Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Автомобильная служба к началу империалистической войны 1914–18 гг.

Свыше 100 лет потребовалось на то, чтобы от парового двигателя Джемса Уатта (1765 г.) притти к изобретению двигателя внутреннего сгорания (1877 г.). Это изобретение явилось исходной данной для разрешения проблемы автомобиля, как самодвижущейся повозки. Первый автомобиль появился в 1886 г. Резиновая шина была создана в 1897 г. Легкость, относительная быстроходность и дешевизна автомобиля обеспечили ему быстрое и широкое распространение. Начался бурный рост автомобильной промышленности. В 1895 г. САСШ имели всего лишь 4 легковых автомобиля, а в 1910 г. они насчитывали уже 468.000 машин, из них 10.000 грузовиков. К 1914 г. количество машин в САСШ возросло до 2 миллионов, в числе которых было свыше 50.000 грузовиков. Рост автомобильного производства в других крупных капиталистических странах шел также весьма быстро, хотя и не таким темпом, как в САСШ. Несколько позже началось и массовое производство мотоциклов и тракторов. В общем, к началу империалистической войны Франция и Англия имели, приблизительно, по 100.000 машин, Германия — около 65.000 автомобилей и 20.000 мотоциклов, САСШ — около 2 миллионов автомобилей, 150.000 мотоциклов и 40.000 тракторов, причем, наряду с колесным трактором, был уже и гусеничный трактор.

Такое развитие автотранспорта должно было немедленно найти применение и для военных целей. Действительно, мотор стал вскоре преобразующим фактором в военном деле. Моторная тяга, по сравнению с конной, показала значительные преимущества в отношении скорости, удобоуправляемости, выносливости, увеличения радиуса действия, грузоподъемности и силы тяги. Автомобиль прежде всего был использован для замены громоздких и неуклюжих тылов крупных войсковых соединений. Заменив в корпусных звеньях конную тягу, Франция на 20 своих корпусах могла получить экономию в 40.000 чел., 70.000 лошадей и 21.000 повозок. Стал устанавливаться взгляд, что во всех случаях, когда нужна быстрая переброска войск, следует пользоваться автотранспортом. [4]

В целях поощрения строительства автомобилей, годных для военных целей, правительства империалистических государств установили субсидии для промышленников. Были созданы небольшие кадровые автомобильные части. Основы автомобильной службы были зафиксированы в специальных наставлениях. В частности, французы в 1913 г. издали «Временное наставление по использованию автомобилей в армии». Это наставление рассматривало автомобильные войска, как самостоятельный род войск, находившийся в распоряжении главного командования. В случае войны транспортные средства предполагалось распределить между армиями; частично они предназначались для обслуживания общего войскового резерва и для усиления армейских средств. Распределение автомобильных средств между войсковыми соединениями считалось невыгодным и рекомендовалось организовывать обслуживание их централизованно. Мобилизационные планы предусматривали развертывание армейских автотранспортных средств путем мобилизации гражданских машин. Так, Германия намечала сформировать по мобилизации автотранспортные, санитарные и этапные колонны для 7 армий и резерва, автоколонны для кавалерийских дивизий и егерских батальонов, всего 114 разных автомобильных формаций в составе 4000 машин, 200 офицеров и 8000 солдат.

Таким образом нужно считать, что непосредственно перед империалистической войной было осознано значение автомобиля для армии; начали формироваться идеи моторизации армий. Автотранспорт считалось полезным использовать для быстрых перевозок людей и пулеметов (временная моторизация), в армейских службах и парках. Французы предполагали создать особые отряды бойцов (батальоны) на автомобилях, которые можно было бы использовать для целей дальней разведки таким же образом, как и кавалерийские дивизии. Эти отряды можно было также сосредоточить во время боя на нужном направлении для нанесения противнику быстрых и сильных ударов. Это свидетельствует о зарождении еще до империалистической войны идеи организации моторизованных частей, т. е. таких формаций, которые имели бы машины в своем постоянном пользовании для целей передвижения.

Однако ни бурное развитие автомобильной промышленности перед империалистической войной, ни наличие общих разработок по использованию автотранспорта для военных целей не меняют того положения, что армии всех стран не дооценивали значения автомобиля и вышли на войну, не использовав наличных автотранспортных средств. В предвоенный период не было и речи о крупных автомобильных перевозках войск. Накануне объявления войны в рядах французской армии было всего лишь 170 машин, а в английской — 80 грузовиков, несколько тракторов и около 15 мотоциклов; немногим отличалось положение и германской армии. [5]

По мобилизации французская армия получила 1049 автобусов, 2500 легковых машин и 6000 грузовиков. Около 200 автобусов было передано в распоряжение конницы для перевозки пехотных поддержек (впоследствии эти автобусы были отобраны у конницы). Остальные автобусы и грузовики были использованы для перевозки грузов. Английская армия была усилена 1141 грузовиком и трактором, 213 легковыми и полугрузовыми машинами и 131 мотоциклом. Германцы отмобилизовали 3500 грузовиков. В общем, армии империалистов получили по мобилизации от 35 до 60% наличных грузовиков при общем охвате мобилизацией от 8,5 до 14% наличного автомобильного парка, что вскоре оказалось явно недостаточным. В особенности тяжелым было положение в отношении грузовых машин, так как строительство предвоенного периода ширилось, главным образом, по линии легковых автомобилей, и на долю грузовиков приходилось к началу войны не более 15% наличных машин.

Ни одно из государств перед войной не представляло себе тех широких возможностей, которые мог дать автомобиль в отношении массовых перебросок войск и грузов, и потому не обеспечило ни соответствующего строительства грузовых машин, ни максимального привлечения автотранспорта для целей войны. Не был учтен также характер развития автомобильной промышленности на случай затяжной войны, и не были предусмотрены возможности широких закупок машин за границей. А между тем уже в первые месяцы войны выявилась необходимость массового применения автотранспортных средств. Автомобильные перевозки получили наибольший размах во французской армии, на опыте которой и будет, в основном, базироваться наше дальнейшее изложение.

Дальше