Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VIII.

Арьергард на Филиппинских островах (10 декабря 1941 г. — 6 мая 1942 г.)

1. Уничтожение флота авиацией (10–26 мая 1942 г.)

В состав штурмового соединения Азиатского флота (5-е оперативное соединение) под командованием контр-адмирала Глассфорда, державшего свой флаг на «Хьюстоне», входили легкий крейсер «Бойс», авиатранспорт «Лэнгли» и танкеры «Фрайнити» и «Пекос». По приказу адмирала Харта от 8 декабря 1941 г. эта группа кораблей покинула Илоило и направилась в Макассарский пролив. Для обороны Филиппинских островов было оставлено только 29 подводных лодок, а также прибрежный дозор. На эти подводные лодки возлагались большие надежды. В конце концов, подводный флот США сыграл важную роль в победе над Японией — но действия американских субмарин в первые дни войны не были успешными, так как подводные лодки не смогли даже приостановить продвижение японцев.

Вследствие того, что противник быстро захватил господство в воздухе в районе Манильского залива, Харт был вынужден [233] изменить первоначальный план ведения подводной войны с этой базы. Он отправил в море все подводные лодки в качестве патрулей и приказал им атаковать противника, где бы он ни был встречен. Три плавучие базы («Отус», «Холланд» и «Изабель» были направлены на юг, на соединение с кораблями адмирала Глассфорда.

Когда кэптэн В. Э. Дойл ушел с ними, кэптэн Д. Уилкес вступил вместо него в обязанности командира подводных лодок Азиатского флота и организовал временный штаб во главе с начальником штаба Д. Файвом. К счастью, это случилось еще до нападения японцев на Кавите{236}. «Канопус» и спасательное судно «Пиджин» были оставлены для обслуживания самого крупного самостоятельного соединения подводного флота военно-морских сил США.

Вечером 10 декабря кэптэн Хадсон (командир южно-китайского патруля), прибывший сюда утром на «Минданао», получил приказ сопровождать в безопасные воды все, могущие идти своим ходом, канонерские лодки. В 12 ч. ночи он вышел в море на лодке «Тульса» вместе с «Эшвиллом» и, встретив минные заградители «Ларк» и «Виппурвилль», проследовал к острову Таракан, а затем через Макассарский пролив к острову Ява{237}. Канонерская лодка «Минданао» была оставлена позади. Операциям подводных лодок в дальнейшем мешало отсутствие воздушной разведки. Немногие поврежденные летающие лодки PBY (четырем из которых удалось улететь) остались в Маривилес. Остальные самолеты патрульного крыла № 10 направились к югу и совершили посадку с целью заправки горючим [234] на озере Ланао (о. Минданао) и 16 декабря вылетели в Менадо на оконечности острова Целебес, где находилась плавучая база «Чайлдс». Из-за этого подводные лодки лишились единственного надежного источника информации о передвижении противника в филиппинских водах.

Базирование подводных лодок на Манилу было связано с серьезными затруднениями. Вражеские самолеты целыми днями летали над Манилой, поэтому лодки вынуждены были погружаться, а ночью находиться близ «Канопуса», который стоял на якоре в доке возле штаба и был накрыт маскировочными сетями. Запасные торпеды и оборудование были выгружены на остров Коррехидор, где помещалась одна из ремонтных мастерских флота. Ее команда работала днем и ночью, восстанавливая не только подводные лодки, но и другие небольшие суда, нуждавшиеся в ремонте; большая часть из них уже была отремонтирована. Накануне рождества «Канопус»{238} был поврежден, а в следующую ночь он вышел из залива в свой последний рейс. Многие торговые суда нашли убежище в гавани Манилы, где они служили удобными целями для японских летчиков. Во время налета 10 декабря одно из них было потоплено. На следующий день адмирал Харт созвал собрание всех капитанов судов и убедил их отправиться на юг, хотя и не имел возможности обеспечить их эскортом. Все торговые суда выполнили это указание, кроме одного, которое погибло во время воздушной атаки{239}.

19 декабря высотные бомбардировщики совершили налет на мыс Сэнгли, во время которого большая часть [236] нефтехранилищ была разрушена. К счастью, корабли адмирала Рокуэлла накануне пополнились горючим, и хранилища были пусты. Но при этом была взорвана водопроводная магистраль и выведена из строя мощная радиостанция. Это оказалось наиболее крупной потерей. Здание морского госпиталя, хорошо заметное с воздуха, несмотря на его расположение, близкое военным объектам, не было подвергнуто бомбардировке. После налета эта часть пролива была совершенно покинута. 21 декабря адмирал Рокуэлл перенес свой штаб в туннель на остров Коррехидор, оставив капитана Д. Десиза на мысе Сэнгли для разрушения военных объектов и окончательной эвакуации войск.

