Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XIII.

Баликпапан (6–24 января 1942 г.)

1. Меры и контрмеры{344}

Если бы «Великой Восточной сфере сопроцветания» был предоставлен свободный доступ к нефти и каучуку Индонезии, она могла бы перейти на самоснабжение. Япония предполагала взять в свои руки районы, производящие эту жизненно необходимую для страны продукцию и твердо укрепить там свои позиции. В случае нападения необходимо было суметь отразить любую атаку врага.

В связи с тем, что угроза нападения Тихоокеанского флота США была временно устранена, и Филиппинские острова перестали быть угрозой флангу японцев, последние могли успешно выполнять первостепенную для них задачу. Высадившиеся в Мири войска в декабре вытеснили англичан из северной части Саравака. В январе 1942 г. небольшое десантное соединение овладело заливом Бруней к северу от Мири, 11 декабря другое десантное соединение заняло Джесселтон к северу от Брунея. [332]

Чтобы прикрыть свой восточный фланг и достичь наиболее важных аэродромов в Борнео, японцы вторглись в море Целебес. 11 января парашютный десант и амфибийные силы высадились на полуострове Менадо на о. Целебес и в этот же день крупное десантное соединение захватило остров Таракан близ восточного берега острова Борнео.

Соединение по захвату Менадо вышло из Давао 9 января 1942 г. на шести транспортах под командованием контр-адмирала Танака. Это соединение поддерживалось двумя легкими авианосцами из соединения контр-адмирала Фудзита и тремя тяжелыми крейсерами контр-адмирала Такаги. Самолеты с 320 парашютистами морской пехоты вылетели на рассвете 11 января с вновь захваченного аэродрома, расположенного близ пролива Бруней. Голландские войска в этом важном пункте были малочисленны и были в состоянии оказывать лишь незначительное сопротивление. В 8 ч. утра штурмовые отряды начали высадку, и японцы вскоре захватили район.

Опасаясь воздушных налетов голландцев, они срочно высадили войска и вооружение и отослали транспорты{345}.

Соединение по захвату Таракана состояло из 16 транспортов, четырех тральщиков, двух гидроавиатранспортов и соответствующего эскорта. Оно вышло из Давао в тот же день, когда и соединение по захвату Менадо, и 11 января подошло к важному нефтяному центру на острове Таракан, сразу же приступив к высадке войск.

Голландскими береговыми батареями было потоплено два тральщика{346}, но лишь один батальон пехоты оказал сопротивление высадке. Семь «Летающих крепостей», с начала войны базировавшиеся на аэродроме Маланг [333] в глубь страны от Сурабаи, вылетели, чтобы атаковать транспорты. Из-за нелетной погоды четыре из них вынуждены были вернуться на базу; три других сбросили бомбы с высоты 29 000 футов при очень плохой видимости и, конечно, не попали в корабли противника{347}.

Теперь, когда японцы контролировали подступы к северной части Макассарского пролива, они имели возможность высадить крупные боевые силы и захватить Баликпапан.

Суматра, Борнео, Ява, Целебес и Тамор были не только крепостями Малайского барьера, но и звеньями цепи, которую представляли собой военно-морские силы Америки, Британии и Голландии. Объединенное командование вооруженных сил, созданное для обороны этой цепи, могло охранять лишь некоторые ее звенья.

Что касается Англии, она считала оборону Сингапура и защиту восточных входов в Индийский океан первостепенной задачей. Для США и Австралии основной опасностью было проникновение японцев в юго-восточную часть Тихого океана, а для Голландии росла непосредственная угроза потери их владений. Ява и Суматра имели большее значение для Голландии, чем Филиппины для Америки.

Для обороны Сингапура были выделены силы под командованием маршала Уэйвела. Никто не верил, что будет удержан центральный район, Борнео и Ява, так же как и оба фланга. Маршал Уэйвел уверял, что безопасность центрального района зависит от левого фланга, и приложил все усилия к тому, чтобы бросить главные морские силы союзников на эскортирование конвоев, обеспечивающих прибытие пополнения войск для обороны Сингапура. [334]

На конференции союзников в Сингапуре 18 декабря Брук-Попхэм обратил внимание на важное значение морских коммуникаций в Индийском океане, с точки зрения военных позиций Англии и на то, что будет допущена большая ошибка, если 5-е оперативное соединение контр-адмирала Глассфорда уйдет в Дарвин{348}. Адмирал Харт согласился (хотя и по другой причине), что Дарвин являлся неподходящей базой, но он настаивал на сохранении единства его соединения.

