Тяжелые последствия (27 февраля 9 марта 1942 г.)
1. Потеря авиатранспорта США «Лэнгли» (27 февраля){436}
Хотя маршал Уэйвел прекратил бой за о. Ява 25 февраля из-за отсутствия прикрытия истребительной авиации, было очень сомнительно, чтобы истребительная авиация могла ему помочь.
Даже до потери Тимора очень немногим самолетам удавалось благополучно перелететь из Австралии на Яву. Летчики, брошенные на фронт в первые дни войны, не имея тренировки, потеряли большее число самолетов при посадке, чем в бою. После того как японцы взяли остров Тимор, перебросить истребители на Яву можно было только морем.
Американский авиатранспорт «Лэнгли» был лучшим кораблем для перевозки самолетов. Этот корабль, построенный в 1922 г., был переделан в авиатранспорт, но долгое время использовался как вспомогательное [418] судно, и лишь теперь получил возможность проявить себя.
Американский аиатранспорт «Лэнгли», имевший на борту 33 армейских летчика и 32 самолета Р-40, готовых к вылету, и грузовое судно «Сивитч», имевшее более 27 самолетов Р-40 на борту, покинули Фримантл (Австралия). 22 февраля они вошли в составе конвоя, направлявшегося в Бомбей, и к ним присоединился легкий крейсер «Феникс» из состава австралийско-новозеландских сил.
Три американских корабля встретились у близлежащего острова Кокос в нескольких сотнях миль на юго-запад от Зондского пролива{437}.
Но адмирал Хельфрих приказал «Лэнгли» и «Сивитчу» направиться в более близкий пункт Чилачап и проследовать туда отдельно. Ему немедленно нужны были самолеты, а из-за недостатка времени он не получил совета и не информировал об этом адмирала Глассфорда в Чилачапе. Это был один из оставшихся яванских портов, где «Лэнгли» и «Сивитч», возможно, разгрузили бы самолеты без помех со стороны японцев. Поблизости не было ни одного аэродрома, была лишь небольшая площадка, откуда самолеты направлялись на север, пересекая Яву. Прилагались все усилия к расширению этой импровизированной площадки для посадки самолетов. Было уничтожено много домов и деревьев, чтобы самолеты Р-40 могли подняться в воздух; а недостаток в рабочих-туземцах привел к тому, что большую часть этой работы пришлось выполнять голландским и американским матросам.
Адмирал Хельфрих спланировал путь обоих кораблей несколько необычно, а именно путем ночного перехода без эскорта. Им необходимо было достигнуть порта рано утром 28 февраля. Это был единственный [419] выход, но времени оставалось мало, так как началось вторжение японцев на Яву. Таким образом, адмирал, приняв на себя полную ответственность, приказал «Лэнгли» до рассвета 23 февраля пойти с предельной скоростью в Чилачап с расчетом прибыть туда 27 утром. Это было безумное, но храброе решение, одобренное адмиралом Глассфордом, за последствия которого он был готов нести ответственность. Поскольку к югу от о. Ява не было еще обнаружено японских сил, дневное продвижение транспорта могло пройти незамеченным. Это было рискованно, но рискнуть стоило. «Лэнгли» шел без инцидентов до полудня 26 февраля, когда два голландских самолета «Каталина» сообщили ему о том, что голландский минный заградитель «Виллем ван дер Заан» водоизмещением 13 000 тонн шел в 20 милях к западу для эскортирования его в Чилачап. Для командира «Лэнгли» это было неожиданностью. Он уже был оповещен о том, что эсминцы США «Эдсолл» и «Уиппл»{438} должны были выйти из Чилачап для сопровождения его на последнем этапе. И так как никаких других распоряжений не поступало, он все еще рассчитывал на приход эсминцев. Поэтому он решил оставить медленно идущий тральщик позади и пошел вперед, зигзагом. Имея качественное горючее с острова Борнео, он мог развить максимальный ход 20 узлов. После наступления темноты была получена радиограмма от адмирала Глассфорда, подтверждающая сообщение голландских самолетов о том, что «Каталины» и «Ван дер Заан» должны были быть его эскортом. «Лэнгли» изменил направление, [420] потеряв много времени, и случайно заметил, что «Каталины» кружились не над тральщиком, а над «Эдсоллом» и «Уипплом». Это произошло в 7 ч. 20 мин. 27 февраля. Было потеряно много времени, пока эсминцы пытались войти в соприкосновение с подводной лодкой и, наконец, все три корабля снова взяли курс на Чилачап.
