Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава вторая.

На великолукском направлении

Не достигнув в ходе летнего наступления намеченных целей, немецко-фашистская армия была вынуждена в середине октября 1942 г. перейти к обороне почти на всем советско-германском фронте.

Красная Армия, изматывая и уничтожая наступающие войска противника, стремилась окончательно захватить стратегическую инициативу, добиться решительного перелома в ходе войны и начать массовое изгнание врага из пределов нашей Родины. В интересах подготовки к решению намеченных задач еще летом и осенью 1942 г. был проведен ряд крупных мероприятий по созданию резервов, а также разработан план действий на зиму 1942/43 г.

Войска Калининского и Западного фронтов должны были в конце ноября 1942 г. начать наступление на великолукском и ржевско-сычевском направлениях с целью ликвидации плацдармов и узлов сопротивления в районах Великих Лук, Ржева, Сычевки, а также сковать силы противника на центральном участке фронта и не допустить их переброски на юго-западное направление, где Красная Армия вела кровопролитные оборонительные бои.

Для усиления 3-й воздушной армии, обеспечивавшей предстоявшее наступление войск Калининского фронта, закончивший формирование 1-й истребительный авиакорпус резерва Ставки Верховного Главнокомандования был передан в ее оперативное подчинение.

Полки и дивизии корпуса стали готовиться к перебазированию. Командир корпуса генерал Е. М. Белецкий дал необходимые указания на перебазирование и с оперативной [18] группой вылетел в район предстоящих боевых действий.

Доложив командующему 3-й воздушной армией генералу М. М. Громову свои соображения по базированию, сведения о боевом составе и уровне подготовки летного состава корпуса, генерал Е. М. Белецкий организовал рекогносцировку выделенных аэродромов и подготовку к приему частей корпуса в новом районе.

Войска Калининского фронта вели боевые действия на территории Калининской, Новгородской и Великолукской областей, изобилующих лесными массивами, большим количеством озер и рек. Погода в этих районах в октябре — ноябре установилась плохая. Сутками висела сплошная низкая облачность, шли моросящие осенние дожди. Утром, как правило, стояли густые туманы. Поэтому перебазирование летных эшелонов частей корпуса в этих условиях значительно усложнялось. И все же благодаря усилиям всего личного состава, большой организаторской работе командира корпуса, командиров дивизий подполковников П. К. Московца и И. Д. Подгорного, их штабов, партийно-политического аппарата и инженерно-технического состава перебазирование прошло в сжатые сроки и без происшествий.

Части корпуса заняли полевые аэродромы Калининского фронта. Штаб корпуса расположился в деревне Новая в 2 км севернее железнодорожной станции Старая Торопа. Удаление от линии фронта аэродромов 274-й иад не превышало 40 км. Полки 235-й иад базировались на удалении 50–70 км от фронта. Кроме того, для 235-й иад в районе населенных пунктов Сесино, Гряды было подготовлено два передовых аэродрома, занять которые предусматривалось непосредственно перед началом наступления войск фронта.

На аэродромах сразу же развернулась подготовка к предстоящим боевым действиям. В первую очередь приводилась в боевую готовность авиационная техника. Особое внимание обращалось на вооружение. Авиаспециалисты-вооруженцы хорошо понимали, что отказ оружия в бою может привести к невыполнению боевого задания и поставить летчика-истребителя в тяжелое положение. Одновременно маскировались стоянки самолетов, развертывались пункты ремонта авиационной техники в зимних условиях, готовилось жилье для личного состава. [19]

Штабы организовали управление, оборону и охрану аэродромов, занятия и полеты с летным составом.

Не затихала и партийно-политическая работа. Во всех эскадрильях и полках прошли партийные и комсомольские собрания, решения которых обязывали коммунистов и комсомольцев везде и всегда быть впереди.

Командование корпуса установило связь с общевойсковыми армиями и соседними авиационными соединениями. Для поддержания взаимодействия с наземными войсками корпус выделил представителей со средствами связи. На КП 41-й армии, действовавшей в направлении главного удара фронта, был выделен начальник оперативного отдела штаба корпуса подполковник Н. Н. Островский. На великолукском направлении начальник оперативного отделения 210-й иад майор Л. Я. Пинский был представителем при штабе 2-го механизированного корпуса.

* * *

К концу октября 1942 г. на Калининском фронте повысилась активность вражеской авиации. Она усиленно вела разведку и систематически наносила бомбовые удары по железнодорожным станциям, перегонам и районам сосредоточения наших войск. Поэтому командующий 3-й воздушной армией, не ожидая полной готовности частей корпуса, был вынужден ввести его в бой для прикрытия войск и коммуникаций фронта.

Исходя из оценки воздушной обстановки было принято решение эту задачу выполнять способом дежурства групп истребителей на аэродромах с последующим вылетом их по вызову с командных пунктов; при сосредоточении механизированных корпусов их прикрытие осуществлять способом непрерывного патрулирования групп истребителей над маршрутами движения и районами сосредоточения войск. Для наращивания сил в бою каждая истребительная авиадивизия на одном из аэродромов должна была постоянно иметь дежурные группы истребителей в готовности к немедленному вылету. Кроме того, предусматривалось в отдельные периоды на маршруты движения механизированных войск высылать группы наведения истребителей со средствами связи, которые наводили бы патрулирующие истребители на бомбардировщики противника.

На рассвете 23 октября 1942 г. дивизии корпуса приступили к выполнению боевой задачи. [20]

В первые же дни боевых действий было несколько встреч и воздушных боев с противником, большинство из которых, к сожалению, окончилось для наших летчиков неудачно.

26 октября группа из 4 Як-7б 875-го иап под командованием капитана Н. П. Воротилова прикрывала железнодорожный перегон на участке Старая Торопа — Жарковский — Ломоносово. На высоте 3500 м в районе станции Жарковский группа встретила 20 фашистских бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей Ме-109. Капитан Воротилов, несмотря на численное превосходство противника, принял решение стремительной атакой преградить путь врагу, не дать ему прицельно сбросить бомбы на наши войска.

По команде «Атакуем!» «яки» ринулись в бой. Атака достигла цели. Первой же пулеметно-пушечной очередью молодой летчик старший сержант И. Н. Мжачих сбил бомбардировщик Ю-88.

Дерзость советских летчиков вызвала некоторое замешательство в стане врага. Гитлеровцы поспешили сбросить бомбы куда попало и стали уходить. Но после первой атаки наша четверка рассыпалась, и каждый летчик продолжал вести воздушный бой в одиночку. Эту оплошность использовали враги. В результате неравной ожесточенной схватки погибли командир эскадрильи капитан Н. П. Воротилов и его заместитель по политической части политрук И. И. Старков.

Потерю двух летчиков тяжело переживал личный состав полка. Боевые друзья похоронили Николая Павловича Воротилова в районе станции Жарковский, а Ивана Ивановича Старкова у станции Откос Калининской области.

В тот же день четверка Як-7б под командованием командира 271-го иап майора А. М. Разсудкова прикрывала наши войска в районе Великих Лук. Встретив три вражеских бомбардировщика, майор Разсудков атаковал их. При сближении ведомый старший лейтенант Н. Е. Васин отстал. Вторая пара, находившаяся выше, также отстала, и командир полка фактически атаковал один. Воздушные стрелки противника открыли сосредоточенный огонь, подбили самолет и ранили майора Разсудкова. При вынужденной посадке вне аэродрома Арсений Михайлович получил тяжелые травмы, которые надолго вывели его из строя. [21]

Другая группа в составе четырех Як-7б того же полка во главе с младшим лейтенантом Артемьевым в том же районе на высоте 2500 м встретила разведчик противника Ю-88. Летчики всем звеном устремились на врага, атакуя его поочередно. Но атаки были безрезультатными. Сказалось отсутствие опыта. Разведчик противника ушел на свою территорию.

30 октября четыре Як-7б 271-го авиаполка (ведущий младший лейтенант А. С. Макаров) в районе железнодорожной станции Ломоносово на высоте 4000 м встретили восемь бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием истребителей Ме-109. Ведущий группы принял правильное решение атаковать бомбардировщиков, но враг оказался опытнее и хитрее. Вражеские истребители прикрытия связали всю четверку боем. И хотя младший лейтенант Макаров сбил один «мессер», бомбардировщики противника выполнили свою задачу и безнаказанно ушли.

В середине дня 6 ноября над аэродромом Кочегарово появились четыре бомбардировщика Ю-88. На перехват противника были подняты четыре Як-7б 271-го авиаполка во главе со старшим лейтенантом К. В. Маношиным. После нескольких атак сержант Калинин сбил один Ю-88, а остальные ушли невредимыми.

Поскольку противодействие наших истребителей было малоэффективным, бомбардировочная авиация противника продолжала наносить удары по наземным войскам. Основную задачу — уничтожение бомбардировщиков противника — летный состав корпуса выполнял пока слабо.

В подготовительный период к наступательной операции части корпуса в воздушных боях понесли значительные потери. Только одна 274-я иад потеряла 13 самолетов и 11 летчиков{1}.