7 января адмирал Харт разделил свой флот на четыре оперативных соединения: ударное соединение адмирала Глассфорда с базой в Сурабае, патрульное авиасоединение (главным образом самолеты 10-го патрульного крыла); подводные лодки и соединение вспомогательных судов, базировавшихся в Дарвине. Это соединение оперировало к востоку от Бали.

Контр-адмирал Глассфорд подготовлял свое соединение для нападения на любой вражеский десантный отряд, о котором ему будет доложено, надеясь нанести удар по противнику до рассвета. Первый запланированный налет на Кема (Целебес) был проведен 17 января, когда разведка донесла о том, что корабли противника вышли в море. Затем ударное соединение направилось для заправки в Купангну на острове Тимор — удобное место для встречи с танкерами, базировавшимися в Дарвине, но чрезвычайно далеко от японских объектов, нахождение которых стало скоро известно.

2. Высадка войск в Баликпапане

Шесть подводных лодок Уилкса, базировавшихся в Сурабае, были посланы на разведку в воды пролива. 19 января 1942 г., близ гавани Баликапапан, американская [335] подводная лодка «Саури» обменялась опознавательными сигналами с голландской подводной лодкой типа «К» и подошла к ней на дистанцию, позволяющую вести переговоры. В тоже время подводная лодка «Пикерел» заметила в середине Макассарского пролива идущий полным ходом эсминец — это говорило о приближении противника{349}.

За 10 дней японцы укрепили свои позиции на обоих берегах северной части Борнео и смогли использовать их в качестве трамплина для нового вторжения. Адмирал Такахаси был настолько удовлетворен легкой победой на о. Таракан, что 17 января приказал адмиралу Насимура начать новую операцию. Это была операция по захвату Баликпапана, важной нефтяной базы. Согласно плану, 21-го с о. Таракан вышло 16 транспортов, эскортируемых тремя сторожевыми кораблями. В состав первого эшелона, шедшего в сопровождении двух эсминцев, входило два транспорта. В ночь на 23 января первый эшелон — главные силы японцев — были замечены подводной лодкой «Стерджен». «Стерджен» сблизилась с ними и выпустила торпеды. Командир лодки капитан-лейтенант Райт сообщил своему командованию, что два или три японских корабля взлетели в воздух{350}.

Летающие лодки «Каталина» из 10-го патрульного крыла доносили о движении японских кораблей по направлению к Баликпапану. Голландские самолеты заметили японский конвой и несколько раз атаковали его. Вечером 23 января они подожгли транспорт «Нама-мару», который вскоре пошел ко дну{351}. [336]

В 20 ч. 00 мин., через полчаса после этой воздушной атаки, отряд тральщиков противника вошел в район предполагаемой стоянки транспортов в четырех милях от берега Борнео, а в 21 ч. 30 мин. транспорты бросили якорь, и началась высадка оккупационных войск. Высадку прикрывал флагманский корабль адмирала Насимура — «Нака», девять эскадренных миноносцев 4-й бригады эсминцев, тральщики и один морской охотник. Незадолго до полуночи, в то время как высадка проходила в соответствии с планом, адмирал передислоцировал суда прикрытия, а сам с несколькими эсминцами пошел на восток, чтобы предотвратить возможную внезапную атаку военно-морских сил союзников.

Утром 26 января, когда пришло сообщение о движении неприятеля, штурмовое соединение адмирала Глассфорда стояло на якоре в заливе Купанг в голландской части острова Тимор.

Его четыре эскадренных миноносца («Форд», «Поуп», «Паррот», «Пол Джонс») и два крейсера сразу же после заправки{352} вышли в море.

