Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Введение

Боевая летопись нашей страны богата примерами совместных действий сухопутных войск и речных флотилий. И самым выдающимся, исключительно ценным и значительным среди них является опыт, накопленный Советскими Вооруженными Силами в этой области за годы Великой Отечественной войны. Это объясняется тем, что важнейшие оборонительные сражения и наступательные операции советских войск велись на рубежах таких крупнейших рек, как Волга и Висла, Дунай и Днепр, Одер и Амур, являвшихся водными преградами оперативно-стратегического значения.

Операции Советских Вооруженных Сил в борьбе за Киев и Сталинград, Белград и Будапешт, Братиславу и Вену, Варшаву и Берлин, Харбин и другие города на Дунае и Днепре, Волге и Висле, Одере и Шпрее, Амуре и Сунгари были связаны с форсированием крупных водных преград и ожесточенными боями за овладение приречными оперативными плацдармами, а также с маневрированием значительными силами сухопутных войск через реки в условиях значительной минной опасности, особенно на Волге и Дунае в 1942 — 1945 годах. Все это предопределило широкое боевое использование сил Советского Военно-Морского Флота в совместных действиях с сухопутными войсками, в противоминной и противовоздушной обороне воинских и народнохозяйственных перевозок на реках театров военных действий в 1941 — 1945 годах. Учитывая наличие речных флотилий капиталистических государств в бассейнах Днепра, Дуная и Амура и опираясь на многовековой опыт боевых действий сил русского и Советского Военно-Морского Флота на реках, Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли большую заботу о развитии таких формирований в составе наших Вооруженных Сил. [4]

К началу Великой Отечественной войны Краснознаменная Амурская, Дунайская и Пинская флотилии представляли собой мощные оперативные объединения Советского Военно-Морского Флота, имевшие высокий уровень боеспособности. Эти флотилии располагали значительным количеством современных боевых артиллерийских речных кораблей и катеров, береговыми подвижными и стационарными артиллерийскими батареями.

Одновременно со строительством новых кораблей и катеров для речных флотилий уделялось большое внимание подготовке к возможной войне речного транспортного и промыслового флота как резерва формирования новых и усиления действующих военных речных флотилий. В соответствии с основными соображениями по строительству Военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии во второй пятилетке развитие нашего морского и речного флотов отвечало как экономическим потребностям страны, так и требованиям использования транспортных судов для переоборудования под канонерские лодки, сторожевые корабли, тральщики, специальные вспомогательные, суда и другие{1}. На таком принципе основывались и программы строительства морского и речного транспортного флотов в третьей пятилетке. Все это дало положительные результаты. В годы Великой Отечественной войны речной флот страны смог выделить до 1000 транспортных судов для переоборудования под боевые корабли и вспомогательные военные суда. Две трети боевых кораблей Волжской флотилии составляли переоборудованные транспортные и промысловые суда Волжско-Каспийского бассейна.

В 1941 — 1945 годах наши речные флотилии вместе с сухопутными войсками прошли славный боевой путь от Волги, Днепра и Днестра до Одера, верховья Дуная и Вены, от Благовещенска и Хабаровска до Харбина. Они участвовали в битвах на Волге и Днепре, в Белорусской, Ясско-Кишиневской, Белградской, Будапештской,. Венской и Берлинской наступательных операциях, в разгроме японской Квантунской армии.

Корабли флотилий своим огнем истребили десятки тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожили сотни [5] танков, артиллерийских и минометных батарей. Они высадили до 50 десантов, переправили через реки более двух миллионов советских воинов с боевым вооружением, обеспечили эффективную противоминную и противовоздушную оборону перевозок на Волге и Дунае.

В достижение победы под Сталинградом достойный вклад внесли моряки Волжской флотилии. Народный комиссар Военно-Морского Флота в своем приказе от 30 июня 1944 года дал высокую оценку их боевым действиям на Волге и выразил уверенность в том, что они, влившись в состав других действующих флотов и флотилий, будут верны славным флотским традициям и впишут новые яркие страницы в боевую летопись Советского Военно-Морского Флота{2}. Моряки Волги после Сталинградской битвы и расформирования флотилии героически сражались на Азовском море, Днепре и Дунае, Березине и Припяти, Западном Буге и Висле, Одере и Шпрее, дошли с боями до Вены и Берлина. Многие из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Вместе со всеми советскими военными моряками они с чувством глубокой гордости восприняли слова приказа Верховного Главнокомандующего:

«На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной»{3}.

