Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава третья.

В боях над демянским плацдармом

Зимой 1942 г. войска Северо-Западного фронта окружили в районе Демянска основные силы 16-й немецкой армии. Окруженные гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Борьба приняла затяжной характер. В ходе последующих боев противнику удалось контрударами извне деблокировать окруженную группировку и удержать в своих руках важный в оперативном отношении демянский плацдарм. С плацдарма можно было ожидать удара во фланг и тыл войскам Калининского фронта.

Летом 1942 г. советские войска предпринимали несколько попыток прорвать так называемый рамушевский коридор в его восточной части. Но по ряду причин достичь этой цели не удалось. Немцы же сумели расширить коридор до 12 км в наиболее узкой его части. Противник использовал летние и осенние месяцы для создания прочной обороны и усиления своей группировки.

С воздуха демянская группировка противника поддерживалась авиацией общей численностью около 175 самолетов (до 30 истребителей, 100 бомбардировщиков и 45 разведчиков), базировавшихся на аэродромы Сальцы, Гривочки, Крестцы{19}.

Во второй половине февраля 1943 г. противник усилил авиационную группировку за счет перебазирования группы так называемых «вольных охотников», которой командовал отъявленный нацист, один из личных друзей Геринга. Группа эта большей частью состояла из летчиков-штрафников [57] — они прибыли на Восточный фронт искупить проступки, совершенные в германской армии. Базировалась группа на аэродром Сальцы.

В целях ликвидации демянской группировки противника Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение подготовить к середине февраля 1943 г. наступательную операцию. Замыслом этой операции предусматривалось прорвать фронт на наиболее слабом участке — к северу и югу от западного входа в горловину демянского мешка, окружить и уничтожить демянскую группировку противника. Войска Северо-Западного фронта пополнились пехотой, артиллерией, танками и другой боевой техникой.

С воздуха войска фронта обеспечивала 6-я воздушная армия, имевшая в боевом составе 560 самолетов (209 истребителей, 221 штурмовик, 130 бомбардировщиков). Кроме того, 6-я воздушная армия была усилена тремя авиационными корпусами резерва Ставки Верховного Главнокомандования (1-й бак, 1-й шак и 1-й иак){20}.

1-й истребительный авиакорпус продолжал прикрывать войска Калининского фронта на великолукском направлении. Одновременно полки корпуса приступили к подготовке молодых пилотов, прибывших из авиационных училищ и школ. Но в первых числах февраля стало известно, что корпусу предстоит принять участие в ликвидации демянского плацдарма противника.

210-я истребительная авиадивизия усиливалась одним сводным истребительным авиаполком из состава 274-й иад. Она должна была принять участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте.

271-й и 653-й авиаполки 274-й истребительной авиадивизии должны были оставаться на старом месте базирования и заниматься подготовкой молодого летного состава.

С 8 по 11 февраля 1943 г. 210-я истребительная авиадивизия в составе 73 экипажей перебазировалась на аэродромы Северо-Западного фронта. Незадолго до перебазирования в 32-й гвардейский авиаполк прибыл летчик гвардии капитан Степан Анастасович Микоян, ранее принимавший активное участие в боевых действиях под Сталинградом в составе этого же полка. После долгой разлуки авиаторы радушно встретили своего друга-однополчанина. [58]

Для координации действий нашей авиации в район предстоящих боевых действий прибыл командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации А. А. Новиков. Вскоре он ознакомил командующего 6-й воздушной армией и командиров авиационных корпусов РВГК с решением командующего Северо-Западным фронтом.

Для ликвидации укрепленного плацдарма противника в районе Демянска и развития наступления против его старорусской группировки предусматривалось нанесение ряда последовательных охватывающих ударов. Первый — силами 53-й и 11-й армий, второй — силами 1-й ударной и 27-й армий. Для развития успеха намечалось ввести в действие подвижную группу на внешнем фронте окружения. Авиация 6-й воздушной армии и приданные ей авиакорпуса РВГК должны были сосредоточить свои усилия на главном направлении и содействовать наступлению войск фронта. Для лучшего взаимодействия с наземными войсками генерал А. А. Новиков распорядился разделить авиацию фронта на две группы: северную — в составе частей 6-й воздушной армии для решения задач в интересах 11-й и 27-й армий и южную — в составе 1-го шак и 1-го иак для решения задач в интересах 53-й и 1-й ударной армий{21}. 1-й бак составлял ударную группу фронта.

При постановке боевых задач А. А. Новиков напомнил командиру 1-го истребительного авиакорпуса:

— Основная задача вашего корпуса на первом этапе операции — надежно прикрывать войска пятьдесят третьей армии в исходном положении, в ходе наступления, а также обеспечить боевые действия штурмовиков первого штурмового авиакорпуса, поддерживающих наступление этой армии. На втором этапе операции, с переходом в наступление фланговых армий, корпус должен надежно прикрыть наступление первой ударной армии и обеспечить боевые действия штурмовиков, поддерживающих ее. На третьем этапе операции надлежит прикрыть наступление шестьдесят восьмой армии, а также обеспечить поддерживающих ее штурмовиков.

Обсудив с авиационными командирами вопросы взаимодействия по этапам операции, генерал Новиков в заключение сказал: [59]

— Корпуса резерва Ставки являются новой оперативно-тактической единицей. Ставка возлагает на них большие надежды. — Обращаясь снова к генералу Е. М. Белецкому, он подчеркнул: — В боях на Калининском фронте ваш корпус оправдал эти надежды, нанес серьезное поражение авиации противника. Ставка полагает, что и здесь, на Северо-Западном фронте, ваши летчики одержат победу над немецко-фашистскими летчиками.

Прибыв на свой командный пункт, генерал Е. М. Белецкий собрал руководящий состав оперативной группы штаба корпуса, а также командование 210-й истребительной авиационной дивизии, ознакомил их с обстановкой и полученной боевой задачей. Тут же штабы корпуса и дивизии получили задачу на подготовку и организацию боевых действий.

Оперативная группа штаба корпуса сразу же приступила к организации управления и взаимодействия с армиями, которые корпусу предстояло прикрывать, и с соседними авиационными соединениями. Разрабатывался четкий график всех видов обеспечения.

Основное внимание командира и оперативной группы штаба корпуса было уделено тому, чтобы улучшить управление боевыми действиями своих истребителей на поле боя.

Генерал Белецкий добивался разрешения командующего воздушной армией на организацию своего корпусного пункта наведения. И такое разрешение было получено. Командир и начальник штаба корпуса принялись за подбор и подготовку людей, средств связи в группу, которая должна была управлять истребителями на поле боя. Старшим группы назначался начальник штаба корпуса генерал-майор авиации П. П. Беличенко. В состав группы вошли заместитель командира 210-й истребительной авиадивизии подполковник А. М. Андреев, начальник оперативного отделения штаба 274-й иад майор В. А. Годунов, бывший летчик-истребитель, получивший боевой опыт в Испании, а также офицеры штаба корпуса капитаны И. И. Чернышев, И. М. Морковин, А. И. Буробин и другие.

