Содержание
«Военная Литература»
Военная история

С победой во Францию

1 июня 1945 г. все летчики полка «Нормандия — Неман» вылетели на транспортных самолетах с аэродрома Эльбин и в тот же день прибыли в Москву, чтобы оттуда направиться в свою страну. Советская столица всегда была гостеприимной, но на этот раз она особенно тепло встречала французских воинов. Победоносное окончание войны сделало прекрасный город более величавым и торжественным. Москвичи и их гости продолжали еще жить под впечатлением той великой радости, которой они были охвачены в День Победы над фашистской Германией.

Гостям были отведены лучшие номера гостиницы ЦДСА.

Пока между представителями советского командования и французской военной миссии согласовывались планы отправления полка «Нормандия — Неман» во Францию, французские летчики наслаждались отдыхом в Москве.

Днем 5 июня стало известно, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г. младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру присвоено звание Героя Советского Союза{74}. Ж. Андре совершил на советско-германском фронте 113 боевых вылетов. Первый немецкий самолет был сбит им под Смоленском, а 15-й — над косой Фриш-Нерунг, западнее Кенигсберга. Лефевр имел 105 боевых вылетов и провел 30 воздушных боев, в которых сбил 11 вражеских самолетов и один подбил.

Днем 8 июня французские летчики вместе с советскими генералами и офицерами собрались в Центральном Доме Советской Армии, где готовилась церемония вручения наград. Туда прибыли французский посол в СССР генерал Ж. Катру, глава французской военной миссии в Москве дивизионный генерал Э. Пети с супругой и дочерью, заместитель наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовский, генералы Н. С. Шиманов, Т. Т. Хрюкин, М. П. Кутузов и другие.

В торжественном строю летчики встретили вошедшего в зал главного маршала авиации дважды Героя [174] Советского Союза А. А. Новикова, который сообщил, что полк «Нормандия — Неман» за образцовое выполнение заданий при овладении городом и крепостью Пиллау награжден орденом Александра Невского. Под аплодисменты присутствующих генерал Э. Пети первым получил советские награды — орден Красного Знамени и медаль «За победу над Германией». Затем медаль «Золотая Звезда», орден Ленина и грамота Героя Советского Союза были вручены французскому летчику Жаку Андре, а награды четвертого Героя Советского Союза Лефевра были переданы генералу Э. Пети. Вручив ордена и медали «За победу над Германией», командующий Военно-Воздушными Силами поздравил награжденных и от имени Советского правительства поблагодарил французских летчиков за их участие в борьбе против общего врага.

В те дни Советское правительство приняло решение о передаче в качестве дара Советского Союза Франции самолетов и авиационного вооружения, которыми французские летчики умело и успешно пользовались на советско-германском фронте. Одновременно с передачей 41 самолета Як-3 по решению Государственного Комитета Обороны СССР летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное вознаграждение за все время пребывания на советско-германском фронте. С чувством глубочайшей благодарности были восприняты эти дружественные акты Советского правительства летчиками полка «Нормандия — Неман» и всей Францией. Выражая чувства французского народа, Председатель Временного правительства Французской республики в письме на имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР писал:

«Мы с гордостью встретим возвращение наших летчиков из полка «Нормандия — Неман» на тех самолетах, на которых они сражались бок о бок со славными советскими армиями. Вы можете быть уверены в том, что французское правительство и народ высоко ценят дар, сделанный Франции Советской Россией. Они видят в нем яркое свидетельство глубокой дружбы наших обоих союзных народов»{75}. [175]

Чувством большой признательности было проникнуто и послание министра авиации Временного правительства Франции Ш. Тийона правительству СССР. В нем сообщалось:

«Французский воздушный флот счастлив и горд хранить и держать в строго советские самолеты, которые позволили французским летчикам сражаться вместе с Красной Армией против нашего общего врага.

Я вижу в этом знак тесного союза, который, родившись на полях сражений, должен быть сохранен между советской авиацией и французским воздушным флотом.

От имени французского воздушного флота я прошу Вас принять нашу самую горячую и восторженную благодарность»{76}.

11 июня 1945 г. французские летчики на транспортных самолетах снова направились в Эльбянг. Там их ждали самолеты Як-3, на которых им предстояло улететь во Францию. После трехдневной подготовки 14 июня полк в составе 41 Як-3 в сопровождении советских механиков во главе со старшим инженером полка инженер-капитаном С. Д. Агавельяном поднялся в воздух и, лидируемый четырьмя самолетами Пе-2, взял курс на Познань — первый промежуточный пункт на пути во Францию. Из Познани его путь был продолжен до Праги, а оттуда 16 июня 1945 г. он вылетел в Штуттгарт. На подходе к штуттгартскому аэродрому летчиков из полка «Нормандия — Неман» встретили их земляки — французские летчики на английских «Спитфайрах». После короткого митинга на аэродроме было решено померяться силами в показательном воздушном «бою» на советских и английских истребителях. Летчики, прилетевшие из Франции, выставили своего лучшего мастера высшего пилотажа на «Спитфайре». От полка «Нормандия — Неман» на Як-3 был выделен Роже Марки.

