Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Состав КБФ и основные тактико-технические элементы кораблей приведены в Приложении 4.
{2} Из них Як-1–8, МиГ-1–37, И-15–29, И-16–132 и И-153–96.
{3} Из них СБ — 66, ДБ-3–90, Ар-2–17.
{4} СНиС — служба наблюдения и связи.
{5} Организация и ТТЭ кораблей ОВР приведены в Приложении 4.
{6} Р — «рыбинец» — обобщенное название стальных разъездных катеров постройки Рыбинского катеростроительного завода.
{7} Содержание оперативных готовностей ВМФ раскрыто в Приложении 3.
{8} ЦВМА, ф. 161, оп. 7, д. 26.
{9} ФВК-12 — фарватер корабельный № 12.
{10} Дбтщ — дивизион базовых тральщиков.
{11} Яркий пример, как нельзя безоглядно верить каждому архивному документу и, одновременно, что все документы исполняли реальные живые люди. Дело в том, что когда писалась эта оперативная сводка, тральщик Т-213 находился в базе. О его выходе начальник штаба КБФ принял решение в связи с объявлением готовности № 1 по флоту, так что на линию дозора раньше 1:00 22 июня он попасть не мог. А как о будущем внеплановом выделении в дозор Т-213 мог узнать оперативный дежурный ВМФ в Москве? Да никак! Скорее всего, само донесение писалось не к 20:00, а гораздо позже, может к утреннему докладу, а может к смене с дежурства. По-видимому, запутавшись в своих черновых записях, что немудрено было в ту ночь, дежурный вписал в донесение на 20:00 21 июня событие, произошедшее уже 22 июня.
{12} Речь идет о пароходе «Claus Rikmers» (1924 г., 5165 брт) с грузом сои. Он не мог покинуть советский порт из-за неисправности машины. 27 июня судно было затоплено на рейде перед оставлением города.
{13} Газета «Независимое военное обозрение». № 40, 2002.
{14} Здесь и далее даются советские обозначения минных заграждений противника. Таблица иностранных активных минных заграждений в Финском заливе приведена в Приложении 5.
{15} Если это действительно так, то экипажи этих самолетов первыми начали Великую Отечественную войну на море. Однако в донесениях и отчетах подобный факт пока не нашел своего подтверждения.
{16} По поводу И-74 существует разночтение: некоторые источники указывают, что оно выставлено в ночь с 22 на 23 июня.
{17} Т-216 обнаружил южную часть заграждения И-14 и северную часть заграждения И-15.
{18} Длина отдельных участков коммуникаций составляла: на линиях Кронштадт — Выборг 80 миль, Кронштадт — Гогланд 100 миль, Кронштадт — Лужская губа 60 миль; Кронштадт — Таллин (морской путь) 170 миль, Кронштадт — Таллин (по прибрежному фарватеру) 180 миль, Таллин — Ханко 70 миль, Таллин — пролив Муху-Вяйн 110 миль.
{19} «Ижорцы» — это общее названия семейства буксиров, построенных на Ижорском заводе по схожим проектам.
{20} Что это были за катера непонятно, но, по финским данным, в ночь с 28 на 29 июня минные заградители «Ruotsinsalmi» и «Riilahti» в охранении катеров выставили севернее мыса Пурикаринеем минное заграждение «Valkjarvi» из 200 мин S/40.
{21} Германские якорные магнитные мины типа LMF могли ставиться с самолетов на глубинах моря от 50 до 320 м на углубление до 30 м.
{22} Хотя было не принято выдавать карту обстановки и маршрут перехода на проводимые за тралами суда, но на этот раз, видимо в виде исключения, все необходимые документы перед выходом в море сообщили коменданту и капитану турбоэлектрохода.
{23} Судя по окраске это были финские мины, явно затраленные ранее и утерянные при повороте на новый тральный галс.
{24} Как ни парадоксально, но одним из условий успешности проведения операций на море официально считалось «господство в воздухе». То есть такое понятие существовало.
{25} Полный текст директивы приводится в Приложении 3.
{26} На самом деле тральщик № 41 потопили германские торпедные катера S-26 и S-39. При этом последний получил повреждения.
{27} Поскольку тральщика № 22 в составе КБФ не было, можно предположить, что речь идет об «Ижорце-22», имевшем после мобилизации номер 81.
{28} Кстати, на корабле также отсутствовали штурман и минер, которые не успели вернуться на борт ко времени выхода тральщика в море.
{29} Все указания на переход, включая кальки маршрута, были выданы только на тральщик «Клюз» и заградитель «Урал».