Командир и штаб 210-й иад наряду с организацией управления, взаимодействия, тылового и аэродромного обеспечения, отработки боевой документации уделяли много внимания подготовке летного состава и авиационной техники. [60]

И на этот раз летчикам пришлось много заниматься изучением района полетов, так как летать здесь было куда сложнее, чем на великолукском направлении. «Летишь на высоте 1000 метров, — говорили летчики, — куда ни посмотришь — везде одинаковый пейзаж: черные с бурым оттенком массивы леса и белые пятна присыпанных снегом озер и болот. Ни одного характерного ориентира. Нет также и крупных населенных пунктов».

Учитывая сложность ведения ориентировки в районе полетов, штурман корпуса майор Н. Н. Егоров и штурман 210-й дивизии майор В. В. Торшин лично проводили занятия с летчиками и принимали от них зачеты по знанию правил ориентировки в районе предстоящих боевых действий.

Немало пришлось потрудиться инженерно-техническому составу, чтобы все самолеты были в боевой готовности.

Техники, механики и другие авиационные специалисты под руководством старших инженеров полков и постоянным контролем инженеров дивизий и корпуса от темна до темна, а подчас и ночью проводили на механизмах и агрегатах профилактические работы, заменяли моторы, оборудовали и маскировали стоянки самолетов, приспосабливали помещения для ремонта материальной части.

Офицеры-политработники, партийные и комсомольские организации с первых дней пребывания в новом районе боевых действий развернули большую работу по оказанию помощи командирам, штабам и инженерно-техническому составу. Внимание сосредоточивалось главным образом на подготовке летчиков и авиационной техники. В подразделениях состоялись партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались задачи коммунистов и комсомольцев в предстоящих боях.

К исходу 14 февраля 1943 г. подготовка частей корпуса была завершена.

* * *

Утром 15 февраля 1943 г. войска Северо-Западного фронта перешли в наступление. 53-я армия наносила удар с юга на север, двигаясь навстречу 11-й армии с целью окружения демянской группировки противника.

Гитлеровцы, опираясь на сильную и глубоко эшелонированную оборону, оказывали упорное сопротивление. [61]

Авиация 6-й воздушной армии из-за плохой погоды не смогла помочь наступающим войскам взломать оборону врага.

После двухдневных наступательных боев 53-я армия вклинилась в оборону противника в районе Залучье и создала угрозу окружения демянской группировки противника.

11-я армия, перешедшая в наступление также 15 февраля, встретила сильное сопротивление и успеха не имела.

Напуганный окружением под Сталинградом, противник 19 февраля начал поспешно выводить части 2-го армейского корпуса 16-й армии из района Демянска на запад. Одновременно контратаками, поддержанными артиллерийским огнем большой концентрации, враг пытался задержать наступление 53-й и 11-й армий, обеспечивая тем самым пути отхода своих частей за реку Ловать. До 22 февраля все попытки наших войск продвинуться вперед встречали упорное сопротивление. Фашисты прочно удерживали оборонительные рубежи.

18 февраля к полудню погода улучшилась, и полки корпуса начали вылетать на прикрытие боевых порядков наступающих войск и обеспечение боевых действий штурмовиков.

Авиация противника также использовала улучшение погоды. Его бомбардировщики мелкими группами наносили удары по нашим наступающим войскам. Истребители прикрывали обороняющиеся войска, свои бомбардировщики и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

Произошли первые встречи в воздухе, вылившиеся в жаркие схватки.

18 февраля группа из семи самолетов Як-1 32-го гвардейского иап под командованием Героя Советского Союза капитана И. М. Холодова вылетела на сопровождение штурмовиков. Холодов, опасаясь внезапных атак противника, оставил четверку истребителей для непосредственного прикрытия штурмовиков, а тройка «яков» шла сзади и выше основной группы. В районе цели восемь ФВ-190 и четыре Ме-109 из-под облаков попарно атаковали наших штурмовиков и истребителей непосредственного сопровождения. Произошло несколько коротких, но безрезультатных схваток. Фашистские летчики попарно ушли в облака, намереваясь повторить внезапную атаку. Однако этот нехитрый [62] замысел наши летчики легко разгадали.

Холодов предупредил по радио летчиков о том, что противник не ушел, а только маневрирует для повторной атаки, и приказал усилить осмотрительность. Вскоре пара Ме-109 снова бросилась на штурмовиков. Ведущий тройки «яков» гвардии лейтенант Н. Н. Шульженко своевременно заметил врага и атаковал его. Резким доворотом своего самолета он оказался в хвосте у одного Ме-109 и с дистанции 50–60 м открыл огонь. После второй очереди самолет противника загорелся и упал в районе Залучье.

При отражении последующих атак гвардии капитан Холодов сбил один ФВ-190. Но в этот момент из-за облаков неожиданно вывалились два «мессера». Они снизились до высоты 50–60 м и атаковал в хвост самолет ведомого Холодова гвардии младшего лейтенанта А. В. Барановского. Внезапная атака оказалась роковой для нашего пилота.

Истребители противника, имея численное превосходство, повторяли атаки одну за другой, пытаясь прорваться к штурмовикам и помешать им произвести прицельное бомбометание. Но летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка, искусно маневрируя и поддерживая друг друга, отразили все атаки противника.

Штурмовики нанесли удар по заданным целям, не понеся потерь от вражеских истребителей.

За 18 февраля 1943 г. летчики корпуса произвели 51 боевой вылет, в воздушном бою сбили два самолета противника.

19 февраля 1943 г. командование 6-й воздушной армии усилило авиационную поддержку войск 34-й армии, преследовавшей отступавших гитлеровцев. [63]

С этого дня основные усилия бомбардировочной и штурмовой авиации 6-й воздушной армии были сосредоточены на уничтожении отходящего противника.

В то же время заметно повысилась активность вражеской авиации, особенно истребителей, которые группами от 8 до 12 самолетов ФВ-190 и Ме-109 прикрывали свои отступающие войска и противодействовали нашим бомбардировщикам и штурмовикам.

Части 1-го истребительного авиакорпуса продолжали прикрывать боевые порядки частей и соединений 53-й армии и поддерживающих ее штурмовиков.

21 февраля погода значительно улучшилась, поэтому с утра над полем боя происходили жаркие схватки. Летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка в этот день поклялись отомстить за смерть своего боевого друга гвардии младшего лейтенанта А. В. Барановского. При встрече с противником они атаковали его первыми, бой вели решительно и отважно. За день им удалось уничтожить три самолета противника, не потеряв ни одного своего.

