Наступление Союзников в Северной Африке
В истории коалиционных войн вряд ли можно найти пример более тесного сотрудничества и более глубокого взаимного доверия, чем то, которое существовало во время Второй мировой войны между Англией и Соединенными Штатами. Частично это объясняется совпадением интересов этих стран, достигнутым благодаря усилиям глав их правительств — премьер-министра Черчилля и президента Рузвельта; частично — это результат деятельности генерала Эйзенхауэра, который, являясь главнокомандующим союзными войсками, поставил перед собой задачу добиться прочного согласия сторон и не допускать споров между подчиненными. Отчасти этому способствовало желание всех высших офицеров обеих стран разрешать все вопросы в духе дружбы и стремиться к достижению общей цели. Однако, несмотря на превалировавшее в деятельности офицеров согласие, военные и политические лидеры двух союзных стран неоднократно вступали в ожесточенные споры по вопросам большой стратегии.
Основное разногласие касалось вопроса о том, где и когда нанести противнику главный удар. Американцы считали целесообразным как можно скорее нанести прямой удар в сердце Германии. Англичане же были сторонниками обходных и фланговых маневров, окружения и истощения сил противника перед нанесением [169] удара в его сердце. Наиболее значительный вклад англичан в стратегию Второй мировой войны, с одной стороны, состоял, видимо, в том, что они удерживали себя и американцев от вторжения в Западную Европу до тех пор, пока Германия не была достаточно ослаблена, а союзники не стали достаточно сильными для завоевания быстрой и не слишком дорогой победы, С другой стороны, наиболее важный вклад американцев в стратегию Второй мировой войны состоял в том, что они убедили англичан в необходимости вторгнуться в Западную Европу в середине 1944 года, до того как немцы смогли бы наладить производство страшного ракетного оружия.
Объяснение тому факту, что англичане уклонялись от вторжения в Европу, следует искать в двухсотлетнем историческом периоде развития английской военной мысли и в накопленном Англией опыте ведения войн. В семилетней войне 1756—1763 годов Уильям Питт выдвинул свой знаменитый план и заложил тем самым основы Британской империи. Этот план состоял в том, чтобы одержать победу над Францией и ее союзником — Испанией не путем высадки основной армии на континент, а путем поставок своим континентальным союзникам всех необходимых материалов, используя английскую военно-морскую мощь для нарушения морских сообщений противника, для захвата его торговых судов, для поддержки союзных войск, штурмующих позиции противника на суше, и для нанесения ударов по заморским владениям противника. Таким образом, используя лишь минимальные военные силы, Великобритания с успехом сдерживала Францию и Испанию в Европе и в то же время устанавливала свое господство в Индии, Канаде и на будущей территории Соединенных Штатов, распространив в дальнейшем это господство на запад до Миссисипи.
В наполеоновских войнах 1793-1815 годов Великобритания придерживалась такой же стратегии периферийных [170] войн. Участвуя в трех коалициях, она оказывала поддержку своим союзникам на континенте н использовала свою морскую мощь для изоляции противника почти от всего остального мира, для блокады и уничтожения его флотов и для нанесения ударов по слабо защищенным периферийным районам на территории противника. Таким образом, Франция, хотя и не была побеждена, оказалась истощенной, и над ней нависла угроза поражения. Наконец, войдя в четвертую и последнюю коалицию, Великобритания высадила большую армию на континент и предприняла наступление на Францию, но не с севера или с запада, а с юга, через Иберийские горы, с помощью португальских и испанских войск. С востока на Францию одновременно наступали русские, пруссаки и австрийцы. Наполеоновская империя была буквально раздавлена этими объединенными силами.
Накануне Первой мировой войны 1914-1918 годов английская стратегическая школа периферийных войн снова предложила использовать основные положения плана Питта и опыт участия Великобритании в трех первых коалициях наполеоновских войн. Боевые действия на основных континентальных театрах, утверждала эта школа, нужно возложить на армии Бельгии, Франции и России, а также на другие державы, которые можно вовлечь в войну с Германией. Великобритания поддержит такие действия материально, частично за счет захвата в свои руки германской торговли, а также любыми другими средствами, использование которых не повлечет за собой необходимости посылки крупных войск на главный фронт.
Стратегической школе периферийных войн противостояла другая английская школа, сторонники которой ссылались на опыт завоевания победы в четвертой коалиции, когда кайзер, как в свое время Наполеон, был окружен. Он был вынужден вести войну на двух фронтах. Поэтому, утверждали сторонники этой школы, [171] лучшим вкладом Великобритании явилась бы посылка главных сил английской армии на континент. Представители этой второй стратегической школы, разумеется, пользовались полной поддержкой военных руководителей Франции, аргументация которых была весьма убедительной. В начале Первой мировой войны — в августе 1914 года — Великобритания сразу же послала свою армию на континент. В первом сражении под Марной в начале сентября 1914 года сотни тысяч английских солдат удерживали левый фланг союзников и помогли вбить клин между двумя разъединенными немецкими армиями. Захватчиков оттеснили назад, и Париж был спасен.
После отступления немцев Западный фронт стабилизировался и оставался неизменным в течение четырех лет. Использование армий на континенте привело в конечном итоге к победе союзников, но только после вмешательства США и за счет потери жизней многих людей и колоссального расхода материалов и средств. Только Великобритания потеряла около миллиона человек. Черчилль, в то время военно-морской министр Великобритании, был сторонником периферийной стратегии и предлагал обойти стабилизировавшийся Западный фронт путем наступления с южного направления, через Константинополь. Попытки предпринять наступление с фланга, сначала через Дарданеллы, а затем через горные хребты Галлиполи, потерпели неудачу, но анализ, проведенный в послевоенные годы, показал, что наступление провалилось лишь из-за неудовлетворительного планирования операций, из-за допущенных союзниками ошибок, а также благодаря умелому руководству немецкого командующего оборонительными силами Турции фон Сандерса.
В начале Второй мировой войны Великобритания опять направила свои войска во Францию. Война на Западе началась также с продвижения немецких сил с целью нанесения быстрого поражения Франции. На [172] этот раз немцы успешно достигши своей цели. Франция была выведена из войны, а английские экспедиционные силы сброшены с континента. После этого Черчилль, теперь уже в роли премьер-министра и министра обороны, возвратился к своим взглядам периода Первой мировой войны. После падения Франции и эвакуации из Европы английских экспедиционных войск Черчилль не хотел возвращать их на континент по крайней мере до тех пор, пока Германия не будет значительно ослаблена. Впрочем, Великобритания без союзников и не располагала такой армией, которая могла бы противостоять немецкой на новом Западном фронте. Но зато Англия имела мощные военно-морские силы. В этих условиях Черчилль и английские начальники штабов ограничили наступательные действия своих вооруженных сил против держав оси воздушными бомбардировками промышленных объектов и коммуникаций Германии, атаками немецкого и итальянского военных флотов, операциями по поддержке и восстановлению своих коммуникаций на Средиземном море, Египетской кампанией, действиями в таких отдаленных районах, как Дакар и Мадагаскар, операциями в Греции и на Крите, а также прощупывающими действиями в Сен-Назере и в Дьеппе, Когда Гитлер вторгся в Советский Союз, Черчилль заявил: «Мы окажем России и русскому народу максимально возможную помощь». Таким образом, Великобритания придерживалась двух основных принципов стратегического плана Питта: предоставление максимально возможной материальной помощи союзникам на континенте и использование своей военно-морской мощи для поддержки периферийных операций и операций на заморских территориях противника.
Советские лидеры сразу же после вступления в войну с Германией стали возражать против английской периферийной стратегии и требовали немедленного открытия второго фронта. Когда в войну вступили и [173] Соединенные Штаты, комитет начальников штабов США, и в частности генерал Маршалл, также настаивали на высадке союзных войск во Франции в возможно более ранний срок. Маршалл предлагал овладеть плацдармом на побережье Франции в конце лета 1942 года (операция «Следжхаммер»), а в 1943 году предпринять вторжение основными силами (операция «Раундап»)и продвинуться в Германию путем двойного охвата Рура, как это и было фактически сделано в 1944—1945 годах. В порядке подготовки к операциям «Следжхаммер» и «Раундап» американский комитет начальников штабов считал необходимым в первую очередь развернуть строительство морских десантно-высадочных средств и начал отправлять войска в Англию.
Английские начальники штабов согласились принять план операции «Следжхаммер», но только в качестве плана «на чрезвычайный случай» или на случай «непредвиденных возможностей», то есть на случай, если Советский Союз или Германия окажутся на грани поражения. Англичане заняли такую позицию несмотря на то, что президент Рузвельт настаивал на немедленной и безоговорочной подготовке к операции, поскольку считал важным, чтобы американские сухопутные войска были использованы в боевых действиях с Германией в 1942 году. Однако английский военный кабинет и начальники штабов наотрез отказались от проведения вторжения на континент в сроки, на которых настаивал Рузвельт.
Тем не менее в 1942 году надо было что-то делать. На советском фронте немецкие войска снова заняли районы, оставленные ими в течение зимы, и быстро продвигались к Волге. Достигнув Волги, они могли здесь приостановить поступление на фронт и в тыловые районы Советского Союза нефти с Кавказа и английских и американских товаров, поставлявшихся через Персидский залив. Танковая армия Роммеля в Северной Африке быстро продвигалась к дельте Нила, [174] и казалось, что она скоро пройдет через Каир и Суэцкий канал.
