ленин», «Ляпидевский», «1 Мая», «Ульянов», «Фрунзе» и 5 барж доставляли в Николаев прибывавшие с запада по железной дороге воинские части, раненых и материальные ценности.

Противник всемерно стремился парализовать работу переправ. Его авиация систематически наносила удары по причалам. Но ремонтные бригады речников быстро устраняли повреждения, и переправы продолжали действовать.

В ночь на 14 августа переправы у Трихат и Гурьевки пришлось свернуть. Последние рейсы совершались под сильным артиллерийским обстрелом. Пароход «9 января» получил серьезные повреждения и начал тонуть, но капитан Я. И. Сушко и механик П. С. Кабанов все же сумели довести его до левого берега. Героически действовала команда парохода «Коккинаки». У его борта взорвалась баржа с боеприпасами. Капитан Н. М. Доманов был контужен, но продолжал управлять судном до конца рейса. Речникам удалось отвести на левый берег 6 пароходов, 3 катера и более 10 барж, поврежденных огнем противника. Там они были затоплены.

16 августа, когда советские войска оставили Николаев, прекратила работу последняя переправа. Большая часть судов из Буга ушла на переправы в низовье Днепра.

В те дни решалась судьба основной части днепровского флота. Объем перевозок по Днепру сокращался, а на Дону они резко возрастали. Поэтому еще в середине июля Государственный Комитет Обороны решил перебросить туда 25 наливных барж грузоподъемностью по 250 т и соответствующее количество буксиров. Наркомату морского флота было поручено в декадный срок отбуксировать их своими судами в Ростов. 23 июля вся предназначенная для перевода на Дон группа речных судов была сконцентрирована в Херсоне. В нее вошли колесные буксиры «Кузбасс» (капитан М.. П. Павлов), «Кренкель» (капитан А. С. Костылев), «Мануильский» (капитан И. М. Леонов), 2 газохода и 25 наливных барж. Руководство переходом было возложено на старшего капитана-наставника Черноморского пароходства Г. В. Баглая.

Речники тщательно подготовили свои суда к морскому плаванию. На пароходах и газоходах заварили иллюминаторы [55] и подкрепили рубки. На двух буксирах установили морские компасы, а на головном буксире оборудовали сигнальный пост.

После окончания подготовительных работ суда экспедиции несколько дней простояли в ожидании морских буксиров. Но те не подошли: морской флот был занят срочными эвакуационными и воинскими перевозками. Тогда 6 и 8 августа речные суда самостоятельно отправились в путь.

Это было рискованным делом. Буксиры и баржи были предназначены для плавания только по рекам. К тому же авиация противника заминировала район перехода и постоянно контролировала его. Но речники видели в своем предприятии единственный шанс спасения хотя бы части днепровских судов.

Уже при выходе из Днепровско-Бугского лимана подорвались на вражеских минах и затонули пять барж. Еще одна баржа погибла вскоре во время налета самолетов противника. Остальные же суда экспедиции через десять дней достигли Феодосии. Отсюда они через Керченский пролив и Азовское море прошли в Ростов-на-Дону.

За самоотверженность Наркомречфлот отметил 77 участников экспедиции, в том числе А. С. Костылева, И. М. Леонова, И. Г. Тесленко, И. Л. Тураша, М. Н. Саковского, Ю. П. Орлова, Л. К. Шепелева, И. В. Руменца, С. И. Кошкина, А. С. Урсуленко, А. К. Ляхова{75}.

Руководство Наркомречфлота, своевременно поняв опасность, угрожавшую днепровскому флоту, стремилось вывести из реки и другие суда. 20 июля 1941 г. нарком речного флота З. А. Шашков обратился к заместителю Председателя СНК СССР А. И. Микояну с просьбой обязать Наркомат морского флота обеспечить проводку из Херсона в Ростов для перевозки хлеба 25 барж и 5 буксиров. В тот же день такое распоряжение было отдано. Но Черноморский торговый флот, занятый на эвакуационных и воинских перевозках, помощи в проводке речных судов оказать не смог. А время шло. И только 13 августа, когда, с одной стороны, к низовьям Днепра приближались передовые части врага, а с другой — определился успех самостоятельного перехода первой группы речных судов, заместитель наркома речного флота С. М. Баев получил от наркома указание отправлять флот в море немедленно по [56] мере прихода его в Херсон, договариваясь с военным командованием об обеспечении некоторого прикрытия у Очакова. 15 августа в 17 часов нарком Военно-Морского Флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов приказал своему заместителю вице-адмиралу Г. И. Левченко принять на месте меры к тому, чтобы все речные суда, скапливающиеся в районе Херсона, следовали под берегом в порты Азовского моря. Но обстановка на фронте ухудшалась столь быстро, что времени на выполнение этого приказа не оставалось: противник, выйдя на южный берег Днепро-Бугского лимана, перекрыл выход в море в районе Очакова.