Еще до 19 декабря предполагалось, что в Манильский залив из Брисбена (Австралия) мог быть приведен крупный и важный конвой, но обстановка так быстро изменялась, что этот план остался невыполненным. Так была потеряна последняя надежда на подкрепление{240}.

В спешке генерал Макартур забыл сообщить адмиралу Харту о своем намерении эвакуировать Манилу в первый день Рождества, и адмирал случайно узнал об этом лишь за два дня до начала эвакуации. У него оставалось слишком мало времени для эвакуации людей, оборудования и отправки корабля «Канопус». С тяжелым чувством Харт сообщил генералу об отсутствии необходимых для подводных лодок материалов и невозможности ремонтировать их, что значительно сокращало сроки обороны Филиппинских островов{241} подводными лодками.

24 декабря на совещании флагманских офицеров адмирал Харт принял решение допустить плавание подводных лодок в Манильском заливе до пределов их [238] возможностей. Эти пределы были исчерпаны с окончанием года{242}.

Эскадренные миноносцы «Пири» и «Пиллсбери» были оставлены на Коррехидоре под командованием адмирала Рокуэлла — для оказания помощи дальнему прибрежному дозору. Несмотря на повреждения, причиненные им во время воздушного налета на Кавите, их противолодочное акустическое оборудование работало безотказно, и каждый из них имел по шесть торпед. Японские воздушные силы заставили эсминцы маневрировать до полного изнеможения. В полдень 26 декабря, после отражения атаки 45 самолетов, командиры эскадренных миноносцев донесли в штаб о том, что они вынуждены или уйти, или выброситься на берег, так как горючее было на исходе и команды переутомились. В ту же ночь адмирал Рокуэлл направил их к острову Ява на соединение с адмиралом Глассфордом. Плавание «Пиллсбери» мимо Баликпапана прошло без особых событий, но «Пири» претерпел в пути ряд неудач{243}.

Корабль вышел утром 27 декабря в залив Эйшиа на Негросе и в 10 ч. 30 мин. бросил там якорь. К вечеру он поднял якорь и вошел в канал между островами Пилас и Базилиан. На следующее утро в 8 ч. 10 мин. его заметил четырехмоторный японский разведывательный самолет. После бомбовой атаки, которую «Пири» удачно отбил, он продолжал преследовать корабль в течение всего дня. Командир «Пири» лейтенант-коммандер Д. Бермингхэм{244} пытался связаться по радио с адмиралом Глассфордом и сообщить ему об опасности, которой подвергался корабль — но радисту не удалось связаться ни с одной из радиостанций. [239]

В 14 ч. 20 мин. три более крупных бомбардировщика атаковали корабль и гонялись за ним почти два часа. Четырехтрубный корабль шел зигзагом, круто разворачиваясь на полном ходу и ловко уклоняясь от противника. Каждый из бомбардировщиков сбросил по две 500-фунтовые бомбы, атакуя на бреющем полете. Обессиленные расчеты зенитных орудий отбивали атаки, пока японский торпедоносец не спикировал со стороны левого борта корабля с высоты 50 метров, сбросив две торпеды в 500 ярдах. «Пири» круто взял вправо, и торпеды прошли мимо его носа. Через 15 секунд появился второй торпедоносец и сбросил еще две торпеды с той же высоты и дистанции. Поступило приказание положить руль вправо, корабль отвернул, и торпеды прошли в 10 ярдах от правого борта эсминца. Когда машина была застопорена, один из бомбардировщиков зашел на него с кормы. Было приказано дать «полный вперед», и раньше, чем самолет успел сбросить свой груз, машины корабля, плавающего уже двадцать первый год, развили скорость более 10 узлов. Бомба была сброшена в 100 ярдах от корабля, после чего самолеты ушли. «Пири» лег на свой курс, не имея повреждений.

Когда эсминец прошел через пролив Банка близ Кема на острове Целебес, он был замечен тремя английскими самолетами типа «Локхид». Хотя «Пири» и обменялся условными сигналами с одним из них, самолет принял «Пири» за японский эсминец, поддерживающий высадку войск в Менадо.