«Марблхэд», имея только одну действующую турбину, шел со скоростью 15 узлов. «Бойс», пересекая пролив Сапе, 21 января ударился о подводный риф и не смог продолжать плавание. Адмирал Глассфорд приказал обоим крейсерам лечь на обратный курс и встретиться в заливе Варорада (о. Сумбава). В этот вечер он перенес свой флаг на «Марблхэд», который пополнил запасы горючего с «Бойса». Последний ушел на ремонт к южным берегам острова Ява. [337]

3. Ночные операции близ Баликпапана 24 января{353}

Командир эсминца «Джон Д. Форд», с тремя другими четырехтрубными кораблями, продолжал идти через пролив Сапе к островам Постиллон в море Флорес. Так как «Марблхэд» не мог идти вместе с эсминцами, он направился в Ломбокский пролив к востоку от Бали, затем повернул прямо на север к месту рандеву, в 90 милях южнее Баликпапана, откуда имел возможность обеспечить прикрытие отходящим миноносцам. Эсминцы прошли острова Постиллон и повернули к мысу Мандар, который находится у входа в Макассарский пролив на стороне о. Целебес. К 16 ч. 32 мин. 23 января они прошли город Макассар, оставляя его с правого борта и имея на траверзе архипелаг Спермонд. Далее эсминцы изменили курс на юг, создав впечатление, что они направились в залив Мандар. В 19 ч. 30 мин., вскоре после заката, колонна кораблей взяла курс на пролив Баликпапан, оставив в 6 милях мыс Мандар. Идя к побережью острова Борнео, офицер-связист с «Форда» принял последнее приказание адмирала Харта: «атаковать». Командир соединения Тэлбот передал мегафоном следующие тактические инструкции своим командирам: «торпедная атака»; «не вести артиллерийский огонь, пока не будут использованы торпеды»; «проявляйте инициативу и продолжайте борьбу до победного конца».

Соединение шло со скоростью 27 узлов. В 00 ч. 47 мин. 24 января впереди флагманского корабля был [338] замечен луч прожектора какого-то японского корабля, очевидно, эсминца. Чтобы избежать встречи, эсминцы в течение двух часов несколько раз меняли курс, но все же придерживались направления на Баликпапан.

Голландцы успели перед уходом уничтожить нефтяные запасы Баликпапана, в это утро они бомбардировали его с воздуха (используя самолеты старой конструкции типа «Гудзон» и «Брюстер»). В результате бомбардировок в Баликпапане вспыхнули пожары, пламя которых освещало японские транспорты и тем самым помогало эсминцам выполнить их задачу{354}.

Нелегко было определить количество и месторасположение транспортов. Их силуэты временами вырисовывались на фоне огня, а затем снова исчезали в клубах дыма от горящей нефти. Четыре американских эсминца пошли в атаку. Через 10 минут они подошли к целям на дистанцию торпедного залпа. Затем, отклонившись от прямого курса, они вышли ко второй линии транспортов, стоящих на якоре в 5 милях от входа в гавань. «Паррот» первый выпустил торпеды, но все они не попали в цель; близкое расстояние и большая скорость не позволили ему хорошо прицелиться. «Паррот» резко повернул влево и через две минуты выпустил еще 5 торпед из аппаратов правого борта в корабль, который по расчетам, находился в 1000 ярдов от него. Снова ни одного попадания. В этот момент «Форд» выстрелил в кормовую часть этого корабля, а в 2 ч. 57 мин. «Пол Джонс», шедший последним в колонне, выстрелил в его правый борт. Некоторые думали, что это эсминец, другие думали, что крейсер. В действительности же судно, которому было оказано столько внимания, был маленький тральщик №15, идущий на юг для противолодочного патруля, ему удалось уйти безнаказанно. [339]

Так как «Форд» прошел мимо стоящего на якоре конвоя, коммандер Талбот в 3 ч. 00 мин. повел свои корабли южнее для повторной атаки. Тем временем «Паррот», все еще шедший параллельно с кораблем противника, выпустил 3 торпеды в цель, находившуюся с левой стороны его носа. Через две минуты, во время поворота, с корабля увидели сильный взрыв транспорта «Суманоура-Мару», водоизмещением 3500 т{355}.

Транспорты и их эскорты пришли в замешательство. Некоторые японские старшие офицеры, решив, что их атаковали подводные лодки, отдали приказ об отражении атаки подводных лодок. Другие поняли, в чем дело, но в темноте не могли отличить своих от врагов и стреляли и в тех, и в других. Адмирал Нисимура, считавшийся одним из наименее компетентных японских старших офицеров, увел свой дивизион эскадренных миноносцев в пролив, где и маневрировал, безуспешно разыскивая несуществующие подводные лодки. Этим он оставил свои транспорты на растерзание американцам{356}.

