Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложения

Приложение 1. Готовность флота во время нахождения его в Севастополе

Степень готовности флота к выходу его в море определяется следующим:

§1. Быть на положении первом (пол. 1).

Машина прогрета.

Пары во всех котлах.

Канат подтянут или подан перлинь на бочку.

Корабли приготовлены к бою.

Все всё время на кораблях.

Тралящая партия протраливает выход.

Для съемки с якоря делается только сигнал «сняться с якоря».

§ 2. Быть на положении втором (пол. 2).

Машина на больших кораблях прогрета.

На миноносцах один котел под парами.

Пары для полного хода готовы на больших кораблях через два часа, на миноносцах через один час.

Бели полного хода не требуется, то вслед за сигналом (пол. 2) показывается ход для дивизии кораблей.

Крейсера должны иметь на 25%, а миноносцы на 50% больше хода, чем корабли.

Корабли стоят на канатах, как обыкновенно.

Тралящая партия — под парами.

Днем офицеры и команды съезжают только по службе, вечером не более ¼ офицеров и команда в самом ограниченном количестве увольняется на берег, с условием быть обратно на судне через указанное выше время. [232]

Для съемки с якоря делаются сигналы «приготовиться сняться с якоря» и «сняться с якоря».

§ 3. Быть на положении третьем (пол. 3).

Машина не прогрета.

Миноносцы совсем без паров.

Большие корабли и 1-я полубригада миноносцев в трехчасовой готовности к выходу в море, а 2-я полубригада миноносцев в двухчасовой.

Разрешается чистка и небольшая переборка механизмов.

Корабли — на канатах, как обыкновенно.

Увольнение офицеров и команд, как при положении втором, но сроки по положению третьему.

Для съемки с якоря делаются сигналы, как при положении втором.

§ 4. Быть на положении четвертом (пол. 4).

Часть дежурная (один крейсер и один дивизион миноносцев).

После сигнала начальники бригады крейсеров и минной делают сигналы «такой-то крейсер» и «такой-то дивизион», что означает, что эти корабли дежурной части.

Это дежурство не имеет ничего общего с дежурством по рейду и не может с ним соединяться.

Дежурная часть держится на третьем положении.

Прочий флот.

В 10-часовой готовности (Три Святителя, Ростислав и другие суда с огнетрубными котлами без паров.)

Разрешается чистка и переборка механизмов с условием возможности окончания их в течение 10 час. после сигнала.

Отдельным кораблям командующим флотом разрешаются и более значительные работы.

Увольнение офицеров не более %, а команды по отделениям, с условием вернуться на корабль до конца срока готовности и не позже срока, назначенного для общего возвращения на свои корабли.

Для съемки с якоря делается сигнал «приготовиться к походу в таком-то часу», «иметь такой-то ход» и пр.

§ 5. Быть на положении пятом (пол. 5).

От кораблей в этом положении боевой готовности не требуется.

Увольнение на берег, как в мирное время. [233]

§ 6. Если нет позывных, то сигнал о положении касается следующих частей флота:

дивизии линейных кораблей;

бригады крейсеров;

минной бригады;

бригады подводных лодок;

охраны рейдов (кроме линейного корабля Георгий Победоносец);

госпитальных судов: Петр Великий и Колхида;

тралящей партии;

авиации;

Черномора, Водолея и других мореходных буксирных портовых пароходов.

§ 7. Линейный корабль Георгий Победоносец и другие корабли, стоящие на Северном рейде к западу от Инженерной пристани, имеют всегда пушки готовыми к немедленному открытию огня ночью по миноносцам, днем по подводным лодкам.

Корабли, стоящие к востоку от Инженерной пристани, имеют только дневальных и некоторое количество боевых запасов у пушек, стоящих открыто. На этих кораблях в холодное и ненастное время разрешается держать порты закрытыми, но не задраенными на все задрайки.

Начальник и помощник начальника охраны рейдов находятся всегда на своих постах с захода солнца до 8 час. утра.

§ 8. Суда плавучей базы, кроме госпитальных, находятся всегда в пол. 4, если им не сделано особого распоряжения.

§ 9. Корабли, стоящие в таком ремонте, который лишает их возможности выйти в море, находятся в пол. 5, без вреда, однако, для успешности работ.

§ 10. Заградителям указание о положении делается отдельно с их позывными.

§ 11. Бели сигнал, назначающий положение большей готовности, не указывает времени, с которого новое положение вводится, то это обозначает, что новое положение вводится по истечении того промежутка времени, которое полагалось при ранее бывшем положении до готовности дать ход.

Например: при положении 4 делается сигнал «пол. 1 в 12 час», значит новое положение входит в силу с 22 час. [234]

§ 12. Корабли в портах вне Севастополя по усмотрению своих флагманов или командиров переводятся на положение большей готовности, если обстоятельства того требуют.

Охрана рейдов

СЕВАСТОПОЛЬ Корабли охраны рейдов

§ 1. Обязанности кораблей охраны рейдов, базирующихся на Севастополь, были указаны выше.

§ 2. Кроме них в Балаклавской бухте всегда держится группа подводных лодок третьего дивизиона.

§ 3. Назначение этой группы — прикрывать работу тральщиков, а также выходы и входы флота в Севастополь.

При этом подводные лодки должны обеспечить флот от возможности неприятелю зайти в голову или тыл флота при его движении по стесненному фарватеру.

§ 4. Для этого лодки балаклавской группы своевременно занимают позицию, о чем получают приказания через начальника охраны рейдов.

§ 5. Заметив неприятеля, они действуют, имея в виду сказанное выше в § 3.

§ 6. Детали их действий и передача приказаний определяются особой инструкцией.

Общие основания службы батарей

§ 7. Для охраны в ночное время рейдов и стоящих на них кораблей от атак и всяких других покушений неприятеля служат батареи № 2, 4, 14, 23 и 24, а также 75-мм орудия при батарее № 9 и на Константиновской, все прожектора крепости и морские наблюдательные посты.

