Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава V.

Вторжение{205}

1. Японский план

В то время как трое союзников лихорадочно готовились к обороне, причем не зная, от чего именно им придется обороняться, значительно превосходящие [198] японские вооруженные силы{206} действовали согласно давно утвержденному и детально разработанному плану. Немногие морские офицеры союзников, подобно кэптэну Руке (командир крейсера «Хьюстон»), верили в то, что японцы смогут провести одновременно более одной наступательной операции.

3-я японская эскадра должна была захватить Филиппинские острова, Борнео и Целебес, а 2-я эскадра — осуществить вторжение на Малаккский полуостров. После того, как ими будут выполнены эти первоначальные задачи, оба отряда соединятся с победоносным Ударным соединением, действовавшим против Перл-Харбора и общими силами нанесут удар по острову Ява. 4-я эскадра вице-адмирала Иноуэ тем временем захватит острова Гуам и Уэйк. Филиппинские острова сами по себе не представляли ценности для японцев, им важно было только захватить здешние медные рудники. Филиппинские острова были важны для японцев не столько с экономической и политической точки зрения, сколько с точки зрения стратегической. В руках американцев они явились бы угрозой всем японским коммуникациям, по которым бы шла в метрополию захваченная голландская нефть. По сравнению с нападением на Перл-Харбор и мощным ударом по Малайе, вторжение на Филиппины было побочным делом. Если бы японцы смогли обезопасить острова как морскую и военно-воздушную базу, для них не имело бы значения, насколько долго их будут защищать сухопутные войска США. [199]

Японцы были заинтересованы, главным образом, в уничтожении Дальневосточных военно-воздушных сил Макартура, так как у них не имелось достаточно истребителей для поддержки своих сил вторжения{207}. Если бы можно было отвести удар военно-воздушных сил США, то японские крейсера смогли бы прикрыть десантные части, а американские военные корабли не смогли бы помешать вторжению. Едва ли можно было ожидать серьезных столкновений с кораблями слабого Азиатского флота. Тем не менее, нельзя было не принимать во внимание три крейсера, несколько старых эсминцев и значительное количество подводных лодок Азиатского флота до тех пор, пока их база не будет перенесена далеко за пределы этого района, жизненно важного для Японии.

Япония применила десантную тактику при завоевании дальневосточных территорий. Она была первой страной, которая полностью освоила технику атаки с моря{208}. Японские десантные суда были очень удачно переделаны из мелких судов торгового флота. Наиболее удачным был «тип А», длина которого составляла 19 футов и ширина 11,5 фута. Вооруженный одним или двумя 7,7-мм пулеметами, он мог развивать скорость 8–10 узлов и перевозить до 120 солдат. Он был лучше своего американского аналога LSVP (десантный корабль для перевозки войск и небольших транспортных средств).

Способ атаки Филиппинских островов вытекал из географии архипелага и дислокации оборонительных сил. Главным фактором являлась внезапность. Американские вооруженные силы были сосредоточены преимущественно в центре острова Лусон. Размеры этого острова и многочисленные островки, расположенные близ Лусона, значительно облегчали задачу проведения [200] внезапной атаки. Чтобы не обнаружить свое присутствие, японцы решили не проводить артиллерийскую подготовку и предварительную воздушную бомбардировку. Они также решили отложить стратегическую воздушную атаку американских аэродромов острова до тех пор, пока их конвой не подойдет к Лусону.

С разрешением вопроса об атаке было связано много трудностей. Истребители, базировавшиеся на островах Тайвань и Палау, не могли достигнуть американских аэродромов в Сан-Фернандо и Маниле, а палубная авиация была занята в Перл-Харборе. Таким образом, японцы были вынуждены положиться на средние бомбардировщики военно-морского флота.

