Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Последние дни на Сааремаа

Последние дни — самые тяжелые и печальные на Сааремаа. Маленький клочок земли, со всех сторон блокированный наступающими частями «третьего рейха», ритмично посылал самолеты на Берлин, 28 августа защитники Таллина были вынуждены оставить город и базу флота. 10-й стрелковый корпус 8-й армии, подчиненный командованию Краснознаменного Балтийского флота, отряды морской пехоты и полк латышских и эстонских рабочих, поддерживаемые артиллерией и авиацией флота, упорно отбивали атаки гитлеровцев.

Но силы были неравными. К концу августа фашисты активизировали свою агентуру на острове. Для них уже не было секретом, что русские летают на Берлин именно с острова Сааремаа.

В середине августа гитлеровское командование издало приказ: «Следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-морские и авиационно-воздушные базы на островах Даго и Эзель (Сааремаа).

При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются полеты на Берлин».

В ночь на 15 августа полетов на Берлин не было.

Но вот посты наблюдения за воздухом стали доносить о подлете к острову со стороны Рижского залива большой группы самолетов противника.

Подходили они к аэродрому с двух направлений. И вдруг со стоянки двух Ил-4, которые находились около церкви, в воздух взлетели красные ракеты. Это было сигналом — фашистская агентура обозначала места стоянок для более точного бомбового удара.

Семен Федорович Жаворонков быстро оценил обстановку и дал указание на все посты в районе аэродрома: немедленно начать стрелять красными ракетами в противоположную от стоянок сторону. Фашистские летчики были дезориентированы — сбрасывали бомбы вблизи аэродрома и далеко за его чертой.

Остаток ночи и все утро на аэродроме приводили в порядок летное поле и подготавливали самолеты к очередному вылету, В 21.00 все исправные самолеты взяли курс на Берлин.

П. И. Хохлов:

Погода была сложная, полет протекал трудно, но боевую задачу мы выполнили. Весь обратный путь над морем проходил Б сплошной облачности, по приборам, которые в то время были не так совершенны, как теперь. К концу полета усталость достигла предела.

Чувство близости своего аэродрома вызывало невольный спад напряжения. Некоторые экипажи допускали ошибки при расчете посадки, уходили на второй круг с малой высоты. При таком маневре упал и взорвался самолет лейтенанта Александрова. Вместе с Александровым погибли штурман капитан Буланов и стрелок-радист младший сержант Диков. А воздушный стрелок сержант Русаков остался жив: при взрыве самолета его вместе с хвостовой частью отбросило далеко в сторону. Правда, он сильно обгорел и получил серьезное увечье.

Сейчас Иван Максимович Русаков живет в Новгороде.

Самолет Александрова еще горел, когда к аэродрому подлетал командир звена лейтенант Кравченко. В ночной тишине явственно было слышно, что самолет летит на одном моторе, да и тот работал с перебоями. Высота небольшая, было понятно, что самолет до аэродрома не дотянет. И вот шум мотора прекратился. Через минуту на восточной окраине аэродрома появилось зарево от пожара. Потом выяснилось, что, когда замолк последний мотор, экипаж решил производить посадку немедленно. При подходе к земле самолет ударился о деревья, развалился на куски и загорелся. Экипаж в составе лейтенанта Кравченко, штурмана звена старшего лейтенанта Сергеева, стрелка-радиста старшины Титова и стрелка Родковского погиб.

Теперь фашисты знали не только место, откуда взлетают самолеты, но и маршрут их полета, время появления над Берлином. Фашистские летчики из берлинской группы ПВО, отмеченные Герингом золотой браслеткой на правой руке, ждали Ил-4 на подходах к городу.

П. И. Хохлов:

Быстро стали редеть наши ряды. При очередном вылете на Берлин, 31 августа, с боевого задания не вернулся экипаж командира звена лейтенанта Михаила Павловича Русакова. В составе экипажа были штурман звена лейтенант Василий Федорович Шилов, стрелок-радист краснофлотец Василий Сергеевич Саранча. 3 сентября не вернулся с боевого задания экипаж лейтенанта Константина Александровича Мильгунова. В составе экипажа были штурман звена лейтенант Петр Яковлевич Чубатенко, стрелок-радист младший сержант Георгий Михайлович Кулешов. По мнению экипажей, летавших вместе с экипажем Мильгунова, самолет был сбит над Берлином, Враг усилил противовоздушную оборону своей столицы. Каждый раз приходилось вырабатывать новые тактические приемы, чтобы достичь центра города. Гитлер уже несколько раз требовал от своего командования уничтожить советскую авиацию на Сааремаа, стереть с лица земли оба наших аэродрома.

Но, несмотря ни на что, мы продолжали свои рейсы на Берлин. Тридцать дней враг не знал покоя. Кроме Берлина, мы наносили бомбовые удары по Данцигу, Кенигсбергу и Гдыне.

28 августа под натиском превосходящих сил противника наши войска оставили Таллин. Подача авиационного топлива и боеприпасов на остров Сааремаа прекратилась. А 5 сентября группе Преображенского, в которой оставалось всего несколько исправных самолетов, было приказано перебазироваться на основной аэродром под Ленинградом.

Транспорта для перевозки наземного личного состава нашей авиагруппы не было. И пришлось оставить на Сааремаа почти весь состав авиационно-технической базы. Осталась также часть младших специалистов инженерно-авиационной службы. Все поступили в распоряжение генерала Елисеева для защиты острова от вторжения.

На аэродроме остался также экипаж самолета Ил-4 старшего лейтенанта Юрина. Накануне дня отлета нашей авиагруппы под Ленинград Юрин, возвращаясь с боевого задания, посадил свой самолет на фюзеляж и погнул винты. Преображенский сказал старшему лейтенанту:

— Сумеете восстановить самолет — прилетайте на основной аэродром, не сумеете — защищайте остров на земле.