Один из самолетов начал пикировать. Естественно, что расчеты зенитных орудий открыли огонь, но после этого два других «Локхида» тоже вступили в бой. «Пири» сманеврировал так стремительно, что один из матросов упал за борт. Бомба, взорвавшаяся близ корабля, повредила рулевое управление. Увы, союзники бомбили лучше, чем японцы.

Следующей ночью эсминец укрылся за островом Маитэра близ Тернате, где многие матросы заболели [240] особым видом малярии. 30 декабря на одной машине корабль вышел к Амбоине, куда прибыл на следующий день. Здесь он снова пополнил свои запасы воды и топлива и направился в Дарвин, куда и прибыл 3 января 1942 г.

Авиатранспорт «Херон» совершил столь же трудный переход, сбив один японский самолет.{245}

В первый день Рождества, ровно в полдень, адмирал Харт передал все оставшиеся на Филиппинских островах корабли в распоряжение адмирала Рокуэлла. Он собирался лететь на Яву с некоторыми из членов своего штаба на трех оставшихся самолетах «Каталина», спрятанных в мангровых рощах близ Лос-Баньос. Один из них улетел в Сочельник, а два других были обнаружены противником и уничтожены. Таким образом, для эвакуации командующего Азиатским флотом и оставшихся с ним сотрудников штаба оставалась только подводная лодка «Шарк»{246}. 26 декабря в два часа ночи лодка вышла в море.

2. Военно-морской флот на полуострове Батаан (26 декабря 1941 г. — 11 марта 1942 г.)

Под командованием адмирала Рокуэлла осталось три речных канонерских лодки, три минных заградителя, два местных буксира, два пассажирских буксира, две переоборудованные яхты, две плавучие базы подводных лодок и 6 моторных торпедных катеров. Эти корабли были обязаны оказывать всестороннюю поддержку армии и вести борьбу до конца. Главной задачей была поддержка наземных операций на Батаан, главным образом, охрана прибрежных вод от возможных передвижений противника. Военно-морской флот несколько усилил оборону Батаана — чего не было [241] при обороне Малайи, так как англичане, очевидно, не имели ни одного малого судна. Радиостанция ВМФ на острове Коррехидор до конца всей кампании обслуживала растянутые коммуникации.

Плавучая база подводных лодок «Канопус» вышла из Кавите 10 декабря 1941 г. и встала в бухте Маривелес на полуострове Батаан. 29 декабря она подверглась воздушному налету. В результате разрыва бронебойной бомбы, пробившей палубу над гребным валом, в районе артиллерийского погреба произошел взрыв, но палубной и трюмной аварийным командам удалось предотвратить взрыв погреба. После ухода всех подводных лодок «Канопус» стал главной ремонтной базой для армии и небольшого флота, еще остававшегося в заливе. 5 января японцы бомбили его снова, причинив повреждение осколочной бомбой, пробившей броню, но вскоре корпус корабля опять был восстановлен. Командир судна умышленно поджег остатки товарных реклам, создав впечатление пожара. Японцы поверили, что судно гибнет, и оставили его в покое. «Канопус» каждую ночь производил срочный ремонт судов и оружия для осажденных на полуострове Батаан сил. 6 января американская армия заняла позиции по обе стороны горы Натиб на Батаане.

Генерал-майор Д. Уэйнрайт командовал 1-м филиппинским корпусом, находившимся на левом фланге. На правом фланге находился 2-й филиппинский корпус под командованием генерал-майора Д. Паркера.

К 15 января, в результате неоднократных атак противника, 2-й филиппинский корпус был отброшен к Манильскому заливу, и в линии обороны американцев образовалась брешь. 1-й филиппинский корпус все больше и больше теснили свежие силы противника, высадившиеся 16 января в порту Бинанга на северо-восточном берегу полуострова Батаан. К 26 января остатки двух корпусов отошли и заняли резервную линию обороны поперек полуострова Батаан, от Багака до Ориона. [242]

Многие утверждают, что последняя фаза обороны Батаана была бесполезной, дорогостоящей и не оказавшей никакого влияния на общую стратегию японцев. Возможно это так — но, может быть, и иначе. Ведь победа на Батаане не была достигнута так быстро, как ожидали японцы. Высшее японское командование было недовольно действиями генерала Хоммы и сменило его прибывшим из Малайи генералом Ямасита, направив сюда значительное число бомбардировщиков из Бирмы, чтобы сломить сопротивление американцев{247}.

