Пришли в полк
1
В те же дни прибыла в полк Марина Чечнева летчик-инструктор Центрального аэроклуба имени Чкалова. Она родилась в селе Протасове, недалеко от города Малоархангельска. Отец ее, Павел Кириллович, работал на заводе в Москве и в Протасове приезжал только в отпуск. В эти дни отец гулял с дочерью в лесу, вечерами рассказывал ей о гражданской войне, рисовал, вырезал забавные игрушки.
В начальной школе Марина училась отлично, каждый год получала похвальные грамоты и премии. Сделав уроки, Марина старалась помочь матери в ее домашних делах, а вечером занималась с отстающими одноклассниками или выполняла пионерские поручения.
В 1935 году, когда Марине исполнилось двенадцать лет, отец взял ее в Москву, где она поступила в школу. Ей все давалось легко; она одинаково любила и литературу, и историю, и математику, и физику.
В это время вся страна с тревогой следила за судьбой челюскинцев. Героический перелет летчиков Громова, Чкалова, Белякова, Байдукова и других обсуждался на общешкольном сборе. Пионеры восхищались мужеством летчиков. Им казалось, что эти люди особенные, не такие, как все. Многие школьники в этот день твердо решили, что они обязательно будут летчиками. В их числе была и Марина. Она усердно стала посещать авиамодельный кружок, организованный в школе, и своими руками сделала несколько удачных моделей.
В 1938 году школьники узнали о дальнем перелете Расковой, Осипенко и Гризодубовой. «Раз у нас есть летчицы-герои, я тоже буду такой, как они», решила Марина.
Осенью 1938 года невысокая, коротко подстриженная девушка вошла в кабинет начальника аэроклуба Ленинградского района Москвы и несколько смущенно спросила: [53]
К вам можно поступить... в летную школу?
Можно, но пионеров мы не принимаем, улыбаясь, ответил начальник.
Марина покраснела, машинально поправила свой красный пионерский галстук и обиженно сказала:
Что вы! Да я уже два года в комсомоле, а красный галстук ношу потому, что я старший пионервожатый в сто сорок четвертой школе Ленинградского района.
А сколько вам лет?
Скоро семнадцать.
Вот видите, все равно не подходите. Мы принимаем только тех, кому уже исполнилось семнадцать лет!
Марина знала об этом и заранее подготовилась к обороне, надумала целый ряд «смягчающих вину обстоятельств».
Больше часа она убеждала начальника аэроклуба. Ее настойчивость и молодой задор подействовали: в виде исключения она была принята на курсы пилотов.
Марине пришлось удлинить свой рабочий день: с утра она занималась в школе, затем готовила уроки, помогала по хозяйству дома и вечером занималась в аэроклубе.
Вначале ей было нелегко. Такие дисциплины, как теория полета, аэродинамика, мотор, самолет, усваивались с трудом, но Марине очень помогло то, что математику она знала неплохо.
Теоретическая подготовка курсантов была возложена на начальника учебно-летного дела Мартынова опытного летчика, педагога и методиста. Он добивался того, чтобы каждый курсант разбирался в сложных вопросах теории, и, не считаясь со временем, с каждым занимался в отдельности. Поэтому неуспевающих в аэроклубе не было.
Наступила пора экзаменов и в школе и в аэроклубе. В аэроклубе Марина сдала все экзамены на «отлично» и получила право приступить к тренировочным полетам.
И вот в один из весенних дней курсанты выехали на станцию Набережную, где находился аэродром. Здесь курсантов разбили по группам. Марина попала в группу инструктора-летчика Михаила Павловича Дужнова.
Курсанты построились у самолета. Инструктор назначил Марину первой к полетам.
Ознакомительный полет заключался в том, чтобы научить курсантов разбираться в ориентирах, расположенных в районе аэродрома, а также знакомиться с площадками для вынужденных посадок. Но Марина с трудом заставила себя прислушаться к вопросам инструктора. Ей хотелось петь, кричать от радости. Первый полет! Ведь он не забывается всю жизнь.
Начались обычные практические занятия на аэродроме. Каждое воскресенье [54] Марина спешила на вокзал, чтобы успеть на занятия. Приближался день ее первого самостоятельного вылета, без инструктора.
