Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть II.

Филиппинские острова и окружающее их водное пространство

Эта часть, в которой основную исследовательскую работу провел лейтенант запаса ВМС США Альберт Д. Харкнес, в большой степени обязана своим появлением адмиралу Т. Харту, командующему Азиатским флотом США. Им были подготовлены «Описание действий Азиатского флота до 15 февраля 1942 г.» — в 1942 г. и «Дополнительные сведения» к этому описанию — в 1946 г. Кроме того, он уделил много времени автору, изложив всю историю своего командования с необычайной искренностью, не порицая других, но указав важные факты, которые очень помогли нам — за что автор выражает адмиралу особую благодарность. Многие другие офицеры, служившие в Азиатском флоте, прочли эти главы и внесли некоторые дополнения и коррективы; старший лейтенант запаса военно-морских сил США Генри Саломон, сверявший материал с японскими оригиналами, придал ему окончательную форму. Все даты исчисляются по восточной долготе и местному времени Филиппинских островов (минус 8 часов от Вашингтонского времени). [177]

Глава IV.

Надвигающаяся туча (1940–1941 гг.)

Главным препятствием на пути успешной обороны Филиппинских островов явилось расстояние. Такао, сильно укрепленная японская база в южной части острова Тайвань, находилась в 270 милях от Апарри — аэродрома, расположенного на севере острова Лусон, в 462 милях от Манилы. Но Манила лежит в 6200 милях от Сан-Франциско, причем путь к ней проходит мимо Японии, и в 4800 милях от Гонолулу — через Гуам. Кроме того, прямо на этих путях, в 2000 милях от Манилы, находились захваченные японцами острова. Таким образом, использовать эти линии во время войны не представлялось возможным. Географическое положение и предусмотрительная оккупация японцами Марианских, Каролинских и Маршалловых островов обрекли Филиппинские острова на изоляцию от своего законного владельца и защитника.

На Филиппинских островах создалась ненормальная политическая обстановка.

Соединенные Штаты обещали предоставить им независимость в 1945 году, и установили на островах правительство, которое не было подготовлено для обороны [178] своих территорий. Обещание и официальное предоставление независимости подавило почти все антиамериканские настроения, а экономические отношения с США были особенно улучшены. В политическом отношении жители островов, находившиеся в течение четырех столетий в подчинении западной культуры, теперь рассматривали японцев как язычников, чья пропаганда о Великой Восточной Азии стала предметом насмешек. При таких условиях существовал основной совместный план операций армии и флота, который, по сути, был разработан еще в 1921 г. Он заключался в следующем: принимая во внимание то, что первоначальные боевые действия, предпринятые японцами, будут происходить на Филиппинских островах, главный удар должны будут принять на себя оборонительный гарнизон армии США и армии Филиппинских островов. Если, несмотря на все усилия, противник не сможет быть отброшен, обе армии отойдут к полуострову Батаан, откуда будут препятствовать японскому продвижению. Главным моментом в этом военном плане было любой ценой удержать Манильский залив до тех пор, пока не прибудут военные подкрепления из США. В этой операции сдерживания противника Тихоокеанский флот США не должен был участвовать. Ему в это время следовало пересечь Тихий океан, чтобы обеспечить свободный подход подкреплений войскам и начать захват островов со стороны Манильского залива. Все морские операции во время оборонительного этапа должен вести Азиатский флот. Поскольку предполагалось, что главные военно-морские силы могли быть разбиты и частично уничтожены японским флотом, было решено направить бóльшую часть боевых единиц флота — крейсера и эскадренные миноносцы — в Индийский океан, оставив на Филиппинах лишь подводные лодки, патрульные соединения летающих лодок «Каталина» и небольшие суда для оказания помощи десантным войскам и для охраны каботажного судоходства. [179]