{30} В действительности Т-201, Т-208, Т-216 и «Петрозаводск» подорвались на донных магнитных минах.
{31} В отличие от понятия «образование», то есть наличия у человека соответствующих аттестатов и дипломов, образованность подразумевает наличие у человека соответствующих реальных знаний и навыков.
{32} В отчете на этой позиции второй раз обозначен транспорт «Алев». Идентифицировать это судно не удалось.
{33} Коордонат — маневр, при котором корабль последовательно описывает две равные по длине и симметрично расположенные в разные стороны от линии пути дуги циркуляции.
{34} Что такое Решение командира на выполнение поставленной задачи описано в Боевом уставе 1937 г., извлечения из которого приводятся в Приложении 6.3. Поскольку в данном контексте слово Решение обозначает конкретный комплекс действий и процедур, то в этом значении оно пишется с прописной буквы.
{35} Полностью приказ приведен в Приложении 7.
{36} Полностью статья приводится в Приложении 6.3.
{37} Извлечение из Временного наставления по ведению морских операций 1940 года см. в Приложении 6.
{38} С 19 по 27 августа по воздуху из Таллина эвакуировалось несколько сот человек, в том числе командование ВВС. Новый командный пункт авиации флота развернули в Петергофе. Имевшиеся там средства радиосвязи не позволяли организовать непосредственную связь ФКП флота на «Кирове» и штаба ВВС КБФ. Поэтому все приказания авиации шли по радио на узел связи Кронштадтской ВМБ, а оттуда по проводной связи в Петергоф в штаб ВВС. По этой же причине обратная связь вообще отсутствовала.
{39} К началу войны на КБФ имели шумопеленгаторы «Цефей-2» и гидролокаторы «Тамир-1» только шесть катеров МО: № 511, 512, 513, 131, 132 и 133. Еще четыре катера с такой аппаратурой вступило в строй в первые месяцы войны. Существовал также шумопеленгатор «Посейдон», но говорить о нем как о работоспособном гидроакустическом средстве обнаружения подводных лодок несерьезно.
{40} Плановая таблица полностью приводится в Приложении 7.
{41} Радиосеть — это способ организации радиосвязи, при котором старшая радиостанция может осуществлять связь на заданной частоте одновременно со всеми подчиненными радиостанциями (циркулярно) или с каждой поочередно. Обычно такая организация применяется для управления силами. Например, в интересах командира отряда организуется специальная командная радиосеть, в которой находятся все командиры кораблей. В это же время командир отряда является одним из абонентов другой радиосети — командира группировки.
{42} В качестве примера в Приложении 7 приводится наставление для конвоя № 1.
{43} Таблица плановой и фактической загрузки судов приводится в Приложении 7.2.
{44} Это еще один пример потери управления группировкой.
{45} Пример явно бездумного построения ордера отряда главных сил. Эсминцы осуществляли противолодочную оборону крейсера, то есть имела место попытка создать ордер ПЛО — ПМО. Одновременно в состав отряда входили шесть малых охотников.
{46} Вечером 28 августа против советских кораблей и судов действовала 1-я флотилия германских торпедных катеров в составе S-26, S-17, S-39, S-40 и S-101. Они предприняли три попытки выйти в атаку, но каждый раз вынуждены были отворачивать из-за точного огня кораблей. Потерь германские катера не имели.
{47} Знаковый момент. «Свирепый» входил в состав конвоя № 1, «Гордый» — в состав отряда прикрытия. У обеих этих групп имелись свои командиры. Одновременно командир ОЛС в данной ситуации вообще выступал в роли пассажира. Но даже если бы он командовал главными силами, подобное приказание «Свирепому» мог отдать только командующий флотом, так как именно ему подчинялись и непосредственный начальник «Свирепого», и непосредственный начальник «Гордого». Это на первый взгляд почти незаметное событие указывает на то, что к этому времени организация боевого управления группировки оказалась нарушена.
{48} В документах эти войска назывались пополнением, как будто кто-то знал, где находятся десантники, высадившиеся накануне.
{49} Полный ход корабля назначается командиром корабля еще в базе при приготовлении корабля к бою и походу. После проверки средств управления машинами дается команда: «Назначенный ход столько-то узлов. Исполнять приказания основного машинного телеграфа». Так вот, назначенный ход и будет полным. А назначить могут любой, исходя из условий обстановки и удобства управления кораблем. «Самый полный ход» — это на 4 узла больше назначенного, а «средний ход» — 0,75 от назначенного, малый — 0,5. И только самый малый ход имеет другую природу и зависит от ходовых качеств корабля. Как правило, за него принимают наименьшую скорость корабля, при которой он еще может управляться с помощью руля (удерживаться на курсе).
