Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Ветераны войны о полке «Нормандия — Неман»

Главный маршал авиации А. Новиков

В конце 1942 года, когда героическая Красная Армия после упорной обороны на Волге перешла в контрнаступление, в Советский Союз прилетела первая группа французских добровольцев-авиаторов, чтобы в открытом бою сразиться с ненавистным врагом — германским фашизмом. Поверженная Франция переживала тогда тяжелое время. Война и поражение принесли ей неисчислимые бедствия. На полях сражений пали тысячи лучших ее сыновей. Две трети территории Франции были заняты германскими войсками. Для возмещения расходов на содержание оккупационных войск за каждый день французским правительством выплачивалось 400, а потом 550 миллионов франков{1}. Не без помощи Петэна оккупационные власти методично и организованно грабили страну. «Они тащили все: хлеб, вино, скот, продовольствие, сырье, промышленные изделия, заводское оборудование, автомобили, вагоны, паровозы...»{2}.

Находясь под гнетом немецко-фашистских оккупантов, свободолюбивый французский народ не прекращал борьбы против них. Чтобы окончательно сломить волю французского народа к сопротивлению, немецко-фашистские оккупационные власти и продавшееся им правительство Виши установили во Франции кровавый режим насилия. Они покрыли страну концентрационными [4] лагерями, загнали в подполье все демократические организации, огнем и мечом подавляли малейшие проявления недовольства гитлеровским «новым порядком».

Французский народ не мог мириться с таким положением. Он все активнее боролся за свободу Франции, за торжество демократии. С самого начала его борьбу возглавила Французская коммунистическая партия. Ее Центральный Комитет опубликовал в газете «Юманите» Манифест, подписанный Морисом Торезом и Жаком Дюкло, в котором призывал народ к объединению и борьбе против оккупантов и предателей, находящихся на службе у захватчиков.

Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа немецко-фашистским оккупантам. Силы движения Сопротивления вне метрополии консолидировались под руководством Французского Национального комитета, находившегося в Лондоне. Рост антифашистских настроений все сильнее чувствовался и в армии. После позорной капитуляции и перемирия многие французские военные летчики оставались пока в частях, подчиненных правительству Петэна. Но, убедившись окончательно, что остатки французской авиации постепенно начинают превращаться в придаток гитлеровской военной машины, многие из них не пожелали служить предателям французского народа. Верные своей отчизне, они становились в ряды борцов под знамена Свободной Франции{3}.

Французские патриоты горели желанием вступить в открытую борьбу с ненавистным врагом. Однако союзники Франции — США и Англия — не торопились с развертыванием решительной борьбы с гитлеровской Германией.

Внимание французских патриотов все больше и больше привлекала Советская страна, народы которой мужественно боролись с агрессором. В конце 1942 г. французские [5] добровольцы — 14 летчиков и 58 авиационных механиков — прибыли в Советский Союз, чтобы продолжить борьбу с врагами своей родины совместно с Красной Армией.

Наш народ с большой теплотой принял французских добровольцев, пожелавших бороться в рядах Военно-Воздушных Сил Красной Армии против злейшего врага человечества — германского фашизма. На вооружение французской добровольческой эскадрильи, получившей название «Нормандия», были даны лучшие самолеты-истребители советского производства.

Советские летчики и механики помогли французам быстро освоить новую авиационную технику и передали им свой опыт борьбы с немецко-фашистской авиацией.

Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 г. эскадрилья «Нормандия» была включена в состав советских Военно-Воздушных Сил. После непродолжительной подготовки в г. Иваново в марте 1943 г. она была отправлена на фронт и вошла в состав 1-й воздушной армии. Боевое крещение «Нормандия» получила на орловском направлении, где она одержала несколько побед. В схватках с врагом французские летчики приобрели опыт и еще больше закалили свою волю к борьбе. С прибытием нового пополнения в августе 1943 г. эскадрилья была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк. Вместе с частями 303-й истребительной авиационной дивизии полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии.