«Бой» был очень интересным. Наблюдавшие за ним советские летчики и механики, сопровождавшие полк, испытывали чувство огромной гордости за наш советский истребитель, бесспорное преимущество которого блестяще продемонстрировал лейтенант Марки на виражах и в вертикальном маневре. После нескольких минут [176] головокружительной карусели Марки взял верх над летчиком на «Спитфайре». Затем он как победитель продемонстрировал высший пилотаж и пикирование вверх колесами.

Отдохнув и заправив самолеты бензином, летчики полка «Нормандия — Неман» снова поднялись в воздух и взяли курс на Париж. Около 6 часов вечера 20 июня под крыльями самолетов проплыли Эйфелева башня, мосты через Сену, Триумфальная арка и другие хорошо видимые с воздуха достопримечательности французской столицы. За 6 дней полк «Нормандия — Неман» совершил свой перелет из СССР во Францию и произвел посадку на пригородном парижском аэродроме Бурже.

Тепло и радостно встретила отважных сынов Франция. На аэродром посмотреть на своих героев прибыли десятки тысяч парижан и многие соотечественники из других городов и сел. Французский народ гордился мужеством и отвагой своих верных патриотов, не сложивших оружия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, показавших пример беззаветного служения родине. Этой трогательной встречей летчиков полка французский народ выражал также свои симпатии и признательность героическому советскому народу, славной Красной Армии, победа которой над германскими вооруженными силами принесла освобождение Франции и другим странам Западной Европы.

Когда после приземления первая группа самолетов Як-3 стала заруливать, грянул Гимн Советского Союза, а затем оркестр исполнил «Марсельезу». На высоких флагштоках легкий ветерок развевал советский и французский государственные флаги. В четком строю застыл почетный караул. На трибуне — министр авиации Шарль Тийон, французские генералы, представители советского посольства во Франции, около трибуны — сотрудники радио и прессы. После митинга состоялся парад частей местного авиагарнизона.

Как только закончилась торжественная церемония, толпа встречавших сразу окружила возвратившихся на родину летчиков и сопровождавших их советских офицеров и солдат. Она без конца скандировала: «Вива ля «Нормандия — Неман»! Вива ля русс!»

Путь от аэродрома до ресторана Карльбон (специальный ресторан для летчиков) проходил через рабочие [177] кварталы, и здесь ликование народа достигло кульминационной точки. И «нормандцев», и советских авиаторов собравшиеся на улицах люди засыпали цветами Со всех сторон неслись слова привета и снова возгласы: «Вива ля «Нормандия — Неман»! Вива ля русс!»

В тот же вечер газеты Парижа опубликовали фотографии встречи полка во Франции и сообщения корреспондентов об этом.

В день прибытия французских летчиков в Париж главный маршал авиации А. А. Новиков из Москвы в адрес полка «Нормандия — Неман» телеграфировал:

«Поздравляю весь личный состав полка «Нормандия — Неман» с благополучным перелетом на землю своей любимой родины. Желаю Вам успеха и здоровья. Советский народ и его летчики не забудут ратных подвигов французских летчиков полка «Нормандия — Неман»{77}.

После прибытия во Францию началось триумфальное шествие полка «Нормандия — Неман» по стране. Все французские летчики полка вместе с советскими инженерами, техниками и механиками побывали в Тулузе, Бордо, Лионе, Ницце и в других городах страны. Они проходили колонной по городским улицам и площадям, и везде народ Франции славил их доблесть и отвагу, рукоплескал им и засыпал их цветами, восхищаясь успехами, которых они достигли в борьбе с ненавистным врагом. А ими действительно можно было гордиться. Только семнадцать наиболее отличившихся в боях летчиков полка: Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре, Марсель Лефевр, Жан Луи Тюлян, Пьер Пуйяд, Луи Дельфино, Альбер Литольф, Леон Кюффо, Жозеф Риссо, Альбер Дюран, Роже Соваж, Роже Марки, Марсель Перрэн, Робер Кастэн, братья Морис и Рене Шалль — все вместе сбили более 200 немецких самолетов. Из этого количества побед на долю Героев Советского Союза Марселя Альбера приходилось 23, Ролана де ля Пуапа — 16, Жака Андре — 15, Марселя Лефевра — 11 сбитых самолетов врага.

