Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Работа автотранспорта в маневренный период империалистической войны (1914 г.)

За исключением 200 автобусов, переданных коннице для перевозки пехотных поддержек, автосредства, полученные по мобилизации, были использованы французами для перевозки грузов. Автобусы, в частности, несли службу снабжения войск свежим мясом. Грузовики были разбиты на отделения по перевозке грузов. Ко времени Марнского сражения (сентябрь 1914 г.) французская армия имела около 20 автогрупп, перевозивших боеприпасы и продовольствие, а также раненых. Каждая армия получила автомобильные ресурсы для обслуживания своих частей. В отдельных случаях перевозились небольшие подразделения пехоты и орудия.

Планомерное использование автотранспорта не получило отражения в начальный период войны, хотя в армиях уже имелись начальники автомобильной службы. [6]

Роль последних сводилась лишь к тому, чтобы всеми возможными мерами помешать распределению автотранспортных средств мелкими группами между войсковыми соединениями и частями. Это способствовало установке правила, сводившегося к отказу от специализации машин и от закрепления их за определенной службой. Автотранспорт каждой армии постепенно превращался в средство, руководимое одним органом. Это правило прочно закрепилось во французской армии и явилось руководящим до конца войны. Разброска автотранспортных средств по службам считалась не экономной. Централизация автотранспорта и управления им создавала предпосылки для использования автомобиля в целях массовых перебросок войск. От начальников автомобильной службы армий стали поступать предложения об использовании свободных машин для перевозки мелких подразделений пехоты.

Автомобильные перевозки войск зародились, в общем, в период Марнского сражения.

К 5 сентября 1914 г. германцы, преследуя французов, вышли своими армиями на рубеж Нантей, Мо, Эперней, Верден и далее на юго-восток к швейцарской границе, имея на, правом фланге 4 рез. корпус 1 армии в районе С.-Супле, Мо в качестве заслона против Парижского укрепленного лагеря (схема 1).

В решительном сражении, завязавшемся на р. Марне, французская 6 армия получила задачу атаковать правый фланг 1 герм. армии в общем направлении на Мо (по правому берегу р. Марны) совместно с соседней к югу английской армией (схема 2). В результате боев 6 франц. армии с 4 герм. резервным корпусом французы выдвинулись на рубеж Бец, Мо, что побудило 1 герм. армию прекратить наступление своих корпусов на юг и начать перегруппировку их в район Бец, Мо, чтобы преодолеть силу флангового удара 6 франц. армии. Это повело к ряду встречных боев и критических моментов для обеих сторон в районе Бец, Мо. Усиление немцев в этом районе вызвало опасения. у французского командования за левый фланг 6 армии. Командующий 6 армией отдал 7 сентября в 17.30 приказ о сосредоточении к 4.00 8 сентября 7 франц. дивизии (4-го корпуса) с корпусной артиллерией в районе Нантей с целью усиления левого фланга армии. 13 бригаду (101 и 102 п. п.) надлежало перебросить по железной дороге, а 14 бригаду (103 и 104 п. п.) — при помощи такси г. Парижа. Еще до этого быстрое наступление германцев побудило военного губернатора г. Парижа генерала Галлиени принять подготовительные меры на случай использования такси для целей эвакуации г. Парижа. Между прочим, из 10000 парижских такси к этому времени работало лишь 3000; остальные машины бездействовали в силу призыва шоферов в ряды армии по мобилизации. В постоянном распоряжении генерала Галлиени было 250 машин с военнообязанными шоферами и около 150 парижских такси. В целях срочной переброски [7] частей 4 корпуса, которые еще находились в пути по железной дороге, ген. Галлиени отдал распоряжение мобилизовать к вечеру 6 сентября 1200 машин, считая в том числе 250 машин с военнообязанными шоферами. Первая группа в 600 такси и других разнотипных машин была направлена в ночь с 6 на 7 сентября на сборный пункт между Даммартен и Нантей, где и пробыла до 16.00 7 сентября, когда получила указание отправиться в район Виллемонбль для переброски 104 полка 14 бригады 7 дивизии.

Батальоны 104 полка выстроились вдоль автомобильной колонны. На каждое такси было назначено по 5 чел. и на многоместные машины — от 10 до 24 чел. Автосредства были разбиты на. группы по 15–20 машин во главе с офицером или унтер-офицером. Колонна двинулась по дороге Виллемонбль, Севран, Ле-Мениль, Амело, Даммартен.

