Приложение II. Боевой состав флота голландской Ост-Индии
Легкие крейсера
«Де Рейтер» (De Reyter, 1935).
Водоизмещение стандартное 6000, длина 170,8 м, скорость 32 узла. Вооружение семь 150-мм орудий, десять 40-мм автоматов, восемь 12,7-мм пулеметов. Бронирование пояс 30–50 мм, башни и барбеты 30 мм, палуба 30 мм. Экипаж 435 человек.
Потоплен 28 февраля 1942 года.
«Ява» (Java. 1921).
Водоизмещение стандартное 6670 тонн, длина 155,3 м, скорость 31 узел. Вооружение десять 150-мм орудий, четыре 75-мм зенитных пушки. Бронирование пояс 50–75 мм, палуба 37–50 мм. Экипаж 525 человек.
Потоплен 27 февраля 1942 года.
«Тромп» (Tromp, 1937).
Водоизмещение стандартное 3787 тонн, длина 132 м, скорость 33,5 узла. Вооружение шесть 150-мм орудий, [600] восемь 40-мм автоматов, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных торпедных аппарата 533 мм. Бронирование пояс 15 мм, щиты 15 мм, палуба 15–25 мм. Экипаж 309 человек.
Сдан на слом в 1958 году.
Броненосец береговой обороны
«Сурабая» (Soerabaia, бывший De Zeven Provincial, 1909).
Водоизмещение 6530 тонн, длина 103 м, скорость 16 узлов. Вооружение два 280-мм орудия, четыре 150-мм орудия, десять 75-мм орудий. Бронирование пояс 100–150 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм. Экипаж 452 человека.
Тяжело поврежден японскими самолетами в Сурабае 18 февраля 1942 года, затоплен при оставлении города.
Эскадренные миноносцы типа «Ван Гент» 7 единиц
«Ван Гент» (Van Ghent, бывш. De Reyter, 1926).
«Эвертсен (Evertsen, 1926).
«Кортенар» (Kortenaer, 1927).
«Пит Хейн» (Piet Hem, 1927).
«Банкерт» (Bankert, 1929).
«Ван Нес» (Van Nes, 1930).
«Витте де Витт» (Witte de Witt, 1928).
Водоизмещение стандартное 1316 тонн, длина 98,1 м, скорость 36 узлов. Вооружение четыре 120-мм орудия, два 75-мм зенитных орудия, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных торпедных аппарата 533 мм, 24 мины. Экипаж 120–130 человек.
«Ван Гент» вылетел на берег в проливе Банка и был уничтожен своим экипажем 15 февраля 1942 года.
«Пит Хейн» потоплен артиллерией японских эсминцев «Асасио» и «Осио» в проливе Бадунг 19 февраля 1942 года. [603]
«Кортенар» потоплен торпедами японских эсминцев в Яванском море 27 февраля 1942 года.
«Эвертсен» тяжело поврежден огнем японских крейсеров в бою 27–28 февраля, на следующий день выбросился на берег и уничтожен командой.
«Банкерт» поврежден японской авиацией, оставлен в Сурабае, поднят японцами и введен в строй как «Патрульное судно № 106». После войны возвращен голландцам, использовался в качестве корабля-цели, потоплен в сентябре 1949 года в проливе Мадура.
«Ван Нес» потоплен японскими бомбардировщиками в проливе Банка 17 февраля 1942 года.
«Витте де Витт» поврежден авиацией, затоплен в Сурабае 2 марта 1942 года.
Канонерская лодка
«Соэмба» (Soemba, 1925).
Водоизмещение стандартное 1457 тонн, длина 75,5 м, скорость 15 узлов. Вооружение три 150-мм орудия, одно 75-мм зенитное орудие, четыре 12,7-мм пулемета, гидросамолет. Бронирование палуба 25 мм. Экипаж 132 человека.
Сдана на слом в 1956 году. [604]
Минные заградители - 3 единицы
«Виллем ван дер Заан» (Willem van der Zaah, 1938).
Водоизмещение стандартное 1267 тонн, длина 75,2 м, скорость 15,5 умов. Вооружение два 120-мм орудия, четыре 40-мм автомата, четыре 20-мм автомата, один гидросамолет, 120 мин. Экипаж 92 человека. Сдан на слом в 1963 году.
«Принс ван Оранж» (Prince van Oranje, 1931).
«Гульден Леу» (Goulden Leeuw, 1931).
Водоизмещение стандартное 1290 тонн, длина 70 м, скорость 15 узлов, вооружение два 75-мм зенитных орудия, два 40-мм автомата, два 12,7-мм пулемета. Экипаж. 120 человек. [605]
«Принс ван Оранж» потоплен японскими кораблями возле острова Таракан 12 января 1942 года.
«Гульден Леу» затоплен в Сурабае перед оставлением города 7 марта 1942 года.
«Ригель» (Rigel, 1931).
Водоизмещение 1630 тонн, скорость 13 узлов, 150 мин.
Бывшая яхта губернатора Голландской Ост-Индии Затоплен экипажем в Таджунгприоке 1 марта 1942 года, поднят японцами в 1944 году, возвращен Голландии, с 1951 года в составе флота Индонезии как «Девакамбар».
