Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XVIII.

События в Индийском океане{465} (25 марта — 8 апреля 1942 г.)

История несчастий и поражений на Дальнем Востоке еще не закончена. Хотя военно-морской флот США и не был вовлечен в эти события, все же следует упомянуть о захвате Бирмы и кратко описать японский рейд на остров Цейлон, так как это повлияло на общую обстановку. Королевство Таиланд, которое капитулировало в первые же дни войны, послужило не только плацдармом для вторжения противника на территорию государств Малайского полуострова, но и базой для его вторжения в Бирму. Рангун, столица и главный морской порт Бирмы, был занят японцами 8 марта 1942 г., за день до капитуляции Явы. После этого армия была брошена в долину реки Иравадди и 1 мая заняла Мандалай, конечный пункт Бирманской дороги. Китай теперь не мог рассчитывать на помощь извне по суше или по морю; северо-восточная Индия и даже Калькутта оказались под угрозой. [441]

Андаманские острова, лежащие в 250 милях к юго-западу от Рангуна и несколько далее от западного входа в Малаккский пролив, могли служить, при условии правильного ведения боя, прекрасной авиационной и морской базой для контратак союзных войск на Бирму, Малайский полуостров или Суматру. Японцы это хорошо понимали и заняли их 23 марта. Южный фланг их продвижения в западном направлении теперь был надежно прикрыт от любых атак, кроме налетов авианосной авиации. Торговый порт Коломбо, обращенный на запад, и Тринкомали, обращенный на восток, являлись двумя основными английскими морскими и авиационными базами в Индийском океане. Концентрация войск для контратаки союзников против вновь приобретенных позиций японцев должна была происходить в обоих этих портах или в одном из них. Противник решил повторить на острове Цейлон то, что им было сделано в Перл-Харборе.

Все корабли британского флота, ушедшие из Яванского моря, встретились в этих базах и вошли в состав британского Восточного флота, командование над которым 24 марта в Коломбо принял адмирал британского флота Соммервил. К этому времени Восточный флот превратился в мощное соединение, состоящее из пяти линкоров («Уорспайт», «Резолюшн», «Рэмилис», «Роял Соверен» и «Ривендж»), трех авианосцев («Гермес», «Индомитебл», «Формидебл»), 8 крейсеров, 15 эсминцев и пяти подводных лодок{466}.

28 марта, спустя только два дня после поднятия своего флага на корабле «Уорспайт» в Тринкомали, адмирал Соммервил получил разведывательные данные о том, что японские авианосные силы собираются совершить воздушный налет на Цейлон 1 апреля. Это было именно так. По существу, это было то же ударное [442] соединение вице-адмирала Нагумо, которое совершило нападение на Перл-Харбор, Дарвин и прикрывало высадку в Рабауле и Амбоине. Оно состояло из авианосцев «Акаги», «Дзуикаку», «Секаку», «Сорю» и «Хирю»; линкоров «Кирисима», «Хиэй», «Харуна» и «Конго»; тяжелых крейсеров «Тоне» и «Тикума», легкого крейсера «Абукума» и девяти эсминцев{467}.

После окончания операций в южной части острова Ява Нагумо отправился в Кендари на о. Целебес для заправки и пополнения. Его корабли вышли из Кендари 26 марта, за два дня до того, как об этом узнал адмирал Соммервил.

К сожалению, это были единственные сведения, полученные англичанами. Соммервил правильно предполагал, что противник подойдет к о. Цейлон с юго-востока, и отлично организовал службу разведки в этом направлении, но его корабли занимались поиском лишь в течение трех дней и двух ночей, чего оказалось недостаточно. Вечером 2 апреля они прекратили поиск и взяли курс на атолл Адду (на Мальдивских островах) из-за того, что линкоры не имели запаса пресной воды.

Корабли Восточного флота брали воду и заправлялись горючим, когда после полудня 4 апреля было получено сообщение о том, что в пункте 0°40' сев. долготы и 83° 10' вост. широты разведывательным самолетом замечено направляющееся на остров Цейлон японское соединение авианосцев. Все заправившиеся корабли Соммервила немедленно вышли в море, а остальным было приказано срочно заправляться у немногих оставшихся в гавани танкеров.

Вице-адмирал Джофри Арбэтнот находился в Коломбо в 600 милях от Мальдивских островов. 31 марта [444] он начал отправлять торговые суда из этой переполненной судами гавани, но к 12 ч. ночи 4 апреля там еще находилось 21 торговое судно, восемь вспомогательных судов и пять боевых кораблей, не успевших уйти по той или иной причине.

В 8 ч. 00 мин. в воскресенье 5 апреля, когда 70 истребителей и бомбардировщиков с японских авианосцев совершили налет на Коломбо, все самолеты с близлежащих аэродромов были в полете. Учитывая ошибку, допущенную ими в Перл-Харбор, бомбардировщики Нагумо уделяли особое внимание береговым сооружениям и верфям и причинили им значительные повреждения. Бомбардировка гавани не имела большого успеха, были потоплены только один стоявший на якоре эсминец и вспомогательный крейсер, торговые корабли стояли под парами и благополучно избежали бомб. Из 32 английских самолетов, поднявшихся в воздух на перехват японских машин, было сбито 24, но их количество, очевидно, соответствовало количеству сбитых японских истребителей и бомбардировщиков. Успех в Коломбо был налицо, но это считалось мелочью для летчиков адмирала Нагумо, в сравнении с крупной игрой, разыгранной ими 7 декабря. В море их ожидала богатая добыча.

