Достойный вклад
При уничтожении стратегической группировки противника Волжская флотилия продолжала оказывать содействие войскам, оборонявшим Сталинград. Своими активными действиями эти войска сковывали крупные силы гитлеровцев, а затем перешли в наступление и 26 января соединились у Мамаева Кургана с войсками 21-й армии, ворвавшимися в город с запада. Тем самым окруженная группировка противника была расчленена на две части.
В этот период главные задачи Волжской флотилии были прежние переправа войск и боеприпасов через Волгу, эвакуация из города раненых, артиллерийская поддержка войск 62-й армии{94}. В связи с ледоставом на Волге и отводом большей части артиллерийских кораблей на зимнее базирование в Астрахань и Гурьев возможности флотилии, естественно, были ограниченными. Однако она сумела оказать советским войскам большую помощь и на этом этапе величайшей битвы на Волге.
Переправу на правый берег войск, боеприпасов и других воинских грузов 62-й армии, удерживавшей небольшие прибрежные участки в Сталинграде, а также 64-й и 57-й армий, действовавших южнее и юго-западнее города, могли производить главным образом бронекатера с мощными машинами и сильным вооружением.
Надо иметь в виду, что эти катера удачно сочетали артиллерийско-пулеметный огонь и высокую маневренность, но не были приспособлены к плаванию в ледовых условиях. Естественное стремление втиснуть в их малые размерения сильное пушечно-пулеметное вооружение и [110] мощные главные моторы при сохранении небольшой осадки заставило принять минимально легкую обшивку корпуса. До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением ледостава должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось плавать и вести бои в условиях тяжелого ледостава и непрерывного противодействия противника.
На Волге бронекатера хорошо зарекомендовали себя как малые артиллерийские корабли, успешно поддерживавшие огнем своих орудий, пулеметов и реактивных минометных установок сухопутные войска. Они также были незаменимым средством фронтового и армейского командования на переправах через Волгу, находившихся под огнем вражеской артиллерии и постоянными ударами немецко-фашистской авиации.
Особое значение действия бронекатеров у Сталинграда имели в ноябре декабре 1942 года. Всего в кампании 1942 года их насчитывалось здесь 33 единицы{95}. В строю же обычно находилось не более 25 28. 5 бронекатеров флотилия потеряла в период героической обороны Сталинграда. Многие из этих катеров имели предельно изношенные механизмы. В составе Сталинградской группы кораблей, оставленной для содействия нашим сухопутным войскам, их было 15 единиц{96}.
Для координации действий кораблей с сухопутными войсками у Сталинграда оставалась группа офицеров штаба флотилии, перебазировавшегося в Ульяновск для обеспечения ремонтных работ, формирования 3-й бригады и подготовки к кампании 1943 года.
Сталинградскую группу кораблей с 1 ноября 1942 года возглавлял командир 1-й бригады контр-адмирал С. М. Воробьев. Штаб бригады (начальник штаба капитан 3 ранга А. И. Цибульский) планировал боевые действия канонерских лодок и бронекатеров, осуществлял руководство кораблями на переправах и при артиллерийской поддержке войск 62-й армии. Партийно-политической работой на оставшихся у Сталинграда кораблях руководил политический отдел 1-й бригады (начальник капитан 2 ранга С. Д. Бережной). К нему была прикомандирована группа инструкторов политотдела флотилии. [111]
Моряки Волжской флотилии с огромным воодушевлением встретили весть о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом. На митингах матросы, старшины и офицеры заверили командование флотилии, [112] что не пожалеют сил и самой жизни, сделают все для того, чтобы с честью выполнить боевые задания, внести достойный вклад в разгром врага на берегах Волги{97}.
Во время окружения и разгрома немецко-фашистских войск на Волге характерным в управлении силами флотилии было то, что Сталинградская группа кораблей взаимодействовала непосредственно с дивизиями 62-й и 64-й армий, сражавшимися на волжских берегах. Организация переброски через Волгу войск и воинских грузов бронекатерами и тральщиками и артиллерийская поддержка ежедневно согласовывались непосредственно со штабами этих соединений.