И этот день наконец наступил...
Было теплое раннее утро. Глаза курсантов блестели от возбуждения. Сначала Марина сделала пробный вылет с командиром звена Мацневым. Она очень волновалась, так как Мацнев довольно часто в процессе учебы в аэроклубе убеждал ее после десятилетки пойти в институт и стать инженером. «Будет придираться и не допустит!» со страхом думала Марина.
Совершив два полета по кругу, Мацнев приземлил самолет, вылез из кабины и отправился докладывать командиру отряда.
Марина сидела в кабине ни жива ни мертва. Через несколько минут она увидела идущего к самолету инструктора Дужнова. Он улыбнулся Марине, что-то сказал курсантам, которые немедленно подхватили мешок с песком и направились с ним к самолету. Марина вздохнула с облегчением самостоятельный вылет разрешен.
Ну как, Чечнева, справитесь? спросил ее Дужнов.
Справлюсь, Михаил Павлович.
Ну так, ни пуха ни пера! Дать старт!
...В первые минуты Марине казалось, что инструктор рядом с ней, она даже обернулась, но кабина была пуста. Чечнева выполнила маршрут по кругу, зашла на посадку и очень спокойно зарулила, хотя внутри у нее все трепетало. К ней подошел Дужнов:
Хорошо, Чечнева! Очень хорошо. Еще один полет.
В этот день Марина по-настоящему почувствовала себя счастливой. Исполнилась наконец ее мечта стать летчиком.
После первого самостоятельного полета начались тренировки по программе, которую необходимо пройти с тем, чтобы получить звание пилота.
Марина успешно выполняла все задания. Вначале она отрабатывала элементы полета по кругу, пилотаж в зоне, затем виражи, перевороты, штопор, спираль, змейки, восьмерки, петли и т. д.
Начался учебный год в школе, до окончания которой оставался год. Марине пришлось засесть за учебники, и прерывая занятий в аэроклубе.
Окончание средней школы у Марины совпало с днем окончания учебы в аэроклубе. После сдачи комиссии летной практики Марине Чечневой было присвоено звание пилота.
Отец хотел, чтобы она пошла учиться в институт. Ему, рабочему, хотелось, чтобы его единственная дочь имела высшее образование.
Выбери для себя такой путь, чтобы никогда не жалела, чтобы была довольна своей профессией, чтобы отдавала всю себя любимому делу, сказал он Марине. Но всегда учись и смотри в будущее.
Однако Марина сумела настоять на том, чтобы остаться летчицей. Молодая летчица давно мечтала встретиться с Героем Советского [55] Союза Мариной Михайловной Расковой и поделиться с ней своими мыслями, планами, попросить совета, где продолжать свое образование: в военной школе или в школе Гражданского воздушного флота.
Марина узнала телефон Расковой и позвонила ей на квартиру. Это было в ноябре 1939 года.
С волнением она услышала спокойный голос Марины Михайловны. Раскова, узнав в чем дело, тут же пригласила ее к себе домой. Марина бегом помчалась к дому, где жила Раскова, и, волнуясь, постучала в дверь с медной табличкой.
«Марина Михайловна попросила меня пройти в свой кабинет, и между нами началась дружеская беседа, вспоминает Чечнева. Передо мной сидела красивая женщина не в военном мундире, а в скромном домашнем платье, внимательная и ласковая.
Я очень растерялась и стала бессвязно рассказывать о том, что учусь в аэроклубе, хочу летать, что решила серьезно посвятить себя летному делу и прошу помочь, чтобы меня приняли в военную школу.
«Так вы хотите быть летчиком-истребителем, военным летчиком?» опросила меня Раскова. «Да. Но женщин ведь туда не принимают», сказала я. «Продолжайте учиться в инструкторской группе, ответила мне Марина Михайловна. Это тоже почетное дело».
Я рассталась с Мариной Михайловной счастливая, удовлетворенная ее душевной простотой и чуткостью. Долгое время после этого я находилась под впечатлением этой встречи».
