Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава первая.

Накануне Сталинградской битвы

В предвоенные годы на Волге не было речной военной флотилии{10}. Не планировалось формирование ее и в случае войны. Однако в связи с неудачным для наших Вооруженных Сил исходом оборонительных операций летне-осенней кампании 1941 года, выходом немецко-фашистских войск на подступы к Ленинграду, Москве, Харькову и Ростову Волга как важнейшая транспортная артерия страны и стратегическая водная коммуникация советских фронтов от Балтийского до Каспийского морей оказалась под угрозой. Поэтому уже к осени 1941 года остро встал вопрос о необходимости создания Волжской флотилии.

Начало организации флотилии было положено решением Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941 года о сформировании Учебного отряда кораблей реки Волги. Народный комиссар Военно-Морского Флота приказом от 16 июля определил состав, сроки формирования и дислокацию отряда с главной базой в Сталинграде, маневренными базами в Ульяновске и Горьком. Были конкретизированы и задачи этого отряда: подготовка личного состава для действующих флотов и флотилий; комплектование экипажей переоборудовавшихся из транспортных судов канонерских лодок, а также бронекатеров, катеров-тральщиков, минометных катеров и плавучих батарей, строившихся на приволжских заводах для военных речных и озерных флотилий{11}. [11]

Уже первые недели Великой Отечественной войны со всей очевидностью выявили возросшую потребность в малых кораблях — торпедных катерах, бронекатерах, катерах-охотниках за подводными лодками, катерах-тральщиках, минометных катерах, сторожевых катерах, плавучих батареях, десантных средствах для Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Северного флотов, Беломорской, Онежской, Ладожской, Азовской, Пинской и Дунайской флотилий. Народный комиссар ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов в докладе правительству от 7 июля 1941 года обосновал необходимость резкого увеличения строительства охотников за подводными лодками, торпедных катеров, бронекатеров, катеров-тральщиков и минометных катеров{12}. В утвержденной программе на второе полугодие 1941 года и на 1942 год значительно увеличивалось строительство для речных и озерных флотилий бронекатеров, катеров-тральщиков и сторожевых катеров. Государственный Комитет Обороны 18 августа 1941 года принял решение о достройке заложенных до июня 1941 года 68 бронекатеров и закладке в четвертом квартале 1941 года и в 1942 году 66 бронекатеров на заводах Народного комиссариата судостроительной промышленности и 44 бронекатеров на судостроительных заводах Народного комиссариата речного флота СССР. Кроме того, предусматривалось строительство на приволжских заводах более 100 катеров-тральщиков и сторожевых катеров{13}. Команды для вступавших в строй бронекатеров, минометных катеров и катеров-тральщиков, а также для вооружаемых транспортных речных судов должен был готовить Учебный отряд кораблей реки Волги.

Резкое ухудшение обстановки на главных стратегических направлениях советско-германского фронта осенью 1941 года потребовало срочно начать формирование Волжской флотилии для содействия войскам Красной Армии, защиты Волжской водной коммуникации и решения задач, ранее ставившихся Учебному отряду. Народный комиссар Военно-Морского Флота в [12] соответствии с указаниями Государственного Комитета Обороны приказом от 23 октября 1941 года переформировал Учебный отряд кораблей реки Волги в Волжскую флотилию. Позднее, 6 ноября 1941 года, были определены состав, организация и базирование ее сил. Планировалось сформировать 6 бригад речных кораблей с включением в их состав 54 канонерских лодок, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, сторожевых катеров и 60 катеров— морских охотников; 6 авиаотрядов (36 самолетов); 6 отдельных батальонов морской пехоты; 6 дивизионов торпедных катеров. Эти организационные мероприятия намечалось завершить к 1 апреля 1942 года{14}.

Предусматривавшиеся состав и организация сил флотилии отвечали оперативно-стратегической обстановке, которая могла сложиться при дальнейшем неблагоприятном для нас развитии военных действий в бассейне Волги, и опыту, полученному в первые месяцы войны на Дунае и в бассейне Днепра. Советское Верховное Главнокомандование учитывало реальную угрозу одновременного прорыва немецких войск на многих участках от Калинина до Астрахани и необходимость в этом случае одновременного ведения боевых действий на нескольких операционных направлениях. Требованиям такой обстановки лучше всего отвечали бригады разнородных речных кораблей с включением в их состав артиллерийских кораблей и катеров (канонерские лодки, бронекатера и минометные катера), кораблей и катеров для противоминной и противовоздушной обороны перевозок на Волге, вспомогательных судов для обеспечения боевой деятельности разнородных сил флотилии.

Работа Главного морского штаба по отбору и переоборудованию судов транспортного и промыслового флота в Волжском бассейне началась уже в первые дни Великой Отечественной войны. Особенно интенсивно она велась осенью 1941 года. Было отобрано 227 самоходных и несамоходных судов{15}. Однако это далеко не покрывало потребности флотилии. Возникали и другие трудности.

На переоборудовавшихся транспортных судах, на канонерских лодках, например, целесообразно было установить [13] морские дальнобойные орудия калибра 130 и 152 мм. Но, к сожалению, Военно-Морской Флот не имел в своих резервах этих артиллерийских систем. Военная промышленность страны также не могла поставить флотилии таких орудий в нужном количестве. В отличие от наших флотилий на Амуре, Дунае и Днепре на Волге не было таких мощных артиллерийских кораблей, как мониторы.