Чтобы предотвратить контратаки маломощного Азиатского флота США, японцы выделили значительное количество кораблей, в задачу которых входило прикрытие десантных операций. Больше всего японцы боялись американских подводных лодок, американские же офицеры-подводники считали, что японцы могут легко обнаруживать их подводные лодки, но едва ли смогут их уничтожить{209}.

Была запланирована одновременная атака на многих направлениях. В первую очередь десантные отряды должны были захватить посадочные площадки, чтобы истребители армии сразу же смогли поддержать наземные силы. Три десантных отряда, находившиеся на острове Тайвань, были предназначены для высадки на остров Лусон, а один отряд из Палау должен был направиться на Минданао, где уже начала свою деятельность «пятая колонна» японцев. Учитывая ситуацию в воздухе, было очень важно распылить и постепенно ослабить военно-воздушные силы американцев. Главной базой высадки был намечен залив Лингаен, откуда части должны были двинуться на Манилу. Главной [202] задачей был захват Манилы и Манильского залива, который мог служить морской и сухопутной базой для проведения важных операций в южном направлении.

Если верить послевоенным показаниям японских офицеров, то 8 декабря японцы еще не были столь опытным, самонадеянным и высокомерным противником, каким считали их понесшие тяжелые потери союзники. Японцев очень беспокоил исход войны. И хотя японские силы превосходили силы Харта и Макартура, японское командование держало все свои планы в строжайшем секрете. Но его опасения были напрасны. Американские крейсера отошли к югу, не приняв боя. Большая часть американских самолетов была уничтожена на земле, а могущественный подводный флот произвел только несколько незначительных нападений на армаду десантных сил.

2. Подготовительные полеты

В 3 ч. 00 мин. дежурный офицер позвонил на квартиру адмиралу Харту и просил немедленно принять его. Через несколько минут он доложил о нападении на Перл-Харбор. Он не имел официальных сообщений, а исходил из перехваченной штабом Харта радиограммы. Эта радиограмма была передана из Перл-Харбора в Вашингтон — таким образом главнокомандующий Азиатским флотом узнал о несчастье в Перл-Харборе. Адмирал Харт немедленно написал приказ по флоту: «Японцы начали военные действия. Поступайте в соответствии с обстановкой»{210}, затем он быстро оделся, [203] позавтракал и уже к 4 часам прибыл в штаб. К этому времени туда прибыл начальник штаба флота адмирал Пернелл, который сразу же отправился сообщить о случившемся начальнику штаба генерала Макартура, генералу Сазерлэнду.

На рассвете тринадцать японских пикирующих бомбардировщиков в сопровождении девяти истребителей «Зик» (с авианосца «Рюдзе», стоявшего на якоре в Палау) совершили налет на плавучую гидроавиабазу «Уильям Б. Престон», стоявшую в заливе Давао. Один из самолетов гидроавиабазы находился в разведке, а два других были уничтожены на стоянке. Один из пикирующих бомбардировщиков противника был сбит, но его экипажу удалось спастись. «Престон» не был поврежден, он сразу же вышел в море на поиски безопасной якорной стоянки, откуда могли бы продолжаться дальнейшие разведывательные полеты.

Утром 8 декабря на острове Тайвань была нелетная погода, поэтому воздушные операции японцев были отложены. Если бы погода не изменилась к лучшему, вся операция могла быть сорвана. К этому времени военное командование в Маниле уже знало о нападении на Перл-Харбор и, несомненно, приняло соответствующие меры. Было вполне допустимо, что самолеты американской армии, которые должны были явиться объектом нападения бомбардировщиков, уже поднялись в воздух и направились на аэродромы южных островов. Было получено сообщение о том, что американские бомбардировщики предполагали совершить налет на остров Тайвань, и это очень обеспокоило японцев.

