Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На советской земле

В конце ноября 1942 г. транспортные самолеты с группой французских летчиков и механиков эскадрильи «Нормандия» пересекли ирано-советскую границу и произвели посадку в Баку. На советскую землю ступили первые добровольцы Сражающейся Франции. После короткой остановки самолеты взяли курс на север. Непогода заставила их приземлиться на одном из запасных аэродромов на побережье Каспийского моря. В ожидании улучшения метеорологических условий экипажам самолетов и пассажирам предложили отдохнуть. На командном пункте, куда прилетевшие зашли обогреться и подкрепиться с дороги, висела карта европейской части Советского Союза. Линия фронта, обозначенная на ней красной и синей линиями, сразу заинтересовала прибывших.

Внимание всего мира было приковано в те дни к битве на Волге, где героическая Красная Армия громила немецко-фашистские войска. Французы попросили рассказать о положении на этом участке фронта. Около карты образовался полукруг, в центре которого стоял советский офицер.

— Здесь, — говорил, указывая на карту, офицер, — советские войска окружили многочисленную группировку немецко-фашистских войск. Двадцать две немецкие дивизии с оружием и боевой техникой зажаты стальным кольцом наших войск. Шестая немецко-фашистская армия, которая в 1940 г. вторглась во Францию, сея смерть и разрушения, доживает последние дни. 300-тысячная группировка Паулюса обречена и будет разгромлена.

Майор Тюлян поблагодарил офицера за информацию и сказал, что французские добровольцы прибыли в [14] Советский Союз с намерением драться с врагом так же отважно, как это делают их советские коллеги.

29 ноября 1942 г. первые транспортные самолеты вылетели по направлению к Москве. С высоты полета их пассажиры увидели необозримые просторы великой Советской страны. Почти все французы прибыли в Советский Союз либо из Африки, либо из других жарких стран. Теперь перед ними открылась совершенно иная панорама. Вместо ослепительного солнца и песчаных пустынь их взору предстали покрытые снегом поля и холодное серое небо. Многие волновались: вынесут ли они непривычный суровый климат?

Через несколько часов полета транспортные самолеты с личным составом и имуществом французской авиационной эскадрильи «Нормандия» произвели посадку на аэродроме близ Иваново. Первыми прилетели майор Ж. Пуликэн и начальник штаба эскадрильи старший лейтенант Ж. де Панж с группой летчиков и авиационных механиков. Через два дня прибыли остальные добровольцы. Среди них находился врач эскадрильи лейтенант Ж. Лебединский. Зная в совершенстве русский язык, он с первых дней пребывания в СССР выступал и в роли переводчика.

Кроме Ж. Пуликэна в числе первых 14 летчиков в Советский Союз прибыли Ж. Тюлян, А. Литольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М Альбер и Н. Кастелэн. Группа технического состава насчитывала 58 человек. Ее возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Летчики и механики были выходцами из разных социальных слоев, но ненависть к фашизму объединила их, и теперь они стояли в одном строю.

Наиболее опытным летчиком эскадрильи являлся майор Жан Луи Тюлян. Этот 35-летний офицер с безукоризненной строевой выправкой был потомственным авиатором. В короткой темно-синей куртке спортивного покроя он казался моложе своих лет. Его внешний вид был типичным для летчика-истребителя: среднего роста, стройный, быстрый в движениях. Отец Тюляна начал летать еще в первую мировую войну и погиб во время большого трансъевропейского перелета. Авиаторами были и два брата отца. [15]

Авиацией Тюлян интересовался с ранних лет. Офицерское военное училище он окончил в Сен-Сире, а летную школу — в Версале. Впервые принял участие в боевых действиях против немцев в Ливии. Был случай, когда, находясь в патрульном полете, он заставил приземлиться прямо на пляж транспортный самолет, в котором оказалось шесть итальянских генералов и три штабных офицера, улетавших из осажденного англичанами Тобрука. До прибытия в Советский Союз лично сбитых самолетов не имел.

Высокий уровень летной подготовки и большой боевой опыт имели Литольф, Лефевр, Дюран и будущие асы «Нормандии» Альбер и де ля Пуап. В советском небе они решили сражаться с ненавистным врагом, чтобы приблизить день освобождения своей отчизны от немецко-фашистского ига. «Мы покинули свою поруганную родину, — говорил тогда Марсель Лефевр, — чтобы возвратиться туда только победителями. Иного пути у нас нет»{9}.