Черчилль предложил произвести высадку войск на северо-западное побережье Африки. В этом предложении многое выглядело привлекательным: Тунис, Алжир, Марокко, Французская Западная Африка, несмотря на их лояльность по отношению к правительству Виши, не были оккупированы немцами. Если бы союзники заняли этот район, армия Роммеля оказалась бы зажатой между высадившимися силами и английской 8-й армией, облегчилось бы положение Мальты, и Средиземное море снова было бы открыто для судоходства союзников, а это в свою очередь высвободило бы столь недостающий торговый тоннаж. Кроме того, союзники получили бы базы для действий против Италии и в других районах на юге Европы, можно было бы задействовать против держав оси французскую армию, лишить противника фосфатов и других сырьевых материалов.
Рузвельт сначала возражал против высадки в Северной Африке. Он хотел, чтобы американские войска как можно скорее начали воевать в Европе, что благотворно повлияло бы на общественное мнение в США; кроме того, президент США хотел выполнить обещание, данное Советскому Союзу, и как можно скорее кончить войну. Американский комитет начальников штабов также возражал против высадки в Африке, рассматривая ее как нецелесообразное отвлечение значительных сил и средств союзников с главного стратегического направления — центра Западной Европы, в результате которого вторжение во Францию задержится по меньшей мере на два года. Однако премьер-министр Черчилль настаивал на том, что вторжение на северное побережье Африки — лучший путь подготовки вторжения во Францию, поскольку противник вынужден будет отвлечь силы из будущих районов высадки союзников на побережье Франции. [175]
Черчиллю удалось убедить Рузвельта в том, что если англо-американские войска должны вступить в борьбу с войсками держав оси в 1942 году, то других возможностей осуществить это, кроме предлагаемого им «африканского плана», не имеется.
Однако на этот раз Рузвельт отклонил рекомендации своих военных советников. 25 июля 1942 года объединенный комитет начальников штабов приступил к подготовке операции по вторжению в Северную Африку, которая получила условное наименование «Торч».
Стратегические и политические планы и приготовления
Высадку войск намечалось произвести в трех основных пунктах побережья Северной Африки, которые находились вне радиуса действия немецкой авиации: в Алжире и в Оране на средиземноморском побережье и в Касабланке — на атлантическом. Бизерта и Тунис в Тунисе и Бон в Алжире были отклонены, ибо они находились в зоне действий авиации противника, базирующейся на аэродромы на острове Сицилия, а Дакар на западном побережье Африки считали неподходящим, потому что он находился слишком далеко на юге, чтобы быть полезным для действий в Северной Африке. Выбор этих пунктов был своего рода компромиссом между точкой зрения американских стратегов, которые хотели предупредить возможный контрманевр немцев через Испанию, и предположениями английских военных руководителей, которые считали, что противодействия противника следует ожидать именно в Тунисе. Как только союзники овладеют основными пунктами на побережье, часть высадившихся войск стремительно отбросит противника и займет порты в Тунисе, а другая часть продвинется от Касабланки к Испанскому Марокко, [176] чтобы контролировать жизненно важные коммуникации союзников, пересекающие Гибралтарский пролив.
Задачи высаживаемых сил определили следующим образом. Американское 34-е оперативное соединение, названное западным, должно было перебросить 35000 человек из США и высадить их в районе Касабланки. Центральное оперативное соединение, доставлявшее 39000 человек из Англии, должно было высадить их в Оране при поддержке английских ВМС. Восточное оперативное соединение перебрасывало 23000 английских и 10000 американских войск, которые должны были занять Алжир. Подкрепление и снабжение, необходимые войскам для развития успеха после захвата указанных пунктов, предполагалось доставлять конвоями. Данные разведки указывали на то, что вишистские войска окажут американским войскам меньшее противодействие, чем английским, поэтому на командные посты в. соединениях были назначены американские офицеры. Генерал-лейтенант Эйзенхауэр был назначен главнокомандующим силами союзников, а адмирал флота Каннингхэм принял на себя командование участвовавшими в операции военно-морскими силами. День «Д» был назначен на 8 ноября 1942 года. По существу, это была последняя дата в году, когда еще можно было осуществить высадку на побережье, так как в течение зимнего времени на атлантическом побережье в северной части Африки обычно наблюдалась сильная накатная волна.
Операция была рискованной даже для самых смелых исполнителей. Реакцию французов в Северной Африке предсказать было невозможно. Следствием нападения англичан на французские военные корабли в Мерс-эль-Кебире и в Дакаре в 1940 году явилось то, что немцы разрешили французам создать следующие вооруженные силы: войска численностью 120000 человек, 550 самолетов, более 200 танков, значительное [177] количество артиллерии и военно-морские соединения, в которые вошли новейший линейный корабль «Ришелье», крейсера и эсминцы — о Дакаре, а также крейсер, недостроенный линейный корабль «Жан Бар», значительное число эсминцев и подводных лодок — в других портах африканского побережья. Многие штабные офицеры считали, что если все эти силы будут действовать с достаточной решимостью и если их поддержат немцы, высадившиеся в испанских и французских портах с целью перерезать линию снабжения союзников через Гибралтар, то силы вторжения союзников могут быть подавлены. Однако казалось более вероятным» что правительство Франко не допустит вторжения Германии в Испанию и что многие обороняющиеся французские части, если и окажут противодействие союзникам, то только для видимости. Но успех операции в равной мере зависел от политических, военных и военно-морских факторов.
Насколько позволяла необходимость скрытной подготовки операции, было сделано все возможное для обеспечения благоприятной реакции французов на высадку союзников. Несмотря на сильное давление общественного мнения, правительство Рузвельта отказалось разорвать дипломатические отношения с правительством Виши. Осенью 1940 года послом США в Виши назначили адмирала Леги. Перед ним была поставлена задача: всеми возможными путями способствовать усилению противодействия французов любым попыткам Германии установить свое господство во Французской Африке. Начиная с 1941 года сотрудники американского консульства во главе с генеральным консулом Мэрфи, ведавшие вопросами, связанными с оказанием Франции экономической помощи, неутомимо трудились над тем, чтобы привить французским политическим и военным руководителям в Северной Африке дух сотрудничества и доброй воли. Работники консульства занимались также сбором разведывательной информации, [178] касающейся состояния береговой обороны, гидрометеорологических условий, дорог, мостов и других объектов, имеющих значение для успешной высадки и продвижения войск. За две недели до запланированной даты высадки в районе Алжира с английской подводной лодки тайно высадился представитель американской армии генерал-майор Кларк для встречи с Мэрфи и просоюзнически настроенными командирами французских частей. Не называя запланированных сроков, французам сообщили о предстоящей высадке сил союзников и попросили их по возможности способствовать нарушению планов противодействия союзным войскам, когда начнется вторжение. По настоянию французов, из Ривьеры в Гибралтар на подводной лодке был тайно переброшен широко известный во Франции генерал Жиро, в свое время бежавший из немецкого плена. Рассчитывали, что Жиро сможет сплотить французов и привлечь их на сторону союзников. Поэтому накануне высадки были основания надеяться на то, что многие армейские и авиационные части французских сил будут подготовлены к переходу на сторону союзников.
Во французских военно-морских частях ничего подобного заблаговременно сделать не удалось, и это обстоятельство внушало серьезные опасения, ибо артиллерийские части береговой обороны были укомплектованы моряками. Личный состав военно-морских сил, за небольшим исключением, был вполне лоялен к адмиралу флота Дарлану, который занимал теперь пост главнокомандующего вооруженными силами вишистской Франции. Энергичный и способный руководитель, сделавший многое (в период между двумя войнами) для роста и усиления военно-морских сил Франции, Дарлан мог укрепить моральный дух французских вооруженных сил в Северной Африке. Его авторитет в этом отношении уступал разве только Петэну. За несколько недель до высадки Дарлан направил своих представителей к американским официальным лицам в [179] Северной Африке с зондирующим предложением о переговорах. Генеральный консул Мэрфи отнесся к этому предложению благосклонно, но госдепартамент США, сильно не доверявший правительству Виши, опасался, что такого рода контакты приведут к просачиванию сведений о подготавливаемой операции и что это вызовет переброску немецких войск и авиации в Африку, а следовательно, и провал всех планов союзников. Но случилось так, что за три дня до начала высадки Дарлан прилетел в Алжир к Своему больному сыну. Благодаря этому он оказался в центре событий и мог непосредственно влиять на них. Это непредвиденное обстоятельство имело большое значение для союзников.
Тактические планы и приготовления
Война с европейскими державами оси велась преимущественно сухопутными силами, поэтому руководство военными действиями на высшем военном уровне в течение всей войны осуществлялось армейским офицером, а военно-морские силы придавались армии по мере необходимости, По этой причине при проведении совместных операций решающее слово оставалось за армейским командованием, а командование военно-морских сил подчинялось желаниям армии даже в таких операциях, как высадка морского десанта. На Тихоокеанском театре военных действий положение было иным: там верховное командование осуществляли моряки, а армейские части придавались флоту по мере необходимости. В результате десантные операции на двух этих театрах проводились по-разному.