Экипаж кое-как выправил винты. При запущенных моторах самолет сильно трясло, но все же он поднялся в воздух и взял курс на восток. В район Ленинграда самолет прилетел ночью. Экипаж без прожекторов, используя только бортовые фары, произвел посадку на одном из аэродромов, на котором наша авиация уже не базировалась в связи с подходом к нему противника. С рассветом Юрин перелетел на аэродром нашего полка.

Немногие из летчиков-балтийцев, начавших войну в июньские дни 1941 года, дожили до победного мая сорок пятого. Слишком суровыми были выпавшие на нашу долю испытания, чтобы можно было пройти их без потерь. Но нас помнят — и живых, и тех, кто погиб. Помнят наши дела.

До 4 сентября 1941 года для ударов по Берлину всего было произведено девять групповых вылетов. Было сброшено 311 бомб различного калибра общим весом 36 050 килограммов.

Много это или мало? Все познается в сравнении...

2 августа 1940 года Геринг отдал приказ уничтожить Королевскую авиацию Англии. На 13 августа был назначен «Адлертаг» — «День орла», когда «непобедимые» фашистские воздушные силы должны были начать уничтожение в воздухе Королевской авиации, а с воздуха — мирных городов Англии.

«Пусть ненавидят — лишь бы боялись...» Это выражение из трагедии римского писателя Акция «Атрей», Кстати, Светоний сообщает, что это изречение любил повторять римский император Калигула, тот самый Калигула, который возвел свою лошадь в сан патриция, чтобы она заседала в сенате. «Пусть ненавидят — лишь бы боялись...» — крылатое выражение фашистских люфтваффе.

Передо мной один из журналов серии «Британский союзник» за январь 1944 года — «В борьбе за родные города, или История внутренней обороны Великобритании 1940-1941 годов»:

«Море огня. Горит док св. Екатерины в ночь на 11 сентября 1940 года. Горит Сити. Вид с купола собора св. Павла. 29 декабря 1940 года. Колокольня церкви св. Климента, объятая столбом пламени. 10 мая 1941 года. Рушится гигантский дом № 23 по улице королевы Виктории. 10 мая 1941 года. Ночь. Улица св. Леонарда, Шоредич. Развалины... Манчестер. 22 декабря. Одна сторона Пикадилли гарденс высится, как руины Ипра».

24 августа 1940 года люфтваффе совершили в течение суток сразу несколько налетов на Лондон. В Сити возник пожар. Пригороды Ист-энда впервые после 1918 года увидели взрывы бомб.

Следующей ночью 80 самолетов Королевских воздушных сил были Посланы на Берлин.

8 октября 1940 года Черчилль все-таки предупредил палату общин, что вторжение еще возможно.

Надо сказать, что Геринг был одним из тех, кто приветствовал и разделял доктрину итальянского генерала Дуэ, считавшего, что войну можно выиграть одной лишь авиацией, без какого-либо вмешательства сухопутных армий, нанося с помощью тяжелых бомбардировщиков массированные удары.

Советская военная наука уже в те годы отводила большую роль военно-воздушным силам в будущей войне. Но в отличие от доктрины Дуэ взгляды на характер применения авиации основывались на положениях о достижении победы в бою, операции и войне в целом совместными усилиями всех родов и видов вооруженных сил, включая и авиацию.

Воздушные бои в небе Британии поставили под сомнение доктрину Дуэ, а события Великой Отечественной войны перечеркнули ее.

...Спустя двадцать восемь лет, в 1968 году, Англия решила в виде художественного фильма воспроизвести битву за Англию в 1940 году.

Если в 1940 году битва за Англию продолжалась ровно 16 недель, то для того, чтобы воспроизвести ее на кинопленке, потребовалось 42 недели, три года подготовки, 3 тысячи человек.

Кроме того, надо было заказать сотни пачек сигарет образца 1940 года в одной из табачных компаний, получить разрешение Совета Большого Лондона уничтожить взрывами часть зоны лондонских старых доков, имитируя бомбежку, найти на свалке в Канаде, отремонтировать и доставить в Англию истребители «спитфайр», закупить в Испании большую часть бомбардировщиков «хейнкель» вместе с пилотами, там же заполучить и истребители «мессершмитт» (кстати, нужное количество самолетов из старого хлама люфтваффе удалось заполучить от «Конфедерации военных самолетов» — своего рода летающего музея самолетов периода второй мировой войны, который базируется в Техасе, США), построить на студии Пайнвуд, недалеко от Лондона, «завод» и в спешном порядке начать производство макетов из стеклопластика, собрать нужное количество пилотов Королевского воздушного флота для съемок и затем — развернуть в небе Англии «смертельные» воздушные схватки.

Согласно оценкам английской прессы, на все это было ухлопано больше, чем обошлись действительные события.

Фильм должен был воскресить тот период с «осознанным чувством исторического воодушевления». Не станем говорить о художественных достоинствах или недостатках картины.

Скажем лишь одно: к созданию фильма, помимо известных в мировом кинематографе постановщиков Гарри Зальцмана, Вениамина Фица, звезд экрана Майкла Кейна, Сюзанны Йорк, Кристофера Пламмера, Роберта Шоу, великого Лоуренса Оливье (в роли главного маршала авиации сэра Хью Даудинга), был приглашен консультантом по люфтваффе и Адольф Галланд — ас фашистских ВВС...

Поставим на этом точку.

И вот здесь сравним: англо-американская авиация за весь 1941 год сбросила на Германию в районе Берлина только 35 500 килограммов бомб.

Дальше