Во главе прибывшей в СССР эскадрильи формально пока оставался майор Пуликэн. Но к тому времени он уже не летал, а выполнял лишь административные функции. Вскоре его освободили от этой должности и после кратковременного пребывания в миссии в качестве одного из ее сотрудников отозвали в Англию. Фактически же почти с первых дней пребывания в СССР эскадрильей «Нормандия» командовал майор Тюлян.

Заместителем Тюляна был не менее опытный боевой летчик 32-летний капитан Альбер Литольф. Он начал службу в армии в чине сержанта. К моменту прибытия в СССР летал уже на 12 типах самолетов. После перемирия с гитлеровской Германией, когда правительство Виши делало вид, что Франция сохранит армию и авиацию, А. Литольфу предложили выгодную должность в министерстве авиации. Но он предпочел встречаться с врагами своей родины не в отелях курорта Виши, а в советском небе, ставшем для него полем битвы. С немецкими захватчиками у Литольфа были особые счеты: его родину, Эльзас, гитлеровцы вновь аннексировали и сделали своей вотчиной.

В Советский Союз капитан Литольф прибыл, имея [16] на боевом счету 10 побед. Впервые он повстречался с фашистскими летчиками в воздухе в ноябре 1939 г. над Саарбрюкеном. Их было одиннадцать, но отважный летчик не испугался численного превосходства и меткой очередью сбил одного фашиста. Позже еще пять самолетов врага были сбиты Литольфом над Францией и четыре — в Ливии.

Кроме Литольфа сбитые самолеты на своем счету имели лейтенанты Лефевр, Альбер, Дюран и де ля Пуап. Все вместе они одержали 19 побед. Остальной летный состав эскадрильи тоже имел хорошую летную подготовку и боевой опыт.

* * *

В Иваново группа французских летчиков расположилась в военном городке. Первые дни ушли на устройство. Прибыв из знойного Тегерана в заснеженный русский город, французы спрятали в чемоданы свои легкие костюмы и оделись в теплые унты, меховые брюки и куртки, в которых не такой уж страшной казалась русская зима.

Несмотря на трудности военного времени, в городе Иваново, где французским летчикам предстояло восстановить утраченные навыки в полетах, им были созданы самые благоприятные условия. Для обучения полетам на советских истребителях за эскадрильей закрепили наиболее опытного летчика-инструктора — инспектора по технике пилотирования авиационной бригады капитана П. И. Друзенкова, который летал в то время почти на всех боевых самолетах, состоявших на вооружении советских ВВС, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках. В короткий срок были переведены на французский язык все необходимые технические описания самолетов, инструкции и отдельные главы наставлений и боевых уставов советских Военно-Воздушных Сил. «Заботливое и дружеское отношение к нам со стороны советских людей чувствовалось во всем, — рассказывал потом майор Тюлян. — Мы знали, какие трудности переживала Советская Россия, и были удивлены и растроганы такой встречей, такой заботой о нас. Мы с первых дней почувствовали, что ступили на землю своих лучших друзей». [17]

Французским летчикам было предоставлено право выбрать любой тип самолета-истребителя. Они остановились на самолете Як-1, который вызывал у них восхищение своими высокими летно-тактическими данными, качеством оборудования и простотой управления.

Ознакомившись с условиями размещения, жизни и боевой учебы эскадрильи, Мирле, получивший к тому времени воинское звание майора, встретился с представителем командующего ВВС Красной Армии полковником Левандовичем, чтобы выразить благодарность за теплый прием, оказанный эскадрилье по прибытии в Иваново, а также за оперативность, с которой советские авиационные руководители предоставили возможность французам без проволочек начать эффективную подготовку эскадрильи к боевым действиям{10}.

Программа переучивания летно-технического состава была подготовлена французами с помощью советских летчиков-инструкторов.