Генерал Дуглас Макартур считал, что относительно небольшая, но хорошо обученная армия Филиппинских островов при содействии Азиатского флота сумеет отразить вторжение японцев еще до прибытия подкреплений через Австралию. Положение, равное генералу Макарту в армии, во флоте занимал адмирал Томас Харт, который 25 июля 1939 г. заменил адмирала Ярнела на посту главнокомандующего Азиатским флотом. С 1920-х годов главной задачей Азиатского флота была защита американских интересов в Китае. Когда же опасность войны на Дальнем Востоке стала реальностью, адмирал решил перенести свою базу из Шанхая в Манилу, где он мог бы координировать действия своего флота с операциями армий Макартура и армиями союзников. Хотя Государственный департамент возражал, считая это отступлением, которое увеличит опасность японской агрессии, командующий морскими операциями предоставил решить вопрос адмиралу Харту, приказав ему остаться в Шанхае до тех пор, пока обстановка не потребует отступления. Взвесив сложившиеся обстоятельства, осенью 1940 г. Харт отбыл на флагманском корабле «Хьюстон» с большей частью небольшого флота в Манильский залив. Контр-адмирал Гласфорд и командир отряда сторожевого охранения на реке Янцзы остались в Шанхае. В июне 1941 г. адмирал Харт организовал свой штаб в Маниле.

По мнению адмирала, обстановка на Филиппинских островах была безрадостной. Представители правительства оказались совершенно неподготовленными к войне, но верховный комиссар США Сейр был вполне уверен, что ему удастся предотвратить войну.

Однако в июле 1941 г. Сейр публично признал угрожавшую опасность и, вместе с вооруженными силами, сделал все, что смог. Конференция, проведенная в главном штабе в Вашингтоне в январе — марте 1941 г., вынесла основные стратегические решения по плану войны и поручила адмиралу Харту оборону морских [180] границ на Филиппинских островах как территории внутри Дальневосточного района, вокруг которой главнокомандующий британской армией в Китае должен был вести генеральное стратегическое наступление военно-морских сил трех держав. Адмирал Харт был представлен начальником Главного штаба кэптэном Уильямом Р. Пернелом на конференции ADB в апреле в Сингапуре. Как уже известно, большая неуверенность и колебания, испытываемые союзниками относительно ситуации на Дальнем Востоке, не позволили конференции выработать определенный оперативный план совместного командования.

В военном плане («Rainbow 5», или WPL 46), официально принятом в мае 1941 г., роль Азиатского флота сводилась к поддержке армии в обороне Филиппинских островов, как бы долго она ни продолжалась. Но база флота, по усмотрению командования, могла быть перенесена в какой-либо британский или голландский порт. Какие бы силы адмирал Харт ни направил на юг, они должны были действовать под английским командованием, и тогда их задачей будет оказание поддержки британскому и голландскому флотам в обороне Малайского барьера — островов Суматра, Ява, Бали, Ламбок, Сумба, ФлоресиТимор.

В июле 1941 г. японцы заняли Индокитай — в сущности, закончив этим окружение Филиппинских островов. В ответ на это Соединенные Штаты наложили секвестр на японские активы. В связи с новыми событиями военное министерство решило увеличить сухопутные силы на Филиппинских островах до 200000 человек.

Филиппинская армия, которая 27 июля вошла в состав армии США, составляла около половины всех вооруженных сил на островах. Еще 75 000 солдат должно было прибыть из США. Тогда же, 27 июля, по приказу президента, Макартуру было присвоено звание генерал-лейтенанта, и ему было поручено командование [181] вооруженными силами США на Дальнем Востоке (так была названа его смешанная армия).

Макартур был уверен, что к началу 1942 г., когда, по его мнению, могли начаться военные действия, их количество может быть доведено до 200 000 человек. Но адмирал Харт не мог рассчитывать на пополнение военно-морского флота, и должен был обходиться своими силами.

В июле или в начале августа Генеральный штаб в Вашингтоне внес изменения в план оборонительных операций на Филиппинских островах. Вместо отхода на полуостров Батаан командование решило обороняться. Предполагалось, что, если прибудут достаточные подкрепления на остров Лусон и если здесь смогут быть сконцентрированы мощные и хорошо оснащенные воздушные силы, то появится возможность удержать архипелаг полностью — возможно, кроме островов Минданао и Палаван, и таким образом приостановить продвижение японских войск в южном направлении. Это изменение было внесено отчасти благодаря оптимизму генерала Макартура, отчасти благодаря явному успеху «Летающих крепостей», переданных по ленд-лизу британским воздушным силам для бомбардировок Германии.