После окончания аэроклуба и средней школы Марина стала работать старшей пионервожатой 144-й школы Ленинградского района Москвы. Одновременно с этой работой она продолжала учиться в группе инструкторов-летчиков в аэроклубе и вскоре получила звание летчика-инструктора. Дужнов предложил ей работать в аэроклубе в качестве общественного инструктора. Марина продолжала работать в аэроклубе до июня 1941 года, когда ее наградили путевкой в ялтинский санаторий. [56]
Однако отдыхать Марине пришлось недолго. 22 июня началась война. Марина явилась в Ялтинский горвоенкомат и попросила, чтобы ее немедленно отправили на фронт. Но у нее с собой не было никаких документов, подтверждающих, что она летчик, и ей отказали. Тотчас же Марина выехала в Москву. Нерадостной была столица: улицы и окна были затемнены, на шоссе стояли надолбы, на бульварах установлены прожекторы и зенитные орудия.
Во время первого налета немецко-фашистской авиации на Москву 22 июля дом, в котором жила Марина, был разрушен бомбой. Отец се в это время был на заводе. Когда он вернулся утром домой, то увидел лишь дымившийся пепел.
Через три дня вместе с Центральным аэроклубом Марина покинула Москву, так как учебные полеты в ней были запрещены. Занятия в аэроклубе теперь продолжались в девяносто километрах от Сталинграда. Марине поручили группу курсантов, состоящую в основном из студентов.
В свободное от полетов время Марине вместе с остальными инструкторами приходилось тренироваться по специальной программе, учиться летать на различных типах самолетов ночью и днем, выполнять задания по высшему пилотажу и полетам по маршруту. Однако Марину не покидала мысль поскорее отправиться на фронт.
В октябре Марина узнала о том, что Герой Советского Союза Раскова формирует женскую авиационную часть, и отправила Марине Михайловне телеграмму с просьбой об откомандировании в ее распоряжение. Вскоре был получен официальный вызов. Чечнева распростилась со своими сослуживцами и отправилась на место формирования полка.
Молодой летчик-инструктор быстро добралась до приволжского города и заявила Расковой, что хотела бы пойти в истребительную авиацию.
Это мы потом посмотрим, ответила Раскова. Уезжая на несколько дней, она наказала своим помощникам: Чечневу не отпускать!
Как-то ночью Марина Чечнева неточно посадила машину, возвращаясь с полета по маршруту и проведя посадку без прожектора.
Не выйдет из меня ночного бомбардировщика.
Эти слова услышала находившаяся поблизости Раскова.
Надо сделать так, чтобы вышел, товарищ Чечнева, строго сказала она. И потом вдруг улыбнулась: Хочу увидеть после войны на твоей груди не меньше двух орденов.
2
Формирование части продолжалось. Специальноя комиссия во главе с Мариной Расковой выехала в Саратов. Саратовская молодежь встретила весть о добровольном наборе комсомолок в армию с таким же энтузиазмом, [57] как и молодежь Москвы. Девушки осаждали номер гостиницы, где разместилась комиссия.
Седьмого января 1942 года к Марине Михайловне Расковой обратились сестры Мэри и Ида Жуковицкие с просьбой зачислить их в полк. Мэри взяли сразу, а Иду не хотели принимать: у нее не было никакой специальности. Но сестры чуть не плача умоляли взять их вместе, и сердце Расковой не выдержало Иду зачислили укладчицей парашютов.
...Окончив семилетку, а затем ФЗУ, Мэри поступила работать на Днепропетровский вагоноремонтный завод. Как-то к ним на завод пришел начальник аэроклуба и прочитал прочувственную лекцию о советской авиации.
И тут же многие молодые (рабочие изъявили желание заниматься в аэроклубе. В их числе была и Мэри. Ее зачислили в группу мотористов. Это было в 1938 году.
Ида в это время работала телеграфисткой на железной дороге. В 1940 году ее призвали в ряды Красной Армии, и она находилась в составе войсковой группы, освобождавшей Бессарабию.
Наступил 1941 год. Мэри наполнилось двадцать три года. Она уже начала подумывать о семье, о друге. Но война нарушила все ее планы. В военкомате, куда она обратилась с просьбой отправить ее на фронт, лаконично заявили, что девушек в армию не берут.
Завод, где работала Мэри, эвакуировали в Саратов. Туда пришлось поехать и Мэри, Осенью часть рабочих завода направили на уборку полей близлежащих колхозов. Мэри назначили бригадиром.