Основной причиной такого положения было то, что противник, имея хорошо обученные кадры летчиков, опытных, обстрелянных воздушных асов и мастеров воздушной стрельбы, перехватывал инициативу, т. е. вел наступательные воздушные бои. Наши же летчики в основном вели оборонительные бои, и, как правило, в горизонтальной плоскости. Только в отдельных случаях, когда удавалось захватить инициативу, они добивались успеха. [22]

Командование проанализировало проведенные воздушные бои и выявило еще целый ряд недостатков в организации боевых действий, в подготовке летного и технического состава. Так, был сделан вывод о том, что выделяемый патруль (обычно из четырех самолетов) явно мал. Звено истребителей не могло противодействовать бомбардировщикам противника и одновременно вести бой с вражеским прикрытием.

Одной из причин временных неудач была слабая групповая слетанность пар и звеньев, вследствие чего после первой же атаки группы разделялись и летчикам приходилось вести бой в одиночку без взаимной поддержки и выручки.

Многие летчики редко и робко использовали тактические преимущества, которые создавались в процессе боя: не маскировались облачностью для достижения внезапности атаки, не вели атак со стороны солнца, когда противник ослеплен его ярким светом. Огонь по противнику нередко открывался с больших расстояний и, по существу, был бесприцельным.

На результатах воздушных боев сказывалось также большое число отказов вооружения самолетов из-за неудовлетворительной его подготовки и неграмотного использования в бою. Некоторые летчики не могли выжать из самолета все то, что позволяли сделать при грамотной эксплуатации его тактико-технические данные.

Ведущими групп часто назначались малоопытные летчики. Командиры полков, их заместители, а зачастую и командиры эскадрилий в воздухе бывали редко, в воздушном бою подчиненных контролировали и учили мало, ограничиваясь в большинстве случаев разбором ошибок на основе докладов экипажей, участвовавших в бою.

Командование корпуса и дивизий, серьезно озабоченное первыми неудачами боевых действий, принимало решительные меры.

Командир корпуса в приказе от 12 ноября 1942 г. потребовал от командиров дивизий и полков продолжить подготовку молодых пилотов, на боевое задание посылать только тех из них, кто полностью закончил программу подготовки на новых типах самолетов, имеет хорошую технику пилотирования и групповую слетанность. В группу из 8–10 экипажей, вылетающих на боевое задание, разрешалось включать не более двух молодых летчиков. [23]

Ведущими групп при вылете на боевое задание составом более звена предусматривалось назначать командиров эскадрилий, полков и их заместителей.

Летный состав частей корпуса изучил несколько приказов Народного комиссара обороны СССР, командующего ВВС Красной Армии, обобщавших опыт ведения боевых действий авиацией на фронтах Великой Отечественной войны.

В повседневную практику вошло проведение подробных разборов каждого воздушного боя. Командиры и штабы использовали любую возможность для того, чтобы научить летчиков грамотно эксплуатировать в полете самолетные радиостанции.

На фронтовых аэродромах развернулась напряженная учеба. В полетах отрабатывались индивидуальная техника пилотирования, одиночные и групповые бои, групповая слетанность.

Как и в период формирования корпуса, боевой подготовкой молодого летного состава руководили инспектор по технике пилотирования корпуса майор Н. М. Шапошников, помощник командира корпуса по воздушно-стрелковой службе майор Г. Я. Станпаков, старший штурман корпуса майор Н. Н. Егоров, заместитель командира 274-й иад подполковник В. Л. Бобрик, инспектор по технике пилотирования дивизии капитан А. Т. Шевченко, командиры полков подполковник М. Н. Зворыгин и капитан А. Р. Ковалев. Все они были опытными летчиками, хорошими методистами, в совершенстве владели имевшимися на вооружении самолетами.

Обучением и тренировкой молодых пилотов, как и раньше, занимались опытные летчики А. А. Сурков, М. С. Гордеев, Г. Д. Кудленко, А. И. Самохвалов, А. В. Кривушин, В. Н. Кубарев, В. Я. Хассин, П. И. Муравьев, К. А. Кирьянов и А. А. Головин. В учебных воздушных боях они не раз показывали молодым летчикам, на что способны наши самолеты Як-1 и Як-7б.

В помощь командирам и штабам политработники умело организовывали и проводили партийно-политическую работу. Они вникали в трудности, знали настроения молодых летчиков, словом и дружеским советом помогали им в напряженной работе.

Летчики глубоко изучали тактику действий противника, и в первую очередь тактику действий истребителей. [24]

Было установлено, что, прикрывая своих бомбардировщиков, истребители противника обычно находились выше, сзади и немного в стороне. Благодаря этому обеспечивался хороший обзор и преимущество в высоте, что позволяло им быстро отражать атаки наших истребителей и занимать выгодное положение для последующих атак.

При выполнении задач по прикрытию своих наземных войск истребители противника действовали обычно небольшими группами, а нередко и парами, имея хорошую связь между собой и со станциями наведения. Атаковали немецкие летчики внезапно, со стороны солнца или из-за облаков, на больших скоростях. Если атака успеха не приносила, фашисты в затяжной бой не вступали, а уходили в сторону с набором высоты.

Многое было сделано в частях корпуса за короткий период времени. Проделанная работа давала свои положительные плоды. С каждым днем у молодых летчиков заметно улучшались техника пилотирования, ведения воздушных боев, эксплуатации материальной части. Они становились увереннее в себе и рвались в бой.

* * *

Приближалось время начала наступления войск Калининского фронта. Штабы заканчивали планирование боевых действий, организацию управления и взаимодействия. Но неожиданно распоряжением командующего ВВС Красной Армии из состава корпуса была выведена 235-я истребительная авиадивизия. Таким образом, штабам корпуса и оставшейся 274-й истребительной авиадивизии пришлось в разработанные планы предстоящих боевых действий вносить серьезные изменения.

Теперь прикрытие ударных группировок на обоих направлениях возлагалось на 274-ю истребительную авиадивизию во взаимодействии с 12-м истребительным авиаполком 2-го истребительного авиакорпуса. Генерал Е. М. Белецкий решил войска 41-й армии, наступавшие в направлении города Белый, прикрыть силами 653-го и одной эскадрильи 271-го истребительных авиаполков 274-й иад во взаимодействии с 12-м истребительным авиаполком 2-го иак.

Войска 3-й ударной армии, действовавшие на великолукском направлении, прикрывались остальными силами 274-й иад. Прикрытие планировалось осуществлять непрерывным [25] патрулированием над полем боя групп истребителей по 4–8 самолетов.

Перед истребителями ставилась задача решительным уничтожением авиации противника завоевать господство в воздухе, не допустить бомбардировочных и штурмовых ударов по боевым порядкам войск фронта, особенно механизированных.

Уход из состава корпуса 235-й истребительной авиадивизии не только ухудшил боевые возможности корпуса, но и создал дополнительную работу штабам корпуса и 274-й иад. Им пришлось заново отрабатывать плановые таблицы взаимодействия с 41-й и 3-й ударной армиями, организовывать взаимодействие с 12-м истребительным авиаполком 2-го иак, заново производить расчеты своих боевых возможностей, разрабатывать новые графики вылетов. Но время еще было, и штабы работали без суеты.

Генерал Е. М. Белецкий, всегда любивший точность в расчетах, с карандашом в руках еще и еще раз проверял возможности ограниченных сил корпуса по прикрытию наступающих войск. Он потребовал от командира дивизии лично проверить подготовку полков к боевым действиям.

Командир дивизии подполковник П. К. Московец бывал в каждом из полков дивизии, знал в деталях уровень подготовки каждого подразделения. И все же снова, как требовал командир корпуса, проверял в каждом полку знание летным составом наземной и воздушной обстановки, тактики действий авиации противника, вопросов взаимодействия, готовность КП полков к управлению. П. К. Московец провел с летным составом занятия, на которых поделился своим боевым опытом.

Большую работу проделали политорганы, партийные и комсомольские организации. Накануне наступления во всех подразделениях состоялись партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались задачи коммунистов и комсомольцев в предстоящей наступательной операции.

Вечером 23 ноября 1942 г. генерал Е. М. Белецкий доложил командующему 3-й воздушной армией о готовности корпуса к боевым действиям.

В 11.00 24 ноября 1942 г. на великолукском направлении перешел в наступление 5-й гвардейский стрелковый корпус 3-й ударной армии, действовавший на направлении ее главного удара. [26]

Основные силы ударных группировок войск Калининского фронта на обоих направлениях перешли в наступление 25 ноября. Противник, опираясь на сильную, глубоко эшелонированную оборону, оказывал яростное сопротивление. Развернулись ожесточенные бои.

Войска 41-й армии, действовавшие в направлении города Белый, преодолевая упорное сопротивление, к 27 ноября завершили прорыв тактической обороны противника и успешно развивали наступление в глубину.

На великолукском направлении войска 3-й ударной армии, отбивая неоднократные контратаки, за три дня наступления прорвали тактическую оборону противника и к исходу дня 28 ноября перерезали железную дорогу в районе станции Остриань. Передовые части армии подошли к Новосокольникам, при этом была окружена ширипенская группировка противника. Успешные действия правофланговых частей армии создали угрозу окружения Великих Лук.

