Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XV.

Перед вторжением на остров Ява (15–27 февраля 1942 г.)

1. Потеря Тимора, бомбардировка Дарвина, оккупация Бали

Аля охраны коммуникаций, находившихся в опасности между Явой и Австралией, в Вашингтоне было решено послать на аэродром на Тиморе африканские и австралийские войска. В соответствии с этим решением 15 февраля 1942 г. из порта Дарвин вышел крейсер «Хьюстон», сопровождавший конвой с подразделениями 147-го и 148-го полков полевой артиллерии и с несколькими тысячами солдат армии Австралии. Во главе конвоя шел американский эсминец «Пири», за ним следовал «Хьюстон» и транспорты с войсками, а фланги охраняли австралийские корветы «Суон» и «Уорриор».

Конвой вышел в море под прикрытием темноты, но уже вскоре с одного из кораблей была замечена японская четырехмоторная летающая лодка. Думая, что это разведывательный самолет и что вскоре можно ожидать воздушного нападения, командир «Хьюстона» послал в Дарвин радиограмму с просьбой послать самолеты для осуществления воздушного прикрытия. [368]

Его просьба была удовлетворена — когда летающая лодка уже заходила для бомбовой атаки, в воздухе появился «один» (!) самолет типа Р-40. Зенитная артиллерия «Хьюстона», видимо, напугала японцев, они беспорядочно сбросили бомбы, и вскоре их самолет скрылся за горизонтом{380}. Р-40 тоже вернулся на свой аэродром из-за неисправности мотора или из-за отсутствия горючего.

Командир «Хьюстона» кэптэн Рукс знал, что на этом его волнения не кончатся; 16 февраля, когда конвой уже подходил к Тимору, случилось то, чего он опасался. Сразу же, как только японцы узнали о движении конвоя, они послали ему на встречу 36 сухопутных бомбардировщиков. В 11 ч. 00 мин. бомбардировщики были замечены с палубы «Хьюстона». Зенитные орудия корабля начали отбивать атаки самолетов, а один из торговых кораблей поставил тем временем дымовую завесу. «Хьюстон» маневрировал между кораблями конвоя, непрерывно ведя огонь. За 45 минут боя орудиями корабля было выпущено более 900 снарядов.

Японские бомбардировщики первыми прекратили бой. Только последней волне самолетов удалось подойти к кораблям на короткую дистанцию и сбросить бомбы, но ни одна из них не попала в цель. Однако решение усилить гарнизон Тимора было принято слишком поздно. Штаб «ABDA», узнав об опасности, которой подвергся конвой, и зная, что севернее на его пути крейсируют авианосцы противника, приказал кораблям вернуться в Дарвин. Конвой вошел в порт 18 февраля.

Японцы считали, что Тимор является важным стратегическим пунктом союзников. Аэродром Тимора был единственным на пути к Яве, откуда могли совершать полеты истребители ближнего действия, и, как говорил маршал Уэйвел, Малайский барьер нельзя было удержать без поддержки истребительной авиации. [369]

17 февраля под эскортом только одного морского охотника близ Кендари появился авиатранспорт «Читосе», и его самолеты поднялись над морем Банда. В 8 ч. 00 мин. 17 февраля из Амбоины на Тимор вышло девять транспортов, эскортируемых флагманским кораблем адмирала Танака «Дзинцу» и восемью или девятью эсминцами. В пути к адмиралу Танака присоединилось еще два эсминца. На следующий день за этим соединением кораблей последовал и второй эшелон, состоящий из пяти транспортов и двух эсминцев эскорта. Японские корабли шли совершенно беспрепятственно, только в 2 ч. 43 мин. 20 февраля, когда конвой уже прошел остров Олор, американская подводная лодка «Пайк» выпустила торпеду по тральщику №7. Но торпеда не попала в цель{381}. Утром 20 февраля корабли первого эшелона бросили якорь близ Купанга, у юго-западной оконечности о. Тимор, а корабли второго эшелона близ Дили, столицы португальской части острова. 20 и 21 февраля, разделившись на две группы, отряд морской пехоты подошел вплотную к району, где находился аэродром. К 24 февраля весь остров уже настолько попал под контроль японцев, что оперативное соединение японских кораблей вернулось в город Макассар для проведения следующих операций{382}.

Перед вторжением на Яву японцы решили подавить сопротивление союзников, применив свой обычный метод сдавливания. На западе те же щупальца спрута, которые захватили богатый нефтью Палембанг, готовились захватить и Суматру, что давало японцам возможность совершать воздушные налеты на Батавию и на корабли союзников, проходящие через Зондский пролив. Восточные щупальца, захватив Тимор, оказывали давление на Яву с этой стороны. [370]

После неудачной попытки помочь Тимору «Хьюстон» 18 февраля вернулся в Дарвин, сразу же пополнил запас горючего и взял курс на Чилачап. Это было лучшее, что можно было сделать.

Первостепенной задачей японского плана атаки Явы было нарушение коммуникаций между островом и Австралией и, главным образом, базой союзников — портом Дарвин. Для нейтрализации этой базы японцы выделили свое мощное соединение авианосцев.

Два линкора и три тяжелых крейсера вице-адмирала Кондо и четыре авианосца вице-адмирала Нагумо через Молуккский пролив вошли в море Банда. Со времени нападения на Перл-Харбор, это было самое мощное ударное соединение, сформированное японцами для выполнения одной задачи{383}. У союзников не было ничего, что было бы способно остановить его хотя бы на одну минуту{384}.

Кондо предполагал войти в Тиморское море на рассвете 19 февраля. Во время ночного перехода через опасные воды моря Банда японские корабли не встретили ни самолетов, ни подводных лодок союзников. На рассвете авианосцы развернулись по ветру и выпустили в воздух свои самолеты. До рассвета еще 54 сухопутных бомбардировщика поднялось с аэродрома в Кендари. Они присоединились к самолетам авианосцев и взяли курс на Дарвин.