27 февраля был чудесный день с легким бризом и высокими облаками погода благоприятная для действий авианосной авиации. В 9 ч. был замечен высоко летевший неопознанный самолет, и командир «Лэнгли» потребовал воздушного прикрытия от адмирала Глассфорда. Но, как всегда, в наличии не сказалось ни одного самолета. В 11 ч. 40 мин., когда появились еще несколько самолетов, командир сигнализировал о своем приближении к о. Ява.
Линейный корабли адмирала Кондо и авианосное соединение, уже курсировавшие в южной части Малайского барьера, пытались помешать силам союзников получить подкрепления из этого района. Они оставили Кендари 25-го, прошли пролив Ломбок, выйдя в Индийский океан, направились на запад{439}. Когда «Лэнгли» оставил конвой, японские авианосцы, по имеющимся послевоенным картам, должны были идти за ним на дистанции в пределах орудийного выстрела.
Командование 11-й авиаэскадры поддерживало тесный контакт с соединением вторжения адмирала Такахаси. Самолеты 21-й и 23-й авиабригад из Кендари и Бандьермасин совершали разведывательные полеты в Яванском море и Индийском океане. «Лэнгли» и был обнаружен одним из этих самолетов, который и вызвал бомбардировочную авиацию{440}. [421]
Над колонной кораблей союзников, на высоте 15 000 футов, вскоре появилось 9 двухмоторных бомбардировщиков. Как только японцы приблизились на дистанцию орудийного выстрела, орудия «Лэнгли» открыли огонь. Когда под углом 80° они начали пикировать на «Лэнгли», последний круто повернул вправо, и бомбы упали в 100 футах от левого борта. Во время второго захода японцы были опять обмануты этим же маневром, но, когда японские самолеты спикировали в третий раз, в «Лэнгли» попало пять бомб и еще две упали в непосредственной близости от борта.
Корабль был сильно поврежден. Стоящие на палубе самолеты загорались один за другим. Было выведено из строя рулевое управление, уничтожен гирокомпас, и у корабля образовался крен в 10° на левый борт. Еще шесть японских истребителей обстреляли корабль пушечно-пулеметным огнем.
В таком состоянии корабль не мог войти в узкий вход гавани Чилачап, и поэтому его командир решил идти прямо к берегам Явы и, если потребуется, выброситься на берег. Приказ «приготовить шлюпки, на случай если придется оставить корабль» многими членами команды был понят неправильно, и некоторые матросы начали бросаться за борт. Вскоре после этого вода из пробоин затопила машинное отделение, и корабль остановился. В 13 ч. 32 мин. командир решил, пока поблизости еще находились корабли эскорта, оставить «Лэнгли»{441}. [422]
Эсминцы подобрали всех летчиков и экипаж корабля, кроме 16 человек, пропавших без вести, а затем расстреляли «Лэнгли». Корабль пошел ко дну приблизительно на расстоянии 75 миль к югу от Чилачапа. «Сивитч» благополучно добрался до Чилачапа, но уже через несколько дней вынужден был покинуть этот порт. Доставленные на нем самолеты даже не были собраны{442}.
2. Бой в Зондском проливе (28 февраля 1 марта){443}
Адмиралы Паллисэ и Глассфорд знали, что игра проиграна, но если бы адмирал Хельфрих и понимал всю серьезность положения, он бы не сказал об этом своим союзникам.
Было неясно, что он предпримет. Его силы находились в Сурабае и в Батавии, а между ними находилось мощное военно-морское соединение противника.
Японцы отложили вторжение, но только на несколько дней{444}. В Танджунг-Приоке оставалось очень мало горючего, а в Сурабае, где их корабли подвергались постоянным воздушным нападениям, шкиперы не хотели оставаться. Обстановка заставляла вывести все боевые корабли из находящегося под контролем противника Яванского моря в Индийский океан. А если [423] они уже прошли Малайский барьер, было бы крайне рискованно отважиться пройти через любой из узких проходов и проливов, чтобы вызвать на бой японский флот. Тем не менее, командующий флотом «ABDA» попытался собрать свои силы в Чилачапе и оттуда продолжать борьбу.
В гавани Сурабаи стояли четыре американских эсминца, участвовавших в Яванском бое, но на них не было торпед, и они не были готовы вести бой. Адмирал Хельфрих разрешил Глассфорду отправить их в Австралию для перевооружения. Единственный оставшийся американский эсминец «Поуп», имевший полный боезапас, вместе с английским кораблем «Энкаунтер» были включена в состав эскорта, сопровождавшего поврежденный «Эксетер» в Индийский океан.
