Содержание
«Военная Литература»
Военная история

XI. Тактические выводы об использовании родов войск, технических сил и средств в период итало-абиссинской войны

Война протекала в особых метеорологических условиях высокогорья, бездорожья и местами пустынных и безводных зон, но самое главное, — в условиях совершенно невиданного неравенства сил воюющих сторон. [71]

Пехота и авиация, применявшая химическое оружие, и артиллерия явились решающими родами войск у итальянцев.

1. Пехота

Пехота, богато оснащенная пулеметами, легкими минометами и гранатометами, действовала всегда в тесном взаимодействии с артиллерией и авиацией, а где позволял рельеф, и с танками. Суточная скорость маршей в горах по тропам не превышала 20 км. Марши на горных тропах производились длинными колоннами вследствие включения в них большого количества вьючных животных. Эти колонны являлись выгодными объектами для абиссинцев-партизан, почему, с целью обеспечения маршей, широко использовалась авиация и подвижные колониальные части, а на южном фронте, кроме того, верблюжья кавалерия (мехаристы) и мотомеханизированные части. Опасаясь засад, эти колонны проходили некоторые участки местности с особыми мерами предосторожности и бросками от рубежа к рубежу, что замедляло марши и изматывало войска. На тех участках пути, где горная обрывистая местность не позволяла выставлять бокового охранения, задачу последнего выполняла авиация. При продолжительных остановках войска в первую очередь строили себе в горной каменистой местности укрепленные лагери, окруженные, вместо земляных окопов, сложенными из камней стенками с бойницами.

При наступлении на направлении главного удара итальянцы использовали сосредоточенно технические средства, сообразно условиям данного района. Наступление подготовлялось артиллерией всех имевшихся калибров, часто с открытых позиций, с одновременной многократно повторяемой бомбардировкой авиацией. Если местность на северном фронте позволяла, что было редким исключением, то атаке пехоты предшествовала танковая атака. Резервы держались преимущественно на флангах, с целью парирования возможных обходов, и в свою очередь, для угрозы абиссинцам с флангов и тыла. Одновременно с атакой пехоты продолжала работу и поддерживавшая ее авиация, производившая налеты на позиции абиссинцев и уничтожавшая ближайшие к объектам атаки пехоты центры сопротивления, особенно фланкирующие. Часто, в целях достижения внезапности, итальянцы переходили в решительное наступление после отражения атаки абиссинцев. Удачное наступление [72] завершалось преследованием вначале пехотой с танками (на доступной для них местности), затем авиацией, оказывавшей наиболее эффективное действие, особенно при использовании химического оружия. На южном фронте, кроме того, применялись при преследовании моторизованные части, как это имело место при броске от Доло к Негелли (300 км западнее Доле).

При обороне особое внимание обращалось на организацию огня. При отсутствии у абиссинцев артиллерии, итальянцы при обороне выбирали позиции на господствующих амбах, откуда открывались наблюдение и обстрел. Эти позиции укреплялись окопами, напоминающими по начертанию небольшие форты. Между этими укреплениями, сооруженными обычно из камней, оставлялись незанятые, но хорошо простреливаемые промежутки. Гарнизоны укреплений назначались большей силы, чем это обычно принято. Объяснялось это тем, что эти форты, в большинстве случаев являлись плацдармом для дальнейшего наступления итальянцев. В обороне батальон глубоко эшелонировался для противодействия попыткам окружения в закрытой горной местности, где наблюдение, эффективность огня и связь ограничены. При отражении наступления абиссинцев огнем участвовали авиация и иногда бронесилы. После отражения наступления противника итальянцы обязательно переходили в наступление на направлениях, выводивших во фланг абиссинцам.