В порту Дарвин стояло много кораблей союзников. Утром 19 февраля их было особенно много, так как накануне туда вернулись корабли конвоя, который эскортировал «Хьюстон». На рейде стояли два австралийских транспорта; у стенки выгружали войска два американских [371] транспорта. Туда же вернулся и эсминец «Пири», который накануне вместе с «Хьюстоном» вышел в море. В восточной части гавани стоял на якоре авиатранспорт «Уильям Б. Престон». Близ него стояли австралийское госпитальное судно, один канадский и один австралийский корветы, норвежский танкер, австралийский военный транспорт и грузовой пароход. В это утро видимость была такая, о какой летчики могут только мечтать.

В Дарвине не было радара — а, следовательно, и средств, которые могли бы предупредить о приближении японцев{385}.

В 9 ч. 30 мин. на горизонте появилось 70 самолетов. 18 четырехмоторных бомбардировщиков первой волны взяли курс на доки. Их смогли встретить только десять самолетов Р-40, возвращавшиеся после неудачной попытки перебазироваться на Купанг. Один Р-40 сбил японский бомбардировщик, но сразу же был атакован четырьмя другими, загорелся и упал в море{386}. В первые же минуты атаки бомбы попали в австралийский транспорт и грузовое судно, разгружавшие боеприпасы близ нефтяной баржи, что вызвало колоссальный взрыв. Вторая волна бомбардировщиков атаковала аэродром, прежде чем смог подняться хотя бы один самолет. Сбросив бомбы, японские пилоты снижались над городом и обстреливали его пушечно-пулеметным огнем, в результате чего в ряде районов города возникли пожары.

Следующая волна состояла из пикирующих бомбардировщиков темно-зеленой окраски, они шли курсом на корабли. На авиатранспорте «Престон» были разведены пары и он сразу же начал выходить из гавани, за [372] ним последовал эсминец «Пири». Когда «Престон», идя со скоростью не менее 20 узлов, повернул направо, он и эсминец были атакованы четырьмя пикирующими бомбардировщиками, это произошло в 10 ч. 10 мин.{387} Благодаря эффективному огню зенитных пулеметов «Престона» два японских самолета изменили курс и не сбросили бомб, а два других сбросили свой боезапас на корабли. Три из четырех сброшенных бомб попали в цель. Одна бомба упала на верхнюю палубу, ее осколками было убито несколько человек, а командир взрывной волной был сброшен за борт, но эта бомба не принесла кораблю гибель{388}. «Пири» был менее счастлив. Одна бомба взорвалась в кормовой части и совершенно уничтожила рулевое управление, в результате разрыва второй зажигательной бомбы на эсминце вспыхнул пожар. Зенитчики корабля в чрезвычайно тяжелых условиях продолжали отбивать атаки японцев, но еще одна попавшая в корабль бомба решила его судьбу. «Пири» переломился надвое и пошел ко дну. Командир «Пири» и 80 человек команды погибли вместе с эсминцем, спасся только один офицер{389}. Бомбардировщики не оставили без внимания и торговые корабли, которые вовсе не были вооружены. В результате попадания двух бомб пошел ко дну «Мауна-Лоа» — к счастью, никто из членов его экипажа не был убит. Осколки разорвавшейся поблизости бомбы изрешетили борт «Портмара», и судно было вынуждено выброситься на берег. Бразильское торговое судно «Адмирал Хальстад», нагруженное 14 000 бочками авиационного бензина, также было потоплено. Было повреждено австралийское госпитальное [373] судно. Два корвета и норвежский танкер также получили повреждения и пошли ко дну{390}.

Американский военный транспорт «Мейгс» производил выгрузку войск. В него попало около двадцати бомб и одна авиационная торпеда. На корабле начался пожар. Пламя приближалось к складу боеприпасов, и командир приказал покинуть корабль. Все люди сошли с корабля, прежде чем он пошел ко дну{391}.

Когда были сброшены все бомбы, пикирующие бомбардировщики снизились и начали беспощадно расстреливать лодки со спасающимися с горящих и тонущих кораблей людьми.

Этой воздушной атакой 19 февраля военно-морской базе в Дарвине был нанесен смертельный удар. Было потоплено 11 или 12 кораблей, уничтожено 18 самолетов{392}, разрушен аэродром и взорваны склады с ценным военным имуществом. Боясь повторения налета, жители временно покинули наполовину разрушенный город. Важная база перестала существовать.

Имея на своем западном фланге противника, укрепившегося на Суматре, и на восточном фланге противника, укрепившегося на о. Тимор и Бали, адмирал Глассфорд больше не чувствовал себя в безопасности в Чилачапе. Он поэтому решил начать отводить плавучие базы и вспомогательные суда в залив Эксмут. 19–20 февраля в этот залив вошли «Холланд» и «Блэк Хоук» в сопровождении двух подводных лодок, нуждавшихся в ремонте, и потрепанных в боях кораблей «Баркер» и «Балмер».

Одновременно с вторжением на Тимор и нападением на Дарвин контр-адмирал Кубо переформировал [374] свою группу вторжения, находившуюся в Макассаре, для захвата Бали. Этот остров, широко известный туристам, почти граничит с восточной частью острова Ява, а его западная часть расположена не более чем в 100 милях от Явы. Разведка еще 9 февраля имела сведения о готовящемся наступлении, но штурмовое соединение адмирала Доормана находилось далеко и было слишком рассеяно, чтобы оказать противодействие. В результате оккупация проходила согласно плану. Подразделения 16-й армии были погружены в Макассаре на 2 транспорта, которые вышли в море 18 февраля под эскортом кораблей адмирала Кубо, «Нагара» и 8 эсминцев, уже принимавших участие в подобных операциях. Ночью они прибыли к указанному месту высадки на якорную стоянку Санур в проливе Бадунг на юго-восточном побережье острова Бали напротив острова Нуса Бесар{393}.