В течение первой половины декабря 1942 г. летчики и механики эскадрильи под руководством офицеров 6-й запасной авиационной бригады прошли в ускоренном темпе программу наземной подготовки. За короткое время они изучили устройство и правила эксплуатации самолета Як-1, ознакомились с наставлениями по производству полетов и по штурманской службе, с тактикой ВВС и другими дисциплинами. Нагрузка оказалась большой, но она не особенно чувствовалась, так как все горели желанием как можно скорее приступить к тренировочным полетам.

Подготовка закончилась успешно, и в середине декабря 1942 г. эскадрилья провела свой первый летный день Выйдя на аэродром, французы с удивлением смотрели, как трамбовалось и укатывалось снежное летное поле. Здесь снег не был помехой, а во Франции, когда он выпадал, полеты прекращались.

Сначала всем летчикам была предоставлена возможность восстановить утраченные в результате дли тельного перерыва летные навыки на учебно-тренировочном самолете УТ-2. В ходе полетов они ознакомились с особенностями ведения ориентировки при снежном [18] покрове, с расположением характерных ориентиров в районе аэродрома и пилотажных зон. Затем с 20 декабря началось переучивание на учебно-боевом самолете Як-7. В январе уже все французские летчики летали на учебно-боевом самолете. К этому же времени французские механики прошли практическое обучение эксплуатации самолета Як-1, принятого на вооружение эскадрильи «Нормандия».

Советский истребитель Як-1 французские летчики освоили быстро и в январе 1943 г. начали самостоятельные полеты. Длительный перерыв в летной практике давал о себе знать. Нелегко было привыкнуть и к снежному покрову, при котором почти все французы у себя на родине л тем более в колониальных странах никогда не летали. Именно поэтому после некоторых не совсем удачных посадок приходилось буксирным трактором оттаскивать с посадочной полосы самолеты с погнутыми винтами.

— При посадке на снежную полосу, — учил французских пилотов инструктор капитан Друзенков, — требуется самый точный взгляд на землю и большое внимание. Оплошность при этом может привести к большой неприятности.

Об этом младший лейтенант Ив Бизьен хорошо знал. Но на десятом самостоятельном полете, видимо, позабыл про это или проявил беспечность. Планируя на посадку, на высоте 15-20 метров Бизьен на секунду отвлек свой взгляд на мелькавший внизу под самолетом мелкий кустарник.

Но, оказывается, и этого было достаточно, чтобы испортить посадку. Когда черные точки промелькнули, летчик перенес свой взгляд на землю, но смотрел он уже не так, как его учил Друзенков. Ему показалось, что вот-вот самолет ударится о землю, и он резко потянул ручку управления на себя. Имея еще скорость, «як» взмыл, а затем с высоты 5-7 метров стал парашютировать, покачиваясь с крыла на крыло. Нужно было бы прибавить газ и этим самым задержать резкое падение, но вместо этого летчик ослабил штурвал, и самолет, как говорят в авиации, клюнул на нос. А тут уже и земля. Ударившись о снежный грунт, он подскочил, как мячик, на 2-3 метра, а потом камнем повалился на землю. При втором падении левая стойка колес шасси не выдержала [19] удара и сломалась. Неуклюже подпрыгнув еще раз и оставляя за собой обломки, самолет плюхнулся на снежный покров и прополз 80-100 метров, описав на снегу кривую.

Самолет отбуксировали в мастерские. Полеты прекратились, и летчики уехали в городок.

Лишь у стартового командного пункта еще долго стояли трое: младший лейтенант Ив Бизьен с поникшей головой, размахивающий перед ним руками майор Тюлян и капитан Друзенков.

— Завтра еще на учебном несколько провозных полетов, а сейчас отправляйтесь отдыхать, — закончил командир «Нормандии».

— И это все?! — удивленно непонятно кого спросил Бизьен, ожидавший строгого наказания.

— Да, это все, но нужно подумать о том, что мы приехали сюда бить не советские, а немецкие самолеты.

Бизьен в ответ на это только кивнул головой, выразив, видимо, согласие со сказанным, и направился к* ожидавшей его автомашине.