Фашистское командование, опасаясь повторения разгромов, подобных Адуа в 1896 г. и Капоретто в 1917 г., применяло метод наступления пехоты, свидетельствовавший, что последняя живет еще наследиями позиционной войны 1914–1918 гг. При наступлении она проявляла строгий методизм; создавалось впечатление, что эта пехота еще не научилась маневрировать на поле сражения и что она привыкла от своей артиллерии получать такую помощь, которую ей в полевой маневренной войне часто невозможно было и оказать (например, создание на всем фронте наступления подвижного огневого вала). Итальянская пехота ожидала, пока артиллерия решит полностью свои огневые задачи, пока танки не выйдут вперед, пока небо не будет покрыто штурмующими и бомбящими самолетами, — только после этого она начинала медленно и методично продвигаться по рубежам и занимать погашенные очаги сопротивления с оглядкой на свои фланги и тыл. При задержке итальянская пехота [73] не ищет маневра на других направлениях, она останавливается, закрепляется, устанавливает свои пулеметы и ожидает, пока технические средства не будут подтянуты, с тем чтобы вновь открыть дорогу пехоте. Только тогда, когда противник оказался сломлен и начинал отступать, фашистское командование использовало пехоту накоротке, передав затем, во избежание риска, дальнейшее преследование главным образом авиации.

2. Конница

Конница, представленная главным образом на итальянском южном фронте, где она в составе всего одной бригады вместе с мотомеханизированными частями была применена в направлении р. Дава, — особой роли, вследствие своей малочисленности, не сыграла. На центральном направлении, в пустыне Данакиль, были использованы небольшие части мехаристов с горной артиллерией на верблюдах; подача им снабжения производилась на транспортных самолетах.

3. Авиация

В отношении применения авиации итальянцы рассматривали данную войну как школу для испытания и лабораторию освоения новой техники, почему на театре войны были представители различных фирм и заводов со штатом инженеров.

Самолеты при участии германских фирм оборудованы были электросбрасывателями и радиоустановками. Еще раз подтвердилось, что самолетовождение и наблюдение в горах затруднены, так же как и выбор аэродромов. Бомбометание в горах осложнено. Истребители использовались как штурмовики.

Испытывались модели новых самолетов со скоростью до 405 км, с потолком 9000 м и дальностью до 2000 км. При бомбометании нашли широкое применение мелкоосколочные бомбы, весом в 2 кг, так называемые бомбы «спецоне». Для зажигания травы, кустов и создания барьеров на путях отхода абиссинцев применялись зажигательные бомбы. Однако отмечается большой процент (от 13 до 20%) неразорвавшихся авиационных бомб всех видов. Это объясняется, повидимому, солидарностью антифашистских итальянских [74] рабочих, работающих ни заводах, производящих авиабомбы, с абиссинским народом.

ВВС, объединенные генералом Аймоне-Кат, нашли широкое оперативно-тактическое применение во взаимодействии с другими родами войск. Особое значение фашистское командование придавало действию авиации по переднему краю обороны абиссинцев. Так, например, при атаке позиций абиссинцев на амба Арадам фашистская авиация сбросила 174 т бомб. Часто авиация усиливала артиллерийскую подготовку и даже заменяла ее.

Самостоятельные действия авиации выразились: а) в борьбе ВВС с «авиацией» абиссинцев (7 самолетов устаревших пассажирских типов), причем за все время войны итальянцы не сбили ни одного абиссинского самолета (хотя эти самолеты широко использовались абиссинцами для связи ставки с фронтами и армиями расов, для сбрасывания медикаментов и иногда для разведки); б) в уничтожении складов, в противодействии сосредоточению войск; в) в ударе по заснятым накануне сосредоточивавшимся войскам; г) в налете на беззащитные населенные пункты, госпитали и караваны красного креста; д) в уничтожении колонн вьючных обозов (верблюжьих, мулов и пр.); е) в уничтожении пасущихся стад скота (зебу и пр.); ж) в неоднократных неуспешных бомбежках ставки негуса в Дессие и в Коураме; з) в высадке шпионов в тылу абиссинцев и в сбрасывании агитационных листовок на абиссинском языке, призывавших к восстанию против негуса. Это проводилось крайне безграмотно, а именно: вместе с листовками сбрасывались бомбы и мешки с алюминиевой, т. е. фальшивой, монетой.

Авиация применялась для создания топографических карт, она же оказывала содействие окруженным войскам и широко использовалась для транспорта в решительный период операции (в течение нескольких дней она снабжала некоторые части, якобы до армейских корпусов включительно, продфуражом, боеприпасами и водой). Она же доставляла для мотомеханизированных частей бензин и производила эвакуацию раненых и больных. Весьма широкое применение она находила при преследовании отступавших абиссинцев, стремясь закупоривать наиболее удобные участки для переправ через горные реки и ущелья, — постановкой участков заражения СОВ. Итальянцы стремились к сосредоточению в решительные моменты возможно большего [75] количества самолетов на поле боя, но самое большое число самолетов, действовавших одновременно, доходило только до 80 (это было при бомбардировке Харара).