Транспорты были наскоро разгружены, так как ожидалось нападение противника.

На следующий день (19 февраля) японские силы были обеспокоены лишь налетами нескольких самолетов В-17 и американской подводной лодкой «Сивульф». Эта подводная лодка патрулировала на подступах к проливу Бадунг. Вскоре после полуночи командир лодки коммандер Уордер получил от кэптэна Уилкса приказание подойти вплотную к месту предполагаемой высадки. Со скоростью 18 узлов лодка пошла в указанном направлении и заняла удобную для наблюдения позицию. Вскоре она была обнаружена акустиком японского эсминца и была вынуждена обороняться. Некоторое время подводная лодка «Сивульф» маневрировала с большой скоростью на малых глубинах, дважды наскакивала на мель и удачно снималась. [376]

Утром 19 февраля она подошла на короткую дистанцию к двум транспортам. Но ни одна выпущенная ею торпеда не повредила транспорты{394}.

В течение дня несколько самолетов В-17, все еще находившиеся в Маланге и Мадиуне, несколько раз атаковали транспорты, стоящие в Бали. «Сагами-Мару» получил прямое попадание в машинное отделение, и одна его машина была выведена из строя. Один из пилотов «PBY» во время разведывательного полета после полудня видел, что транспорт горел{395}. Между тем, транспорт в сопровождении двух эсминцев в тот же день смог уйти в Макассар. Высадка была успешно закончена 19-го около 22 ч. 25 мин., и второй транспорт отправился в путь в сопровождении «Асасио». И только после этого появилось действительно крупное соединение союзников.

2. Удар в проливе Бадунг (18–20 февраля){396}

Несмотря на то, что союзные силы были предупреждены за 10 дней о высадке и Объединенное штурмовое [377] соединение адмирала Доормана было хорошо подготовлено на случай встречи с кораблями адмирала Кондо, Доорману не удалось сконцентрировать для удара свои силы до тех пор, пока высадка не была закончена. 17 февраля, когда пришло известие о том, что противник намеревался выйти в море, флагманский корабль адмирала Дориана «Де Рейтер», крейсер «Ява», семь голландских и два американских эсминца («Джон Д. Форд» и «Поуп») наводились в Чилачапе. Голландский легкий крейсер «Тромп» стоял в Сурабае, а четыре четырехтрубных американских эсминца (командир дивизиона Бенфорд){397} пополняли запасы горючего в Ратайском заливе на Суматре после проведения боя в заливе Банка. Английские корабли были посланы для сопровождения конвоев, идущих через Зондский пролив. Из-за этого неудачного стечения обстоятельств корабли Доормана не могли встретиться до начала боя в южной части Бали, а перед лицом противника это было бы еще труднее сделать. Таким образом, Доорман решил атаковать противника, сконцентрировавшего свои корабли на якорной стоянке Санур, тремя группами. Ему, командовавшему первой группой, включавшей все боевые корабли, базирующиеся в Чилачапе, было поручено обстрелять японцев, провести торпедную атаку, а затем ретироваться прямо через пролив Ломбок. Д. де Минстер, капитан 3 ранга голландского флота, находившийся на «Тромп», вместе с 4 четырехтрубными кораблями США, должен был подойти через два-три часа и снова обстрелять японцев. Наконец, предполагалось еще прибытие пяти голландских торпедных катеров{398}.

Адмирал Глассфорд и другие морские офицеры США знали о плане, но не одобрили его, однако у них [378] не было выбора{399}. Согласно этому плану в 22 ч. 18 февраля «Форд» и «Поуп» вышли в море и благополучно прошли узкий выход из Чилачапа, но голландский эсминец «Кортенар» наскочил на мель. Остальные корабли первого эшелона построились вне минных полей и направились на восток при умеренном волнении моря. «Поуп» и «Форд», идя впереди крейсеров, несли противолодочное охранение. Так как наступал вечер, то корабли построились в боевой порядок. «Ява» шел позади «Де Рейтера», а в пределах видимости «Пит Хейн» вел колонну эсминцев. 19 февраля около 22 ч. колонна, обогнув мыс Тейфл, вошла в пролив Бадунг в узкий проход между Бали и островом Нуса Бесар. Крейсера шли в 3 милях от берегов Бали в направлении якорной стоянки японских кораблей, а головной эсминец находился в 3 милях позади них.

В действительности, военно-морские силы, ожидающие их в проливе Бадунг, были очень незначительные. Высадка десанта была закончена; транспорт «Сасаго-мару» только что вышел в море в сопровождении эсминцев «Асасио» и «Осио». Там могло оставаться только несколько небольших кораблей.

Сигнальщики «Явы» первыми увидели впереди темные силуэты кораблей, и в 22 ч. 25 мин. «Ява» открыла огонь. Японцы немедленно зажгли прожекторы и начали ответную стрельбу. Когда около 22 ч. 25 мин. эсминцы сближались с противником, «Пит Хейн» открыл огонь и выпустил торпеду в невидимую для эсминца «Форд» цель. После этого, по совершенно непонятной для американцев причине, он начал ставить дымовую завесу и, оставив «Форда» и «Поупа» позади, [379] медленно повернул обратно. Корабли шли со скоростью 28 узлов курсом на восток, присоединились к ведущему кораблю и следовали за ним в расстоянии 1000 ярдов. Около 22 ч. 30 мин., когда колонна эсминцев повернула влево, «Форд» заметил транспорт «Сасаго-мару», шедший по пеленгу север-тен-запад, который был принят за крейсер, шедший по пеленгу северо-восток-тен-север. Последний оказался эсминцем «Осио», который незаметно пересек курс голландских крейсеров и в последнюю минуту обменялся выстрелами с «Явой».