Действием всех этих средств от захода до восхода солнца распоряжается и руководит под своею ответственностью начальник охраны рейдов и его помощник; с наступлением же дня и до захода солнца означение средства всецело переходят к своему прямому начальнику.

§ 8. Дежурные батареи должны быть готовы к открытию огня тотчас же по обнаружении на внешнем рейде неприятельских [235] кораблей, для чего на каждую из них с наступлением темноты и до восхода назначаются офицеры, которые, находясь неотлучно и обязательно на брустверах батарей, несут наблюдательную службу и руководят действиями своих прожекторов. Означенные офицеры могут оставить свой наблюдательный пост не иначе, как сменившись с другим офицером. Эти же офицеры поверяют бдительность несения службы морскими наблюдательными постами и артиллерийскими наблюдателями, расположенными в районе их батарей.

§ 9. Личный состав дежурных батарей должен быть обязательно постоянным и делиться на четыре смены. С наступлением темноты очередная смена занимает места у орудий, а остальные три смены спят в бараке одетыми и занимают свои места по тревоге. Смена производится при теплой погоде через три часа, а при холодной через 1 1/2 часа. С рассветом и полным прояснением горизонта личный состав от орудий отпускается.

§ 10. Орудия дежурных батарей с заходом солнца заряжаются и к ним выносятся по 3 патрона, которые покрываются брезентом. Следует наблюдать, чтобы одни и те же патроны не выносились каждый вечер. С рассветом патроны убираются в погреба.

§ 11. Если в море имеются наши корабли, которым предписано будет возвращение после захода солнца, то об этом с вечера все батареи извещаются помощником начальника охраны рейдов. В случае же отсутствия таковых в море, они самостоятельно открывают огонь тотчас же по обнаружении в своем обстреле корабля.

§ 12. Перед заходом солнца вахтенные офицеры дежурных батарей обязаны проверить исправность телефонной связи с пунктом помощника начальника охраны рейдов и спросить о нахождении кораблей в море. Поверку исправности телефонной сети производить офицерам перед вступлением на вахту.

Готовность батарей

1. Быть на положении первом

§ 13. Весь личный состав находится на своих боевых местах.

§ 14. Орудия всех батарей крепости подготовлены к открытию огня, но не заряжены; заряжание производится с появлением неприятельских кораблей в виду крепости.

[236]

§ 15. Дальномеры готовы к действию.

Погреба открыты: погребные и подносчики находятся на своих местах.

§ 16. Командная и телефонная связь принимает только приказания и доклады.

Крепостное минное заграждение

§ 55. На обязанности начальника минной обороны лежит выполнение возможно лучшим и скорейшим способом установки минных заграждений, согласно с утвержденным планом минной обороны крепости Севастополь. Для сего в техническом отношении ему подчиняются все минные части, находящиеся в крепости, а именно: 2-я Севастопольская крепостная минная рота и Керченская крепостная минная рота. В отношении подчиненных частей начальник минной обороны пользуется правами полкового командира,

§ 56. Начальник минной обороны распределяет работу по устройству и содержанию минных заграждений между минными ротами и назначает начальников минных заграждений.

§ 57. По охране минных заграждений он руководствуется инструкцией начальнику охраны рейдов, сносясь по этому вопросу непосредственно с начальником охраны рейдов.

§ 58. Начальник минной обороны должен быть связан прямым телефоном с помощником начальника охраны рейдов (на батарее № 4) и с морской центральной станцией.

§ 59. Начальник минной обороны следит за правильным несением службы по устройству и содержанию минных заграждений; он выдает на минные станции письменные инструкции о порядке ввода и выключения боевых батарей, на основании нижеследующего: ввод боевых батарей в минные заграждения (заграждения опасны) производится: на ночь с наступлением темноты до рассвета, днем — по приказанию командующего Черноморским флотом (или главного командира Севастопольского порта во время отсутствия командующего), передаваемому с крепостным паролем через начальника охраны рейдов.

В случае приказания о содержании минного заграждения с постоянно введенными боевыми батареями (заграждения опасны все время) выключение боевых батарей производится также по приказанию командующего Черноморским флотом (или главного командира Севастопольского порта вовремя отсутствия [237] командующего), передаваемому с крепостным паролем через начальника охраны рейдов.

Начальный срок ввода боевых батарей в минные заграждения, а также изменение в порядке ввода боевых батарей, т. е. переход от содержания минных батарей опасными лишь ночью к содержанию опасными постоянно и наоборот, делается по приказу или письменному предписанию командующего флотом.

Приложение 2. Соображения оперативной части штаба командующего флотом о блокаде Угольного района, утвержденные командующим флотом 5 февраля 1916 г.

Сопоставление полученных данных разведки показывает, что пароходы-угольщики выходят из Босфора и Зунгулдака с темнотой или незадолго (час, полтора) до захода солнца и входят утром. Самый опасный для них район, мыс Баба-Кефкен, проходится ими в темноте.

Невозможность иметь всегда подводную лодку, при наличии всего двух исправных, заставляла оставлять Босфор без наблюдения на продолжительные сроки, а лодку у Зунгулдака чередовать с. миноносцами, которые, главным образом, держали блокаду днем.

Появление наших миноносцев днем в Угольном районе предупреждает турок об опасности и заставляет их быть осторожными, предполагая вероятным возвращение миноносцев в блокируемый район и ночью.

Отсутствие миноносцев днем всегда обозначало свободный проход для пароходов и ночью.

Ввиду этого, а также ввиду вступления в строй Моржа возможно испробовать порядок блокады по иной схеме.

Блокада может поддерживаться или у Босфора, или в Угольном районе, или в том и другом участках одновременно.