Если бы армия Макартура достигла 200 000 человек и если бы прибыло достаточное количество самолетов В-17{187}, Лусон и Визайяс могли превратиться в неприступные крепости, могущие блокировать Южно-Китайское море. Эта новая концепция и явилась причиной того, что армия стремилась взвалить вину за задержку на Государственный департамент и президента. 6 октября 1941 г. военный министр сказал государственному секретарю: «Нам потребуется три месяца [184] для укрепления наших позиций»{188}. Адмирал Харт как младший участник этой оборонительной операции лишь случайно узнал о планах армейского командования, но с энтузиазмом принял участие в выполнении нового плана, выдвинутого Маршаллом и Макартуром.

27 октября он предупредил Морское министерство о том, что Азиатский флот сконцентрирует свои силы в Манильском заливе вместо отправки главных сил на юг — как то предусматривалось военным планом в случае опасности объявления войны. Харт указывал на то, что при увеличении военно-воздушного флота можно будет организовать эффективную оборону Манильского залива, что американцы не имеют морального права покидать территорию, и что вопросы совместного планирования с англичанами и голландцами совершенно не решены, так что посылка Азиатского флота на юг более чем бесполезна. Это радикальное предложение требовало немедленного ответа, но до 20 ноября адмирал ничего не получил, а полученный им, наконец, ответ министра был отрицательным. Фрэнк Нокс мог быть прав, как допускает адмирал с его обычной искренностью, но задержка в получении ответа, которого он ожидал, явилась причиной того, что Харт отказался от своего плана развертывания боевых операций в южном направлении.

В результате внезапно начавшаяся война застигла многие вспомогательные суда стоящими вдоль береговой линии в Кавите.

После получения отрицательного решения правительства 20 ноября Харт начал перемещение своего флота. 24 ноября он направил четыре эскадренных миноносца [185] и их плавучую базу «Блэк Хоук» в Баликпапан в Макассарском проливе, а легкий крейсер «Марблхэд» с четырьмя эскадренными миноносцами — в Целебесское море, к острову Таракан. Флагманский корабль Пятого маневренного соединения «Хьюстон» проследовал в Илоило, где ожидал нового командующего Ударным соединением, контр-адмирала Глассфорда, прибывшего в Манилу 5 декабря.

Прошли месяцы, пока Министерство приказало адмиралу Харту вывезти из Китая оставшиеся там войска — то есть сделать то, о чем он давно и безуспешно просил. Прежде всего он решил эвакуировать солдат корпуса морской пехоты, а затем — канонерские лодки. Два лайнера в первую очередь направились в Шанхай, чтобы взять на борт солдат 4-го полка морской пехоты и оставшихся там морских офицеров. Затем один из них, «Президент Харрисон», должен был пойти в Цинваньдао, ближайший порт, где можно было произвести погрузку солдат морской пехоты из Пекина и Тяньцзиня. Но лайнер не смог выполнить это задание вовремя. Японцы захватили его со всем личным составом морской пехоты{189}.

Четыре речных канонерских лодки остались в китайских водах. Американская лодка «Уэйк», самая маленькая из них, была оставлена в Шанхае, разоруженная и разобранная, без радиостанции, использовавшейся оставшимися в Шанхае американцами. Эта лодка была захвачена японцами 8 декабря. Из-за японской блокады канонерка «Тутнила» не могла выйти в море, поэтому она в порядке ленд-лиза была передана военно-морскому флоту Китая. «Лусон», «Оаху», «Тулье» и «Эшвилл» без всяких приключений достигли Манилы. Флагманский корабль адмирала Глассфорда — речная [186] канонерская лодка «Минданао» — стояла в Гонконге в ожидании сообщений о других кораблях в водах Южно-Китайского моря. Она вовремя подняла якорь и благополучно пришла в Манилу{190}.