{50} На «Сметливом» находилось 500 военнослужащих и 60 женщин.
{51} Время указано по отчету командира Т-211, но по данным «Стойкого», он прошел траверз лидера в 06:35. Можете себе представить, какие расхождения и ошибки в местоположении отряда имелись на кораблях. Поэтому схема похода третьего отряда является ориентировочной.
{52} Гирокомпасы из тральщиков КБФ имели только Т-211 и Т-215.
{53} Как показала практика, в подобных условиях на германском заграждении повреждения кораблей или, как минимум, потери тралов были бы неизбежны. В целом это говорит о сравнительно низком качестве отечественных мин.
{54} Записи моментов разного рода происшествий этой ночи на различных кораблях расходились на несколько минут. Кроме того, в отчетных документах, а также всевозможных донесениях имеются расхождения в изложении самих событий.
{55} Очередной раз диву даешься качеству ведения обстановки в оперативном отделе флота, если там не знали, что за судно находится у острова Прангли.
{56} Приказ НК ВМФ 20.07.1941 г. «О реорганизации органов политпропаганды и введении института военных комиссаров в РК ВМФ».
{57} Приказная часть Директивы не приводится ввиду малозначимости для понимания сущности рассматриваемых вопросов. По этой же причине фамилии некоторых отмеченных в Директиве лиц не указываются.
{58} Под дробью данные по состоянию на 1942 г.
{59} После гибели линкора «Марат» в сентябре 1941 г. обе его АУ 81-К демонтировали и установили одну на баке «Октябрьской революции», а другую на юте лидера «Ленинград».
{60} В 1941 г. катапульты и гидросамолеты сняты.
{61} «Буек» — бывшее посыльное судно 1900 г. постройки.
{62} «Лайне» 25 июля 1941 г. переклассифицировали в тральщик, а 19 декабря — в сторожевой корабль. Однако в большинстве документов того времени этот корабль называют канонерской лодкой.
{63} МО-211 — это так называемая «газолинка Никсона» 1905 г. постройки.
{64} Наличие одинаковых номеров катеров МО объясняется тем, что некоторые ранее были в составе ВМФ и носили обозначение МО, а другие в морпогранохране и носили обозначения ПК. Кроме этого вновь вступившим катерам (Н) иногда присваивали номера уже имевшихся катеров.
{65} Параван — это буксируемый подводный аппарат, представляющий собой обтекаемый металлический корпус с отводящим крылом, снабженный стабилизатором глубины, рулевым устройством и резаком.
{66} Змейковый трал — это трал, в котором для разведения тралящих частей использовался отводящий аппарат в виде плоской пластины, по внешнему виду и принципу действия напоминавший воздушного змея.
{67} Фор-трал — это двусторонний змейковый трал, который ставился в носовой части корабля с помощью специальной стрелы, опущенной перед форштевнем ниже киля корабля.
{68} Гайдроп — это тросовая снасть, соединяющая тралящую часть придонного трала с ползунком (несколько звеньев якорь-цепи, волочащихся по грунту), который с помощью этой снасти удерживает при работе тралящую часть на заданном расстоянии от грунта. Гайдроп изготовлялся из стального троса длиной от 2 до 50 м.
{69} Депрессор — это углубляющий аппарат, предназначенный для удержания на заданной глубине коренного конца тралящей части.
{70} ПКТ-2 можно применять до температуры наружного воздуха — 2 °С, остальные тралы до температуры — 4 °С.
{71} Здесь имеет смысл сделать оговорку. ВМФ — единственный вид Вооруженных Сил, который действует во всех трех сферах — на море, на суше и в околоземном пространстве. По этой причине под «военными действиями на море» в дальнейшем будем понимать военные действия, которые ведут войска, силы и средства ВМФ независимо от сферы.
{72} Вообще словосочетание «военно-морское искусство» (или «военное искусство») это во многом случайное название искусства Победы. Причем не важно в чем: в вооруженном противоборстве, в завоевании сердца дамы, в политике, в бизнесе... По сути речь идет о наработанных человечеством за всю его вековую историю правилах достижения успеха. Просто в древние времена своего зарождения это искусство прежде всего было востребовано в военной сфере и по этой причине изначально стало адаптироваться именно к этим целям.
{73} Именно в силу этого само слово «решение», если речь идет о соответствующим образом оформленном замысле на ведение конкретных военных действий, всегда пишется с заглавной буквы — Решение.
{74} Квази... (quasi) — приставка, обозначающая «якобы», «мнимый».
{75} «Виестурс».
Список иллюстраций