Большую роль советских речных флотилий в разгроме немецко-фашистских войск вынуждены признать и буржуазные военные историки. Западногерманский исследователь доктор Ю. Ровер, например, в докладе на пятом историко-тактическом совещании военно-морских сил ФРГ в декабре 1962 года указывает, что

«помимо флотов на отдельных военных театрах значительную роль играли советские речные и озерные флотилии... На многочисленных внутренних судоходных реках России еще до войны создавались сильные речные флотилии. Эти флотилии не только принимали непосредственное участие в боях на реках, но и перебазировались по мере [6] надобности в другие районы по суше и водным путям»{7}.

Швейцарский историк Ю. Майстер в книге «Война на море в восточноевропейских водах в 1941 —1945 гг.» приходит к выводу, что военно-морское командование фашистской Германии не смогло организовать эффективного боевого использования сил флота на реках, в то время как Советский Военно-Морской Флот, напротив, часто имел большое превосходство в материальном и оперативно-тактическом отношении на приречных и приозерных операционных направлениях, связанных непосредственно с сухопутными фронтами, успешно решал силами речных флотилий сложные оперативные задачи. В этой книге дается оценка и действиям Волжской флотилии:

«Когда летом и осенью 1942 г. немецкие войска подошли к Сталинграду и Волге, Волжская флотилия сконцентрировала свои лучшие силы для обороны города. Она использовала не только свою артиллерию, но и обеспечивала переправу довольствия через Волгу, а ее зенитная артиллерия принимала участие в отражении налетов немецкой авиации. Флотилия также была в готовности не допустить форсирование Волги выше и ниже Сталинграда... Действия советской Волжской флотилии в районе Сталинграда были успешными и сделали возможным удержание плацдарма на правом берегу Волги»{8}.

В боевой деятельности Волжской военной флотилии по значимости и характеру решавшихся оперативных и тактических задач было много общего с действиями других военных речных флотилий Советского Военно-Морского Флота в бассейнах Днепра и Дуная, Вислы и Одера, Амура и Сунгари. Но были в ней и свои специфические особенности, характерные только для бассейна Волги в годы Великой Отечественной войны. Крупнейшая река Европы представляла собой важнейшую транспортную артерию общегосударственного значения и стратегическую водную коммуникацию советских, фронтов, которые решали ход и исход сражений с немецко- фашистскими войсками в 1941 — 1943 годах. [7] В предвоенном 1940 году по рекам бассейна Волги объем перевозок составил 37 217 600 тонн различных грузов, в том числе 7 940 260 тонн нефти и нефтепродуктов{9}. За навигацию 1942 года по Волге было перевезено до 800 тыс. бойцов и командиров, тысячи танков, орудий и минометов, автомашин, около 100 тыс. тонн различных воинских грузов. Только в период подготовки к контрнаступлению на Волге фронты сталинградского направления получили волжским водным путем до 260 тыс. человек пополнения.

Немецко-фашистское командование, готовясь к наступлению на сталинградском и кавказском направлениях в 1942 году, отчетливо представляло важное значение Волги как водной коммуникации приволжского военно-промышленного комплекса нашей страны и стратегической коммуникации действовавших советских фронтов. Поэтому с начала навигации 1942 года авиация противника вела активную разведку реки от Астрахани до Саратова, а затем начала систематические минные постановки, массированные бомбардировки караванов судов и речных портов.

Проблема защиты перевозок на Волге от Астрахани до Куйбышева возникла задолго до прорыва гитлеровских войск к Сталинграду и оставалась весьма острой до начала Курской битвы. От непрерывности потока нефти и нефтепродуктов по реке в значительной мере зависели боевые действия фронтов воронежского, сталинградского и кавказского направлений и работа приволжских заводов. Эта проблема выходила далеко за рамки битвы на Волге, приобретала общегосударственное и стратегическое значение. Решить ее можно было только совместными усилиями Волжской флотилии, Войск противовоздушной обороны страны и фронтов, транспортного флота Волжско-Каспийского бассейна и населения приволжских городов и сел. Поскольку главную опасность представляло минное оружие противника, за Волжской флотилией оставалась ведущая роль в обеспечении и координации защиты перевозок на Волге.

