Предисловие
В книге С. Э. Морисона «Восходящее солнце над Тихим океаном» описываются события, происходившие в период Второй Мировой войны на одном из обширнейших театров военных действий с декабря 1941 г. по апрель 1942 г., то есть от нападения японского флота на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор до авиационных ударов американской стратегической авиации по столице Японии Токио (известные как «рейды Дулитла»). Это один из самых интересных трудов Морисона. Во-первых, он интересен детализацией описываемых событий, связанных с поражениями американского и английского флотов и со стремительным стратегическим наступлением японских вооруженных сил в «страны южных морей». Во-вторых, он интересен еще и с точки зрения развития военного и военно-морского искусства, поскольку опыт стратегических операций, проведенных японскими вооруженными силами, поучителен и многие его уроки не потеряли своей актуальности в современных условиях. Читая курс истории военно-морского искусства в Военно-морской академии, мне приходится подробно разбирать эти операции и в качестве первоисточника, конечно же, пользоваться трудами Морисона. Лучше него эти события пока никто не описал. В то же время Морисон иногда неверно оценивает события на оперативно-стратегическом уровне. Нетрудно заметить, что он больше историк-летописец, [8] чем оператор-аналитик. Например, анализируя предысторию нападения японцев на Перл-Харбор, то есть рассматривая причины развязывания войны против США, Морисон все свел к противоречиям, возникшим между этими странами в Тихоокеанском регионе. Главной причиной развязывания войны против США Морисон считает введение с 25 июля 1941 г. эмбарго на экспорт нефти в Японию и замораживание японских активов в США. Но это лишь часть причин, и, как мне кажется, не главных. У него, видимо, не хватило кругозора оценить обстановку на глобальном уровне.
В сложившейся стратегической обстановке для военно-политического руководства Японии было ясно, что возникли исключительно благоприятные условия для захвата богатых природными ресурсами «стран южных морей» (колоний США, Великобритании и Голландии, в том числе Французского Индокитая, Британской Малайи и Сингапура, Голландской Индии и Бирмы). Свои планы японцы четко увязывали с общим развитием Второй Мировой войны на Европейском театре военных действий: к этому времени Франция по существу утратила свою государственность, Голландия была оккупирована фашистской Германией, а Великобритания в ужасе ожидала вторжения германских вооруженных сил на Британские острова (операция «Морской лев»). Лишь США могли оказать серьезное сопротивление Японии.
Склонив вишистскую Францию к подписанию 23 июля 1941 г. соглашения об использовании своими вооруженными силами баз в Южном Индокитае, Япония фактически оккупировала этот район и приблизилась к Малайе, Голландской Индии и Филиппинам. Это был первый шаг к «большой войне» на Тихом океане.
В ходе первого периода войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии вооруженные силы Японии успешно провели Гавайскую, Малайскую, Филиппинскую, Яванскую и Бирманскую стратегические операции, в результате которых были достигнуты крупные военно-политические цели. Все эти операции были взаимосвязаны одним планом военной кампании. При этом замечу, что в официальных отечественных военно-исторических трудах рассматриваемый период назван «начальным» (например, в 12-томном труде «История Второй Мировой войны 1939–1945», т. 4. М.: Воениздат, 1975, с. 386; Савин А. С. Японский милитаризм [9] в период Второй Мировой войны 1939–1945 гг. М.: Наука, 1979, с. 90, 91; и др.). Но, по моему мнению, на этом театре войны начальный период занимал первые 10–15 суток, в ходе которых японцами было завоевано господство на море и воздухе, что предопределило дальнейшее развитие событий. Первый период войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии продолжался с 7 декабря 1941 г. до начала мая 1942 г. (в японской историографии этот период называют «1-й фазой войны»).
К маю 1942 г. японцы овладели Гонконгом, Британской Малайей, Филиппинами, Голландской Индией, Бирмой, островами Новая Британия, Новая Ирландия, Адмиралтейства, Гуам, Уэйк, Гилберта, частью Соломоновых островов, оккупировали Таиланд и вышли на подступы к Австралии и Индии. Были захвачены территории с богатейшими запасами стратегического сырья с населением более 200 млн человек (с учетом оккупированного Китая около 400 млн человек). На этом театре войны в боевых действиях приняли участие вооруженные силы общей численностью около 2 млн человек, до 4 тысяч самолетов, 21 линкор, 13 авианосцев, 74 крейсера, 212 эсминцев, 134 подводные лодки. Союзные державы потеряли убитыми, ранеными и пленными свыше 300 тысяч человек. Японцы уничтожили более 600 самолетов, потопили и вывели из строя 1 авианосец, 9 линкоров, 1 линейный крейсер, 10 крейсеров, 17 эсминцев, 4 подводные лодки. В то же время потери Японии составили всего лишь 20 тысяч человек убитыми и ранеными, чуть более 100 самолетов и всего 3 эсминца. Американские историки писали, что «никогда раньше в военной истории не достигалось так много столь малой ценой». С такими оценками не согласиться нельзя.
К началу войны общее соотношение морских сил противоборствующих группировок было примерно равным. Но равенство было только кажущимся, так как более чем трехкратное превосходство японских ВМС в авианосцах давало им огромное преимущество, хотя в то время это не было осознано командованием ни одной из сторон. Главными силами тогда считались линкоры. Следующее преимущество японских вооруженных сил над американскими (в том числе и флота) состояло в лучшей подготовке личного состава и особенно штабов. Оперативной и боевой подготовке в японских вооруженных силах уделялось огромное значение. [10]
Состав военно-морских сил сторон на Тихом океане к началу войны
Силы | США | Великобритания | Голландия | Итого | Япония |
Линкоры | 9 | 2 | | 11 | 10 |
Авианосцы | 3 | | | 3 | 10 |
Тяжелые крейсеры | 13 | 1 | | 14 | 18 |
Легкие крейсеры | 11 | 8 | 3 | 22 | 20 |
Эсминцы | 80 | 13 | 7 | 100 | 112 |
Подводные лодки | 56 | | 13 | 69 | 63 |
Палубные самолеты | 220 | | | 220 | 575 |
Самолеты берегового базирования | более 600 | около 500 | более 200 | около 1300 | более 1700 |
Общий план войны, который был готов к 20 октября 1941 г., ставил ближайшей целью захват Японией богатых сырьем «стран южных морей». Как полагало японское командование, единственной серьезной помехой достижения этой цели был Тихоокеанский флот США, базировавшийся на Перл-Харбор. Эту угрозу японцы планировали ликвидировать путем уничтожения или нейтрализации американского флота в самом начале войны. Замысел удара по американскому флоту в Перл-Харборе возник у командующего Объединенным флотом адмирала И. Ямамото еще в ноябре 1940 г. (не без влияния опыта англичан по уничтожению итальянского флота в военно-морской базе Таранто), и сразу же началась тщательная подготовка этой операции, получившей название Гавайской.