Босфорский район, имея преимущество перед Угольным в том, что блокирующие корабли одновременно наблюдают за путями и от Анатолии и от Румелии, обладает крупным недостатком, заключающимся в том, что ввиду наличия минного заграждения он представляет значительные навигационные трудности, которые не позволяют ночное плавание [238] здесь миноносцев, а подводная лодка, отошедшая в море для зарядки, может подобраться на позицию только к десяти часам. При этом, значит, пропускается много светлого времени, в течение которого пароходам легко проскользнуть в Босфор. Угольный район (Зунгулдак-Кефкен) представляется более выгодным, так как здесь можно держать под непосредственным наблюдением вход в Зунгулдак и плавание ночью не представляет больших трудностей.

Схема блокады Угольного района

Район блокируется: днем — подводной лодкой, ночью — парой миноносцев.

Подводная лодка наблюдает только за Зунгулдаком, причем время пребывания ее в погруженном состоянии определяется приходом на позицию перед входом в порт — перед рассветом и уходом с позиции — с наступлением полной темноты.

Для зарядки и отдыха лодка пользуется темным временем, отходя вне видимости берегов (далеко отходить не придется) в МО-направлении.

Если бы, ввиду увеличения светлого времени дня, такой порядок оказался трудным для подводной лодки, она может уходить в море вне видимости берегов и на несколько светлых часов, но при непременном условии быть на позиции по обе стороны восхода и захода солнца, захватывая возможно больше светлых часов после восхода и перед заходом. Лодка ничем не должна выдавать своего присутствия.

Ночью блокада переходит к миноносцам.

Пара миноносцев с наступлением темноты приближается к берегу с расчетом не обнаруживать своего присутствия. Они держатся в течение всего темного времени на линии мыс Баба-Кефкен ломаными курсами, отходя от этой линии к N и S, примерно, на 5 миль. Перед наступлением рассвета, так, чтобы не быть замеченными с берега, большим ходом отходят на N, где весь день держатся малым ходом или без хода, и возвращаются в район блокады в темноте.

При предлагаемом способе:

1) устраняется все увеличивающаяся опасность для миноносцев от подводных лодок, изучивших курсы миноносцев и порядок дневного обхода Угольного района; [239]

2) упраздняется необходимость в прикрытии линейными кораблями, которые, в свою очередь, требуют охраны из миноносцев; расход миноносцев и без того, ввиду операций в восточной части моря, становится очень велик;

3) увеличивается вероятность встречи парохода ночью, хотя в то же время сводится до минимума вероятность захвата парусников, что, впрочем, имеет сравнительно ничтожное значение;

4) увеличивается продолжительность пребывания миноносцев в блокаде ввиду малых ходов, так как теперь, справедливо опасаясь подводных лодок, миноносцы ходят в Угольном районе до 18 узлов.

Приложение 3. План операций Черноморского флота с 15 декабря 1915 г. до получения новой директивы

Начальнику штаба верховного главнокомандующего

Представляя «План операций Черноморского флота с 15 декабря до получения новой директивы», докладываю, что для данного момента, в обстановке, создавшейся на Ближнем Востоке (В связи с занятием Сербии, главною задачею Черноморского флота полагал бы десантную операцию в восточной части Анатолии для содействия кавказской армии разгромить анатолийскую армию турок, для чего нанести удар в ее тыл — из Трапезонда на Эрзерум.

Высказывая это свое мнение и представляя одновременно особую записку по этому вопросу, я пока, до получения новой директивы, руководствуюсь директивами, полученными ранее в письме от 18 ноября 1915 г., за № 1194 и телеграмме 3 января 1916 г. за № 1.

Адмирал Эбергард

ПЛАН ОПЕРАЦИЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА С 15 ДЕКАБРЯ 1915 г. ДО ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ДИРЕКТИВЫ

Директива

Лишение Турции угольного подвоза и возможно полное пресечение всяких подвозов к анатолийской армии, причем, однако, действия против Угольного района не должны ослабевать. [240]

(Письмо начальника штаба верховного главнокомандующего от 18 ноября 1915 г., № 1194 и телеграмма его № 1, от 3 января 1916 г.).

Операция

Главная операция — блокада Угольного района. Второстепенная операция:

1) действия на сообщения анатолийской армии;

2) действия на сообщения Германия — (Босфор — Анатолия;

3) действия против баз неприятельских подводных лодок в Варне, Бургасе и Константинополе.

Обстановка

Подавляющее превосходство наших главных сил линейного флота над неприятельскими в значительной степени утрачивает свое значение благодаря:

1) недостатку миноносцев для охраны от подводных лодок;

2) отсутствию быстроходных крейсеров;

3) большим расстояниям до объектов.

Так как все объекты, кроме морских сообщений анатолийской армии, близки к базе неприятельского флота — Босфору, все действия противнику, наоборот, облегчаются. Этому способствует легкость наблюдения с берега за нашими кораблями, короткость его путей и продолжительность зимних ночей.

Поэтому флот в состоянии одновременно выполнять хорошо только одну операцию, отвлекая часть своих сил для других лишь в промежутки.

Выполнение операций

1) Блокада Угольного района производится отделениями нефтяных миноносцев, поддерживаемых по очереди тремя маневренными труппами кораблей.

Периодически, ввиду недостатка миноносцев, блокада возлагается на подводные лодки.

По мере возможности, бомбардировками и налетами гидросамолетов разрушаются портовые сооружения и приспособления для добычи угля.

Заграждение порта Зунгуддака минами и затоплением пароходов не производится, так как первое, будучи протралено, будет больше стеснять нас, нежели противника, а второе невозможно выполнить при имеющихся у неприятеля батареях. [241]

2) Действуя на путях Германия — Босфор — Анатол и производятся поисками миноносцев на линиях Румыния — Болгария — Босфор.