Планирование и подготовка операции «Торч» осложнялись разделением командования и ограниченностью времени. Детальные планы высадки войск в Алжире и Оране разрабатывались под руководством [180] Эйзенхауэра и англо-американского штаба в Лондоне. Войска же, предназначенные для высадки в Марокко, находились в США, поэтому разработка планов для действий на этом направлении была поручена американскому комитету начальников штабов. Генерал Маршалл возложил планирование действий сил высадки на военное министерство США, а последнее поручило разработку детальных планов командующему западной оперативной группой экспедиционных войск генерал-майору Паттону. Планирование морской части операции адмирал Кинг возложил на командующего Атлантическим флотом адмирала Ингерсолла, а последний поручил разработку детальных планов контр-адмиралу Хьюитту, которого предполагалось назначить командующим западным оперативным соединением ВМС (34-е оперативное соединение). При разработке предварительных планов армейское и морское командования действовали независимо друг от друга, не имея над собой никакого общего начальника ниже президента,
Однако практически планирование высадки в Марокко осуществлялось в тесном сотрудничестве, как это и должно быть в такой сложной операции, как операция по высадке морского десанта. Паттон и Хьюитт часто встречались и обсуждали разрабатываемые планы. Для согласования планов военно-морского командования с армейскими планами Хьюитт направил офицера своего оперативного отдела на несколько дней в штаб Паттона в Вашингтоне. Затем для окончательного согласования оперативно-плановый отдел Паттона прибыл в штаб Хьюитта в Оушен-Вью (в районе Норфолка). Поскольку Хьюитт до назначения его командующим западным оперативным соединением ВМС командовал десантными силами Атлантического флота США, подготовкой войск к высадке в Марокко руководили из его штаба.
13 октября 1942 года американский комитет начальников штабов издал «План совместных действий [181] армии и военно-морских сил в операции «Торч».
Взаимоотношения командующих и подчиненность выглядели в этом документе следующим образом:
«А, В соответствии с принципом объединенного командования главнокомандующему объединенными силами союзников Эйзенхауэру подчиняются все силы, выделенные для участия в операции «Торч».
В. Западное оперативное соединение военно-морских сил перейдет в подчинение главнокомандующего объединенными силами союзников после пересечения им меридиана 40° з. д. Управление соединением в дальнейшем может осуществляться либо непосредственно главнокомандующим [Эйзенхауэром], либо через командующего объединенными военно-морскими силами [Каннингхэма]. (До пересечения меридиана 40° з. д. соединение военно-морских сил остается в подчинении командующего Атлантическим флотом США [Ингерсолла], который должен обеспечить переход соединения таким образом, чтобы в назначенное время оно поступило в распоряжение главнокомандующего объединенными силами союзников.)
С. Подчиненность нижестоящих оперативных соединений остается такой, как указано в пунктах D, E, F и G, но она может быть изменена по усмотрению главнокомандующего объединенными силами союзников.
D. Командование соединениями экспедиционных войск западной оперативной группы, находящимися на кораблях и судах западного оперативного соединения ВМС, будет осуществлять командующий этим соединением [Хьюитт] до того момента, пока командующий западной оперативной группой экспедиционных войск [Паттон] не организует деятельность своего штаба на берегу и не заявит, что он готов принять на себя командование.
Е. Когда командующий западной оперативной группой экспедиционных войск примет на себя командование, командующий западным оперативным соединением ВМС перейдет в его подчинение и будет оказывать высадившимся войскам дальнейшую поддержку.
F. После осуществления высадки с согласия главнокомандующего объединенными силами союзников участвовавшие [182] в операции военно-морские силы США возвратятся в подчинение командующего Атлантическим флотом США.
G. Американские корабли и суда, предназначенные для обслуживания и обороны портов и побережья, поступят в подчинение командующих экспедиционных войск в данном районе в соответствии с принципом объединенного командования.
Н. Командующий Атлантическим флотом США осуществляет командование всеми военно-морскими силами, используемыми для прикрытия операции и эскортирован и я в Атлантическом океане конвоев, которые будут совершать переходы между Соединенными Штатами и Северной Африкой».
Характерная черта этого плана совместных действий состоит в том, что в нем изменена традиционная система командования десантной операцией, в соответствии с которой генерал» командовавший войсками высадки, и адмирал, командовавший силами флота, обеспечивавшими высадку, оставались независимыми в течение всей операции. В операции по вторжению в Марокко всеми силами вначале командовал адмирал Хьюитт, а затем генерал Паттон. В любой момент существовала лишь одна линия подчинения: через адмирала Ингерсолла, пока силы не прошли среднюю часть океана, и через генерала Эйзенхауэра — после того как силы пересекли меридиан 40° з. д. Хотя такая схема командования и подчинения объединенных сил была предусмотрена только для западной оперативной группы экспедиционных войск, она стала позднее образцом для последующих операций на Европейском театре военных действий.
Планы высадки сил в трех основных пунктах — в Алжире, Оране и Касабланке — хотя и отличались друг от друга в таких деталях, как отношения между командующими различными силами, в остальном были одинаковы и по характеру, и по целям. Цель союзников в этой операции заключалась в том, чтобы высадить на [183] побережье крупные соединения сухопутных войск и авиации для длительных боевых действий с хорошо вооруженным и оснащенным противником. Союзники считали, что, если даже французы и не окажут сопротивления, в Африку наверняка будут спешно переброшены немецкие и итальянские силы. Поскольку для каждой высадившейся дивизии ежедневно необходимо было доставлять 600—700 т различных предметов снабжения, обеспечить все силы вторжения только через первоначально занятые участки побережья было невозможно, поэтому следовало захватить порты с достаточно протяженными причальными линиями, разгрузочным оборудованием и складскими помещениями. Но поскольку захват обороняемых портов с моря был связан со значительным риском понести большие потери, союзники разработали планы высадки частей на расположенные рядом с портами открытые участки побережья, чтобы высадившиеся войска могли захватить порты с флангов и тыла. Доставить войска в районы высадки предполагалось на транспортных судах. Затем их вместе с вооружением и запасами следовало перегрузить на десантно-высадочные средства и перебросить на берег в темное время суток. Корабли артиллерийской поддержки и авиация должны были содействовать флангам продвигающихся войск, пока на берег не будут высажены и выгружены все необходимые силы и средства для использования портов. Поскольку наилучший шанс для противника провалить наступление союзников состоял в том, чтобы лишить их возможности использовать порты, а следовательно, и сорвать снабжение войск, очень важно было занять порты как можно быстрее и с наименьшими разрушениями. Чтобы не допустить блокирования противником фарватеров путем затопления на них судов, а также разрушений портовых сооружений, в самом начале операции в порты предполагалось высадить специальные части, которые должны были захватить все важнейшие объекты во всех трех [184] портах. Простые по замыслу, но сложные в деталях, эти срочно разработанные планы позднее служили образцом для организации и проведения операций по высадке десанта на Европейском театре.
Подготовка сил вторжения оказалась весьма трудным делом. В тот момент, когда были отданы распоряжения о разработке планов операции, лишь немногие части сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил, назначенные для участия в операции, были полностью подготовлены к боевым действиям. Нельзя было надеяться и на то, что в течение оставшихся пяти месяцев удастся соответствующим образом подготовить все силы. Ответственные офицеры хорошо понимали это, но они понимали также и то, что ждать, пока все участвующие войска будут полностью подготовлены, — значит дать противнику возможность опередить себя, и тогда о высадке союзников в Северной Африке не может быть и речи.
К счастью для союзников, корпус морской пехоты и военно-морские силы США вступили в войну с достаточно развитыми и проверенными взглядами на ведение десантных операций и с разработанной программой подготовки участвующих в них сил. Несмотря на то что подготовленная к десантным операциям морская пехота США предназначалась для действий на Тихоокеанском театре, американские сухопутные войска, предназначенные для участия в операции «Торч», приступили к подготовке, опираясь на опыт морской пехоты. В течение 1941 и начале 1942 года в США совместно с частями морской пехоты проходили подготовку три пехотные дивизии. Другие дивизии, которые уже были переброшены в Англию, готовились к десантной операции вместе с английскими войсками в Шотландии и в Северной Ирландии. Принимая во внимание позицию французов, было желательно, чтобы вторжение на всех направлениях осуществили американские войска, однако в оставшееся время невозможно было [185] подготовить столько американских войск, чтобы их хватило для высадки во всех трех пунктах Северной Африки. Поэтому на восточном, алжирском, направлении силы высадки состояли преимущественно из английских войск.
Если подготовку войск рассматривать в свете более поздних требований, то ее, конечно, нельзя признать Удовлетворительной, но другого выхода у союзников не было. Особенно слабо были подготовлены экипажи транспортных судов и десантно-высадочных средств. К 1 августа 1942 года, то есть за 14 недель до дня высадки, в распоряжение командования западного оперативного соединения ВМС поступила лишь половина назначенных транспортных судов. Времени не хватало даже на политическую подготовку войск. Более того, почти на всех судах необходимо было установить дополнительное оборудование для связи, а также произвести некоторые работы во внутренних помещениях. Только после этого суда могли участвовать в подготовительных учениях. Подготовка экипажей десантных кораблей составляла особую заботу, ибо, пока войска не овладеют портами и пока их нельзя будет использовать для приема судов, эти маленькие корабли, по существу, будут единственным средством доставки на берег боеприпасов и предметов снабжения войск. В связи с трудностями вербовки людей для службы на малых кораблях в довоенное время в начале войны командование ВМС вынуждено было поспешно отобрать около 3000 рекрутов, которые приступили к боевой подготовке на малых кораблях лишь в июне 1942 года. Практически для специальной подготовки к высадке в Северной Африке экипажи малых кораблей располагали всего двумя месяцами. Вскоре стало ясно, что для освоения техники высадки войск в морской десантной операции такого срока явно недостаточно.