С учетом планировавшейся кампании создавались группировки армии и флота, предназначавшиеся для действий на соответствующих стратегических направлениях. При этом командование военно-морских сил еще до развязывания войны сформировало несколько временных крупных формирований целевого назначения. Например, для действий на Филиппинском и Малаккском направлениях была сформирована стратегическая группировка военно-морских сил, получившая название «Южный экспедиционный [11] флот», под руководством командующего 2-м флотом адмирала Кондо. Эта группировка должна была действовать с Южной группой армий. Сильную группировку японцы создали для действий на Гавайском направлении.
Непосредственное планирование операции началось в январе 1941 г. Оно было длительным и тщательным. К планированию был допущен ограниченный круг лиц. Оно проходило в строжайшей тайне. Ведь с нападения на Перл-Харбор Япония развязывала войну против США. В сентябре 1941 г. в военно-морской академии японское руководство провело оперативные игры, в ходе которых были отработаны все важнейшие элементы Гавайской операции. Кстати, в этой игре атакующее соединение «потеряло» третью часть своих кораблей, в том числе 2 авианосца из 6. Несколько высших офицеров высказали мнение, что операция будет слишком рискованной. Они предложили сосредоточить усилия на южном направлении и отказаться от нападения на Перл-Харбор. После ряда уточнений, в начале ноября 1941 г. план нападения на Перл-Харбор был утвержден Морским генеральным штабом. Днем начала военных действий было избрано воскресенье 7 декабря 1941 г.
Окончательный замысел Гавайской операции состоял в том, чтобы еще до объявления войны произвести скрытное развертывание авианосных сил в район Перл-Харбора и внезапным ударом палубной авиации уничтожить ядро американского флота, обеспечив себе свободу действий по захвату «стран южных морей». В качестве главных объектов удара были избраны линейные корабли и авианосцы. Часть палубной авиации японское командование выделило для нанесения ударов по аэродромам противника и для завоевания господства над районом проведения операции.
Для выполнения задачи уничтожения американского флота в военно-морской базе Перл-Харбор было сформировано оперативное авианосное соединение под командованием командующего 1-м воздушным (авианосным) флотом вице-адмирала Нагумо. В его состав вошли основные силы этого флота: все 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Секаку» и «Дзуйкаку», а также 2 линейных корабля, 2 тяжелых крейсера, легкий крейсер, 9 эскадренных миноносцев, 3 подводные лодки и 8 танкеров. Организационно силы сводились в отряды: воздушной атаки (6 авианосцев); [12] прикрытия (1 легкий крейсер, 9 эсминцев); поддержки (2 линкора, 2 тяжелых крейсера); патрульного (3 подводные лодки); снабжения (8 танкеров); демонстративных действий (2 эсминца). Последний отряд должен был нанести отвлекающий удар по атоллу Мидуэй.
Кроме того, к операции привлекались и подводные лодки из состава оперативного соединения подводных сил, насчитывавшего 27 подводных лодок. Пять из них несли на верхней палубе по одной сверхмалой подводной лодке, которые должны были проникнуть в гавань и атаковать там американские корабли. Эти подводные лодки должны были действовать сразу же после ударов палубной авиации. Другие подводные лодки, развернутые в район Гавайских островов, должны были вести разведку и атаковать выходившие из Перл-Харбора американские корабли.
За три месяца до начала проведения Гавайской операции началась подготовка авиагрупп всех 6 авианосцев, которые были укомплектованы наиболее подготовленными экипажами. Особое внимание обращалось на отработку торпедометания с малых высот и дистанций на мелководье, на бомбометание с горизонтального полета и с пикирования и пулеметно-пушечные атаки. Подготовка велась в районе, сходном по очертаниям и рельефу с островом Оаху. Японцами был изготовлен макет военно-морской базы Перл-Харбор, на котором изучалась обстановка и осуществлялась постановка задач командирам авиакрыльев и авиаэскадрилий.
В штормовых условиях отрабатывалась организация заправки кораблей топливом в море. Подготовка не прекращалась ни на одну минуту. Даже во время перехода через океан на флагманском корабле «Акаги» был изготовлен рельефный макет Перл-Харбора, на котором летный состав изучал предстоящий театр военных действий. В связи с тем, что операцию планировали проводить на принципе внезапности, большое значение уделялось оперативной разведке и маскировке. В получении необходимых сведений о дислокации американских кораблей и обороне военно-морской базы большое внимание отводилось японской агентуре на Гавайских островах, центр которой находился в японском консульстве в Гонолулу. Широкая агентурная сеть позволила японцам вскрыть всю систему обороны Гавайских островов, особенно острова Оаху, на котором располагалась военно-морская база Перл-Харбор. [13]
При подготовке к операции в Гонолулу на лайнере «Тайе-Мару» под видом штатского лица отправился лейтенант С. Судзуки для уточнения всех ранее собранных разведывательных данных. Маршрут судна точно соответствовал тому, по которому затем прошло ударное соединение. Среди пассажиров судна был лейтенант Т. Маедзима командир подводной лодки. Он собрал сведения, касающиеся организации противолодочной обороны Перл-Харбора. Задача оперативной разведки возлагалась также на торговые и промысловые суда, а непосредственно перед операцией на развернутые в район подводные лодки. Согласно плану они должны были прибыть в район проведения операции за двое суток. Основным средством тактической разведки была палубная авиация.