К весне 1942 года Волжская флотилия располагала 20 канонерскими лодками, 20 бронекатерами, 10 катерами-тральщиками, двумя плавучими батареями. Эти силы входили в состав 1, 2 и 3-й бригад речных кораблей. В связи с улучшением обстановки на советско-германском фронте после разгрома гитлеровцев под Тихвином, Ростовом, Ельцом, Москвой и успешным зимним наступлением советских войск Государственный Комитет Обороны своим Постановлением от 21 января 1942 года приостановил мобилизацию транспортных и промысловых судов Волжского бассейна.

Как известно, Советское Верховное Главнокомандование рассчитывало весной и летом 1942 года развить успех предыдущей зимней наступательной операции, готовило войска для наступления в районах Харькова, Донбасса и Крыма, Ленинграда и на вяземско-смоленском направлении с целью разгрома основных группировок немецко-фашистских войск, улучшения оперативного положения наших фронтов и срыва летнего наступления противника. Тем самым предусматривалось создание условий для дальнейшего развертывания широких наступательных операций Красной Армии. В этот период было ослаблено внимание к формированию Волжской флотилии и со стороны Народного комиссариата [14] ВМФ. Ее состав ограничивался тремя бригадами кораблей, которые были сформированы зимой 1941/42 г.А весной 1942 года в связи с передачей Онежской флотилии 13 канонерских лодок и 8 бронекатеров 3-я бригада речных кораблей была расформирована{16}. Началось формирование Отдельной бригады траления. К лету 1942 года Волжская флотилия имела в своем составе: 1-ю бригаду речных кораблей (дивизион канлодок — «Усыскин», «Громов» и «Руднев» дивизион бронекатеров — 12 единиц; отряд сторожевых катеров — 6 единиц; отряд полуглиссеров —10 единиц; батальон морской пехоты); 2-ю бригаду речных кораблей (дивизион канонерских лодок — «Киров», «Федосеенко», «Чапаев» и «Щорс», дивизион плавучих 152-мм батарей № 97 и 98; отряд бронекатеров — 4 единицы; отряд полуглиссеров и батальон морской пехоты); отдельную бригаду траления — 26 катеров-тральщиков{17}. Отдельная бригада траления была не полностью укомплектована катерами-тральщиками из-за задержки передачи транспортных судов для переоборудования и их плохого технического состояния.

С началом навигации 1942 года 1-я бригада речных кораблей (командир — контр-адмирал С. М. Воробьев, военком — старший батальонный комиссар С. Д. Бережной, начальник штаба — капитан 3 ранга А. А. Комаров, начальник политотдела — батальонный комиссар В. М. Артемьев), 2-я бригада речных кораблей (командир — контр-адмирал Т. А. Новиков, военком — полковой [15] комиссар И. И. Величко, начальник штаба — капитан 3 ранга В. А. Кринов, начальник политотдела — полковой комиссар Г. И. Спицкий) и Отдельная бригада траления (командир — контр-адмирал Б. В. Хорошхин, военком — полковой комиссар Ф. Я. Отмахов, начальник штаба — капитан 3 ранга А. А. Асямолов, начальник политотдела — батальонный комиссар О. Л. Ярошенко) приступили к интенсивной боевой подготовке, отработке взаимодействия с сухопутными войсками и системы противоминной и противовоздушной обороны Волжской водной коммуникации.

К весне 1942 года были сформированы командование, штаб, политический отдел и органы тыла флотилии, командование и штабы бригад кораблей, службы обеспечения.

Командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев, в прошлом балтийский матрос, участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, имел большой опыт службы на Амурской флотилии, участвовал в разгроме белокитайской флотилии в 1929 году. Он успешно руководил боевыми действиями Пинской флотилии летом и осенью 1941 года. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга М. И. Федоров в свое время служил на Амурской флотилии вместе с Д. Д. Рогачевым. Оба они хорошо знали принципы организации взаимодействия с сухопутными войсками и боевого использования сил флота на реках. Начальник политотдела дивизионный комиссар П. И. Бельский и военный комиссар штаба флотилии А. А. Шохин были опытными политработниками, умелыми организаторами партийно-политической работы на кораблях. [16]

Командиры бригад кораблей контр-адмиралы С. М. Воробьев, Т. А. Новиков и Б. В. Хорошхин, участники гражданской войны, были известными в Военно-Морском Флоте адмиралами, обладали высоким уровнем оперативно-тактической подготовки и большим опытом службы. Б. В. Хорошхин в тридцатых годах длительное время командовал Днепровской флотилией, участвовал в боевых действиях на Балтийском море и Ладожском озере в 1941 году. Начальники штабов бригад капитан 3 ранга В. А. Кринов, А. И. Цибульский и А. А. Асямолов отлично знали свое дело, были хорошо знакомы с условиями службы на реках. Большой опыт партийно-политической работы имели комиссары и начальники политотделов бригад С. Д. Бережной, И. И. Величко, Ф. Я. Отмахов, В. М. Артемьев, Г. И. Спицкий и О. Л. Ярошенко.

