Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XIX.

Первые проблески (10 марта — 18 апреля 1942 г.)

I. Рейд Уилсона Брауна через горы

После первой попытки атаковать Рабаул адмирал Браун заявил командующему Тихоокеанским флотом о том, что в будущем в нападении на эту или равную по своей мощности авиационную базу, должно участвовать по крайней мере два авианосца, и просил также выделить два танкера, так как операции авианосцев в районе экватора требовали огромного количества горючего. Адмирал Нимиц удовлетворил обе его просьбы. Выделенными в его распоряжение авианосцами были «Лексингтон» и «Йорктаун», на втором из них держал свой флаг контр-адмирал Фрэнк Флетчер.

Для осуществления этого рейда силами двух авианосцев адмирала Кинга{471} был издан приказ «Атаковать противника». Задача состояла не только в том, чтобы атаковать японцев и причинить разрушение, но и прикрыть движение войск [451] США из Австралии в Нумеа между 7 и 12 марта. Наиболее уязвимым местом, казалось, был Рабаул, и соответственно этому был составлен план. Но в то время как «Лексингтон» и «Йорктаун» подходили туда с южной стороны, чтобы избежать противника, были получены сведения о том, что 8 марта противник, сломив сопротивление австралийцев, высадил свои войска в Лаэ и Саламауа в заливе Хуон (на Новой Гвинее), выходящем к морю Бисмарка{472}. Оба пункта имели аэродромы.

Как сказал кэптэн Тернер Джой, офицер оперативного отдела штаба адмирала Брауна, это был удачный случай поразить врага на новой позиции, прежде чем он сумеет окопаться, и остановить новое наступление на юг, угрожавшее Австралии.

Большую часть ночи офицеры штаба Брауна обсуждали с кэптэном Шерманом на «Лексингтоне» вопрос о том, стоит ли им рисковать идти в море Бисмарка или же направить самолеты из залива Папуа через горный хребет Оуэн-Стенли высотой 15 000 футов. К счастью, они выбрали последнее: море Бисмарка было, в сущности, не указано на карте и находилось значительно ближе к расположению 25-й японской авиабригады в Рабауле. Адмирал Крейс снова шумно протестовал, считая, что будет упущен удобный случай «пострелять в японцев», но он получил приказ патрулировать южнее острова Рассел со своими четырьмя крейсерами и эсминцами и сопровождать танкеры для заправки к месту рандеву в пункт 15° южной широты и 139° восточной долготы. Остальные четыре крейсера и девять эсминцев сопровождали «Лексингтон» и «Йорктаун». Это нападение было правильно запланировано и четко выполнялось. [452]

Самолеты поднялись с авианосцев в 45 милях от южного побережья Папуа. Командир авиаотряда авианосца «Лексингтон» только что вернулся из Порт-Морсби, куда он летал для пополнения имевшихся на кораблях сведений о Новой Гвинее. Он отправил один разведывательный бомбардировщик в район хребта Оуэн-Стенли, который, летая все утро над самой вершиной хребта, передавал на корабли и самолеты сведения о погоде и другую необходимую информацию. К 8 ч. 40 мин. 10 марта (вост. долготы и местного времени) вся атакующая группа из 104 самолетов поднялась в воздух. Эскадрилья торпедоносцев «Лексингтона» пролетела на высоте 7 500 футов через горную цепь.

Этот перелет прошел вполне успешно, близ Лаэ и Саламауа стояло громадное количество торговых и боевых кораблей, и летчики имели возможность отомстить за Перл-Харбор. Им не было оказано никакого сопротивления — но их задача была намного труднее, чем у летчиков Нагумо 7 декабря, так как корабли противника, хотя и были застигнуты врасплох, все же имели возможность маневрировать. Из 104 самолетов только один самолет и один летчик были потеряны. Летчики хотели повторить налет в это же утро, но адмирал Браун не мог долго рисковать своими кораблями, которые находились на передовой позиции, где они могли легко стать объектами для военно-воздушных сил из Рабаула.

Как это было и в Перл-Харборе, потери противника были преувеличены, так как совершившие на следующий день налет на Лаэ и Саламаа сухопутные самолеты «Либерейтор» донесли, что все корабли в гавани были на плаву. После окончания войны было установлено, что самолетами авианосцев был потоплен крупный тральщик, грузовое судно водоизмещением 6000 т и торговое судно, переделанное во вспомогательный [453] крейсер «Конго-Мару» водоизмещением 8000 т{473}.