Бронекатера действовали на центральных переправах в Сталинграде, в районах Красноармейска, Каменного Яра и Черного Яра. Они также привлекались для артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий.
Канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» входили в состав артиллерийской группы 62-й армии, находившейся на левом берегу Волги. Они вели огонь как по заявкам командующего артиллерией армии, так и по заявкам командиров дивизий.
В ноябре декабре ледостав на Волге наступал очень медленно. Поэтому армейские части по-прежнему не могли перебрасывать через реку людей и грузы своими средствами. В этот период бронекатера и плавучие средства флотилии перевезли с левого на правый берег Волги 23 284 бойца и командира, более 1500 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов для 62, 64 и 57-й армий Сталинградского фронта. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек, главным образом раненых. При этом значительная часть войск и грузов перебрасывалась на участках 64-й и 57-й армий, непосредственно участвовавших в окружении группировки немецко-фашистских войск и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом.
На центральных переправах в Сталинграде рейсы бронекатеров занимали по 10 15 часов. Они протекали в тяжелых ледовых условиях и при сильном противодействии противника. Забивались льдом кингстоны охлаждения машин, перегревались моторы. От сжатия льдом образовывались трещины в корпусах, гнулись линии вала, деформировались винты. [113] Но ничто не могло сломить непреклонную волю моряков. Не зная сна и отдыха, они пробивались через льды к правому берегу Волги. Им нередко приходилось высаживать войска и выгружать боеприпасы под огнем противника.
Вот краткая хроника их боевых действий в те дни.
В ночь на 21 ноября бронекатера № 11, 13, 51, 61 доставили в район «Красного Октября» и на другие участки 62-й армии 349 бойцов, 38,5 тонны грузов и вывезли оттуда 537 раненых. 25 ноября 1300 человек были доставлены за два ночных рейса в Сталинград четырьмя бронекатерами. На левый берег они вывезли 405 раненых. С 30 ноября по 3 декабря бронекатера № 54 и 63 перевезли у Светлого Яра 2810 человек пополнения, 131 тонну боеприпасов и вывезли 1236 раненых. За эти же дни бронекатер № 61 доставил в район завода «Красный Октябрь» 890 воинов, 35,5 тонны боеприпасов и продовольствия, обратными рейсами вывез 706 раненых. Бронекатера № 13, 51, 54, 61 и 63 4 7 декабря переправили в Сталинград 6634 человека, 378 тонн боеприпасов и продовольствия и эвакуировали 2806 раненых. 10 декабря у Светлого Яра и завода «Красный Октябрь» было доставлено бронекатерами на правый берег 2672 человека и 204 тонны грузов. Даже 11 16 декабря, когда началась пурга и по Волге плыли огромные глыбы льда, бронекатера переправили на правый берег 2751 воина, 305 тонн боеприпасов и продовольствия и вывезли 118 раненых{98}.
Волжские переправы работали бесперебойно. Моряки флотилии непрерывно перебрасывали через реку все необходимое для развития успеха контрнаступления. Так было до окончательного ледостава. Последним вмерз в волжский лед прославленный бронекатер № 61 лейтенанта А. А. Николаева.
Противник, стремясь уничтожить бронекатера на переходах через Волгу, применял против них артиллерию и авиацию. Однако ему не удалось сорвать действия моряков флотилии. Проявляя исключительное мужество, стойкость, инициативу и высокое воинское мастерство, они образцово справлялись с боевыми заданиями. [114]
20 ноября, в день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера № 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии генерал-майора И. И. Людникова, прижатой к Волге на небольшом простреливаемом всеми боевыми средствами противника участке. Их действиями руководил командир дивизиона капитан 3 ранга А. И. Песков. В ночь на 21 ноября бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 тонн боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к пункту разгрузки, находившемуся в 150 метрах от переднего края. Под ожесточенным огнем гитлеровцев они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, приняли 263 раненых. Во время обратного рейса бронекатера, вступив в перестрелку с врагом, подавили 10 его огневых точек и взорвали склад боеприпасов{99}.
