Вместо эпилога
В дни празднования 35-летия Победы советского народа над фашистской Германией в нашей стране произошли события, имеющие прямое отношение к этой повести. Так, в городе-герое Новороссийске был открыт замечательный памятник со штурмовиком Ил-2 на пьедестале. Этот город стал шестым городом обладателем такого величественного памятника. Подмосковный город Истра и Москва, Куйбышев и Воронеж, белорусский город Лида и вот теперь Новороссийск украшают мемориалы со штурмовиками. И не только украшают, а являются дорогими для всякого советского человека, святыми местами всенародной памяти.
У подножия памятника «илу» в Куйбышеве цветы. 8 и 9 мая 1980 года количество делегаций с венками у памятника было столь велико, что временами образовывалась очередь... Было видно, что люди и ветераны и молодежь глубоко переживают торжественные минуты поклонения народной святыне...
Торжественно и впечатляюще отметил 35-летие Победы город на Волге. Здесь состоялась встреча ветеранов 1-й Краснознаменной авиабригады и боевых штурмовых авиаполков с представителями бывшего восемнадцатого, ныне Куйбышевского авиационного завода. Было что вспомнить ветеранам тем, кто строил «илы», тем, кто формировал штурмовые авиаполки, и тем, кто громил фашистские войска на «летающих танках».
Два Героя Социалистического Труда бывший директор завода № 18 А. А. Белянский и нынешний директор авиазавода В. П. Земец, а также бывший командир 1-й заб ныне генерал-полковник авиации А. И. Подольский своими образными рассказами оживили многое из героического минувшего.
Дорогие товарищи, друзья, обратился к собравшимся Белянский. Некоторые из вас хорошо знакомы еще с довоенной продукцией нашего завода самолетами ДБ-три, или Ил-четыре, которые были основными дальними бомбардировщиками в прошедшей войне. Сегодня уместно вспомнить, что именно на этих самолетах постройки нашего завода славные летчики авиаполков Преображенского и Щелкунова в ответ на варварские бомбардировки Москвы осенью тяжелого 1941 года летали в стан врага и держали в страхе столицу третьего рейха. Тогда они не только нанесли существенный урон военным объектам Берлина и другим крупным промышленным центрам гитлеровской Германии, но и развенчали лживую пропаганду о якобы полностью уничтоженной советской авиации.
Но, безусловно, всех нас и военных и штатских, [185] продолжал Белянский, по-настоящему сплотила беспримерная работа по созданию невиданной по численности и мощи отечественной штурмовой авиации. Не будет преувеличением сказать, что поистине самоотверженный труд в цехах многих заводов, не менее сложная, а порой и более трудная работа на полевых аэродромах первой запасной авиабригады и тяжелейший доблестный ратный труд летного и технического состава штурмовых авиаполков на фронтах являли особо яркий пример монолитного сплочения фронта и тыла, пример того великого единства советского народа и его партии, которое обеспечило нам победу, под гром аплодисментов закончил свое приветствие Белянский и передал слово генералу Подольскому.
Очень справедливо Александр Александрович сказал о монолитной сплоченности всех нас во время войны, начал свою речь заслуженный боевой генерал. О сплоченности и единстве, которые помогли нам совершить то, что теперь оценивается [187] как героизм. Вспомним, товарищи, что в штурмовых авиаполках, дивизиях и корпусах самой мощной во второй мировой войне советской штурмовой авиации сражалось свыше тридцати шести тысяч грозных штурмовиков. И большая часть этих замечательных машин была построена здесь, в Заволжье, и улетела на различные фронты с аэродромов нашей Краснознаменной авиабригады.
Наша промышленность, о высоком техническом уровне которой неустанно заботится Коммунистическая партия, оказалась способной построить невиданную доселе армаду «илов», внесших неоценимый вклад в дело нашей победы!
Председатель предоставил слово В. П. Земцу:
Осенью нынешнего года исполнится пятьдесят лет со дня основания нашего завода, и мы будем рады видеть вас, дорогие товарищи, на этом знаменательном празднике. Большими и важными делами заполнены страницы трудовой книжки нашего коллектива во всех десяти прошедших пятилетках. О многих из этих славных дел свидетельствуют три ордена на знамени завода, и они являются его гордостью. Но сейчас я с особым удовольствием докладываю вам, что благодаря мудрой политике нашей партии и правительства с аэродрома нашего завода уже много лет поднимаются в мирное небо прекрасные пассажирские самолеты, которые с успехом обслуживают не только отечественные, но и зарубежные авиалинии.
Мы гордимся прекрасной техникой, которую создаем. Но еще большую нашу гордость составляют многие сотни замечательных людей, выросших в коллективе завода. Среди них особо почетное место занимает большая группа рабочих, мастеров и руководителей подразделений, чей производственный стаж начинался в первые годы существования завода. Среди воспитанников заводского коллектива есть немало и таких, чья дальнейшая деятельность протекает вне завода, на различных государственных постах. На смену им приходят молодые, хорошо образованные специалисты. Вливаясь в наш коллектив, возглавляемый крепкой, закаленной партийной организацией, они бережно охраняют и успешно развивают славные трудовые традиции. Все это вдохновляет нас, заводчан, на новые трудовые свершения во славу нашей дорогой Отчизны...
Мирно трудятся в различных отраслях народного хозяйства страны ветераны советской штурмовой авиации. Хорошие хлеба растут теперь там, где в годы войны были аэродромы 1-й Краснознаменной авиабригады. Первоклассные пассажирские лайнеры взлетают с аэродромов авиазаводов, которые некогда строили грозные бронированные «илы». Но память о тех, кто создавал советскую штурмовую авиацию и кто вместе со всей [188] советской армией немалой ценой добывал на легендарных «илах» победу над фашизмом, живет и будет вечно жить в народе.