3-я воздушная армия (командующий генерал-майор авиации М. М. Громов, член Военного совета полковник Н. П. Бабак, начальник штаба генерал-майор авиации Н. П. Дагаев) всеми силами армии и переданных ей в оперативное подчинение пяти авиационных корпусов резерва Ставки Верховного Главнокомандования (1-й бомбардировочный — командир генерал-майор авиации В. А. Судец, 1-й штурмовой — командир генерал-майор авиации В. Г. Рязанов, 2-й штурмовой — командир полковник В. В. Степичев, 1-й истребительный — командир генерал-майор авиации Е. М. Белецкий, 2-й истребительный — командир генерал-майор авиации А. С. Благовещенский) поддерживала наступавшие войска фронта на обоих направлениях, сосредоточивая основные усилия на поддержке войск 41-й армии.

Немецко-фашистское командование принимало срочные меры к деблокированию гарнизона, окруженного в Великих Луках. 3 декабря 1942 г. гитлеровцы силами до двух полков пехоты при поддержке 45–50 танков с рубежа Алхимово, Кучино снова перешли в контрнаступление в направлении города Великие Луки.

3-я воздушная армия приняла активное участие в отражении контрнаступления противника.

Штурмовики 1-го шак наносили эшелонированные удары по живой силе, танкам, артиллерийским и минометным [27] батареям врага. 1-й истребительный авиационный корпус одной дивизией (274-й) прикрывал войска 3-й ударной армии, отражавшие контрнаступление, и боевые действия Штурмовиков, наносивших удары в этом районе.

Первым на прикрытие войск 3-й ударной армии вылетел 271-й истребительный авиаполк.

Воодушевленные началом наступления, горя ненавистью к врагу, летчики атаковали противника первыми, смело используя тактические приемы для внезапности атак. В бою поддерживалась строгая дисциплина и организованность. Ведомые постоянно сохраняли свое место в боевом порядке, предоставляя ведущим свободу действий. Все это обеспечило нашим летчикам успех.

Так, группа «яков» под командованием заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта В. Я. Хассина в районе прикрытия войск встретила 6 бомбардировщиков Ю-88 в сопровождении истребителей Ме-109, пытавшихся бомбить боевые порядки наступающих войск 3-й ударной армии. Хассин умелым маневром вывел свою группу в сторону солнца, а затем внезапно атаковал бомбардировщиков противника. В результате атаки Хассин сбил один бомбардировщик Ю-88. Остальные вражеские самолеты, сбросив бомбы куда попало, развернулись и ушли на свою территорию.

Через несколько минут появился немецкий бомбардировщик «Дорнье-217». Велико было удивление наших летчиков, впервые увидевших эту двухкилевую машину. Такие самолеты противника редко появлялись на фронте. Но разглядывать его было некогда. Одно мгновение — и «Дорнье-217» задымил и пошел со снижением к земле.

Группу В. Я. Хассина сменило звено 653-го истребительного авиаполка под командованием лейтенанта С. М. Семенова. Звено завязало бой с бомбардировщиками Ю-88. В результате был сбит один «юнкерс». И в этой группе воздушный бой проходил организованно. Боевой порядок звена в воздушном бою не нарушался. Потерь в обеих группах не было. Первые успехи радовали всех.

Во второй половине дня еще больших успехов добились летчики 875-го истребительного авиаполка. Группа из шести самолетов, возглавляемая старшим лейтенантом Александром Кривушиным, в районе Новосокольников на высоте 3500 м встретила до 35 бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87 под прикрытием истребителей Ме-109. Вражеские бомбардировщики [28] шли звеньями по три самолета, эшелонированно в глубину и по высоте. Шесть против тридцати пяти! Но наши славные пилоты твердо помнили данный им приказ: «Не допустить ударов бомбардировщиков противника по наземным войскам».

Кривушин повел свое звено в лобовую атаку на головное звено «юнкерсов». Самолеты понеслись навстречу друг другу сквозь огненные трассы. Атака оказалась безрезультатной. Кривушин упрекнул себя: «Первый блин комом».

Бой продолжался, атаки следовали одна за другой. Пары «Яковлевых» действовали слаженно, ведомые надежно прикрывали ведущих, смело и настойчиво атаковавших противника. В результате воздушного боя 6 наших «яков» против 35 самолетов противника было сбито 4 вражеских самолета. Советские истребители потерь не имели. Это был уже значительный успех.

В конце дня подводились итоги боевой работы. Штаб 274-й истребительной авиадивизии доложил в штаб корпуса: «За день дивизией произведено 110 боевых самолетовылетов, проведено 19 групповых воздушных боев. Сбито 12 вражеских самолетов. Своих потерь нет». В выводах командир дивизии писал: «Победа наших летчиков в сегодняшних воздушных боях окрылила их, укрепила в них веру в свои способности. В боях отличились майор Г. П. Прокофьев, капитаны Г. Д. Кудленко, В. Н. Кубарев, старшие лейтенанты А. В. Кривушин, П. И. Муравьев, В. Я. Хассин, М. Г. Волченков, лейтенанты И. Ф. Якубов, А. П. Чернобай, младший лейтенант С. В. Сыромятников».

Командующий 3-й воздушной армией высоко оценил боевые успехи летчиков 1-го истребительного авиакорпуса. В телеграмме на имя генерала Белецкого он отмечал: «Сегодня, выполняя задачу по прикрытию боевых порядков наших войск и боевых действий штурмовиков и бомбардировщиков, летчики сбили в воздушных боях 12 самолетов противника. С большим удовлетворением отмечаю воздушную победу, боевой успех летчиков. Этот успех является результатом большой работы по подготовке и воспитанию летчиков-истребителей, проведенной командирами. Объявляю благодарность генералу Е. М. Белецкому и подполковнику П. К. Московцу за воспитание своих летчиков. Благодарю и ставлю в пример всех летчиков 274-й истребительной авиационной дивизии, участвующих в воздушных боях. Выражаю уверенность в том, что 274-я истребительная [29] авиационная дивизия в борьбе за разгром врага будет в первых рядах нашей боевой авиации»{2}.

Телеграмма командующего воздушной армией была зачитана в каждом полку.

Вечером командиры полков произвели тщательный разбор воздушных боев, состоявшихся 3 декабря. Особое внимание было обращено при этом на ошибки отдельных летчиков. Командиры предостерегали их от зазнайства и требовали более решительно и тактически грамотно вести каждый бой. Политработники призывали следовать примеру тех, кто добился победы в первом бою.

День 3 декабря в боевой деятельности корпуса стал поворотным в борьбе с вражеской авиацией. После первой большой победы летчики день ото дня уверенно умножали свои успехи в боях. 6 декабря 1942 г. в воздушных боях они уничтожили еще 7 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

В начале декабря 1942 г. в состав корпуса вместо убывшей 235-й иад вошла 210-я истребительная авиадивизия, состоявшая из двух полков (32-го гвардейского и 169-го). Соединение имело опыт боевых действий. Управление дивизии было сформировано в июне 1942 г. и начало боевую деятельность в составе 3-й воздушной армии Калининского фронта.

Командир дивизии полковник В. П. Ухов, грудь которого украшали ордена Ленина и Красного Знамени, полученные им за героизм и отвагу в небе Испании, с первых дней Великой Отечественной войны принял активное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командуя смешанной авиационной дивизией. Мастер высшего пилотажа и воздушного боя, он умело руководил боевыми действиями полков, много летал на задания, учил подчиненных личным примером. Его заместителем по политической части был полковник А. И. Яньков. Штаб дивизии возглавлял полковник А. И. Скляр.

32-й гвардейский истребительный авиаполк состоял из трех эскадрилий: 32 экипажа на самолетах Як-1. Командиром полка был Герой Советского Союза гвардии майор В. П. Бабков, его заместителем по политической части гвардии майор В. Г. Стельмащук, начальником штаба майор Г. А. Зубков. [30]

Это был, пожалуй, лучший в корпусе полк. Он участвовал в боях с 24 августа 1941 г. За полтора года летчики полка произвели 3109 боевых вылетов, в воздушных боях сбили 201 самолет противника, штурмовыми действиями уничтожили 350 автомашин, 4 танка и много живой силы врага{3}.

Особенно больших успехов полк добился в небе Сталинграда. После пополнения летчиками и самолетами он возвращался под Сталинград. В боях за город-герой родилась боевая слава этой части. Полк был преобразован в гвардейский. За мужество и отвагу, проявленные в ожесточенных боях под Сталинградом, почти все летчики были награждены орденами Советского Союза. Среди них А. Г. Котов, М. А. Гарам, А. П. Шишкин, В. А. Луцкий, А. И. Хользунов, Н. Ф. Горшков, А. С. Макаров, В. А. Савельев, В. А. Орехов, Ф. Ф. Прокопенко и другие. Гвардии майор В. П. Бабков и капитан А. Я. Баклан были удостоены звания Героя Советского Союза.