Однако плохая погода не остановила японские военно-воздушные силы: вскоре после рассвета 14 тяжелых бомбардировщиков поднялось с аэродрома Хэйто на остров Тайвань и в 9 ч. 30 мин. сбросили бомбы на военные объекты в районе Багуйо в северной части острова Лусон. В это же время 18 ночных бомбардировщиков с аэродрома Като на острове Тайвань [204] совершили налет на аэродром Тугегарао в центральной части острова Лусон{211}.

В 10 ч. 15 мин., когда адмирал Харт получил приказ о необходимости приступить к осуществлению плана, погода улучшилась, и 192 самолета 11-й авиаэскадры поднялись с острова Тайвань, взяв курс на аэродромы Кларк-филд и Николс, а несколько армейских самолетов направились для совершения налета на более близкие объекты. В налете на аэродром Кларк-филд приняли участие 34 японских истребителя и 54 бомбардировщика, а над аэродромом Николе появилось 54 бомбардировщика под эскортом 50 истребителей{212}.

В 8 ч. 30 мин. по сигналу боевой тревоги все самолеты аэродрома Кларк-филд поднялись в воздух, но уже к 10 часам был дан отбой, и все они вернулись на аэродром. Направлявшиеся с острова Тайвань японские самолеты уже сбросили свой груз на Багуйо, но об этом не было ничего известно ни на аэродроме Кларк-филд, ни в Маниле. Американские самолеты приземлились, экипажи пошли ужинать, затем механики вернулись на аэродром, чтобы подготовить машины к полетам, а офицеры собрались в штабе, чтобы разработать план разведывательных полетов на остров Тайвань. В это время второе соединение японских бомбардировщиков приближалось к аэродрому Кларк-филд с юга. Ни радары, ни наземные наблюдатели не сообщили об их приближении — в этот критический момент связь с единственной радарной станцией северного Лусона была нарушена. Когда в 12 ч. 45 мин. мощное соединение японских истребителей, пикировщиков и горизонтальных бомбардировщиков атаковало Кларк-филд и другие аэродромы в окрестностях Манилы, только два американских самолета были в [205] воздухе{213}. Этой атакой в первый же день войны было выведено из строя около одной трети американских истребителей и почти половина бомбардировщиков. Это был тяжелый удар: 12 самолетов «Летающая крепость» В-17 и 30 самолетов Р-40 были уничтожены, еще 5 самолетов В-17 получили серьезные повреждения. Японцы потеряли только 7 машин.

После этого налета можно было больше не бояться американской авиации. Численный состав Дальневосточных военно-воздушных сил США сократился до 17 бомбардировщиков и менее чем 40 истребителей. И из этого количества многие машины имели повреждения. Самолеты, прибывшие 7 декабря, сразу же после поспешной сборки приняли участие в боевых действиях — но на них невозможно было летать, так как большая партия скоростных истребителей Р-40 была доставлена на аэродром без системы охлаждения двигателя. Десять самолетов Брюстер «Буффало», направлявшихся в Таи, адмирал Харт также направил для пополнения военно-воздушных сил армии, но они были использованы только в качестве учебных машин.

Японцы намеревались также напасть и на Манилу, но погода снова испортилась, и налет был отложен. Семь самолетов 9 декабря совершили налет на аэродром Николс, но он не имел серьезных последствий. Кроме этого налета, в течение второго дня войны не случилось ничего существенного. Американские механики и солдаты батальонов аэродромного обслуживания спешно ремонтировали поврежденные [206] самолеты, все остальные готовились к отражению следующей атаки.

Вторая атака началась в полдень 10 декабря. На этот раз штаб военно-воздушных сил за 46 минут получил предупреждение о приближении с севера вражеских самолетов. На перехват было послано 20 самолетов Р-40 и 15 самолетов Р-35, но они ничего не смогли сделать — японское соединение состояло из 100 истребителей типа «Зеро»{214}, сопровождавших более пятидесяти бомбардировщиков{215}. Неприятель ожидал встретить сопротивление авианосной авиации, но этого, конечно, не случилось. Севернее Манилы соединение японских самолетов разделилось. Часть самолетов повернула на аэродромы Нильсон, Николс и лагерь Мерфи{216}, а 54 истребителя в течение двух часов барражировали на высоте 20 000 футов над Кавите (вне предела досягаемости снарядов 3-дюймовых зенитных орудий), в то время как бомбардировщики производили бомбометание. Бомбардировка была очень точной и почти все бомбы попали на территорию военно-морской верфи. С крыши здания своего штаба адмирал Харт в бессильной ярости наблюдал за уничтожением своей базы.