Боевая подготовка западного оперативного соединения ВМС осложнялась еще и тем, что из-за опасности [186] нападения на корабли немецких подводных лодок учения приходилось проводить в защищенных и спокойных водах Чесапикского залива, а это привело к тому, что экипажи десантных кораблей не получили опыта управления своими кораблями в условиях сильного прибоя и накатной волны. Экипажи, проходившие подготовку в Англии, практиковались в более реалистичных условиях, но и они были далеки от тех, с которыми пришлось столкнуться в действительности. В целом подготовка к десантным операциям во Французской Северной Африке была далеко не полной и не отвечала требованиям ведения боевых действий против хорошо вооруженного и полного решимости противника. Мощные силы высадки, вышедшие из Англии и США, знали, что французские войска вооружены недостаточно. Что же касается их решимости обороняться, то это войскам союзников еще предстояло узнать.
Марокко. Подход сил
Западное оперативное соединение ВМС под командованием адмирала Хьюитта, державшего свой флаг на тяжелом крейсере «Огаста», состояло из 102 военных кораблей, транспортов и вспомогательных судов, общий походный порядок которых занимал более 500 кв. миль океана. Для введения противника в заблуждение северная и южная ударные группы, выйдя 23 октября с Хэмптонского рейда, пошли в южном направлении. На следующий день с этого же рейда вышла центральная ударная группа. Она пошла на север, как бы направляясь в Англию, Позднее эти группы соединились, а 27 октября к ним присоединилась группа прикрытия, вышедшая из залива Каско (штат Мэн). В группу прикрытия входили новый быстроходный линейный корабль «Массачусетс» и два тяжелых крейсера. 28 октября в средней части океана к соединению Хьюитта присоединилась ранее высланная к Бермудским островам [187] группа авиационного прикрытия, состоявшая из авианосца «Рейнджер», четырех переоборудованных из танкеров эскортных авианосцев, легкого крейсера и девяти эсминцев,
Маневрируя с целью введения противника в заблуждение и уклоняясь от атак подводных лодок, западное оперативное соединение ВМС постепенно приближалось к африканскому побережью. Дул сильный северо-западный ветер, поднимавший высокую океанскую волну. Полученные из Вашингтона прогнозы погоды указывали на то, что в намеченный день высадки — 8 ноября — волнение моря у марокканского побережья будет слишком сильным, Но адмирал Хьюитт предпочел довериться прогнозу метеоролога своего штаба, который считал, что 8 ноября высадка будет возможна, а позднее в течение нескольких дней волнение окажется намного сильнее. Поэтому Хьюитт продолжал действовать по намеченному плану. Он решил, что если высадка окажется невозможной, он отложит ее, дав соответствующий сигнал по радио, а если войска все же нужно будет высадить, он будет действовать в соответствии с запасным вариантом плана, то есть произведет высадку на средиземноморское побережье Африки. На подходах к Марокко Хьюитт получил сообщение о том, что после победы под Эль-Аламейном, одержанной 5 ноября, английская 8-я армия стала теснить силы Роммеля на восток.
7 ноября западное оперативное соединение ВМС разделилось на три группы- Южная ударная группа повернула на юг в направлении небольшого порта Сафи, где предполагалось высадить войска численностью 6500 человек и 90 средних и легких танков, которые должны были двинуться на Касабланку с юга. Центральная ударная группа направилась к небольшому порту Федала с задачей высадить в нем войска численностью 19500 человек и 79 легких танков для наступления на Касабланку с севера. Корабли и суда северной ударной [188] группы взяли курс на прибрежный населенный пункт Мехдия для высадки войск численностью 9000 человек и 65 легких танков, перед которыми стояла задача захватить аэродром в расположенном поблизости Порт-Лиотей. Предполагалось, что войска, высаженные в Сафи и Мехдии, отвлекут французские части, которые в противном случае могли бы помешать высадке на центральном и основном направлении — в Федале. Группа прикрытия направилась к Касабланке, чтобы воспрепятствовать выходу из гавани любых кораблей противника. Авианосная группа разделилась так, чтобы оказать авиационную поддержку на всех трех направлениях: один эскортный авианосец — в районе Сафи, два эскортных авианосца — в районе Мехдии, авианосец «Рейнджер» и один эскортный авианосец — в районе Федалы и Касабланки,
Армейское командование настаивало на проведении высадки в ночное время, мотивируя это необходимостью достичь внезапности и опасением, что при дневной высадке корабельная артиллерия не сможет обеспечить войскам необходимой поддержки. Чтобы осуществить в темное время суток переход кораблей к исходному рубежу, перегрузку войск и техники на десантно-высадочные средства и переход этих средств к берегу, высадку назначили на 04.00, то есть за два часа до рассвета.
Армейское командование настаивало также на доставке вместе с первыми эшелонами войск слишком большого количества различной техники и снаряжения. Это требование привело к увеличению количества десантно-высадочных средств, которые в данной операции были представлены самыми разнообразными кораблями, начиная от фанерных баркасов с бензиновым двигателем и кончая стальными десантными кораблями с дизельным двигателем, специально предназначенными для перевозки механизированных войск и способными перевозить легкие танки. В более поздних [189] десантных операциях союзники располагали достаточным количеством танко-десантных кораблей, а при высадке в Северной Африке число таких кораблей было ограничено возможностями размещения их на транспортных судах.
Командующий войсками, предназначенными для высадки в Федале, генерал-майор Андерсон усложнил дело тем, что в самую последнюю минуту решил увеличить количество войск первого эшелона почти на 50 процентов. В результате для обеспечения первых бросков достаточным количеством десантно-высадочных средств военно-морское командование вынуждено было разработать сложный и жесткий график, который даже для опытных строевых команд кораблей оказался трудновыполнимым не только в ночных условиях, но и в светлое время суток.
Высадка в Федале
Планом высадки в Федале предусматривалось, что 15 транспортных судов из центральной ударной группы, приблизившись в полночь в ордере из четырех колонн к марокканскому побережью, встанут на якорь на расстоянии шести-восьми миль к северу от намеченных участков высадки. На каждом из четырех ближайших к берегу транспортов размещалось по одной батальонной десантной группе. Эти группы общей численностью 6000 человек следовало высадить в первом броске до наступления рассвета. В связи с тем что ни на одном из судов не было столько десантно-высадочных средств, сколько необходимо для переброски на берег доставленных этим судном людей и техники, судам второго, третьего и четвертого рядов в ордере предстояло направить свои высадочные средства к судам первого ряда. После перегрузки людей и танков на десантно-высадочные корабли эти корабли должны были подойти к одному из четырех «контрольных» [190] эсминцев, стоявших на позициях на расстоянии 1000 м от судов первого ряда. Здесь десантные корабли предполагалось формировать в группы по шесть-восемь единиц, которые должны были высадить первые волны десанта. Когда все 200 десантных кораблей подойдут к назначенным для них «контрольным» эсминцам, последние выведут их на исходный рубеж — линию на расстоянии двух миль от побережья. Для обозначения четырех участков побережья, на которых должны были высаживаться батальонные десантные группы, у самого берега в качестве ориентиров предполагалось поставить на якорь по одному десантному кораблю. В 03.35 корабли-ориентиры должны были подать световые сигналы в сторону моря, а в 03.50 — начать подавать цветные сигнальные ракеты. В 04.00 по сигналам с «контрольных» эсминцев десантные корабли в сопровождении кораблей огневой поддержки, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, ориентируясь по цветным сигнальным ракетам с кораблей-ориентиров, должны были начать движение к назначенным для них участкам высадки на побережье. После осуществления высадки десантные корабли обязаны были немедленно развернуться и возвратиться к другим транспортным судам для принятия и переброски новых волн десанта. Как уже указывалось, все эти точно спланированные по времени действия предстояло провести почти в абсолютной темноте.
План высадки в Федале нарушился уже тогда, когда транспортные суда центральной ударной группы в сопровождении крейсеров «Огаста» и «Бруклин» и десяти эсминцев подходили к назначенным им местам постановки на якорь. Благодаря сносу из-за необычного для данного района течения кораблям этой группы пришлось несколько раз вносить существенные поправки в курс подхода. Транспортные суда первой линии, то есть те, на которых были размещены батальонные десантные группы для первых бросков, пришли [191] к назначенному для них месту к полуночи. Другие же суда сбились с курса и к назначенным местам вовремя не подошли. В результате десантно-высадочные средства этих судов или опоздали, или совсем не прибыли к судам первой линии. План действий был нарушен также тем, что перегруженные индивидуальным снаряжением солдаты высаживались на десантные корабли крайне медленно. В результате этих задержек в 04.00 на исходном рубеже оказалась только половина десантных кораблей с войсками первого эшелона. Однако «контрольные» эсминцы ждать больше не могли и начали отправлять десантные корабли к берегу, которого они достигли приблизительно через 50 минут. Корабли-ориентиры, не зная о задержках, некоторое время подавали положенные сигналы, но они внесли лишь еще большую путаницу, так как два корабля-ориентира заняли места с ошибкой больше чем на две мили.