Тем временем у Азиатского флота было очень много дел в Маниле. Морское и Военное министерство приказало к 15 июля заминировать Манильский залив и залив Субик-бей.

22 июля плавучий сухой док «Диви» был перебазирован из небезопасного Олонгапо и поставлен в Маривелесе.

Получив сообщение об изменениях в японо-американских отношениях, верховный комиссар Сейр созвал 27 июня совещание, на котором присутствовали генерал Макартур и адмирал Харт. Они пришли к соглашению о том, что одной из главнейших обязанностей американцев является создать у местных жителей веру в победу. У японцев было уже все готово к вторжению. 26 ноября близ берегов острова Тайвань на борту флагманского корабля вице-адмирала Такахаси «Асигара», состоялось совещание флагманских офицеров, на котором обсуждался вопрос об операции{191}.

Адмирал Харт в течение многих месяцев работал над вопросом создания воздушных оборонительных сил в районе Манильского залива. Тем же был занят генерал Бреретон, командующий военно-воздушными силами Макартура. Контрнаступление авиации казалось единственным выходом из положения. Но кто мог возглавить его, и как его следовало организовать? Первый вопрос был разрешен на основе сотрудничества; второй [187] являлся более сложным. Военно-воздушные силы были настолько быстро сформированы, что в организации их наличествовала полная неразбериха, особенно в вопросах комплектования. Трудно было проследить, к какой части был приписан тот или иной летный состав. Командующий ВВС не мог подготовиться к совместным действиям с подводными лодками или надводными кораблями, так же как не успевал готовить личный состав вновь прибывших пилотов В-17 по вопросам опознания кораблей. Наконец, лишь практически в последнюю минуту командование утвердило план совместных разведывательных операций самолетов, армии и флота.

«Летающие крепости», обладающие большой скоростью и высотой полета, были направлены для разведки двух северных секторов, соприкасающихся с островом Тайвань, в то время как самолеты «Каталина» совершали полеты у побережья Индокитая. Ни один из этих самолетов не передал никаких ценных сообщений, пока не началась война.

Вновь назначенный главнокомандующий британскими военно-морскими силами в Сингапуре вице-адмирал Филипс 5 декабря прибыл в Манилу для того, чтобы встретиться с адмиралом Хартом и генералом Макартуром. Союзники решили сохранить эту встречу втайне, чтобы японцы чего-либо не заподозрили.

Филипс, который четыре года тому назад впервые встретился здесь с генералом Ингерсоллом на англо-американской конференции начальников штабов, прибыл в Сингапур и принял командование над небольшим соединением, в состав которого входили линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». Хотя он и отвечал за оборону Сингапура, его мнение по этому вопросу совпадало с мнением адмирала Харта, который считал, что Манильский залив гораздо более удобное место для проведения операций оборонительного характера. Но было совершенно ясно, что британские военно-морские силы не смогут покинуть Сингапур, пока не будет [188] осуществлено их эффективное воздушное прикрытие. В данный момент предстояло решить вопрос о том, сколько эсминцев адмирал Харт выделит для обороны Сингапура. Адмирал согласился послать четыре — если Королевский флот добавит к этому количеству еще три эсминца, базирующиеся в Гонконге.

В момент обсуждения этого вопроса было получено сообщение о том, что крупный японский конвой, стоявший в одном из портов Индокитая, вышел в море и направился в Сиамский залив. Очевидно в это время адмиралу Филипсу не следовало быть в Маниле. Когда вечером 6 декабря Харт прощался с Филипсом, он сказал ему: «Я приказал моим эсминцам выйти из Баликпапана в Джакарту. Они к вам присоединятся»{192}.

Но когда эти корабли отправились на соединение с Филипсом, то уже не существовало ни адмирала, ни его соединения.

Состав и развертывание военно-морских сил{193}

Американские военно-морские силы (на 8 декабря 1941 г.)

В отличие от нашего обычного правила мы знакомим наших читателей с местонахождением кораблей Азиатского флота США на момент начала военных действий.