Напряженный воздушный бой в этот день провел 169-й истребительный авиаполк. Шесть Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана А. М. Числова по вызову с ВПУ вылетели в район Залучье для прикрытия наземных войск. Над полем боя наша группа вступила в воздушные бои последовательно с тремя группами истребителей противника. В результате враг потерял шесть самолетов, из которых три сбил заместитель командира эскадрильи старший лейтенант П. А. Гражданинов.

В одном из боев погиб смертью храбрых старший лейтенант М. Е. Воробьев и был тяжело ранен младший лейтенант П. Т. Баландин.

Анализируя воздушный бой группы капитана А. М. Числова, командование полка пришло к выводу, что истребители противника воздушный бой вели тактически грамотно, широко используя внезапность и нарушение боевого порядка в группах наших истребителей. Так, после первой атаки советских истребителей группа «мессершмиттов» развернулась и стала уходить. Гражданинов преследовал врага. Но ведомый младший лейтенант П. Т. Баландин на развороте отстал и немедленно был атакован «мессершмиттом». Самолет Баландина вспыхнул, обгоревший летчик выбросился с парашютом. [64]

В бою ведомый капитана Числова старший сержант А. М. Давыдов заметил, как противник атакует одного из наших летчиков. Давыдов решил отогнать врага. Капитан Числов остался без ведомого и тут же был внезапно атакован противником. С поврежденной плоскостью самолет капитана Числова вышел из боя. Так же был сбит и старший лейтенант М. Е. Воробьев.

Командир полка подполковник Н. П. Иванов остался недоволен исходом боя второй эскадрильи. На разборе он подробно разъяснил летчикам, к чему приводит нарушение боевого порядка пары, и потребовал от всех пилотов строжайшего соблюдения боевого порядка в бою.

* * *

26 февраля 1943 г. войска Северо-Западного фронта нанесли второй удар по врагу. В 11 час. 40 мин. после артиллерийской подготовки перешла в наступление 1-я ударная армия. С этого дня в соответствии с планом боевого использования авиации 6-й воздушной армии 1-й истребительный авиакорпус прикрывал боевые порядки войск 1-й ударной армии и обеспечивал действия штурмовиков, поддерживающих ее наступление.

Наступающие части 1-й ударной армии встретили исключительно упорное сопротивление, и в течение дня только 391-й стрелковой дивизии удалось вклиниться в оборону противника на глубину до 2 км. Остальные соединения ударной группировки армии успеха почти не имели.

Погода по-прежнему была плохая, почти до самой земли висела сплошная облачность, поэтому части корпуса боевой работы не вели.

27 февраля войска 34-й армии, преследуя отходящего противника, овладели главным опорным пунктом вражеской группировки — городом Демянск. Очевидцы, побывавшие в нем, рассказывали, что город почти полностью сожжен немцами.

К полудню 27 февраля погода немного улучшилась, и обе стороны стали применять свою авиацию. Теперь и на земле и в воздухе шли напряженные бои.

Штурмовики 266-й и 292-й авиационных дивизий 1-го шак, поддерживая наступление частей 1-й ударной армии, наносили эшелонированные удары по живой силе, артиллерии и танкам врага.

Истребители были заняты привычной работой — сопровождали [65] штурмовиков до цели и обратно и прикрывали районы их боевых действий.

Противник группами от 4 до 8 истребителей активно противодействовал штурмовикам. Поэтому в воздухе то и дело завязывались горячие схватки.

Напряжение в этот день для наших летчиков было высоким. Большинство авиаторов сделало по 4–5 боевых вылетов.

В течение дня летчики корпуса провели восемь воздушных боев и уничтожили 14 самолетов противника. Увеличили счет сбитых самолетов лейтенанты К. Д. Гудков, С. В. Сыромятников и сержант А. С. Лобутев, которые сбили по 2 самолета, гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий, гвардии лейтенанты А. П. Шишкин, А. С. Макаров, Н. Н. Шульженко, старший лейтенант М. Г. Волченков, старший сержант И. Ф. Сычев и сержант А. И. Попов.

В этот день совершил подвиг летчик 169-го истребительного авиаполка лейтенант Александр Иванович Исаев. Прикрывая штурмовиков, наши истребители вели бой с самолетами противника. Оказавшись один против шести «мессершмиттов», Александр не дрогнул, вступил с фашистами в бой. В первые же минуты боя Исаев сбил одного фашиста, но и сам получил смертельную рану. Собрав последние силы, он выровнял машину, начавшую уже падать, и направил ее во вражеский самолет. На большой скорости советский истребитель врезался стервятнику в лоб...

Лейтенант А. И. Исаев был похоронен на окраине деревни Вешки, Маревского района, Новгородской области. Колхозники деревни Вешки и личный состав 169-го истребительного авиаполка похоронили героя с почестями. На траурном митинге прозвучали слова: «Летчик Александр [66] Исаев пал смертью храбрых. Даже умирая, он уничтожил ненавистного врага. На это способны только советские люди. Комсомолец, верный сын советского народа летчик лейтенант Исаев отдал свою молодую жизнь во имя нашей счастливой будущей жизни. Слава воздушному рыцарю!»{22}

После Великой Отечественной войны останки Александра Исаева были захоронены в братской могиле, которая находится в селе Велилы Новгородской области.

К 28 февраля 1943 г. противник, понеся значительные потери, отвел главные силы за реку Ловать, удерживая за собой небольшой плацдарм на ее восточном берегу. Ликвидация укрепленного демянского плацдарма, который немцы удерживали в течение полутора лет, была завершена.

1-й истребительный авиакорпус, прикрывая наступающие войска и обеспечивая боевые действия штурмовиков, содействовал войскам 53-й и 1-й ударной армий в ликвидации демянского плацдарма.

Части корпуса за пять неполных летних дней, проведенных с начала наступления войск фронта, произвели более 300 самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 32 самолета противника{23}.

Фашистское командование, выводя 16-ю армию из демянского мешка за реку Ловать, стремилось занять подготовленный оборонительный рубеж по западному берегу реки и остановить дальнейшее наступление войск Северо-Западного фронта.

Наше командование имело своей задачей развивать наступление в северо-западном направлении с целью выхода в тыл ленинградско-волховской группировке врага.

С первых дней марта 1943 г. резко увеличилась активность авиации противника. Истребители врага стали непрерывно прикрывать свои обороняющиеся войска. Гитлеровцы в каждом воздушном бою создавали численное превосходство, быстро наращивая свои силы. Очевидно, враг ввел в бой свежие силы истребителей и поставил своей целью завоевать господство в воздухе.

Летчики корпуса крепко держали инициативу в своих руках и не допускали вражеские бомбардировщики к войскам [67] и переправам через Ловать. Борьба за господство в воздухе приняла ожесточенный характер.

