Высадка войск в Малайе{232} (8–25 декабря 1941 г.)
Грубейшей ошибкой всех составителей планов в штабах союзников было убеждение в том, что Япония не сможет нанести одновременно более одного удара.
Японцы высадились одновременно на Филиппинских островах, в Гонконге, на Борнео, на Малайском полуострове и на остров Гуам.
В первый день войны японские самолеты бомбардировали Гонконг с китайской территории и установили морскую блокаду этого порта. Бесполезность Сингапура для английского флота была продемонстрирована воздушными налетами, производившимися из Сайгона и других авиабаз Индокитая.
В Тянцзине и Шанхае, городах, уже занятых японцами, американцы и англичане были интернированы, а речная канонерская лодка «Уэйк» сдалась. Японская [224] армия оккупировала Таи со стороны Индокитая и 9 декабря без сопротивления заняла Бангкок. Но наиболее серьезной операцией было вторжение десантных сил на Малаккский полуостров.
Подготовка операции была закончена японцами к началу ноября. 2 декабря днем начала операции было назначено 8-е число. До захода солнца 4 декабря 19 транспортов подняли якоря, и вышли из залива Санья на остров Хайнань. 6 декабря соединение благополучно обогнуло мыс Камао и вошло в Сиамский залив, отвлекая этим внимание противника от Бангкока. Затем оно незаметно изменило курс и направилось в Сингору, где и встало на якорь 7 декабря. Еще до рассвета следующего дня началась высадка десанта, и к 4 ч. 10 мин. был захвачен плацдарм. К полуночи 9 декабря почти все корабли были разгружены и направились в базу.
Небольшое соединение из трех кораблей совершило утром 8 внезапную атаку на Кота-Бару. Атака была отбита английскими береговыми батареями, но на следующий день корабли все же высадили войска. Остальные пять кораблей 14 декабря произвели высадку войск в Патани между Сингора и Кота-Бару. Эти три пункта находились на узком перешейке Кра на полпути к Сингапуру.
Основным ядром соединения адмирала Т. Филипса, базировавшегося в Сингапуре, являлись линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». В состав этих сил должен был входить авианосец «Индомитебл», но он сел на мель и, таким образом, крупные корабли остались без воздушного прикрытия{233}. [225]
Японцы, нанося удар в трех пунктах почти одновременно, надеялись привлечь сюда всю сухопутную авиацию британских военно-воздушных сил и тем самым оставить соединение Филипса без воздушного прикрытия. И это им удалось. Тот, кто принимает определенное решение только в момент боевых операций, обычно подвергается наибольшему риску. В начале войны адмирал Харт предполагал направить свое небольшое ударное соединение к северу от Лусона для нападения на японские коммуникации но позже решил, что игра не стоит свеч, так как противник уже овладел господством в воздухе. Адмирал Филипс решал аналогичную проблему в Малайе. Следует ли ему войти в Сиамский залив и подставить свои корабли воздушной атаке противника с баз Индокитая в надежде, что ему удастся прервать японские коммуникации с высадившимися десантными войсками противника? Он решил пойти на риск. Британские военно-воздушные силы и британская армия боролись за свою жизнь, и британский военно-морской флот не мог стоять на якоре.
Так «Принс оф Уэлс» и «Рипалс», эскортируемые эсминцами «Электра», «Экспресс», «Вэмпайр» и «Тенедос», 8 декабря в 17 ч. 35 мин. вышли из Сингапура. Адмирал Филипс, оставив начальника своего штаба на береговом командном пункте, сам вышел в море, подняв свой флаг на «Принс оф Уэлс». Вскоре после 12 часов ночи была получена радиограмма из Главного штаба о том, что британские военно-воздушные силы полностью использованы в противодесантных действиях, и адмирал не может рассчитывать на воздушное прикрытие у Сингоры. Японские тяжелые бомбардировщики уже находились в южной части Индокитая, и английское командование запросило генерала Макартура разрешить посылку «Летающих крепостей» Бреретона для проведения воздушного налета на базы этих бомбардировщиков. Филипс не знал о том, что Дальневосточные силы США находились в безвыходном положении. [228]
Японские силы вторжения уже хорошо обосновались в той части Таи, которая расположена на полуострове. Таи, или Сиам, была страной, которая сдалась противнику немедленно. В Кота-Бару (Британская Малайя) произошли ожесточенные схватки, арьергардные бои, которые велись британскими и туземными войсками. Но английские корабли опоздали японские транспорты уже возвращались на свои базы. Адмирал Филипс не знал этого и шел на север, оставляя острова Анамбас слева. 9 декабря в 6 ч. 29 мин. он получил известие о том, что эскадренный миноносец «Вэмпайр» заметил японский самолет. Не имея воздушного прикрытия, Филипс входил в радиус действия японских самолетов. Он надеялся неожиданно совершить нападение на японский конвой в Сингоре. Таким образом, он достиг района в 150 милях южнее Индокитая и 250 милях восточнее Малаккского полуострова. В 18 ч. 30 мин. погода прояснилась и были замечены три японских морских разведчика. Филипс понял, что его позиция опасна и неудобна. Он отдал приказ немедленно повернуть и быстрым ходом идти обратно в Сингапур. Если бы он не изменил своего решения, все кончилось бы благополучно. В то время как он направлялся к югу, донесения, полученные из Сингапура, рисовали ужасную картину надвигавшейся не Малайю войны. Английская армия поспешно отступала. К вечеру 9 декабря было получено сообщение о высадке морской пехоты противника в Куантане, расположенном между Кота-Бару и Сингапуром. Зная о нависшей над Сингапуром опасности, адмирал Филипс решил рискнуть своими силами и напасть на Куантан. Но донесение оказалось ложным, и его действие имело роковые последствия.