Ответственные посты в штабе Волжской флотилии, в соединениях и в частях занимали участники боев на реках Днепровского бассейна, Дунае и Южном Буге летом и осенью 1941 года. Капитан 1 ранга П. А. Смирнов, депутат Верховного Совета УССР капитан 2 ранга [17] С. С. Степанов, капитаны 3 ранга В. А. Кринов, А. П. Хохлов, капитан-лейтенанты А. И. Гращенко, Я. В. Небольсин, С. П. Лысенко, инженер-капитан 3 ранга Г. Ф. Кузьмин и многие другие офицеры, отличившиеся в боевых действиях Дунайской и Пинской флотилий, отважно сражались с гитлеровцами и на Волге.

Главному морскому штабу, руководству Волжской флотилии зимой 1941/42 г. пришлось решать целый комплекс весьма сложных проблем. Надо было к началу кампании 1942 года сформировать соединения кораблей и береговые части по установленным штатам военного времени, укомплектовать их офицерским, старшинским и рядовым составом, отработать штаб флотилии и штабы бригад как органы управления, оборудовать бассейн Волги в навигационно-гидрографическом отношении, всесторонне подготовить этот своеобразный речной театр к вероятным действиям флотилии. Требовалось определить содержание, направленность и методы ускоренной оперативной и боевой подготовки.

Все это было весьма трудным делом и требовало больших усилий. На театрах бассейнов Амура, Днепра и Дуная, где наш Военно-Морской Флот еще в мирное время имел свои оперативные объединения, были заранее обоснованы вероятные варианты оперативной обстановки и выработана боевая организация сил речных флотилий для решения задач содействия сухопутным войскам в обороне и наступлении, а также для самостоятельных боевых действий. Здесь проводились все необходимые мероприятия по оперативной подготовке театров, определялся конкретный перечень судов речного, транспортного и промыслового флота, подлежавших отмобилизованию и вооружению в военное время. [18] Все это отрабатывалось, всесторонне опробировалось в процессе оперативной и боевой подготовки. Гораздо сложнее обстояло дело в бассейне Волги — еще не было полной ясности, в каком же именно направлении будут развертываться события на южном крыле советско-германского фронта. Соединения флотилии формировались за счет отмобилизованных и вооружаемых судов и только что вступавших в строй боевых катеров. Комплектовались корабли офицерским, старшинским и рядовым составом резерва Народного комиссариата Военно-Морского Флота и военнообязанными, призванными из запаса. Сроки же ввода кораблей в строй и подготовки их к боевым действиям были исключительно жесткими.

Бассейн Средней и Нижней Волги, находившийся в большом удалении от западных границ страны, заранее не готовился как речной театр вероятных военных действий оперативных объединений Советского Военно-Морского Флота. Электролинейные средства и радиосредства связи Волжской флотилии для управления боевыми действиями соединений и частей на обширном речном театре надо было вписать, образно говоря, в систему связи и оповещения Войск ПВО страны, в государственные [19] линии связи и электролинейную связь Народного комиссариата речного флота СССР. Требовалось заранее установить единую систему навигационно-гидрографической обстановки с включением в нее средств тактического ограждения фарватеров по военному времени. По существу, нужно было заново проводить мероприятия по оборудованию театра для ведения боевых действий, созданию единой системы связи, наблюдения и оповещения.

Как известно, на морских, речных и озерных театрах режим плавания в военное время определяется командованием флотов и флотилий. Он обязателен и для боевых кораблей, и для транспортных судов. Неукоснительное соблюдение требований, установленных командованием Волжской флотилии к плаванию транспортных судов в Волжско-Каспийском бассейне, имело исключительно важное значение, и к этому нужно было заранее готовить пароходства.

Руководство всеми мероприятиями по формированию соединений Волжской флотилии, оперативной, боевой и политической подготовкой зимой 1941/42 г. осложнялось тем, что основная масса кораблей вводилась в строй на судоремонтных и судостроительных предприятиях, разбросанных по всему бассейну Волги. Недостаток в транспортных судах и их низкое техническое состояние, задержка поставок вооружения и нехватка рабочей силы на приволжских судостроительных и судоремонтных предприятиях задерживали ввод в строй канонерских лодок, сторожевых катеров и катеров-тральщиков. Давал себя знать большой некомплект экипажей (не хватало 27% матросов и старшин, 16% офицеров){18} [20] Командование и штабы бригад находились в удаленных от главной базы приволжских городах, от штаба и политического отдела флотилии. Возможности контроля за выполнением директив Главного морского штаба и командования флотилии по формированию и подготовке соединений, кораблей и частей были весьма ограниченными. Но к чести командиров и начальников штабов, комиссаров и начальников политотделов бригад, они делали все для того, чтобы своевременно вводить в строй корабли, готовить их к предстоявшим боевым действиям.

За зимние месяцы 1941/42 г. командование флотилии, командование бригад кораблей, политорганы и партийные организации, начальники служб боевого и материально-технического обеспечения проделали огромную работу по вооружению транспортных судов, сколачиванию соединений, кораблей и частей, организации боевой и политической подготовки личного состава. При этом они, руководствуясь действовавшими наставлениями о боевой деятельности речных, кораблей, учитывали опыт Дунайской и Пинской флотилий, полученный в первые месяцы войны, а также вероятную обстановку на Волжско-Каспийском. водном пути, принимали меры по противоминной и противовоздушной обороне перевозок в бассейне реки. Много внимания уделялось организации и методике артиллерийской поддержки приречных флангов сухопутных войск, борьбе с минной опасностью и переправами противника на водных коммуникациях Волжско-Каспийского бассейна, обороне и обеспечению переправ своих войск. Офицерский состав глубоко и всесторонне изучал опыт боевых действий Пинской и Дунайской флотилий в 1941 году, особенно по [21] взаимодействию с сухопутными войсками.