После перегруппировки войск и подхода свежих сил Северо-Западный фронт 5 марта 1943 г. возобновил наступление с задачей прорвать неприятельскую оборону и очистить левый берег реки Ловать с последующим развитием наступления в западном направлении{24}.

В течение четырех дней шли ожесточенные бои. Противник, опираясь на хорошо подготовленную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация обеих сторон активно использовала погожие дни для прикрытия и поддержки своих войск.

5 марта 169-й и 875-й истребительный авиаполки прикрывали боевые порядки войск 1-й ударной армии. 32-й гвардейский истребительный авиаполк непосредственным сопровождением до цели и обратно обеспечивал действия штурмовиков 1-го шак, наносивших удары по войскам противника.

Боевой день был напряженным: 216 боевых самолетовылетов совершили наши летчики, из них 129 вылетов на сопровождение штурмовиков и 60 — на прикрытие войск. В десяти групповых воздушных боях было уничтожено 12 вражеских самолетов.

Летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка сбили несколько самолетов противника. Сопровождая «илы» в составе группы из шести Як-1, командир звена гвардии старший лейтенант В. А. Савельев в районе цели заметил группу Ме-109, пытавшихся атаковать штурмовиков. Используя преимущество в высоте, «Яковлевы» атаковали врага. Смелость атаки и меткость огня оказались решающими. Гвардии старший лейтенант В. А. Савельев сбил одного «мессера», другого зажег гвардии лейтенант М. П. Лепин, третьего — гвардии младший лейтенант С. Ф. Вишняков. Уцелевшие Ме-109 ушли на свою территорию.

Тяжелый воздушный бой в этот день вели истребители 169-го истребительного авиаполка. В конце дня на исходе времени патрулирования группа из шести Ла-5, возглавляемая майором А. А. Федотовым, встретила шесть бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием четырех Ме-109 и атаковала их. Метким огнем майора А. А. Федотова, старшего [68] лейтенанта Г. И. Запорожченко и лейтенанта П. А. Гражданинова было сбито три «юнкерса».

Не успела группа Федотова после боя собраться, как появилась вторая группа самолетов противника: восемь бомбардировщиков и восемь истребителей. Федотова не смутило явное неравенство сил. Он принимает решение парой лейтенанта Гражданинова связать боем вражеских истребителей сопровождения, а свое звено ведет в атаку на бомбардировщиков.

И в этом бою атака Федотова оказалась роковой для врага: запылал один Ю-87. Завязался бой. Наши летчики не давали бомбардировщикам противника прицельно сбросить бомбы. Не выдержав натиска, фашисты сбросили куда попало бомбы, поспешно развернулись и ушли на свою территорию.

Старший лейтенант Павел Гражданинов и его ведомый старший сержант Александр Давыдов из этого воздушного боя не вернулись. Так тяжело закончился для 169-го истребительного авиаполка напряженный боевой день 5 марта 1943 г. Однополчане погибших — люди, прошедшие большой боевой путь, не раз смотревшие смерти в лицо, — не могли удержать слез.

Павел Андреевич Гражданинов оказался в полку необычным образом. В составе группы перегонщиков он пригнал в 169-й иап самолеты Ла-5 и попросил командира полка взять его к себе. Майору Иванову с первой встречи понравился этот невысокий хорошо сложенный летчик, и он добился разрешения оставить его в полку. Летчиком-истребителем Павел был незаурядным. Современным самолетом Ла-5 он владел виртуозно. Ему почти не составляло труда зайти в хвост любому немецкому асу. Стрелял он из оружия своего самолета исключительно точно, с любого положения. Поэтому без всякого ввода в боевой строй, как делали для других летчиков, не имевших боевого опыта, 8 декабря 1942 г. лейтенант Гражданинов вылетел в составе группы Ла-5 на прикрытие наземных войск и в первом же воздушном бою сбил два истребителя противника: вначале Ме-109, а затем немецкую новинку ФВ-190. В дальнейшем в каждом вылете Павел Гражданинов искал врага и уничтожал его. 29 декабря 1942 г. он совершил первый в корпусе таран.

За короткий период пребывания на фронте в воздушных боях Павел Гражданинов уничтожил 13 самолетов [69] противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, П. А. Гражданинову 1 мая 1943 г. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Жизнь Павла Андреевича Гражданинова будет всегда служить ярким примером отваги и героизма в борьбе за честь и независимость нашей Родины.

875-й истребительный авиаполк 274-й иад, переданный на усиление 210-й иад, 5 марта провел три воздушных боя, в результате которых уничтожил три самолета гитлеровцев.

1-я ударная армия, ломая сильное сопротивление обороняющегося противника, продолжала вести тяжелые бои.

Летчики — штурмовики и истребители старались активнее помогать пехотинцам, танкистам и артиллеристам.

6 марта 1943 г. погода была не совсем благоприятна для полетов авиации. Командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации А. А. Новиков лично поставил задачу 1-му иак — прикрыть войска 1-й ударной армии от ударов авиации противника и обеспечить боевые действия штурмовиков.

Пришлось летать в сложных метеорологических условиях, но летчики с воодушевлением выполняли поставленную боевую задачу. Они понимали, как сильно нуждаются войска 1-й ударной армии в надежном прикрытии от ударов вражеской авиации.

В течение дня полки корпуса выполнили 96 самолетовылетов, провели три воздушных боя, в которых сбили 11 самолетов противника. Особенно отличились летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка — они совершили два тарана в одном бою{25}. Вот как это было.

Герой Советского Союза Иван Холодов в паре с Аркадием Макаровым и Герой Советского Союза Андрей Баклан в паре с Николаем Ковалем на Як-1 прикрывали боевые порядки 1-й ударной армии. В районе цели на высоте 500–700 м они встретили шесть Ме-109 и четыре ФВ-190, — очевидно, группу расчистки воздушного пространства. Значит, следовало ожидать скорого появления вражеских бомбардировщиков. Гвардейцы вступили в неравный бой. Используя численное превосходство, фашисты набрасывались на четверку отважных летчиков то с [70] одной, то с другой стороны. Одному фашисту удалось зайти в хвост «яку» Макарова. Холодов поспешил на выручку товарищу. Он быстро зашел немцу в хвост и открыл по нему огонь с дальней дистанции. Гитлеровец упорно продолжал атаковать Макарова, стремясь во что бы то ни стало уничтожить советский самолет. Чувство товарищества подсказало Холодову самое верное решение — таранить. Краснозвездный «як» прибавил скорость, сблизился вплотную с фашистом и ударил его левой плоскостью по хвосту. Протараненный самолет рухнул на землю.