Во время этого боя на бронекатере № 61 прямым попаданием вражеского снаряда был убит командир отделения рулевых Емелин. Тяжело ранило командира лейтенанта А. А. Николаева. Но экипаж до конца выполнил боевую задачу.
Тяжелое положение сложилось и на бронекатере № 12. Вражеские снаряды пробили боевую рубку и носовой отсек. Были тяжело ранены командир лейтенант Н. К. Карпов, младший политрук Ф. И. Звонков и рулевой Н. И. Ус. Катер потерял управление. Краснофлотец Ус, раненный в ногу и лицо, нашел в себе силы, чтобы ползком добраться из носового отсека до боевой рубки и вывести катер из-под обстрела.
На бронекатере № 61 выбыло из строя все командование, командир дивизиона А. И. Песков перешел на него и отсюда руководил маневрированием бронекатеров при отходе из зоны сильного обстрела.
23 ноября бронекатер № 11 от разрыва снаряда в машинном отделении потерял ход. Поврежденный отсек начал быстро заполняться водой. Командир лейтенант В. И. Златоустовский сумел замаскировать бронекатер у берега. Он разрешил личному составу укрыться в блиндажах. Однако моряки остались на катере и под огнем противника устранили боевые повреждения. Особенно [115] отличились старшины Солодченко, Чичков, Яхнис, краснофлотец Зайцев, военфельдшер Потемкин. Бронекатер с наступлением ночи был отбуксирован в базу.
25 ноября бронекатер № 53 лейтенанта И. Д. Карпунина у центральной пристани Сталинграда попал под сильный вражеский огонь. На его борту находилось около 100 раненых. Через пробоину в корпусе в кормовой отсек хлынула вода и образовался дифферент на корму. Вышло из строя орудие. Катеру грозила гибель. Но не дрогнули моряки. Они быстро перенесли раненых с кормы в носовую часть палубы, тем самым удалось удифферентовать катер. Каждый член команды, устраняя повреждения, действовал уверенно и четко. Старшины Иванов и Карпов обеспечили бесперебойную работу машин, краснофлотцы Гамбургский, Лушпай и Стрехань откачали воду из затопленного отсека.
Бронекатер благополучно перешел от «Красного Октября» к левому берегу Волги и, высадив раненых, направился на ремонт в базу.
Это лишь отдельные примеры героизма моряков Волжской флотилии на переправах. Их действия также отличали инициатива, творческий подход. Например, по предложению лейтенантов И. Д. Карпунина и А. А. Николаева бронекатера стали совершать переходы попарно. Это позволяло экипажам оказывать взаимную поддержку в бою, буксировать поврежденные катера. Кроме того, эти командиры предложили при необходимости спаривать бронекатера лагом, борт к борту, чтобы движение обеспечивалось работой машин одного из них. Этот способ часто применялся на переправах и принес большую пользу. [116]
В период разгрома и уничтожения окруженной группировки противника задачи артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий выполняли канонерские лодки «Чапаев» и «Усыскин» и в случае крайней необходимости предельно занятые на переправах бронекатера дивизиона капитана 3 ранга А. И. Пескова.
Канонерские лодки с закрытых позиций систематически вели огонь по заявкам полковника С. Ф. Горохова и командующего артиллерией 62-й армии. Высокая эффективность стрельбы достигалась хорошо налаженной артиллерийской разведкой и четкой работой корректировочных постов в боевых порядках войск.