Корабли с первой волной десантных войск начали движение к берегу в 05.00, то есть с опозданием на один час. Через пять-десять минут за ними последовали корабли с войсками второй и третьей волны. Шум работающих двигателей кораблей привлек внимание наблюдателей на береговых батареях. Они включили поисковые прожекторы и направили их лучи сначала в воздух, а затем на поверхность воды. Корабли огневой поддержки немедленно открыли огонь из пулеметов; прожекторы выключили. Управляемые неопытными моряками десантные корабли потеряли ориентировку, наталкивались друг на друга, наскакивали на прибрежные скалы и рифы; некоторые из них выбросило на берег накатной волной, часть людей смыло в воду. Многие из них не смогли освободиться от тяжелого индивидуального снаряжения и утонули. Те корабли, которые благополучно достигли берега, сели на мель и поэтому не смогли возвратиться к судам на рейде. Однако, несмотря на недостаточную подготовку экипажей, [192] темноту и сильное волнение моря, большинство десантных кораблей благополучно достигло берега, высадило войска и быстро возвратилось к ожидавшим их транспортным судам. К рассвету на берег высадилось 3500 человек и первые эшелоны войск овладели городом Федала. Но береговые батареи, которые могли вести огонь по флангам высадившихся войск, еще оставались в руках французов.
Окажут ли французы сопротивление или перейдут на сторону союзников? С наступлением рассвета все взоры устремились на французские батареи: откроют ли они огонь? Дружественно настроенные французские офицеры в Марокко знали о предстоящем вторжении союзников, но они не знали, где и какими силами оно будет осуществлено. Ночью эти офицеры сделали все возможное, чтобы не допустить кровопролития. Однако руководящие французские офицеры, генерал Ноге и вице-адмирал Мишелье, не были уверены в том, что у берегов Африки находятся мощные американские силы. Они считали, что если французы примут участие во вторжении слабых, как им казалось, сил, то войска держав оси тоже вторгнутся в Северную Африку, а если американцы не смогут закрепиться на захваченном плацдарме, французы подвергнутся репрессиям. Поэтому Мишелье отказался отменить свой приказ береговым батареям защищать побережье от вторжения.
Если бы войска высаживались после рассвета, как предлагало командование флота, или если бы батареи не открывали огня до наступления светлого времени суток, когда французы смогли бы оценить мощь сил вторжения, генерал Ноге, возможно, согласился бы вступить в переговоры. Однако в действительности едва стало светать, как береговые батареи открыли огонь по высаживавшимся войскам и по «контрольным» эсминцам. Последние немедленно ответили огнем своих орудий, и к ним тотчас же присоединились крейсера «Бруклин» и «Огаста». Самолеты с авианосца «Рейнджер» [193] были атакованы над Касабланкой французскими истребителями. В ходе боя было сбито семь французских и четыре американских самолета. Самолеты-корректировщики с кораблей группы прикрытия также подверглись атаке зенитных батарей и истребителей. В 07.00 линейный корабль «Массачусетс» и тяжелые крейсера «Тускалуза» и «Уичита» открыли огонь по французским самолетам из своих 125-мм орудий и один из них сбили. Сразу же после этого находившийся в Касабланке линейный корабль «Жан Бар» и мощная артиллерийская батарея на мысе Эль-Ханк начали обстрел кораблей группы прикрытия, которые не замедлили Открыть ответный огонь. Для адмирала Мишелье разыгравшийся бой стал уже не просто боем, который он вел по приказанию вышестоящего командования, а делом его чести. Когда в тот же день представители генерала Паттона прибыли в Касабланку под американским флагом и с флагом о перемирии для переговоров о прекращении огня, их пропустили через оборонительные линии и радостно приветствовали на улицах. Но адмирал Мишелье отказался принять парламентеров. Когда один из американских офицеров начал спорить с адъютантом адмирала, с батарей на мысе Эль-Ханк раздался оглушительный залп, потрясший стекла в окнах адмиралтейства. «Вот наш ответ!» — заявил адъютант.
Линейный корабль «Жан Бар», несмотря на то что он был не достроен и поврежден, представлял собой мощную плавающую артиллерийскую батарею, ибо одна из его 380-мм башен действовала. В Касабланке, кроме того, находились 11 подводных лодок, 8 сторожевых кораблей, 11 тральщиков, 2 лидера эсминцев, 7 эсминцев и лёгкий крейсер «Примоге». Основная задача американских кораблей группы прикрытия состояла в том, чтобы не допустить выхода из гавани французских кораблей и их действий против центральной ударной группы и высаживаемых в Федале войск. Выполнению [194] этой задачи мешал огонь с линейного корабля «Жан Бар» и с хорошо защищенной береговой батареи на мысе Эль-Ханк, Линейный корабль «Массачусетс» был захвачен в вилку с первых залпов артиллерийских батарей из 135-мм и 193-мм орудий. «Массачусетс» сосредоточил огонь своих девяти 406-мм орудий на французском линейном корабле «Жан Бар». Пятым залпом действовавшая башня на «Жан Баре» была выведена из строя. Артиллерийская дуэль между американскими кораблями и береговой батареей на мысе Эль-Ханк длилась еще 45 минут, но батарея продолжала стрелять. Попаданий в американские корабли группы прикрытия пока еще не было.
Инициатива во второй фазе морского боя у Касабланки принадлежала адмиралу Мишелье, который, заметив, что корабли группы прикрытия начали отходить на запад, в сторону от транспортных судов у Федалы, решил воспользоваться возможностью атаковать суда центральной ударной группы семью французскими эсминцами. Из гавани вышли и восемь французских подводных лодок. Мишелье считал, что это был самый удачный момент для нанесения удара по силам высадки союзников. Пройдя по прибрежному фарватеру и искусно используя дымовые завесы, французские эсминцы приблизились к американским транспортным судам и потопили один десантный корабль. Однако французским кораблям пришлось повернуть назад, когда они увидели приближающиеся американские крейсера «Огаста» и «Бруклин» и два эсминца из центральной ударной группы, прикрывавших транспортные суда с войсками. В это время из гавани вышел французский крейсер «Примоге» и попытался повести отступавшие эсминцы в новую атаку. Тем временем адмирал Хьюитт уже приказал кораблям группы прикрытия возвратиться в район боя. В течение двух с половиной часов французские корабли, прикрываясь дымовой завесой, обменивались залпами [195] с кораблями центральной ударной группы и группы прикрытия. Самолеты с авианосца «Рейнджер» совершили несколько вылетов для обстрела и бомбардировки сил противника. Три французские подводные лодки были потоплены в гавани Касабланки, остальным восьми удалось выйти в море. Они приняли участие в этом суматошном бою. Некоторые из торпедных залпов французских лодок едва не оказались роковыми для американских кораблей.
Перед лицом подавляющего превосходства американских сил смелая атака французских кораблей, как бы искусно она ни осуществлялась, вряд ли могла закончиться чем-либо другим, кроме полного поражения атакующих. Когда к полудню бой закончился, выяснилось, что ни один из американских кораблей не получил серьезных повреждений. Все же французские корабли, за исключением одного, были серьезно повреждены. Два из них затонули, два едва держались на плаву, один потерял ход и один выбросился на берег. Одна подводная лодка возвратилась в Касабланку, две ушли в Дакар, а остальные в результате атак американских самолетов и эсминцев или затонули, или были затоплены экипажем, или выбросились на берег.
После полудня 8 ноября для спасения французских моряков с пострадавших кораблей из Касабланки вышли один уцелевший эсминец и два сторожевых корабля. Адмирал Хьюитт, считая, что французы хотят снова атаковать, отдал приказ о возобновлении боя. Три французских корабля под прикрытием дымовой завесы начали поспешно отступать в гавань, но самолет с авианосца «Рейнджер» атаковал крейсер «Примоге» и разрушил его. К концу дня артиллерийская батарея на мысе Эль-Ханк все еще действовала, а заводские специалисты снова ввели в строй башню на линейном корабле «Жан Бар».
Войска, оборонявшие Федалу, состояли преимущественно [196] из сенегальцев. Они быстро сдались американским войскам, и к полудню даже укомплектованные моряками береговые батареи уже были в руках американцев. Французским истребителям удалось совершить несколько полетов над берегом и обстрелять высаживавшиеся американские войска. Что же касается французских бомбардировщиков, то их попытки вступить в бой были подавлены истребителями с авианосца «Рейнджер». Генерал Андерсон подготовил свои войска к возможным контратакам французов и к продвижению на Касабланку. Но он столкнулся с большими трудностями из-за задержки- с высадкой новых подкреплений и техники с транспортных судов. Высадочных средств не хватало, а работавшие всю ночь и очень уставшие экипажи допускали промахи и ошибки даже с наступлением дня. Десантные корабли часто сталкивались друг с другом,. Многие из них выбросились на берег, экипажи покинули, их, а приливное течение и накатывавшиеся волны прибоя били их друг о друга. К вечеру в день высадки почти половина из 347 десантно-высадочных средств центральной ударной группы вышла из строя, а на берег было, доставлено только 40 процентов войск численностью 19500 человек, находившихся на войсковых транспортах. Выгрузка предметов снабжения проходила еще хуже. Было ясно, что транспортам, доставившим войска к Федале, придется оставаться в. районе высадки в течение нескольких дней. Войсковые транспорты приблизились к берегу; с восточной стороны было поставлено защитное минное поле, а с севера: и запада их охраняли патрулировавшие эсминцы.