Волжской флотилии во время битвы на Волге в 1942 — 1943 годах пришлось решать одновременно комплекс задач содействия советским войскам у Сталинграда, [8] обеспечения противоминной и противовоздушной обороны речных перевозок. И она успешно справилась с этими задачами. Флотилия была надежным помощником советских войск в битве за Сталинград, она локализовала действия авиации противника по нарушению наших перевозок и вела эффективную борьбу с вражескими минами.

В 1942 — 1943 годах на Волге выкристаллизовалась классическая для того времени система противоминной и противовоздушной обороны общегосударственной стратегической водной коммуникации. В этот период для решения боевых задач на реке привлекалось более шестисот боевых кораблей и катеров, различных вспомогательных судов.

В победе советских войск в Сталинградской битве, явившейся огромным вкладом в достижение коренного перелома в Великой Отечественной и второй мировой войнах, есть немалая заслуга и моряков Волжской военной флотилии. Вот почему их славный подвиг должен найти достойное отражение в военной истории.

Представляют интерес воспоминания об участии военных моряков в Сталинградской битве бывшего Народного комиссара Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецова, опубликованные в документально-мемуарном труде «Сталинградская эпопея» (М., издательство «Наука», 1968 г.). Этот материал дает общее представление о действиях Волжской флотилии в битве на Волге, он содержит значительные факты, которые не нашли отражения в архивных документах и были известны лишь автору. Немало страниц посвящено боевой деятельности флотилии и в мемуарной книге Н. Г. Кузнецова «На флотах боевая тревога» (М., Воениздат, 1971 г.).

В «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 — 1945 гг.» (тома II и III. М., Воениздат, 1963 — 1964 гг.), в книгах «Великая победа на Волге» (М., Воениздат, 1965 г.) и А. М. Самсонова «Сталинградская битва» (М., издательство «Наука», 1968 г.), в мемуарах Маршалов Советского Союза А. И. Еременко и В. И. Чуйкова отмечается важная роль флотилии в разгроме врага на Волге.

Первая попытка дать краткий анализ боевых действий Волжской флотилии сделана в работе Н. П. Вьюненко и Р. Н. Мордвинова «Военные флотилии в Великой Отечественной войне» (М., Воениздат, 1957 г.). [9] Определенное отражение деятельность флотилии получила в книге «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота» (М., Воениздат, 1967 г.) и в воспоминаниях контр-адмирала Н. П. Зарембо «Волжские плесы» (М., Воениздат, 1970 г.).

Однако участие Волжской флотилии в Сталинградской битве, особенно вопросы защиты перевозок на Волге в 1942 — 1943 годах, исследовано далеко не достаточно. До настоящего времени советская историография Великой Отечественной войны не располагает комплексным военно-историческим исследованием боевой деятельности флотилии в тесной связи с действиями советских войск в битве на Волге и в наступательных операциях кампаний 1942 — 1943 годов. В какой-то мере восполняет этот пробел предлагаемая вниманию читателей книга «Волжская военная флотилия в Великой Отечественной войне». В своей работе над ней автор опирался на архивные документы, а также монументальные исследования битвы на Волге и последующих наступательных операций советских войск в 1943 году.

По наиболее важным и принципиальным вопросам автор консультировался с непосредственными руководителями и участниками боевых действий Волжской флотилии — бывшим Народным комиссаром ВМФ Героем Советского Союза Н. Г. Кузнецовым, профессором, адмиралом в отставке Ю. А. Пантелеевым, вице-адмиралом в отставке В. В. Григорьевым, контр-адмиралами в отставке И. Г. Блинковым, П. И. Бельским, С. Д. Бережным, Е. С. Колчиным, М. И. Федоровым, контр-адмиралом запаса А. В. Горожанкиным, контр-адмиралом запаса А. З. Павловым, Героем Советского Союза капитаном 1 ранга К. И. Воробьевым, капитаном 1 ранга И. М. Кулешовым, капитаном 1 ранга-инженером К. Ф. Кузьминым, гвардии капитаном 1 ранга в отставке А. И. Песковым, капитаном 3 ранга в отставке Я. В. Небольсиным, капитанами 2 ранга запаса Г. И. Бабковым, А. И. Гращенко, И. Ю. Цирсом и многими другими адмиралами и офицерами. Это позволило ему сделать необходимые уточнения в описании и анализе боевых действий Волжской флотилии во время Сталинградской битвы и при защите перевозок на Нижней Волге в 1942 — 1943 годах. [10]

Дальше