На переправах Нижнего Днепра

К середине августа линия фронта почти вплотную подошла к правому берегу нижнего Днепра. С 16 августа разгорелись ожесточенные бои на запорожском и днепропетровском плацдармах. Вечером 18 августа при отходе советских войск на левый берег реки была взорвана плотина Днепрогэса. Пароходство об этом предварительно не было уведомлено. Мощный поток воды затопил территорию пристани Запорожье, сорвал и перевернул ряд судов, стоявших на рейде, у пристани и в затоне. Снова появились посреди реки пороги. Проход судов в ее низовья стал невозможен, хотя в сложившейся к тому времени военной обстановке на Нижнем Днепре это, в сущности, уже не имело практического значения.

В этих условиях основной задачей речников бассейна стало обеспечение путей отхода через Днепр войск 18-й армии (в районе Никополь, Качкаровка) и 9-й армии (на участке Берислав, Херсон).

На участке 18-й армии судов оказалось не так много, но со своей задачей они справились успешно. На самой крупной переправе, организованной в Никополе, работали пароходы «Правда», «Папанин», «Пролетарий», «Серп», «Ударник», 8 газоходов и катеров, 18 барж и шаланд.

На путях же отхода 9-й армии скопилось большое количество судов, направлявшихся к устью Днепра. Они были задействованы на переправах у Херсона, Антоновки, Львова, Казацкого, Берислава и одновременно привлекались к эвакуации населения и народнохозяйственного имущества. [57]

С большим напряжением работали низовые переправы, которыми непосредственно руководил начальник пристани Херсон А. А. Литвиненко. Пока эвакуировались скот, автомашины и различное имущество предприятий Херсона, все шло хорошо. Но когда начался отход войск, стало ясно, что легкие эстакады и причальные мостки пристаней непригодны для переброски военной техники. Их пришлось усиливать. Бригада плотников под руководством главного инженера пристани С. А. Гудзя в сжатые сроки соорудила на обоих берегах дополнительные причалы и усилила действовавшие. Речные суда стали принимать на борт тяжелое вооружение и в морском порту.

К 19 августа, когда Херсон был оставлен, удалось весь личный состав и материальную часть войск, а также народнохозяйственные грузы переправить на левый берег Днепра{76}. В последние часы боев за город исключительную отвагу проявила команда катера «Желябов». Остававшаяся на одном из причалов правого берега группа красноармейцев продолжала сдерживать натиск фашистских автоматчиков. Но силы были слишком неравными. Враг, наседавший с разных сторон, оттеснил наших бойцов на стоявший у причала паром. В эти критические минуты на выручку им пришел катер «Желябов» под командованием начальника пристани Н. И. Слинкова. Под сильным обстрелом он взял паром на буксир и отвел его к левому берегу. При этом несколько человек из команды катера были ранены.

Переброска войск в районе Антоновки началась 8 августа у недостроенной железнодорожной паромной переправы. Речники наряду со своими, менее удобными, воспользовались и ее причалами. Эта переправа, по оценке военного командования, была одной из лучших на Днепре. Работала она круглосуточно. Ее поддерживали буксирные пароходы «Халтурин», «Республика», «Грузчик», катер «Смирнов» и 5 барж, в том числе 4 баржи-площадки грузоподъемностью 1000 и 500 т, которые были очень удобны для быстрой погрузки и размещения вооружения и войск. Они неоднократно подвергались ударам вражеской авиации, но потерь в них, к счастью, не было. Несмотря на то что сюда был направлен основной поток боевой техники 9-й армии, эти суда к 19 августа [58] 1941 г. первыми завершали переброску войск на левый берег{77}.

Переправа между Бериславом и Каховкой оказалась узловым центром ряда важных шоссейных дорог. Она особенно интенсивно использовалась командованием 9-й армии и действовала дольше других. На первых порах здесь не хватало судов и причалов, на правом берегу скапливалось большое количество войск. Пришлось принять срочные меры. Саперные части оборудовали два новых причала. Пароходство дополнительно выделило на этот участок грузопассажирский пароход «Профсоюз» и две баржи. Но положение полностью выправилось с 19 августа, когда подошли суда с переправы у Антоновки. Теперь все подходившие части переправлялись без задержки. Последние подразделения 9-й армии в этом районе были сняты с правого берега 23 августа.