«Прямые попадания получили: силовая станция, здание санитарной части, управление снабжения и пакгауза, сигнальная станция, радиостанция, казармы, дом для офицеров и несколько кораблей, буксиров и барж, стоящих у стенки. Вся верфь и почти треть города Кавите были объяты пламенем, но ни одна бомба не попала в склад боеприпасов, где находилось большее количество пороха и других взрывчатых веществ»{217}.

Из-за постоянно меняющего [207] направление ветра пламя перебрасывалось с одного здания на другое, что не дало возможности спасти остатки верфи. Поздно ночью все оставшиеся в живых собрались в школе. Ранним утром следующего дня (11 декабря) руководивший спасательными работами адмирал Рокуэлл посетил верфь и доложил, что бороться с огнем невозможно.

В подводную лодку «Силайон», стоявшую рядом с «Сидрэгон» и минным тральщиком «Биттерн», попало две бомбы. «Сидрэгон» тоже был поврежден, а подводная лодка и тральщик больше не вернулись в строй действующего флота. Шкипер тендера «Риджеон» еще раньше приказал развести пары, и это позволило ему вовремя отойти от пылающей «Силайон». Но самой серьезной потерей для подводников было уничтожение 230 торпед.

В результате столкновения эсминцев «Пири» и «Пиллсбери» у первого в двух местах была сломана мачта»{218}.

Старая речная канонерская лодка «Минданао» в этот день находилась вне порта. Ею была захвачена команда японского тральщика.

В течение недели самолеты типа «Каталина» 10-го патрульного авиакрыла (командир кэптен Вагнер) проводили боевые разведывательные полеты. Машины и летчики нуждались в отдыхе. Патриотически настроенные, но неблагоразумные филиппинцы распространяли слухи о передвижении японских кораблей, которые нужно было без конца проверять. Утром 12 декабря, когда Грей, командир находившейся в Олонгапо эскадрильи, выслал все свои семь самолетов «Каталина» в разведку, было получено сообщение о том, что японские авианосцы двигаются вдоль побережья острова Лусон. Когда самолеты, израсходовав горючее, вернулись [208] из своей безуспешной разведки, все они были уничтожены в воздухе и на земле японскими истребителями типа «Зеро». Было уничтожено 26% разведывательных самолетов Азиатского флота.

Оставшимся самолетам предстояло лететь на юг и присоединиться к адмиралу Глассфорду. Кэптэну Вагнеру было приказано погрузить весь обслуживающий персонал на тендер «Чайлдс» и ночью выйти в море. Так японцы добились полного господства в воздухе над Лусоном и вокруг него. В распоряжении генерала Бреретона на Лусоне осталось только 33 истребителя, а посылать самолеты «Каталина» без прикрытия истребителей было равносильно самоубийству.

Командующий Азиатским флотом все еще рассчитывал на возвращение с юга своих ударных сил — крейсеров и эскадренных миноносцев. После того, как воздушная подготовка подойдет к концу, они могли быть использованы для задержания десантных сил противника, приближающегося к Лусону. Но теперь это стало невозможным. К 11 декабря было совершенно ясно, что флот без участия береговых самолетов не сможет предотвратить вторжение японцев на Филиппинские острова.