3) Действия на сообщения анатолийской армии производятся постоянно кораблями Батумского отряда. По мере возможности уделять часть сил из блокады Угольного района, с той же целью посылаются корабли, обычно занятые выполнением главной задачи. Они производят неожиданные набеги, по возможности одновременно появляясь во многих районах побережья.

Эти корабли захватом пленных и высадкой разведывательных партий определяют пути и способы подвоза к анатолийской армии подкреплений и снабжения.

В зависимости от полученных данных производятся высадки малого десанта для препятствования этому снабжению, отвлечения сил на побережье и разрушения ценных сооружений.

8 случае же наличия достаточных сил, производится крупный десант для занятия Трапезонда, как базы для тылового удара по анатолийской армии в Эрзеруме, или же Зунгулдака, как промежуточной базы для мелких судов при десанте у Босфора и для завладения Угольным районом.

Об операциях на Трапезонд — Эрзерум прилагается особая записка; об операции же на Зунгулдак записка будет представлена дополнительно.

Если же по количеству войск, которые окажется возможным выделить, серьезная операция на Трапезонд будет невозможна, то могут быть выполнены высадки в тыл левого фланга анатолийской армии, на участке Архаве — Ризе с целью окружения левого фланга неприятеля и соединения высаженного десанта с нашим Приморским отрядом.

Адмирал Эбергард

9 января 1916 г.

Приложение 4. Правила входа и выхода судов на батумском рейде

Ночью

1) Вход транспортных и коммерческих судов воспрещается.

2) О всяком выходе в море военного корабля за час до [242] момента выхода за боны старший морской начальник на рейде извещает начальника приморского отдела обороны для осведомления батарей.

3) Всякий военный корабль, подходящий к Батуму, за два часа до входа на рейд по радио извещает старшего морского начальника на рейде, который, в свою очередь, извещает начальника приморского отдела обороны о времени, числе и типе входящих кораблей и каким фарватером, для своевременного осведомления батарей и командира порта — для своевременного открытия маяка и прожектора-указателя.

4) Прожектор-указатель закрывается по условным сигналам (5 длительных вспышек прожектора со входящего корабля), а маяк — по приказанию командира порта по миновании надобности.

5) Все военные корабли у бонов встречаются брандвахтенным катером и далее следуют «а рейд точно по его указаниям. В случае туманной погоды или особых приказаний командира порта, брандвахтенный катер встречает военные корабли в море у начала северного или южного входов.

Днем

1) Выход всех транспортных судов в море допускается только с разрешения старшего морского начальника на рейде, передаваемого через брандвахту.

2) О всяком выходе в море военного корабля за час до момента выхода за боны старший морской начальник на рейде извещает начальника приморского отдела обороны для осведомления батарей.

3) См. п. 3 «Ночью».

4) Вход всех частных судов на рейд происходит с разрешения брандвахты или начальника охраны рейдов.

5) См. п. 5 «Ночью».

6) О всяком предстоящем входе и выходе в море наших миноносцев и, в особенности, подводных лодок старший морской начальник на рейде осведомляет начальника приморского отдела обороны с особой полнотой, во избежание ошибок.

Световая завеса устанавливается только по приказанию начальника отдела обороны.

Сигналом о полном прекращении огня батареями будет служить вертикальное качание луча прожектора на Бурун-Табие. [243]

Степень боевой готовности батарей

Днем: а) 254-мм пушки подготовлены к заряжанию. Погреба закрыты решетчатыми дверьми и запломбированы. Производится Поверка регулировки дальномеров и правильность действия командной и дальномерной телефонной связи. Орудийная прислуга — в помещениях на батареях. Очередные наблюдатели (два человека на прибор) — в дальномерном павильоне, остальные — в своих помещениях.

б) 152-мм батареи Канэ, 152-мм в 190 п., 75-мм и полевые — одно орудие в полной боевой готовности (орудие готово к заряжанию, прислуга при орудии). Остальные орудия принимают такое же положение по тревоге на батарее.

Дальномеры с полной прислугой готовы к действию.

Ночью: а) 254-мм пушки — орудийная принадлежность при орудиях, погреба закрыты, прислуга и дальномерщики — в своих помещениях. Батареи приводятся в боевую готовность по тревоге.

б) 152-мм Канэ, 152-мм, 75-мм и полевые — все орудия в полной боевой готовности, но при орудиях половина прислуги, другая половина прислуги выбегает к орудиям по тревоге.

в) (Все прожекторы с наступлением темноты должны быть всегда готовы к освещению по первому приказанию (у керосиновых двигателей подогреты груши).

За час до восхода солнца и до полного рассвета: все 254-мм и 152-мм, а также дальномеры в полной боевой готовности, погреба открыты, подносчики и погребные на своих местах, 75-мм и полевые орудия в такой готовности, как и ночью.

Весь личный состав батарей и взводов на своих боевых местах.

Приложение 5. Временные правила охраны батумского рейда от торпедных атак

Задача охраны

Обеспечить корабли на Батумском рейде днем и ночью от атак неприятельских подводных лодок и миноносцев. [244]

Силы охраны

1) Приморские батареи Михайловской крепости.

«Тамара» — полевые поршневые пушки 2

«Барцхана» — полевые поршневые пушки 2

«Бурун-Табие» — 152-мм пушки Канэ 4

« — полевые поршневые пушки 2

«Маяк» — 75-мм пушки флота (в оперативном отношении подчиняются начальнику приморского отдела обороны крепости) 2

«Черноморская» — 152-мм пушки в 190 п 4

«Чорохская» — полевые поршневые пушки 2

Сверх того, для действия против крупных кораблей неприятельского флота, прикрывающих минные атаки, четыре 254-мм пушки («Барцхана» 2, «Черноморская» 2).

2) Прожекторы: а) завесные: «Тамара», «Черноморская» — 2, б) искатели: высота 40, «Бурун-Табие» — 2.