Единственное, что могли сделать небольшие корабли и миноносцы, — это воспрепятствовать противнику обойти американцев с флангов. Тем не менее, японцы высадились в тылу американских войск на мысе Лонгаскаваян.

Во главе военно-воздушных сил на Филиппинах был оставлен подполковник Бридкет. Он сформировал морской батальон, в состав которого вошло 150 солдат (большинство из состава батальона аэродромного обслуживания), 130 матросов флота США с базы «Канопус», около 100 солдат морской пехоты и немногие уцелевшие солдаты из гарнизона военно-морской верфи Кавите. 24 января, после непродолжительной подготовки, батальон направился на побережье. Японцы двигались в глубь страны по шоссейной дороге. Морской батальон обнаружил, что противник заходит ему с тыла. Пять дней продолжались бои. Японцы ночью использовали свою обычную тактику просачивания.

На пятый день 57-й полк филиппинских стрелков, специально обученный для ведения боев в джунглях, [243] оказал помощь батальону. После трех дней, когда японцы подвергались снайперскому обстрелу филиппинцев и артиллерийскому обстрелу орудий, расположенных на Коррехидоре, они были отброшены в горы.

Ремонтные команды «Канопуса» воспользовались случаем, и все три его моторных катера преобразовались в «малые боевые корабли», на которых были установлены полевые орудия и множество пулеметов. Их команды успешно обстреляли неглубокие пещеры и даже взяли в плен нескольких японцев{248}.

Вторую высадку десанта японцы провели 23 января в тыл американских позиций на мысе Куинауан, угрожая линии Багак — Орион. Генерал Уэйнрайт мог использовать здесь лишь один батальон, который отбивал противника в течение 12 дней — но при этом состав его сократился с 600 до 212 человек. Эти японские десантные войска также нашли убежище в пещерах. Генерал обратился за помощью к флоту и просил обстрелять противника из корабельных орудий. Командующий береговой охраной выслал для этой цели канонерскую лодку. Вспомогательные силы «Канопуса» снова были привлечены для очищения пещер от противника. Четыре японских пикирующих бомбардировщика атаковали катера на обратном пути, 3 человека были убиты, а один катер прострелен во многих местах, но все три катера причалили к берегу. Теперь морской батальон Бриджета был направлен с Батаана для обороны побережья Коррехидора.

В ночь на 1 февраля противник пытался высадиться в юго-восточной части полуострова Батаан. Эта высадка была обнаружена и отражена самолетами Р-40 и торпедными катерами лейтенанта Д. Балкли. Армейские самолеты потопили пять барж, груженых войсками, а [244] торпедные катера уничтожили еще три баржи и повредили эскадренный миноносец прикрытия, атакованный торпедами{249}. Хотя эти мелкие стычки несколько задерживали японцев, это были лишь отдельные эпизоды.

Для снабжения Батаана были посланы небольшие суда из южной части архипелага. Президент Рузвельт, со своей стороны, дал генералу Макартуру полную свободу действий; он имел возможность предлагать любое вознаграждение судам, направляемым на прорыв блокады японцев. Некоторые из них пытались, но не смогли выполнить задание.

Покинуть Манилу или Батаан можно было только с помощью подводных лодок или морской авиации. Американская подводная лодка «Суордфиш» 20 февраля весь день находилась в погруженном состоянии и только на рассвете могла взять на борт президента М. Кэсона с семьей, вице-президента Осменья, пять старших офицеров и официальных лиц правительства. Они были высажены в Сан-Хосе на острове Пэнэй. «Суордфиш» немедленно вернулась в Манилу и вывезла верховного комиссара США Сейра с семьей и его штаб во Фримантл (Австралия). Подобную миссию, но уже по вывозу материальных ценностей, выполняла подводная лодка Тихоокеанского флота «Траут». 3 февраля она доставила на Коррехидор оружие и вывезла отсюда золото и ценности, чтобы японцы не смогли воспользоваться ими. 11 марта адмирал Рокуэлл, генерал Макартур, их семьи и около 15 других пассажиров, по приказу, посланному из Вашингтона{250}, покинули Лусон [245] на торпедном катере и направились к северному побережью острова Минданао, где были взяты самолетом «Летающая крепость» и доставлены в Австралию.