В связи с тем, что операция была построена на принципе внезапности, было организовано проведение системы мероприятий по оперативной маскировке. Планирование операции велось в строжайшей секретности с привлечением крайне ограниченного круга лиц. Корабли оперативного соединения из баз должны были выходить по одному, а пунктом их сбора была избранная бухта Хитокаппу на острове Итуруп. При выходе из баз командиры кораблей получали запечатанные конверты с боевым приказом, вскрывать которые разрешалось только в открытом море. На аэродромы, где обычно базировалась палубная авиация при нахождении авианосцев в базе, были посажены группы береговых самолетов, адекватных по составу и численности авиакрыльев. Маршрут перехода был избран из расчета обеспечения скрытности: остановились на северном маршруте. В период развертывания соблюдалось полное радиомолчание. Кроме того, радиопозывные вышедших на операцию кораблей были сменены, а в районах их постоянного базирования были оставлены радиопередатчики, работавшие с их старыми позывными. С началом развертывания японцы провели учения по управлению силами с интенсивным использованием средств радиосвязи. Создавалось впечатление, что все крупные корабли, в том числе ударные авианосцы, находятся в пунктах постоянной дислокации. Выбор времени и дня нападения на Перл-Харбор также обеспечивал внезапность. Дезинформация противника проводилась до нанесения удара. За сутки до начала операции по улицам Токио разъезжали автобусы, битком набитые японскими моряками. Они осматривали достопримечательности [14] столицы. Эта акция была предпринята для дезинформации американской разведки.
Однако японскому командованию не удалось добиться полной скрытности подготовки к войне. Американское командование располагало неопровержимыми доказательствами того, что Япония готовится к войне.
Возможность удара японской авиации по кораблям, базировавшимся в военно-морской базе Перл-Харбор, обсуждалась высшим американским командованием и даже проводились мероприятия по усилению обороны главной базы. За неделю до нападения японцев на Перл-Харбор командующий Тихоокеанским флотом США и командующий войсками гарнизона на Гавайских островах получили предупреждение о возможности внезапного нападения Японии на американские владения на Тихом океане. Как пишет С. Э. Морисон в книге «Битва за Атлантику», в 1938 г. американцы провели учение с привлечением авианосца «Саратога», который наносил внезапный удар по Перл-Харбору с расстояния около 100 миль. Уже тогда американцы вскрыли неподготовленность к отражению воздушных ударов. Но выводов никто не сделал.
Оборона Гавайских островов в целом возлагалась на армию. Основным средством отражения внезапного нападения американское командование считало авиацию. К моменту нападения на Перл-Харбор на шести аэродромах острова Оаху было сосредоточено более 300 самолетов армейской и флотской авиации. Однако готовность к вылету даже дежурных звеньев была низкой. Почти вся авиация была выстроена крыло в крыло на аэродромах.
Остров прикрывался 188 зенитными орудиями и более чем 100 зенитными пулеметами. На возвышенностях острова было установлено 5 радиолокационных станций. Но готовность зенитных огневых средств была низкой, а работу радиолокаторов никто не контролировал. Их включали только в темное время суток.
Вход в базу должен был закрываться бонами, но в ночь на 7 декабря он оказался открытым. Линейные корабли имели противоторпедные сети, но в день нападения на базу они не были поставлены. Не были подняты в воздух аэростаты заграждения.
На подходах к базе выставлялся базовый и дальний морской дозор и велась воздушная разведка. Но дозор и [15] разведка были целенаправлены на юго-западное направление, со стороны которого нападение противника считалось наиболее вероятным. Это учли японцы и для нападения избрали северное направление.
Диспозиция американских кораблей длительное время не менялась. Линейные корабли стояли на рейде борт о борт и являлись хорошей мишенью для самолетов противника.
Сосредоточенные на острове Оаху для защиты стоянки флота значительные силы и средства не имели единого командования, а поэтому и не могли быть эффективно использованы для отражения нападения противника.
Таким образом, мощная, на первый взгляд, оборона базы не могла выполнить задачу отражения внезапного нападения противника.
Оперативное развертывание сил японцев началось 10 ноября. Перед выходом кораблей в море на совещании офицерского состава в своем напутственном выступлении адмирал Ямамото говорил: «В Перл-Харборе сконцентрирован огромный флот. Этот флот будет полностью уничтожен одним ударом в самом начале военных действий. Успех нашего неожиданного нападения на Перл-Харбор сделает эту операцию Ватерлоо всей последующей войны». До 18 ноября корабли оперативного соединения отдельными группами совершали переход к острову Итуруп. К 22 ноября 1941 г. в заливе Хитокаппу на этом острове было собрано все оперативное соединение. За несколько недель до прибытия в исходную точку кораблей представителями спецслужб основательно была прочесана местность вокруг бухты, чтобы ни один посторонний глаз не смог заметить скопления японских кораблей.
На этапе развертывания в адрес Нагумо была передана телеграмма следующего содержания: «Оперативному соединению, передвигаясь сугубо скрытно и осуществляя ближнее охранение против подводных лодок и самолетов, продвинуться в гавайские воды и в момент объявления военных действий атаковать главные силы американского флота на Гавайях с целью нанесения ему смертельного удара. Первый воздушный налет намечается на рассвете «дня X» (точная дата будет определена последующим приказом)».
Адмирал Ямамото приказал командиру ударного соединения возвращаться обратно, если соединение будет обнаружено противником за два дня (5 декабря). Если же соединение [16] будет обнаружено за один день до удара по Перл-Харбору, то Нагумо должен был принять решение самостоятельно. Если же японское соединение будет обнаружено в день нападения на американскую базу, то надлежало действовать по плану.
26 ноября отдельными группами это соединение вышло из залива и только на значительном удалении от берега было построено в единый походный порядок и, соблюдая радиомолчание, направилось в район Гавайских островов. Построение кораблей также обеспечивало скрытный переход. Предусматривалось даже в случае обнаружения на маршруте развертывания торговых или промысловых судов под английским, американским или голландским флагами уничтожать их в кратчайшее время, чтобы они не успели передать информацию о переходе японских кораблей по радио. Если позволяли условия, то японские авианосцы должны были избегать встречи с судами вышеперечисленных государств изменением курса. Но единственное судно, встреченное на пути к Гавайям, оказалось японским.