3. Первые высадки десантов 8 и 17 декабря

Еще задолго до того, как стали известны результаты воздушного налета 8 декабря, на рассвете этого же дня 490 человек из штурмового соединения адмирала Хиросэ высадились на острове Батан в районе пролива Баси. Это был первый шаг японцев по направлению к Маниле. Но успехи налетов на аэродром Кларк-филд исключили необходимость вести наступление на Батан, поэтому атака не была продолжена. Спустя два дня части этой штурмовой группы заняли остров Камигуин и создали там морскую авиабазу. Вице-адмирал [210] Такахаси подошел к острову со своим мощным оперативным соединением для прикрытия этой операции.

Второе острие наступления японцев было также направлено на создание передовой авиабазы в Апарри, на северном побережье Лусона. Пехотный батальон (отряд Танака) вышел из Мако близ острова Тайвань вечером 7 декабря. Соединение Апарри было одним из трех авангардных подразделений, поэтому солдаты были посажены на быстроходные корабли (скорость 12–14 узлов).

С раннего утра 8 декабря конвой сопровождало воздушное прикрытие. На рассвете 10 декабря началась высадка войск в Апарри. На берегу здесь была только одна рота 11-й американской пехотной дивизии, но на помощь защитникам Апарри пришла погода: поднялся ветер, и японские транспорты были вынуждены уйти в море и скрываться с подветренной стороны мыса Энганьо.

Высадка десанта была прервана налетом двух эскадрилий самолетов Р-40 и пяти самолетов В-17. Во время налета единственным пострадавшим оказался минный тральщик № 19, траливший фарватер{219}.

Корабли эскорта стремились уйти поскорее, они поторапливали команды транспортов и уговаривали выбросить бочки с нефтью за борт, уверяя, что они сами приплывут по течению к берегу. «Настил» для взлетных полос не был выгружен. Если бы американцы имели немного больше самолетов, они смогли бы отразить атаку японцев. Но у них не оказалось достаточных оборонительных средств, и к 13 ч. 10 декабря японцы овладели аэродромом Апарри. Этот аэродром, как и аэродром на острове Камулуниуген, расположенный в 8 километрах южнее, оказались непригодными для японских бомбардировщиков, и войска были вынуждены направиться к Тугегарао, находившемуся в 50 милях к югу от [211] Апарри. Но здесь необходимо было провести громадную работу, прежде чем аэродром мог войти в строй.

Таким образом, основные мотивы, побудившие высадить войска именно в Апарри — поддержка воздушных налетов и прикрытие главных сил — были сведены к нулю. К счастью для японцев, никаких массированных воздушных налетов не потребовалось из-за успеха первоначальных воздушных операций авиации с Формозы. Поэтому японское командование направило десант в долину Кагаян{220}, где находился один батальон 11-й пехотной дивизии.

14 декабря, спустя четыре дня после высадки десанта, подводная лодка «Сивульф» упустила возможность потопить «Санье-Мару», переделанный в гидроавианосец и обеспечивавший воздушное прикрытие во время высадки. Из четырех торпед, выпущенных «Сивульфом», только одна попала в корабль — да и та не взорвалась{221}.

Для обеспечения тыла главных сил в заливе Лингаен и обороны северных районов Лусона японцы планировали осуществить высадку десанта в Пандан, в 3-х милях юго-восточнее Вигана — столицы провинции Илокос. Второе штурмовое соединение под командованием контрадмирала Нисимура состояло из 3000–5000 человек. 10 декабря была предпринята высадка войск на остров Пандан, но в результате плохой погоды и действий американских военно-воздушных сил атака была отбита. Самолеты генерала Бреретона обстреляли флагманский корабль адмирала, потопили минный заградитель № 10 и нанесли повреждения транспортам «Оигава-Мару» и «Такао-Мару», которые вынуждены были выброситься на берег. Громадные волны мешали перегрузке людей с транспортов на десантные суда, в связи с чем соединение было вынуждено отойти в Санта, на несколько миль южнее, где на следующий день и была осуществлена высадка. [212]