Это уже было что-то, хотя адмирал Браун и знал, что это надолго не задержит противника. Оперативное соединение встретилось с танкерами адмирала Крейса 26 марта и после 54-дневного пребывания в море вошло в гавань Перл-Харбора.

2. Авиационный налет Дулитла и Хэлси на Токио (18 апреля){474}

Президент Рузвельт в одной из телеграмм к Уинстону Черчиллю заметил, что налет У. Брауна на Лаз и Саламауа пока был единственным ободряющим событием на Тихом океане. Но в это время на пути к Токио уже был авианосец адмирала Хэлси, на борту которого находились самолеты, предназначенные для бомбардировки японской столицы, и это было еще более значительным событием.

Однажды в январе 1942 г. адмирал Кинг и его офицер оперативного отдела капитан Фрэнсис С. Лоу обсуждали вопрос о возможности эффективного диверсионного налета на Японию. На острова Маркус, Кваджалейн и тому подобные пункты были совершены налеты, но хотелось большего в возмездие за Перл-Харбор. [454]

Следовало атаковать Токио, но как его достигнуть? Противник имел береговую авиацию, способную совершать полеты в пределах 300 миль от берега, и сторожевые суда, курсировавшие в радиусе 500 миль от Токийского залива. Каким образом перебросить туда авиацию, не подвергнув авианосцы судьбе «Принс оф Уэлса»? Американские бомбардировщики с авианосцев не смогли бы оперировать на таком расстоянии. Средние бомбардировщики военно-воздушных сил В-25 обладали достаточным радиусом действия и нужной мощью. Могли ли они подняться с палубы авианосца? Возможно. Смогут ли они сесть на палубу авианосцев? Едва ли. Тогда почему им не подняться в воздух вне радиуса действия сторожевых кораблей, сбросить бомбы на Токио и уйти на дружественные аэродромы в Китае?

Адмирал Кинг приказал своему офицеру авиации капитану Дональду Б. Дункану изучить вопрос и представить его на рассмотрение командующему сухопутной авиацией Арнольду. Последний сразу же согласился организовать и вооружить воздушные подразделения.

Таким образом, пока капитан Дункан разрабатывал план подготовки и передвижения кораблей оперативного соединения, были подготовлены самолеты, и под руководством подполковника США Дж. X. Дулитла закончена тренировка летного состава.

В последних числах марта 1942 г., когда планы были утверждены Кингом и Арнольдом и подготовка личного состава была закончена, капитан Дункан представил план адмиралу Нимицу в Перл-Харборе и окончательно согласовал его с адмиралом Хэлси, чье оперативное соединение было удостоено чести выполнить это задание. Связь между двумя родами войск была налажена, операция сохранялась в полном секрете.

Еще за несколько дней до выхода в море об операции знало лишь 6 офицеров. Даже кэптэн Митшер с «Хорнета» не знал о предполагаемой операции до тех пор, пока на борт корабля не были погружены самолеты. [455] Для участия в налете было отобрано шестнадцать самолетов типа В-25, которые он смог принять на борт{475}; 70 офицеров и 130 рядовых военно-воздушных сил выразили желание летать на этих самолетах и обслуживать их. Самолеты были снабжены специальным оборудованием для их подъема с палубы авианосца, и личный состав обучался лишь в течение месяца под руководством полковника Дулитла. На аэродроме Иглин во Флориде была воспроизведена полетная палуба авианосца «Хорнет». Под руководством лейтенанта флота США Генри Миллера летчики тренировались в подъеме с этой ограниченной площадки.

Самолеты перелетали в Сакраменто, затем на авиастанцию Аламеда в заливе Сан-Франциско, где и были погружены на «Хорнет» 1 апреля 1942 г. На следующий день авианосец, эскортируемый крейсерами «Винсеннес» и «Нэшвилл», четырьмя эсминцами и нефтеналивным судном «Симаррон», вышел в море. Только на следующий день, когда корабли уже были далеко от берега, командир корабля познакомил летный состав с целью похода и заданием.

Это сообщение было встречено восторженными криками всего личного состава и послужило делу укрепления морального состояния участников операции, которое не покидало их до тех пор, пока самолеты не поднялись в воздух и корабль не вышел из района боевых действий{476}.

Когда была объявлена цель плавания, появилась возможность разрешить ряд вопросов. Подробные указания были даны по основному плану тактики и на случай вынужденной посадки. «Как приобрести друзей и [456] повлиять на японцев» так назывались лекции лейтенанта Стэфена Джурика, бывшего заместителя морского атташе в Токио. Команда «Хорнета» с радостью помогала летчикам в подготовке самолетов к полетам.