Хотя эти два корабля выпустили торпеды с короткой дистанции, их скорость была так велика и видимость настолько плохая, что торпеды не достигли цели. Транспорт, однако, был поврежден артиллерийским огнем голландцев, а в 22 ч. 37 мин. «Форд» и «Поуп» выпустили в него торпеды, одна из которых попала в цель. Эсминец «Асасио» оставил транспорт и взял курс на юг по направлению к колонне союзников, в 23 ч. 40 мин. обстрелял «Пит Хейн», нанеся ему тяжелый удар артогнем или торпедой и, развернувшись, обменялся торпедными залпами с «Фордом» и «Поупом», которые следовали в разбитой колонне позади «Пит Хейна». Голландский эсминец был потоплен{400}.

Затем «Асасио» направил свои орудия на «Форда», который, поставив дымовую завесу, круто повернул вправо, а потом влево. Чтобы оторваться от обстреливавшего корабля, американские эсминцы начали кружить и, наконец, направились к югу, затем к северу к выходу из пролива Бадунг. «Осио» и «Асасио» преследовали их, и в 22 ч. 52 мин. «Форд» и «Поуп» снова повернули на юг и, пройдя параллельным с ними [380] курсом в течение шести минут обстреливали японские корабли. Это был тяжелый момент для американцев, так как у них кончались торпеды. Коммандер Паркер теперь пытался подойти к побережью Нуса Бесар, где он собирался укрыться и где его левый борт был бы прикрыт берегом. В связи с тем, что корабль круто повернул, он вынужден был пройти мимо носовой части «Осио», который сразу же выстрелил. «Поуп», следуя за «Фордом», выпустил пять торпед в корму противника и был искусно прикрыт эсминцем «Форд», который прошел у него за кормой и поставил дымовую завесу, защищаясь от ответного огня.

После 23 ч. 05 мин. оба американских корабля заняли свое место в строю и пошли быстрым ходом курсом 135°. «Форд» шел позади «Поупа». Возвращаясь на юг, они слышали шум боя, происходившего на севере, но не знали, что там творится.

«Осио», освободившись от окружавших его эсминцев, обнаружил корабль, который принял за вражеский и открыл по нему огонь. «Асасио» немедленно ответил, и оба продолжали вести артобстрел. После короткого боя они опознали друг друга; затем «Осио» пошел в кильватер к своему временному врагу и направился на север.

Наступило время прибытия второй группы штурмового соединения, которой командовал капитан 3 ранга Минстер, шедший на «Тромп» с командиром 58-го дивизиона эскадренных миноносцев Г. Бенфордом и американскими эсминцами «Стюарт», «Паррот», «Эдвардс» и «Пиллсбери». Когда корабли приближались к мысу Тейфл, сигнальщики увидели вдали прожектора и вспышки огня. Чем же кончилась атака 1-й группы? Бенфорд безуспешно пытался установить радиосвязь с Паркером. Было получено лишь несколько кратких сообщений с «Форд» и «Поуп» и это все, что можно было узнать. [381]

Около полуночи легкий крейсер «Тромп» отстал от колонны американских эскадренных миноносцев и занял намеченное положение для того, чтобы тяжелым калибром (5,9 дюймов) развить успех торпедной атаки эскадренных миноносцев. В 1 ч. 14 мин. по правому борту корабля были замечены огни и к 1 ч. 26 мин. эсминцы прошли мимо них. Огни, вероятно, были зажжены японскими войсками, которые ушли накануне утром в глубь берега. К 1 ч. 35 мин. колонна, минуя остров Серанган и двигаясь со скоростью 25 узлов, находилась только в 4 или 5 милях от японской якорной стоянки Санур, расположенной поблизости.

Коммандер Бенфорд чувствовал, что его корабли находились в невыгодном для начала боя положении. Легкий туман расстилался по берегу, где японские корабли были едва заметны, в то время как его корабли были освещены яркими южными звездами и были видны.

Корабли противника, стоявшие в узкой части пролива, вели переговоры. Важно было атаковать первым. Бенфорд приказал своему дивизиону выпустить торпеды из аппаратов левого борта. «Стюарт» и «Парротт» по выпустили 6 торпед каждый, и «Пиллсбери» три торпеды, прошедшие мимо «Осио» и «Асасио». Они повернули направо и направились к колонне союзников. Бенфорд временно потерял контакт с противником и приказал своим кораблям прекратить артиллерийский огонь. Неожиданно «Стюарт» заметил с левого борта эсминцы и увеличил ход. Он осветил цель в 1 ч. 35 мин. и открыл артогонь в 1 ч. 43 мин. «Эдвардс» выпустил две торпеды. Противник немедленно ответил ожесточенным огнем, направленным на эсминцы США. В 1 ч. 46 мин. на «Стюарте» осколком снаряда повреждено главное машинное отделение. «Пиллсбери» вышел из строя, боясь столкновения с «Парротт», но три другие продолжали идти к северу, обмениваясь залпами с эсминцами противника. «Эдвардс» следовал за [382] головным кораблем. Три четырехтрубных корабля, все еще шедшие в колонне, подходили к берегам Бали. Обстановка становилась напряженной; «Осио» и «Асасио» наносили больше повреждений, чем получали сами.

Бенфорд приказал изменить курс на 65°. Позади американских кораблей шел голландский легкий крейсер «Тромп». Ему было поручено принимать на себя основные удары, но его роль сводилась к тыловому охранению. На борту «Пиллсбери» матросы наблюдали за перестрелкой голландских кораблей с «Осио» и «Асасио», которые шли с ним параллельным курсом. «Осио» получил попадание в 2 ч. 10 мин. в боевую рубку: было убито 7 человек{401}, но все же он продолжал борьбу и оборонялся сильнее, чем «Тромп», яркий голубой прожектор которого превратил его в хорошо освещенную цель. Корабли продолжали путь и, наконец, разошлись. В то время как пять кораблей союзников шли на север к Нуса Бесар, с северо-востока к ним приближалось все больше и больше японских кораблей. В 22 ч. 30 мин. адмирал Кубо на «Нагара» был предупрежден о первой атаке и сразу повернул на юг вместе с «Вакаба», «Хацусимо» и «Ненохи». Находясь на слишком далеком расстоянии и рискуя не успеть к месту боя вовремя, он дал распоряжение эсминцам «Арасио» и «Мисио» сопровождавшим «Сагами-Мару» в Макассар, оставить транспорт и идти к месту боя. В момент начала движения кораблей союзников к северу от Нуса Бесар японские эсминцы вышли из пролива Ломбок и в 2 ч. 19 мин. открыли огонь по «Стюарт» и «Эдвардс»{402}.