Какой же путь менее опасен? Глассфорд предполагал идти через пролив Ломбок, так как пролив Бали был слишком узок и мелководен для крейсера, но Паллисэ думая, что крупные силы противника уже заняли восточный берег Бали, отправил конвой «Эксетера» через Зондский пролив. Из-за отсутствия воздушной разведки, он не знал, что пролив уже закрыт японцами.
Через Зондский пролив в Чилачап собирались идти и два крейсера, оставшиеся в Танджунг-Приок после боя в Яванском море. В полдень 28 февраля адмирал Глассфорд в последний раз поговорил по телефону с командиром «Хьюстона» кэптэном Руке, и в 19 ч. 35 мин. в сопровождении английского крейсера «Перт», «Хьюстон» вышел в море. Матросы американского крейсера радостно восприняли слух о том, что корабль уходит в Калифорнию. Пора было вернуться на родину. В продолжении 17 месяцев крейсер находился на Дальнем Востоке. «Хьюстон» был счастливым кораблем, но его команда была переутомлена. Дважды 25 февраля и дважды 26-го, стоя на якоре в Сурабае, корабль подвергался воздушному нападению японцев. Затем начался [424] бой в Яванском море. А через несколько часов отдыха в порту Батавия кораблю снова нужно было выходить в море. Голландский корабль «Эвертсен» должен был эскортировать оба крейсера, но он задержался в порту и не догнал их.
Так, в последнюю ночь февраля 1942 г. к Зондскому проливу отправились две оставшихся группы кораблей Объединенного соединения: «Хьюстон», «Перт», и «Эвертсен» вышли из Батавии, а «Эксетер», «Поуп» и «Энкаунтер» из Сурабаи. Командование не знало о том, что для осуществления самой крупной десантной операции в юго-западной части Тихого океана японцы уже закрыли пролив.
«Перт» и «Хьюстон», идущие без эскорта и воздушного прикрытия вдоль северного берега о. Ява, были начеку. Они едва ли могли избегнуть встречи с замеченным накануне у острова Банка японским Западным соединением вторжения. Была ясная ночь, ярко светила луна. Контр-адмирал Курита был очень обрадован тем, что английские корабли ушли в это утро из Танджунг-Приока. Он приготовился высадить войска на мысе Сен-Николас на восточном берегу у входа в Зондский пролив, где была прекрасная якорная стоянка. Хорошие дороги соединяют этот пункт с расположенным в 50 милях портом Батавия. Высадку прикрывали четыре тяжелых крейсера и авианосец «Рюдзе», крейсировавший в 20 милях к северу. Поблизости находились крейсера «Могами» и «Микума», а легкий крейсер «Катори» с целой бригадой эскадренных миноносцев прикрывал транспорты, производящие высадку войск.
Между 22 ч. 40 мин. и 22 ч. 55 мин. 28 февраля, когда уже началась высадка, были замечены приближавшиеся «Хьюстон» и «Перт». Через несколько минут с американского крейсера были обнаружены стоящие на якоре японские транспорты, и по ним был открыт огонь. «Хьюстон» и «Перт» случайно выполнили давнее желание Харта и Хельфриха. Они оказались у транспортов [425] противника в самый разгар проводимой им амфибийной операции. Но двух кораблей было недостаточно, и, кроме того, встреча произошла слишком поздно.
Наблюдатели «Хьюстона» и «Перта» только через полчаса заметили «Фубуки», подходивший зигзагом к англо-американскому отряду{445}. В 23 ч. 15 мин. с «Перта» был замечен эсминец; надеясь, что это был дружественный корабль, посланный для проводки крейсера через пролив, на крейсерах был поднят опознавательный сигнал. Но надежда не оправдывалась, японский эсминец в ответ выпустил девять торпед с дистанции 2500–3000 ярдов{446}. Крейсера отвернули вправо и открыли огонь. Торпеды прошли мимо «Хьюстона» и «Перта», но две из них попали в транспорты, разгружавшиеся по левому борту от союзников.