11 декабря была произведена высадка войск в Легаспи на южной оконечности острова Лусон. Задачей этой операции было обеспечение обороны японского тыла от возможных воздушных налетов из района Визаяс и установление контроля над проливом Сан-Бернардино. Хотя здесь был высажен только один пехотный батальон, ввиду важного стратегического характера операции для прикрытия было выделено внушительное соединение флота под командованием контр-адмирала Такаги. Кроме того, 11 декабря два крупных минных заградителя, эскортируемые двумя эскадренными миноносцами и легким крейсером «Дзинцу», без всяких помех поставили 300 мин в проливе Сан-Бернардино и 133 мины в заливе Суригао. В заливе Сорсогон в проливе Сан-Бернардино находилась американская подводная лодка S-39. На ее попытки помешать постановке мин японцы ответили ожесточенной атакой эсминцев, и лодка ничего не могла сделать.

14 декабря пятью самолетами В-17 была предпринята атака кораблей противника, стоящих на якоре в бухте Легаспи. Три из них прорвались к цели, одному удалось повредить эскадренный миноносец, но на отходе машина была сильно повреждена японцами.

К 17 декабря на Филиппинских островах оставалось только 14 «Летающих крепостей», которые в последующие три дня перелетели в Австралию на аэродром Бэтчелор близ Дарвина. Они совершили еще один вылет в район острова Лусон{222}.

4. Линия наступления{223}

Обеспечив себе левый фланг и тыл, противник, двигаясь на Манилу, направил свой удар на залив Лингаен. [213]

Главные силы военно-морского флота Японии вышли тремя колоннами из Такао (Тайвань), Мако (Пескадорские острова) и Килун (Тайвань). На 76 транспортов были погружены две пехотных дивизии, специальное десантное оборудование и другие подразделения специального назначения. Небольшое расстояние между Формозой и Лусоном позволило японцам использовать для вторжения все транспорты и корабли, эскортировавшие десанты в Батан, Апарри и Виган. Соединение Апарри, под командованием Хара, эскортировало первую группу, соединение Виган, под командованием Нисимура, эскортировало вторую группу, и соединение Батан, под командованием Хиросэ — третью группу. В таком порядке они подошли к намеченному объекту.

19 декабря с Пескадорских островов вышло северное соединение прикрытия вице-адмирала Такахаси. Оно должно было прикрывать десантную операцию, находясь в 260 милях западнее Лусона. Вскоре к нему присоединились два линкора и три тяжелых крейсера из соединения кораблей вице-адмирала Кондо. Японцы, очевидно, боялись нападения надводных кораблей с юга — но в данное время союзники не смогли провести такую операцию.

Макартур предвидел, что следующий удар японцев будет направлен против залива Лингаен, но генерал не думал, что это случится так скоро{224}.

18 декабря в результате налета 20 одномоторных бомбардировщиков и 80 истребителей типа «Зеро» была еще более ослаблена и без того слабая оборона района Лингаен. В ночь на 21 декабря японский конвой вошел в залив и направился к устью реки Арингаи. Так как сигнальные огни не освещали вход в устье реки, передовой корабль встал на якорь только против Сент-Томаса, а весь конвой растянулся на 20 миль позади него. Теперь он был прекрасной целью для подводных лодок. В течение нескольких [214] дней американская подводная лодка «Стингрей» патрулировала в водах залива. 16 декабря кэптэн Уилкес, командир отряда подводных лодок, приказал ей выйти в район глубин в 100 морских саженей. 21 декабря лодка обнаружила противника. Донесение этой лодки было первым сообщением о начавшемся генеральном наступлении японцев. Но торпеды лодки миновали цель.

