Вместо послесловия
Американская гражданская война не была морской войной в общепринятом смысле этого термина. Операции флотов воюющих сторон не оказали определяющего влияния на исход конфликта. Юг был сломлен поражениями под Геттисбергом, Виксбергом и Чаттанугой и, что называется, загнан в гроб операциями Гранта на Востоке и маршем Шермана к морю. Федеральный же флот установленной им морской блокадой и захватом нескольких портов Конфедерации сыграл второстепенную роль по сравнению с победоносной сухопутной армией Союза. Значение маленького флота южан в военные действия было еще скромнее. Даже если бы в ходе войны ему удалось добиться более ощутимых результатов, он все равно не смог бы уберечь мятежные штаты от разгрома.
Однако в отличие от тактики и стратегии сухопутной армии именно гражданская война на море вызвала наибольшее внимание и интерес со стороны иностранцев, именно она внесла серьезный вклад в развитие военно-морского искусства и техники. Причина этого парадокса, впрочем, совершенно понятна. В ходе морской войны как северяне, так и южане применили много новинок, польза от которых была настолько очевидной, что не оценить их было невозможно.
Среди чинов флотского командования ведущих морских держав мира имелось немало дальновидных профессионалов, и Европа охотно воспользовалась американским опытом. [588]
В первую очередь заимствования касались броненосных кораблей. Наглядно продемонстрировав свое превосходство над деревянным флотом в бою у Хемптон Роудс, броненосцы заявили на весь мир, что именно они будущее военного кораблестроения, и это заявление было услышано.
Прошло всего десять лет, и бронированные корабли стали основой военно-морских сил Англии, Франции, России, Германии, Японии, Соединенных Штатов и всех других государств, претендовавших на морское могущество. Одновременно броневая защита военных кораблей предъявила новые требования к морской артиллерии (полная беспомощность дульнозарядных пушек старого образца против обшивки первых броненосцев стала очевидной еще во время боя у Хемптон Роудс) и стимулировало развитие этого типа вооружений.
Вращающаяся орудийная башня, столь удачно примененная на «Мониторе», также революционизировала морскую тактику. Прежние сражения построенных в линии эскадр, когда боевые корабли норовили повернуться друг к другу бортом, максимально используя мощь бортового залпа, канули в лету. Теперь морской бой развивался по совершенно иным правилам, и весь предыдущий опыт Абу-Кира, Трафальгара и Наварина оказался безнадежно устаревшим.
Сам по себе «Монитор» дал толчок к появлению и развитию целого класса военных кораблей. Показав свою несостоятельность как океанское судно, он оказался зато чрезвычайно эффективным для патрулирования рек и заливов, и со времен гражданской войны по сей день основу всех речных флотилий составляют именно мониторы (имя грозного броненосца северян стало нарицательным).
Все флоты мира обратили пристальное внимание и на шестовые мины (или «торпеды», как их называли американские моряки времен гражданской войны). Появился новый класс боевых кораблей их носителей: минные катера и миноноски. Очень быстро шестовые мины были заменены метательными, а на смену последним пришли самодвижущиеся мины «настоящие торпеды». Достаточно сказать, что первая самодвижущаяся мина И. Лупписа Р. Уайтхеда прошла испытания в 1866 году, а первое боевое применение [589] ее произошло в январе 1878 года, когда русский минный катер потопил на рейде Батума турецкую канонерку «Интибах».
Примитивная подводная лодка «Ханли» сказала не менее важное слово в морской войне. Разумеется, идея подводных военных аппаратов приходила в голову изобретателям и конструкторам задолго до войны Севера и Юга (достаточно вспомнить «Черепаху» Бушнелла 1776 года), но только в 1864 году впервые удалось успешно применить такой аппарат. Потопление «Хьсатоника» стало провозвестником будущей революции в морской стратегии и тактике. Напомним, что в 1917 году немцы своей неограниченной подводной войной едва не поставили на колени «владычицу морей» Великобританию.
Полезными были и некоторые аспекты морской стратегии. В первую очередь это относится к операциям коммерческих рейдеров, которые так своевременно сменили запрещенных в 1856 году каперов. Крейсера оказались действенным оружием государств, не обладавших достаточной мощью для завоевания господства над морем, и в Европе очень скоро это поняли. Опытом Конфедерации воспользовалась Германия, сделавшая ставку на коммерческих рейдеров. Во время обеих мировых войн немецкие крейсера, а их роль играли и боевые корабли, и переделанные в крейсера торговцы (даже парусники), наводнили все торговые морские пути, нанося чувствительный урон коммерческому судоходству противника. Впрочем, как и в случае с Конфедерацией, рейдеры все же не смогли принести Германии победу.
Таким образом, как на суше, так и на море гражданская война явилась важным этапом в развитии военного искусства. Она знаменовала собой переход от старых стратегии и тактики к новым формам и концепциям. И, если на полях сражений под Фредериксбергом и Колд-Харбором были похоронены блеск и слава наполеоновской эпохи, то у Хемптон Роудс и в заливе Мобайл на дно отправилась краса и гордость эпохи адмирала Нельсона.
Им на смену шла новая эпоха эпоха бронированных паровых кораблей, морских мин, торпед и тотальной подводной войны. Провозвестником этого времени и стала гражданская война в США. [590]