В пути гражданские шоферы, не знавшие дисциплины марша, обгоняли друг друга, сталкивались, на остановках сдваивали машины на дороге, закупоривали улицы в населенных пунктах. При подходе к Даммартен колонна 104 полка встретилась с автоколонной [8] 103 полка той же бригады (500 машин), двинувшейся из Ганьи по другой дороге (через Кле Суйи). Колонна 104 п. пропустила колонну 103 п. К 2.00 8 сентября 14 бригада была высажена в районе Нантей, после чего такси были отпущены. Некоторые аварийные машины вернулись в Париж лишь через 2–3 дня. Таков был характер этой более или менее крупной переброски войск в 4000 ч. на расстояние до 50 км. Несмотря на все недостатки организации этой переброски — бесполезное выдвижение машин в район Даммартен, вызвавшее обратное движение в район посадки, полное отсутствие дисциплины марша и отсюда многочисленные аварии в пути — 14 бригада была во-время переброшена в район Нантей и уже в боях 8 сентября сыграла свою роль по усилению левого фланга 6 франц. армии.

Эта переброска получила большую известность, во-первых, по той причине, что таинственный сбор и уход такси из Парижа вызвал шумиху среди парижского населения, дополненную фантастическими рассказами шоферов по их возвращении, и во-вторых, потому, что все же это была первая автомобильная переброска войск более или менее крупного характера, приоткрывшая возможности, какими обладала Франция в виде своего автотранспорта.

В ближайший период после Марнского сражения, закончившегося поражением германцев, отходом и закреплением их армий на рубеже р. Эн, началась борьба сторон за охват наружных западных флангов, вылившаяся в так называемый «бег к морю» (схема 1). Переброска войск с востока на запад и частично извнутри воюющих стран последовательно в район Соммы, Амьена, Арраса и т. д., пока фланги сторон не уперлись в море, совершалась, в частности, при помощи автомобильного транспорта.

В конце октября уже был отмечен пример последовательной переброски пехоты двух дивизий из района Жоншери в в район Суассон на расстояние около 40 км. В силу отсутствия автомобильного резерва пришлось взять автосредства из разных армий и предварительно сосредоточить их на сборном пункте в районе Шатийон-сюр-Марн в 20 км от пункта посадки (Жоншери). Батальоны грузились поочередно на одной и той же посадочной площадке. Дисциплина марша была слабой.

Возраставшая потребность в автомобильных перебросках в период «бега к морю» вызвала усиление автотранспортных средств французской армии и создание первой автомобильной группировки из трех групп. Усиленная армейскими автосредствами до 7–8 групп, эта группировка перебросила пехоту территориальной дивизии из района Амьена в район Арраса (50 км), а затем — 26000 англичан по 5 смежным дорогам из района Эдена в район Бетюна, выполнив эту перевозку в 36 ч. (45 км).

В общем, уже к концу сентября 1914 г. автотранспорт перевез [9] до 100000 ч. войск. Переброски выполнялись попрежнему в условиях отсутствия порядка при посадке, высадке и в пути, что нередко вызывало опоздание прибытия колонн. Автомобильные колонны сталкивались на тех же дорогах с войсковыми походными колоннами и обозами, а также перекрещивались с ними; автотранспорт не был обеспечен регулярным снабжением горючим и т. п. Однако, в процессе этой работы закладывались основы будущей автомобильной службы. Оформилось «управление автомобильной службы армий», подчиненное начальнику тыла. Оно должно было руководить работой всех автомобильных средств французской армии. 15 октября была утверждена временная инструкция автомобильных перевозок, указывавшая, в частности, на то, что автотранспорт, наряду с железными дорогами, является мощным средством по обеспечению сосредоточения армии для сражения. Таким образом автотранспорт становился оперативным средством. Установилась практика объединять автомобильные средства, предназначавшиеся для той или иной переброски войск, под командованием одного лица, которое отвечало за погрузку и выгрузку и порядок организации марша. Опыт перевозок в период «бега к морю» выдвинул мысль о необходимости охранять дороги, чтобы не происходило задержек движения из-за появления на дорогах обозов, пехотных колонн и т. п., что означало зарождение идеи создания автомобильных комиссий регулирования. Эти идеи осуществились значительно позже, но уже во время «бега к морю» войсковое командование часто отдавало распоряжение о том, чтобы та или иная дорога предоставлялась в исключительное пользование автотранспорта. Но эти распоряжения обычно не доходили до отдельных повозок и войсковых подразделений, которые, поэтому, вклинивались на дороги, отведенные для автотранспорта и вызвали задержки движения. Так возникла необходимость службы охраны всей дороги и непрерывного наблюдения за движением средствами самой автомобильной службы.

Управление автомобильной службы армий, сознавая, что работа автотранспорта не может быть устойчивой, если он, прежде всего, не обеспечен запасными частями, приняло меры к регулярному снабжению машин запасными частями через армейские автомобильные парки, ставшие органами ремонта и восстановления. Был создан центральный автомобильный склад. В целях увеличения автомобильных средств были сданы заказы на новую материальную часть на своих заводах и было приступлено к закупкам машин за границей.

Таким образом в период Марнского сражения и «бега к морю» было понято значение автотранспорта для массовых перебросок войск, а также зародились основные идеи организации [10] и тактики автомобильной службы. Выполненные же в этот период переброски войск были беспорядочными с точки зрения их организации и дисциплины марша, хотя, в общем, и осуществлялись в срок.

Дальше