Старшие морские офицеры в Маниле на 8 декабря

Главнокомандующий Азиатским флотом США адмирал Т. С. Харт

Начальник штаба флота контр-адмирал Р. Пернел

Командир 5-го оперативного соединения контр-адмирал В. А. Глассфорд [189]

Командующий 16-м морским районом и начальник береговой пограничной охраны Филиппинских островов контр-адмирал Ф. Рокуэлл

Командир 4-го полка корпуса морской пехоты полковник С. Говард

Соединения в Манильском заливе и Олонгапо

59-й дивизион эскадренных миноносцев — капитан 3 ранга Талбот

«Поуп» лейтенант Блинн

«Пири» (в ремонте) лейтенант-коммандер Кейс

«Пиллсбери» (в ремонте) лейтенант-коммандер Паунд

«Джон Д. Форд» лейтенант Купер

Отряд подводных лодок Азиатского флота — кэптэн В. Дойл{194}

S-37 лейтенант Демпси

S-38 лейтенант Чаил

S-40 лейтенант Лакер

S-41 лейтенант Холлей

«Порпойс» лейтенант-коммандер Кэллэхэн

«Пайк» лейтенант-коммандер Нью

«Шарк» (в капитальном ремонте) лейтенант-коммандер Шейн

«Тарпон» лейтенант-коммандер Уоллэйс

«Перч» лейтенант-коммандер Харт

«Пикерель» лейтенант-коммандер Бэкон

«Пермит» лейтенант-коммандер Херст

«Салмон» лейтенант Маккинней

«Сил» лейтенант-коммандер Хард

«Скипджек» лейтенант Фримен

«Снаппер» лейтенант-коммандер Стоун

«Стингрей» лейтенант-коммандер Лэмб

«Стерджен» лейтенант-коммандер Райт

«Сарго» лейтенант-коммандер Джэкобс

«Саури» лейтенант-коммандер Бернсайд [190]

«Спирфиш» лейтенант Прайс

«Скалпин» лейтенант Чэппел

«Сэйлфиш» лейтенант-коммандер Мумма

«Суордфиш» лейтенант-коммандер Смит

«Сидрэгон» (в капитальном ремонте) лейтенант-коммандер Феролл

«Силайон» лейтенант-коммандер Воге

«Сирэйвен» лейтенант-коммандер Эйл Уорд

«Сивульф» лейтенант-коммандер Уордер

Плавучие базы подводных лодок и ремонтные суда

«Канопус» коммандер Саккэт

«Холланд» кэптэн Грегори

«Отус»{195} лейтенант-коммандер Ньюсам

Канонерские лодки (Береговой патруль) — коммандер Хеффвл

«Эшвилл» коммандер Хеффел

«Тульса» капитан-лейтенант Даниэль

«Оаху» лейтенант-коммандер Смисс

«Лусон» лейтенант-коммандер Брукэ

«Минданао»{196} лейтенант-коммандер Мак Кракэн

«Изабель» лейтенант Пейне

Гидросамолеты (10-е патрульное крыло) — кэптэн Вагнер

на плавучих базах: 26 летающих лодок, 4 одномоторных авиатранспортных гидросамолета, 1 одномоторный поплавковый самолет

Авиатранспорты

«Лэнгли» коммандер Стэмп

«Чайлдс» лейтенант-коммандер Пратт

Минные тральщики

«Ларк» лейтенант-коммандер Томсон [191]

«Виппурвилль» лейтенант-коммандер Ферритер

«Танаджер» лейтенант-коммандер Гриффин

«Куэйл» лейтенант-коммандер Моррил

«Биттерн» лейтенант Ворфилд

Плавучие базы

«Пекос» лейтенант-коммандер Абернаси

«Тринити» коммандер Хиббс

Спасательные суда и буксиры

«Пиджин» лейтенант Хейвс

«Напа» лейтенант Дейл

Гражданские суда, находящиеся под контролем ВМС

«Кесуик»

Плавучий сухой док «Диви» лейтенант Вешлер

Корабли, находящиеся в разных местах на филиппинских о-вах:

Тяжелый крейсер «Хьюстон» (флагманский корабль 5-го оперативного сочинения) — в Илоило, кэптэн Букс