«Серданг» (Serdang, 1897).
Водоизмещение 680 тонн, скорость 12 узлов. Вооружение одно 75-мм орудие, два 37-мм автомата, 60 мин.
Затоплен экипажем возле Явы 6 марта 1942 года.
«Про Патриа» (Pro Patria, 1923).
Водоизмещение 535 тонн, скорость 10 узлов. Вооружение одно 75-мм орудие, 80 мин.
Затоплен экипажем 15 февраля 1942 года возле Палембанга (устье реки Муси) на Суматре.
«Кракатау» (Krakatau, 1924).
Водоизмещение 982 тонны, скорость 16 узлов. Вооружение два 75-мм орудия, четыре 13,1-мм пулемета, один гидросамолет, 150 мин.
Затоплен экипажем у побережья острова Мадура 8 марта 1942 года.
«Рам» (Ram, 1942).
«Регулус» (Regulus, 1942).
Водоизмещение 2400 тонн, скорость 18 узлов. Вооружение три 75-мм орудия, четыре 20-мм автомата, мины. Экипаж 120 человек. [606]
«Рам» в недостроенном виде затоплен экипажем в Чилачапе 2 марта 1942 года. Поднят японцами, назван «Нансин», но в строй так и не введен. Разобран после войны.
«Регулус» в недостроенном виде захвачен японцами, вступил в строй в июне 1944 года как «Нанкай» Потоплен 16 июля 1945 года возле Сурабаи американской подводной лодкой.
Подводные лодки 15 единиц
K-VII (1921)
Водоизмещение 560/640 тонн, длина 54 м, скорость 15/ 8 узлов. Вооружение одно 75-мм орудие, шесть 450-мм торпедных аппаратов. Экипаж 31 человек.
Потоплена японскими самолетами в Сурабае 18 февраля 1942 года.
K-VIII (1922)
K-IX (1922)
К-Х(1923)
Водоизмещение 573/712 тонн, длина 64,1 м, скорость 15/8 узлов. Вооружение одно 88-мм орудие, один 12,7-мм пулемет, четыре 450-мм торпедных аппарата. Экипаж 31 человек. [607]
К-Х повреждена японскими кораблями, затоплена 2 марта 1942 года в Сурабае (по другим данным в Рембанге).
K-VIII и К-IХ ушли в Австралию, где списаны в августе 1942 года.
K-XI (1924)
К-ХII (1924)
K-XIII (1924)
Водоизмещение 670/815 тонн, длина 66,9 м, скорость 15/8узлов. Вооружение одно 88-мм орудие, один 12,7-мм пулемет, два 533-мм носовых торпедных аппарата и четыре 450-мм торпедных аппарата (по два на носу и корме). Экипаж 31 человек.
К-XII потоплена японскими самолетами в Сурабае 18 февраля 1942 года.
К-XI и K-XIII списаны в 1945 году в Австралии.
K-XIV (1932)
K-XV(1932)
K-XVI (1933) [608]
K-XVII (1932)
K-XVIII (1932)
Водоизмещение 771/1008 тонн, длина 74 м, скорость 17/9 узлов. Вооружение одно 88-мм орудие, два 40-мм автомата, восемь 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 2 в корме и 2 поворотных в средней части). Экипаж 38 человек.
K-XVI потоплена японской подводной лодкой 1–166 возле Кучинга 25 декабря 1941 года.
К-XVIl потоплена японскими эсминцами 24 декабря 1941 года у берегов Малайи.
К-XVllI затоплена в Сурабае 2 марта 1942 года, поднята японцами, потоплена английской подводной лодкой «Трайдент» в проливе Мадура в июле 1944 года.
K-X1V и K-XV списаны в июне 1946 года.
О-16 (1936)
О-19 (1938)
О-20 (1941)
Водоизмещение 988/1536 тонн (у О-16–882/1170 тонн), длина 81 м, скорость 19/9 узлов. Вооружение одно 88-мм [609] орудие, два 40-мм автомата, 12,7-мм пулемет, восемь 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 2 в корме и 2 поворотных в средней части). Экипаж 55 человек.
О-16 погибла на мине у побережья Малайи 15 декабря 1942 года.
О-19 погибла на прибрежных рифах севернее Борнео 8 июля 1945 года.
О-20 потоплена японским эсминцем «Уранами» 20 декабря 1941 года.
Тральщики типа «Ян ван Амстель» 3 единицы
«Ян ван Амстель» (Jan van Amstel, 1936).
«Петер де Биттер» (Pieter de Bitter, 1936).
«Элан Дюбуа» (Eland Dubois, 1936).
Водоизмещение стандартное 450 тонн, длина 56,7 м, скорость 15 узлов. Вооружение одно 75-мм орудие, четыре 12,7-мм пулемета. Экипаж 46 человек.
«Ян ван Амстель» потоплен артиллерией японских эсминцев в проливе Мадура 8 марта 1942 года.
«Петер де Биттер» был затоплен в Сурабае 6 марта 1942 года.
