Театр военных действий
Военные действия во время японо-китайской войны 1894–1895 гг. происходили: в средней части Кореи, в Южной Маньчжурии, в восточной части Шандунского полуострова, на восточном побережье Китая, на островах Формоза и Пескадорских, в Желтом и Восточно-Китайском морях.
Корея имела стратегическое значение как главный предмет действия, как первый этап вторжения японцев в Маньчжурию и Китай.
Поверхность Корейского полуострова преимущественно гористая. Равнины же, да и то небольшие, встречаются только вблизи морских берегов.
Распределение горных хребтов, направление рек и путей, наличие удобных пунктов высадки определяли направление и развитие военных операций. Операции могли иметь место лишь на западном побережье полуострова, при условии, [22] что Китай мог направить свои войска в Корею скорее всего сухим путем из Маньчжурии. Реки Ханаганг, Тайтонг и Ялу, в близком расстоянии от устья которых проходил этот путь, давали возможность соединить операции сухопутной армии с операциями флота или, по меньшей мере, при помощи флота снабжать армию всем необходимым. С другой стороны, эти же реки вследствие отсутствия мостов и хороших переправ являлись серьезным препятствием для движения и действий армии.
Корейские пути сообщения находились в первобытном состоянии и допускали передвижение в большинстве случаев лишь на вьюках. Большинство дорог проходило вдоль западного берега Кореи. Самая лучшая дорога соединяла столицу Сеул с пограничным городом Видзы на р. Ялу. Вторая по своему значению дорога шла от Сеула до восточного берега, вдоль по которому через Гензан подходила к русской границе. Еще четыре дороги направлялись от Сеула через южные провинции к городам Мокпо и Фузан.
Все дороги грунтовые, по большей части неширокие. Мосты встречались редко. Переправы через реки совершались или на паромах или вброд. В дождливое время года (почти весь июль и август) проезд был всюду крайне затруднителен. К числу препятствий, встречаемых на дорогах, относятся частые горные перевалы, вследствие чего передвижения больших отрядов войск и в особенности артиллерии очень затруднительны.
Из городов Кореи военное значение имели очень немногие.
Сеул на р. Ханаганг. Население около 200 тыс. жителей. Столица государства пункт, где сходятся все военные и торговые дороги страны. Морские суда останавливаются в устье р. Ханаганг у г. Чемульпо, являющегося, таким образом, портом столицы.
Фузан порт на южном берегу, ближайший в Японии город на корейском побережье, посредник в сношениях Кореи с Японией.
Гензан порт на восточном берегу, в южной части бухты Лазарева.
Пеньянг прежняя столица, большой торговый город и крепость старинной постройки. Сильная позиция на главном пути из Сеула в Китай.
Главный театр войны Южная Маньчжурия является горной страной, отличающейся дикостью, труднодоступностью, отсутствием хороших путей, изрезана множеством [23] рек, принадлежащих к двум бассейнам Ляодунского и Корейского заливов.
Южная Маньчжурия оканчивается Ляодунским полуостровом, северо-восточная часть которого представляет собой горное и бездорожное пространство, переходящее по мере продвижения к берегам Ляодунского залива в равнину.
В Ляодунский залив впадает самая большая река Маньчжурии Ляохэ. Протекая в обрывистых берегах, имея ширину, колеблющуюся между 150 и 750 м, она представляет наибольшую преграду в своем нижнем течении.
Из немногих путей малодоступного горного района Южной Маньчжурии наибольшее значение во время войны имел путь Ляоян Хайчен Цзиньчжоу Порт-Артур. Из Кореи шли пути от Видзы через Фынхуанчен на Ляоян и Хайчен.
Из городов Маньчжурии военное значение во время войны получили следующие.
Ляоян крупный город, узел путей из Ляодуна и Кореи.
Хайчен лежит на большой дороге из Фынхуанчена в долину р. Ляохэ.
Фынхуанчен крупный торговый город у восточной окраины Ляодунского хребта.
Инкоу значительный порт у устья р. Ляохэ, на левом берегу. Защищен был глинобитным фортом.
Шанхайгуань расположен на единственной дороге из Китая в Маньчжурию, где она проходит между морем и отрогами гор. Как с сухого пути, так и со стороны моря город был защищен несколькими фортами. Стратегическое значение этого пункта усилилось с проведением единственной в Китае того времени железной дороги Тяньцзинь Шанхайгуань.
Главные военные действия на море во время войны происходили в районе Желтого моря.
Значение Желтого моря обусловливалось прохождением через него путей из Японии в Корею, Маньчжурию и Китай.
В восточной части его много островов и отдельных утесов, затрудняющих плавание близ берегов Кореи. В западной части находится ряд островов Эллиот, Хайянгтао почти в одинаковом расстоянии от Порт-Артура, устья р. Ялу, р. Тайтонг и берегов Шандуна (схемы 4 и 6). Эти острова давали возможность японскому флоту устроить здесь угольные станции, а в первые дни войны наблюдать за появлением китайских транспортов у южного берега полуострова и мешать высадке китайских войск. [24]
На корейском берегу имелся целый ряд гаваней: Цинампо порт лежащего внутри страны города Пеньянг, Антдзио и Ионампо, в устье р. Ялу, порт города Видзы на границе с Маньчжурией. Все они были очень плохо оборудованы и годились только как пункты для высадки десантов.
Из китайских портов в Печилийском заливе, кроме указанных выше, значение имели: Таку порт столицы Китая Пекина, Вейхайвей на северной оконечности Шандунского полуострова и Кяо-чао на южном берегу того же Шандуна.
В Корейском заливе Дагушань в 15 км от устья р. Даянхэ, впадающей в залив в 45 км к западу от р. Ялу.
Морская и сухопутная крепость Порт-Артур (Люйшунькоу), построенная китайцами на южной оконечности Квантунского полуострова.
Порт-Артур представляет собой вполне замкнутый высокими берегами залив, тянущийся от входа, главным образом, к западу и юго-западу на 5,25 км. При отливе значительная часть площади залива оголялась.
Залив этот, носивший название внутреннего Артурского рейда, соединялся с наружным рейдом проходом около 800 м длиной и 300 м шириной между Золотой горой и Тигровым полуостровом.
Внешний Артурский рейд совершенно открыт южным, восточным и юго-западным ветрам, почему и является неудобным для стоянки.
Внутренний Артурский рейд разделялся на два бассейна западный, мелководный, и восточный, искусственно углубленный до 9 м. На берегу этого искусственного бассейна построено было адмиралтейство с мастерскими, магазинами, краном и двумя доками: один для больших судов, другой для миноносцев. В этой же части расположен и город Артур.
Со стороны моря и суши был построен ряд укреплений, но недостаточно сильных для энергичного сопротивления.
С обеих сторон море глубоко врезается в Квантунский полуостров (южная часть Ляодунского) и образует: на востоке Талиенванский залив, на западе бухту Цзиньчжоу (схема 6).
Порт-Артурская крепость и военная гавань сооружены заботами печилийекого вице-короля Ли-хун-чанга. Благодаря своему положению в Печилийском проливе и в соединении с лежащей напротив морской крепостью Вейхайвей, Порт-Артур служил главным опорным пунктом Северного флота, [25] который был подчинен печилийскому вице-королю. До 1883 г. на месте Порт-Артура было крупное рыбачье селение. Ли-хун-чанг обратил внимание на эту бухту, оценил ее значение, и по его настоянию китайское правительство решило устроить здесь военно-морскую базу для Северной эскадры. Для руководства работами были приглашены французские инженеры; по имени главного из них город получил название Порт-Артур.