Переучивание, если не считать нескольких поломок самолетов, проходило успешно. В полетах и на классных занятиях время проходило незаметно. Не скучали летчики эскадрильи «Нормандия» и длинными зимними вечерами. Они часто собирались в комнате майора Тюляна, чтобы узнать последние новости, поспорить. Эта жилая комната часто использовалась как служебное помещение для совещаний и занятий, которые проводил сам командир эскадрильи. В ней висела карта европейской части СССР. Линию фронта на карте аккуратно исправляли переводчики и лейтенант Лебединский по сводкам Советского информбюро. На некоторых участках фронта, особенно на южном крыле, она все дальше уходила на запад. На другой карте более крупного масштаба были нанесены пилотажные зоны и указан порядок восстановления ориентировки в районе полетов. Рядом с этой картой висел график летных дней и учета выполнения летной программы, на письменном столе стоял полевой телефон.

В этой же комнате летчики собирались и в часы досуга. Они играли в шахматы и карты, а «три мушкетера» (так прозвали Лефевра, Дюрана и Альбера) [20] обычно горячо спорили или рассказывали анекдоты, состязаясь в остроумии. Сам хозяин комнаты майор Тюлян в свободное от службы время занимался какими-нибудь хозяйственными делами или приготовлением папирос из табака «Золотое руно». Его друг и помощник капитан Литольф часами просиживал за чтением, наполняя комнату ароматом табачного дыма из трубки, с которой он почти не расставался. Кино, концерты художественной самодеятельности и театр — все это также заполняло свободное время французских добровольцев.

Всем были довольны французские летчики и механики: и учебой, и бытом. Лишь суровая русская зима иногда приносила им неприятности. Но постепенно они начали привыкать и к русскому климату; сначала французы не верили, что обмороженные нос или щеки можно «отогреть» снегом, но, убедившись в этом, стали с успехом применять его, когда на лице появлялись белые пятна.

С нетерпением ожидались боевые самолеты для «Нормандии», перегонка которых задерживалась из-за плохой погоды. На них французские летчики должны были лететь на фронт. Наконец 19 января 1943 г. была получена телефонограмма: «Для эскадрильи «Нормандия» вылетают шесть самолетов Як-1». Стремясь как можно быстрее увидеть их, все летчики и механики пришли на аэродром.

— Летят, летят! — закричали все разом, подпрыгивая и хлопая в ладоши, когда на горизонте показались шесть едва видимых точек.

Подойдя к аэродрому, самолеты стали в круг и один за другим произвели посадку. Как только первый «як» зарулил на стоянку, к нему сразу подбежали французы. Осмотрев его, летчики загорелись еще большим желанием поскорее подняться в воздух на новых истребителях.

К 16 марта после прилета еще восьми Як-1 в эскадрилье было уже 14 боевых самолетов, из которых девять обслуживались французскими и пять советскими механиками.

Через несколько дней французы облетали боевые «яки». Советский истребитель им понравился. «Они восхищены самолетом и собираются хорошо драться»{11}, — [21] заявил генерал Пети советскому командованию во время беседы о ходе переучивания летчиков «Нормандии».

В отличие от немецких истребителей ФВ-190, Ме-109Ф и Ме-109Г советский самолет Як-1 имел значительно меньший вес и лучшие маневренные свойства. В его последующей модификации были улучшены винтомоторная группа и посадочные характеристики и увеличена мощность огня. Это позволяло советским и французским летчикам успешно вести воздушные бои со всеми типами фашистских самолетов.

Учебно-тренировочные полеты, начатые в декабре 1942 г., подходили к концу. Всего 38 полетов и 15 часов налета в среднем на каждого французского летчика по требовалось для того, чтобы эскадрилью можно было представить к инспекторской проверке для определения ее готовности к отправке на фронт.

В середине марта 1943 г. на аэродром в Иваново прибыли глава военной французской миссии генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С. Т. Левандович. Личный состав эскадрильи встречал их с волнением. Были подняты французский и советский государственные флаги. После небольшой торжественной церемонии инспектирующие ознакомились с бытом летчиков и механиков, а потом проверили боевую готовность эскадрильи Три месяца напряженной учебы не пропали даром. Летчики показали высокое мастерство в выполнении фигур высшего пилотажа, в воздушном бою, стрельбе по воздушным целям и полетах в строю. В заключение смотра майор Тюлян мастерски выполнил полупетлю с перевернутого полета. Проверяющие высоко оценили выучку летчиков и признали эскадрилью подготовленной к боевым действиям.

Дальше