Год 1982 оказался юбилейным для нескольких предприятий и организаций, входивших в то монолитное единство, которое нам хотелось показать в настоящей повести. Упомянем о трех из них.
Семидесятилетие существования отмечает старейший русский авиамоторный завод, выпускавший во время войны моторы для ильюшинских штурмовиков. Этот завод образовался на базе завода «Гном», построенного в Москве в 1912 году. Через три года в столице были созданы еще два авиационных завода «Сальмсон» и «Мотор». В 1924–1927 годах происходит объединение всех этих заводов в единое предприятие, получившее название: завод № 24 имени М. В. Фрунзе.
Многие советские самолеты с моторами, построенными на заводе № 24, получили широкую, всемирную известность. Это и самый долговечный самолет По-2 с мотором М-11, и рекордный самолет АНТ-25 с мотором АМ-34, и главный герой нашей повести штурмовик Ил-2 с мотором АМ-38Ф.
Летчик-штурмовик Иван Григорьевич Драченко Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы (этаких людей у нас в стране только трое) в письме на завод имени Фрунзе сообщает:
«...Мною лично на штурмовике Ил-2 сбито девять в воздухе и уничтожено на земле пять немецких истребителей. Уничтожено 72 танка и автомашины. За всю войну не было ни разу, чтобы мотор АМ-38Ф отказал в бою...»
Годами, десятилетиями подбирался, накапливал мастерство и производственный опыт великолепный коллектив фрунзенцев. Росла, крепла и мужала партийная организация флагмана советского авиамоторостроения. И свое семидесятилетие славный коллектив завода по традиции встречает большими производственными успехами по выполнению государственных заданий.
24 апреля 1982 года Воронежский авиационный завод отмечал свое пятидесятилетие. Не будет преувеличением сказать, что этот юбилей стал событием не только города Воронежа; на него собрались делегации из многих городов нашей страны. За минувшие полвека этот самолетостроительный завод стал первоклассным, ведущим предприятием министерства. С честью выдержав испытание войной, одолев послевоенную разруху, коллектив заводчан во главе с коммунистами-ветеранами в короткий срок сделали чудо. Они не только построили отличные производственные корпуса и жилой район, не только населили их квалифицированными рабочими и техническим персоналом, но и освоили такие новейшие технологические процессы, которые позволили [189] им занять ведущее место в мировом самолетостроении.
Именно этим объясняется тот факт, что постройку первого в нашей стране сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 доверили воронежским самолетостроителям и они блестяще выполнили это уникальное задание.
А когда пришло время строить широкофюзеляжные аэробусы Ил-86, то Воронежский авиазавод возглавил большую кооперацию, стал во главе крупного авиационного объединения. «От Ил-2 до Ил-86» эта тема звучала на юбилейных торжествах и в отчетном докладе директора завода А. Г. Михайлова и в приветствиях многих делегаций. Но генеральный конструктор ОКБ имени С. В. Ильюшина дважды Герой Социалистического Труда Г. В. Новожилов нарушил установившуюся было традицию. Сердечно поздравив заводской коллектив и поблагодарив его за большие достижения, генеральный заставил всех присутствовавших обратиться к перспективе, выдвинув лозунг: «Даешь Ил-96!» И бурные аплодисменты, которыми зал воспринял призыв Г. В. Новожилова, лучше любых слов отразили готовность воронежских самолетостроителей и их смежников принять к исполнению новое задание страны.
В конце 1932 начале 1933 годов в Москве организуется ЦКБ самолетостроения, во главе которого был поставлен С. В. Ильюшин. В составе ЦКБ имелась конструкторская бригада, которой руководил С. В. Ильюшин, оставаясь начальником всего ЦКБ. Менее четырех десятков конструкторов насчитывала эта бригада в первое время, но смело, с отвагой молодости ринулась на покорение вершин авиационной техники. Сергей Владимирович Ильюшин, хорошо осведомленный в нуждах нашей военной авиации, нацелил свой небольшой коллектив на создание очень нужного стране дальнего бомбардировщика.
И вот уже в 1935 году В. К. Коккинаки начал изумлять всех великолепными полетами опытных самолетов ЦКБ-26, затем ЦКБ-30. Это были прототипы дальнего бомбардировщика ДБ-3, который в середине 1936 года принимается на вооружение и передается в серийное производство на завод № 18 в Воронеж. Позднее этот самолет был модифицирован и под названием Ил-4 стал основным дальним бомбардировщиком Великой Отечественной войны.
Продолжая совершенствовать дальний бомбардировщик, С. В. Ильюшин и его КБ параллельно берутся за решение новой сложнейшей задачи создание бронированного самолета-штурмовика. Как это происходило коротко рассказано в нашей повести. [190]
Затем были другие годы, другие самолеты разные по назначению, по схемам, по размерам и весам. Но всегда им всем были присущи постоянные ильюшинские свойства: каждый «ил» предельно возможно отвечал конкретным нуждам народного хозяйства страны и каждый «ил» прост в изготовлении и эксплуатации и практически безотказен.
Стремительно летит время. Уже нет среди нас С. В. Ильюшина, но ОКБ, носящее его имя, в канун своего пятидесятилетия творчески прогрессирует, умножает традиции, заложенные тем, о ком Л. И. Брежнев с уважением сказал: «Великий труженик С. В. Ильюшин».