Маршрут перехода японского оперативного соединения в район операции проходил по наименее посещаемому району Тихого океана, между Алеутскими островами и атоллом Мидуэй, за пределами радиусов действий американских патрульных самолетов.
Ночью 2 декабря соединение Нагумо получило по радио условный сигнал «Восходите на гору Ниитака 1208», означавший, что 8 декабря назначается днем «X» (по гавайскому времени 7 декабря). При назначении этой даты японцами учитывались даже такие детали, как привычка командующего американским Тихоокеанским флотом адмирала X. Э. Киммеля (одновременно являлся главнокомандующим флотом США) к концу каждой недели приводить флот в Перл-Харбор. Накануне удара на флагманский корабль были переданы сведения о составе американского флота, базировавшегося на Перл-Харбор.
Переход занял 11 суток при средней скорости около 12 узлов. Только в ночь с 6 на 7 декабря при подходе к точке тактического развертывания соединение увеличило скорость до 24 узлов.
Участвовавшие в операции подводные лодки выходили из Куре и Йокосуки в период с 18 по 20 ноября и к 5 декабря прибыли в район проведения операции. [17]
Развертывание японских сил не было обнаружено американской разведкой. Подъем авиации начался 7 декабря в утренние сумерки, около 5 часов, в 220 милях к северу от острова Оаху. Первыми были подняты в воздух разведывательные самолеты. Для этих целей было выделено 6 гидросамолетов с линкоров и тяжелых крейсеров. Пройдя над целью за 30 минут до удара, они подтвердили наличие американских кораблей в базе (кроме авианосцев). В это время в базе находилось 93 корабля и вспомогательных судна, в том числе 8 линкоров, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей, 10 тральщиков. Корабли находились в боевой готовности № 3, большая часть личного состава находилась в увольнении.
В 6 часов утра, за 30 минут до восхода солнца, одновременно со всех японских авианосцев, находившихся в это время в 230 милях севернее острова Оаху (250 миль от Перл-Харбора) начался подъем самолетов первого эшелона для нанесения ударов по кораблям в базе и самолетам на аэродромах. Противовоздушная оборона соединения в это время обеспечивалась истребительным прикрытием, для чего в воздухе непрерывно находилось до 18 самолетов. В 7 ч. 15 мин. с авианосцев начали взлет самолеты второго эшелона. До цели было 2 часа полетного времени.
В ночь на 7 декабря начали прорыв в Перл-Харбор сверхмалые подводные лодки, доставленные в район проведения операции большими подводными лодками. Часть сверхмалых подводных лодок была обнаружена и уничтожена американцами, а часть погибла из-за неисправностей материальной части до прорыва в базу. Но даже при получении сведений об обнаружении и уничтожении японской сверхмалой подводной лодки на внешнем рейде Перл-Харбора американское командование не приняло никаких мер по повышению готовности своих сил.
Удар по американским силам в Перл-Харборе был нанесен двумя эшелонами (волнами) японской авиации. В составе каждого эшелона была группа для уничтожения кораблей, группа самолетов для уничтожения авиации противника на аэродромах и группа истребителей прикрытия.
Первый эшелон включал 183 самолета (командир капитан 2 ранга М. Футида): 89 самолетов для уничтожения линкоров, в том числе 40 торпедоносцев (по одной торпеде) [18] и 49 бомбардировщиков (по одной 800-кг бронебойной бомбе); 51 пикирующий бомбардировщик для нанесения удара по аэродромам противника; 43 истребителя прикрытия торпедоносцев и бомбардировщиков.
В составе второго эшелона было 170 самолетов (командир капитан-лейтенант Ш. Симадзаки): 80 пикирующих бомбардировщиков (по одной 250-кг бомбе) для уничтожения авианосцев и крейсеров; 54 бомбардировщика для уничтожения авиации на аэродромах; 36 истребителей прикрытия бомбардировщиков.
На авианосцах оставалось 39 истребителей, которые предназначались для прикрытия кораблей с воздуха.
Состав первой волны
Авианосцы | Истребители типа «Зеро» | Пикировщики типа «Вэл» | Горизонтальные бомбардировщики типа «Кейт» | Торпедоносцы типа «Кейт» |
«Акаги» | 9 | | 15 | 12 |
«Кага» | 9 | | 14 | 12 |
«Сорю» | 8 | | 10 | 8 |
«Хирю» | 6 | | 10 | 8 |
«Секаку» | 6 | 26 | | |
«Дзуйкаку» | 6 | 25 | | |
Всего | 44 | 51 | 49 | 40 |
Состав второй волны
Авианосцы | Истребители типа «Зеро» | Пикировщики типа «Вэл» | Горизонтальные бомбардировщики типа «Кейт» |
«Акаги» | 9 | 18 | |
«Кага» | 9 | 20 | |
«Сорю» | 9 | 17 | |
«Хирю» | 9 | 17 | |
«Секаку» | | | 27 |
«Дзуйкаку» | | | 27 |
Всего | 36 | 72 | 54 |
Хотя самолеты первого эшелона и были обнаружены американской радиолокационной станцией за 132 мили от острова Оаху, японцам удалось добиться внезапности, поскольку [19] американцы обнаруженные самолеты приняли за свою эскадрилью бомбардировщиков В-17, которая в этот день должна была совершить перелет из Сан-Франциско на остров Оаху. Тем более, что радиостанция, которую американцы использовали как своего рода приводной радиомаяк, всю ночь передавала развлекательную музыку. Все 5 передвижных радиолокационных станций на остров Оаху были доставлены недавно, и операторы еще не успели достаточно четко отработать организацию радиолокационного наблюдения и оповещения, хотя и имелась между ними и командным пунктом (в Форт-Шэфтере) телефонная связь.
В 7 ч. 55 мин. пикирующие бомбардировщики первого эшелона нанесли удары по аэродромам Уилер, Хикем и Форд и уничтожили большую часть американской авиации. Истребители в это время блокировали все американские аэродромы. Почти одновременно торпедоносцы и бомбардировщики атаковали линкоры.