Основное предназначение речных флотилий как оперативных объединений Советского Военно-Морского Флота состояло в совместных действиях с советскими войсками во фронтовых и армейских наступательных операциях и оборонительных боях на приречных флангах и операционных направлениях. Между тем Боевой устав Морских Сил 1937 года и Временное наставление по ведению морских операций 1940 года не отражали в полной мере особенностей боевых действий сил флота на реках. Поэтому накануне Великой Отечественной войны был разработан проект Наставления по боевой деятельности речных флотилий. Он опробировался в процессе боевой подготовки и корректировался в соответствии с основными положениями Полевого устава РККА 1936 года и проектами полевых уставов РККА 1939 — 1941 гг., Боевым уставом Морских Сил 1937 года, Временным наставлением по ведению морских операций 1940 года, опытом оперативной и боевой подготовки Советских Вооруженных Сил предвоенных лет, опытом второй мировой войны и первого года Великой Отечественной войны.

Наставление по боевой деятельности речных флотилий было введено в действие в 1942 году. В нем подчеркивалось, что сила речных флотилий заключается в сочетании мощи артиллерийского вооружения с высокой подвижностью, способностью быстро развертывать свои огневые средства и вести меткий огонь по видимым и невидимым с кораблей целям. В ходе фронтовых и армейских наступательных операций в полосе рек они способны с приданными частями сухопутных войск [22] проникать глубоко в расположение противника, артиллерийским огнем и высадкой десантов воздействовать на приречные фланги его обороны, обходить неприятельские сильно укрепленные приречные узлы сопротивления.

В соответствии с характером фронтовых операций и общевойскового боя на речные флотилии возлагались следующие основные задачи: содействие сухопутным войскам в наступлении и обороне при действиях вдоль реки; самостоятельные и совместные с сухопутными войсками прорывы по реке для ударов по приречным объектам в глубине обороны противника, обходов и охватов его флангов; борьба с речными силами противника; артиллерийская поддержка сухопутных войск; прикрытие приречных флангов своих сухопутных войск от воздействия сил флота противника; содействие сухопутным войскам в форсировании водных преград в наступлении; борьба с переправами противника и защита переправ своих войск; обеспечение перевозок своих войск по рекам во фронтовой полосе и другие.

Наставлением определялось, что ядро боевых сил флотилии должны составлять корабли преимущественно с артиллерийским вооружением — мониторы, канонерские лодки, бронекатера, плавучие артиллерийские батареи.

Наряду с артиллерийской поддержкой войск в наступлении и обороне важное значение придавалось десантным действиям, предусматривались в составе речных флотилий части морской пехоты для высадки в качестве передовых отрядов десантов.

В связи с возросшей ролью минного оружия, особенно с появлением неконтактных мин, считалось необходимым, чтобы речные флотилии располагали и достаточным количеством тральщиков.

Были четко определены задачи каждого класса речных кораблей и способы боевого использования оружия.

Мониторы, вооруженные 100 — 152-мм морскими артиллерийскими орудиями и гаубичной артиллерией, предназначались для борьбы с артиллерией сухопутных войск противника; поражения дальних целей в тактической глубине его обороны на приречных рубежах; разрушения бетонных и броневых сооружений в прибрежной полосе, а также искусственных препятствий; борьбы с бронетанковыми войсками противника; подавления огневых [23] средств и живой силы неприятельской пехоты; борьбы с кораблями противника; уничтожения вражеских транспортных и вспомогательных судов, мостов и плавучих средств.

Речные канонерские лодки (артиллерия калибра 100 — 152 мм) предназначались для подавления полевой артиллерии противника, поражения его живой силы и уничтожения огневых средств пехоты, прикрытия речных коммуникаций прифронтовой полосы, сопровождения транспортных судов с войсками и грузами. В отличие от мониторов канонерские лодки, обладавшие невысокой живучестью и слабой защищенностью артиллерии, должны были наносить кратковременные артиллерийские удары, как правило, с закрытых огневых позиций.

На плавучие самоходные и несамоходные артиллерийские батареи калибра 102 — 152 мм, как и на мониторы, возлагалось подавление наиболее мощной укрытой артиллерии противника, разрушение хорошо защищенных объектов большой прочности, поддержка мониторов и канонерских лодок в бою с речными кораблями противника.

Бронекатерам, вооруженным одной-двумя танковыми 76-мм артиллерийскими орудиями, крупнокалиберными пулеметами, а в отдельных случаях и реактивными минометными установками, были свойственны задачи артиллерийской поддержки сухопутных войск поражением живой силы и подавлением огневых средств пехоты противника с малых дистанций; борьбы с бронекатерами, сторожевыми кораблями и канонерскими лодками противника; охранения сил флотилии на переходе и стоянках; разведки речных сил и сухопутных войск противника, а также навигационной и минной разведки; высадки первых бросков десанта; прикрытия транспортов с войсками и грузами на внутренних водных коммуникациях; борьбы с переправами противника и защиты переправ своих войск; постановки оборонительных минных заграждений.