Находившиеся на палубе В-25 требовали постоянного наблюдения и проверки, так как они могли быть повреждены во время качки, которой подвергнется «Хорнет» в открытом море.

Чтобы освободить место для сухопутных бомбардировщиков, все самолеты «Хорнет» были погружены в находившиеся под палубой ангары. Самолеты типа «Уайлдкэт» и «Девастейтор» со сложенными крыльями и разобранные самолеты SBD были расположены во всех свободных местах. Поэтому, если не считать нескольких орудий, авианосец был, фактически, лишен защиты, пока утром 13 апреля не встретился с 16-м оперативным соединением. «Энтерпрайз» под флагом адмирала Хэлси встретил группу кораблей «Хорнета» в пункте между островом Мидуэй и западной частью Алеутских островов. Он обеспечил оба авианосца воздушным прикрытием. Объединенное оперативное соединение состояло теперь из следующих единиц:

16-е оперативное соединение командира вице-адмирала Вильяма Ф. Хэлси

«Энтерпрайз» — кэптен Дж. Д. Мюррей

Авиагруппа, капитан-лейтенанта Кларенса У. Мак Класхи (младший)

6-я бомбардировочная эскадрилья 18 SBD 2 и 3 («Доунтлес») — лейтенант Ричард X. Бест

6-я истребительная эскадрилья 27 F4F 3 и 4 («Уайлдкэт») — лейтенант Дж. С. Грей

6-я эскадрилья торпедоносцев 18 TBD1 («Девастейтор») — капитан-лейтенант Е. Линдси.

3-я бомбардировочная эскадрилья{477} 18 SBD2 и SBD3 — капитан-лейтент Максвелл Ф. Лесли [457]

«Хорнет» — кэптен Марк А. Митшер.

Авиагруппа коммандера Стэнхопа К. Ринга

Ударная группа, 16 самолетов В-25 («Митчелл») — подполковник армии США Д. X. Дулитл

Крейсера контр-адмирала Раймонда А. Спрюэнса

«Нортхемптон», «Солт-Лейк-Сити», «Винсеннес», «Нэшвилл».

Эскадренные миноносцы кэптэна Ричарда Л. Конолли (командир 6-го дивизиона эскадренных миноносцев)

12 дивизион эсминцев кэптэна Эдуарда П. Сауера

«Бэлч», «Бенхэм», «Эллет», «Фаннинг».

22 дивизион эсминцев коммандера Гарольда Р. Холкомба

«Грейзон», «Гвайн», «Мередит», «Монсен».

Нефтеналивные суда коммандера Хаустона Л. Мэйлса

«Сабине» и «Симаррон».

После заправки 17 апреля в пункте приблизительно в 1000 милях от Токио, авианосцы и крейсера покинули эсминцы и нефтеналивные суда и пошли вперед на предельной скорости.

Переговоры о предоставлении аэродромов пришлось вести весьма дипломатично, скрывая истинную цель полета, так как китайское правительство не умело хранить тайны. Чан Кай-ши было просто сказано, что в порядке оказания помощи Китаю туда прибудут самолеты, и что нужно подготовить аэродромы для их приема — но только 14 апреля он удосужился выделить соответствующий аэродром.

Уже во время пути подполковник Дулитл узнал о том, что местом посадки его машин будет аэродром Чучжоу{478} — ближайший из находившихся в руках китайцев. Но из-за плохой погоды в течение недели аэродром не мог быть подготовлен к приему самолетов. [458]

В США об этом узнали слишком поздно, когда уже нельзя было связаться с оперативным соединением, так как для сохранения тайны связь была прекращена.

Было рассчитано: для того чтобы добраться до китайского аэродрома, находившегося на расстоянии 1093 морских миль от Токио, самолетам «Митчелл», несущим по четыре 500-фунтовые бомбы и имеющим максимальное количество 1141 галлон бензина, нужно будет подняться в воздух на расстоянии 500 миль от берегов Японии. План Хэлси предусматривал взлет в этом пункте после полудня 18 апреля для проведения ночного полета.

Тринадцать самолетов должно было сконцентрироваться в районе Токио, в то время как три самолета должны были пролететь над столицей и сбросить бомбы, каждый самостоятельно, на города Нагоя, Осака и Кобэ. Полковник Дулитл должен был вылететь на 3 часа раньше остальной части эскадрильи и сбросить зажигательные бомбы на Токио, чтобы огонь послужил ориентиром для остальных самолетов.