Не успели крейсера избегнуть одной опасности, как на них уже надвинулась другая. Между ними и Зондским проливом находился легкий крейсер и десять эсминцев, а им наперерез шли тяжелые крейсера «Могами» и «Микума» и еще один эсминец. Даже отступая, крейсера союзников нанесли удар по японским транспортам. Они сконцентрировали огонь всех своих орудий на четырех транспортах, один из которых, «Сакуса-Мару», сразу же пошел ко дну, а три других выбросились на берег. На одном из них находился генерал Имамура. Он вскоре высадился на берег и его подчиненные поздравили его с благополучной высадкой{447}. К сожалению, команда «Хьюстона» ничего об этом не знала. [426]
Около 23 ч. 40 мин. все прибывшие к месту боя японские корабли бросились на крейсера. Обе стороны стреляли из всех видев оружия, то сближаясь до 500 ярдов, то расходясь на расстояние более 5000 ярдов. В «Перт» попало четыре торпеды. Снарядом американского крейсера было повреждено рулевое управление «Хацукадзе», но он все-таки смог подойти на дистанцию торпедного выстрела и вместе с «Хатакадзе» выпустил еще шесть торпед. Снарядами орудий «Хьюстона» был поврежден «Микума», но повреждения на нем были быстро исправлены, и он вышел из боя.
1 марта в 00 ч. 05 мин. английский крейсер «Перт» пошел ко дну.
Теперь вся огневая мощь японских кораблей сконцентрировалась на «Хьюстоне». Корабль уже шел с креном на правый борт. В 00 ч. 10 мин. одним из японских снарядов, попавших в машинное отделение, был поврежден паропровод. Из-за просачивающегося сквозь пробоины в палубе пара орудийные расчеты были вынуждены временно оставить свои посты{448}. Около 00 ч. 20 мин., в тот момент, когда заряжались орудия, в башню №1 попал снаряд, и в результате возникшего пожара кэптэн Рукс приказал затопить два пороховых погреба. Теперь у 8-дюймовых орудий остались только те снаряды, которые уже были подняты в башню. В правый борт попало еще три торпеды, а палубные надстройки были обстреляны шрапнелью из орудий малого калибра. В это время тральщик №2 был потоплен снарядами «Хьюстона»{449}. [427]
Когда в 00 ч. 25 мин. кэптэн Рукс приказал оставить корабль, его палуба была усеяна убитыми и умирающими, а вода, поступающая через многочисленные пробоины, быстро заполняла внутренние помещения корабля. Через несколько минут, стоя около пулеметной установки, он был убит вместе со всем расчетом. Старший офицер, заменивший командира и считавший, что еще рано покидать корабль, отменил приказ командира. Орудийная прислуга, оставаясь у своих орудий расстреляла весь боезапас. Затем, когда корабль потерял управляемость, японские эсминцы сблизились с ним и обстреляли его палубу из пулеметов{450}.
В 00 ч. 33 мин. коммандер Робертс отдал приказ оставить корабль. Через 12 минут крейсер перевернулся и пошел ко дну{451}.
Находившиеся в воде матросы «Хьюстона» не заметили, что на мачте корабля все еще развевается флаг, который вместе с кораблем и скрылся в водах Зондского пролива.
Когда «Хьюстон» вступил в свой последний бой, на его борту находилось более 1000 человек. 346 человек, оставшихся в живых, были подобраны японцами и отправлены в лагеря для военнопленных. В течение трех ужасных лет страданий в плену они и спасшиеся с «Перт» не раз жалели о том, что вместе со своими товарищами не погибли в водах Зондского пролива{452}. [428]
Вскоре к ним присоединились голландцы с «Эвертсена», который должен был сопровождать их корабли. По счастливой случайности голландскому кораблю удалось пройти через Зондский пролив, но у выхода в Индийский океан он был атакован двумя японскими крейсерами и в безнадежном состоянии выбросился на берег острова Сабуку{453}.
Бой «Хьюстона» со значительно превосходящими силами противника был одним из наиболее выдающихся подвигов в анналах истории американского военно-морского флота. К сожалению, подробности этого боя стали известны только после окончания войны.
Западное японское соединение вторжения сломило сопротивление союзников на море и теперь могло спокойно укрепиться на плацдарме и приступить к его расширению.
3. Гибель ударного соединения
В ожидании приказа начать высадку Восточное соединение вторжения в течение 28 февраля крейсировало в ста милях к северо-западу от острова Бавеан. Командующий 3-м флотом оставил свою позицию на северо-востоке от берега Явы, и теперь его эскадра находилась на расстоянии 30 миль к северо-западу от 5-й бригады крейсеров. В эту ночь крейсера прикрытия повели японский конвой к месту высадки в Карангониан, в ста милях к западу от Сурабаи. По дороге японцы встретили три подводные лодки. Командиры атаковавших их эсминцев заявили, что все три лодки были ими потоплены, но в действительности подводные лодки благополучно скрылись{454}. [429]
Конвой был также атакован десятью легкими бомбардировщиками и пятнадцатью истребителями из числа оставшихся военно-воздушных сил армии США, Голландии, Новой Зеландии и Австралии. Ими было убито до 150 находившихся на транспортах японских солдат, а один из транспортов в результате атаки союзной авиации был вынужден выброситься на берег. Однако высадка прошла без больших потерь{455}. Теперь у противника были на Яве два плацдарма.
