Театр операции под Камбрэ
Положение и значение театра операции под Камбрэ
Район Камбрэ находился в провинции Артуа, у северной границы Франции. До войны он принадлежал к числу плотно населенных промышленных районов Франции. Через него проходили кратчайшие пути из Бельгии в Париж и в Амьен. Благодаря хорошо развитой сети дорог, театр операции имел большое маневренное значение.
Хотя за время империалистической войны в районе Камбрэ неоднократно развертывались активные действия обеих сторон, но к началу описываемой операции за ним установилась репутация «тихого» фронта. Обе стороны стояли здесь за сильно укрепленными полосами, особенно германцы, и поэтому решительные действия за последний год происходили к северу от него или далеко к юго-востоку. Южнее, от Сен-Кантена до Ля Фера лежал второстепенный участок позиций, ввиду трудных для наступления условий и сильных оборонительных свойств местности. Лишь район Суассона и Реймса являлся одним из основных театров для наступления, но он отстоял от Камбрэ сравнительно далеко.
Театр операции под Камбрэ был выбран командованием английского танкового корпуса, которому предоставили право подыскать наиболее подходящую для действий танков местность, чтобы избежать повторения ошибок главного командования в этом отношении. [18] По замыслу англичан, операция должна была охватить район Сен-Кантен, Ле Като, Валансьен, Аррас, Бапом, Перонн. На этом широком театре находились два одинаково выгодных для действий танков района: Сен-Кантен и Камбрэ. Из них английским оперативным интересам наиболее полно отвечал район Камбрэ. Фактически боевые действия развернулись в районе Вандюиль, Камбрэ, Кеан, Фен, так как прорыв оперативного развития не получил. По свидетельству командира 2-й танк. бригады, выбранный район операции для танков являлся «идеальным».
Общий характер и составные части театра операции
Рельеф театра операции представлялся в виде открытой равнины, местами несколько всхолмленной, с. разностью высот до 100 м. Эта равнина постепенно понижалась на северо-восток, пересекаясь невысокими грядами возвышенностей с пологими обычно скатами. Ландшафт дополнялся несколькими рощами, селениями, широкими полосами укрепленных позиций обеих сторон и двумя каналами: Сен-Кантенским или р. Шельды (она же Эско) и Северным. Оба канала проходили в меридиональном направлении. В общем, местность, несмотря на изрытость ее снарядами, была вполне пригодна для действия танков и для наступления прочих родов войск.
Наиболее возвышенными массивами театра являлись: а) гряда от Эпеи на Гоннелье и Ле Паве, поворачивавшая далее на запад через Ля Вакери, Гузокур, Мец-ан-Кутюрье; она была использована отчасти в качестве позиций для англичан; б) возвышенности у Авринкура и Флескьера, использованные германцами в качестве опорных узлов позиции «Зигфрид»; в) возвышенность у Бурлона, или так называемый «Бурлонский холм», использованный вместе с лесом и селением Бурлон германцами как опорный узел на 2-й и промежуточной позициях «Зигфрид»; эта высота, командовавшая над всей окружающей местностью между [19] каналами, имела большое значение для обеих сторон: овладение ею англичанами при наступлении их в направлении к Камбрэ являлось насущно необходимым как для обеспечения их выдвинутого вперед фронта и тыла, так и для воздействия на фланг и тыл Кеанского выступа германских позиций; г) возвышенность Кревкер, Рюмильи, использованная германцами как опорный пункт на 3-й укрепленной позиции «Зигфрид».
Мягкий характер рельефа и сравнительно отлогие скаты указанных возвышенностей препятствий для наступления не представляли, а мелкие изломы и складки местности даже облегчали наступление англичан.
Лесные группы театра, преимущественно лиственные, располагались к западу и юго-западу от Камбрэ. Из них наибольшее значение имели: леса Авринкур и Гузокур как исходные для наступления англичан районы или как маски; леса Лато, Неф, Ля Фоли и особенно Бурлон как опорные пункты и противотанковые районы для германцев. Наиболее упорные бои развернулись за леса Лато, Неф и Бурлон.