Самолеты были размещены для проведения налета еще 16 апреля, хвостовая часть последнего В-25 свисала над краем взлетной палубы «Хорнета». До утра 18 апреля все шло благополучно. В 2 ч. 10 мин., когда соединение все еще находилось в 700 милях от берега, радар зафиксировал два корабля, находившихся по курсу соединения. Никто не ожидал, что японские сторожевые корабли курсировали так далеко в море.

Во избежание опасности 16-е оперативное соединение изменило курс, и на рассвете «Энтерпрайз» поднял разведывательные самолеты. В 5 ч. они донесли об обнаружении другого судна, шедшего в 42 милях впереди, и были уверены, что их тоже обнаружили. Это было именно так: сторожевой корабль послал первое предупреждение. Когда в 6 ч. 44 мин. (на этот [459] раз наблюдателями «Хорнета») был замечен третий корабль (он в итоге был потоплен «Нэшвиллом»), адмирал Хэлси понял, что налет не будет неожиданностью для японцев. Он все еще находился в 650 милях от Японии — на 150 миль дальше намеченного места взлета. Было сомнительно, что отсюда самолеты достигнут Китая. «Хорнет» должен был немедленно выпустить самолеты и уйти — или уйти, не сделав этого, так как Хэлси не мог допустить, чтобы авианосцы были атакованы береговой авиацией. Но он не собирался прекращать атаку, пока имел надежду нанести удар по Японии.

Посоветовавшись с Дулитлом, он пришел к твердому решению поднять самолеты и провести дневной налет. Таким образом, В-25 поднялись в воздух в пункте, расположенном в 633 милях от ближайшего берега и 668 милях от центра Токио{479}.

«В это утро дул сильный ветер, и море было неспокойное, — вспоминает адмирал Хэлси, — зеленоватая вода переливалась через борта авианосца. Джимми вылетел со своей эскадрильей. Когда его самолет с шумом оторвался от палубы «Хорнета» в 7 ч. 25 мин. в оперативном соединении не нашлось бы человека, который не желал бы ему помочь подняться в воздух.

В 8 ч. 24 мин. последний из 16 самолетов уже был в воздухе, и спустя минуту офицер штаба записал в журнал флагманского корабля следующее: «Изменил курс на 90°, уходя из боевой зоны со скоростью 25 узлов»{480}.

Случилось так, что в тот момент, когда в воздух поднялся последний В-25, над Токио происходили воздушные учения и сразу же после того, как окончился учебный налет, над городом появились американские [460] самолеты и начался действительный налет. Поэтому большая часть населения, включая даже интернированных американцев, думали, что самолеты В-25 и частые зенитные орудийные залпы были как бы вторым этапом учений, и не узнали истины, пока не кончился налет на Токио. Это обстоятельство уменьшило психологический эффект налета на местное население, но одновременно дало возможность самолетам В-25 спокойно уйти.

Бомбардировщики появились над городом в полдень 18 апреля. Несмотря на сведения, полученные со сторожевых кораблей, власти были застигнуты врасплох. Не зная о том, что в налете принимали участие бомбардировщики сухопутной авиации, они решили, что авианосцы должны продолжать свой поход еще несколько часов, и атака начнется только на следующее утро — если авианосцы не откажутся от нее после обнаружения{481}. Поэтому самолеты В-25 почти не встретили сопротивления.

Они подошли к Токио с различных сторон, спустились до уровня крыш и снова поднялись, прежде чем сбросить бомбы, чтобы самим не пострадать от их взрывов.

Хотя первые бомбы и были сброшены в 12 ч. 15 мин., в течение 15–20 минут воздушной тревоги объявлено не было.

В 12 ч. 35 мин. все тринадцать В-25 уже были над городом. Они были встречены немногочисленными японскими истребителями и довольно интенсивным, но малоэффективным зенитным огнем. Японские самолеты держались на почтительном расстоянии от В-25, опасаясь хвостовых пулеметов американских машин. Все намеченные цели представляли собой чисто военные объекты — заводы военного снаряжения, сталепрокатные, [461] газовые и химические заводы, силовые станции, автомобильные и танковые заводы. Было дано специальное указание не сбрасывать бомб на гражданские сооружения. Но два или три самолета сбросили бомбы ошибочно (что неизбежно во время боя) и разрушили здания, не подлежащие бомбардировке — за что потом дорого поплатились трое захваченных в плен летчиков.