Легкий крейсер «Бойс»{197} — в Себу, кэптэн Робинсон

Подводная лодка S-36 — близ залива Лингаен, лейтенант Макнайт

Подводная лодка S-39 — Сорсогонский залив, Лусон, лейтенант Коэ

Сторожевой корабль «Голд Стар» — в Малангас, коммандер Лейдман

Четыре летающих лодки, базировавшиеся на плавбазе «Уильям Б. Престон» — в Давао, капитан-лейтенант Грант Четыре гидросамолета OS2U, базировавшиеся на плавучей базе «Херон» — остров Палаван, лейтенант Каблер.

Соединения на Борнео, у острова Таракан

Легкий крейсер «Марблхэд» кэптен Робинсон

29-й дивизион эскадренных миноносцев — кэптен Уили

«Пол Джонс»{198} коммандер Хоуриган [192]

58-й дивизион эскадренных миноносцев — коммандер Бинфорд

«Стюарт» коммандер Смит

«Балмерг» коммандер Мание

«Баркер» коммандер Макглоун

«Паррот» коммандер Паркер

Корабли у острова Баликпапан

57-й дивизион эскадренных миноносцев{199} — коммандер Кроух

«Уиппл» капитан-лейтенант Карпе

«Олден» капитан-лейтенант Коли

«Джон Д. Эдвардс» капитан-лейтенант Эклис капитан-лейтенант Никс

Плавучая база «Блэк Хоук»{200} коммандер Харр

Японские военно-морские силы (на 8–15 декабря 1941 г.)

Все важные военно-морские операции японцев против Филиппинских островов были проведены 3-м флотом. Первоначально это был десантный флот с крейсером и эсминцами поддержки. 2-й флот под командованием вице-адмирала Кондо с дальней дистанции прикрывала вторжение, а несколько эсминцев из 2-го флота поддерживали атакующих. Для осуществления различных операций 3-го флота были сформированы соединения, выполнявшие специальные задания. Во время Филиппинской кампании этими соединениями были:

— главные силы эскадры,

— четыре штурмовых соединения,

— южно-филиппинский отряд поддержки,

— минно-заградительное соединение. [193]

Командующим всеми вооруженными силами вторжения был генерал-лейтенант Хомма, но в действительности до 24 декабря, когда генерал прибыл на территорию Филиппин, всеми морскими и десантными операциями командовал адмирал Такахаси.

Японские силы вторжения на Филиппинские острова Второй флот — вице-адмирал Кондо

Силы оперативного прикрытия (возглавлялись адмиралом Кондо){201}

Линкоры «Харуна» и «Конго»

Тяжелые крейсера «Такао», «Атаго», «Текай»

Возможно — восемь эсминцев из состава 1-й бригады эскадренных миноносцев

Третий флот — вице-адмирал Такахаси

Северное соединение прикрытия адмирала Такахаси

Тяжелый крейсер «Асигара»

Легкий крейсер «Майя»

Суда, переоборудованные в авиатранспорты:

«Санье-Мару»

«Сануки-Мару»

Штурмовое соединение — контр-адмирал Хиросэ (высадка на остров Батан)

Эсминцы «Ямагумо», «Тидори», Хацукари», «Манадзуру», «Томодзуру».

2 тральщика, 2 охотника за подводными лодками, 2 сторожевых корабля

Вспомогательные суда «Хайо-Мару» и «Хаятака-Мару» [194]

1-е штурмовое соединение — контр-адмирал Хара (высадка в Апарри)

Легкий крейсер «Натори»

Эсминцы «Фумидзуки», «Сацуки», «Нагацуки», «Минадзуки», «Харукадзе», «Хатакадзе»

Минные заградители № 15{202}, № 16 и № 19

6 охотников за подводными лодками

6 транспортов.