169-й истребительный авиаполк имел три эскадрильи — 32 экипажа на самолетах Ла-5. Командовал полком майор Н. П. Иванов, его заместителем по политической части был майор Н. Я. Сидоров, начальником штаба — майор И. Г. Черепов. Полк принимал активное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Западном, Волховском и Северо-Западном фронтах. Летчики полка произвели 1914 боевых вылетов, в воздушных боях сбили 23 вражеских самолета, штурмовыми действиями уничтожили до 100 автомашин, 20 артиллерийских батарей и много живой силы противника.

* * *

Зима была в самом разгаре. Аэродромы заносило снегом, морозы достигали 25 градусов, но суровая стужа не застала врасплох части дивизии на новом месте базирования. Личный состав подразделений и частей быстро подготовил все необходимое для обеспечения боевой работы.

Ознакомившись с районом боевых действий, 4 декабря 1942 г. 210-я истребительная авиадивизия начала прикрывать наземные войска, наступавшие в направлении города Белый. Здесь продолжались ожесточенные бои. Противник непрерывно контратаковал. Его бомбардировщики, поддерживая [32] контратакующие части, наносили удары по войскам 41-й армии. Истребители препятствовали боевым действиям наших бомбардировщиков и штурмовиков.

Перед 210-й истребительной авиадивизией стояла задача надежного прикрытия войск 41-й армии. Кроме того, она должна была обеспечить боевые действия своей бомбардировочной и штурмовой авиации.

274-я истребительная авиадивизия теперь всем составом прикрывала войска 3-й ударной армии на великолукском направлении и обеспечивала боевые действия своей авиации.

С приходом 210-й иад боевые возможности корпуса возросли. Началась решительная борьба за завоевание господства в воздухе. Летчики обеих дивизий дрались смело и решительно.

Наиболее напряженным днем боевых действий для летчиков 210-й истребительной авиадивизии был день 8 декабря. Прикрывая наступающие войска 41-й армии, они провели первые воздушные бои, в которых сбили 11 самолетов противника, 10 из них сбили летчики 169-го полка. Особенно отважно дрался лейтенант П. А. Гражданинов. [33]

В первом своем воздушном бою он сбил два самолета противника: сначала «Мессершмитт-109», а затем немецкую новинку «Фокке-Вульф-190». В последующем воздушном бою в этот же день Гражданинов уничтожил еще один самолет противника.

Несколькими днями позже в воздушном бою героизм и отвагу проявил летчик 169-го иап старший сержант С. П. Левша. Оторвавшись во время барражирования от своей группы, он встретился с двумя бомбардировщиками противника и вступил с ними в бой. С первой атаки с дистанции 50–70 м Левша сбил Ю-88. Разделавшись с одним «юнкерсом», он атаковал второго. Стрелок-радист вражеского бомбардировщика вел сильный ответный огонь. Старший сержант Левша, пренебрегая опасностью, продолжал атаку. Одной из очередей вражеского стрелка Левша был смертельно ранен. Собрав остаток сил, советский летчик сделал последнюю попытку настичь врага, когда тот резким снижением пытался уйти. Меткая очередь старшего сержанта вогнала «юнкерс» в землю. Но не вышел из пикирования и самолет Левши. Он геройски погиб, уничтожив два фашистских бомбардировщика Ю-88.

К 10 декабря 1942 г. стало очевидно, что наступавшие в направлении города Белый войска фронта успеха не достигнут. Зато успешно развивалось наступление на великолукском направлении. В связи с этим командующий Калининским фронтом перенацелил усилия войск фронта на великолукское направление с целью закрепления и расширения успеха наступления.

3-я воздушная армия произвела перегруппировку своей авиации. На великолукское направление было передислоцировано пять авиационных дивизий (две штурмовые, две истребительные и одна бомбардировочная){4}.

1-й истребительный авиакорпус теперь всем составом был сосредоточен на великолукском направлении.

Противник предпринимал одно контрнаступление за другим с целью деблокирования гарнизона, окруженного в городе Великие Луки.

Усиливала свою группировку и вражеская авиация, перебрасывая сюда новые авиационные части. В числе других прибыла 4-я группа 51-й истребительной эскадры [34] «Мельдерс», которая была укомплектована имевшими большой боевой опыт летчиками.

Таким образом, с середины декабря 1942 г. на великолукском направлении на земле и в воздухе развернулись ожесточенные бои. Авиация 3-й воздушной армии теперь одновременно решала две важные задачи — содействовала войскам фронта в ликвидации окруженной фашистской группировки и в отражении многократных контрударов врага, которые он предпринимал с целью деблокирования окруженного гарнизона.

Истребительная авиация противника, пополненная свежими частями, резко усилила сопротивление нашей авиации. Опытные фашистские летчики быстро приспособились к тактике действий наших штурмовиков и стали применять специальные группы, которые на малых высотах подкарауливали штурмовиков на выходе их из пикирования.

В этих условиях пришлось изменять способ обеспечения штурмовиков. Значительно увеличился наряд истребителей сопровождения; кроме того, стали выделяться специальные группы для отсечения вражеских истребителей при уходе штурмовиков от цели.

Положение окруженных в Великих Луках войск в декабре значительно ухудшилось, и немецко-фашистское командование пыталось организовать снабжение их продовольствием, боеприпасами, горючим и медикаментами по воздуху. Для этого вначале использовались транспортные самолеты Ю-52, но они несли большие потери от наших истребителей. Враг вынужден был применять в качестве транспортных боевые бомбардировщики Ю-88, Хе-111 и самолеты ФВ-189 с планерами на буксире.

Перед частями корпуса встала задача надежно блокировать район Великих Лук, изолировать окруженную группировку противника и сорвать снабжение ее по воздуху. Эта задача нашими истребителями выполнялась одновременно с задачей прикрытия наземных войск.

С 10 по 15 декабря 1942 г. 3-я ударная армия вела напряженные сдерживающие бои. Погода по-прежнему почти не давала возможности авиации поддерживать свои войска. И только 16 декабря, когда погода улучшилась, 3-я воздушная армия смогла обрушить всю свою мощь на врага.

В этот день газета корпуса «Советский патриот», призывая летчиков к решительному уничтожению авиации [35] противника, писала: «Сделаем районы прикрытия недоступными для врага!» Вверху газетной полосы крупным шрифтом были выделены слова Владимира Ильича Ленина: «Бейтесь до последней капли крови, товарищи!»

* * *

С утра 16 декабря группы самолетов одна за другой взлетали на прикрытие войск 3-й ударной армии. Над полем боя завязывались ожесточенные воздушные бои. То тут, то там с надрывным ревом моторов проносились истребители. Советские летчики сразу убедились в том, что противник поднял в воздух асов.

Стоило ведущему группы 875-го иап старшему лейтенанту А. В. Кривушину ненадолго ослабить осмотрительность, как он тут же был атакован и подбит. Истребитель плохо слушался рулей. Высотомер фиксировал резкое снижение. Фашистский летчик, заметив, что «як» поврежден, попытался добить его. Но Александр Кривушин не собирался погибать. Когда фашист на предельной скорости настигал наш самолет, Кривушин мгновенно убрал газ. Враг не ожидал такой хитрости и проскочил вперед. Секунды оказалось достаточно Александру Кривушину, чтобы поймать «мессер» в прицел. Предвкушавший легкую победу фашист сам оказался жертвой. Кривушин, передав руководство группой своему заместителю, вышел из боя и на поврежденной машине благополучно дотянул до своего аэродрома.

В это же время в другом районе вел бой 653-й истребительный авиаполк. Восьмерка Як-1 под командованием капитана Г. Д. Кудленко встретила 26 самолетов противника: 16 10–88 и 10 Ме-109, направлявшихся к Великим Лукам. Восемь против двадцати шести! Мгновенно оценив обстановку, капитан Кудленко решил атаковать врага. Властно и решительно прозвучала его команда: «Атакуем!» И наши смельчаки пара за парой ринулись на бомбардировщиков противника. Умело организованное взаимодействие обеспечило успех воздушного боя с превосходящими силами гитлеровцев. Советские летчики сбили 4 вражеских самолета и, выполнив боевое задание, без потерь вернулись на свой аэродром.

Этот воздушный бой наблюдали с земли наши пехотинцы, артиллеристы, танкисты, громогласным «ура» выражавшие [36] свое восхищение решительными действиями собратьев по оружию.

Всего летчики корпуса 16 декабря произвели 192 боевых самолето-вылета. В воздушных боях сбили 18 и повредили 6 самолетов противника{5}.

Благодаря активным и решительным действиям авиации над полем боя войска 3-й ударной армии не только остановили наступающего противника, но и выбили его из ряда населенных пунктов.

А на земле кипела напряженная работа. Инженерно-технический состав мобилизовал все силы для того, чтобы своевременно подготовить самолеты и вооружение к повторным вылетам. Неисправные и поврежденные в бою машины быстро ремонтировались и вводились в строй.