Теоретические обоснования оперативного назначения речных флотилий, состава и задач их разнородных сил в советском военно-морском искусстве были в основном правильными, отвечали характеру войны того времени, уровню развития кораблестроения и боевых средств флота, Это позволяло в практике оперативной и боевой [24] подготовки предвоенных лет и первого периода Великой Отечественной войны вырабатывать у офицерского состава речных флотилий единство правильного оперативно-тактического мышления, готовить личный состав, боевые и технические средства к эффективному содействию сухопутным войскам на приречных флангах и операционных направлениях.

Тактика боевого использования классов кораблей речных флотилий была достаточно разработана и выражена в соответствующих наставлениях по боевой деятельности мониторов, канонерских лодок, бронекатеров и тральщиков. Эти документы ориентировались на возможности кораблей, находившихся в строю, вступавших в строй в те годы, и на корабли, которые планировалось переоборудовать из транспортных речных судов по военному времени. Эти наставления, опробированные и откорректированные с учетом опыта второй мировой и первого года Великой Отечественной войн, играли важную роль в тактической подготовке офицерского состава, тактических соединений и подразделений однородных кораблей речных флотилий и одиночной подготовке экипажей кораблей к решению боевых задач.

Главной задачей всех наших речных флотилий являлась артиллерийская поддержка приречных флангов сухопутных войск в наступлении и обороне, т. е. ведение артиллерийского огня по долговременным огневым точкам приречных узлов обороны противника, его танкам, артиллерийским и минометным батареям и живой силе. В советском военно-морском искусстве в предвоенные годы получила всестороннюю разработку теория артиллерийской стрельбы кораблей по береговым объектам и методика управления огнем. В 1938 году были введены в действие Правила артиллерийской стрельбы по береговым целям. Они опробировались в процессе огневой подготовки мониторов, канонерских лодок и бронекатеров речных флотилий в 1938 — 1941 годах и совершенствовались в первый год Великой Отечественной войны.

В Правилах были конкретно определены огневые задачи корабельной артиллерии флотов и флотилий при использовании ее против береговых объектов противника. Предусматривалось, что в совместных боевых действиях с войсками Красной Армии корабельной артиллерии должны выделяться те цели на приречных флангах, [25] которые не могли подавляться артиллерией сухопутных войск.

На корабельную артиллерию калибра 76 — 120 мм возлагалась задача уничтожения живой силы и огневых средств пехоты противника вне укрытий и в укрытиях легкого типа, уничтожение танков и бронемашин, наблюдаемых с кораблей, подавление артиллерии, разрушение укрытий легкого типа. Корабельная артиллерия калибра 130 — 152 мм предназначалась для борьбы с артиллерией, танками и бронемашинами противника, разрушения его долговременных огневых точек и подавления удаленных целей.

Для систематической артиллерийской поддержки сухопутных войск, наступающих или обороняющихся на приречных флангах и направлениях, предусматривалось создание отрядов артиллерийских кораблей из мониторов, канонерских лодок и бронекатеров. Эпизодическая артиллерийская поддержка приречных флангов сухопутных войск могла вестись отрядами, группами или отдельными кораблями по приказанию командующего флотилией и командования сухопутных войск, которому корабли или соединения подчинялись оперативно.

Таким образом, проблема использования корабельной артиллерии речных флотилий для огневой поддержки приречных флангов сухопутных войск была всесторонне разработана и проверена в практике боевой подготовки флотилий в 1938 — 1941 годах и первого года Великой Отечественной войны. Если на флотах больше внимания уделялось артиллерийским стрельбам по морским целям, то на флотилиях главным образом отрабатывалось уничтожение береговых объектов. Артиллеристы речных кораблей были большими мастерами меткого огня по берегу{19}. Этот довоенный опыт широко использовался на Волжской флотилии в 1942 — 1943 годах.

Большую роль в становлении соединений, частей и кораблей играла активная и целеустремленная партийно-политическая работа. На флотилии было создано более 70 первичных партийных и 56 комсомольских организаций{20}. Коммунисты и комсомольцы составляли свыше 50% личного состава. Они служили примером в боевой [26] и политической подготовке, были опорой командиров и комиссаров в решении задач, стоявших перед кораблями и частями.

Командиры, политоргаиы, партийные и комсомольские организации разъясняли приказы Советского Верховного Главнокомандования, постановления партии и правительства, активно пропагандировали героические традиции Армии и Флота. Вся система партийно-политической работы обеспечивала воспитание у матросов, старшин и офицеров высоких морально-боевых качеств, стойкости в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Несмотря на большие трудности, к началу битвы на Волге 1-я и 2-я бригады речных кораблей и Отдельная бригада траления флотилии были вполне подготовлены для решения задач содействия войскам Красной Армии.