Тем временем кэптэн английского флота О. Л. Гордон на английском крейсере «Эксетер» вел «Энкаунтер» и «Поуп» через минные поля близ Сурабаи, надеясь достигнуть Цейлона{456}.
Машинная команда корабля «Эксетер» лихорадочно работала, исправляя поврежденные котлы, и скорость корабля уже была увеличена до 23 узлов. Соединению было приказано пройти восточнее острова Бавеан, а затем взять курс на Зондский пролив. 1 марта в 4 ч. утра при свете заходящей луны на горизонте были замечены два крупных и один небольшой корабль. Гордон рассматривал полученные им инструкции как приказ об эвакуации, а не как боевой приказ, и поэтому решил изменить курс, чтобы избегнуть встречи с японскими кораблями, которые, по его мнению, были двумя транспортами, идущими под эскортом эсминца. Очевидно, корабли союзников не были замечены японцами. В 7 ч. 50 мин. когда уже рассвело и видимость стала отличной, с наблюдательного поста на мачте сообщили, что с юго-юго-запада к кораблям союзников [430] приближаются два крупных корабля{457}. «Эксетер» снова надеялся избегнуть встречи, но корабли изменили курс, и с них поднялись самолеты. Английский крейсер на зигзаге уходил на юго-запад.
Когда в 9 ч. 35 мин. корабль пошел прежним курсом на запад, снова были замечены мачты двух тяжелых крейсеров, идущих на юг. Это был адмирал Такаги с кораблями «Нати» и «Хагуро». Стремясь снова избежать встречи, Гордон повернул свои корабли на северо-запад, но японские корабли также изменили курс. На северо-западе появилась группа кораблей адмирала Такахаси: «Асигара», «Миоко» и два эсминца. Четыре тяжелых крейсера сблизились с «Эксетером», «Энкаунтером» и «Поупом». В 10 ч. 20 мин. они открыли огонь.
Три окруженных корабля круто взяли вправо и пошли со скоростью в 25–26 узлов в восточном направлении. «Поуп» и «Энкаунтер» поставили дымовую завесу для прикрытия «Эксетера», так как началась перестрелка из тяжелых орудий на расстоянии приблизительно 18 000 и затем 14 000 ярдов. Отказ в работе приборов управления огнем на «Эксетере» умножил его неблагоприятные условия. Все его снаряды падали далеко от цели, тогда как японские крейсеры, с помощью самолета-корректировщика, стреляли все точнее и точнее.
Это были гонки со смертью. К 11 ч. 00 мин. положение казалось безнадежным. Один или два небольших дождевых шквала на востоке давали слабую надежду на возможность укрытия. Но «Эксетер» даже не попытался искать такого временного укрытия. Он выпустил свои торпеды в «Миоко» и «Асигаро», но дистанция была слишком велика, и трудно было рассчитывать на попадания. Японские эсминцы пошли на сближение с «Эксетером», но были обстреляны орудиями [431] всех трех кораблей союзников, однако всем было ясно, что конец очень близок.
Около 11 ч. 20 мин. «Эксетеру» было нанесено первое серьезное повреждение снаряд попал в машинное отделение, прекратилась подача питания в орудийные башни, и орудия были вынуждены прекратить огонь. Кроме того, корабль стал замедлять ход. Ни «Энкаунтер», ни «Поуп» не могли ему помочь. Крейсер, не ведя огонь, шел со скоростью 4 узлов, японские крейсера, приближаясь, продолжали расстреливать «Эксетер». Гордон приказал оставить корабль. Через несколько минут после того как вся команда бросилась за борт, одна из восемнадцати выпущенных эсминцами торпед попала в «Эксетер», корабль перевернулся и пошел ко дну.
«Энкаунтер» также был смертельно поврежден и покинут командой. Эсминец времен Первой Мировой войны, оказавшийся одиноким перед лицом значительно превосходящих сил противника, «Поуп» не мог рассчитывать на то, что он их переживет. Около 11 ч. 45 мин. по носу от корабля появился сильный дождевой шквал. Пытаясь скрыться за завесой дождя, коммандер Блинн приказал развить скорость, какую только были способны развить старые машины эсминца. Это ему удалось, и вся команда немедленно приступила к исправлению повреждений. Весь боезапас эсминца был истрачен. Блинн надеялся пройти вдоль южного берега Борнео, а затем под прикрытием темноты уйти через пролив Ломбок.