В штабах частей и соединений корпуса работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Им приходилось получать боевые задачи из штаба воздушной армии, готовить командованию необходимые данные для принятия решения, доводить задачи до подчиненных частей, контролировать своевременность вылетов по специальному графику, поддерживать взаимодействие с сухопутными войсками и соседними авиационными соединениями, докладывать в штаб армии итоги выполнения боевой задачи, решать многие другие вопросы, обеспечивающие четкое и непрерывное управление. Всей этой сложной и кропотливой работой руководили начальники штабов комбриг П. П. Беличенко, полковники А. И. Скляр, В. А. Музюкин, майоры Г. А. Зубков, П. Н. Кириченко, И. Г. Черепов, А. А. Кореннов, А. И. Макаров.

Командир корпуса генерал Е. М. Белецкий, командиры дивизий полковник В. П. Ухов и подполковник П. К. Московец на основе анализа воздушных боев требовали, чтобы вылетающие на барражирование группы истребителей строили свои боевые порядки расчлененными по фронту и эшелонированными по высоте. От летчиков требовалось летать на повышенных скоростях и смелее использовать в бою вертикальный маневр. Командиры полков подполковник М. Н. Зворыгин, майоры В. П. Бабков, Н. П. Иванов, А. Р. Ковалев лично возглавляли группы истребителей. Так, командир 169-го истребительного авиаполка майор Николай Павлович Иванов по нескольку раз в день [37] летал на боевые задания. В воздушных боях командир полка демонстрировал мастерство, смелость и отвагу. Однополчане учились у Н. П. Иванова искусству побеждать хитрого и опытного врага. Полк, несмотря на то что имел в своем составе более половины молодых летчиков, изо дня в день добивался боевых успехов.

* * *

После двухдневной перегруппировки, подтянув свежие силы, противник 19 декабря возобновил контрнаступление. Авиация 3-й воздушной армии из-за плохой погоды не могла поддержать наши обороняющиеся войска.

И только 25 декабря штурмовики 1-го шак под прикрытием истребителей обрушили свои удары по контрнаступающим войскам противника и поддержали штурмующие городскую крепость войска 3-й ударной армии.

Несмотря на большие потери в живой силе и боевой технике, враг продолжал рваться к Великим Лукам. Фашистская авиация значительно повысила активность, поддерживая наступающие войска и противодействуя нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

1-му иак пришлось усилить наряд патруля. По 20–30 самолетов одновременно находились над полем боя с утра до наступления сумерек. Особенно напряженным для летчиков обеих дивизий корпуса был день 29 декабря 1942 г. В воздушном пространстве шли непрерывные ожесточенные бои.

Счет сбитым вражеским самолетам открыли летчики 271-го истребительного авиаполка. Группа Як-7б под командованием командира эскадрильи капитана И. М. Глухих вылетела на сопровождение штурмовиков. В районе цели наши истребители заметили большую группу фашистских бомбардировщиков, приближавшихся к полю боя. В задачу истребителей сопровождения борьба с бомбардировщиками противника не входила. Но коммунист Глухих, оценив сложившуюся обстановку, пошел на сознательный риск. Он решил частью сил атаковать бомбардировщики противника. Напуганные решительной атакой советских истребителей, вражеские бомбовозы сбросили бомбы куда попало и повернули на свою территорию. Два фашистских самолета чадящими факелами рухнули на землю.

Ни истребители, ни штурмовики потерь не понесли. [38]

За день было произведено 178 самолето-вылетов. В 24 групповых воздушных боях сбито 35 самолетов противника{6}. Наибольших же успехов 29 декабря добились летчики 169-го истребительного авиаполка. В течение дня они уничтожили 21 вражеский самолет, из которых 12 сбили за один вылет{7}.

Заместитель командира эскадрильи лейтенант П. А. Гражданинов совершил первый в корпусе таран, а после тарана продолжал вести воздушный бой и сбил еще один Ю-87. Произошло это так.

До полудня две группы самолетов полка, вылетавшие на прикрытие наших штурмовиков и бомбардировщиков в районе Великих Лук, вели бой с бомбардировщиками и истребителями противника и сбили 9 самолетов. На следующий вылет командир полка майор Иванов назначил лучших летчиков, чтобы нанести врагу решительное поражение в воздухе. В состав группы вошли майор Н. П. Иванов, командиры эскадрилий капитаны А. А. Федотов, М. Д. Бочаров, старший лейтенант А. М. Числов, заместитель командира эскадрильи лейтенант П. А. Гражданинов, командиры звеньев лейтенанты И. Ф. Романов и П. Б. Косяков и летчик младший лейтенант П. Т. Баландин. Это были настоящие мастера своего дела. В 11 час. 50 мин. группа взлетела и направилась в район Великих Лук.

Во время патрулирования летчики майора Иванова провели три воздушных боя и сбили 12 самолетов противника. Особенно успешно дрался сам командир полка. Он сбил 3 вражеских самолета. По три победы одержали также капитан А. А. Федотов и младший лейтенант П. Т. Баландин. Капитан М. Д. Бочаров, лейтенанты И. Ф. Романов и П. Б. Косяков уничтожили по 2 самолета противника.

Успеху, достигнутому летчиками 169-го истребительного авиаполка, способствовало неожиданное для врага применение новых истребителей Ла-5.

Но эта победа нашим летчикам далась нелегко. Большинство из них совершили по 3–4 и более вылетов, и каждый из них с воздушным боем.

В боях 29 декабря 1942 г. были ранены командир эскадрильи [39] капитан М. Д. Бочаров, заместители командиров эскадрилий старший лейтенант Н. Н. Гаврилов, лейтенант П. А. Гражданинов, летчик лейтенант Ю. Я. Келейников, пилот старший сержант А. Д. Иванов. Корпус потерял 12 истребителей.

В результате мощных массированных ударов бомбардировщиков и штурмовиков, решительных атак войск 3-й ударной армии наступательный порыв вражеских войск был сломлен.

Значительно поколебленным оказалось и моральное состояние фашистских летчиков, после того как истребители 1-го иак в воздушных боях нанесли им серьезное поражение.

Вечером командир корпуса генерал Е. М. Белецкий объявил благодарность всем летчикам, принимавшим участие в воздушных боях.

Партийные и комсомольские организации подразделений помогли командирам и штабам обобщить положительный опыт воздушных боев 29 декабря 1942 г. и широко развернули пропаганду этого опыта. Во всех эскадрильях были выпущены стенные газеты и боевые листки, рассказывавшие о героизме и отваге летчиков в бою. Одновременно резко критиковались даже мелкие недостатки и упущения, выявленные в процессе боевых действий.

30 декабря 3-я ударная армия продолжала штурмовать крепость в центре города. Авиация воздушной армии фронта поддерживала ее боевые действия.

В течение дня части корпуса провели 18 воздушных боев, в результате которых уничтожили 20 самолетов противника.

Командующий 3-й воздушной армией в приказе от 31 декабря 1942 г. отмечал:

«Части 1-го истребительного авиационного корпуса, имея задачу в течение дня 30 декабря 1942 года прикрыть боевые порядки своих войск, обеспечить действия штурмовой и бомбардировочной авиации и не допустить сбрасывания грузов блокированным частям противника в районе Великие Луки, выполнили свою задачу отлично.
Истребители корпуса не позволили авиации противника действовать по нашим войскам, ведущим наступление в городе Великие Луки, сорвали попытку врага сбрасывать окруженным войскам грузы, в течение дня удерживали тактическое господство в воздухе. [40]
Все это наблюдал командующий войсками фронта генерал М. А. Пуркаев, присутствуя в районе боевых действий.
Военный совет фронта объявляет благодарность всем летчикам-истребителям, участвовавшим в воздушных боях 30 декабря 1942 года, и выражает уверенность в том, что летчики 1-го истребительного авиационного корпуса с честью выполнят до конца задачу борьбы с авиацией противника.
Поздравляю командира 1-го истребительного авиационного корпуса генерал-майора авиации Е. М. Белецкого и летчиков авиакорпуса с успехом, достигнутым 30 декабря»{8}.
* * *

Наступил новый, 1943 год. В истребительных авиационных полках корпуса подводились итоги минувших сражений, обобщался боевой опыт.

В статье «Умножим свои успехи» командир 32-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза гвардии майор В. П. Бабков писал:

«Смело и мужественно дрались наши летчики в 1942 году. В ожесточенных воздушных сражениях мы уничтожили десятки вражеских самолетов. В жарких боях с гитлеровскими пиратами летчики-гвардейцы показали высокое мастерство ведения воздушного боя, умение побеждать врага даже при численном его превосходстве. Летчики И. И. Избинский, И. М. Холодов, Кошелев, Ф. Ф. Прокопенко, М. А. Гарам, А. Г. Котов, А. П. Шишкин, В. А. Луцкий и другие имеют на своем счету пять и более сбитых вражеских самолетов. Все они — мастера воздушного боя.
Боевая работа летчиков высоко оценена Родиной. Нашему полку присвоено гвардейское звание. Родина нам доверила достойно нести гвардейское Знамя сквозь грозные сражения к победе. И это доверие мы оправдаем. Будем беспощадно истреблять немецко-фашистских захватчиков, очищать советское небо от фашистских пиратов. В 1943 году враг ощутит новые сокрушительные удары. В новом году с новой силой будем громить врага!»{9}. [41]

2 января 1943 г. Совинформбюро сообщило об освобождении Великих Лук. Но в городской крепости, окруженной со всех сторон, продолжали обороняться довольно крупные силы противника.