В ходе минувшей войны мне часто приходилось бывать в действующей армии, главным образом там, где готовились или проходили наиболее крупные операции. Я встречал французских летчиков на аэродромах и был свидетелем многих событий, связанных с пребыванием полка «Нормандия — Неман»{4} в Советском Союзе. Встречался с Ж. Тюляном, П. Пуйядом и Л. Дельфино — летчиками высокого класса и хорошими командирами. Наблюдая за воздушными боями, в которых участвовали французские летчики, нельзя было не восхищаться их искусством пилотирования, смелостью и отвагой. [6]

В настоящем очерке обобщен богатый исторический материал. Его автору — Герою Советского Союза летчику В. И. Лукашину, участнику Великой Отечественной войны, удалось описать наиболее характерные воздушные бои, боевые эпизоды, условия фронтовой жизни советских и французских летчиков и их боевых помощников — авиационных инженеров, техников и механиков.

События, связанные с пребыванием полка «Нормандия — Неман» в СССР, его боевой путь изложены в хронологической последовательности и в достаточно популярной форме.

Книга проникнута чувством дружбы русского и французского народов, которая окрепла в борьбе с общим врагом.

Генерал-майор авиации запаса А. Голубов, бывший командир 18-го гвардейского истребительного авиационного полка

С французскими летчиками полка «Нормандия — Неман» я впервые встретился весной 1943 г. на прифронтовом аэродроме Васильевское (близ г. Калуги). К моменту прибытия на фронт французских добровольцев 18-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым мне довелось тогда командовать, имел на своем счету уже немало побед, а среди его летчиков находились такие заслуженные асы, как Иван Ходаковский, Борис Ляпунов, Семен Сибирин, Иван Заморин и многие другие. Французских добровольцев наши летчики встретили как братьев по оружию.

Совместные боевые полеты летчиков нашего полка и французских летчиков начались с мая 1943 г., а несколько позже крылом к крылу они уже шли на врага в боях на Курской дуге. Не только для французов, но даже и для наших опытных летчиков воздушные сражения в небе над орловской землей летом 1943 г. были серьезным и тяжелым испытанием. И надо сказать, что пилоты «Нормандии» выдержали его с честью.

В последующих наступательных операциях в 1944 и 1945 гг. полк «Нормандия — Неман» больше всего взаимодействовал с нашим полком. Мы крепко сдружились, и единое стремление как можно скорее разбить захватчиков [7] способствовало нашему полному взаимопониманию как в воздухе, так и на земле. В тяжелое время боев советские и французские летчики, рискуя жизнью, шли на помощь друг другу. Обо всем этом подробно рассказывается в книге.

Автор рассказывает также о советских мастерах воздушного боя, которыми французские летчики не только восхищались, но и которым подражали; о советских солдатах, сержантах и офицерах, находившихся в составе полка «Нормандия — Неман» и вложивших споим самоотверженным трудом немалую лепту в приумножение его боевой славы.

В послевоенный период по приглашению летчиков полка «Нормандия — Неман» я трижды посетил Францию. Мне удалось встретиться там с бывшими командирами полка «Нормандия — Неман» генералом в отставке Пьером Пуйядом, генералом армии Луи Дельфино, летчиком Андре Муане и со многими другими французскими летчиками, воевавшими на советско-германском фронте в годы минувшей войны.

Во время пребывания во Франции мне приходилось встречаться и беседовать со многими французами. Эти беседы и встречи укрепили мою уверенность в том, что дружба, рожденная в боях и скрепленная совместно пролитой кровью, живет в сердцах французского народа наперекор тем, кто стремится стать на пути франко-советского сближения.

Исторический очерк «Против общего врага» — это правдивое описание славного боевого пути полка «Нормандия — Неман», пройденного в годы минувшей войны совместно с полками 303-й истребительной авиационной дивизии. [8]

Дальше