Содержание
«Военная Литература»
Военная история

От издательства

Многие дивизии в годы гражданской войны геройски защищали рабочий Урал и принесли ему освобождение от белогвардейцев и интервентов. Среди них особую славу в то суровое время снискала 29-я стрелковая дивизия. Ее бойцы дрались с белочехами и колчаковцами на самых решающих участках Восточного фронта — под Нижним Тагилом и Пермью, за Глазовом и Ялуторовском.

То были сражения не только за крупные города и заводские поселки. Красные воины 29-й выдержали великую битву на рельсах. Их боевой путь был неразрывно связан со стальными магистралями Урала, что и потребовало от командования сразу же позаботиться о создании боевой железнодорожной группы.

Днем ее рождения стало 1 сентября 1918 года. Тогда в 3-й армии Восточного фронта появилась новая войсковая единица, получившая наименование Первого Уральского коммунистического железнодорожного батальона. Это подразделение положило начало формированию в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии нового вида войск — железнодорожных.

Красноармейцы батальона водили на линию огня бронепоезда, смелыми действиями замедляли наступление [4] противника на запад, а нередко и сами с винтовками в руках отражали его атаки.

В дни могучего контрнаступления Восточного фронта бойцы коммунистического железнодорожного батальона восстановили сотни километров железнодорожного пути, навели десятки мостов и переправ, наладили связь...

Год затратили белогвардейцы на то, чтобы пройти от Тюмени и Кургана к Глазову. Обратный же путь совершили в шесть раз быстрее. Всего два месяца понадобилось красным полкам и дивизиям для того, чтобы отбросить врага от берегов Вятки в зауральские степи. Такие темпы продвижения были достигнуты во многом благодаря геройскому, самоотверженному труду красноармейцев-железнодорожников.

Им, бойцам и командирам Первого Уральского коммунистического железнодорожного батальона, и посвящен документальный очерк «Бронепоезд проходит Балезино».

Автор его, Павел Спиридонович Михалев, — заслуженный ветеран железнодорожного транспорта. Свой трудовой путь он начал с должности телеграфиста станции Кизел. Спустя три года П. С. Михалев, будучи делегатом районного участкового съезда железнодорожных депутатов, избирается членом президиума Кизеловского железнодорожного исполнительного комитета. Тогда же, в апреле 1918 года, девятнадцатилетний юноша вступает в ряды Российской Коммунистической партии большевиков.

В дни декабрьского отступления П. С. Михалев становится помощником командира железнодорожного отряда и обеспечивает эвакуацию в район Глазова запасных частей и другого ценного имущества Усольского паровозного депо. 15 марта 1919 года он добровольцем вступает в Первый Уральский коммунистический железнодорожный [5] батальон, работает комиссаром телеграфа станции Балезино, а затем избирается ответственным секретарем батальонного партийного коллектива.

Почти полвека отдал Павел Спиридонович труду на железных дорогах Урала. Его боевые и трудовые заслуги отмечены орденами Ленина, «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР».

Документальный очерк «Бронепоезд проходит Балезино» открывает широкому кругу читателей малоизвестные страницы истории гражданской войны на Урале, знакомит с новыми героями легендарной армии бойцов первого призыва. [6]

Дальше