От удара у самолета Холодова отвалилась плоскость, и неуправляемая машина свалилась в штопор. Летчику грозила гибель. Нужно покинуть самолет. Но сделать это было непросто: центробежная сила крепко прижала тело летчика к сиденью. Последующие попытки покинуть кабину также не увенчались успехом. «Неужели все кончено?» — подумал Холодов.

И вдруг он вспомнил, как, будучи начальником парашютно-десантной службы полка, учил молодых летчиков правилам вынужденного покидания самолета. Он им тогда говорил: «В критический момент, когда почему-либо невозможно нормально покинуть самолет, летчик обязан использовать последний шанс для спасения жизни — выброситься с парашютом методом срыва. Для этого нужно прямо в кабине выдергивать кольцо парашюта, который, раскрываясь, вырывает летчика из кабины».

Холодов мгновенно рванул кольцо парашюта и через доли секунды почувствовал, как тело свободно повисло в воздухе. Оглядевшись вокруг, он заметил, как ФВ-190 заходит в атаку на него. Капитан Холодов, в прошлом спортсмен-парашютист, потянул часть строп на себя и быстро заскользил к земле. Это спасло его — очередь фашиста прошла мимо.

В то время как Холодов дрался с «фокке-вульфами», капитан Баклан со своим напарником Николаем Ковалем вел бой с шестеркой «мессеров». Во время боя Коваль зашел одному Ме-109 в хвост и открыл огонь. Условия были исключительно удачными, и Коваль уже облегченно подумал о том, что теперь немцев останется пять, станет немного легче. Но вот досада — он ведет огонь, а немец не падает. В такой сложной воздушной обстановке продолжительность атаки должна исчисляться секундами, иначе самого атакуют. В воздушном бою между истребителями [71] много времени уходит на то, чтобы занять выгодную позицию для открытия огня. И в любой момент обстановка может измениться в пользу противника. Все это Коваль понимал и поэтому спешил. Дал две-три очереди, а противник не сбит. Нужны более решительные действия — таран! Коваль по примеру Холодова подошел вплотную к «мессершмитту» и винтом своего истребителя обрубил фашистскому самолету стабилизатор. Герой получил ранение и произвел вынужденную посадку. Тараненная машина развалилась в воздухе. Тут же капитан Баклан сбил еще одного стервятника.

Вскоре подоспело звено, возглавляемое старшим лейтенантом В. А. Савельевым, и помогло капитану Баклану и лейтенанту Макарову.

Успешный воздушный бой в этот день провели и летчики 875-го истребительного авиаполка. Шестерка Як-7б, ведомая лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника восточнее реки Ловать. «Илы» шли двумя звеньями с уступом вправо. Истребители сопровождения попарно расположились на флангах строя, а одна пара шла [72] сзади и чуть выше. Через 10–12 минут полета летчики заметили впереди черные шапки разрывов зенитных снарядов. Это значило, что группа подходила к цели. Искусно маневрируя, «илы» обрушили на заданный объект свой бомбовый груз. Истребители зорко следили за воздухом, стараясь как можно раньше обнаружить истребителей противника, в появлении которых сомнений не было.

В момент отхода штурмовиков от цели появилась шестерка «Мессершмиттов-109г» и два «Фокке-Вульфа-190».

Хотя «илы» уже уходили, без прикрытия их оставлять было все равно нельзя. Лейтенант Скорук принял решение частью сил атаковать и связать боем вражеские истребители. По его команде первым вступил в бой с фашистами старший сержант Г. Г. Гуськов в паре с сержантом А. И. Поповым (впоследствии они оба были удостоены звания Героя Советского Союза). Два Ме-109, отделившись от группы, одновременно атаковали Гуськова справа. Но старший сержант перехитрил врага — он резко убрал газ, и немцы проскочили мимо. Затем пилот круто развернул самолет на 180° и зашел «мессеру» следующей пары в хвост. С дистанции 50 м дал по нему очередь из всех своих огневых точек. Фашист, распустив шлейф темного дыма, камнем свалился вниз.

Второй «мессершмитт» со снижением стал уходить. Гуськов бросился было его преследовать, но вовремя оглянулся назад и заметил, что третий Ме-109 заходит ему в хвост. Гуськов мгновенно оценил обстановку, резко развернулся на обратный курс и пошел в лобовую атаку. Ведя встречный огонь, противники проскочили мимо друг друга и стали в левый вираж, стараясь зайти один другому в хвост.

Сержант Попов зорко следил за своим командиром. До сих пор он не вмешивался в бой, видя, что командир в помощи не нуждается. Но тут наступила минута, когда во время виража «мессершмитт» подставил ему свой живот. Сержант Попов длинной очередью расстрелял фашиста.

Ведущий второй пары старшина М. С. Ворожейкин, потеряв своего ведомого, дрался один с тремя «мессершмиттами» и двух из них сбил. По одному фашистскому истребителю уничтожили сержант А. Г. Кулиев (впоследствии ставший Героем Советского Союза) и ведущий [73] группы лейтенант Скорук. Всего было уничтожено шесть из восьми самолетов противника. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

Следующий день был еще более напряженным. Авиация противника настойчиво продолжала наносить удары по наступающим войскам Северо-Западного фронта.

Весь день над полем боя шли ожесточенные воздушные бои. Полки 1-го иак 7 марта 1943 г. провели 10 воздушных боев, в результате которых сбили 24 самолета гитлеровцев{26}. Понесли потери и части корпуса.

На земле в эти дни также шла напряженная боевая работа. Офицеры штабов собирали, изучали данные о противнике, своевременно информировали об обстановке штабы подчиненных соединений и частей, вели постоянный контроль за выполнением боевых задач, организовывали всестороннее обеспечение боевых действий частей и соединений. Поддержание непрерывной связи с подчиненными и взаимодействующими частями и соединениями, передача боевых приказов и распоряжений, доклады по инстанции о результатах боев и много других вопросов, связанных с обеспечением управления боевыми действиями подчиненных частей и соединений, также входили в круг их задач. Особенно много приходилось работать заместителям начальников штабов истребительных авиаполков офицерам Д. И. Гордиенко, С. П. Терещенко и другим. Каждый раз они опрашивали летчиков о деталях и результатах боя, оформляли боевые донесения, схемы и описания воздушных боев.

Как всегда, самоотверженно трудился инженерно-технический состав.

Зимой подготовка самолета к боевому вылету не простое дело, особенно если учесть, что до применения разжиженного бензином масла запуск моторов приходилось производить после предварительного подогрева их специальными средствами. Это заметно увеличивало время на подготовку самолета, так как средств подогрева на все самолеты одновременно не хватало.

В этих условиях многое зависело от организаторской работы старших инженеров полков.

