Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Первые добровольцы

В марте 1942 г. в Москву приехал бригадный генерал Эрнест Пети. Он был назначен Французским Национальным комитетом, находившемся в Лондоне, главой французской военной миссии, прибывшей в СССР для приема воинских частей Свободной Франции, которые предполагалось направить на советско-германский фронт. Расположившись в одном из московских особняков на Кропоткинской набережной, генерал Пети ожидал инструкций из Лондона от руководства Национального комитета.

Начатые еще в конце 1941 г. переговоры между Национальным комитетом Свободной Франции и советским послом при союзных правительствах в Лондоне А. Е. Богомоловым о переброске одной французской пехотной дивизии в СССР продолжались по дипломатическим каналам, но проходили очень медленно. Видимо, не всем по душе пришлось франко-советское сближение, и потому на его пути возникали одна за другой преграды. В начале февраля 1942 г. британский министр иностранных дел А. Иден сообщил послу СССР в Великобритании И. Майскому, что английское правительство не считает возможным согласиться на переброску этой дивизии в СССР{5}.

Однако переговоры на этом не закончились. В апреле 1942 г. руководство Национального комитета предложило послать на советско-германский фронт 30 летчиков и 30 человек обслуживающего персонала{6}. Советское правительство согласилось с этим предложением, [9] и французская военная миссия приступила к его практическому осуществлению.

Генерал Э. Пети, вступив в контакт с представителями советского Верховного Главнокомандования, предложил заключить соглашение о формировании в СССР одной французской авиационной эскадрильи.

* * *

Некоторые французские авиационные группы, сохранившиеся после капитуляции, в 1942 г. оставались на авиационных базах Ближнего Востока и Африки. Истощив запасы горючего и не получая запасных частей для ремонта самолетов, они бездействовали. В таком же положении оказалась и 1-я истребительная авиагруппа на авиационной базе Раяк в Ливане. Полеты почти прекратились, и летный состав оказался не у дел. Мучительно тянулись дни, не приносившие никаких перспектив.

Дошедшие до Раяка слухи о проходивших в Лондоне и Москве переговорах ободрили заскучавших летчиков: они рассчитывали, что в скором времени могут понадобиться для борьбы за свободу Франции. Некоторые надеялись отправиться в Советский Союз в качестве добровольцев. Надежды их были не напрасны.

В марте 1942 г. после обмена телеграммами между Национальным комитетом в Лондоне и штабом французских ВВС в Каире трое из наиболее опытных летчиков этой авиагруппы, Ж. Тюлян, Ж. Пуликэн и А. Литольф, были вызваны в Англию. Цель их поездки в Лондон держалась в секрете, но некоторые летчики предполагали, что она связана с созданием авиационной группы, предназначенной для действий на советско-германском фронте. И действительно, в мае того же года французский генерал М. Валэн, приезжавший на Ближний Восток, сообщил им, что в скором времени по распоряжению Национального комитета Свободной Франции в Раяке будет сформирована и направлена в СССР одна истребительная авиагруппа.

Весть эта очень обрадовала летчиков, и все последующие дни они только и говорили о предстоящем отъезде в СССР. Желающих попасть в первую группу добровольцев [10] оказалось больше, чем предполагалось послать, и потому все с нетерпением ждали, на кого же падет выбор.

Долгожданный приказ о создании авиагруппы для боевых действий на советско-германском фронте был доставлен на авиационную базу Раяк в конце августа. Его привез из Англии сотрудник французской военной миссии в СССР капитан Мирле. Приказ требовал отобрать для отправки в Советский Союз самых лучших. Из Англии, Сирии, Северной Африки и с Мадагаскара в Раяк прибывали наиболее подготовленные летчики и авиационные механики. Подбором летного состава занимался майор Ж. Тюлян, а комплектованием группы технического состава — штаб базы. Общее руководство по формированию всей истребительной авиационной группы было возложено на майора Ж. Пуликэна. В прошлом опытный летчик, он участвовал еще в первой мировой войне, и потому с немцами у него были старые счеты. Умелый организатор, Ж. Пуликэн горячо взялся за создание первой добровольческой авиационной группы (эскадрильи).

Вновь сформированное подразделение летчики решили назвать именем французской провинции Нормандия, которая больше других пострадала от бомбардировок и немецко-фашистской оккупации. «Пусть это название, — сказал тогда майор Тюлян, — всегда будет напоминать нам о слезах наших матерей, о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполнит наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе».