Командующий 3-й ударной армией направил начальнику окруженного гарнизона крепости ультиматум с требованием прекратить сопротивление и сдаться в плен. Ответа от немецкого командования не последовало. Тогда генерал-лейтенант К. Н. Галицкий, перегруппировав силы армии, 2 января 1943 г. приказал приступить к ликвидации окруженных гитлеровских войск.

Однако немецко-фашистское командование не оставляло попыток разорвать кольцо окружения и снова овладеть городом Великие Луки. Для этого противник подтянул свежие силы, привел в порядок сильно потрепанные части и 5 января 1943 г. после мощной артиллерийской подготовки перешел в наступление. Войска 3-й ударной армии оказывали упорное сопротивление, но все же были вынуждены отходить.

Вражеская авиация резко активизировала свои действия, поддерживая наступающие войска и противодействуя нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

Создалась исключительно напряженная обстановка. Нужно было во что бы то ни стало остановить наступающего противника. Сделать это своими силами 3-я ударная армия не могла. Ей требовалась активная поддержка авиации.

6 января бомбардировщики и штурмовики Калининского фронта обрушили мощные удары по наступавшим с юго-запада вражеским войскам.

В середине дня 62 бомбардировщика Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса нанесли эшелонированные удары по войскам и технике противника в районе Бурцево, Алексеево, Борщевка, а также в районе железнодорожной станции Опухлики.

210-я и 274-я истребительные авиадивизии по-прежнему прикрывали войска 3-й ударной армии и обеспечивали боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков, одновременно блокируя с воздуха окруженную в Великих Луках группировку противника.

6 января в район населенного пункта Сахны, озера Искусственное и станции Чернозем группы истребителей водили И. М. Холодов, А. Я. Баклан, И. И. Избинский, [42] И. М. Глухих, А. М. Числов, С. Ф. Долгушин, П. И. Муравьев, А. А. Сурков, Г. П. Прокофьев, Н. П. Иванов, В. Н. Кубарев, М. С. Гордеев и другие. Почти каждый вылет сопровождался воздушными боями. Летчики корпуса за день провели 20 групповых воздушных боев, в результате которых сбили 17 бомбардировщиков и 21 истребитель противника{10}.

Особенно большого успеха в этот день добились летчики 32-го гвардейского истребительного авиаполка. Они уничтожили 17 вражеских самолетов. Героями дня стали летчики И. М. Холодов, М. А. Гарам, А. С. Макаров, А. Д. Анискин, Ф. Ф. Прокопенко, А. П. Шишкин, Н. И. Почечуев, А. И. Хользунов, П. П. Неймышев.

На следующий день корпусная газета «Советский патриот» писала: «В течение дня 6 января наши летчики вели напряженные воздушные бои, в которых сбили более трех десятков вражеских самолетов. Отлично выполнили задачу по прикрытию наземных войск и сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. За успешные боевые действия командир корпуса всем участникам воздушных сражений объявил благодарность. Слава летчикам! Выше наступательный порыв! Помните слова великого русского полководца А. В. Суворова: «Натиск и удар решают битву!» {11}

Неимоверными усилиями войск 3-й ударной армии при активной поддержке бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации наступление врага на Великие Луки было остановлено.

После 6 января погода стала ухудшаться. Но даже и в сложных метеоусловиях боевая работа не прекращалась. Части корпуса за 7 и 8 января произвели около 170 боевых самолето-вылетов и сбили 9 самолетов противника.

Затем наступили совершенно нелетные дни. На аэродромах затих гул моторов. Инженеры и техники получили возможность провести профилактический осмотр, ремонт самолетов, моторов, вооружения, заменить выслужившие установленные сроки агрегаты.

Инженеры дивизий и корпуса обобщили опыт эксплуатации и ремонта самолетов Ла-5 в зимних условиях.

Главное внимание инженерно-технического состава [43] было уделено вводу в строй неисправных самолетов. Командир корпуса потребовал от инженеров организовать ремонт машин в полках, минуя тыловые авиаремонтные мастерские и заводы.

Решить эту задачу было непросто. Помещений для работы не было, не хватало запасных частей. Не было опыта ремонта новой материальной части. Особенно сложной и трудоемкой оказалась работа на самолетах смешанной конструкции, т. е. тех, у которых для обшивки фюзеляжа применялась фанера. Пробоины на поврежденном самолете заделывались фанерой, скрепляемой только казеиновым клеем. До полного высыхания клея нужно было в течение суток держать самолет в жарко натопленном помещении.

Инженерно-технический состав корпуса успешно преодолел все трудности и справился с поставленной задачей. За время пребывания на Калининском фронте техники и механики отремонтировали 1025 самолетов, значительная часть которых требовала ремонта в стационарных условиях. Кроме того, 51 самолет пришлось эвакуировать с мест вынужденных посадок{12}.

Непосредственными организаторами ремонта авиационной техники были главный инженер корпуса инженер-полковник П. И. Осипенко, инженер-майоры П. М. Купавкин, А. А. Большаков, П. С. Сладков, А. X. Кабакчиев.

Партийно-политическая работа в нелетные дни также заметно активизировалась. Во всех подразделениях состоялись партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались вопросы обеспечения успешного выполнения боевых задач. Коммунисты принимали в свои ряды лучших авиаторов, решивших связать свою судьбу с Коммунистической партией.

Командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты мобилизовали личный состав на отличное выполнение своего воинского долга, воспитывали жгучую ненависть к врагу, беспредельную преданность делу партии, Советскому правительству, народу. Большим авторитетом у воинов пользовались заместители командиров полков по политчасти майоры Г. П. Прокофьев, А. К. Морозов, И. М. Исаев, которые в воздушных боях показывали пример мужества и отваги. Особенно отважным воздушным [44] бойцом зарекомендовал себя Григорий Прокофьевич Прокофьев — заместитель командира 653-го иап. Он часто водил группы истребителей в бой, умело руководил летчиками в воздухе, метко разил врага. Не было случая, чтобы в воздушном бою он не одержал победы. Случалось, что за один боевой вылет майор Прокофьев сбивал по нескольку самолетов противника.

Так, 15 января 1943 г. группа из шести Як-1 под командованием майора Г. П. Прокофьева сопровождала штурмовиков. В районе цели три истребителя противника Ме-109 пытались атаковать штурмовиков. Майор Прокофьев первым вступил в бой с врагом. Энергичным маневром он зашел в хвост одному «мессеру» и с короткой дистанции сбил его. Выходя из боевого разворота, он встретил второй «мессершмитт» и погнался за ним. Вражеский летчик, стремясь уклониться от огня, допустил ошибку, сорвался в штопор и врезался в землю. Третий самолет противника был сбит одним из летчиков группы майора Прокофьева.

Наряду с политической и воспитательной работой политработники повседневно заботились о личном составе. [45]

Они внимательно следили за тем, чтобы авиаторы вовремя и хорошо были накормлены, регулярно получали газеты и журналы, имели необходимые условия для отдыха.

На фронте усилился приток летчиков, техников, воинов других специальностей в ряды Коммунистической партии. Пожалуй, не проходило дня, чтобы бригадный комиссар И. И. Юхимчук, полковники Н. Д. Лебедев, А. И. Яньков, подполковник А. А. Ионин не вручали партийных билетов молодым коммунистам.

Стало массовым такое явление, когда летчики перед вылетом на боевое задание подавали заявление о приеме в партию.

В дни напряженных боев в декабре 1942 г. и январе 1943 г. в партию вступили лучшие воздушные бойцы. Среди них замечательные летчики П. А. Гражданинов, С. В. Сыромятников, П. Т. Баландин, А. В. Буркин, Н. И. Ковенцов, И. Ф. Романов, Г. И. Запорожченко и многие другие.

Принятый в партию лейтенант С. В. Сыромятников, который в числе первых летчиков корпуса удостоился звания Героя Советского Союза, принимая партийный билет, сказал: «Большая честь быть коммунистом. Я приложу все силы, чтобы оправдать оказанное мне доверие». Спустя несколько дней Сергей Сыромятников, на счету которого было уже пять сбитых самолетов, уничтожил еще два самолета противника.

На одном из партийных собраний слушалось заявление о приеме в партию молодого летчика комсомольца Н. И. Ковенцова. Внезапно была объявлена тревога. Ковенцов бросился к своему самолету и улетел на задание в составе шестерки «яков». Подлетая к линии фронта, Ковенцов первым заметил четверку Ме-109. По приказу командира группы он атаковал противника. В ходе боя по неопытности он оторвался от своей группы и оказался один на один с врагами. Выйти из боя? Нет, коммунисты так не поступают. Он дрался до тех пор, пока не разогнал «мессершмиттов». Продолжая полет, Ковенцов разыскивал свою группу. На пути ему пришлось еще раз вести воздушный бой. И опять одному. Он увидел, как нашему «илу» заходит в хвост Ме-109. Штурмовику грозила смертельная опасность. «Надо спасти товарища», — решил Ковенцов и ринулся на врага. Дистанция быстро сокращалась. Пилот приблизился к «мессеру» вплотную, поймал [46] его в прицел и дал очередь. Фашистский истребитель камнем рухнул на землю.