Не меньшими трудностями сопровождалась работа технического состава во время подготовки самолетов к [74] повторному вылету, так как времени для этого было крайне мало. Порой оно не превышало 20–25 минут. За эти минуты требовалось произвести послеполетный осмотр самолета, мотора, вооружения и специального оборудования. Кроме того, нужно было дозаправить самолет горючим, воздухом, пополнить боекомплект. Естественно, в течение 20–25 минут выполнить все это можно было только при отличной организации труда.

Большую работу проделал технический состав по ремонту поврежденных в бою самолетов. Инженеры, техники, механики, мотористы проявляли поистине трудовой героизм. Вот лишь несколько примеров.

В 32-м гвардейском истребительном авиаполку на двух самолетах вышли из строя валы редуктора. Замена их выполнялась обычно только в стационарных условиях. Нужно было снять моторы и отправить их в ремонтные мастерские. Но самолеты нужны были срочно: их ожидали боевые летчики. И вот гвардии старший сержант Новиков взялся произвести замену валов редуктора в полевых условиях.

Подготовив рабочее место и нужный инструмент, Новиков принялся за работу. Кончился день, наступила ночь, а Новиков не покидал самолетной стоянки. Превозмогая усталость и сон, он работал бессменно трое суток. Через трое суток валы редукторов в обоих моторах были заменены — и два самолета вошли в боевой строй.

В том же полку гвардии младший лейтенант А. А. Поляков после воздушного боя на подбитом самолете произвел вынужденную посадку на озеро, толщина льда на котором не превышала восьми сантиметров. К тому же наступила оттепель, прошел дождь. Лед под самолетом потрескался, и машина стала тонуть. Прибывший к самолету техник эвакуационной команды пришел к заключению, что спасти его невозможно. Но механик самолета гвардии старшина Б. К. Карабанов не согласился с таким выводом. Он понимал, что самолет — дорогостоящая машина, а в боевых условиях ему вообще нет цены. Нужно было найти возможность спасти самолет.

Карабанов остался один возле машины. Осмотревшись кругом, он увидел неподалеку бревенчатый сарай. В голову пришла мысль: «А что, если под плоскости подложить бревна и попытаться эвакуировать самолет на берег?» Он быстро договорился с председателем сельского совета, [75] попросил разрешения разобрать сарай. Колхозники охотно помогли механику. Сарай быстро разобрали, бревна перенесли к самолету. Под руководством гвардии старшины Карабанова были сделаны проруби, в дно забиты из бревен сваи и уложены под каждую плоскость двери. Таким образом, самолет оказался на своеобразных козелках. После Б. К. Карабанов стал искусственно наращивать под самолетом лед, поливая на ночь водой настланную солому.

И так несколько суток механик Карабанов боролся за спасение дорогостоящей машины. Работать ему приходилось в воде, в мокрой одежде и почти без сна. Когда снова приехала эвакуационная команда, толщина искусственного льда с соломой позволила поставить на деревянные щиты треногу с талями, поднять самолет на шасси и вытащить по бревенчатому настилу на берег. Самолет был доставлен в часть, восстановлен и введен в боевой строй. Молодой коммунист гвардии старшина Борис Ксенофонтович Карабанов за этот подвиг был награжден орденом Красной Звезды.

Подобных примеров в полках корпуса было немало.

9 марта 1943 г. войска Северо-Западного фронта усилили натиск на противника, непрерывно атакуя его.

1-й штурмовой авиационный корпус в течение дня наносил удары по гитлеровским войскам, поддерживая наступающие войска 1-й ударной армии.

32-й гвардейский, 169-й и 875-й истребительные авиаполки 1-го истребительного авиакорпуса в течение дня вели напряженные бои с авиацией противника. В воздушных боях советские летчики уничтожили 21 самолет.

Успешный бой с бомбардировщиками на глазах у командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации А. А. Новикова провели летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка.

У землянки командного пункта на аэродроме Заборовье собралась группа генералов и офицеров. В центре находился генерал-полковник авиации А. А. Новиков. Командир корпуса генерал-майор авиации Е. М. Белецкий докладывал ему об итогах дня. Временами он посматривал на запад, откуда с минуты на минуту должна была возвратиться последняя группа истребителей 32-го полка, прикрывавшая войска 1-й ударной армии. [76]

Вдруг послышался гул моторов. Все сразу насторожились.

— Это не наши, — сказал генерал Белецкий. — По звуку — «юнкерсы».

Стоявший рядом командир 32-го гвардейского полка подал сигнал на взлет дежурного звена. Группа красноносых «яков» поднялась в воздух. Кроме того, подоспела возвращавшаяся с боевого задания группа во главе с Героем Советского Союза гвардии капитаном Долгушиным.

Три «юнкерса», подходившие к аэродрому, были атакованы.

Одного из трех «юнкерсов» мастерски атаковал Герой Советского Союза гвардии капитан С. Ф. Долгушин. С короткой дистанции он открыл по нему огонь. Бомбардировщик с ревом врезался в лес недалеко от аэродрома. Второго атаковал и сбил гвардии младший лейтенант С. Ф. Вишняков, третьего «юнкерса» зажег гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий (впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза).

Командующий ВВС Красной Армии высоко оценил боевую готовность полка, выучку летчиков, их смелость и отвагу.

К исходу 9 марта 1943 г. в результате решительных атак наземных войск и массированных ударов авиации противник был отброшен на западный берег реки Ловать.

11 марта был последним днем боевой работы корпуса в интересах 1-й ударной армии. С 12 марта он стал прикрывать наступающие войска 68-й армии и поддерживающих ее штурмовиков 1-го шак.

Командование 1-й ударной армии высоко оценило боевую работу летчиков 1-го истребительного авиационного корпуса. В отзыве Военного совета армии говорилось: «Зафиксированы неоднократные случаи, когда истребители корпуса не только полностью срывали удары бомбардировщиков противника, но и заставляли их сбрасывать бомбы на боевые порядки своих же войск. Деятельность 1-го истребительного авиационного корпуса по прикрытию сосредоточения и перегруппировки наших войск позволила провести их с незначительными потерями от воздействия авиации противника».

14 марта 1943 г. войска Северо-Западного фронта возобновили наступление. Прорвав оборону врага и обходя его фланги, они продвигались на запад и северо-запад. [77]

Противник На некоторых направлениях стал отходить, оказывая упорное сопротивление. Понеся значительные потери в живой силе и технике, к исходу дня 16 марта враг отошел на рубеж реки Редея, где и закрепился.

Вражеская авиация, поддерживая свои обороняющиеся войска, проявляла большую активность. Особенно усердствовала она 15 и 16 марта. Бомбардировщики Ю-88 и Ю-87 большими группами под прикрытием истребителей непрерывно производили налеты, пытаясь бомбить боевые порядки наступающих войск. Яростным атакам бомбардировщиков подвергались переправы через реку Ловать, по которым переправлялись войска фронта, подходили резервы, подвозились необходимые грузы, производилась эвакуация раненых. В эти дни главной задачей корпуса являлось надежное прикрытие переправы через реку Ловать. Задача была выполнена: несмотря на упорное стремление немцев разбомбить переправы, наши летчики не дали им этого сделать.