Селения театра были многочисленны и оказывали большую услугу войскам обеих сторон в качестве масок и прикрытий от непогоды и холода, а некоторые как противотанковые пункты и опорные районы. Они же служили стоянками войск, резервов и тыловых учреждений. Ряд селений, лежащих на фронте, был разрушен. Часть каменных домов и подвалов служила убежищами для гарнизонов обороны. К числу разрушенных селений относились Бантэ, Рибекур, Авринкур, Мевр. В таких же селениях, как Фонтен-Нотр-Дам, Кантен и др., находящихся в расположении германцев, и Гузокур, Мец-ан-Кутюрье, Фен и др. в расположении англичан, оставались даже местные жители. Камбрэ, хотя и находился в сфере обстрела английской артиллерии, но бомбардировке не подвергался. Жизнь в нем протекала довольно спокойно.
Реки театра операции для боевых действий большого значения не имели. Важную роль в процессе операции играли каналы р. Шельды и Северный. Каждый из них имел ширину по дну от 10 до 14 м и глубину в [20] 3,5 м. Оба они представляли собою солидные препятствия для наступающего.
Первый канал сопровождал р. Шельду на всем ее протяжении в районе Камбрэ, усиливая значение этой реки как оборонительного рубежа. Южнее Вандюиль до Беленглиз канал шел в виде туннеля под землей и допускал свободный проход танков поверх туннеля. Однако, этот участок для наступления не был выбран, так как считалось, что здесь германцы окажут наиболее сильное сопротивление. В других местах канал допускал переход артиллерией и танками лишь по мостам, которые имелись почти в каждом селении, расположенном у канала. Северный канал проходил около Мевра, Авринкура, Ипра. Он еще не был закончен и не имел воды. Однако, откосы его были во многих местах крутые. Остальные участки восточного берега канала были эскарпированы, особенно между Мевром и Энши, где германцы опасались прорыва английских танков.
Оба канала крайне стесняли наступление англичан на флангах и затрудняли дальнейшее развитие достигнутого успеха, что было невыгодно с оперативной точки зрения. Выбор этого участка для наступления танков командование танкового корпуса обусловливало необходимостью надежно обеспечить действия танковых частей с флангов. Однако, это тактическое соображение противоречило интересам оперативного развития прорыва, особенно когда план наступления был командованием 3-й английской армии расширен в глубину и по фронту, а удар направлен на северо-восток.
Сеть путей театра операции являлась хорошо развитой как в отношении шоссе и грунтовых дорог, так и железных дорог. К Камбрэ из Франции подходило 3 сквозных железнодорожных магистрали, а от Камбрэ в различных направлениях шло 5 магистралей. При наличии нескольких рокадных линий и густой железнодорожной сети, восстановленной англичанами в опустошенной германцами зоне, имелась полная возможность быстро выполнить все оперативные переброски. [21]
Германцы в смысле обеспечения железнодорожными линиями находились в значительно лучшем положении, ввиду большей густоты и сохранности железнодорожной сети на территории Бельгии. Железные дороги в расположении обеих сторон были хорошо оборудованы и соединены вновь построенными соединительными ветками. Пропускная способность железных дорог доходила до 50–72 пар поездов в сутки по одной двухколейной линии. Скорость движения воинских поездов составляла обычно 30 км в час. Шоссейные и грунтовые дороги театра содержались в порядке. Их густая сеть позволяла широко использовать для воинских перевозок автотранспорт, что и было сделано обеими сторонами, особенно германцами.
Важнейшими узлами театра операции являлись Камбрэ с пятью железнодорожными путями и целой системой шоссейных дорог, проходившими через него во всех направлениях; Валансьен, Бапом, Перонн, Альбер и ряд других примерно такие же узлы, как и Камбрэ; Бурлон важный оперативный район, захват которого англичанами ставил фланг и тыл всего Кеанского выступа германцев в тяжелое положение.
Почва. Театр операции под Камбрэ имел растительный или глинисто-меловой, твердый, хороший грунт. Танки, невзирая на дождливую погоду, могли двигаться по нему без затруднений. В этом отношении район Камбрэ резко отличался от труднодоступного болотистого Ипрского района (Митчел, стр. 52).