В полдень этого воскресного дня тяжелые крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл» шли со скоростью 27,5 узлов из Коломбо к месту рандеву с адмиралом Соммервилом, когда их заметили японские разведывательные самолеты. В 13 ч. 40 мин. группа самолетов с авианосцев начала атаку. «Дорсетшир» сразу же пошел ко дну. В «Корнуолл» попало восемь бомб и в 13 ч. 59 мин. он скрылся под водой. К счастью, было спасено более 1100 чел., но 425 офицеров и матросов погибли вместе с кораблями.

По вполне понятным причинам адмирал Соммервил теперь повел осторожную игру перед лицом противника, силы которого намного превосходили его собственные [445] по боевому опыту, моральному состоянию и технике. Днем он вышел за пределы досягаемости японских самолетов, а ночью пошел на сближение с авианосцами, намереваясь их обстрелять из орудий, но в течение двух дней ему не удалось с ними встретиться; и днем 8 апреля адмирал Соммервил вернулся в Адду для заправки горючим и пополнения запасов воды.

Обсудив вопрос со своим штабом и старшим командным составом, адмирал счел более разумным покинуть остров Цейлон. Тем временем второе японское соединение контр-адмирала Такэо Куриты, состоявшее из авианосца «Рюдзе» и шести тяжелых крейсеров с прикрытием из эсминцев, расправлялось с торговыми судами в Бенгальском заливе, а японские подводные лодки преследовали торговые корабли союзников близ западного побережья Индии. Нагумо готовил нападение на другую важную базу острова Цейлон — Тринкомали.

Адмирал Арбэтнот приказал освободить гавань к 8 апреля, когда получил сообщение о том, что разведывательный самолет обнаружил авианосцы, приближавшиеся к исходной позиции. На следующее утро в 7 ч. 25 мин., когда 54 японских бомбардировщика и 40 истребителей атаковали район порта, большая часть боевых и торговых кораблей находилась вне гавани, хотя и не вне пределов радиуса авианосных самолетов.

И снова главный удар японской авиации был направлен на береговые сооружения, и лишь одно торговое судно было потоплено. Девять бомбардировщиков военно-воздушных сил типа «Бленхейм» на отходе контратаковали авианосец «Акаги», но они поспели слишком поздно, чтобы застать его принимающим свои возвращающиеся самолеты и повреждений не причинили.

Из одиннадцати самолетов типа «Харрикейн» (единственные самолеты-истребители, участвовавшие в операции), которые перехватили японские самолеты близ Тринкомали, девять были сбиты, но были сбиты и 24 самолета противника. [448]

И еще раз японцы устроили побоище в море. В это утро их разведывательные самолеты обнаружили авианосец «Гермес», эскортируемый эсминцем «Вампайр», который вышел из Тринкомали перед атакой и теперь пытался вернуться. В 10 ч. 35 мин., идя со скоростью 24 узла близ Батикалоа и уже приближаясь к своей цели, соединение было атаковано со всех сторон группой самолетов с авианосцев. В «Гермес» попало не менее 40 бомб, и через 20 минут он пошел ко дну вместе со всеми находившимися на борту самолетами.

Затем 15 или 20 японских бомбардировщиков налетело на эсминец «Вампайр», сопровождавший авианосец. Находившееся поблизости госпитальное судно подобрало спасшихся, но 315 офицеров и матросов погибло. А к 13 ч. 00 мин. самолеты японского авианосца так же расправились с возвращавшимися в Тринкомали корветом, вспомогательным кораблем и торговым судном.

Теперь корабли адмирала Нагумо, ощущая недостаток горючего, направлялись в Малакский пролив и оттуда в Курэ. Соединение Нагумо и Северное соединение Куриты потопили 23 торговых судна{468} и нанесли удар по британскому Восточному флоту, вынудив его уйти в западную часть Индийского океана на восточно-африканские базы. В своих дальнейших операциях на востоке противник без опасений мог пренебречь этим флотом.

Адмирал Нагумо имел основание гордиться. За четыре месяца он достиг 120° восточной долготы — пройдя одну треть пути вокруг света — от Гавайи до Цейлона. [449] Он наносил удары по кораблям и береговым сооружениям в Перл-Харборе, Рабауле, Амбоине, Дарвине, Коломбо и Тринкомали. Он потопил пять линкоров, один авианосец, два крейсера и семь эсминцев; нанес повреждения нескольким крупным кораблям и избавился от большого количества вспомогательных судов и торговых кораблей. Сотни самолетов союзников и важнейших береговых сооружений были подвергнуты разрушению силами адмиралы Нагумо. Еще ни один корабль ударного соединения не был потоплен или даже поврежден союзниками. «И действительно, соединение редко обнаруживалось и никогда не атаковывалось эффективно»{469}.

Несмотря на тяжелый удар, нанесенный британскому флоту, для Нагумо было бы лучше не покидать родину. Уничтожением японских самолетов военно-воздушные силы союзников взяли реванш{470}.

Месяц спустя только два из пяти авианосцев смогли принять участие в битве в Коралловом море; другие три должны были вернуться в Японию, принять новые самолеты и обучить летчиков для пополнения поредевших авиагрупп. Согласно послевоенным показаниям японцев, боевая подготовка участников битвы за Мидуэй 4 июня была значительно ниже, чем боевая подготовка погибших ветеранов. Таким образом, если бы Ямамото отменил рейд в Индийский океан или если бы британские военно-воздушные силы на о. Цейлон не были менее предприимчивыми, японская авиационная группа могла бы иметь значительно больше возможностей для достижения успеха как в Коралловом море, так и у о. Мидуэй. [450]

Дальше