15 марта 1943 г. части корпуса произвели 153 самолето-вылета, из них 131 на прикрытие переправ через Ловать; в 14 воздушных боях сбили 21 самолет противника, в том числе 17 истребителей{27}.

Встречая сильное противодействие наших истребителей, особенно в районах переправ, гитлеровцы пытались широко применять способ так называемой расчистки воздуха. Перед нанесением ударов своих бомбардировщиков вперед высылалась группа от 6 до 12 истребителей ФВ-190 и Ме-109 с задачей связать боем наших истребителей, прикрывающих переправы, и тем самым обеспечить свободу действий бомбардировщикам.

Наши летчики хорошо знали эту тактику противника и надежно прикрывали переправы. 15 марта восемь Як-7б 875-го истребительного авиаполка под командованием командира эскадрильи капитана М. С. Гордеева прикрывали переправы через Ловать. Около 18 час. появились истребители противника — четыре Ме-109 и четыре ФВ-190. Гордеев вступил с ними в бой, все время ожидая появления бомбардировщиков. И действительно, вскоре к переправам подошли две девятки Ю-87. Четверка «яков» продолжала вести бой с истребителями, которых осталось пять (три уже были сбиты), а звено во главе [78] с Гордеевым атаковало последовательно обе группы Ю-87. С первой же атаки капитан Гордеев сбил один бомбардировщик. Остальные, сбросив бомбы не доходя до переправы, развернулись и поспешили скрыться.

Так грамотное решение командира, твердое управление группой в бою, смелые и решительные действия летчиков обеспечили надежное прикрытие переправ. Группа капитана Гордеева сбила четыре самолета противника, не имея потерь, и не допустила фашистских бомбардировщиков к прикрываемым переправам.

Командир дивизии В. А. Китаев объявил благодарность летчикам группы капитана Гордеева.

В это же время 32-й гвардейский истребительный авиаполк вел бой над переправами в другом районе. Восьмерка Як-1 под командованием командира эскадрильи Героя Советского Союза гвардии капитана С. Ф. Долгушина встретила 14 истребителей противника.

Фашистские летчики, надеясь на численное превосходство, вступили в бой с нашей восьмеркой «яков», рассчитывая на легкую победу. Гвардии капитан Долгушин организовал бой так, что противнику не удалось использовать свое превосходство. Сбив 3 вражеских самолета, наша группа потерь не имела. Победителями оказались гвардии капитан С. Ф. Долгушин, гвардии старший лейтенант В. А. Орехов и гвардии лейтенант А. П. Шишкин.

На следующий день борьба за господство в воздухе в районе переправ через Ловать разгорелась еще сильнее. С утра и до позднего вечера над переправами шли ожесточенные воздушные бои. Летчики корпуса уничтожили 27 самолетов противника, 18 из них — истребители.

В воздушных боях 16 марта отличились летчики 875-го сводного истребительного авиационного полка. За день они провели шесть групповых напряженных воздушных боев.

В середине дня восьмерка Як-7б под командованием штурмана полка майора А. А. Суркова встретила на подступах к переправам 20 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. В ожесточенном бою 7 «юнкерсов» рухнули пылающими кострами на землю. Переправы остались невредимыми.

Особенно больших успехов добились летчики 271-го истребительного авиаполка, приданные на усиление 875-му иап. Они трижды за день вылетали на прикрытие [79] переправ. Группы возглавлял отважный воздушный боец старший лейтенант П. И. Муравьев. Славные соколы уничтожили 15 самолетов противника, 13 из них — истребители.

В первом вылете шесть Як-7б под командованием старшего лейтенанта П. И. Муравьева, прикрывая переправы через Ловать в районе Рамушово, Кобылкино, встретили восемь ФВ-190 и вступили в бой. Благодаря решительности и мастерству летчиков, отличному взаимодействию между парами, четкому и непрерывному управлению командира группы было сбито шесть самолетов противника, и только два ушли от возмездия. Наша группа потерь не имела. В бою добились победы младший лейтенант П. М. Вострухин, старший лейтенант П. И. Муравьев, лейтенант И. Е. Комаров, сержанты И. Я. Горобец и Ноздрачев.

В середине дня старший лейтенант П. И. Муравьев второй раз повел восьмерку Як-7б в тот же район. На высоте 2500–3000 м к переправам подходили 18 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 10 ФВ-190 и 4 Ме-109. Численное превосходство — на стороне противника, но это не страшило наших воздушных бойцов. Они свято выполняли боевой приказ — не допустить ударов авиации противника по переправам через Ловать. Завязался неравный, тяжелый бой, который закончился победой советских летчиков. Враг потерял 6 самолетов. Прикрываемые переправы продолжали действовать. И на этот раз победителями оказались старшие лейтенанты Ильченко и Галка (сбили по два самолета противника), младший лейтенант Вострухин, старший лейтенант Муравьев.

Завершая боевой день, П. И. Муравьев в третий раз повел восьмерку «яков» на прикрытие переправ. Группа Муравьева вступила в бой с шестью ФВ-190 и три из них уничтожила.

За 16 марта старший лейтенант П. И. Муравьев и лейтенант И. А. Ильченко уничтожили по три самолета противника; младший лейтенант П. М. Вострухин сжег четырех стервятников.

Газета «Советский патриот» 19 марта 1943 г. в статье «Победа над врагом» писала: «За один день в воздушных боях сбито 27 вражеских самолетов. Мужество, отвагу и высокое мастерство проявили майор А. А. Сурков, сбивший в одном бою два Ю-87. Младший лейтенант П. М. Вострухин [80] уничтожил четыре фашистских самолета, старшина Н. М. Алексеев сбил два ФВ-190».

Несмотря на стремление противника уничтожить переправы, 1-й истребительный авиационный корпус надежно прикрывал их, не допуская прицельных ударов, и тем самым обеспечил планомерную переправу войск фронта, резервов и подвоз всего необходимого для обеспечения боевых действий наступающих частей.

В воздушных боях летчики корпуса показали высокое мастерство, стойкость и самоотверженность.

18 марта 1943 г. московское радио принесло радостную весть. Передавался приказ Народного комиссара обороны СССР, в котором говорилось:

«В боях за Советскую Родину против немецких захватчиков 1-й истребительный авиационный корпус, 210-я, 274-я... истребительные авиационные дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, авиакорпус и авиадивизии нанесли огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожали живую силу и технику противника, беспощадно громили немецких захватчиков.
За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава указанные корпус и дивизии преобразованы в гвардейские, а именно:
1) 1-й истребительный авиакорпус — в 1-й гвардейский истребительный авиакорпус. Командир корпуса генерал-майор авиации Белецкий Е. М.
2) 210-я истребительная авиадивизия — в 3-ю гвардейскую истребительную авиадивизию. Командир дивизии полковник Ухов В. П.
3) 274-я истребительная авиадивизия — в 4-ю гвардейскую истребительную авиадивизию. Командир дивизии полковник Китаев В. А....
Указанным авиакорпусу и авиадивизиям вручаются гвардейские Знамена»{28}.