Обе стороны выпустили торпеды и успешно вели интенсивный огонь. «Пиллсбери», подойдя с другой стороны к противнику, выстрелил в «Мисисио», повредив [383] его так сильно, что он дал крен на правый борт; затем «Пиллсбери» повернул круто вправо, чтобы избежать лучей прожекторов и обстрела с «Эдвардса», за курсом которого командир следил глазами. Снаряд попал в его палубную надстройку и взорвался. Затем подошел поврежденный «Тромп», который снова получил несколько попаданий от «Арасио». «Мисио» к этому времени стоял без движения, на его палубе было 96 чел. убитых и раненых{403}, но этот корабль не пошел ко дну и не значился вышедшим из строя до боя в заливе Суригао. Миновав опасность, «Стюарт», «Эдвардс» и «Тромп» шли полным ходом в пролив Ломбок, следуя за «Пиллсбери». «Паррот» в 2 ч. 20 мин. наскочил на мель близ Бали, но снялся с нее и последовал за остальными. Около 3 ч. все корабли встретились близ Бали. Коммандер Бенфорд собрал свои рассредоточенные суда и ушел в Сурабаю.

Запланированная атака пяти голландских торпедных катеров не состоялась, так как они заявили, что, пройдя через залив, они ничего не увидели{404}.

Результат боя получился такой, который и следовало ожидать от неверно составленного плана. Из-за того, что превосходящее штурмовое соединение было разделено на 2 группы, была упущена возможность потопить транспорт, охраняемый только двумя эсминцами. Адмирал Доорман вывел из строя только один из кораблей противника ценой одного потерянного им эсминца.

3. Тыловое снабжение отступающего флота

Нападение на пролив Бадунг ни в какой мере не исправило положение союзных сил. Сингапур был захвачен 15 февраля, и Дарвин как морская база прекратил свое [384] существование 20 февраля. Южная часть Суматры, Борнео, Целебеса, Амбоины и Тимора находились в руках противника. Спрут готов был совершить захват о. Ява. Не ожидая более подкреплений, адмирал Хельфрих не мог отразить нападение на о. Ява своими силами. Но он решил довести дело до конца.

Адмирал Глассфорд, как мы уже видели, начал отправлять вспомогательные суда из Чилачапа в залив Эксмут, расположенный за северо-западным мысом Австралии. Этот порт был ближе к острову Ява, чем Дарвин, и большая часть пути к нему еще не подвергалась воздушным налетам противника. Несмотря на это, положение частей тылового снабжения становилось безнадежным. Главным образом, ощущался недостаток запасов горючего. Казалось парадоксальным, что корабли США, действовавшие в одном из богатейших по добыче нефти центров мира, ощущали недостаток в нефти из-за отсутствия складов; но это было именно так: Ява по сравнению с островами Борнео и Суматрой, которые теперь были захвачены японцами, не была районом, добывающим нефть. На острове были нефтехранилища, но большинство их находилось в глубине острова, и их нельзя было использовать, а нефтехранилища в морских портах были невелики. Кроме того, как только японцы начали совершать налеты на Яванские порты, большая часть рабочих голландских компаний покинула их, таким образом, командам кораблей приходилось самим работать насосами, что замедляло процесс заправки.

В ночь на 5 февраля адмирал Глассфорд предложил погрузить нефть из хранилища близ Сурабаи на американский танкер «Пекос», а затем отправить его к южному берегу острова, где, за пределами досягаемости японской авиации, он сможет заправить корабли. Но адмирал Хельфрих отказался это сделать. 17 февраля Глассфорд направил нефтеналивное судно «Тринити» [385] для заправки в Персидский залив и 19 февраля танкер, зафрахтованный для этой же цели на о. Цейлон{405}. Это было бы хорошо в случае длительной обороны. Но к 20 февраля на Яве обнаружился острый недостаток топлива, и требовались срочные меры. Адмирал Глассфорд потерял всякую надежду на получение необходимого количества горючего из обширных голландских нефтяных складов острова. По предложению адмирала Хельфриха он приказал танкеру «Джордж Д. Хенри» проследовать в пролив Эксмут из Фримантла, где он стоял под погрузкой. Но было слишком поздно, и это не могло спасти положение.

Значительно хуже обстояло дело с обслуживанием и ремонтом боевых кораблей. Ремонтное обслуживание использовалось далеко не в полной мере, а ограниченные возможности доков в Сурабае, в связи с постоянными налетами японских бомбардировщиков, еще более сокращали нормы их использования. «Тромп» и «Стюарт» особенно нуждались в ремонте после боя в проливе Бадунг. Американский эсминец был немедленно помещен в 15000-тонный плавучий док частной верфи в Сурабае. Из-за неблагоприятных для работы условий он был плохо закреплен на килевых блоках, ничего не было подложено под подводную часть корабля, а боковые стенки дока оказались слабыми, и, когда поднялось волнение и док начало качать, эсминец опрокинулся на правый борт. Эта серьезная авария нанесла повреждение единственному крупному доку и вывела из строя еще один боевой корабль. Морские силы «ABDA» стали еще слабее.

17 февраля голландский эсминец «Ван Нес», сопровождая корабли в южную часть Яванского моря, был потоплен бомбардировщиками противника со всем личным составом. Однотипный с ним корабль «Банкерт» [386] вышел из строя в результате атаки бомбардировщиков на Сурабаю 24 февраля{406}.