Обстановка на всех направлениях, особенно на южном крыле советско-германского фронта, весной 1942 года была весьма сложной. Немецко-фашистское верховное командование, пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, сосредоточивало все усилия на востоке, ставя своей целью разгромить Красную Армию, закончить войну против СССР в 1942 году. Его замысел на летнюю кампанию 1942 года состоял в том, чтобы на севере овладеть Ленинградом и соединиться с финскими войсками, а на юге осуществить прорыв на Кавказ. Последующим наступлением гитлеровцы намеревались уничтожить советские войска западнее Дона и добиться соединения ударных группировок у Сталинграда, захватить нефтяные районы Кавказа и перевалы через Кавказский хребет{21}. Таким образом, противник планировал нанести весной 1942 года главный удар на южном крыле советско-германского фронта.

Советское Верховное Главнокомандование, определив нашим войскам на весну и начало лета 1942 года задачу стратегической обороны, предусмотрело проведение на некоторых направлениях частных наступательных операций (под Ленинградом, в районе Демянска, на смоленском и льговско-курском направлениях, в районе [27] Харькова и в Крыму). Предполагалось, что эти операции облегчат последующее решительное наступление Красной Армии{22}.

К летне-осенней кампании 1942 года стало ясно, что временные преимущества немецко-фашистских войск начали утрачиваться, тогда как боевая мощь Советских Вооруженных Сил возрастала все более. В быстрых темпах увеличивалось производство вооружения. Но наши Вооруженные Силы все еще уступали противнику по численному составу и технической оснащенности, они не имели обученных и хорошо вооруженных резервов, а промышленность не в полной мере обеспечивала производство новейших видов оружия. Поэтому весной и летом 1942 года еще не было объективных условий для одновременного ведения обороны и крупных наступательных операций.

Неудачный для нас исход наступления на харьковском направлении и потеря Крыма изменили соотношение сил в пользу противника. Гитлеровцы, улучшив оперативно-стратегическое положение своих войск, в первых числах июля перешли в мощное наступление на воронежском, сталинградском и кавказском направлениях. Продвигаясь вперед в большой излучине Дона, они стремились прорваться к Волге, разобщить наш стратегический фронт на две части, перерезать единственную оставшуюся в наших руках железнодорожную линию, связывавшую Сталинград с Кавказом, и прервать важную в экономическом и стратегическом отношении Волжскую водную коммуникацию.

Советское Верховное Главнокомандование было вынуждено отказаться от проведения наступательных операций и полностью перейти к стратегической обороне на огромном фронте от Воронежа до Кавказского хребта, чтобы отразить новое мощное наступление немецко-фашистских войск на юго-западном направлении советско-германского фронта.

В середине июля, после неудачного для советских войск исхода операций на воронежском направлении и в Донбассе, с выходом мощной группировки противника в большую излучину Дона создалась опасность его прорыва [28] к Волге и на Северный Кавказ. Для того чтобы организовать решительный отпор гитлеровцам на сталинградском и кавказском направлениях, Ставка Верховного Главнокомандования 12 июля сформировала Сталинградский фронт из 62, 63 и 64-й армий резерва, развернутых на Дону в тылу Юго-Западного и Южного фронтов. Кроме того, в состав этого фронта вошли 21-я армия расформированного Юго-Западного фронта и 8-я воздушная армия, а несколькими днями позже — 28, 38 и 57-я армии.

Сосредоточив на сталинградском направлении 6-ю полевую и 4-ю танковую армии, немецко-фашистское командование намеревалось стремительным ударом разгромить советские войска, прикрывавшие Сталинград, овладеть им, а затем нанести удар вдоль Волги на юг и захватить район Астрахани, чтобы полностью парализовать нашу волжскую коммуникацию{22}. 17 июля началась битва на дальних подступах к Сталинграду, между Доном и Волгой.

Соединения Волжской флотилии развертывались для содействия войскам сталинградского направления в очень сложных условиях оперативно-стратегической обстановки. Бассейн Нижней Волги оказался в зоне непосредственных военных действий. Фашистская авиация интенсивно бомбардировала города и порты на Волге от Саратова до Астрахани, ставила мины и наносила удары по нашим транспортным судам.

Начало оперативному развертыванию Волжской флотилии было положено директивой Народного комиссара ВМФ от 14 июля 1942 года, когда создалась реальная угроза прорыва противника к Сталинграду. Этой директивой предписывалось: развернуть заранее 1-ю и 2-ю бригады речных кораблей на участке Саратов — Сталинград; ускорить формирование Отдельной бригады траления и подготовку ее к противоминной обороне перевозок на участке Саратов — Астрахань; представить Главному морскому штабу предложения об организации системы управления боевыми действиями флотилии; проверить степень отработанности организации взаимодействия с войсками Сталинградского фронта; привести [29] в готовность систему постов службы наблюдения и связи, постов противоминного наблюдения во всей операционной зоне; развернуть базы снабжения действующих соединений, кораблей и частей; проверить готовность органов Народного комиссариата речного флота к судоходству в условиях военной обстановки; выбрать и заранее оборудовать огневые позиции кораблей{23}.

К 22 июля 1-я бригада речных кораблей сосредоточивалась в районе Саратова, 2-я бригада речных кораблей — южнее Сталинграда, у Красноармейска, а Отдельная бригада траления — в Сталинграде. Флагманский командный пункт, штаб и политотдел флотилии были развернуты в Сталинграде, тыловые базы — в Камышине и Владимировке{24}.

Распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования от 24 июля Волжская флотилия была оперативно подчинена командующему войсками Сталинградского фронта, который поставил перед ней следующие задачи: развернуть корабли и плавучие батареи для артиллерийской поддержки сухопутных войск на сталинградских оборонительных рубежах; не допустить форсирования Волги войсками противника; обеспечить перевозки воинских и народнохозяйственных грузов по Волге на участке от Саратова до Астрахани и переправы через Волгу в операционной зоне Сталинградского фронта; обеспечить противоминную оборону нижнего участка Волги{25}.

Таким образом, огневая поддержка сухопутных войск становилась одной из важнейших задач Волжской военной флотилии.

Ход и исход оборонительного сражения на берегах Волги, разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом во многом зависели от бесперебойности перевозок и переправ войск сталинградского направления. Главной опасностью для судоходства на Нижней Волге являлись ставившиеся самолетами противника неконтактные мины, удары бомбардировочной авиации гитлеровцев по караванам судов на переходах по Волге. Перевозки войск, воинских грузов и нефтепродуктов на участке Астрахань — Куйбышев, функционирование фронтовых и армейских переправ у Сталинграда потребовали [30] координации всех усилий флотилии, инженерных войск армий, сражавшихся на берегах Волги, войск ПВО фронтов сталинградского направления, транспортного флота Волжско-Каспийского бассейна.

Учитывая опасность прорыва немецко-фашистских войск к Волге у Сталинграда, штаб флотилии разработал детальный план совместных действий соединений, частей и кораблей с сухопутными войсками Сталинградского фронта и противоминной обороны перевозок на Волге. По этому плану, одобренному и утвержденному 5 августа 1942 года Военным советом Сталинградского фронта, окончательное оперативное развертывание сил флотилии было завершено, когда немецко-фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда.

1-я бригада речных кораблей в составе канонерских лодок «Громов» и «Руднев», плавучих батарей № 97 и 98 (по 3 орудия 152-мм) и шести бронекатеров занимала огневые позиции на участке Красноармейск — Светлый Яр. Оперативно подчинялась командующему войсками 57-й армии.

2-я бригада речных кораблей (канонерские лодки [31] «Киров», «Федосеенко» и «Щорс» и четыре бронекатера) находилась на огневых позициях ниже Красноармейска. Оперативно подчинялась командующему войсками 64-й армии.

В Северную группу кораблей входили канонерские лодки «Чапаев» и «Усыскин» и семь бронекатеров. Эта группа кораблей занимала огневые позиции на реке Ахтуба и оперативно подчинялась командующему войсками 62-й армии, сражавшейся непосредственно в Сталинграде.

Отдельная бригада траления с приданными бронекатерами и катерами-тральщиками оперативно подчинялась начальнику инженерных войск фронта. Она обеспечивала переправы и перевозки войск.

680-я батарея железнодорожной артиллерии флотилии находилась в оперативном подчинении командующего артиллерией 62-й армии{26}

В те дни в Саратове на случай возможных действий, а также для усиления 1-й и 2-й бригад речных кораблей, действовавших у Сталинграда, срочно формировалась 3-я бригада речных кораблей под командованием контрадмирала П. А. Трайнина{27}. В нее вошли 12 канонерских лодок, 9 бронекатеров, 4 сторожевых катера и 5 плавучих зенитных батарей.

Надо сказать, что боевые действия речных военных флотилий в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов имели свои особенности. Они заключались в значительном расширении операционных зон и в ряде случаев — в одновременных действиях на нескольких операционных направлениях. Волжской флотилии защиту воинских и народнохозяйственных перевозок в 1942 — 1943 годах пришлось обеспечивать на участке протяженностью в 1200 км. Это предъявляло большие требования к организации подвижной системы тылового обеспечения действовавших соединений, частей и кораблей во всей операционной зоне от Астрахани до Куйбышева.

При формировании Волжской флотилии в 1941 — 1942 годах штатами предусматривались стационарные органы тыла с различными береговыми складами и ремонтными мастерскими при военно-морских базах. Такая [32] организация не отвечала условиям сложившейся обстановки. Основные склады и ремонтные предприятия были значительно удалены от районов непосредственных боевых действий соединений, кораблей и частей. Сталинград находился в зоне воздействия артиллерии и авиации противника. Тыловое обеспечение сил флотилии при такой системе оказалось весьма затруднительным. Поэтому одновременно с оперативным развертыванием флотилии, как это делалось в бассейне Днепра в 1941 году, была создана система подвижных тыловых органов.

У Сталинграда корабли обеспечивались тылом Сталинградской военно-морской базы непосредственно на участках боевых действий. Подача боеприпасов и продовольствия, топлива и других видов снабжения велась плавучими средствами и автотранспортом. Здесь же находились и плавучие ремонтные мастерские. Тральщики и корабли, обеспечивавшие противоминную и противовоздушную оборону Волжской водной коммуникации выше и ниже Сталинграда, снабжались подвижными отделениями тыла флотилии на боевых участках.

При подвижных отделениях тыла были сосредоточены и плавучие судоремонтные мастерские.