3) Наблюдательные пункты: «Кахабери», «Маяк» и батарейные («Тамара», «Барцхана», «Бурун-Табие», «Маяк», «Черноморская» и «Чорохская»).

Начальник охраны

Начальник приморского отдела обороны Михайловской крепости.

Связь

Центральный командный пункт начальника приморского отдела обороны на Бурун-Табие имеет непосредственную телефонную связь:

1) с наблюдательным пунктом «Кахабери»,

2) с наблюдательным пунктом «Маяк»,

3) с командиром брандвахты,

4) с управлением военного порта,

5) с центральной станцией службы связи,

6) со старшим морским начальником на рейде.

Кроме того, батарея и прожекторы связаны с Центральной Бурун-Табие и между собой общей артиллерийской и командной сетью.

Охрана днем

Служба связи Черного моря постоянно извещает начальника приморского отдела обороны о всех замеченных [245] неприятельских подводных и надводных кораблях в районе Поти — Батум — Трапезонд.

Старший морской начальник на рейде осведомляет начальника приморского отдела обороны о предстоящем подходе к Батуму наших военных кораблей.

Наблюдательные посты и дежурный или вахтенные на батареях с рассветом наблюдают за прилежащей к ним полосой моря до горизонта, имея главной целью обнаружить неприятельскую подводную лодку в надводном или подводном положении.

Заметив оную или какой-либо подозрительный предмет, немедленно доносят по телефону: «Кахабери» и «Маяк» — начальнику приморского отдела обороны, а остальные — на свои батареи.

Командир батареи доносит немедленно о замеченном начальнику приморского отдела обороны и самостоятельно открывает огонь в пределах назначенных углов обстрела, если заранее не было получено от начальника отдела обороны предупреждения о выходе нашей подводной лодки. Таковое предупреждение должно исходить от старшего морского начальника на рейде через начальника отдела обороны.

Охрана ночью

Начальник приморского отдела обороны должен быть заблаговременно уведомлен старшим морским начальником на рейде о всяком предстоящем выходе в море или входе в бухту каких-либо кораблей с указанием числа, типа, точного времени и каким фарватером.

Наблюдательные посты тщательно следят за прилегающей к ним полосой моря и о всяком корабле или о каком-либо предмете на воде немедленно докладывают своему командиру батареи, а маяк доносит начальнику приморского отдела обороны.

Командир батареи доносит немедленно о замеченном начальнику приморского отдела обороны и самостоятельно открывает огонь, если заранее не было получено от начальника отдела предупреждения о входе или выходе какого-либо нашего корабля (в случае порчи телефона с наблюдательного поста пускаются две сигнальные ракеты), [246] Прожекторы-искатели открывают освещение по приказанию командиров своих батарей (расписания прожекторов по батареям даны командирам батарей и прожекторов), действуют по их указанию и закрываются немедленно по миновании в них надобности. Об открытии прожектора командир батареи доносит немедленно начальнику приморского отдела обороны.

Приложение 6. Доклад командующего Черноморским флотом в ставку 9 января 1916 г. По вопросу об овладении Трапезондом при посредстве десанта

Принимая во внимание поступающие в настоящее время настойчивые сведения о передвижениях турецких войск со стороны Константинополя вдоль побережья Черного моря к Трапезонду и считая вполне естественным, что турки пользуются для передвижения войск и грузов прибрежной дорогой, так как единственная дорога Ангора — Эрзерум вследствие своего состояния не может обслуживать всю турецкую армию, командующий кавказской армией признает крайне желательным сделать оттяжку и разброску части неприятельских сил вдоль побережья Черного моря.

В соответствии с этим, отметив в своем секретном письме ко мне 26 декабря, что с предполагаемым к весне окончанием постройки всей железной дороги Ангора — Эрзерум значение береговой дороги совсем падет, генерал-от-инфантерии Юденич выражает предположение о возможности в настоящее время достигнуть указанной им цели путем небольших морских набегов на различные пункты побережья для захвата жителей и их опроса, а также, чтобы не только заставить турок задержать на побережье часть своих сил, но и получать крайне нужные теперь сведения о передвижениях турецких войск.

Сомневаясь в возможности широкого использования приморской дороги для передвижения военных сил Турции, но придавая первостепенное значение положению, создавшемуся на Ближнем Востоке после открытия прямого туда пути, по которому наши противники могут непосредственно и небольшими силами помочь Турции в действиях против нашего кавказского фронта, я думаю, что предположения командующего кавказской армией надлежало бы развить до размеров десантной экспедиции, направленной по важному для неприятеля направлению на [247] Эрзерум с тыла и в то же время, с точки зрения морской по линии наименьшего сопротивления, — на Трапезонд для содействия наступлению нашей армии в Армении.

В соображении, что указанный пункт и направление операций флота с транспортной флотилией находятся в наибольшем отдалении от неприятельских морских сил и средств, я полагаю, что при соблюдении внезапности удара мы можем достигнуть успеха, в особенности, если мы, до наступления решительного момента, демонстрациями не обнаружим наших намерений в восточной половине анатолийского побережья.

Мне представляется, что, с высаженным на анатолийском берегу десантом достаточной силы, кавказская армия, поддержанная Черноморским флотом, одновременно с фронта и тыла, может разгромить анатолийскую армию и воспрепятствовать ее большему усилению передвижением на Кавказ новых подкреплений, что особенно вероятно, если предположить, что слух о походе на Египет пущен намеренно лишь для демонстрации.

Усиление турок на кавказском фронте и возможные здесь для нас осложнения могут принять угрожающие общему стратегическому положению размеры, в предотвращении которых, по моему рассуждению, необходимо безотлагательное завершение начавшегося разгрома турецкой малоазиатской армии с помощью десанта на Трапезонд.