Три самолета, направленные в Нагоя, Осака и Кобэ, имели на борту только зажигательные бомбы. Самолету, производившему налет на Нагоя, удалось пробиться сквозь заградительный огонь зенитных батарей, и экипаж самолета был уверен, что все цели были накрыты. Самолет, направленный в Осаку, вероятно, ошибочно атаковал Нагоя. Кобэ оказался самым легким объектом для третьего самолета; никто его не преследовал, не было огня зенитных орудий, и объявлена была лишь частичная тревога.

Действительные разрушения, нанесенные японским городам, не были велики с точки зрения обычной бомбардировки, а так как все районы, подвергавшиеся налету, были оцеплены, налет не произвел большого впечатления на гражданское население. Японские официальные круги не смогли объяснить, каким образом мог быть осуществлен подобный налет.

О нем было сообщено так мало, что многие морские офицеры, отрицая возможность взлета бомбардировщиков В-25 с авианосцев, были уверены, что самолеты В-25 прилетели с острова Мидуэй{482}. Тем не менее, [462] ограниченные и опьяненные победой японцы поняли, что их родина больше не является неприступной с воздуха.

Ни один из участвовавших в нападении бомбардировщиков не был потерян над Японией. Самолет В-25 лейтенанта Эдварда Д. Йорка из-за недостатка горючего вынужден был опуститься на ближайший аэродром возле Владивостока. Пятнадцать других направились в Китай и пробыли в воздухе, пока не кончилось горючее. Некоторые действительно направились в Чучжоу, но этот аэродром не был приспособлен для посадки самолетов, и китайцы, приняв их за противника, объявили воздушную тревогу и погасили огни.

Четыре самолета разбились при посадке; экипажи других одиннадцати выбросились на парашютах темной ночью; они опустились на сырые, скользкие скалы или озера. Один человек погиб во время приземления с парашютом, и четверо утонули.

Другие были ранены и получили увечья при падении на скалы. Те, кто удачно приземлился, провели ночь на скалах, а наутро спустились в ближайшую деревню, откуда большая часть из них, наконец, попала в Чунцин. Один из самолетов, оставшихся без горючего ранее других, опустился на воду близ китайского побережья недалеко от Нинбо. Пилот и два члена экипажа, доплывшие до берега, были взяты в плен, так же как и команда другого самолета, выбросившаяся близ Наньчана. Все 8 человек были отданы под суд и приговорены к смертной казни. Пятерым из них казнь была заменена пожизненным заключением, но трое все же были казнены, а четвертый умер в японской тюрьме. Таким образом, 71 из 80 летчиков и членов экипажей, включая полковника Дулитла, остались в живых после налета на Японию. [463]

Соединение Хэлси ушло беспрепятственно, хотя японцы и послали ему вдогонку корабли и самолеты. В течение трех часов боевые патрульные самолеты «Энтерпрайза» атаковали 16 сторожевых кораблей и несколько из них потопили; один сдался крейсеру «Нэшвилл», и его команда была взята в плен. Один из японцев рассказал, что он разбудил своего командира, чтобы показать «два наших красивых авианосца». Командир вышел на палубу, посмотрел в бинокль на «Энтерпрайз» и «Хорнет» и заметил: «Они действительно красивы, но они не наши». Он спустился в свою каюту и застрелился{483}.

Через пять часов после того, как в воздух поднялся последний В-25, осуществление воздушного прикрытия было поручено «Хорнету», а уже через 36 часов самолеты SBD были собраны. Оба авианосца вошли в Перл-Харбор 25 апреля, команды надеялись немного отдохнуть, но они срочно потребовались для участия в операциях в Коралловом море.

Этот рейд произвел огромное впечатление на американцев, которые в этот момент очень нуждались в поддержке.

Ни одно военное событие, предшествовавшее бою за Мидуэй, не было воспринято американцами с таким удовлетворением, с каким было воспринято сообщение о том, что на Токио были сброшены бомбы и, хотя народу и хотелось узнать, какие машины участвовали в налете и как они туда попали, шутливое заявление президента Рузвельта о том, что самолеты поднялись с аэродрома фантастического города в Тибете Шангри-Ла, описанного Хилтоном в его книге «Потерянный горизонт», лишь увеличило всеобщее ликование.

Практические результаты налета также имели большое значение. Четыре группы японской сухопутной [464] истребительной авиации, нужные на других театрах войны, оказались прикованными к Японии.

Приведенное в замешательство верховное командование ускорило осуществление плана удлинения линии фронта, что и привело к бою за Мидуэй{484}.

Дальше