Генерал Макартур теперь обратился к адмиралу Харту за максимальной поддержкой; адмирал приказал подводным лодкам «Стингрей», «Саури», «Салмон», S-38 и S-40 атаковать корабли японцев. Когда подводные лодки вошли в залив, японские корабли находились на мелководье, что затруднило действия подводных лодок{225}. 22 декабря подводная лодка S-38 потопила переоборудованный минный заградитель «Хайо-Мару», водоизмещением 5500 тонн, как раз в тот момент, когда он намеревался поставить мины к западу от якорной стоянки кораблей. «S-38» удалось избежать гибели от разрывов глубинных бомб атаковавшего противника.

На следующий день близ Илокос подводная лодка «Сил» потопила двумя торпедами грузовое судно водоизмещением 850 тонн{226}. Плавучая гидроавиабаза «Саники-Мару» была дважды повреждена снарядами орудий береговой артиллерии{227}. Но эти потери беспокоили противника куда меньше, чем погода.

На рассвете 22 декабря 48 японских бомбардировщиков, идя под прикрытием истребителей, совершили нейтрализующий налет на командный пункт генерала Уэйнрайта — форт Стотсенбург и находящийся близ него аэродром Кларк-фидд. Американским армейским самолетам удалось обстрелять легкий японский крейсер и несколько эсминцев, которые перед высадкой десанта проводили [215] артиллерийский обстрел американских береговых укреплений. В 2 часа ночи началась посадка на десантные баржи, а на рассвете они подошли к берегу, но значительно ближе к американским позициям, чем предполагалось, и прежде чем войска успели высадиться, понесли большие потери от обстрела береговых батарей. Море продолжало бушевать, конвой вынужден был искать убежище с подветренной стороны мыса Сан-Фернандо, где и была закончена разгрузка. Большая часть хорошо натренированной и вооруженной 48-й дивизии теперь находилась на берегу и защищала правый фланг японских войск от американцев. В течение всего дня на не имевшее воздушного прикрытия десантное соединение продолжались налеты самолетов PBY и машин армейской авиации, флагманский корабль адмирала Такахаси «Асигара» и два других тяжелых крейсера в 100 милях к северо-западу от Лингаен были атакованы пятью летающими лодками «Каталина». Вскоре после этого на берегу было получено сообщение (оно было перехвачено противником) от штурмана одного из этих самолетов, утверждавшего, что он повредил и утопил линкор «Харуна» (за который был ошибочно принят «Асигара»). Но корабль не был поврежден, а самолет был сбит. Кэптэн Вагнер дал распоряжение самолетам PBY возобновить атаки; противник снова перехватил донесение и ускользнул от преследования{228}. [216]

Во время выгрузки тяжелого японского оборудования хрупкие десантные баржи с большим трудом подходили к берегу для высадки десанта; перевозка артиллерии и тяжелого оборудования была им не под силу. Прежде чем закончилась выгрузка, японским кораблям пришлось несколько раз менять место стоянки, а от первоначального плана выгрузки тяжелого вооружения севернее Сан-Фернандо японцам пришлось отказаться. В этом отношении высадка в Лингаен являлась примером того, как не следует проводить десантную операцию. Чтобы избежать одной опасности, корабли уходили во внутренний залив, где встречались с другой — американскими береговыми батареями.

48-я дивизия, занятая укреплением своих позиций в дефиле близ Росарио и лагеря № 1, чтобы предотвратить прибытие ожидавшихся подкреплений, не была в состоянии выделить достаточное количество сил, способных заставить замолчать американские орудия. В действительности не было никакой связи берега с флотом, даже сигнализация между кораблями оказалась недостаточной. Но отсутствие воздушных атак, большое превосходство сил и прибытие пехотных частей Виганского соединения поддержки привели к успеху.

В этой книге, являющейся военно-морской историей, было бы неуместно приводить описание операции японской армии после того, как она вошла в соприкосновение с 11-й и 21-й пехотной дивизиями генерала Уэйнрайта. Следует только напомнить читателю, что Филиппинская кампания 1941–42 гг. была, прежде всего, делом армии, и что вся ее история должна быть написана историками армии.