Все это им удавалось, разумеется, совершенно безнаказанно, так как у абиссинцев нечем было ответить итальянцам.

У абиссинцев для создания ПВО были незначительные средства; имевшихся у них нескольких 20-мм зенитных орудий системы «Эрликон» оказалось совершенно недостаточно. Несмотря на это, абиссинцы сбили 14 самолетов и неоднократно вынуждали итальянцев к бегству и возвращению на аэродромы, часто со значительными повреждениями (см. таблицу на стр. 63).

Радиосвязь итальянцев при использовании авиации в большинстве случаев была безотказна и позволяла аэродромам поддерживать связь с высланными разведывательными самолетами и с вызванными последними бомбардировщиками.

Самолеты деревянной конструкции часто портились на южном фронте муравьями-термитами. На работе материальной части самолетов отрицательно сказывались высокая температура и летучие пески. Общая цифра убыли самолетов вследствие аварий и износа доходила до 20% в месяц.

В период оккупации Абиссинии итальянцами, после мая 1936 г., их авиация явилась одним из главных средств транспорта для переброски оккупационных войск и для перевозки всех видов снабжения. Эта же авиация оказывала помощь осаждаемым партизанами итальянским войскам, охраняла железную дорогу Аддис-Абеба — Диредауа — Джибути, оказывала содействие гарнизонам станций и постам и эвакуировала раненых и больных.

Авиация же нашла применение при подавлении партизанского движения в «умиротворенной» фашистами Абиссинии. В данном случае было широко использовано разбрызгивание отравляющих веществ с самолетов, что особенно было применено в 1938 г. вокруг Аддис-Абеба — столицы Абиссинии, где третий год после «покорения» этой страны продолжается героическая борьба абиссинского народа с фашистскими захватчиками.

В общем, во все этапы войны и оккупации страны использование итальянской авиации было всегда связано с общим планом действий войск, причем она не выступала как самостоятельная воздушная сила, несмотря на ее [76] безраздельное господство в воздухе в тот период в Абиссинии. Ничтожное количество старых пассажирских самолетов, действовавших на стороне абиссинцев, было использовано главным образом для службы связи.

Авиация, наряду с моторизацией тыла, явилась в этих исключительно благоприятных для итальянцев условиях одним из средств, освободивших командование в его оперативных замыслах от обычного влияния широких горных пространств на ход кампании. В итоге, авиация показала себя в условиях этой войны весьма эффективным родом войск, а при использовании химического оружия в конце войны она сыграла решающую роль.

Еще остается доказать все эти преимущества на горном театре в условиях хотя бы приблизительного равенства сил воюющих сторон, но бесспорным является, по нашему мнению, то, что современная авиация позволяет осваивать операционные направления на горных театрах, считавшиеся малодоступными или недоступными для больших сил.

4. Танки

Итальянцы применяли бронеавтомобили-разведчики и малые танки (горные) системы Фиат Ансальдо: вес — 3,3 т, скорость — до 42 км в час, вооружение — один 6,5-мм пулемет, запас горючего — на 110 км; этот танк берет подъемы до 55° и спуски до 60°, броды до 0,9 м, окоп — 1,5 м. Наблюдалось частое засорение моторов песком, устранявшееся применением масляных фильтров. На каменистом грунте быстро изнашивались гусеницы; на работе экипажа сильно сказывалась тропическая жара. В период малых дождей на южном фронте танки застревали в размокшем грунте. В результате применения этих танков, выказавших невысокие боевые и технические качества, выяснилась необходимость усиления брони до 13 мм, применения перископа и вращающейся башни для увеличения обзора, наличия на танке комплекта взрывчатых веществ для подрывания встречающихся на горных путях завалов.