О масштабе работы, выполненной днепровским флотом за три недели августа 1941 г., можно судить по объему перевозок на переправах у Херсона и Антоновки. Здесь было перевезено через реку 130 тыс. человек (войска и население) и 50 тыс. т грузов, в том числе 10,5 тыс. автомашин и 26 тыс. голов окота{78}.

В последние дни перед оставлением Днепропетровска многие переправы, занимавшиеся эвакуацией населения и народнохозяйственных грузов, осуществляли и переброску воинских частей. В самом Днепропетровске речники к 15 августа навели два наплавных моста и организовали еще две переправы{79}.

Вскоре немецко-фашистские войска приблизились к городу, начали обстрел мостов, причалов, судов. В этих условиях ни самые опасные участки встали коммунисты-речники. Связь с армейским командованием и общее руководство работой речников осуществляли начальник порта К. Е. Нездыменко и секретарь узлового парткома В. Н. Ползиков.

Действуя под огнем противника, команды судов проявляли образцы мужества и стойкости. Когда утром 24 августа от вражеских снарядов загорелся железнодорожный мост № 1, капитан парохода «Громов» М. Г. Григорьев по собственной инициативе повел судно [59] к месту пожара, и команда стала тушить огонь. К мосту на помощь пожарным командам железнодорожников подошли также пароходы «Менжинский», «Триполье», «Советская Украина». Несмотря на интенсивный артиллерийский обстрел, пожар вскоре был ликвидирован. При этом особенно отличилась команда парохода «Менжинский» во главе с капитаном С. С. Леоновым.

Рано утром 25 августа последние части, прикрывавшие отход войск, под сильным огнем врага направились к городскому причалу. Оттуда на левый берег их доставили пароходы «Громов», «Маяковский» и «Отто Шмидт».

Как вспоминал бывший старший диспетчер порта А. П. Кузуб, находившийся тогда на борту парохода «Маяковский», едва судно успело отойти от причала, как гитлеровцы стали обстреливать его из пулемета. Бойцы, израненные и изнуренные длительными боями, начали отстреливаться и заставили пулемет замолчать. Но тут фашистские солдаты открыли огонь от каменного пакгауза. Среди бойцов и команды появились раненые, пароход окутался облаком пара. Уносимый течением, он медленно приблизился к левому берегу реки.

Во время этого рейса погиб начальник городского причала Б. Лившиц, который вместе с А. Кузубом и работниками военной комендатуры руководил переправой. Все три парохода, получившие большие повреждения, затонули у левого берега.

Последним участком активных действий днепровского флота стал район Запорожья. Взрыв плотины Днепрогэса и железнодорожного моста ниже ее сорвал расчеты врага с ходу переправиться через реку. Однако 19 августа ему удалось занять остров Хортица, расположенный посредине Днепра, напротив Запорожья. Тем самым он получил возможность держать под обстрелом улицы города и железнодорожную станцию. Это создало огромные трудности в выполнении решения ГКО об эвакуации наиболее ценного оборудования предприятий черной и цветной металлургии Запорожья{80}.

Советские войска получили приказ выбить противника с острова. Первая попытка высадить десант на мелких речных судах закончилась неудачно. 25 августа началась подготовка к новому штурму. На Запорожском [60] судоремонтном заводе баржи, предназначавшиеся для перевозки тяжелого вооружения, и некоторые самоходные суда бронировались, а другие укреплялись мешками с песком. Здесь одних только самоходных судов было оборудовано 29.

Высадка на остров штурмовых подразделений 274-й стрелковой дивизии началась в ночь на 4 сентября и продолжалась следующей ночью{81}. Бойцы перебрасывались на катерах, газоходах, моторных и весельных лодках, а орудия и легкие танки доставлялись на баржах. Суда прорывались к острову Хортица сквозь заградительный огонь. Многие из них получили сильные повреждения. Так, газоход № 217 был изрешечен осколками, многие матросы получили ранения, но судно продолжало совершать рейс за рейсом. Лишь прямое попадание мины вывело его из строя.

В результате ожесточенных боев к утру 6 сентября враг был выбит с острова{82}. Это был первый тактический десант, в котором участвовал речной днепровский флот.

Освобождение Хортицы позволило успешно завершить эвакуацию оборудования промышленных предприятий, которая продолжалась еще около месяца.