«Элан Дюбуа» затоплен 8 марта 1942 года в Гили Гентенг Роудз. [610]
Тральщики типа «А» - 4 единицы
«А» (1929)
«В» (1929)
«С» (1929)
«D» (1929)
Водоизмещение 179 тонн, скорость 14,5 узлов. Вооружение два 13-мм пулемета. Экипаж 30 человек.
Затоплены экипажами в Сурабас. «А», «В» и «D» впоследствии подняты японцами, ведены в строй как Cha.113, Cha.112 и Cha. 116 соответственно. Потоплены американской авиацией в 1944–1945 годах.
Сторожевые корабли - 15 единиц
«Альбатрос» (Albatros, 1912).
Водоизмещение 892 тонн, скорость 12 узлов.
Затоплен экипажем 2 марта 1942 года в Сурабае, поднят японцами, введен в строй как «Абатоэ-мару», возвращен Голландии в 1945 году.
«Альдебаран» (Aldebaran, 1912). Водоизмещение 725 тонн, скорость 12 узлов.
Затоплен экипажем 2 марта 1942 года в Сурабае. [611]
«Беллатрикс» (Bellatrix, 1914).
«Канопус» (Canopus, 1914).
«Денеб» (Deneb, 1915).
Водоизмещение 773 тонны, скорость 12 узлов.
«Беллатрикс» затоплен экипажем 1 марта 1942 года в Таджунгприоке, поднят японцами. Возвращен в 1945 году.
«Канопус» потоплен авиацией 5 марта 1942 года в Чилачапе, поднят японцами, введен в строй как «Ариаке-мару». Возвращен в 1945 году.
«Денеб» потоплен японской авиацией 4 февраля 1942 года у острова Райоув.
«Гемма» (Gemma, 1918).
Водоизмещение 840 тонн, скорость 13 узлов.
Затоплена экипажем 2 марта 1942 года в Сурабае, поднята японцами, введена в строй как «Кита-мару». Возвращена в 1945 году.
«Эридан» (Eridanus, 1918).
Водоизмещение 926 тонн, скорость 12 узлов.
Затоплен экипажем 2 марта 1942 года в Сурабае, поднят японцами, введен в строй как «Эносиме-мару». Возвращен в 1945 году.
«Фомальгаут» (Fomalhaut, 1922).
«Сириус» (Sinus, 1922).
«Вега» (Wega, 1923).
Водоизмещение 1010 тонн, скорость 12,5 узлов.
«Фомальгаут» затоплен экипажем 2 марта 1942 года в Сурабае.
«Сириус» потоплен японской авиацией 28 февраля 1942 года северо-западнее Явы.
«Вега» потоплена японской авиацией 26 января 1941 года у Олеле. [612]
«Мерель» (Merel, 1927).
«Рейгер» (Reiger, 1927).
«Фазант» (Fazant, 1931).
Водоизмещение 600 тонн, скорость 12 узлов.
«Мерель» затоплен экипажем 1 марта 1942 года в Таджунгприоке.
«Ригель» погиб 28.02.42 северо-западнее Явы погиб в результате навигационной аварии.
«Фазант» затоплен экипажем 1 марта 1942 года в Таджунгприоке, поднят японцами, введен в строй как Р-103. Возвращен в 1945 году.
«Аренд» (Arend, 1929).
«Валк» (Valk, 1929).
Водоизмещение 1010 тонн, скорость 18 узлов. Вооружение два 75-мм орудия, два самолета.
«Аренд» затоплен экипажем 1 марта 1942 года в Таджунгприоке, позднее поднят японцами и введен в состав японского флота как Р-108.
«Валк» затоплен экипажем в Чилачапе 8 марта 1942 года, поднят японцами, введен в строй как Р-104.
Патрульные и полицейские катера
«Бантам» (Bantam).
Водоизмещение 131 тонна, скорость 12 узлов.
Захвачен японцами, переименован в Cha. 117.
«Дьембер» (Djember, 1940).
«Дьомбанг» (Djombarg, 1941).
«Энгано» (Enggano, 1942).
Водоизмещение 170 тонн, скорость 10,5 узлов, экипаж 16 человек, тральное оборудование.
Захвачены японцами в Сурабае вместе с пятью недостроенными катерами того же типа, переименованы в Wa.104, Wa.106, Wa.107. [613]
«Черимаb» (Tjerimai)
Водоизмещение 67 тонн, скорость 10 узлов.
Захвачен японцами, переименован в Cha. 101
«Арджоэно» (Arjioeno).
«Геден» (Geden)
«Кави» (Kawi)
«Лавоэ» (Lawoe).
«Садак» (Salak).
Водоизмещение 11 тонна, скорость 15 узлов.
Захвачены японцами, переименованы соответственно в Cha. 102, Cha 104, Cha 109, Cha 110 и Cha. 118.
Типа В-1–6 единиц
Водоизмещение 130 тонн, скорость 19 узлов.
Захвачены и достроены японцами, носили номера Cha.103, 105, 106, 107, 108, 114, 115
Р-13
Водоизмещение 26 тонн, 14,5 узлов.
Захвачен японцами, переименован в Cha.111. [614]