2-е штурмовое соединение — контр-адмирал Нисимуры (высадка в Вигане)

Легкий крейсер «Нака»

Эсминцы «Мурасаме», «Юдати», «Харусаме», «Самидаре», «Асагумо», «Минегумо», «Нацугумо»

Минные заградители № 7, № 8, № 9, № 10, № 17, № 19

6 сторожевых судов

5 транспортов

3-е штурмовое соединение — контр-адмирал Кубо

(высадка в Легеспи)

Легкий крейсер «Нагара»

Эсминцы «Ямакадзе», «Судзукадзе», «Кавакадзе», «Умикадзе», «Юкикадзе», «Токицукадзе»

2 тральщика

Гидроавиатранспорты «Читосе»{203} и «Мидзухо»

7 транспортов, 2 сторожевых судна, 5 малых судов

Силы поддержки контр-адмирала Такаги, базировавшиеся на Палау (высадка в Легеспи)

Легкий авианосец «Рюдзе»

Тяжелые крейсера «Нати», «Хагуро», «Мьеко»

Легкий крейсер «Дзинцу»

Эсминцы «Сиокадзе», «Куросио», «Сиасио», «Хацукадзе», «Нацусио», «Хаясио», «Амацукадзе» [195]

Соединение минных заградителей — контр-адмирал Кобаяси (на Палау)

Минные заградители «Ицукусима» и «Яеяма»

Соединение для высадки в заливе Лингаен

(48-я пехотная дивизия и приданные ей вспомогательные части)

1-я группа контр-адмирала Хара (27 транспортов) — из Такао (Тайвань). Эскортировалась, главным образом, штурмовым соединением Апарри.

2-я группа контр-адмирала Нисимура (28 транспортов) — из Мако (Пескадорские острова). Эскортировалась, главным образом, штурмовым соединением Виган.

3-я группа контр-адмирала Хиросэ (21 транспорт) — из Килун (Тайвань). Эскортировалась, главным образом, штурмовым соединением острова Батан.

Штурмовое соединение для высадки в заливе Ламан — контр-адмирал Кубо (Базировалось в Амаминосиме)

Состояло из 24 транспортов, имевших на борту 16-ю пехотную дивизию, а также 32-е базовое соединение и приданные им вспомогательные силы. Эскорт состоял из того же количества единиц, что и у 3-го штурмового соединения — с дополнением шести вспомогательных канонерских лодок (в том числе «Канко-Мару», «Кейко-Мару», «Бусо-Мару»), 6 охотников за подводными лодками и 2 тральщиков.

Южное соединение, базировавшееся в Палау

Группа прикрытия — контр-адмирал Такаги (имела тот же состав, что и силы поддержки высадки в заливе Лингаен — с добавлением авианосца «Читосе»)

Штурмовое соединение для высадки в Давао — контр-адмирал Танака

Легкий крейсер «Дзинцу»

Эсминцы «Куросио», «Оясио», «Хаясио», «Амацукадзе», «Хацукадзе», «Нацусио»

Минный заградитель «Сиратака»

14 транспортов.

Штурмовое соединение по высадке в Холо (Джоло) — контр-адмирал Танака

Авианосец «Рюдзе» [196]

Авиатранспорт «Читосе»

Легкий крейсер «Дзинцу»

4 эсминца

9 транспортов, «Рюдзе» и «Читосе».

Воздушные силы поддержки флота, базировавшиеся на остров Тайвань (вице-адмирал Цукахара, командующий 11-й авиаэскадрой)

21-я авиационная бригада — контр-адмирал Тада{204}

30 базовых ударных самолетов, «Тип 1».

54 базовых ударных самолетов, «Тип 96».

24 летающих лодки большого размера, «Тип 97».

23-я авиационная бригада — контр-адмирал Такэнака

62 боевых ударных самолета, «Тип 1»

110 истребителей авианосной авиации, «Тип 0»

13 истребителей авианосной авиации, «Тип 96».

15 сухопутных самолетов-разведчиков, «Тип 96».

Смешанные военно-воздушные силы, базировавшиеся на остров Тайвань

36 разведывательных самолетов

36 истребителей

54 легких бомбардировщиков

18 тяжелых бомбардировщиков.

4-я бригада авианосцев, базировавшаяся на Палау — контрадмирала Какутэ

Авианосец «Рюдзе» и эсминец «Сиокадзе». [197]

Дальше