Мы должны честно сказать, что несколько кораблей и самолетов слишком малочисленного Азиатского флота были не в состоянии предотвратить высадку противника в избранных им местах — или хотя бы приостановить его победоносное продвижение. [217]

Через 12 дней после высадки в Лингаене, когда части 48-й дивизии уже двигались на юг, другая группа японских кораблей с большой частью войск 16-й пехотной дивизии вошла в залив Ламан. Теперь японцы оказались на восточном берегу остров Лусон, фактически у задних ворот Манилы. Двадцать четыре транспорта ударного соединения Ламан 17 декабря вышли из Амами-о-сима (Рюкю), под эскортом шести переделанных канонерских лодок{229}.

Контр-адмирал Кубо на легком крейсере «Нагара» с 24-м дивизионом эсминцев, которые эскортировали десантное соединение в Легаспи, пошел на север для встречи с ними, а самолеты вспомогательного авиатранспорта из 11-й бригады обеспечивали воздушное прикрытие.

В день начала десантной операции, в сочельник, канонерские лодки противника взяли ложный курс к северу, чтобы дезинформировать береговые силы обороны — но на берегу никого не было. 51-я пехотная дивизия к тому времени уже ушла из этого района. Высаженная ранее в Легаспи десантная группа объединилась с войсками, и эти силы быстро направились через гористую местность к Маниле, ведя лишь небольшие бои с арьергардами американских войск, которые не очень их задерживали.

Не рассчитывая на помощь военно-морского флота, имея большие потери в авиации и учитывая наступление противника с двух направлений на Манилу, Макартур решил, что дальнейшая оборона Манилы бесполезна. После объявления Манилы свободным городом (в надежде на то, что противник, уважая международные законы, пощадит людей и здания), Макартур оставил Манилу и 27 декабря приказал направить армию на защиту района полуострова Батаан. [218]

В южных районах Филиппинских островов противник действовал не менее активно, чем на севере. В его понятии Минданао являлся как бы первым приближением к нефтяным богатствам, лежащим в северной части остров Борнео, а это было важнее острова Лусон. Значительные силы вторжения возглавлял контр-адмирал Танака, который шел на легком крейсере «Дзинцу» с 6 эскадренными миноносцами, эскортируя транспорты, вышедшие 17 декабря с рейда Коссол в группе островов Палау. Тяжелый крейсер контр-адмирала Такаги «Нати» вместе с двумя крейсерами и авианосцами «Рюдзе» и «Читосе» составляли группу прикрытия.

Высадка десантных сил в Давао началась рано утром 20 декабря, под прикрытием авианосной авиации. Как и всюду, сопротивление было незначительным. В этот же вечер в южной части залива Таломо (Давао), японцами была организована гидроавиабаза, и безопасность вторжения была обеспечена. В течение последующих двух дней прибыли истребители 11-й авиаэскадры, после чего авианосцы были освобождены от задач прикрытия. Вечером 22 декабря 9 «Летающих крепостей» совершили налет на якорную стоянку кораблей, но в результате японцы потеряли только 2 убитыми и 3 ранеными из команд стоящих там эскадренных миноносцев.

Развивая свое дальнейшее наступление на остров Борнео, 22 декабря девять транспортов с 4000 японских солдат покинули Давао и направились в Холо (Джоло). Эскадренные миноносцы из бригады, где флагманским кораблем был «Дзинцу», эскортировали их, а самолеты с авианосцев оказывали воздушную поддержку. Рано утром 23 декабря самолет В-17 атаковал конвой, но не нанес ему никаких повреждений. Высадка началась перед рассветом в первый день Рождества. К полудню Холо был захвачен, а на следующий день там была создана база для гидросамолетов.

В течение 17 дней японцы успешно провели девять десантных операций на Филиппинских островах. [220]

Дальше