Представляя эти мои общие соображения на заключение, прошу не отказать в сообщении мне ваших указаний относительно целесообразности предлагаемой операции по общей стратегической обстановке, и в случае одобрения, о тех сухопутных силах, которые могут быть даны в десант. На этих ваших указаниях будут основаны мой ответ и дальнейшие сношения с ген. Юденичем о способах и пределах содействия флота нашей кавказской армии.

Эбергард 9 января 1916 г.

Приложение 7. Предположение о совместных действиях армии и Черноморского флота на армянском театре

Цель действия

Удар в тыл анатолийской армии (по Эрзеруму) для содействия кавказской армии в разгроме турок. [248]

Обстановка

Принимается:

1) что турецкие 10-й, 11-й и 9-й корпуса, под влиянием успеха кавказской армии в начале января, стянуты к Эрзеруму для его защиты;

2) что подступы к Эрзеруму прикрываются трудно доступными хребтами, с севера Думлудагом, с востока Девебойну и с юга Палэнтекенюм, почему взятие его наиболее легко с запада;

3) что главный путь Трапезонд — Байбурт, совместно с дорогами через Калькит — Чифтлик — Мамахатун — Эрзинджан и вьючными от нескольких пунктов побережья между Трапезондом в Ризе, выходящими на шоссе Трапезонд — Эрзерум, дают возможность, комбинируя войска с колесным и вьючным обозами, одновременно двинуть на Эрзерум силы, достаточные для выполнения операции (около двух корпусов).

Для этого необходим захват Трапезонда, как головного этапа всей десантной операции, и ряда пунктов от Платаны до Ризе для расширения базы наступления.

Обеспечение

1) Для обеспечения операции от подкреплений, могущих подойти с запада и юго-запада, необходим заслон или на линии Калькит — Чифтлик — Эрзинджан или на линии Кара — Хиссар — Риф ас — Эрзинджан. Последняя линия, давая более надежное обеспечение безопасности операции, в то же время разгружает коммуникационный путь Трапезонд — Гюмиш-хана, т. е. войска, находящиеся на этой линии, могут базироваться на Керасунд.

2) Для улучшения связи с кавказской армией и обеспечения отхода, в случае прорыва австрийского флота в Черное море, необходимо занятие всего побережья от Платаны до Архаве.

Выполнение

3) Захват Трапезонда и других пунктов побережья не представит, вероятно, больших затруднений, так как по имеющимся сведениям гарнизон Трапезонда, не считая переходящих частей, состоит не более как из 6 000 штыков, при 24–28 орудиях 75– и 150-мм калибров, и инженерная подготовка незначительна; прочие же пункты не укреплены вовремя. [249]

Исходные пункты

Для первого эшелона наилучшими пунктами представляются:

1) для головного отряда (одна дивизия) — Одесса;

2) для другой дивизии — Новороссийск — Туапсе (сосредоточение в районе Тихорецкая — Армавир).

Избрание таких пунктов вызывается необходимостью ввести неприятеля в заблуждение относительно цели, ему должно способствовать сосредоточение в Одессе вновь формируемых частей (не едущих в действительности в десант), и дает возможность подготовить личный состав назначенной дивизии для предстоящей десантной операции.

Сосредоточение же второй дивизии и остальных войск в районе Тихорецкая — Армавир, в тылу кавказской армии, не может вызвать предположений об их действительном назначении.

Головной отряд и морские батальоны, свободно размещенные на всех транспортах флотилии, внезапно перебрасываются в Новороссийск и Туапсе, где на те же транспорты сажаются перекинутые по железной дороге части второй дивизии. Отсюда весь корпус направляется в район высадки.

Кроме того, из Поти и Батума на мелких кораблях перекидываются некоторые части войск (около одной бригады пехоты).

Второй и последующие эшелоны берутся исключительно из кавказских портов.

Базирование

Имея в виду безопасность морской коммуникации, базирование десанта должно быть исключительно на кавказские порты.

Внезапность

Так как залогом успеха является полнейшая тайна и внезапность, должны быть приняты особые меры, дабы все предварительные передвижения войск носили характер сосредоточения для других целей и чтобы войска до выхода в море не знали о действительном объекте действий; а войска, сосредоточенные в Одессе, флот и транспортная флотилия готовились бы для действия на западном побережье Черного моря. [250]

Разработка плана операции должна производиться возможно меньшим числом лиц.

Командующий Черноморским флотом

Адмирал Эбергард 9 января 1916 г.

Приложение 8. Соглашение представителей Кавказской армии и Черноморского флота в Эрзеруме 8 февраля 1916 г.

8 (21) февраля 1916 г. в крепости Эрэерум совещание под председательством командующего кавказской армией ген. Юденича, гари участии ген. Палицына, ген. Янушкевича, начальника штаба армии ген. Болховитинова, генерал-квартирмейстера армии ген. Томилова и представителя Черноморского флота флаг-капитана оперативной части капитана 1-го ранга Кетлинского, обсудив записку последнего от 6 (19) февраля 1916 г. на имя начальника штаба армии, пришло к перечисленным ниже выводам.

Выводы эти по отношению к кавказской армии одобрены главнокомандующим кавказской армией.

А. Требования к Черноморскому флоту от обстановки на кавказском театре:

§ 1. Кавказская армия придает весьма большое значение занятию Трапезонда, как угрозе тылу турецкой армии, действующей против Эрзерума, так и для дальнейшего нашего наступления.

§ 2. Теперь и в ближайшее время кавказская армия не в состоянии выделить силы, необходимые для занятия и удержания Трапезонда.

§ 3. Поэтому выполнение этой операции ставится в зависимость от назначения в распоряжение командующего Черноморским флотом соответствующих сил (около корпуса) из Европейской России.

§ 4. Эту операцию следует разработать и произвести Черноморскому флоту, причем корпус должен остаться в подчинении командующего флотом до момента соединения десанта с Приморским отрядом или армией в Эрзеруме — (Гюмиш-хана, с какого [251] момента он переходит в подчинение главнокомандующего кавказской армией.