На рассвете 10 декабря в 60 милях от Куантана был замечен неопознанный самолет. Адмирал продолжал идти своим курсом, но с «Принс оф Уэлс» вылетел разведывательный самолет. Никаких признаков противника [229] не было обнаружено. Эскадренный миноносец «Экспресс» шел впереди, чтобы провести разведку гавани Куантана, она оказалась пустой, и в 8 ч. 35 мин. эсминец снова присоединился к флагманскому кораблю. Все еще не предполагая, что сведения об угрозе Сингапуру были ложными, адмирал продолжал поиски несуществовавшего противника сначала в северном, а затем в восточном направлении. 10 декабря в 10 ч. 20 мин. над «Принс оф Уэлс» появился самолет. Команда немедленно открыла огонь. Вскоре после 11 ч. корабли были атакованы девятью японскими бомбардировщиками. Над кораблями появлялось все больше и больше японских самолетов, и вскоре над ними уже было около 50 высотных бомбардировщиков и торпедоносцев. Они причинили большие повреждения обоим крупным кораблям. В 12 ч. 33 мин. «Рипалс» перевернулся; линкор «Принс оф Уэлс» потерял управление и через час затонул, перед этим сильно ударив «Экспресс». Многие из оставшихся в живых моряков были подобраны эсминцами но ни адмирала Филипса, ни командира «Принс оф Уэлс» среди них было.
Исход этого боя был воистину трагичен. Потопленные линкоры США в Перл-Харбор стояли на якоре, а гибель английских кораблей стала первым случаем, когда авиацией был потоплен свободно двигающийся линейный корабль. Сторонники «линкорной войны» потерпели поражение, а сторонники авиации ликовали, и полуистина о том, что «крупные корабли не могут противостоять колесной авиации» возвысилась до тактического принципа, который никто не рисковал опровергнуть. Так японцы уничтожили два последних линейных корабля союзников, находившиеся в водах Тихого океана к западу от Гавайских островов.
Союзные силы терпели поражения на востоке и постепенно теряли уверенность в себе. Методически и безжалостно японцы продвигались к Малаккскому полуострову. Английские, австралийские и туземные [230] войска храбро сражались но, как и в сражении за Батаан, они все больше и больше убеждались, что для них все потеряно. Их левый фланг постоянно обходили баржи с небольшими десантными отрядами противника, производившими высадку десанта в тыл, а у англичан не было даже речных канонерских лодок и торпедных катеров, как на Батаане, чтобы прекратить это передвижение.
Союзные силы энергично оказывали помощь англичанам и причиняли неприятности эшелонам вторжения в Малайю. Когда началась война, военно-морской конвой США с британскими войсками был уже в пути для обороны Сингапура{234}.
8 декабря в Сиамском заливе австралийский самолет потопил японский транспорт. Одна голландская подводная лодка 11 декабря атаковала четыре транспорта с войсками близ Паттани, но не потопила их, а затонула сама, наскочив на английскую мину. На следующий день другая голландская подводная лодка потопила небольшой транспорт у берегов Малайи. 16 декабря подводная лодка Азиатского флота «Суордфиш» потопила близ острова Хайнань грузовое судно водоизмещением 8600 т. Но ничто не могло остановить японцев. Их войска продвигались вдоль Малаккского полуострова и 19 декабря заняли Пенанг на берегу Малакского пролива.
Во второй половине декабря японцы направили значительные силы в Саравак (северо-западная часть острова Борнео, находящаяся под английским протекторатом) для захвата тамошней нефти, срочно требовавшейся им. Первая высадка была проведена 17 декабря в Мири, непосредственно в южной части пролива Бруней, куда союзные силы вернулись только после окончания войны. 2500 человек из различных родов [231] войск под прикрытием линкора, авианосца, трех крейсеров и четырех эскадренных миноносцев высадилось с двух транспортов. Небольшой англо-голландский гарнизон уничтожил все склады и отступил в южном направлении к городу Кучинг столице Саравака, где 23 декабря противник напал на них снова. После наступления темноты голландская подводная лодка К-14 проникла на якорную стоянку и торпедировала три транспорта, утопив два из них. Но этого было недостаточно, чтобы остановить неприятеля, и на следующий день Кучинг был взят{235}.
В первый день рождества японцы взяли Гонконг. Эта победа оставляла союзникам возможность использовать только две базы на Азиатском континенте к востоку от Бирмы Малайю и Сингапур, захват которых мог быть также осуществлен в ближайшем будущем.
Эти удивительные успехи японцев в Индонезии в течение первых трех недель войны были достигнуты благодаря внезапности их нападения, превосходству как в воздухе, так и на море, и весьма слабой обороне. Часто при наступлении они достигали поразительного превосходства одновременно во многих местах. [232]