Погода в течение почти всего периода подготовки операции, а особенно во время боевых действий под Камбрэ, стояла пасмурная, дождливая, по утрам сопровождаемая туманами. Это обстоятельство благоприятствовало сохранению всех подготовительных мероприятий в тайне, но, с другой стороны, сильно затрудняло, а иногда и исключало, разведку, наблюдение. Нередки были дни, когда воздушные полеты были совершенно невозможны. Правда, исключительно активная авиация, особенно английская, штурмовала противника на малых высотах и в дождь, оказывая большую помощь танкам и пехоте. Туманом англичане [22] пользовались для выхода на свои исходные позиции для наступления, а также при движении в атаку, усиливая туман дымовыми завесами, поднимаемыми с помощью артиллерийских снарядов.
Основные операционные направления и их оценка
Район Камбрэ с его выдающимся в сторону германцев фронтом, развитой сетью путей и общим положением на театре войны включал важные для обоих противников операционные направления. Так, через него проходило операционное направление на Валансьен и далее на север или на юг для действия англо-французов по соответствующим флангам и тылам групп германских армий. С другой стороны, через Камбрэ проходило также операционное направление Камбрэ Амьен, позволяющее германцам нанести удар по стыку англо-французов с дальнейшим развитием удара на северо-запад к морю или на юго-запад по левому флангу французов.
Оба противника в операции под Камбрэ не могли использовать всех возможностей указанных операционных направлений. Это было сделано лишь в 1918 г. сначала германцами в мартовском их наступлении, а затем и Антантой. Во всяком случае, все указанные направления требовали крупных сил и средств, значительно больших, чем те, которые были использованы здесь фактически англичанами.
Рубежи и укрепленные полосы сторон под Камбрэ
Различные местные предметы и элементы рельефа из числа указанных выше в своей взаимной связи образовывали выгодные для борьбы обеих сторон рубежи. Длительное позиционное сиденье дало возможность обоим противникам широко использовать эти рубежи и подготовить из них ряд укрепленных позиций и полос. Важнейшими из них у англичан были следующие. [23]
1. Основная укрепленная полоса, состоящая из позиции охранения и полосы главного сопротивления. Она проходила несколько западнее Вандюиль и Гоннекур (18 и 14 км южнее Камбрэ), далее к северо-западу через Гоннелье, Виллер-Плунш, через северную опушку леса Авринкур, затем западнее Северного канала, через Бурси и восточнее Круазиль. Позиция английского охранения состояла из ряда отдельных оборонительных построек и узлов сопротивления, расположенных в огневой связи, а местами соединенных окопами. В 1–2 км за позицией охранения располагалась полоса главного сопротивления. Она состояла из нескольких линий окопов с хорошо развитыми центрами сопротивления и солидными проволочными заграждениями впереди. Местами окопы были в 3–4 линии. Вся полоса главного сопротивления, выбранная после отхода германцев весною 1917 г. на позицию «Зигфрид», имела в глубину 3–5 км. В качестве ее опорных узлов и пунктов служили: Гоннелье, Виллер-Плунш, Тресколь, лес Авринкур, возвышенность у Герми и Бурси. Эта полоса являлась исходной позицией для наступления англичан. В районе ее располагались артиллерия и ближайшие резервы.
2. Первая тыловая позиция, проходившая в 2–5 км за основной полосой обороны, примерно, по линии Лемпир, Эпеи, Гузокур, Мец-ан-Кутюрье, Руалькур, Леникур, Круазиль. Эта тыловая позиция имела в глубину 2–3 км и была, в основном, закончена.
3. Вторая тыловая позиция, проходившая впереди Перонн, Комбль, Бапом, Аррас. Она была во многих местах еще далеко не закончена, так как англичане вообще не любили укреплять позиции, предпочитая этому игру в футбол (Дуглас Хэйг, стр. 172) или прибегая к наемному труду китайцев, индусов, итальянцев и пленных.
У германцев имелись следующие позиции:
1. Основная укрепленная полоса, состоящая из мощных укрепленных позиций «Зигфрид» или, как их называли англичане, «Гинденбург». В районе Камбрэ эта полоса состояла из позиции боевого охранения, трех [24] главных укрепленных позиций и двух промежуточных позиций.