Работать приходилось по колено в воде, в рваной обуви, жить в нетопленных избах, недоедать. Но никто не жаловался. Каждый хорошо знал, что его труд необходим для победы над врагом.
Однажды цех, в котором работала Мэри, облетела новость: в Саратов приехала летчица Марина Раскова, которая набирает девушек в женский авиационный полк. Мэри твердо решила, что должна во что бы то ни стало поступить в этот полк. [58]
Взяв направление из комитета комсомола, она прибежала в военкомат, где принимали Марина Раскова и Зинаида Горман. Через два дня Мэри уже была в полку.
Скоро наступил день, когда, вручая ей военный билет, Раскова произнесла те слова, которых так добивалась Мэри:
Вот, товарищ Алексеева, вам механик звена Жуковицкая.
Отсюда, из Саратова, пришли в полк Рая Аронова, студентка института сельскохозяйственного машиностроения, и Ира Дрягина, студентка сельскохозяйственного института, Лида Целовальникова и ее подруга Вера Маменко, только что окончившие десятилетку, Ольга Клюева и Лидия Маменко, Нина Худякова и другие.
Новички тотчас же включились в учебу, обретая свое место в сложной, еще далеко не устоявшейся жизни молодого полка.
3
В полку было много девушек, впервые оторвавшихся от родного гнезда. И, конечно, армейская жизнь, с ее справедливой, разумной и непреложной суровостью, поначалу давалась им нелегко! Трудно было свыкнуться после дома, материнской заботы с общежитием, койками в два яруса, с необходимостью целиком подчинять свою жизнь твердому режиму, с военной формой, которую они надели еще в Москве, и со многим другим.
Это проявлялось чаще в малом, чем в большом, но все же проявлялось.
С лукавой и немного смущенной улыбкой вспоминают теперь девушки свое необычное увлечение пончиками в первую неделю военной жизни. Как только раздавался сигнал отбоя, от койки к койке, в самые дальние углы общежития, передавались пышные пончики с повидлом, закупаемые днем одной из девушек в буфете. Есть никому не хотелось кормили здесь хорошо, все изрядно поправились за время учебной жизни, но пончики тем не менее ели вовсю, посмеиваясь и обмениваясь вполголоса впечатлениями. Дело было не в пончиках, а в том, чтобы не сразу заснуть после отбоя. [59]
С первых же дней учебы девушки быстро подружились. Марина Чечнева, например, была неразлучна с Верой Тихомировой. Даже в казарме их кровати всегда стояли рядом, и долго за полночь, после трудной и напряженной учебы, они горячо беседовали.
Обе они читали друг другу свои стихи, пели песни. С первых же дней они решили, что их дружба будет крепкой и вечной и что они должны помогать друг другу в боевой работе, делить вместе радости и неудачи.
А то случалось и такое, о чем писала в дневнике Галя Докутович 8 января 1942 года: «Вчера я про себя тихонько подумала: пусть бы только на один день перенестись отсюда, опять надеть штатское платье, туфли, побывать в театре».
Но это были мимолетные, случайные, не оставляющие следа мысли.
«Нет летать, так летать! А все остальное после войны придет», написала Галя после этих строчек.
Уже тогда девушек полка отличала строгая требовательность к себе, резкая нетерпимость ко всему, что могло им помешать достойно выполнить священный воинский долг. Стремясь во всем идти наравне с воинами-мужчинами, обижаясь на малейшее снисхождение, скидку им как девушкам, на службе или в быту, они в первое время даже нарочито чуждались, неприязненно сторонились своих товарищей по оружию мужчин.
Случайно две девушки из штурманской группы встретили в столовой знакомых им московских студентов, прибывших служить в соседнюю авиационную часть, и прошлись с ними после обеда по дороге в общежитие, весело вспоминая университетские времена. Но за такую зольность им досталось от подруг! «Мы собрались, рассказывает Ирина Ракобольская, объявили, что они позорят звание университета, кладут тень на всех наших девушек, на честь всего полка. Они плакали и говорили, что этого больше не будет».