Но эсминцу угрожала опасность с воздуха. Вскоре после полудня одинокий корабль был замечен поднявшимся с крейсера самолетом. В 13 ч. 30 мин. над ним появилось шесть пикирующих бомбардировщиков авианосца «Рюдзе»{458}. Когда самолеты достаточно приблизились, кормовое 3-дюймовое орудие открыло по ним [432] огонь, но после того как было выпущено семьдесят пять снарядов, оно вышло из строя. После этого самолеты начали в одиночку пикировать на «Поуп». После одиннадцатого захода одна из бомб упала в непосредственной близости от торпедного аппарата №4, в результате ее взрыва в корпусе корабля образовалась большая пробоина, и вода сразу же затопила несколько отсеков. Машина левого борта начала вибрировать, и ее пришлось застопорить. Несмотря на все усилия аварийной команды, уровень воды в корпусе корабля быстро поднимался. После двенадцатого захода пикирующие бомбардировщики ушли, и их место заняли высотные бомбардировщики того же авианосца «Рюдзе». Они четыре раза атаковали «Поуп», который, маневрируя, всячески старался избежать попаданий.
Когда бомбардировщики делали второй заход, командир «Поупа» заметил, что корабль оседает на корму. Командир аварийной команды доложил, что вода продолжает поступать в корпус корабля и что, наверное, придется оставить корабль. В течение следующих десяти минут было выведено из строя все оборудование, открыты водонепроницаемые переборки и заложена мина замедленного действия. Был спущен моторный катер, и люди стали сходить с корабля. Через несколько минут взорвался и пошел ко дну последний в Яванском море корабль союзников.
Находившиеся на катере люди были замечены с борта пролетевшего над ними самолета морской авиации. Матросы были еще настолько охвачены боевым духом, что обстреляли самолет из автоматов. Это привело к несчастью. Над ними появилось еще несколько самолетов, которые в течение получаса обстреливали находившихся в воде и на катере людей. Во время боя коммандер Блинн послал на Яву несколько радиограмм с просьбой об оказании помощи, [433] но оставшиеся в живых были взяты в плен японским эсминцем{459}.
Из всех кораблей союзников, вышедших 28 февраля из портов острова Ява, удалось уйти от преследования только старым американским четырехтрубным эсминцам «Форд», «Пол Джонс», «Эдвардс» и «Альден». Они вышли из Сурабаи вечером 26 февраля, и было сделано все возможное для того, чтобы корабли незамеченными прошли через пролив Бали{460}. Все блестящие предметы на кораблях были тщательно укрыты, чтобы от них не отражался свет луны. Когда в 00 ч. 20 мин. 1 марта четыре эсминца вошли в самое узкое место пролива, они пошли вдоль западного берега, так что луна, находившаяся с правого борта, не освещала их силуэты. Они благополучно прошли мимо нескольких небольших сторожевых кораблей и только в 2 ч. 05 мин. заметили медленно идущий японский эсминец. Через пять минут японцы заметили американские корабли и пошли параллельным с ними курсом, вскоре к первому эсминцу присоединилось еще два. В 2 ч. 22 мин. они открыли огонь. Американцы открыли ответный огонь, но коммандер Бенфорд был главным образом заинтересован в том, чтобы уйти от японцев, так как на его кораблях было очень мало боезапаса. Он стал уходить, и японцы прекратили огонь. Без дальнейших происшествий 58-й дивизион продолжал свой путь в Австралию. Эти четыре эсминца, «Паррот» и «Уиппл», прорвавшиеся из Чилачапа, и крейсер «Марблхэд» с двумя канонерскими лодками были единственными кораблями старого Азиатского флота, пережившими кампанию в Яванском море. [434]
4. Командование «ABDA» распадается
В то время, когда «Перт» и «Хьюстон» вели в Зондском заливе свой последний бой, адмиралы Паллисэ и Глассфорд совещались в своем штабе в Бандунге. Они оба понимали, что битва в Яванском море проиграна и положение нельзя было спасти. В полночь было получено сообщение о том, что с летевшего в Австралию самолета В-17 в 150 милях к юго-востоку от Чилачап были замечены два идущих на северо-запад больших отряда кораблей противника. Это были Южное соединение адмирала Кондо и соединение авианосцев адмирала Нагумо. 