О боевых делах полка «Нормандия — Неман» красноречиво говорили сверкающие на его знамени две советские и четыре французские награды: ордена Красного [178] Знамени, Александра Невского, Почетного легиона, Крест Освобождения, Крест войны с шестью пальмами и Военная медаль. 96 летчиков, проходивших службу в полку «Нормандия — Неман», были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо из них удостоены высшей военной награды — звания Героя Советского Союза. Многие летчики полка получили боевые ордена и медали Франции. Смелость, умение и отвага личного состава полка семь раз отмечались за время пребывания его на советско-германском фронте в приказах Советского Верховного Главнокомандующего и четыре раза в приказах по французским воздушным силам. Вся Франция только и говорила в то время о своих храбрых сынах из полка «Нормандия — Неман». Отдавая дань их беззаветному служению родине, французский народ на примере полка «Нормандия — Неман» видел, что во Франции есть настоящие герои — патриоты, достойные славных и великих дел. И не будь подлого предательства продажной и незадачливой правящей верхушки, боявшейся своего народа больше, чем Гитлера, не бывать бы позорному поражению Франции в 1940 г., не топтать бы гитлеровским солдатам французскую землю, не терпеть бы народу Франции столько горя от немецко-фашистских оккупантов.

Закончив свое месячное турне по Франции, полк возвратился в Париж. Министерство авиации готовило в то время воздушный парад, в котором полк «Нормандия — Неман» в полном составе должен был принять участие.

На парижском ипподроме Лоншан 15 июля собралось около 500 000 парижан. В начале парада над ипподромом прошли одиночные бомбардировщики и истребители различных конструкций. Оглушая всех резким ревом моторов, в небе пролетели американские истребители «Тандерболт». Затем начался индивидуальный пилотаж французских летчиков на английских и американских истребителях. Все это было зрелищем интересным, но публика с нетерпением ждала появления летчиков полка «Нормандия — Неман», которые должны были продемонстрировать свое мастерство. Вдруг диктор объявил, что из-за ливня и грозы прославленный полк не может взлететь с аэродрома Бурже. Волна шумного огорчения прокатилась по рядам. [179]

Вынужденный перерыв в программе был заполнен индивидуальным пилотированием на планерах. Но едва планеры успели покинуть ипподром, как из-за леса на большой скорости, бесшумно, словно сорвавшись с катапульты, появилась группа истребителей. На их фюзеляже можно было видеть белые стрелы и красные пятиконечные звезды. Взоры всех присутствовавших были обращены в их сторону. Проскочив аэродром, французские летчики разошлись веером и начали демонстрировать свое мастерство. Сильный порывистый ветер не помешал выполнять фигуры высшего пилотажа с большой точностью. Мимо трибун со свистом на громадной скорости пролетел Як-3 под №38. Его пилотировал один из лучших летчиков полка старший лейтенант Жорж Лемар, имевший 13 сбитых самолетов и награжденный за это орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. За Лемаром появился самолет Як-3 под № 4. Диктор объявил, что высший пилотаж покажет Роже Марки, бесстрашный воздушный боец, неоднократно обращавший в бегство многих гитлеровских асов в боях на советско-германском фронте. Он одержал столько же личных побед, сколько и Лемар, и имел такие же боевые награды. Одну за другой с безукоризненной точностью и большим мастерством Марки выполнил все фигуры высшего пилотажа. Затем он несколько раз прошел на бреющем полете над ипподромом, заставляя публику вскрикивать от удивления. Перевалив самолет на спину, Марки, сопровождаемый бурей оваций, на малой высоте покинул ипподром.

Восхищаясь мастерством Марки, многие зрители говорили, что они впервые видят такой смелый полет, такую послушность машины воле летчика и надежную работу двигателя. Незабываемое и захватывающее зрелище закончилось полетом всех самолетов полка в плотном строю.

Впечатление от советских самолетов, пилотируемых французскими летчиками, затмило все виденное до этого. Газеты на второй день писали, что советский истребитель Як-3 показал в небе Парижа свои превосходные качества. И не случайно, когда спустя несколько лет эти самолеты сошли с вооружения, один из них был передан на хранение в музей воздушного флота Франции в Шале-Медоне близ Парижа. В последующие дни [180] после парада в министерство авиации поступило большое количество заявок из многих городов Франции, жители которых просили направить к ним полк «Нормандия — Неман» на самолетах Як-3 для показа высшего пилотажа{78}.

После парада полк «Нормандия — Неман» вылетел на постоянное место своего базирования. Советские механики, инженеры и техники, передав самолеты Як-3 в распоряжение воздушных сил Франции, некоторое время оставались во Франции. По просьбе французского правительства они помогли французским механикам освоиться с эксплуатацией и техническим обслуживанием самолета Як-3, а в августе 1945 г. вернулись в СССР. На этом закончилась совместная работа в одном полку французских и советских воинов-авиаторов. Их боевые дела и большая дружба, скрепленная кровью, являются замечательной страницей в истории франко-советских отношений, в боевом содружестве двух великих народов. [181]

Дальше