3. Затишье

Все американские силы на Филиппинских островах теперь находились под командованием генерала Уэйнрайта. Запасы продовольствия были распределены между армиями, а поступление их было совершенно недостаточным. Один из кораблей с запасами стоял в Себу, другой, с топливом — в Илоило, но ни один из капитанов этих судов не соглашался прорвать кольцо блокады. Было решено направить в Себу две американские подводные лодки, приказав им оставить там свои торпеды и взять 35 тонн продовольствия в Батаан. Это задание было выполнено, но обеспечивало всю армию снабжением лишь на полдня{251}.

В связи с создавшимся кризисом, 8 апреля генерал Уэйнрайт принял решение эвакуировать Батаан. Разрешение переправиться на небольшой остров Коррехидор было дано лишь морякам из Маривелеса и филиппинским скаутам; остальная часть армии была взята в плен. Эвакуация должна была быть закончена прежде, чем с рассветом прибудут бомбардировщики.

У побережья залива Маривелес матросы взорвали плавучий сухой док «Диви», в течение многих лет обслуживавший Азиатский флот, и затопили корабли, не могущие быть использованными для обороны Коррехидора. [246]

«Канопус» выбрался своим ходом на глубокую воду, где он был потоплен собственными матросами.

Коррехидор оставался в руках американцев еще 5 недель. Здесь создалась очень тяжелая обстановка. Воздушные налеты японцев и артиллерийские обстрелы из орудий, расположенных на полуострове Батаан и на противоположном берегу залива, постоянно усиливались; потери в людях росли, моральное состояние войск становилось невыносимым. Некоторые офицеры и солдаты не выдерживали такого напряжения. Многие галлюцинировали, выходили из строя, не справляясь с обязанностями. Главной опорой обороны Коррехидора являлся 4-й полк морской пехоты{252}.

В один из первых дней интенсивных бомбардировок был поврежден морской буксир «Кесуик»; он загорелся, и японцы начали его расстреливать. Но старая канонерская лодка «Минданао», идя зигзагообразным курсом, встала между «Кесуиком» и батареями, а затем открыла огонь, уничтожая одну за другой батареи противника. Затем она сманеврировала и подошла к охваченному пламенем буксиру, взяв на борт всю команду.

Это был последний бой, в котором торговые суда оказали пользу флоту. 11 апреля была потоплена канонерка «Финч» — она стояла на якоре близ скалы острова Кабалло{253}. В этот же день «Куэйл» получил три попадания, но не был выведен из строя. Тогда же было решено снять все вооружение и оборудование с части оставленных командами кораблей.

Чтобы эвакуировать старших офицеров и медсестер для пополнения штаба Макартура, 29 апреля военно-морским флотом из Дарвина на Коррехидор были высланы две летающие лодки «Каталина». Самолеты [248] прибыли в день празднования рождения императора Хирохито, когда японцы жгли фейерверки. С кораблей «Куэйл» и «Танаджер» выпустили светящиеся буи для освещения посадочной площадки. На самолеты, ушедшие лишь перед рассветом, было погружено 50 человек. У озера Ланао на острове Минданао самолеты сделали посадку. Один из них был подбит, и пассажиры, находившиеся в нем, попали в руки японцев. Другой самолет получил повреждения. Наложили пластырь, после чего достигли Австралии{254}.

Во время подготовительных работ по эвакуации имели место разногласия между командованием армии и флота Австралии — в частности, по вопросу использования подводного флота, который на тот момент являлся главной ударной силой США в южной части Тихого океана и мог бы успешнее использоваться для операций на коммуникациях противника, чем для перевозки пассажиров{255}.

Несмотря на сложную обстановку, было проведено несколько опасных рейсов. Подводная лодка Тихоокеанского флота «Наутилус» 3 мая прошла минное поле и, подойдя к Коррехидору, взяла на борт 27 пассажиров, в числе которых находились военные чины армии и флота, медперсонал и гражданские лица. Несколько матросов, ушедших на небольших шлюпках, оказались последними, покинувшими остров морским путем.

На следующее утро, 4 мая, минный заградитель «Танаджер» был обстрелян орудийным огнем из Кавите, загорелся, взорвался и затонул. «Куэйл» остался единственным морским кораблем в филиппинских водах, но и он был вынужден уйти через 2 дня.

6 мая генерал Уэйнрайт сдал противнику Коррехидор и все вооруженные силы на Филиппинских островах. Этим и закончилась кампания на Филиппинах. [249]

Дальше