25 февраля они вышли из Кендари и, пройдя через пролив Омбай в Индийский океан, пошли к острову Кристмас, имея задачу уничтожить оставшиеся корабли союзников и в то же время не допускать подброски подкреплений на Яву из Индии и Австралии{461}. Хотя Глассфорд и Паллисэ и не располагали точными сведениями об этих соединениях, они могли ожидать худшего. Следующей неприятной для них новостью было известие о бомбардировке Чиличапа. Там все еще находилось четыре эсминца, две канонерских лодки и четыре других американских корабля, и туда также шла плавучая база подводных лодок «Отус» и несколько небольших британских кораблей. Утром 1 марта они пригласили вице-адмирала Хельфриха и просили его отменить приказ о продолжении борьбы до последней капли крови. Между ними произошел следующий разговор:
Хельфрих: Я вынужден отклонить ваш совет. Пока в моем распоряжении есть боевые корабли, я должен продолжать сопротивление. Я уже отдал [435] приказ о концентрации подводных лодок в Яванском море. Противник предпримет еще одну попытку высадиться у Рембанге. Этой ночью ему, может быть, удастся высадить войска, но я атакую следующий конвой транспортов.Паллисэ: Как старший английский морской начальник в районе я должен Вам заявить, что у меня есть приказ об отводе всех британских кораблей, когда дальнейшее сопротивление потеряет смысл. И, по-моему, этот момент наступил. Поэтому я считаю себя обязанным отправить английские корабли в Индию, и я предлагаю это сделать.
Хельфрих: Вы помните о том, что вы должны действовать только согласно моему приказу?
Палласэ: Да, конечно, я помню об этом, но в данном случае я должен исполнить свой долг.
Хельфих: Вы знаете о том, что когда Малайя была в опасности, я предоставил в распоряжение британского флота все мои боевые корабли мои крейсера, мои эсминцы, мои подводные лодки, мои самолеты все было в полном вашем распоряжении, и вы могли использовать мой флот по своему усмотрению. Сделав это, мы понесли большие потери. Более того, вы не удержали Малайю. Сингапур в руках противника. Вы потерпели поражение. Я считаю, что было бы, наиболее разумно продолжать борьбу и помочь мне спасти Яву.
Паллисэ: Я не могу изменить мое решение.
Хельфрих: Не подождете ли вы один час, пока я встречусь с генерал-губернатором и не проинформирую его о ваших намерениях?
Паллисэ: Я не могу ждать, дорога каждая минута.
Хельфрих: А вы, адмирал Глассфорд, что намерены делать?
Глассфорд: Мне приказано исполнять ваши распоряжения. Каждый изданный вами приказ будет [436] немедленно исполнен. Я хочу вам сказать, что я не согласен с тем, что сказал вам начальник штаба. Мой командующий мне приказал идти в Австралию, когда явится необходимость оставить Яву, но этот вопрос должны решить вы.
Хельфрих: Хорошо, адмирал Паллисэ, вы можете дать вашим кораблям любой, какой вы найдете разумным, приказ. Адмирал Глассфорд, прикажите вашим кораблям идти в Австралию{462}.
Около 10 ч. 00 мин. 1 марта, через час после этого разговора, адмирал Хельфрих довел до сведения своих коллег, что генерал-губернатор расформировал командование ABDA в Голландской Индии.
Адмирал Глассфорд уже приказал своим кораблям идти в Австралию, в залив Эксмут. Туда же, а не в Индию, отправил свои корабли и адмирал Паллисэ.
5. Эвакуация и капитуляция
Около 10 ч. 30 мин. адмирал Хельфрих послал за адмиралом Глассфордом, поблагодарил его за помощь и сказал, что если он хочет, то может немедленно оставить Яву. Хельфрих сообщил, что он тоже собирается к отъезду и что он на следующий день вылетает в Коломбо. Глассфорд сразу же выехал на автомобиле из Бандунге в Чилачап. Там он собрал всех американских офицеров и рядовых и отдал приказ об эвакуации. Из Сурабая были вызваны две остававшиеся тем летающие лодки «Каталина» и еще две были вызваны из Австралии. В полдень они уже были на месте, но из-за неисправности мотора у одного из самолетов в эвакуации участвовали только три летающих лодки. В Чилачап пришла большая подводная лодка и взяла на [437] борт людей столько, сколько было возможно. Адмирал Глассфорд и прибывший в Чилачап адмирал Паллисэ отправили все оставшиеся корабли в Австралию. Старые канонерские лодки и английские корветы составили эскорт для торговых кораблей, на которых находились американские граждане и работники консульства. В полночь оба адмирала вылетели на самолете PBY и утром 2 марта уже были в заливе Эксмут.