Высадка в Сафи
Тем временем в 150 милях юго-западнее Касабланки южная ударная группа добилась огромного успеха у Сафи. Несмотря на трудности посадки на десантно-высадочные средства, вызванные крупной [197] волной на мелководье, темнотой и неизбежными ошибками неопытного личного состава, решающий этап штурма закончился в соответствии с планом. Первым к поворотному бую, поставленному у входа в маленькую, защищенную волноломом бухту Сафи, подошел катер с разведчиками. Затем направляемые проблесковыми сигналами, подаваемыми разведчиками в сторону моря, подошли два устаревших четырехтрубных эсминца, верхние надстройки которых были срезаны с целью уменьшить их силуэт. Эти корабли имели на борту десантные войска численностью примерно 200 человек каждый и привели десантно-высадочные средства прямо в гавань. Французы уже поднялись по тревоге и вели интенсивный огонь, когда первый из этих миноносцев — «Бернадоу» — медленно вошел в гавань и своими орудиями заставил французов уйти в укрытия. Следовавший вместе с ним эсминец «Коул» подошел прямо к стенке, не понеся никаких потерь. Линейный корабль «Нью-Йорк» и легкий крейсер «Филадельфия» подавили своим огнем береговые батареи, а в это время американские войска захватили основные объекты в городе. К полудню, после того как бывший железнодорожный паром «Лейкхёрст» доставил на берег средние танки, десантные войска выполнили все свои задачи. Самолеты с эскортного авианосца, поддерживавшего южную группу, уничтожили на земле большинство находившихся в этом районе французских самолетов. Нерешительную контратаку французов остановил артиллерийский огонь с кораблей. Операция была проведена очень быстро; союзники потеряли только один десантный корабль. За три дня удалось полностью разгрузить все прибывшие суда. К тому времени, когда французы полностью прекратили сопротивление, американские танки были уже на пути к Касабланке. Сопровождая их, вдоль побережья на север шли легкий крейсер «Филадельфия», несколько эсминцев и шесть десантных кораблей с бензином. [198]
Высадка в Мехдии
Основным объектом северной ударной группы был аэродром в Порт-Лиотее — единственный в Марокко аэродром с бетонными взлетно-посадочными полосами. Войска намечалось высадить по обеим сторонам Уэд-Себу, узкой, извилистой, но судоходной реки, соединяющей Порт-Лиотей с Атлантическим океаном. Войскам первого эшелона предстояло захватить приморский поселок Мехдию и старинную крепость Касбу, прикрывавшую вход в реку с моря. Затем десантные войска должны были пройти в глубь территории и захватить аэродром в Порт-Лиотее, подойдя к нему с двух сторон, Четырехтрубный американский эсминец «Дэллас» должен был форсировать боковые заграждения, подняться вверх по реке и высадить войска для оказания помощи в захвате аэродрома. С захваченного аэродрома должна была вступить в действие группа армейских истребителей, катапультированных с одного из эскортных авианосцев. Предполагалось, что эти истребители обеспечат прикрытие бомбардировщиков, которые вылетят из Гибралтара для участия в последующих действиях.
План высадки северной ударной группы являлся, по сути дела, сокращенным вариантом плана высадки у Федалы, за исключением того, что пять участков высадки были здесь еще больше удалены друг от друга. Вследствие этого задержка с посадкой на десантно-высадочные средства на этом направлении внесла еще большую путаницу. Лишь немногие подразделения попали к назначенным им участкам. Из-за большой рассредоточенности войска упустили возможность своевременно захватить крепость Касба и расположенные вблизи нее береговые батареи и вскоре были контратакованы французскими колониальными войсками, подошедшими из Порт-Лиотея. Под шквальным огнем из крепости Касба полностью сорвалась попытка группы, [199] посланной на катере, подорвать боновые заграждения у входа в реку и запоздалые попытки эсминца «Дэллас» протаранить их. Первоначальные потери десантных кораблей были небольшими, но в дальнейшем из-за испортившейся погоды и поднявшегося волнения наращивание сил стало угрожающе медленным. К исходу вторых суток на берег была доставлена только половина войск. Командир десанта, бригадный генерал Траскотт, слабо использовал корабли артиллерийской поддержки. К подавлению огня крепостных батарей была привлечена только 152-мм артиллерия легкого крейсера «Саванна», так как вести огонь 356-мм снарядами линейного корабля «Техас» по целям, вблизи которых действовали американские войска, было слишком опасно. Разведывательные самолеты с крейсера и линейного корабля добились успеха в рассеивании танковых колонн противника с помощью нового, довольно эффективного способа — сбрасывания противолодочных глубинных бомб, на которых были установлены контактные взрыватели.
10 ноября обстановка изменилась к лучшему. Во время предпринятой ранним утром атаки десантным войскам удалось прорваться к аэродрому через линию французских войск, которые, ожидая заключения перемирия, уже не оказывали серьезного сопротивления. К этому времени удалось наконец прорвать и боновые заграждения на реке; эсминец «Дэллас» прошел через них вверх по реке Уэд-Себу и высадил десантные войска неподалеку от аэродрома. Вскоре сюда прибыли и самолеты с эскортного авианосца, которые тут же начали боевые вылеты, опираясь на этот аэродром. Бомбардировщики с другого эскортного авианосца нанесли удар по крепости Касба, которая быстро сдалась американской пехотной группе. Огнем с эсминцев и крейсера были остановлены французские танки, подходившие по прибрежной дороге от Рабата — столицы Марокко. Когда была обнаружена колонна грузовиков с войсками, [200] шедшими из тыловых районов в направлении Порт-Лиотея, линейный корабль «Техас» поднялся вверх по реке больше чем на восемь миль и своими крупными снарядами разрушил шоссе, после чего колонна быстро рассеялась. Вскоре после полудня французский генерал, командовавший силами этого района, запросил о прекращении огня. Его просьбу немедленно удовлетворили. Цели наступления были достигнуты, но с большим опозданием: действовавшие здесь войска не смогли участвовать в боях за Касабланку.
Окончательный захват Марокко
Тем временем войска и танки генерал-майора Андерсона вели наступление из Федалы к окрестностям Касабланки. Двум французским сторожевым кораблям, вышедшим из Касабланки и в 10.00 10 ноября пытавшимся обстрелять американские войска, под угрозой орудий крейсера «Огаста» пришлось возвратиться в порт, Но и сам крейсер вскоре был вынужден отойти, так как вокруг него стали падать снаряды французского линейного корабля «Жан Бар». Хьюитт попросил оказать ему авиационную поддержку, и с авианосца «Рейнджер» поднялись пикирующие бомбардировщики, которые отметили попадание в «Жан Бар» двух 500-кг бомб. Французский линейный корабль осел на илистое дно гавани настолько, что его верхняя палуба оказалась под водой.
К исходу 10 ноября американские войска окружили Касабланку, Утром 11 ноября планировалось предпринять решительное наступление с суши, моря и с воздуха. К счастью, перед самым началом наступления адмирал Мишелье получил приказ о прекращении сопротивления; на состоявшихся в этот же день переговорах было принято решение о прекращении боевых действий. Во время переговоров адмирал Хьюитт подал [201] адмиралу Мишелье руку и выразил сожаление по поводу того, что пришлось вести огонь по французским кораблям; он также подчеркнул намерение сотрудничать в дальнейшем. И действительно, вскоре французы и американцы уже работали вместе, восстанавливая порт, который должен был стать крупной тыловой базой снабжения в предстоявшей кампании в Тунисе.
Вооруженные силы стран оси причинили американским войскам в Марокко намного больше потерь, чем французы. Немецкие подводные лодки, с которыми союзники разминулись в Атлантике, сейчас сосредоточивались на подходах к Касабланке. Транспортные суда центральной ударной группы уже не имели на борту войск, но все еще стояли на разгрузке у Федалы, освободив место в защищенной гавани Касабланки для подходившего из США нового конвоя. К концу дня 11 ноября немецкая подводная лодка «U-173» незаметно подошла к району разгрузки и своими торпедами потопила транспорт и повредила эсминец и нефтеналивное судно. Во второй половине следующего дня в этот же район вошла подводная лодка «U-130» и потопила еще три транспорта. «U-130» ушла невредимой, но подводная лодка «U-173» после повреждения американского грузового судна у Федалы 15 ноября была потоплена на следующий день тремя американскими эсминцами.
Высадка в порту Алжир
Когда союзные силы, вышедшие из Англии, миновали Гибралтарский пролив и вошли в Средиземное море, державы оси поняли, что союзники проводят крупную операцию. Командование итальянских военно-морских сил правильно предположило, что корабли и суда союзников следуют в Алжир, но немцы настояли на своем, считая, что конвои направляются к южному [202] побережью Франции или идут на Крит, в Триполи, а может быть, и на Мальту. Силы стран оси — подводные, надводные и воздушные — были сосредоточены & Тунисском проливе и почти не оказали противодействия транспортам союзников. Один из американских транспортов был, правда, атакован у побережья Африки немецким самолетом-торпедоносцем, однако большая часть находившихся на нем войск благополучно добралась до места назначения на десантно-высадочных средствах и на корабле охранения. Если не считать этого случая, восточное оперативное соединение ВМС прибыло в район Алжира благополучно.