Спустя час после того как самолеты первого эшелона отошли в северо-западном направлении, корабли в базе и аэродромы атаковали самолеты второго эшелона. При этом пикирующие бомбардировщики бомбили оставшиеся на плаву линкоры и другие корабли. Налет продолжался до 9 ч. 45 мин.
Результаты удара самолетов второго эшелона были меньшими чем первого, а потери большими, поскольку в готовность были приведены зенитные огневые средства.
Японская авиация выполняла атаки малыми группами (по 3–9 самолетов) по заранее назначенным целям. Слабое противодействие позволяло осуществлять бомбометание и торпедометание с малых высот (450–600 м) и коротких дистанций, что обеспечивало высокую точность.
После приема на борт самолетов японская авианосная группировка, не будучи обнаруженной отошла на большой скорости в северо-западном направлении.
Для американцев нападение оказалось неожиданным. Когда информация о налете на Перл-Харбор была доложена морскому министру США адмиралу Ноксу, он воскликнул: «Это, должно быть, налет на Филиппинские острова!».
В результате успешно проведенной операции 4 линкора были потоплены, а 4 получили серьезные повреждения. Кроме линкоров в гавани были потоплены 3 эсминца, минный заградитель и несколько вспомогательных судов. Многие [20] корабли и суда получили повреждения. На аэродромах и воздухе было уничтожено 188 самолетов, 84 самолета получили серьезные повреждения. Японцы походя уничтожили прибывшую с континента эскадрилью бомбардировщиков В-17. Потери американцев убитыми составили около 2500 человек, более 1000 человек было ранено. По моему мнению, успехи операции могли быть и большими, если бы Нагумо не отказался от нанесения повторных ударов по Перл-Харбору. Уничтожив находившиеся там запасы топлива, японцы могли бы надолго задержать развертывание американцами боевых действий в западной части Тихого океана.
Говоря о потерях американского флота, Морисон считал их не такими серьезными, как утверждали современники. Он не учитывал ту обстановку, в которой оказались американцы после 7 декабря 1941 г. Тогда у американских адмиралов настроение было близким к паническому, так как именно линейные корабли они считали главной силой в военных действиях на море и без них они не мыслили борьбу с японским флотом.
Гавайская операция поучительна умением японского командования в максимально возможной степени реализовать достигнутую внезапность.
Японцы потеряли всего 29 самолетов (8% от принимавших участие в ударе) 5 торпедоносцев, 15 пикировщиков и 9 истребителей. При этом первая волна потеряла 3 истребителя, 5 торпедоносцев и 1 пикирующий бомбардировщик. Потери второй волны 6 истребителей и 14 пикирующих бомбардировщиков. Повреждения получили 74 японских самолета 23 истребителя, 41 пикирующий бомбардировщик и 10 торпедоносцев и горизонтальных бомбардировщиков. Кроме того было потеряно 6 подводных лодок, в том числе 5 сверхмалых.
Уничтожив ядро американского флота, японцы обеспечили беспрепятственное продвижение в «страны южных морей», и при минимальных потерях они оккупировали крупные колониальные владения американцев, англичан и голландцев. Операция подтвердила важность достижения внезапности в начальный период войны; характеризуется массированным применением сил и средств на главном направлении, хорошо организованной разведкой и маскировкой. Для операции характерно выделение более половины [21] самолетов для обеспечения действий ударных групп на главном направлении. Нетрудно подсчитать, что из 353 самолетов, предпринимавших налет на Перл-Харбор, только 154 машины были выделены для ударов по кораблям. Остальные 199 самолетов наносили удары по аэродромам, зенитным огневым средствам и уничтожали американские самолеты в воздухе и на земле. В течение всей операции японская авиация имела неоспоримое локальное господство в воздухе.
Малайская десантная операция проводилась японскими вооруженными силами с целью захвата Британской Малайи, богатой запасами сырья и имевшей выгодное стратегическое положение, позволявшее осуществлять контроль над морскими коммуникациями, связывающими Тихий и Индийский океаны. Замысел операции состоял в том, чтобы скрытно и без помех со стороны противника осуществить развертывание сил, а затем одновременно с ударами по Перл-Харбору внезапно высадить десант на широком фронте от Кота-Бару на территории Британской Малайи до Сингора на побережье Таиланда. В интересах достижения внезапности высадки от предварительной авиационной и артиллерийской подготовки японцы отказались. Лишь на рассвете японская авиация нанесла удары по аэродромам противника и добилась существенных результатов. В течение первых двух дней ей удалось уничтожить третью часть английских самолетов, в результате чего было достигнуто господство в воздухе.
На территории Таиланда высадка японских войск прошла без противодействия.
Высадившиеся пятью эшелонами войска 25-й японской армии вели наступление на юг по двум направлениям вдоль восточного и западного побережья Малаккского полуострова. В ходе наступления в условиях бездорожья японцами были созданы специальные десантные отряды преследования, осуществлявшие высадки тактических десантов в тыл отступавшего противника.
Попытка англичан отразить вторжение ударом в тыл десанта силами Восточного флота завершилась потерей линейного корабля «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». После этой серьезной потери в обороне Британской Малайи англичане стали придерживаться оборонительных [22] действий, они даже не пытались вырвать инициативу из рук противника, предоставив тем самым японцам возможность навязывать любые выгодные им условия. В середине февраля 1942 г. капитулировал гарнизон острова Сингапур. В плен сдался весь английский генералитет в составе 28 генералов во главе с главнокомандующим войсками Британской Малайи генералом Персивалем. Это была одна из самых позорных капитуляций в военной истории.
Поскольку о потоплении ядра Восточного флота Великобритании Морисон лишь упоминает, остановлюсь на этом эпизоде более подробно. После начала высадки японских войск на северное побережье Малаккского полуострова с целью срыва десантной операции английское командование решило нанести удар надводными силами по высаживающемуся противнику. Для этих действий англичане выделили базировавшиеся на Сингапур линейный корабль «Принц оф Уэлс», линейный крейсер «Рипалс» и эскадренные миноносцы «Электра», «Экспресс», «Вэмпайр» и «Тенедос». Эти силы составляли ядро британского Восточного флота, называвшееся «Соединение Z». Командовал силами вице-адмирал Т. Филлипс. Переход в район высадки англичане спланировали осуществить скрытно, вдали от берега, укрываясь в районах с низкой видимостью.