В то же время в самом главном, самом важном для солдата служебной дисциплине у некоторых из них бывали осложнения. [60]
Молодые, еще неуравновешенные, они не сразу поняли, что воинская дисциплина неотделима от ее формы, от определившихся за десятилетия порядков нашей воинской жизни. Командир в их глазах мало чем отличался тогда от педагога, а правила воинского распорядка от школьных, институтских правил.
«Обидно было, что нам приказывают, когда мы вольные люди, привыкшие к просьбам, к советам, но не приказам, вспоминает Дуся Пасько. Иной раз приказание казалось неоправданным, несправедливым, хотелось возразить командиру, как возражали дома, вступить с ним в спор, как спарили на комсомольских собраниях в школе, в университете».
А Маша Щелканова вспоминает: «Мы, люди, пришедшие с гражданской службы, считали соблюдение внешней дисциплины ненужной формальностью. Мы были убеждены, что и без соблюдения буквы устава честно и самоотверженно выполняем свой долг».
Впоследствии Маша Щелканова и ее подруги поняли свои ошибки и глубоко сожалели о них.
Но все это пришло потом, когда молодой коллектив переболел своими детскими болезнями, окреп и закалился, проникнувшись до конца боевым воинским духом.
Огромную роль в его росте сыграла партийно-политическая работа.
4
Как ни загружены были молодые авиаторы боевой учебой, всегда находилось время для политинформаций и коротких бесед на важнейшие политические темы. В приволжском городе девушки жили интересами всей страны и прежде всего фронта. Они горячо откликались на каждую новость с фронта, черпая и в радости и в горести новые силы для упорной, самоотверженной боевой подготовки.
Четырнадцатого ноября 1941 года Женя Руднева писала в своем дневнике:
«...У меня все по-прежнему хорошо. Но злая я сейчас такая, какой вы меня еще никто не видели, они, проклятые гады, сбросили бомбу на университет, мой любимый университет. Мне хочется выучиться и как можно скорее им отомстить за университет, за сожженное Пулково{2}, за все, за все!»
Тринадцатого декабря:
«...У нас сегодня чудное настроение ночью радио принесло весть, что фашистам дали жару под Москвой. Но уж когда я пойду на фронт, то я пойду на Гитлера не с голыми руками...» [61]
Семнадцатого декабря:
«...Сегодня у нас с утра радостное настроение: радио сообщило, что наши войска ваяли город Калинин. Я по-прежнему учусь...»
Двадцатого декабря:
«...Как мы обрадовались, когда радио ночью сообщило о разгроме врага под Москвой...»
Разгром гитлеровских войск под Москвой и быстрое восстановление эвакуированных заводов и фабрик в новых районах, массовый героизм на фронте и великий трудовой подъем в тылу, бой у разъезда Дубосеково, непоколебимая стойкость героев-панфиловцев и бессмертный подвиг Зои Космодемьянской все это оставляло неизгладимый след в сердцах юных патриоток.
Политработники заботились о том, чтобы патриотические чувства девушек, их ненависть к врагу претворялись в конкретные дела, служили повышению организованности и укреплению воинской дисциплины. Об этом шла речь во время групповых бесед и при разговорах один на один. К этому привлекали общее внимание партийные и комсомольские собрания.
Первые собрания... Все еще мало знали друг друга, во всех еще говорили навыки и представления прежних дней, вынесенные из стен учебных заведений и фабрик, учреждений и школ, но в то же время все были едины в основном, главном стремлении защищать Родину. И поэтому девушки тотчас находили общий язык, быстро, на ходу определяли, кто на что способен, и разношерстная масса на глазах становилась коллективом.
Ядром коллектива была партийная организация, сначала совсем немногочисленная. Но уже самый факт ее создания благотворно подействовал на всех: в ее решениях, призывах девушки слышали голос Коммунистической партии.
Одновременно вступила в жизнь комсомольская организация. Ее собрания сразу стали горячими, долгими: все привыкли выступать со своей комсомольской трибуны. [62]
Чем дальше, тем многограннее становилась партийно-политическая работа в части.
В группах начали выпускать стенные газеты, «боевые листки». Стенные газеты выходили раз в десять дней. Они тщательно оформлялись, живо и ярко отражали жизнь, особенности каждой группы, их сильные и слабые стороны. Метко и остроумно высмеивались всякие промахи в учебе, досадные мелочи быта, вскрывались недочеты. Среди девушек нашлись способные поэты Галя Докутович, Наташа Меклин, Ира Каширина; фельетонисты Рая Аронова и Полина Гельман; карикатуристы Таня Сумарокова, Надя Тропаревская, Маша Щелканова.