Высадка на африканское побережье Средиземного моря поддерживалась мощными военно-морскими силами. Задачу прикрытия выполняла оперативная группа «Н» английского военно-морского флота, базировавшаяся на Гибралтар. Группа «Н», состоявшая из трех линейных кораблей, линейного крейсера, двух авианосцев и нескольких меньших кораблей, должна была прикрыть десантные силы от ударов итальянского и вишистского флота, базировавшегося на Тулон. Группа поддержки восточного оперативного соединения ВМС состояла из трех легких крейсеров, двух эскортных авианосцев, трех крейсеров противолодочной обороны, монитора, 13 эсминцев и 17 меньших кораблей. Управляемая с английского штабного корабля, явившегося прототипом будущих американских десантных штабных кораблей, группа поддержки должна была прикрыть десантные силы от ударов авиации и подводных лодок противника и оказать тактическую поддержку союзным войскам во время высадки и боевых действий на берегу. Из 33000 человек в составе десанта было только 10000 американцев, но, учитывая предубеждение французов против англичан, большинство войсковых подразделений десанта возглавлялись американскими офицерами, чтобы вторжение казалось чисто американским. [203]
План захвата порта Алжир предусматривал одновременную высадку войск на трех примыкающих к порту участках побережья и, как и в Сафи, прорыв двух эсминцев в гавань с целью захвата портовых сооружений и торговых судов. В условиях относительно спокойного моря войска начали посадку на десантно-высадочные средства, которые по плану должны были подойти к участкам высадки в 01.00 8 ноября. К счастью, десантные войска не встретили противодействия. Вследствие недостаточной подготовленности переброска войск с судов на некоторые участки берега была еще более запутанной и проводилась с большим запозданием по времени, чем при высадке в Марокко. Высаженные батальоны перемешались друг с другом и растянулись по фронту на несколько миль вдоль побережья. Тем не менее офицеры восстановили боевые порядки, и войска быстро продвинулись в глубь побережья к назначенным объектам. Благодаря деятельности доброжелательно настроенных офицеров многие французские части, включая гарнизоны двух важных аэродромов, сдались без сопротивления. Вследствие быстрого продвижения англо-американских войск операция превратилась скорее в оккупационное мероприятие, чем в военную кампанию, так как серьезное сопротивление было оказано только со стороны береговых фортов восточнее Алжира.
Попытка двух английских эсминцев захватить порт, чтобы предупредить разрушения в нем, успеха не имела. Из-за темноты и незнания навигационной обстановки «Броук» и «Мэлколм» прошли мимо узкого входа в гавань. При второй попытке эсминец «Мэлколм» был серьезно поврежден снарядами береговых батарей и отошел в море. Эсминец «Броук» прорвал боновые заграждения, подошел к причалу и высадил десант. Но этот десант был тут же обстрелян и быстро взят в плен. Эсминцу «Броук» удалось выйти из гавани, но он получил настолько сильные повреждения, что позднее затонул при буксировке. [204]
К счастью для союзников, в результате быстро достигнутого перемирия порт достался им в полной сохранности. Приказы о прекращении огня, переданные по радио от имени генерала Жиро, не дали желаемых результатов, Однако днем 8 ноября Мэрфи удалось убедить адмирала Дарлана дать распоряжение французскому генералу, возглавлявшему оборону, о начале переговоров о перемирии. К 18.40 8 ноября, то есть через 1 час 20 минут после того, как американцы формально взяли в свои руки контроль над Алжиром, переговоры закончились, а двумя днями позже Дарлан, имея согласие маршала Петэна, отдал всем французским частям в Африке приказ о прекращении огня{2}.
Согласие французов прекратить сопротивление .подоспело вовремя: погода настолько ухудшилась, что к 18.00 дальнейшую высадку сил для оказания поддержки пришлось прекратить. Из-за неумелого управления десантными кораблями восточное оперативное соединение ВМС потеряло 90 процентов своих десантно-высадочных средств. Было высажено так мало подкреплений и было доставлено на берег так мало предметов снабжения, что обстановка на берегу могла стать крайне опасной, если бы французы продолжили сопротивление. Однако благодаря дипломатическим успехам Мэрфи разгрузку войск и предметов снабжения оказалось возможным закончить непосредственно в порту Алжира. Дорога для продвижения союзников в Тунис была открыта.
Высадка в Оране
Наиболее мощные силы союзников участвовали в высадке в районе Орана. Поскольку в июле 1940 года, французские части в районе Орана были озлоблены [205] ударами английского военно-морского флота по французским кораблям, стоявшим в соседнем порту Мерс-эль-Кебир, в этом районе было решено высадить самые подготовленные американские войска, 1-ю пехотную дивизию и половину 1-й танковой дивизии, в которую входили две боевые бронетанковые группы, имевшие на вооружении легкие и средние танки и самоходные артиллерийские установки. По этой же причине в состав высаживаемых сил не были включены английские войска, но зато задачу охранения и прикрытия судов с войсками выполняли корабли английского военно-морского флота. В состав центрального оперативного соединения ВМС входили: линейный корабль, крупный авианосец, 2 эскортных авианосца, крейсер противовоздушной обороны, !3 эсминцев, более 20 меньших кораблей, а также транспорты, на борту которых находился десант численностью 39000 человек, почти полностью состоявший из американцев. План высадки мало чем отличался от плана высадки в Алжире. Войска предполагалось высадить одновременно на двух участках побережья западнее города, а основные силы — на побережье восточнее города, включая небольшой порт Арзю. Два переоборудованных сторожевых корабля береговой охраны США, переданные Англии в начале войны, должны были доставить в порт Оран морских пехотинцев, которым предстояло захватить портовые сооружения, не дав французам возможности разрушить их. Быстрый захват расположенных за городом аэродромов должен был обеспечить возможность посадки на них самолетов, вылетевших из Гибралтара.
Посадка войск с транспортов на десантно-высадочные средства в районе Орана прошла сравнительно организованно и закончилась вскоре после полуночи 8 ноября. Высадка на берег была произведена между 01.00 и 01.30 со значительно меньшими потерями, чем на других участках. Войска быстро овладели намеченными объектами. В Арзю французские части оказали [206] слабое сопротивление. Высадившиеся пехотинцы и моряки смогли захватить здесь 4 небольших корабля и 13 французских гидросамолетов, только что принявших горючее и торпеды. Высадка на участке западнее Орана прошла без противодействия. Три танкера с небольшой осадкой, приспособленные для выгрузки танков на берег и явившиеся прототипом больших танкодесантных кораблей LST, блестяще выполнили свою задачу, доставив на берег танковые подразделения. Танки сразу же оторвались от основных сил и ушли вперед, чтобы захватить важный аэродром и дорожные узловые пункты на плато позади города.
Успех высадки у Орана был омрачен гибелью бывших сторожевых кораблей береговой охраны США с морской пехотой на борту, пытавшихся войти в гавань Орана. Войдя в гавань через два часа после начала штурма побережья, корабли встретили здесь сильное и хорошо организованное противодействие. Шедший впереди сторожевой корабль «Уолни» прорвал боновые заграждения, блокировавшие вход в гавань, и сразу же оказался под огнем двух французских эсминцев и торпедного катера. Получив прямые попадания, он взорвался и затонул, унеся с собой три четверти экипажа и находившейся на нем морской пехоты. Второй сторожевой корабль — «Хартланд» — самоотверженно последовал за первым, но и его участь оказалась не лучшей. Когда «Хартланд» пытался обойти пирс, он попал под снаряды французского эсминца, который вел огонь с дистанции 30 м. Разбитый и горящий сторожевой корабль потерял ход и начал дрейфовать. Половина его личного состава, поднявшегося наверх из-за пожара, была скошена пулеметным огнем противника. Оставшиеся в живых покинули корабль и были взяты в плен. Вступившие в город армейские подразделения обнаружили, что гавань блокирована затопленными французскими торговыми судами и малыми военными кораблями.
Окруженный французский гарнизон продержался в [207] Оране еще один день. Но он не смог задержать американские пехотные и бронетанковые подразделения, ворвавшиеся в центр города утром 10 ноября. Когда во второй половине дня 10 ноября Дарлан приказал французским войскам сложить оружие, организованное сопротивление в Оране уже закончилось. В отличие от других участков десантно-высадочные средства были использованы здесь более организованно, и потери их были меньшими. Порт Арзю был сразу же использован для снабжения действовавших на берегу войск. Солдаты, имевшие хорошую подготовку, проявили больше решительности, чем в других десантных операциях.