Удар по японскому десанту Филлипс спланировал нанести в районе Сингоры на рассвете 10 декабря. Перед выходом в море командующий «Соединением Z» просил командующего британскими военно-воздушными силами на Дальнем Востоке вице-маршала авиации Палфолда прикрыть его истребителями в районе нанесения удара и обеспечить корабли разведывательными данными в 100-мильной зоне по курсу эскадры. Английские военно-воздушные силы по состоянию на 7 декабря 1941 г. насчитывали 158 самолетов в строю и 88 в резерве (в течение первых двух дней войны японцы уничтожили третью часть английской авиации). Среди них были истребители «Буффало», которые, несмотря на ограниченный радиус действия, могли быть использованы для прикрытия соединения как на маршруте развертывания, так и в районе боевых действий. Однако командующий авиацией отказал в выделении истребителей прикрытия. По всей видимости, он пытался сохранить авиацию для обороны Сингапура. [23]
Выйдя из Сингапура 8 декабря в 17 ч. 35 мин., соединение направилось на северо-восток с расчетом за темное время суток отойти как можно дальше от района полетов японской разведывательной авиации. Весь день 9 декабря эскадра следовала на север в условиях малой видимости, обусловленной непрерывными тропическими ливнями. Однако в 15 ч. 15 мин. английские корабли были обнаружены японской подводной лодкой I-65, развернутой в завесе для прикрытия района высадки морского десанта. Командир подводной лодки донес на береговой командный пункт об обнаружении надводных кораблей противника. Вылетевшая на доразведку группа японских торпедоносцев не смогла обнаружить английские корабли. Но, как выяснилось позже, японские летчики все же обнаружили корабли противника, однако приняли их за свои силы оперативного прикрытия, поэтому и не сообщили об этом в вышестоящий штаб. Японские летчики настолько были уверены в том, что корабли были своими, что даже не попытались с ними сблизиться для опознавания. Утром 9 декабря один из японских разведывательных самолетов осмотрел военно-морскую базу Сингапур и даже сделал несколько фотоснимков. По его докладу, в базе находились 2 британских линкора. Когда же проявили пленку и сделали несколько отпечатков, то выяснилось, что 2 крупных транспорта летчик принял за линкоры.
С английских кораблей также были замечены японские самолеты, которые продолжительное время сопровождали эскадру, следуя на значительном удалении параллельным с ней курсом. С этого времени командующий соединением считал, что поскольку скрытность потеряна, надежд на внезапный удар нет никаких. Поэтому с целью введения противника в заблуждения до наступления темного времени суток английские корабли продолжали следовать прежним курсом, а с наступлением темноты в 20 ч. 15 мин. они повернули на обратный курс.
Днем 9 декабря для нанесения ударов по английским кораблям вылетали разведывательные и ударные самолеты, которые, однако, противника обнаружить не смогли. Командир японской подводной лодки I-65 с большой ошибкой определил место английских кораблей. [24]
После полуночи 10 декабря, уже на обратном пути, английские корабли вторично были обнаружены японской подводной лодкой I-56, которая передала об этом в штаб, сообщив их состав, курс и скорость. Подводная лодка попыталась атаковать противника, но все выпущенные торпеды прошли мимо цели.
Японское командование решило нанести удар по английским кораблям авиацией берегового базирования. Для этого были выделены 98 самолетов 22-й воздушной флотилии (авиадивизии) императорского флота под командованием контр-адмирала Мацунага, в том числе 10 самолетов-разведчиков, 61 торпедоносец и 27 бомбардировщиков. Удар спланировали нанести на рассвете.
Утром 10 декабря английская эскадра находилась в 50 милях на восток от Куантана. В этот район Филлипс подошел для отражения десанта противника. Однако никакой высадки японских войск в этом районе не было. Вместо того, чтобы кратчайшим курсом следовать в Сингапур, Филлипс начал поиск и досмотр находившихся в районе судов, на что ушло более 2 часов. Почти рядом на аэродромах в готовности к вылету находились английские истребители. Но Филлипс с наступлением рассвета не запросил истребительное прикрытие, поскольку понадеялся на собственные зенитные огневые средства, которые только на первый взгляд казались внушительными. Кроме того, он посчитал, что корабли находятся вне тактического радиуса японской авиации берегового базирования. На линейном корабле «Принс оф Уэлс» было 16 зенитных пушек калибром 132 мм, 8–40-мм счетверенных автоматов и 12–12,7-мм пулеметов. На линейном крейсере «Рипалс» имелось 20 зенитных пушек калибром 114 мм, 8–40-мм строенных автоматов и 8 пулеметов. Всего корабли имели 84 зенитных орудия и 24 пулемета.
В соответствии с замыслом утром 10 декабря 6 ч. 25 мин. японское командование направило на поиск английских кораблей 10 самолетов-разведчиков. Спустя 1 час в воздух были подняты торпедоносцы и бомбардировщики, в расчете получить сведения об английских кораблях от самолетов-разведчиков уже в воздухе. На подходах к Куантану, уже на обратном курсе японские разведывательные самолеты обнаружили корабли противника и навели на них свои [25] ударные группы. С английских кораблей с помощью радиолокационных станций первые японские самолеты были обнаружены в 10 ч. 30 мин., а спустя 30 минут также с помощью радиолокаторов были обнаружены торпедоносцы и бомбардировщики.
В 11 ч. 18 мин. началась первая атака 9 японских горизонтальных бомбардировщиков по крейсеру «Рипалс». В результате атаки 1 бомба попала в кормовую часть крейсера, и на нем возник пожар. Вслед за атаками бомбардировщиков последовали атаки торпедоносцев. Однако ни одному из самолетов первой волны не удалось добиться ни одного попадания. В 12 ч. командир линейного крейсера «Рипалс» по собственной инициативе запросил истребительное прикрытие. Тем временем «Рипалс» атаковали 4 группы торпедоносцев (37 самолетов) и 2 группы бомбардировщиков (18 самолетов). В результате в крейсер попали 2 торпеды в левый борт и 3 в правый, после чего в 12 ч. 35 мин. крейсер опрокинулся и затонул.