Крейсер «Хьюстон» и эсминцы «Пол Джонс» и «Альден», освободившиеся от эскортирования кораблей в связи с падением Сингапура, заправились и в тот же день вышли в Сурабаю в обход на запад через Зондский пролив. Хотя кормовая орудийная башня «Хьюстона» вышла из строя, он все же входил в состав боевых сил «ABDA», и Хельфрих не имел возможности направить его в базу на ремонт.

Соединение эскадренных миноносцев США сокращалось. «Пири» и «Стюарт» ушли, «Уиппл» был временно выведен из строя после столкновения с «Де Рейтером», а кормовая часть «Эдсолла» была повреждена в результате взрыва глубинной бомбы, сброшенной слишком близко от корабля. Адмирал Глассфорд 21 февраля выслал «Форд» и «Поуп» в Эксмут за последними 17 торпедами с «Блэк Хоука», а на следующий день был вынужден вывести «Пиллсбери» и «Паррот» из состава американо-британско-голландско-австралийского штурмового соединения из-за отсутствия торпед и необходимости ремонта кораблей. «Балмер» и «Баркер», находясь в таком же состоянии, сопровождали «Блэк Хоук» в Австралию. У «Поупа» образовалась течь в проливе Бадунг, и он был временно отведен в Сурабаю вместе со «Стюартом».

В штурмовом соединении{407} оставалось только четыре американских эсминца — «Форд», «Эдвардс», «Альден» и «Пол Джонс». [387]

4. Состав соединений

Громадное несоответствие между японскими морскими соединениями вторжения на Яву и морскими соединениями «ABDA», способными обороняться, видно из списка кораблей, составленного накануне решительной битвы в Яванском море.

Объединенное штурмовое соединение «ABDA» на о. Ява

Командующий контр-адмирал голландского флота Доорман

Тяжелые крейсера

«Хьюстон» (амер.) «Эксетер» (англ.).

Легкие крейсера

«Ява» и «Де Рейтер» (голланд.)

«Перт» (австрал.)

Американские эсминцы

58-й дивизион{408}:

«Джон Д. Эдвардс», «Пол Джонс».

59-й дивизион:

«Джон Д. Форд», «Альден», «Поуп».

Английские эсминцы

«Электра», «Джупитер», «Энкаунтер».

Голландские эсминцы

«Эвертсен», «Витт де Вит», «Кортенар».

Японские силы вторжения на Яву

Генерал К. Имамура (командующий 16-й армией). Верховный главнокомандующий морскими силами — вице-адмирал Н. Кондо (командующий 2-м флотом).

Группа надводных кораблей

Линейные корабли: «Конго», «Хиэй», «Харуна», «Кирисима».

1-я бригада эсминцев: легкий крейсер «Абукума» и 8 эскадренных миноносцев. [388]

Авианосная группа вице-адмирала Нагумо{409}

Авианосцы: «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю».

Штурмовые соединения

3-й отряд флагманских кораблей эскадры вице-адмирала Такахаси

Тяжелые крейсеры «Асигара», «Миоко»

Эсминцы «Акебоно», «Икадзуки».

Восточное соединение вторжения контр-адмирала С. Нисимура на «Нака»

Отряд транспортов в составе 41 транспорта 4-я бригада эсминцев в составе:

Легкий крейсер (J) «Нака»

Эсминцы (J) «Юдати», (J) «Мурасаме», (J) «Харусаме» (J) «Самидаре», (J) «Асагумо», (J) «Минегумо», (J) «Нацугумо».

Кроме того, в соединение входили 4 миноносца, патрульные суда № 4, 5, 6, 16, 17 и 18; тральщики № 15 и 16.

Восточная группа прикрытия контр-адмирала Т. Такаги

Тяжелые крейсеры (J) «Нати», (J) «Хагуро».

2-я бригада эсминцев контр-адмирала Р. Танака, в составе:

Легкий крейсер (J) «Дзинцу»

Эсминцы (J) «Асасио», (J) «Хацукадзе», (J) «Юкикадзе», (J) «Амацукадзе», (J) «Токикадзе», (J) «Усио», (J) «Сазанами» [389]

Западное соединение вторжения контр-адмирала Т. Курита (командир 7-й бригады крейсеров)

Отряд транспортов, в составе 56 транспортов и грузовых судов.

3-я бригада эсминцев в составе:

Легкий крейсер «Сендаи» и 14 эсминцев.

5-я бригада эсминцев в составе:

Легкие крейсера «Натори», «Юра» и 9 эсминцев.

Авианосец «Рюдзе», 2 эсминца, 1 авиатранспорт и 1 вспомогательный авиатранспорт.

Западная группа прикрытия контр-адмирала Курита

4 тяжелых крейсера.

5. Продвижение японцев (18–25 февраля)

В то время, как адмирал Доорман наносил слабые удары по щупальцам спрута, основные силы японцев готовились высадиться на Яву. Подготавливалась самая крупная десантная операция второй мировой воины. Японцы теперь имели достаточно боевых и вспомогательных кораблей в юго-западной части Тихого океана.

18 февраля контр-адмирал Т. Курита вывел главное или западное соединение вторжения из залива Камран (Индокитай). Три крейсера, шесть эсминцев и тральщик эскортировали и прикрывали 56 транспортов и грузовых судов. Соединение направилось к южной части Анамбасских островов, где ожидало 26 февраля, дня начала операции. 19 февраля Восточное соединение вторжения под командованием контр-адмирала Нисимуры, находившегося на легком крейсере «Нака», вышло из Холо (архипелаг Сулу). 41 транспорт под эскортом шести или семи эсминцев прибыли в Баликпапан 23 февраля. Восточная группа прикрытия контр-адмирала Т. Такаги, состоящая из двух крейсеров и 8 эсминцев, была сформирована в Макассарском проливе близ [390] юго-восточной части острова Борнео 26 февраля. Это соединение шло впереди конвоя на расстоянии, позволяющем в случае надобности отразить нападение кораблей союзников.