Не менее сложной была и эвакуация порта имени Ленина. Враг настойчиво стремился сорвать ее. Как вспоминал бывший заместитель начальника службы эксплуатации пароходства И. Ф. Соловьев, руководивший в те дни эвакуацией порта, приходилось прибегать к разным уловкам; например, оставшиеся на путях два железнодорожных вагона ночью полностью загружали и уводили вручную, а на их место ставили два других. Железнодорожная ветка к складам с зерном была разрушена. Тогда речники восстановили подъездной путь к пристани Запорожье, вывезли туда на судах более 4 тыс. т зерна и перегрузили его в вагоны.

Между тем положение на фронте продолжало осложняться. В связи с этим Военный совет Южного фронта вынужден был 26 сентября принять решение об уничтожении речных судов, находившихся в районе Запорожья. Это решение было осуществлено 30 сентября и [61] 1 октября. На следующий день последняя группа речников покинула берега Днепра. 3 октября защитники Запорожья оставили город.

Как и в Запорожье, повсюду при отходе советских войск от Днепра флот приходилось затапливать (Дальнейшие события, однако, показали, что необходимый эффект достигался только в тех случаях, когда суда затапливались подрывом. Часть невзорванных судов противнику удалось сравнительно быстро поднять и восстановить). Сроки для этого устанавливало армейское командование. В помощь речникам выделялись понтонные или саперные подразделения. Паровые и моторные суда предварительно демонтировали, снятые детали отправляли в тыл, а если это не удавалось — зарывали в землю.

На дно реки пошло большое количество различных судов. Только в протоках Днепра напротив Херсона 9-м понтонным батальоном 9-й армии 6 сентября их было затоплено около ста.

Порты и пристани Днепра работали до последней возможности. Перегрузочные механизмы выводились из строя перед отходом советских войск, хотя в некоторых случаях целесообразнее было бы заблаговременно эвакуировать часть наиболее ценного оборудования. Из порта имени Ленина и пристани Запорожье было эвакуировано лишь 19 транспортеров. Что же касается основного оборудования и материалов судоремонтных заводов, то они почти полностью были эвакуированы в тыл страны.

Таким образом, речники Днепровского пароходства, принимая непосредственное участие в обеспечении боевых действий войск Юго-Западного и Южного фронтов, выполняли разнообразные по характеру и сложные задания. Особенно большие трудности им пришлось преодолевать при организации переправ через Днепр. В пароходстве почти не было судов, пригодных для перевозки боевой техники. Лишь палубные баржи грузоподъемностью 300 и 500 т отвечали необходимым требованиям, но их насчитывалось всего около трех десятков, да и те в основном пришлось использовать при наведении наплавных мостов. Пароходство принимало меры по переоборудованию барж других типов, но на это не хватало ни времени, ни опыта.

Заметно сказывалась и неотработанность должного взаимодействия пароходств с органами военных сообщений Красной Армий. Только в конце мая 1941 г. в Киеве [62] было организовано Управление начальника передвижения войск Западного бассейна, которое имело одну комендатуру в Пинске. С началом войны использование судов и других средств Днепровского пароходства в значительной мере зависело от инициативы и активности начальников отдельных гарнизонов или начальников команд, следовавших на речном транспорте. Положение улучшилось в конце июля, когда были созданы самостоятельные военные комендатуры в Киеве, Кременчуге, Чернигове и некоторых других пунктах, где до этого имелись лишь железнодорожные комендатуры.

Порты и пристани Днепра не имели достаточных возможностей для погрузки и выгрузки военной техники. Не было специальных погрузочных площадок, причалов, подъездных дорог, недоставало кранов и т. д. А наспех сооруженные во многих пунктах причальные устройства не во всех случаях отвечали своему назначению.

Несмотря на все эти трудности, речники, проявляя самоотверженность и находчивость, справлялись со своими задачами. Нередко им приходилось работать под артиллерийским обстрелом и налетами вражеской авиации. Так, переправа Берислав-Каховка подвергалась бомбежкам до 15 раз в день, она потеряла 4 буксира, но речники сумели переправить все войска на левый берег реки.

Вот как характеризуется работа днепровского флота в документе Южного фронта, направленном в феврале 1942 г. Управлению военных сообщений Красной Армии: «Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941 г.... С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр, Южный Буг и Днепр полностью справились... Под обстрелом вражеских минометов и артиллерии снимались последние прикрытия с правого берега и перебрасывались на левый. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена флотом речного транспорта».

Опыт работы днепровского флота в период оборонительных боев 1941 г. позволил сделать определенные выводы для деятельности пароходств Наркомата и руководства ими в условиях боевой обстановки. Они охватывали такие вопросы, как организация работы и обороны переправ, оборудование причалов, взаимодействие военного командования и пароходств, восполнение потерь в [63] судовом составе. Опыт днепровцев в значительной мере был использован в период последующих боев на Дону и Волге.

Дальше