§ 5. В ближайшее время для кавказской армии, независимо от решения вопроса о Трапезонде, необходимы действия флота на сообщения анатолийской армии и поддержки наступления Приморского отряда.

Б. Степень выполнимости перечисленных требований средствами флота:

§ 6. Емкость транспортной флотилии равна одному корпусу; поэтому занятие Трапезонда или другого пункта десантом возможно только до тех пор, пока силы неприятеля в этом пункте таковы, что для его занятия одного корпуса достаточно.

§ 7. Второй корпус (и каждый следующий) может быть переброшен приблизительно через три недели.

§ 8. С момента предупреждения вся транспортная флотилия готова через три недели. Часть флотилии может быть изготовлена значительно скорее.

§ 9. Флот не допустит перевозки крупных подкреплений или снабжений к анатолийской армии на пароходах.

§ 10. Подвоз на мелких транспортах деятельно преследуется флотом, но вследствие недостатка миноносцев и особых условий плавания парусников вдоль берегов Анатолии, флот не может прекратить совсем этого подвоза без занятия ряда пунктов на берегу, для чего нужны сухопутные силы.

В. Порядок сношений и взаимоотношений:

§ 11. В дальнейшем штаб кавказской армии, намечая операции, в которых может потребоваться содействие флота, входит в предварительные сношения со штабом Черноморского флота.

§ 12. В случаях необходимости внезапно обратиться к флоту за содействием, кавказская армия указывает только, для какой цели нужно это содействие, не касаясь способов и средств выполнения.

§ 13. Комендант Батумской крепости, как подчиненный командующему Черноморским флотом во всем, что касается действий на море (см. Боевое расписание Черноморского флота), сносится непосредственно с командующим флотом и его штабом по всем морским вопросам уже решенных операций.

Переговоры же с флотом о новых намечаемых операциях производятся исключительно через штаб главнокомандующего кавказской армией. [252]

§ 14. Командующий флотом является ответственным за все происходящее на Черном море; поэтому он один руководит всеми боевыми действиями и движением кораблей в пределах Черного моря.

§ 15. Взаимоотношения частей армии и флота при выполнении смешанных операций определяются секретным приказом начальника штаба верховного главнокомандующего 16 января 1916 г. за № 66, «Положением для перевозки войск по Черному морю», «Руководством для выполнения десантной операции на Черном море» и «Боевым расписанием Черноморского флота на время войны», утвержденным верховным главнокомандующим 8 июля 1915 г.

Тифлис, 12 февраля 1916 г.

Подписали: Начальник штаба кавказской армии генерал-майор Болховитинов и флаг-капитан оперативной части штаба командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Кетлинский.

Приложение 9. Некоторые соображения морского командования относительно деятельности Черноморского флота в восточной части Черного моря весной и летом 1916 г.

Непрерывная активная до сих пор деятельность Черноморского флота парализовала неприятельский флот. Но он существует в том же составе (кроме крейсера Меджидие) и все время усиливается новыми подводными лодками.

Бели флот будет привязан на долгое время к восточной части моря для прикрытия операции Приморского отряда и его снабжения морем и, таким образом, перейдет к пассивной, оборонительной (по отношению к флоту неприятеля) деятельности, то турецкий флот снова оживет.

Это скажется, прежде всего, нападениями его кораблей на малые корабли и транспорты в районе Лазистана.

Кроме того, длительное пребывание флота (хотя бы частями) в районе Батума, где нет нужных баз, изнашивает нежные механизмы малых кораблей (за операцию Вице — Ризе выведены из строя почти все миноносцы), а потому флот может оказаться не в силах выполнить главное свое назначение, когда придет [253] для этого время. То же — с транспортами. Они приготовлены для определенной крупной операции.

Подвергая их ударам неприятеля и выводя (как все Эльпидифоры за операцию до Ризе) постепенно из строя, мы рискуем иметь их в недостаточном числе к нужному моменту.

Для устранения вышесказанных возможных нежелательных явлений необходимо:

а) организовать снабжение Приморского отряда соответствующим образом;

б) устроить и организовать маневренные базы флота и промежуточные — армии.

А. Организация снабжения армии морем

В Ризе (а потом в Трапезонде) должна быть только промежуточная база для распределения снабжения по приморскому фронту.

В Батуме же (а если окажется невозможным из-за тесноты, то и в Поти) должна быть главная тыловая база армии, где должны быть запасы не менее как на 2 месяца.

При этом подвоз в тыловую базу делается изредка отрядами транспортов под прикрытием флота, а также одиночными транспортами без прикрытия. Этот подвоз должен быть не срочный, допускающий длительные перерывы. Подвоз производится транспортной флотилией, движения которой регулируются штабом командующего флотом.

Подвоз из тыловой базы в Ризе должен производиться нередка отрядами транспортов под прикрытием флота (и почти непрерывно на фелюгах, а также на паровых и моторных малоценных судах). Он выполняется начальником тыловой базы и регулируется начальником корабельного прикрытия или директивами штаба командующего флотом. Запасы в Ризе должны допускать полный перерыв движения на десять дней.

Переход к новой организации подвоза лучше всего сделать сразу, как только освободятся транспорты от ближайшей перевозки войск.

Б. Базы

Для флота, маневренные, в Батуме и Ризе. Батум. При оборудовании порта необходима организация охраны рейда от атак, с подчинением охранных батарей начальнику [254] охраны рейда в оперативном отношении (только для отражения атак миноносцев и подводных лодок).

Ризе должно быть оборудовано и организовано согласно с секретным приказом начальника штаба верховного главнокомандующего 16 января 1916 г. за № 66.

Для армии — промежуточная в Ризе и тыловая в Батуме (или Поти).