Японское командование вряд ли могло рассчитывать на то, что движение японских кораблей останется незамеченным. 25 февраля на острове Бавеан, в 150 милях к северу от Сурабаи, был высажен большой японский отряд и установлена радиостанция, которая была сразу же обстреляна американской подводной лодкой S-38. Было ясно, что этот пункт мог быть использован только в качестве передового разведывательного центра и что главным объектом противника являлся остров Ява. По данным других подводных лодок и нескольких оставшихся RBY 10-го патрульного крыла, японское соединение приближалось с трех направлений: с восточной, центральной и западной части острова Ява.

6. Распад американо-британско-голландско-австралийских сил (20–26 февраля)

Вследствие создавшегося положения фельдмаршал Уэйвел решил, что дальнейшая оборона Явы невозможна. Поэтому ссылаясь на то, что больше не было сухопутных и морских самолетов для прикрытия, он рекомендовал своему правительству начать эвакуацию войск с острова Ява. В данный момент это было не так, однако такое развитие событий было неизбежным, если принять в расчет отсутствие снабжения и ежедневные потери. 20 февраля маршал просил разрешения эвакуировать британские силы из района «ABDA». Он не сообщил об этом подчиненным ему командующим других национальностей, но уже на следующий или даже в этот день об этом было известно в штабах «ABDA» в Бандунге. Генерал Тер Портен, [391] главнокомандующий голландской армией Восточной Индии, этим был чрезвычайно обеспокоен. Он решил бороться до конца, даже если останутся лишь голландские силы, но он не смог планировать операции, не зная, какие силы примут участие или уйдут накануне. Он запросил адмирала Глассфорда об американских планах. Глассфорд ответил, что им дано приказание оборонять Голландскую Восточную Индию. Тер Портен выразил свою благодарность, считая, что несмотря на действия фельдмаршала Уэйвела, он все же будет сражаться до конца.

Не только британский штаб помышлял об отводе войск. Генерал Бреретон уже 19 февраля решил отправить военно-воздушные силы США в Индию{410} и получил одобрение Уэйвела, Бретта и Перса (Peirse). Бреретон 20 февраля телеграфировал об этом генералу Арнольду в Вашингтон и 24 февраля вылетел в Индию. Генерал надеялся эвакуировать все самолеты в Индию, но только несколько перегруженных самолетов В-17 и несколько транспортных самолетов смогли подняться в воздух{411}.

Фельдмаршал Уэйвел 25 февраля вылетел в Коломбо. Командование «ABDA» прекратило свое существование. Руководство всеми боевыми операциями Яванской кампании перешло к голландским офицерам. Под общим руководством генерал-губернатора вице-адмирал Хельфрих командовал флотом, генерал-лейтенант Тер Портен — армией и генерал-майор Ван-Ойен — военно-воздушными силами. Все боевые силы на о. Ява были теперь голландскими, за исключением нескольких американских и английских кораблей и нескольких американских и австралийских самолетов, которые совершали полеты и боролись до тех пор, [392] пока могли подниматься в воздух{412}. Они хорошо понимали безвыходность своего положения. 22 февраля Доорман передал по радио своим кораблям следующее распоряжение:

«В соответствии с полученным мною сообщением от Объединенного командования флота «ABDA», я ставлю в известность всех офицеров и корабельный состав о создавшейся тяжелой обстановке. Я выражаю надежду, что вы приложите все усилия к тому, чтобы помешать противнику высадиться на острове Ява. Любая его попытка наступления должна быть отражена. Это должно стать генеральной линией нашего поведения и в последующие дни.

На основании опыта, полученного во время захвата противником некоторых территорий за последние три недели, я твердо уверен, что каждый из вас поймет важность этого сообщения и осознает, что выполнение взятых обязательств бороться до конца является нашим долгом»{413}.

25 февраля адмирал Пернелл вылетел в Брум (Австралия), где он перешел на авиатендер «Чайлдс» и повел его в новую тыловую базу в залив Эксмут. Базировавшиеся на Чилачап подводные лодки «Стерджен» и «Сивульф» ушли в США для ремонта. Управление военно-морского порта являлось теперь, фактически, единственным административным американским органом, оставшимся на о. Ява. Кэптэн Хадсон, один из офицеров отдела тылового снабжения юго-восточной [393] части Тихого океана, взял на себя охранение этого снабжения и помог эвакуировать раненых в последние тяжелые дни битвы{414}.

Моральное состояние личного состава соединения адмирала Глассфорда было не лучше, чем у оставшегося личного состава Азиатского флота, который находился в таком же тяжелом положении на севере. С одной стороны, матросы не были уверены, что они боролись за интересы американцев, а яванцы, не в пример лояльным филиппинцам, пассивно обороняли свой остров. Японская пропаганда «Токийской Розы» вызывала лишь смех среди американских матросов, но радиопередачи из Вашингтона сообщали о том, что Германия была основным врагом и что основные американские силы на некоторое время должны были быть направлены в Европу. Не все задания выполнялись; корабли были слишком потрепаны и требовали необходимого ремонта. Сингапур пал, был создан миф о непобедимости японцев. Американские морские офицеры не верили в тактические способности адмирала Доормана.