Тунис
Захватив Марокко и Алжир, союзники получили хорошую тыловую базу, однако их главной стратегической целью был Тунис, отделенный от Европы Тунисским проливом шириной 90 миль. Немцы быстро приняли необходимые меры, чтобы не допустить захвата Туниса союзниками. К 11.30 в день «Д», 8 ноября, немцы принудили правительство Виши принять свое предложение об оказании французским войскам авиационной поддержки с аэродромов Сицилии и Сардинии. Это, по выражению Черчилля, «трусливое решение» позволило немцам «быстро и решительно оккупировать аэродромы в Тунисе и создать большие трудности для наших войск». Затем немцы вступили в неоккупированную часть Франции и предприняли попытку захватить французские корабли, находившиеся в Тулоне. Адмирал Дарлан, к этому времени уже полностью перешедший на сторону союзников, делал все возможное, чтобы вырвать французские войска и оставшуюся территорию из подчинения правительства Виши. Он приказал флоту выйти из Тулона в Северную Африку. Этому должны были помочь действовавшие поблизости английские военные корабли, но адмирал [208] Лабор, провишистски настроенный командующий в Тулоне, придерживался нейтралитета, веря обещаниям Гитлера не захватывать корабли французского флота. Когда же немцы нарушили свое обещание и ворвались в Тулон, адмирал Лабор решил эту проблему, затопив свои корабли.
Дарлан направил приказ адмиралу Эстева, старшему французскому офицеру в Тунисе, о присоединении находившихся в его подчинении сил к союзникам, но немецкие самолеты уже находились на тунисских аэродромах. За исключением армии, которую ее командующий генерал Барре увел в горы, французские силы в Тунисе, имевшие возможность присоединиться к союзникам, были быстро окружены немцами и разоружены. 12 ноября на алжирско-тунисской границе английские войска соединились с благожелательно настроенными французскими войсками. Но на следующий день в Тунисе высадились несколько тысяч немецких парашютистов, и тогда стало ясно, что союзники не могут рассчитывать здесь на легкую победу. Утешительными, однако, были сведения о том, что Дакар и Французская Западная Африка 23 ноября присоединились к союзникам и что войска Роммеля спешно отошли в западном направлении, преследуемые 8-й английской армией.
Решение Гитлера удержать в Африке все возможное оказалось в конечном итоге неразумным, так как последовавшая вслед за этим шестимесячная кампания обошлась немцам намного дороже, чем союзникам. Но к концу года сильные дожди в Тунисе настолько затруднили боевые действия, что союзники были вынуждены отвести свои войска назад на лучшие оборонительные позиции. Наступление 8-й армии Монтгомери в пустыне задержалось из-за отставания подразделений снабжения, Несмотря на временные затруднения, вызванные главным образом неопытностью личного состава армии и флота, генералу Эйзенхауэру удалось начать мощное [209] наступление весной, хотя к этому времени в Африку были доставлены немецкие и итальянские подкрепления численностью почти 200000 человек, а также большое количество материалов. Пока союзные силы вели наступление от Алжира на восток, в ходе которого отличились бронетанковые дивизии генерала Паттона, 8-я английская армия пыталась пробиться через укрепленную линию Марст. К этому времени Роммель по приказу Гитлера покинул Северную Африку. 7 апреля 1943 года передовые подразделения английской армии встретились наконец с американскими войсками, преодолевшими более 2000 миль от мест их высадки. К 13 мая кампания в Тунисе закончилась. Воздушными, надводными и подводными силами союзников были потоплены суда держав оси общим тоннажем 433000 т. Только немногим частям и подразделениям держав оси удалось уйти через Тунисский пролив в Сицилию. Впервые с 1941 года через Средиземное море без потерь прошел английский конвой; он вышел из Гибралтара 17 мая и 26 мая прибыл в Александрию. Теснимые русскими у Волги и изгнанные из Африки, немцы уже почувствовали неизбежность своего поражения.
Конференция в Касабланке
Хотя в конце 1942 года еще не было ясно, смогут ли державы оси вернуть себе инициативу, стратегическое планирование союзников не могло задерживаться до прояснения военной обстановки. Руководству союзных стран необходимо было встретиться и согласовать планы. Русские руководители не могли покинуть Россию, так как в это время решался исход сражения на Волге, но Рузвельт и Черчилль вместе со своими начальниками штабов встретились на конференции в Касабланке, чтобы обсудить все стратегические проблемы [210] войны. Конференция началась 14 января 1943 года и закончилась 23-го.
Основной проблемой на конференции в Касабланке была разработка планов последующих военных действий. Поскольку еще не было принято никаких твердых решений, кроме решения захватить побережье Северной Африки, англичанам и американцам необходимо было обсудить свои последующие шаги на Средиземноморском театре военных действий после захвата Туниса.
Генерал Маршалл и другие начальники штабов США все еще надеялись в ближайшем будущем объединить ресурсы союзников для перехода в генеральное наступление с форсированием Ла-Манша и высадкой во Франции, предпочтительно в Нормандии. Если в 1943 году из-за трудностей материально-технического обеспечения широкое вторжение оказывалось невозможным, с чем в конечном итоге согласились многие высшие американские офицеры, то, как полагал генерал Маршалл, союзники могли бы сковать немецкие силы, захватив полуостров Бретань в Западной Франции. Англичане, используя многочисленные статистические данные» выдвинули против этого убедительные аргументы. Они доказали, что к середине 1943 года немцы будут иметь во Франции 44 дивизии, в то время как состав англоамериканских сил, предназначенных для вторжения, не превысит и 25 дивизий. До тех пор пока соотношение сил не будет значительно улучшено в пользу союзников, утверждали англичане, высадка на побережье Франции приведет только к поражению и к еще одной дорогостоящей и унизительной эвакуации с континента.
Англичане были за вторжение во Францию, но только после значительного ослабления немецких сил. До тех пор следовало продолжать войну на основе периферийной стратегии. Это наилучшим образом способствовало бы ослаблению Германии и помогало бы [211] русским. Отвлекающие удары через Средиземное море по Южной Европе, говорили они, приведут к переброске из Франции и с Восточного фронта до 55 немецких дивизий.
Продолжение периферийных операций на Средиземноморском театре военных действий, по мнению англичан, позволяло вывести из войны Италию и вовлечь в нее Турцию. Если все это произойдет, то для разгрома Гитлера вторжения через Ла-Манш вообще не понадобится. Считая, однако, что это вторжение все-таки должно быть проведено, и притом при больших шансах на успех, они предлагали вначале ослабить немецкие войска в Западной Европе ударами союзников в других местах.
Хотя члены комитета начальников штабов США и не были убеждены в правильности рассуждений англичан, они не нашли веских контраргументов. Им не хотелось направлять еще больше союзных сил на Средиземное море, которое они не считали главным стратегическим направлением. Англичане же не хотели подвергать себя риску, возвращаясь во Францию в 1943 году, а без полного согласия и взаимодействия обеих сторон о вторжении через Ла-Манш не могло быть и речи. После продолжительной дискуссии, в ходе которой адмиралу Кингу удалось настоять на активизации военных действий против Японии посредством ряда наступлений с ограниченной целью, обе союзные державы пришли к компромиссному решению. Англичане поначалу хотели, чтобы война на Тихом океане носила характер сдерживающих действий до тех пор, пока не будет побеждена Германия, после чего все наличные силы союзников могли быть брошены на разгром Японии. Но они отказались от этих взглядов и согласились с увеличением сил, действовавших на Тихоокеанском театре, давая возможность американцам сохранить приобретенную ими здесь инициативу. Американцы в свою [212] очередь согласились с отсрочкой вторжения через Ла-Манш до 1944 года. Тем временем силы противника должны были быть отвлечены из Европы наступательными действиями союзников в зоне Средиземного моря. Одновременно планировалось усилить удары авиации союзников по самой Германии, Единодушно было принято решение о первоочередности борьбы с подводными лодками противника. Без этого успех каких-либо наступательных действий где угодно ставился под сомнение.
Оставшееся время на конференции было посвящено выбору направлений для нанесения ударов в районе Средиземного моря. В конце конференции участники рассмотрели две возможные цели ближайших операций — острова Сицилию и Сардинию. Из этих двух островов Сардиния имела более слабую оборону и располагала базами, с которых союзные бомбардировщики могли производить налеты на промышленные центры Северной Италии, но она не имела достаточно большой гавани для развития успеха крупной морской десантной операции. В то же время захват Сицилии, хотя и намного более трудный, позволял создать угрозу непосредственно Италии, а возможно, и заставил бы ее выйти из войны. Кроме того, захватив Сицилию, союзники установили бы контроль над Тунисским проливом и могли бы уничтожать больше сил противника. Поэтому Сицилия была избрана в качестве первого объекта операции союзников в этом районе. Эта операция должна была начаться в один из дней июля 1943 года. Этот акт, завершивший работу конференции в Касабланке, свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания и стали решительнее,
На следующий день после окончания конференции в Касабланке президент Рузвельт удивил государственных деятелей и военных руководителей всего мира, объявив представителям прессы о принятом им с согласия [213] Черчилля решении. Соединенные Штаты и Англия ставили перед собой цель — безоговорочная капитуляция Германии, Италии и Японии. Никаких других условий союзники договорились не принимать и не рассматривать. Принятие такого решения само по себе нельзя было считать разумным актом, а еще худшим было его оглашение. Это решение относилось к той категории ошибок, которых никогда не допускали государственные деятели XVII и XVIII столетий. Они лучше своих преемников понимали, что сегодняшний противник завтра может оказаться полезным союзником, и война, ведущаяся до полной победы, может разорить победителя наравне с побежденным.