Спустя несколько дней Ковенцов снова дрался один с шестью «мессерами». В этом бою он проявил исключительное воинское мастерство и боевую зрелость и вышел из схватки победителем.

Большая заслуга в обеспечении успешных боевых действий частей корпуса принадлежала личному составу аэродромно-технических частей. Они постоянно содержали аэродромы в боевой готовности, бесперебойно обеспечивали полки горюче-смазочными материалами, боеприпасами и продовольствием, заботились о размещении личного состава и штабов, охраняли стоянки самолетов, командные пункты и общежития летного состава.

Неоценимую помощь авиаторам корпуса в районах базирования оказывали местные власти и население. Они охотно и оперативно откликались на нужды и просьбы командиров аэродромно-технических батальонов, истребительных авиаполков и дивизий, делились с воинами всем, чем располагали сами.

* * *

Сражение за Великие Луки продолжалось. Враг не терял надежды выручить свою окруженную группировку и вернуть этот важный в стратегическом отношении город.

11 января 1943 г. противник возобновил контрнаступление. Его войска с большими потерями в живой силе и технике узким клином медленно продвигались на восток. Вражеская авиация также усилила активность.

Генерал Е. М. Белецкий, посоветовавшись с командирами дивизий, решил сосредоточить основные усилия обеих дивизий корпуса на прикрытии войск, бомбардировщиков и штурмовиков над полем боя. Он приказал, чтобы поле боя прикрывалось непрерывно группами истребителей по 16–20 самолетов.

Для быстрого наращивания сил в бою в каждой дивизии на аэродромах дежурили группы истребителей в готовности к немедленному вылету.

В полках по указанию командиров дивизий тщательно подбирали состав групп, вылетающих на прикрытие войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, устанавливали надежную связь с дежурными группами истребителей, так как противник стал сокращать время пребывания [47] бомбардировщиков над целью, сбрасывая бомбы за один заход.

От всех летчиков командование требовало в каждом вылете соблюдать четкую организованность, дисциплину и осмотрительность. Авиаторы нацеливались на использование всех возможностей для решительного уничтожения врага и удержания за собой господства в воздухе.

В течение нескольких дней войска 3-й ударной армии вели ожесточенные бои и завершали уничтожение окруженной группировки гитлеровцев. Авиация 3-й воздушной армии, используя малейшее улучшение погоды, наносила удары по вражеским войскам.

Истребители противника группами по 10–20 самолетов Ме-109 и ФВ-190, прикрывая свои войска, пытались не допустить ударов наших штурмовиков и бомбардировщиков. Но решительность и отвага советских летчиков в воздушных схватках свели на нет усилия фашистских асов.

В середине дня 14 января шестерка Як-1 653-го истребительного авиаполка, ведомая командиром эскадрильи капитаном Г. Д. Кудленко, над полем боя встретила 10 истребителей Ме-109 и ФВ-190.

Кудленко, опытный воздушный боец, понимал, что при численном превосходстве противника необходимы хорошая осмотрительность и слаженность действий группы. Он скомандовал по радио: «Всем внимание! Ведомым не отрываться, бой вести на максимальных скоростях и на вертикали!» В воздухе закружилась ревущая моторами карусель. После первой атаки стала очевидной несогласованность в действиях Ме-109 и ФВ-190. Этим немедленно воспользовался Кудленко. Он атаковал оторвавшуюся пару «мессеров», а четыре «Яковлева» удачно сманеврировали [48] и зашли в хвост «фокке-вульфам». Инициатива сохранялась за нашими летчиками. Бой закончился успешно. Пять из десяти фашистских самолетов были сбиты. Наша группа потерь не имела.

Об успехе летчиков группы капитана Кудленко стало немедленно известно летному составу всех полков 274-й иад.

В этот же день 16 Як-1 32-го гвардейского истребительного авиаполка 210-й иад, сопровождая большую группу штурмовиков, встретили 14 истребителей Ме-109. Гитлеровцы намеревались напасть на штурмовиков, помешать им нанести удар. Ведущий группы Герой Советского Союза гвардии капитан И. М. Холодов не стал ждать и решил атаковать противника первым. Он приказал восьмерке «яков» оставаться возле штурмовиков, а сам во главе другой восьмерки атаковал и связал боем истребителей противника. После решительной и дерзкой атаки капитана Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Второй сбил летчик Федор Прокопенко.

В продолжение дня воздушные бои следовали один за другим. Истребители противника наращивали усилия, пытаясь перехватить инициативу. Но наши летчики по-прежнему удерживали господство в воздухе. За 14 января части корпуса произвели 131 боевой вылет, провели 10 групповых воздушных боев, в которых сбили 24 самолета противника{13}.

Боевой день закончился. Наступили ранние зимние сумерки, крепчал январский мороз. Летчики, возбужденные напряженными, но успешными боями, не ощущали холода. В эскадрильях шел оживленный обмен впечатлениями. [49]

Говорили все, даже самые молчаливые, тем более что не все в полетах было гладко, случались досадные промахи, которые могли дорого обойтись. А ведь завтра снова в бой. Поэтому в жарко натопленных землянках происходил, по существу, разбор воздушных боев, который заканчивался выработкой новых тактических приемов и способов ведения боя.

В эти дни корпусная газета писала:

«Истребительная авиация врага не в силах вырвать у наших летчиков инициативу боя, не в силах воспрепятствовать действиям штурмовиков и бомбардировщиков по их наземным войскам; не в силах также и сохранить свои «юнкерсы». Немцы понесли чувствительные потери от ударов наших летчиков. Наши богатыри беспощадно уничтожают вражескую авиацию, выходят победителями из больших и малых сражений.
Но было бы ошибочно думать, что враг разбит и не в силах оказать существенного сопротивления.
Враг еще силен, и мы должны удвоить, утроить удары по врагу, окончательно сломить его сопротивление» {14}.

15 января успешный бой провели летчики 32-го гвардейского авиаполка. Группа из 18 Як-1 под командованием командира эскадрильи гвардии капитана И. И. Избинского прикрывала бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса, наносившие удар по окруженным в крепости немецко-фашистским войскам.

Едва бомбардировщики сделали два захода по крепости, как с запада появились две группы истребителей противника — около 20 Ме-109 и ФВ-190. Ведущий головной десятки наших истребителей прикрытия вовремя заметил противника и атаковал его на подходе к крепости.

Стремясь не допустить врага к району действий бомбардировщиков, гвардейцы начали решительный бой. В результате смелых и согласованных атак советские летчики уничтожили 8 фашистских самолетов{15}.

Наши бомбардировщики без помех отбомбились и без потерь возвратились домой. Из истребителей сопровождения не вернулся с боевого задания гвардии старший сержант П. П. Неймышев. [50]

Понесенные в воздушных боях подери не образумили немецко-фашистское авиационное командование. Враг продолжал наращивать силы в воздухе и усиливать противодействие нашей авиации. Особенно активным атакам подвергались бомбардировщики и штурмовики. Зная, что Штурмовики заходят на цель, как правило, с одного и того же направления и пикируют с одной излюбленной высоты, истребители противника использовали шаблон в нашей тактике. «Мессеры» обычно встречали штурмовиков на высоте подхода к цели, а часть истребителей, подготовленных к боевым действиям на малых высотах, парами ходила внизу и набрасывалась на штурмовиков на выходе из пикирования.

Это мешало нашим истребителям надежно прикрывать штурмовиков. Они были вынуждены пикировать на цель вместе с «илами». Не имея броневой защиты, истребители нередко несли потери от огня зенитных средств противника.

Всего за 15 января 1943 г. летчики корпуса провели 16 воздушных боев, в которых уничтожили 32 самолета противника{16}.

Особенно отличились в этот день летчики 653-го иап лейтенант И. Ф. Якубов и 169-го иап лейтенант И. Ф. Романов и младший лейтенант А. В. Буркин.

В одном из воздушных боев Якубов, увлекшись преследованием противника, оторвался от группы. На пути к аэродрому он обнаружил пару Ме-109. Якубов шел со стороны солнца, он мог не вступать в бой и незамеченным уйти. Но долг советского бойца требовал: «Не проходи мимо врага, бей его, пока руки твои держат штурвал!» Подвернув вправо, лейтенант Якубов зашел в хвост ведомому «мессеру». Короткая очередь из пушки и крупнокалиберных пулеметов — и Ме-109 врезался в землю. Сбив ведомого, Якубов устремился за ведущим. Фашист не успел даже развернуться. Лейтенант настиг его и с дистанции 50–100 м расстрелял в упор.

Две победы в одном бою! За день — четыре сбитых фашистских самолета! (Лейтенант Якубов в другой схватке сбил еще два самолета противника.) Но это не было случайностью. Отличный летчик Илья Якубов владел самолетом в совершенстве. Смелый и решительный, он бил [51] фашистов с коротких дистанций, наверняка. Вот почему счет сбитых самолетов у Ильи Якубова быстро рос. В боях на Калининском фронте он имел уже 13 сбитых самолетов противника. За героизм и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Илье Фомичу Якубову 22 февраля 1943 г. в числе первых пяти летчиков корпуса было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лейтенант И. Ф. Романов вел бой с тремя «мессершмиттами». Одного из них он сбил, второго повредил, а третий трусливо вышел из боя. Сбитый фашистский летчик оказался асом. Он имел на своем счету 36 самолетов, уничтоженных над Европой. Разбойничья карьера фашистского аса прекратилась под Великими Луками уже на втором боевом вылете.