7. Концентрация сил вторжения (25–27 февраля)

Западное соединение вторжения адмирала Курита, сформированное на островах Анамбас, в составе четырех тяжелых крейсеров, трех легких крейсеров, авианосца «Рюдзе», вспомогательного авиатранспорта «Камикава-Мару», около 25 эсминцев и от 50 до 60 транспортов и вспомогательных судов вышло из гавани Южно-Китайского моря в 16 ч. 30 мин. 24 февраля. Самолеты 10-го патрульного крыла все еще находились в полетах, а самолеты PBY заметили их в заливе Каримата в 9 ч. 25 мин. 26 февраля. Подводные лодки «Сил» и S-33 обнаружили [394] Восточное соединение вторжения адмирала Нисимуры вблизи Бавеана в 8 ч. 30 мин. 24 февраля, и в этот же день подводная лодка «Саури» увидела конвой, сопровождаемый, по крайней мере, шестью эсминцами близ Сепанджанга на островах Кангеан{415}. Таким образом, командование союзных сил было хорошо информировано о предстоящем, и адмирал Хельфрих рассчитывал, что три конвоя должны прибыть в Яванские воды к полудню 27 февраля. В 11 ч. 25 мин. 24 февраля он отдал распоряжение английским кораблям, занятым эскортом конвоя, пополнить объединенные силы контр-адмирала Доормана; и в этот же день командующий британским соединением направил крейсера «Эксетер» и «Перт» и эсминцы «Электра», «Джупитер» и «Энкаунтер» из Танджунг-Приок в Сурабаю, где Доорман еще базировал свое соединение. Не дождавшись британских сил подкрепления, адмирал Доорман 25 февраля в сумерки вывел свои боевые корабли (три крейсера и семь эсминцев), чтобы пройти из Сурабаи на остров Бавеан вдоль Яванского берега{416}. Решив, что еще рано атаковать противника, он 26 февраля вернулся в Сурабаю для заправки. В этот же день он получил от Хельфриха из Бандунга депешу. В первой части этой депеши ему сообщали, что 30 транспортов, 2 крейсера и 4 эсминца были замечены в 25 милях к северо-западу от острова Аренде (около 1/3 пути с Борнео на Яву) идущими с запада на юг со скоростью 10 узлов. Во второй части было приказано «произвести ночную атаку, затем идти в Танджунг-Приок». В 20 ч. 45 мин. был получен новый приказ, который гласил: «Продолжайте атаку до полного уничтожения японских сил». [395]

В течение всего дня Доорман лихорадочно работал над составлением плана. В 22 ч. 00 мин. 26 февраля со всем своим соединением, кроме «Эвертсен», он вышел из Сурабайского пролива — узкого водного пути между западной частью островов Мадура и Ява. Оставшуюся часть ночи объединенное соединение безуспешно разыскивало противника на северо-востоке и западе. На рассвете 27 февраля усталые команды безуспешно надеялись увидеть в воздухе свои самолеты, но в Сурабае оставалось лишь 4 самолета «Буффало» из состава голландских ВВС, и их радиус действия был слишком мал, чтобы они могли оказывать какую-либо помощь союзным кораблям. В 8 ч. 56 мин. начались атаки самолетов на оперативное соединение. Как это ни странно, они все свое внимание сосредоточили на эсминце «Джупитер», но зенитные расчеты «Хьюстона» отогнали большую часть самолетов, и 7 бомб, сброшенных на «Джупитер», не попали в цель.

Доорман, выведенный из равновесия отсутствием воздушного прикрытия, недостатком горючего и изнуренностью личного состава, в 9 ч. 30 мин. 27 февраля повел штурмовое соединение на юг в Сурабайский пролив. Через полчаса вице-адмирал Хельфрих передал Доорману следующее: «Невзирая на воздушные атаки, вам следует идти на восток для розыска противника и атаковать его». Он не мог понять осторожности Доормана и заявлял, что «воздушные атаки ожидались, и они не должны служить причиной ухода из района боевых действий». Доорман пренебрег приказом и продолжал отходить.

Как только штурмовое соединение прошло вход в гавань Сурабаи, 27 февраля в 14 ч. 27 мин. Доорман получил от адмирала Хельфриха сведения о точной дислокации противника.

За 40 минут до этого разведывательные самолеты обнаружили три вражеские группы: 1) два крейсера, шесть эсминцев и 25 транспортов в 20 милях к западу [396] от острова Бавеан; 2) еще транспорты и эсминцы на расстоянии 65 миль к северо-западу от острова; и 3) один крейсер, шедший позади второй группы. Группа, ближайшая к острову Бевеан, была передовым эшелоном Восточного соединения вторжения адмирала Нисимуры, которой уже несколько часов было известно местонахождение Доормана. К полудню Нисимура отдал распоряжение транспортам с двумя эсминцами повернуть на запад, в то время как он, находясь на «Нака» с 10 эсминцами 4-й бригады вместе с Восточной группой прикрытия адмирала Такаги, состоящей из 2-х тяжелых крейсеров и части 2-й бригады эсминцев (флагманский корабля «Дзинцу»), пошел навстречу союзникам{417}.

Очевидно, эти корабли и должны были стать объектом атаки адмирала Доормана и его истощенного боями соединения. Они не имели другого выхода, кроме возвращения и принятия боя. Недоставало второго соединения кораблей союзников, которое могло бы помочь Доорману. Это западное штурмовое соединение, сформированное 21 февраля и состоящее из австралийского корабля «Хобарт», английских легких крейсеров «Даная» и «Драгон» и эсминцев «Скаут» и «Тенедос», незадолго до этого освободилось от эскортирования конвоев. Адмирал Хельфрих держал его в Джакарте для отражения возможных японских атак в районе Южно-Китайского моря.

Когда противник 26 февраля начал угрожать этому району, соединение было отправлено в пролив Банка и не встретило противника, но самолеты японского Западного соединения вторжения обнаружили его, и адмирал Курита направил два тяжелых и два легких крейсера и три дивизиона эсминцев на перехват соединения союзников{418}. Но соединения снова не встретились. [397] Пять английских кораблей вернулись в Танджунг-Приок днем 27-го, заправились горючим, и затем вышли в Чилачап. В связи с недостатком запасов горючего и частыми воздушными налетами порт Джакарта больше не являлся удобной якорной стоянкой для кораблей союзников.

Пройдя 26 февраля через Зондский пролив, это соединение взяло курс на остров Цейлон. Было ли это сделано по приказанию Адмиралтейства, или по приказанию Хельфриха в результате давления Англии, неизвестно. В результате этого одна треть военно-морских сил союзников не участвовала в последних боях в Яванском море{419}. [398]

Дальше