Другие группы торпедоносцев и бомбардировщиков атаковали линкор «Принс оф Уэлс». Японские самолеты в атаку выходили мелкими группами, с разных направлений, по 2–3 самолета в группе. В ходе первых атак в линкор было достигнуто попадание 2 торпед. На корабле оказались поврежденными машины, винты, было затоплено котельное отделение. Скорость линкора снизилась до 13 узлов. В течение следующего часа линкор дважды атаковали группы торпедоносцев (15 самолетов). Получив еще 3 попадания торпедами, в 13 ч. 20 мин. линкор опрокинулся и затонул. Всего «Принс оф Уэлс» атаковали 24 торпедоносца и 9 бомбардировщиков.
В целом атаки английского соединения продолжались около 2 часов. Торпеды сбрасывались с высоты около 100 м и с расстояния до 10 каб. Из 88 самолетов, атаковавших английские корабли, огнем зенитной артиллерии было сбито всего 4 самолета. Англичане потеряли около 900 человек, в том числе погибли вице-адмирал Филлипс и командир линкора капитан 1 ранга Лич. Командира линейного крейсера «Рипалс» капитана 1 ранга Тенната удалось спасти.
Первая группа английских истребителей (11 самолетов) прибыла в район, когда оба корабля были потоплены, а эсминцы занимались спасением команд. [26]
Разгром ядра английской Восточной эскадры в Сиамском заливе, последовавший через двое суток после уничтожения американского флота в Перл-Харборе, резко изменил соотношение сил на театре в пользу Японии. Это был первый в истории крупный успех авиации при ее самостоятельных действиях против кораблей противника в море.
Гибель двух крупных английских кораблей в результате атак японских самолетов оказала значительное влияние на развитие военно-морского искусства. С этого времени было покончено с недооценкой авиации как ударной силы, в том числе ее возможностей в уничтожении крупных кораблей противника в море. После этого началось усиленное вооружение кораблей зенитной артиллерией. Однако все признавали, что истребительное прикрытие кораблей на переходе морем и при ведении ими боевых действий является наиболее надежной защитой от ударов авиации противника.
Из опыта Малайской десантной операции можно извлечь следующие два урока. Во-первых, только беспечность английского командования позволила японцам успешно и с малыми потерями достичь главной цели операции. Еще 6 декабря англичане обнаружили японские десантные отряды, следовавшие к острову Хайнань в Сиамский залив, но никаких мер не приняли. Эта информация могла бы предотвратить трагедию Перл-Харбора. Когда на проходившем 6 декабря совещании офицер разведки доложил, что к Малаккскому полуострову следуют 35 японских транспортов в охранении 8 крейсеров и 20 эсминцев, морской министр США спросил: «Не собираются ли японцы ударить по нам?», на что контр-адмирал Тэрнер, представлявший флот, ответил: «Нет, господин секретарь. Они ударят по англичанам. Они еще не готовы напасть на нас».
Во-вторых, англичане явно недооценивали роль авиации в десантных и противодесантных действиях и в вооруженной борьбе на море вообще. Вызывает недоумение заявление, сделанное 24 января 1942 г. начальником морского штаба адмиралом Паундом. Он сказал: «Если бы это проникновение вниз по побережью произошло в 1914 г., то по-моему, правильно было сказать, что флот не выполнил свою роль. Но в 1942 г. сложилось совсем иное...». Из этой фразы следует, что англичане не извлекли никаких уроков из Норвежской [27] десантной операции, в которой также понесли жестокое поражение и где также решающую роль играла авиация.
Филиппинская десантная операция проводилась с целью захвата архипелага и создания благоприятных условий для последующих боевых действий против Голландской Индии и Австралии. По замыслу японского командования предусматривалось в первую очередь завоевание господства в воздухе, а затем уже высадка морских десантов. Было спланировано начать боевые действия одновременно с ударом по Перл-Харбору. Но реализовать этот замысел японскому командованию не удалось. Из-за густого тумана японские самолеты не смогли подняться в воздух. Японцы сами ожидали ответного удара с Филиппин, где уже знали о нападении на Перл-Харбор. Но этого не произошло. Когда через 5 часов после нападения на Перл-Харбор командующий Дальневосточной авиацией США генерал-майор Бреретон обратился к генералу Макартуру с просьбой отдать приказ об ударе по японским аэродромам на Формозе (Тайване), последовал отказ. Макартур все еще считал, что Перл-Харбор был ошибкой, а поэтому он ограничился только подъемом авиации в воздух. Наконец Макартур решился на удар, но, чтобы выполнить его, следовало дозаправить машины топливом и подвесить бомбы. Когда последний американский самолет сел на аэродром, в воздухе появилась японская авиация.
В ударе, который выполнялся через 10 часов после Перл-Харбора, участвовало более 200 японских самолетов, уничтоживших половину тяжелых бомбардировщиков и третью часть истребителей противника (всего около 100 самолетов), потеряв при этом всего 7 машин. Через два дня был нанесен повторный массированный удар по авиационным и военно-морским базам Лусона. Через неделю после начала операции в результате воздушных бомбардировок американская авиация на Филиппинах была почти полностью уничтожена. К этому времени здесь осталось 10 бомбардировщиков, примерно столько же летающих лодок и 20 истребителей, рассредоточенных преимущественно в центральной и южной частях Лусона.
В условиях господства в воздухе японской авиации Азиатский флот США перебазировался на Яву. Так в самом начале операции сухопутные войска, защищавшие Филиппинские острова, остались без поддержки с моря и воздуха. [28]
10 декабря силами Филиппинского оперативного соединения при слабом противодействии были высажены передовые части 14-й армии на севере острова Лусон в районе населенных пунктов Апарри и Виган, а 12 декабря на юге острова в районе Легаспи. В ночь на 22 декабря в заливе Лингаен, а в ночь на 24 декабря в заливе Ламан были высажены главные силы 14-й армии, которые начали наступление на Манилу. 2 января 1942 г. столица страны Манила была занята. На этом Филиппинская десантная операция в основном завершилась.