Всего за время ликвидации окруженных вражеских войск артиллеристы «Усыскина», «Чапаева» и 2-го дивизиона бронекатеров 129 раз открывали огонь по позициям гитлеровцев. Лишь 25 26 декабря 1942 года и 9 января 1943 года канонерские лодки, израсходовав 708 снарядов, подавили более 20 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребили сотни гитлеровцев{100}. 21 25 декабря артиллеристы «Усыскина» и «Чапаева», поддерживая атаки 138-й стрелковой дивизии, своим огнем подавили 19 дотов и пулеметных точек противника, разрушили 8 блиндажей. Это помогло дивизии, оказавшейся в тяжелом положении, к исходу 25 декабря соединиться с главными силами 62-й армии.
С 10 января и до полного разгрома окруженной группировки противника канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» ежедневно вели артиллерийский огонь, помогая 62-й армии добивать гитлеровцев в Сталинграде. Только 25 30 января они израсходовали около 1000 снарядов главного калибра.
Таким образом, в операции по окружению и разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом Волжская флотилия оказала активное содействие войскам Сталинградского и Донского фронтов.
В период навигации 1942 года флотилия совместно с Войсками ПВО страны решала исключительной важности задачу по защите перевозок воинских и народнохозяйственных грузов на Волге в условиях сильного противодеиствия [117] авиации противника и небывалой в истории войн минной опасности на реках.
С начала битвы на Волге до 16 декабря 1942 года под интенсивным огнем противника, а в осенне-зимний период к тому же в тяжелейших ледовых условиях корабли перевезли с левого на правый берег 88 тыс. бойцов и командиров Красной Армии с вооружением и боеприпасами. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тыс. раненых и около 7 тыс. женщин, стариков и детей{101}. При этом в ноябре декабре 1942 года корабли и вспомогательные суда флотилии были единственным средством командования на переправах у осажденного города.
Канонерские лодки, плавучие и береговые батареи, бронекатера и катера, вооруженные реактивной артиллерией, оказали эффективную поддержку войскам 62, 64, 57-й армий, действовавшим непосредственно у Сталинграда.
Осуществляя противовоздушную и противоминную оборону Волжской коммуникации, флотилия обеспечила значительные по масштабам оперативные перевозки речным транспортным флотом. Во время подготовки к контрнаступлению и в ходе этой операции по Волге было доставлено более 300 тыс. человек для фронтов сталинградского направления. Перевозки войск продолжались до конца ноября 1942 года.
В величайшей битве под Сталинградом Волжская военная флотилия полностью оправдала свое оперативное предназначение для непосредственной артиллерийской поддержки сухопутных войск и обеспечения переправ, а также самостоятельного решения задачи по эффективной защите Волжской водной коммуникации.
В день окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов в приветственной телеграмме дал высокую оценку боевым действиям моряков флотилии, подчеркнув, что они с честью выполнили возложенные на них задачи{102}.
Одним из решающих условий боевых успехов Волжской флотилии как в оборонительной операции, так и во время контрнаступления, окружения и разгрома немецко-фашистских войск [118] под Сталинградом явилась всесторонняя организаторская и воспитательная работа политорганов, партийных и комсомольских организаций. Коммунисты и комсомольцы личным примером и страстным словом увлекали моряков на героические дела, образцовое выполнение заданий командования. В ходе боевых действий значительно выросли и окрепли партийные организации. Если на 1 января 1942 года на флотилии насчитывалось 586 коммунистов, то на 31 декабря их было уже 1480. В период битвы на Волге ряды коммунистов быстро росли за счет особо отличившихся в боях моряков. В июле сентябре 1942 года было принято в партию 81 человек, а в октябре декабре уже 262. Только в январе 1943 года вступило в партию более 80 человек.
В ходе битвы на Волге политический отдел флотилии конкретно и целеустремленно руководил работой политорганов соединений, заместителей командиров по политической части, партийных и комсомольских организаций, настойчиво добивался непрерывности и высокой действенности агитации и пропаганды на кораблях и в частях. На флотилии большое внимание уделялось анализу и обобщению практики работы командиров-единоначальников как политических воспитателей, их умения опираться на коммунистов и комсомольцев. Все это благотворно сказывалось на боевой деятельности моряков флотилии, на выполнении ими боевых задач в величайшей битве на Волге. [119]