Младший лейтенант Александр Буркин в этот день также в одном бою сбил два самолета противника.

Звено майора А. А. Федотова, вторую пару в котором возглавлял младший лейтенант Буркин, входило в группу прикрытия. Неожиданно со стороны солнца последовала атака «фокке-вульфов». Федотов принял бой, о чем доложил командиру полка майору Иванову.

«Фокке-вульфы», которых было значительно больше, спешили расправиться с нашими летчиками до подхода группы Иванова. Атаковали гитлеровцы стремительно. «По всему чувствовалось, — рассказывал после боя Федотов, — что действуют опытные и хорошо подготовленные немецкие летчики».

Наши истребители тоже держали повышенную скорость, что позволило им навязать противнику бой на вертикалях.

Буркин, отлично владевший своим самолетом и имевший опыт боев с «фокке-вульфами», быстро овладел инициативой. В первые же минуты боя ему удалось сбить одного «фокке-вульфа». Выбрав удачный момент, он стал преследовать второй истребитель противника и вскоре нагнал его. Прежде чем прицелиться, младший лейтенант оглянулся на своего ведомого — в бою он никогда не забывал этого делать. Ведомый был здесь, только немного отстал и спешил занять свое место.

Буркин снова перевел взгляд на вражеский истребитель, прицелился и открыл огонь. Две-три короткие очереди — и противник закувыркался к земле. [52]

Майор Федотов одобрительно заметил!

— Молодец, Саша! Ты, кажется, уже второго сбил.

Буркин уже хотел было ответить, но прежде, по укоренившейся привычке, снова оглянулся на ведомого. И в следующее мгновение сердце летчика сжалось от тоскливого предчувствия: вместо «лавочкина» в хвосте висел «Фокке-Вульф-190», внешне очень похожий, особенно в полете, на самолет Ла-5.

Александр попытался разворотом в сторону противника выйти из-под атаки. Он резко переложил свой самолет в правый вираж. Но было поздно — фашист уже открыл прицельный огонь. Очередь пришлась по кабине и мотору советского истребителя.

Летчик был тяжело ранен: оказались перебитыми ноги и руки. Истекая кровью, теряя сознание, младший лейтенант все же нашел в себе силы посадить поврежденный самолет на фюзеляж.

Больше года Буркин пролежал в госпитале, пока не затянулись раны. Медицинская комиссия признала летчика негодным к военной службе, и он мог теперь ехать в тыл и заниматься мирным трудом.

Но Александр твердо решил возвратиться в полк и продолжать летать, бить фашистов. Его не смущало отсутствие ампутированной правой ноги. Он знал, что в их же полку летчик Алексей Петрович Маресьев без обеих ног успешно сражается на боевом истребителе.

Однополчане тепло приняли Александра Буркина. Командование полка предложило ему должность адъютанта эскадрильи. Но младший лейтенант наотрез отказался от этого предложения. Он горячо доказывал, что летчик, несмотря ни на что, должен летать; и пока видят глаза, руки держат штурвал и бьется сердце, он может и должен летать. А что касается ног, то теперь уже доказано, что летать можно и без них. Он сказал командиру полка Герою Советского Союза гвардии майору Е. М. Горбатюку:

— Товарищ командир, вы хорошо знаете, что Алексей Петрович Маресьев без обеих ног успешно летает, и вы с ним не один раз участвовали в воздушном бою, знаете, как он смело, тактически грамотно ведет бой, как он виртуозно пилотирует современный истребитель Ла-5. Обещаю, что я с одной ногой буду летать не хуже моих боевых друзей. К тому же я прошу дать мне возможность [53] отомстить немецко-фашистским захватчикам за пролитую кровь.

Александр Буркин все же добился разрешения летать. Правда, не на боевом истребителе, а на самолете По-2. И летал он на нем до конца войны, удовлетворившись тем, что и он вкладывает свою лепту в окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков.

В конце дня от командования 1-го бомбардировочного и 1-го штурмового авиационных корпусов поступили телеграммы. «По донесениям экипажей, — указывалось в них, — летчики 1-го истребительного авиационного корпуса 15 января 1943 года отлично обеспечили работу штурмовиков и бомбардировщиков в районе целей. Штурмовики и бомбардировщики от авиации противника потерь не имели»{17}.

17 января 1943 г. войска Калининского фронта окончательно разгромили окруженный вражеский гарнизон в Великих Луках. Наши войска пленили около 4 тыс. солдат и 80 офицеров, захватили 113 орудий, 29 шестиствольных и 59 обычных минометов, 20 танков и штурмовых орудий, тысячи винтовок и автоматов, 155 автомашин, 6 складов, 456 вагонов, 40 паровозов и много других трофеев. Гитлеровцы потеряли более 5 тыс. человек убитыми и ранеными{18}. Большое поражение было нанесено и авиации противника. Так завершились активные действия войск Калининского фронта, которыми они в значительной степени содействовали успешному контрнаступлению наших войск под Сталинградом.

Важную роль в достижении успеха войсками фронта сыграла 3-я воздушная армия. В ходе боевых действий на великолукском направлении она сосредоточила свои усилия на отражении неоднократных попыток противника деблокировать окруженную в Великих Луках группировку, уничтожении окруженных вражеских сил и разгроме прорвавшегося к городу противника.

1-й истребительный авиационный корпус резерва Верховного Главнокомандования сломил сопротивление отборных сил немецко-фашистской авиации, в ожесточенных воздушных боях нанес ей решительное поражение, уничтожив [54] 282 самолета, потеряй при этом 40 летчиков и 60 самолетов.

Завоеванное в декабре 1942 г. господство в воздухе летчики 1-го истребительного авиакорпуса удерживали до конца боевых действии на великолукском направлении.

В воздушных боях подавляющее большинство летчиков корпуса хорошо освоили вертикальный маневр, новые тактические приемы для достижения внезапной атаки, всегда были готовы прийти на выручку товарищу.

Борясь с сильным и хорошо оснащенным врагом, летчики 1-го истребительного авиакорпуса проявили беззаветную преданность ленинской партии и Советскому правительству, продемонстрировали высокое летное мастерство, стойкость и отвагу. В то же время выявилось бесспорное преимущество новых отечественных самолетов-истребителей конструкции С. А. Лавочкина и А. С. Яковлева перед вражескими истребителями.

Командиры дивизий и полков, авиационные штабы, инженерно-технический состав, политорганы в ходе напряженных сражений получили боевую закалку, приобрели опыт организации и обеспечения боевых действий частей и соединений.

Но наряду с успехами в боях на великолукском направлении выявились и недостатки.

Централизованное управление истребителями с выносного пункта управления командующего воздушной армией не обеспечивало четкого руководства действиями всех групп самолетов, находящихся над полем боя. Очень часто, особенно в условиях ограниченной видимости, отсутствовало наведение истребителей на самолеты противника.

Не находило еще широкого применения сосредоточение усилий истребителей на решающем разгроме авиации противника. Из-за различных причин дежурившие на аэродромах группы истребителей при вызове их опаздывали со взлетом. Поэтому очень часто нашим истребителям, патрулировавшим над полем боя, приходилось сражаться в невыгодных условиях.

Удары по авиации противника на ее аэродромах наносились редко и, как правило, ограниченными силами. Молодые необстрелянные летчики на первых порах допускали серьезные ошибки: нарушение боевых порядков (отрыв [55] ведомых), плохую осмотрительность, огонь с больших дистанций.

Все эти недостатки в какой-то степени снижали общие успехи корпуса. Тем не менее в боях на Калининском фронте летчиками корпуса было нанесено серьезное поражение вражеской авиации.

Военный совет фронта ходатайствовал перед Верховным Главнокомандованием о преобразовании 1-го истребительного авиационного корпуса в гвардейский.

Партия и Советское правительство высоко оценили боевые заслуги личного состава 1-го истребительного авиакорпуса. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, решительность и мужество большая группа летчиков, техников, политработников и штабных офицеров была награждена правительственными наградами. И среди них В. П. Бабков, В. А. Годунов, Н. П. Иванов, М. Н. Зворыгин, А. А. Федотов, М. С. Гордеев, П. И. Муравьев, А. М. Числов, В. Я. Хассин, А. В. Кривушин, М. Д. Бочаров, К. В. Маношин, A. П. Чернобай, И. Ф. Якубов, П. А. Гражданинов, Г. И. Запорожченко, И. Ф. Романов, А. П. Кондрашов, B. В. Ковенцов, С. В. Сыромятников, А. П. Шишкин, Н. П. Коваль, И. М. Березуцкий, Н. М. Алексеев, И. Е. Комаров, К. М. Блинова, А. В. Лебедева и многие другие. [56]

Дальше