В Ризе и Поти (если он будет необходим) должны быть:

— защита с суши в руках армии, защита с моря (мины, сети, батареи, прожектора и т. п.) в руках флота, при организации согласно с приказом начальника штаба верховного главнокомандующего № 66.

В. О предстоящих операциях

Возможные ближайшие операции флота в восточной части моря:

1. Взятие Трапезонда десантом с моря.

2. Взятие Трапезонда десантом с моря и Приморским отрядом с суши.

3. Прикрытие и поддержка операций Приморского отряда при движении сушей на Трапезонд.

4. Прикрытие и производство (транспортной флотилией) снабжения армии морем.

Первая операция зависит от назначения верховным главнокомандующим достаточных сухопутных сил (§ 3 Эрзерумского соглашения).

Вторая — или от того же, или от назначения этих сил главнокомандующим кавказской армией.

Третья — от хода операций Приморского отряда.

Четвертая — (обязательна во все время войны.

Выбор той или другой операции зависит от стратегической обстановки на суше, возможности выделения тех или иных сухопутных сил и вообще от решения высшего командования сухопутными аилами.

Но в том случае, если бы взятие Трапезонда было поставлено объектом для ближайшей операции, то при выборе той или другой из перечисленных выше трех операций следует иметь в виду, что для флота, имея в виду сказанное в начале настоящей записки, выгоднее та операция, где напряжение сил, хотя и больше, но короче, т. е. первая. [255]

За нее говорят еще следующее:

а) Быстрое движение десанта не позволит неприятелю приготовиться подвезти подкрепления.

б) Следуя быстро за взятием Эрзерума, операция будет выполняться в момент упадка духа неприятеля.

в) Операция будет выполняться при нерастраченных еще на мелкие задачи силах флота и транспортной флотилии.

г) Неприятель не успеет стянуть к Трапезонду подводных лодок и организовать их базы.

д) Неприятель не успеет подвезти к Трапезонду дарданельские части, опытные в отражении десанта.

е) Представляя больший риск по сравнению с продвижением берегом, операция десанта зато сразу достигнет цели.

В случае первых трех операций разработка и выполнение их производятся, согласно с Эрзерумским соглашением, тогда, когда определятся время и назначенные для операции сухопутные силы.

Что же касается четвертой операции, а также устройства и организации баз для флота и армии и в связи с этим всей организации снабжения Приморского отряда с моря, то эти вопросы должны быть решены теперь же, так как без этого решения не могут ни готовиться, ни выполняться ни одна из перечисленных операций.

Также для своевременной подготовки флота и транспортов нужно узнать возможно скорее:

1) какие силы считаются достаточными для взятия и удержания за нами Трапезонда;

2) каковы, в пределе, те силы Приморского отряда и других частей, снабжение которых должно будет идти морем;

3) когда, предположительно, та или другая из перечисленных операций может быть выполнена;

4) на какой грани неприятельской территории высшее командование кавказской армии предполагает остановиться, если не будут даны значительные подкрепления с севера;

5) следует ли считать Ризе настолько обеспеченным, что можно устанавливать в нем батареи Канэ, прожекторы, сети и другое оборудование, на эвакуацию которого потребно две недели.

5 марта 1916 г., № 440

Командующий Черноморским флотом

Адмирал Эбергард [256]

Приложение 10. Дополнительное соглашение представителей Кавказской армии и Черноморского флота в Батуме 18 апреля (1 мая) 1916 г.

Начальник штаба кавказской армии генерал-майор Болховитинов и флаг-капитан оперативной части штаба командующего Черноморским флотом кап. 1-го ранга Кетлинский, последний по уполномочению командующего флотом (согласно № 559 от 15 апреля), обсудив вопрос о предстоящей в ближайшем будущем перевозке 123-й и 127-й дивизий на анатолийское побережье, наметили нижеуказанный порядок действий, который, по отношению к кавказской армии, одобрен главнокомандующим.

1. Так как главному командованию угодно было высказать, что пункт посадки ему безразличен, то выбор одного или нескольких пунктов посадки остается на усмотрении командующего флотам.

2. (Ввиду того что во время перевозки десанта ни средств транспортной флотилии, ни средств боевого флота для охраны недостаточно для производства побочных операций, на все это время:

а) прикрытия побережья Анатолии и движения транспортов вдоль берега не будет;

б) огневой поддержки сухопутных действий оказываться не будет;

в) переброски части десанта и укомплектования, подобно бывшим 8 апреля из Ризе в Хамуркан, не будет.

3. Ввиду вышеизложенного является необходимость заблаговременно до начала перевозки обеспечить как нынешний Приморский отряд, так и вновь перевозимые войска всем необходимым снабжением на время до возобновления правильного подвоза, т. е. до конца мая.

4. Согласно ведомости грузов (Приморского отряда, средствами транспортной флотилии, которые могут быть для этого выделены за удовлетворением других подобных насущных нужд подвоза кавказской армии и западного фронта, это сосредоточение снабжения (может быть закончено только 13 мая.

5. Следовательно, операция перевозки может начаться не ранее 13. мая, а высадка — не ранее 18–19 мая. [257]

6. Высадка производится в районе Трапезонда, причем выбор самого пункта высадки будет сделан командующим флотом.

7. По прибытии подкреплений к Приморскому отряду занимается горный массив к югу от Иероса и вполне обеспечивается со стороны материка Платана, для устройства в ней и самом Трапезонде порта, могущего служить как базой прикрывающей Анатолию части флота, так и портом, питающим армию

8. Флот берет на себя вооружение и обслуживание морского фронта трапезондской крепости, причем фронт этот находится в ведении командира трапезондского военного порта и начальника его морской базы.

Подписали: Начальник штаба кавказской армии генерал-майор Болховитинов и флаг-капитан штаба командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Кетлинский.

г. Батум. 18 апреля 1916 г.

Примечания