Идя обратным курсом «Поуп» в 3 ч. 06 мин. выпустил свои последние пять торпед в транспорт. Через одну-две минуты три корабля взяли курс на юг и выпустили новую серию торпед. Одна из них попала в «Тацуками-Мару», и транспорт пошел ко дну. Теперь было потоплено два транспорта, а на эсминцах оставалось всего несколько торпед. [340]

Коммандер Талбот, считая, что его корабли слишком далеко отошли от стоящих в бухте японских кораблей, приказал своему соединению в 3 ч. 14 мин. повернуть на 90° и пошел к южной границе якорной стоянки. Спустя пять минут «Поуп» и «Паррот», идя новым курсом, выпустили пять торпед в патрульное судно №37, уверенные в том, что это эскадренный миноносец. На самом деле, это был переделанный миноносец водоизмещением 750 т. Три торпеды попали в цель, и патрульное судно №37 пошло ко дну. На фоне огня на берегу появился силуэт еще одного транспорта. «Форд» и «Пол Джонс», единственные эскадренные миноносцы, имевшие боезапас, выпустили по одной торпеде. Транспорт, идущий навстречу, повернул и прошел мимо них; «Пол Джонс» настиг его третьей торпедой и добился попадания в носовую часть. Транспорт «Куретаке-мару» взлетел на воздух и затонул. Эскадренные миноносцы повернули влево. Так как соединение шло обратным курсом, все корабли открыли огонь и выпустили оставшиеся торпеды по стоящим с обеих сторон кораблям. К этому времени противник уже вел ожесточенный обстрел. Корабли делали крутые повороты, идя в кильватер за головным, но в 3 ч. 35 мин. они разделились. Эсминец «Форд» повернул к северо-западу; «Поуп» проследовал за ним, но «Паррот» и «Пол Джонс» потеряли их из виду и стали отходить к югу самостоятельно. Таким образом, они вышли из боя; вскоре «Поуп» последовал за ними. «Форд» продолжал бой один. Не имея целей, он снова направился к берегу. В 3 ч. 46 мин. он выпустил в транспорт последнюю торпеду. Послышался взрыв, затем была видна вспышка, и корабль начал быстро крениться; но, очевидно, остался на плаву, так как в эту фазу боя у японцев не зарегистрировано потопление корабля. В тот момент когда «Форд» намеревался быстро лечь на обратный курс, чтобы не выброситься на берег, в него попал артиллерийский снаряд, [341] которым было ранено 4 матроса. На корабле начался пожар, но он вскоре был ликвидирован. Эскадренный миноносец повернул на юго-запад и обстрелял еще ряд объектов. Несколько транспортов, включая «Асахи-мару»{357} получили серьезное повреждение и возможно, что именно тогда была потоплена плавучая база «Цугару-мару».

«Форд» шел со скоростью 28 узлов и взял курс на район рандеву с «Марблхэдом». На рассвете три других эскадренных миноносца, увидев своего командира дивизиона, присоединились к нему и через несколько минут после полудня подошли к «Марблхэду».

Результаты этого ночного боя, в котором три четырехтрубных корабля ворвались на якорную стоянку хорошо освещенного конвоя и имели возможность выбирать время и дистанцию торпедной атаки по своему усмотрению, разочаровали даже наиболее оптимистически настроенных людей.

Из двенадцати транспортов было потоплено только 4, был потоплен также только один из трех сторожевых кораблей, и несколько кораблей получили повреждения{358}. О причинах, в результате которых большинство торпед не попало в цель, можно только догадываться. Вероятно, многие из них не разорвались, как это нередко бывало во время этой войны.

Возможно, что некоторые торпеды изменили курс из-за мелководья. Но все-таки если учесть, что корабли шли под покровом темноты медленным ходом и подошли к противнику на короткую дистанцию, [342] можно было ожидать более успешного проведения этой операции.

Бой у Баликпапана был первой боевой операцией надводных кораблей во время войны на Тихом океане; с 1898 г. это была первая операция, проведенная здесь военно-морским флотом США.

Тактически это была победа, но на дальнейший ход наступления японцев она не повлияла. [343]

Дальше