В штаб французских ВВС была послана телеграмма с просьбой утвердить это название. Вскоре от генерала М. Валэна по радио был получен положительный ответ. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия», боевая слава которой облетела потом весь мир. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия — квадрат красного цвета с двумя золотистыми львами.

Перед отправкой в СССР на авиационную базу Раяк для смотра первых добровольцев прибыл командующий французскими ВВС. Летчикам и механикам были торжественно вручены значки с гербом провинции Нормандия. [11]

Со дня на день ожидался приказ об отправке в СССР. Велись хлопотливые сборы. Личному составу группы было выдано новое рабочее, выходное и парадное обмундирование единого образца. Мадам Катру — жена французского посла в СССР — позаботилась, чтобы все убывающие получили все необходимое, что может потребоваться в дороге и на фронте.

Вечером 10 ноября 1942 г. из Москвы от генерала Пети была получена телеграмма, в которой первым добровольцам предписывалось двинуться в путь. Покинув 12 ноября авиационную базу Раяк в Ливане, на трех транспортных самолетах они вылетели в Багдад. После небольшой остановки в столице Ирака они продолжили путь на поезде и автомашинах через Месопотамскую низменность. Миновав Басру и Ахваз, 18 ноября вся группа французских летчиков и механиков прибыла в Тегеран, где их ждали представители советского военного командования.

Пока личный состав отряда добровольцев находился в пути, о его дальнейшей судьбе беспокоилась французская военная миссия. Ее персонал был невелик: генерал Э. Пети, глава миссии; капитан Мирле, его помощник и специалист по авиационным делам; секретарь миссии и несколько человек обслуживающего персонала.

Глава французской военной миссии бригадный генерал Эрнест Пети был человеком высокообразованным. В 1909 г. он окончил офицерскую школу, а позже получил высшее военное образование. Во время первой мировой войны, сражаясь в рядах французской армии под Верденом, Э. Пети был ранен и попал в плен, из которого в 1918 г. после нескольких попыток бежал.

Оказавшись в 1940 г. после поражения Франции в Марокко, Э. Пети примкнул к движению Сопротивления и был направлен в Советский Союз, чтобы возглавить военную миссию. Настоящий патриот своей страны, генерал Пети ненавидел германских агрессоров, которые дважды за время его службы в армии покушались на свободу и независимость Франции. Своим назначением в Москву он был доволен, так как считал, что именно здесь он принесет больше пользы своей родине. Миссия под его руководством развернула весьма активную и полезную деятельность.

19 ноября 1942 г. глава французской военной миссии [12] со своим помощником по вопросам авиации капитаном Мирле посетил штаб ВВС Красной Армии, где встретился с заместителем командующего советскими ВВС генерал-лейтенантом авиации Ф. Я. Фалалеевым. Во время этой встречи был одобрен проект соглашения об участии французских авиационных частей в составе советских ВВС в борьбе против общего врага. А 25 ноября 1942 г. это соглашение было подписано генерал-лейтенантом Ф. Я. Фалалеевым от имени советского командования и бригадным генералом Э. Пети от имени Национального комитета Сражающейся Франции{7}.

После подписания соглашения генерал Ф. Я. Фалалеев поздравил генерала Э. Пети с началом боевого содружества советского и французского народов. Поблагодарив советское командование, генерал Э. Пети выразил надежду, что летчики Сражающейся Франции окажутся достойными бойцами и рука об руку с советскими воинами будут драться с фашистскими захватчиками.

И хотя предстоящее участие эскадрильи в борьбе против Германии для Франции могло иметь лишь символический характер, все же Национальный комитет придавал ему большое значение. «Может быть, это капля воды в океане, — говорил тогда представитель Комитета Р. Гарро, — но сердца всей французской нации с нашими солдатами, которые будут сражаться вместе со своими русскими братьями»{8}.

Незадолго до прибытия личного состава эскадрильи «Нормандия» в СССР генерал Пети и капитан Мирле еще раз встретились с представителем ВВС Красной Армии полковником С. Т. Левандовичем для практического разрешения вопросов, связанных с приездом и дальнейшим пребыванием эскадрильи в СССР. В частности, капитан Мирле просил, чтобы летчикам были предоставлены самолеты-истребители лучшего типа, [13] чтобы на этих самолетах были нанесены дополнительные знаки, обозначавшие их принадлежность к «Нормандии». Советское правительство удовлетворило просьбу французов и согласилось безвозмездно обеспечить всем необходимым личный состав французской эскадрильи и частей, которые предполагалось сформировать и направить на советско-германский фронт позже.

Дальше