Позиция боевого охранения, или передовая, проходила в 300–1 000 м от английской позиции боевого охранения, несколько впереди Кеана, Мевра, Авринкура, через Ля Вакери и западнее Бантэ и Гоннёкура. Она состояла из отдельных, а частью и сплошных окопов с густыми заграждениями впереди. Непосредственно за позицией боевого охранения на глубину до 1 000 м были устроены многочисленные гнезда сопротивления, обнесенные проволокой.
Первая главная укрепленная позиция «Зигфрид» проходила в 1 км за позицией охранения через Вандюиль, Бантузель, Авринкур, Мевр, Кеан. Она состояла из 2–3 сплошных линий окопов, хорошо оборудованных гнезд сопротивления, надежных и многочисленных блиндажей, усиленных мощными проволочными заграждениями в несколько полос общей шириною до 0,5 км. Позиция имела прекрасный обстрел и обзор. 1-я траншея в целях противотанковой обороны была уширена до 3,5 м. 2-я линия этой позиции располагалась за 1-й в 200–300 м. Перед обеими линиями шли сильные заграждения. Обе линии были обеспечены многочисленными ходами сообщений.
Вторая главная укрепленная позиция «Зигфрид» (она же называлась и промежуточной) шла через Обаншоль, Ле Паве, Флескьер, Энши, Ганикур, т. е. в 2–3 км за 1-й главной позицией. Она также состояла из 2–3 почти сплошных линий окопов и была оборудована не менее солидно, чем 1-я. Перед каждой линией окопов шли широкие проволочные заграждения. Наиболее прочными ее опорными пунктами и узлами являлись высота южнее Ле Паве, Маркуэн, Флескьер, Мевр. Между позициями были устроены многочисленные укрытые пути.
Третья главная укрепленная позиция проходила через Малинкур, Кревкер, Рюмильи, Нуайель, Бурлон. Она состояла из 2–3 сплошных линий окопов, местами усиленных проволочными заграждениями. Позиция эта полностью еще не была закончена. [25]
Кроме указанных главных позиций, были созданы промежуточные: одна шла через северную часть леса Ля Фоли, Фонтен-Нотр-Дам, восточнее Бурлон, другая от Рюмильи по восточному берегу канала р. Шельды, Пайенкур.
Вся основная полоса имела в глубину 5–7 км. Опорными узлами ее, имевшими значение в процессе операции, были: лес и селение Бурлон с Бурлонским холмом, Кантен, высота у Флескьер вместе с селением, Авринкур, Маркуэн, лес Неф, Рюмильи. Особо важное значение для наступающих англичан имело овладение Авринкур, Флескьер, переправами через канал р. Шельды у Маркуэн, Маниер, а равно овладение «Бурлонским холмом», командовавшим над всей окружающей местностью и обеспечивающим промежуток между каналами от ударов англичан на север, в тыл Кеанского выступа.
2. Далее к востоку следовал ряд тыловых позиций:
а) первая тыловая укрепленная позиция строилась по линии Дуэ, Камбрэ, Гиз, Ретель, но была еще далеко не закончена;
б) вторая тыловая позиция была лишь обозначена по линии Дуэ, Монмеди;
в) третья тыловая позиция по линии Валансьен, Живе тоже была лишь обозначена.
Таким образом, длительная позиционная война, при редких и небольших изменениях фронта обоих противников, дала возможность зарыться в землю и оборудовать глубоко эшелонированные позиции. Германцы имели то преимущество перед англичанами, что они сами выбирали свои позиции заблаговременно, тщательно изучили местность и солидно укрепили свои позиции. Естественно, что они заняли командующие высоты. Лишь на участке от Арраса до Камбрэ командование местности переходило к англичанам, но эту невыгоду германцы восполняли качеством укрепления своих позиций.
Словом, обе стороны, а особенно германцы, были расположены за сильно развитыми в глубину преградами. Овладение ими в то время требовало ввода [26] больших живых сил, громадных технических, материальных и других средств.