С каждым днем все благотворнее давало себя знать общественное мнение молодого, только что сформировавшегося коллектива. По мере того как девушки лучше узнавали подруг и своих руководителей, сплачивались в учебе, в партийной и комсомольской работе, в быту, они все больше помогали друг другу и критикой, и советом, и примером, росло их чувство ответственности перед товарищами, перед коллективом.
Во всем этом сказалась направляющая рука командиров и партийно-политических работников.
Евдокия Яковлевна Рачкевич, которую девушки между собой называли «мамочка», говорила с ними не только о войне, об учебе, но и обо всем, что их интересовало, заботило. Стоило ей заметить, что кто-нибудь загрустил, как она старалась узнать, нельзя ли чем помочь, и, если можно было, тотчас принимала меры. Не раз она обращалась с письмами в различные тыловые учреждения и ведомства, напоминая о том, что Советская власть требует заботы о семьях воинов. Девушки ценили это сердечное внимание.
Комсорга Ольгу Фетисову девушки знали еще в Москве: работник ЦК комсомола, она была зачислена в полк вместе с ними. Ольга много сделала, чтобы с первых же дней комсомольская жизнь била ключом.
В часть прибыли на партийно-политическую работу Мария Ивановна Рунт и Ксения Павловна Карпунина. В жизненном пути Рунт и Карпуниной было нечто общее. Обе рано стали комсомольскими и партийными работниками, и обе уже испытали муки и горе войны.
Уроженка Винницкой области, Карпунина не помнила своего отца. Рабочий сахарного завода, боровшийся за Советскую власть в рядах легендарной Щорсовской дивизии, он погиб в 1920 году. Окончив десятилетку, Ксения училась в педагогическом институте, а потом стала комсомольским работником.
Война застигла ее в городе Гродно.
На рассвете 22 июня 1941 года Ксения проснулась от сильного взрыва, потрясшего стены дома. Вскочила, подбежала к окну. В разных концах города вспыхивали пожары. «Фашистские бомбы!» мелькнула мысль, еще не облеченная в страшное слово «война». [63]
Весь день Карпунина работала в горсовете, организуя эвакуацию семей трудящихся из горящего города, а ночью на грузовой машине с военной охраной выехала со срочным заданием в Москву ей поручили доставить в ЦК партии партийные документы. В районе Могилева машина попала под бомбежку. Ксения была тяжело контужена, потеряла сознание. Очнувшись, она прежде всего спросила: «Где документы?» Они были целы, и их доставили по назначению. Ее отправили в госпиталь. Спустя два месяца, прямо из госпиталя, Карпунина прибыла в женский авиационный полк.
В это же время Мария Ивановна Рунт, уроженка Куйбышева, ехала и» города Лида на восток. Она окончила Куйбышевский педагогический институт и затем преподавала в средней школе. В 1937 году ее выбрали на руководящую комсомольскую работу. Война настигла Рунт в Западной Белоруссии в городе Лида, куда она приехала на комсомольскую конференцию. Гитлеровцы начали бомбить город в 4 часа утра 22 июня.
...По дорогам тянулись обозы. Шли женщины с детьми на руках, шли дети, цепляясь за юбки матерей, шли одинокие старики, потерявшие своих близких. А самолеты с черной свастикой на крыльях паучьей эмблемой фашизма со свистом и воем носились над дорогами, на бреющем полете стреляли из пулемета по живым мишеням, сбрасывали свой смертоносный груз. И кругом пожары, пожары, пожары...
Рунт и Карпунина за одни сутки увидели столько человеческого горя, сколько не видели за всю жизнь. Они вырвались из охваченной пламенем войны Белоруссии, унося в сердцах жгучую ненависть к фашистским захватчикам.
...Наступил наконец день, которого с таким нетерпением ждал весь личный состав полка: был зачитан приказ, в котором говорилось, что из небольшого формирования образовался самостоятельный женский ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Командиром полка была назначена Евдокия Давыдовна Бершанская. [64]