Существенные особенности имела Яванская десантная операция. Ее непосредственная подготовка велась уже в ходе войны, а начало и состав привлекаемых сил зависели от результатов Малайской и Филиппинской операций. Захват Голландской Индии японцы спланировали осуществить последовательно: вначале высадками оперативно-тактических десантов они рассчитывали захватить ряд островов, обеспечивавших блокаду Явы с моря и с воздуха, а затем приступить к выполнению собственно Яванской десантной операции. Морисон об этом плане писал следующее: «Японцы очень осторожно выпускали свои щупальца, никогда не выдвигая их за пределы дальности действия сухопутной авиации, если не осуществлялась поддержка самолетами авианосцев».
К концу февраля 1942 г. японцы завершили почти полное окружение Явы. Ими были захвачены острова Суматра, Борнео, Целебес, Бали, Бавеан, Тимор и др. Объединенная эскадра союзников под командованием голландского адмирала Доормана пыталась помешать высадке японских войск на остров Бали, но подверглась атаке авиации и надводных кораблей. В бою один крейсер получил повреждение, а эсминец был потоплен. Эскадре союзников пришлось отойти в Сурабаю.
Перебазировав авиацию на Борнео и Целебес, а затем и на остров Бали, японцы приступили к нанесению ударов по яванским аэродромам и военно-морским базам, в результате которых большая часть союзной авиации была уничтожена, а главная военно-морская база Батавия (Джакарта) была выведена из строя.
Большое значение уделялось воздушной и морской блокаде Явы. К решению этой задачи привлекались крупные силы, в том числе оперативное авианосное соединение, участвовавшее [29] в Гавайской операции. 18 февраля японская авиация нанесла удар по союзному конвою, вышедшему из Дарвина (Австралия) к острову Тимор. В результате была сорвана доставка подкрепления. На следующий день палубная авиация нанесла удар по Дарвину, уничтожив почти все находившиеся там суда и разрушив портовые сооружения. Была также сорвана переброска на Яву по воздуху и морем большой группы американских истребителей. Последняя партия из 32 самолетов была уничтожена 27 февраля вместе с авиатранспортом «Лэнгли». Японцы не прекращали воздушные удары и после высадки на Яву. Так, 3 марта в порту Чилачап на южном побережье Явы авиация потопила 20 судов, а 5 марта были уничтожены 3 эсминца и 14 транспортов, пытавшихся уйти на юг.
27 и 28 февраля эскадра Доормана в составе 2 тяжелых и 3 легких крейсеров и 10 эсминцев предприняла попытку сорвать высадку противника в районе Сурабаи, однако была разгромлена японской эскадрой адмирала Такасахи. Не потеряв ни одного корабля, японцы потопили 2 крейсера и 3 эсминца, а 3 крейсерам были нанесены повреждения. В последующие дни при попытке прорваться из Яванского моря союзники потеряли 3 оставшихся крейсера и 3 эсминца/ В австралийские порты сумели прорваться лишь 4 американских эсминца.
В ночь на 1 марта при слабом противодействии на Яву были высажены основные силы 16-й армии. Пункты высадки находились в западной и восточной частях острова. 5 марта японцы заняли столицу Голландской Индии (Индонезии) Джакарту, а к 15 марта они овладели всем островом.
Одновременно с проведением Гавайской, Малайской, Филиппинской и Яванской операций, с целью укрепления своих позиций в юго-западной части Тихого океана японцы захватывали мелкие острова и атоллы. Высадки проводились без противодействия или же при слабом сопротивлении малочисленных гарнизонов. Только при высадке 10 декабря 1941 г. на атолл Уэйк японцы встретили серьезное противодействие и вынуждены были отложить захват атолла до 23 декабря.
С 20 января по 20 мая 1942 г. японские вооруженные силы успешно провели Бирманскую наступательную операцию, в которой принимали участие и ВМС. Часть войск, предназначавшихся для ведения этой операции, была высажена на территорию Таиланда как морские десанты. Флот [30] осуществил переброску в Рангун 2 пехотных дивизий, а в Акьяб нескольких соединений и частей 15-й армии. Для прикрытия с моря фланга образовавшегося Бирманского фронта японцы захватили Андаманские, а затем и Никобарские острова.
Одновременно с наступлением в Бирме командование японского флота провело операцию с целью завоевания господства в северо-восточной части Индийского океана. Авианосное соединение Нагумо в составе 5 авианосцев, на которых находилось около 300 самолетов, 4 линкоров, 3 крейсеров и 8 эсминцев нанесло авиационные удары по английским базам на острове Цейлон. Без особого труда японские летчики потопили авианосец «Гермес» и тяжелые крейсеры «Дорсетшир» и «Корнуолл». Соединение в составе 1 легкого авианосца, 6 крейсеров и 8 эсминцев под командованием контр-адмирала Одзавы в период с 4 по 9 апреля потопили 23 судна противника. Кроме того, японские подводные лодки в Аравийском море потопили 5 судов. В результате судоходство союзников в Бенгальском заливе и в Аравийском море было полностью прервано.
Таким образом, к концу апреля 1942 г. на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии завершилась серия операций, в результате которых Япония захватила богатейшие источники сырья и важные стратегические районы. В то же время она оказалась перед необходимостью вести длительную войну с коалицией государств, во много раз превосходившей ее по экономическому и военному потенциалам.
В итоге выработанного компромиссного решения морского и армейского командования с целью укрепления позиций в юго-западной части Тихого океана и нарушения коммуникаций между США и Австралией японцы решили провести операции по захвату островов Самоа, Фиджи, Новая Каледония и базы Порт-Морсби (Новая Гвинея), а для создания внешнего периметра обороны метрополии планировалось захватить атолл Мидуэй и часть Алеутских островов. Однако на этом этапе японцы встретили организованное сопротивление американских сил. Об этом будет рассказано в следующей книге.
Профессор Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова капитан 1 ранга В. Д. Доценко [31]