Но не все корабли были эвакуированы. Стоящий в сухом доке эсминец «Стюарт» был взорван 2 марта, однако японцам удалось его восстановить{463}, об остальных кораблях можно сказать в двух словах.
Морской танкер «Пекос» шел из Чилачапа в Индию, когда ему было приказано принять на борт спасшихся людей с эсминцев «Уиппла» и «Эдсолла».
На следующее утро, когда близ острова Кристмас «Пекос» готовился взять людей с эсминцев, эсминцы были атакованы бомбардировщиками с аэродромов Борнео или Кендари. Капитан В. Кроуч, командир дивизиона на «Уиплле», вел три корабля на юг, пока они не вышли за пределы досягаемости сухопутной авиации. 1 марта перегрузка людей была закончена, и корабли разошлись. Но линкоры Кондо и самолеты с авианосцев адмирала Нагумо вели наблюдение за происходящей эвакуацией.
В это же утро «Эдсолл» был обнаружен линкорами «Хиэй» и «Кирисима»{464}. «Пекос» был атакован самолетами авианосца «Сорю» в час дня и, наконец, в 15 ч. 00 мин. он был потоплен. «Уиппл» принял «сигнал бедствия» и вечером подобрал 232 матроса и благополучно [438] доставил их в Фримэнтл. Остальные члены команды «Эдсолла» погибли.
Эсминец «Пиллсбери», канонерская лодка «Эшвил» и австралийская канонерская лодка «Ярра» были потоплены кораблями адмирала Кондо в течение первых пяти дней марте. Две другие канонерские лодки и переделанная яхта «Изабель» прорвались во Фримантл.
План высадки японских войск на Яве был лишь слегка нарушен теми военно-морскими операциями, на которые были способны союзники, а сухопутные войска Голландии были приведены в замешательство многочисленными ударами, наносимыми им японцами с различных направлений. Японские Западные силы, высадке которых препятствовал «Хьюстон», в первый же день боя 1 марта заняли важный аэродром и 5 марта оккупировали Джакарту и Бандунг. Восточное соединение взяло Краган и Сурабаю. Десантники пересекли весь остров по направлению к Чилачап, предшествуемые беженцами и матросами кораблей, оставшихся в северных портах.
В Чилачап кэптэн Хадсон, старший из офицеров военно-морского флота США после отъезда адмирала Глассфорда, и капитан-лейтенант запаса медкорпуса США Коридон Вассел организовали эвакуацию раненых на подводных лодках и небольших голландских торговых судах.
Чилачап был занят 8 марта, а на следующий день генерал Тер Портен подписал акт о безоговорочной капитуляции.
Малайский барьер был полностью сломлен, и за исключением небольших узлов сопротивления, таких, как Коррехидор, Колониальные владения США, Голландии и Великобритании, территория, простиравшаяся до берегов Западной Индии и Южной Австралии, находилась в руках японцев. Сфера совместного процветания [439] Великой Восточной Азии была завоевана подобно Центральной Европе.
Были ли тогда все эти жертвы напрасны? Являлись ли пустыми все усилия американцев в обороне барьера и потери в людях и ценностях? Ответ зависит главным образом от моральных факторов, например, национальной гордости, которые в конечном счете являются очень невесомыми. Адмирал Кинг характеризует всю юго-западную Тихоокеанскую кампанию как «великолепный образец плохой стратегии». Совершенно справедливо; но стратегия была продиктована инициативой противника его стремлением к победе, организацией оборонительных средств перед подготовкой к наступлению и неспособностью союзников развернуть достаточно сил, чтобы остановить врага. Голландцы были уверены, что силы ABDA задержали противника на месяц или более и таким образом спасли Австралию от вторжения японцев, но, как это подтвердили японцы после войны, расписание не было серьезно нарушено и они не собирались оккупировать Австралию. Так, союзные силы сделали все возможное для обороны Малайского барьера, хотя их борьба не изменила положения. Они имели недавний ужасный пример морального поражения, явившегося результатом слишком поспешной капитуляции во Франции. Другого режима Виши на юго-западе союзники не смогли бы перенести.
В Соединенных Штатах чтут память «Хьюстона» и других кораблей трех морских держав, погибших с большей частью своих офицеров и матросов после храбрых боев. Не следует считать их усилия напрасными. Азиатский флот США редко одерживал победу. Он полностью испытал горечь поражения. Несмотря на это, моральная выносливость этого флота вдохновляла остальной личный состав флотов в течение сорока месяцев войны. [440]