Особенности местности под Камбрэ с точки зрения боевой работы танков
Мягкий рельеф района Камбрэ делал местность всюду проходимой для танков. Правда, наличие каналов сильно стесняло действия танков, но по первоначальному проекту плана операции танкового корпуса имелось в виду направить танки между указанными каналами на север. В этом случае каналы содействовали более надежному обеспечению флангов атакующих танков, особенно с востока. Изменение плана командованием 3-й армии и направление танков вместо севера на северо-восток с форсированием каналов по мостам превратило каналы, особенно канал р. Шельды, из обеспечивающих фланги в препятствия на пути наступления английских танков. Все переправы находились в руках германцев и держались ими под сильным огнем. Поэтому канал р. Шельды явился весьма серьезным препятствием для танков, на котором они, естественно, задержались.
Наличие большого числа рощ, селений, мелких лощин и перегибов местности давало хорошие маски для расположения и передвижения танков. В частности, в качестве исходных позиций для танков могли служить селения Гоннелье, Виллер-Плунш, Бокамп, Тресколь, лес Авринкур. Выжидательными районами и позициями для танков могли быть Гузокур, лес Гузокур, Мец-ан-Кутюрье, лес Авринкур. Пути выхода танков на исходные позиции были укрыты, особенно в районе Авринкура.
Путей для наступления танков было повсюду достаточно. Наиболее выгодными путями для выдвижения танков к каналу р. Шельды являлись: а) от Гоннелье на Ля Вакери, Маньер; б) от Виллер-Плунш, вдоль железной дороги на Маркуэн; в) от Бокампа, Тресколь на Рибекур и далее по глубокой долине вдоль железной [27] дороги на Маркуэн; г) от леса Авринкур на Флескьер, Нуайель и Кантен; д) от леса Авринкур на Авринкур, Гренкур, лес Бурлон, Сайли. Переправы через канал р. Шельды имелись почти у всех селений, лежащих у канала. Важнейшими из них были: у Кревкера удобная для обхода Камбрэ с юго-востока или для движения на Камбрэ с юга; у Маньера и Маркуэн ближайшие для непосредственного прорыва на Камбрэ. Особенно выгодны были переправы у Маркуэн, где изгиб канала весьма облегчал захват их англичанами.
Сборными пунктами для танков в глубине германской укрепленной позиции могли служить: Кревкер, Маркуэн, лес Неф, Кзнтен, лес Ля Фоли, лес Бурлон.
Постепенно понижающаяся с юго-запада на северо-восток к Камбрэ местность позволяла отлично и далеко наблюдать движение танков вперед, а вместе с тем давала возможность обеспечить продвижение танков подвижным огневым валом артиллерии. В огневых позициях для артиллерии недостатка не было. Наиболее вероятными объектами подавления танков, после прохода их через укрепленные полосы германцев, являлись артиллерийские группы обороны у Маркуэн, Гренкур и у леса Бурлон. Для обеспечения продвижения танков за каналом р. Шельды огневым валом требовался переход английской артиллерии вперед с соответствующим устройством для нее проходов в проволочных заграждениях.
В общем местность под Камбрэ, несмотря на наличие двух каналов, затруднявших боевую работу их, ряд селений и рощ, а равно уширенные окопы германцев, выполнявших роль противотанковых районов и рвов, все же была непосредственно выгоднее болотистых районов Ипра и многих других участков фронта.
Заключение
Район Камбрэ, выбранный обоими противниками, каждым для своей цели, удовлетворял их в полной мере. Германцы считали его весьма выгодным для обороны, [28] англичане находили «идеальным» для танков и для наступления совместно с ними частей 3-й английской армии. Несколько выдающийся фронт англичан после удара на север и северо-восток выводил их на фланг и в тыл Кеанского выступа германцев. Германские позиции были сильно укреплены, но танковый корпус сознательно искал такого участка, чтобы раз навсегда отвратить ту опасность, которая угрожала танкам со стороны военного министерства. Имеющиеся недочеты местности для действия танков могли быть устранены соответствующими мероприятиями. Правда, наступление на германские позиции требовало больших сил и средств, но намечавшиеся к использованию крупные массы танков позволяли сэкономить силы других родов войск, особенно при новой форме и методах прорыва. Местные условия давали возможность в полной мере осуществить и скрытность подготовки, и внезапный ввод массы танков, и обеспечение их движения огневым валом, и развитие успеха прорыва пехотой и конницей. Даже погода и время года облегчали проведение плана англичан. [29]