Как известно, речные военные флотилии, в том числе и Волжская, создавались для поддержки сухопутных войск в операционных зонах фронтов и армий. Поэтому уже в предвоенные годы артиллерия малых кораблей (сторожевые корабли, бронекатера и минометные катера), зенитная артиллерия мониторов и канонерских лодок была унифицирована. Флотилии могли получать боеприпасы из фронтовых и армейских складов прифронтовых районов{28}. Были унифицированы и некоторые виды дизельного топлива и смазочных масел. Основные виды продовольствия также подавались из находившихся вблизи фронтовых и армейских складов. Все это в значительной мере упрощало тыловое обеспечение боевых действий соединений, кораблей и частей.

Сложной проблемой оказался судоремонт в районах боевых действий. Судоремонтные верфи в Сталинграде [33] и Саратове были разрушены вражеской авиацией. Вся тяжесть в устранении боевых повреждений легла на плавучую мастерскую технического отдела флотилии во Владимировском затоне и на специальные ремонтные бригады сталинградских заводов. Значительная часть судоремонтных работ выполнялась личным составом непосредственно на огневых позициях. Использовалась подвижная электросварочная мастерская. Исправление повреждений гребных винтов кораблей и катеров, заделка пробоин в подводной части судов производились водолазными ботами со специальными командами и необходимым оборудованием. Ремонт артиллерийского, минометного и трального вооружения выполняли подвижные плавучие мастерские флотилии.

Тылу флотилии (начальник — полковник интендантской службы В. И. Кривоногов) пришлось организовать в осажденном Сталинграде производство неконтактных тралов для уничтожения ставившихся вражеской авиацией электромагнитных неконтактных мин. Это было вызвано тем, что промышленность запоздала с налаживанием производства этих тралов. В самые короткие сроки личный состав флотилии и сталинградские рабочие оборудовали 7 тралбарж и 47 неконтактных тралов. Это позволило сразу же вести боевое траление вражеских неконтактных мин, обеспечивать безопасность плавания транспортных судов с войсками и воинскими грузами, перевозку нефти и нефтепродуктов.

Главный морской штаб, центральные управления и командование флотилии при содействии командования фронтов сталинградского направления, местных партийных и государственных организаций смогли в невероятно трудных условиях решить все проблемы тылового обеспечения боевых действий соединений, кораблей и частей во время битвы на Волге.

Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации всесторонне готовили личный состав флотилии к активным и решительным боевым действиям.

Горячий отклик среди матросов, старшин и офицеров нашли приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 года, обращение Народного комиссара и Начальника Главного политического управления ВМФ к морякам Волжской флотилии. На митингах [34] и собраниях личного Состава, партийных и комсомольских собраниях воины клялись Родине и партии в том, что будут насмерть стоять на рубежах великой русской реки, приложат все силы к тому, чтобы с честью выполнить боевые задачи, преумножить славные боевые традиции русских и советских моряков{29}.

На всех этапах героической обороны Сталинграда главным содержанием боевых действий Волжской военной флотилии являлись артиллерийская поддержка войск 62, 57, 64 и 66-й армий, обеспечение их переправ у Сталинграда. Одновременно флотилия вместе с войсками ПВО и авиацией фронтов сталинградского направления эффективно решала задачу противоминной обороны Нижней Волги и противовоздушной обороны транспортных судов с воинскими и народнохозяйственными грузами. Все это требовало от моряков кораблей и частей предельного напряжения сил.

Организация управления соединениями, кораблями и частями отвечала главному требованию Наставления по боевой деятельности речных флотилий 1942 года о совместных действиях с сухопутными войсками в интересах решения ими оперативных и тактических задач на приречных флангах и операционных направлениях. Флотилия подчинялась оперативно командованию фронта, а ее соединения и группы боевых кораблей — командованию армий, которым они оказывали содействие. Оперативные задачи флотилии ставились фронтовым командованием, тактические задачи бригадам и группам кораблей — командованием армий. При штабе фронта и штабах армий постоянно находились офицеры связи штаба флотилии и штабов бригад кораблей. Оперативные директивы, боевые приказания и приказы командования армий согласовывались, как правило, с командованием флотилии и бригад кораблей.

На береговом флагманском командном пункте флотилии в Сталинграде (с начала оперативного развертывания до конца августа 1942 года) находились контрадмирал Д. Д. Рогачев, капитан 1 ранга М. И. Федоров, заместитель начальника штаба и начальник оперативного отдела штаба флотилии капитан 2 ранга Е. С. Колчин, флагманские специалисты и офицеры-операторы [35] штаба флотилии. Флагманский командный пункт флотилии был связан радио- и электролинейными средствами с флагманскими командными пунктами командиров бригад и групп кораблей, штабами фронта и армий. Здесь же находились военком и начальник политотдела флотилии, группа инструкторов политотдела.

Хотя главные события развертывались на сравнительно небольшом участке Волги вблизи Сталинграда и при относительно стабильной линии фронта, управление силами флотилии являлось сложным делом, особенно в сентябре — ноябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои в самом городе, и береговой флагманский командный пункт пришлось развертывать в необорудованных заранее сооружениях на левом берегу Волги в районе Красной Слободы. Временами быстро и резко менялась обстановка, требовавшая перегруппировки сил фронтов и армий и осуществления маневра силами флотилии в зоне непрерывных боевых действий. В этих условиях командование и штаб флотилии делали все возможное, чтобы обеспечить гибкое и непрерывное управление соединениями, кораблями и частями, их взаимодействие с сухопутными войсками. [36]

Дальше