Вышедшая в тот же день корпусная газета писала: «Слава советским богатырям воздуха! Мы законно гордимся именами Героев Советского Союза И. М. Холодова, М. А. Гарама, А. П. Чернобая, И. Ф. Якубова, А. Г. Котова, [81] А. Д. Анискина, именами бесстрашных летчиков Н. П. Иванова, В. Н. Кубарева, А. А. Суркова, А. А. Федотова, А. М. Числова, П. А. Гражданинова, Г. Д. Кудленко, П. М. Вострухина, В. А. Савельева, Н. П. Коваля, Г. Г. Гуськова и многих других. Это они своим бесстрашием в бою завоевали гвардейскую славу».

К вечеру, когда вернулись с боевого задания последние группы самолетов, на всех аэродромах, в управлениях дивизий и корпуса состоялись митинги. Выступавшие благодарили партию и правительство за высокую оценку их ратного труда и клялись бить врага до полного изгнания его с родной земли.

Во всех частях единодушно были одобрены письма Центральному Комитету партии и Советскому правительству, в которых личный состав 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса клялся бить врага до полного его уничтожения.

18 марта 1943 г. командиру корпуса Евгению Михайловичу Белецкому было присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенанта авиации.

19 марта 1943 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество маршал авиации А. А. Новиков наградил большую группу летчиков корпуса. Орденом Александра Невского были награждены командир 875-го иап майор А. Р. Ковалев, командир эскадрильи 271-го иап капитан И. М. Глухих; ордена Отечественной войны I степени удостоился штурман 875-го иап майор А. А. Сурков; орденом Красного Знамени были награждены летчики капитан М. С. Гордеев, [82] старший лейтенант М. П. Лепин, лейтенанты И. Е. Комаров, В. В. Скоук, старшина М. В. Ворожейкин, сержанты И. А. Попов, А. С. Лобутев и многие другие.

22 марта 1943 г. группа Як-1 65-го гвардейского истребительного авиаполка, в составе которой находился молодой пилот гвардии старший сержант А. Г. Кулиев, сопровождала штурмовиков Ил-2. В районе цели большая группа ФВ-190 яростно набросилась на наших штурмовиков и сопровождающих их истребителей. Молодому пилоту Кулиеву пришлось драться с четырьмя ФВ-190. Кулиев смело вступил в неравный бой. Вскоре он сбил один «фокке-вульф», но и его самолет подожгли. На горящей машине летчик дотянул до своей территории. Когда дальше лететь стало невозможно, он выбросился с парашютом. Но ветром парашют снесло на нейтральную полосу, и он приземлился между нашими окопами и окопами противника. Гитлеровцы стремились захватить Кулиева. Но наша пехота открыла ураганный огонь по переднему краю врага и помогла старшему сержанту избежать плена.

Командир стрелковой дивизии, наблюдавший воздушный бой Кулиева, приказал привести летчика к нему. Когда Кулиев подошел к генералу, тот с удивлением сказал:

— Я-то предполагал, что там дерется богатырь, а этот богатырь — юнец!

Генерал расспросил Кулиева о самочувствии, угостил его обедом и приказал на машине доставить летчика на свой аэродром. Впоследствии Кулиев быстро прогрессировал как истребитель. В начале 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце марта 1943 г. войска фронта приостановили наступление и прочно закрепились на достигнутых рубежах. В итоге наступательной операции, длившейся более месяца, войска Северо-Западного фронта нанесли противнику большие потери в живой силе и технике и вынудили его оставить значительную территорию, которую он удерживал в течение полутора лет. Немалая заслуга в достижении успеха советских войск принадлежит авиации.

1-й гвардейский истребительный авиакорпус надежным прикрытием от ударов вражеской авиации войск [84] 53-й, 1-й ударной, 68-й армий на всех этапах наступательной операции и обеспечением успешных действий штурмовиков и бомбардировщиков, поддерживавших наступление этих армий, оказал большую помощь войскам при ликвидации демянского плацдарма и нанес ощутимый урон вражеской авиации.

За период наступательных действий войск фронта летчики корпуса произвели 1720 боевых вылетов, провели 93 групповых воздушных боя, в которых уничтожили 167 вражеских самолетов, потеряв при этом 20 летчиков и 35 самолетов{29}.

Во время боевых действий летчики корпуса продемонстрировали исключительную стойкость, отвагу и массовый героизм. Так, например, 27 февраля 1943 г. в воздушном бою, защищая своих штурмовиков, смертельно раненный летчик 169-го иап комсомолец лейтенант Александр Исаев таранил вражеский истребитель. Герой погиб, но не допустил врага к штурмовикам.

6 марта 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника летчики 32-го гв. иап Иван Холодов и Николай Коваль совершили два тарана, но не допустили ударов авиации противника по своим войскам в районе прикрытия.

Партия и правительство высоко оценили: боевые заслуги воинов-авиаторов 1-го гвардейского авиакорпуса. Большая группа личного состава была награждена боевыми орденами. Среди них полковники В. П. Ухов, А. И. Яньков, В. А. Музюкин, А. И. Скляр; подполковники [85] B. Л. Бобрик, А. А. Ионин; майоры А. Р. Ковалев, Г. П. Прокофьев, П. Н. Кириченко, А. А. Сурков, Н. Н. Егоров, А. И. Якимов; капитаны И. М. Холодов, Г. Д. Кудленко, И. М. Глухих, В. Н. Кубарев, М. С. Гордеев, В. М. Симагин; старшие лейтенанты В. И. Гаранин, М. П. Лепин, А. А. Головин, И. И. Сергатюк; лейтенанты А. И. Хользунов, В. В. Скорук; младшие лейтенанты C. И. Заикин, М. Л. Сидоренко, П. М. Вострухин; старшина М. В. Ворожейкин; старший сержант Г. Г. Гуськов; сержанты И. А. Попов, А. С. Лобутев.

Пятерым лучшим воздушным бойцам — Александру Аиискину, Михаилу Гараму, Александру Котову, Андрею Чернобаю и Илье Якубову — было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

По достоинству был оценен самоотверженный труд боевых помощниц летчиков — оружейниц, связисток, мотористок и др. Медаль «За боевые заслуги» получили А. А. Корестелева, А. В. Рыбакова, А. И. Берликова, а Е. Ф. Лытова была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». [86]

Дальше