Охлаждение должно быть рассчитано на нормальную работу мотора при наружной температуре в 60° Ц. Танк должен иметь автоматическую регулировку карбюрации при действиях на различных высотах над уровнем моря. Замечено, что автотракторные моторы с большим числом оборотов быстро перегреваются на горных подъемах, почему желательны моторы с малым числом оборотов. [78]

При использований танков в горах необходимо исходитъ из двойной нормы расхода горючего по сравнению с равнинными театрами; запасы резины и гусениц надлежит иметь на подобных театрах в 2–3 раза больше обычной нормы. В пустынных районах танки нашли применение в качестве подвижного охранения; на них же возлагалась задача по захвату водных источников. За время войны было потеряно 24 танка, из них 4 танка подбиты абиссинцами артиллерийским огнем, а остальные потери вызваны труднопроходимой местностью, ловушками (ямы для ловли слонов, искусно маскированные) и обвалами горных пород, искусно устраивавшимися абиссинцами в горных ущельях{33}.

Что касается моторизованных частей, то их итальянцы импровизировали из пехоты, перевозившейся на автомобилях, бронечастей, моторизованной артиллерии и мотоциклов с пулеметными установками. Постоянными моторизованными частями являлись тяжелая артиллерия и отчасти легкая, войска связи и инженерные войска. При усилившемся в конце войны дорожном строительстве и при отсутствии какого бы то ни было организованного сопротивления с воздуха и с земли итальянцы получили возможность при занятии Аддис-Абеба моторизованными частями оторваться от своих баз снабжения в Эритрее на 8 автомобильных переходов, т. е. примерно на 800 км.

Мотор позволил на трудном горном театре сравнительно легко преодолеть препятствия, представляемые местностью, так как безоружные абиссинцы не могли этому воспрепятствовать. [79]

5. Артиллерия

На абиссинском горном театре применялись итальянцами 65-мм и 75-мм горные орудия, 105-мм и 120-мм пушки и 149-мм тяжелые гаубицы. Последние перевозились тракторами системы «Павези», а горные — на мулах и верблюдах (в пустынях). Во время наступления в зоне р. Такказе, у амба Арадам, итальянцы использовали артиллерию массированно. На одном участке было сосредоточено 108 орудий. Затем, во время сражения в Шире, по итальянским сведениям, был случай маневрирования в горах тяжелой артиллерией колесами, прошедшей (при тракторной тяге) 510 км в 3 суток, что дает среднюю скорость (при марше 10 час. в сутки) до 17 км в час. Артиллерия часто действовала по тылам абиссинцев, применявших в горах большие колонны носильщиков.

Использование артиллерии упиралось в трудности доставки боеприпасов. Так, например, с 25 по 28 февраля на северном фронте в период решительных боев итальянцам потребовалась подвозка 219000 снарядов, 22 млн. патронов и 17000 авиабомб на 3000 трехтонных автомобилях. В момент поворота 3-го корпуса от амба Арадам к Гаэла (схема 12) была использована для доставки боеприпасов авиация. Общий вес снарядов, израсходованных артиллерией во время этой войны, приблизительно равен весу сброшенных авиацией бомб.

6. Связь

Абиссинцы применяли в горах преимущественно примитивные средства связи: бегуны, передававшие распоряжения устно, что часто искажало эти распоряжения, факелы, гонги, костры и т. п.; в их распоряжении имелись всего 4 рации; телеграфно-телефонная сеть, связывавшая отдельные пункты страны, была слабо развита. Итальянцы же использовали главным образом современные средства связи: радио новейших образцов, самолеты связи, оптические телефоны, фототелеграфные станции, светосигнальные станции и все виды проволочной связи.

Итальянцы располагали на фронте до 1800 раций разнообразных систем — от раций, перевозимых на нескольких автомобилях, до систем, перевозимых на вьюках и переносимых связистами. Основой сети служили 36 стационарных [80] радиостанций, сооруженных в Эритрее и в Сомали еще до начала войны. На пехотную дивизию приходилось до 45–47 радиостанций. Войсковые радиостанции имели антенну в виде кольцеобразных рамок с направленной приемо-передачей; станции эти могли работать и на ходу, при обслуживании их 3–4 человеками.

С целью испытания была использована в качестве современного оборудования корпусного и армейского командных пунктов телеграфно-телефонная станция, смонтированная на специальной повозке, которая прицеплялась к пятитонному автомобилю. Вес станции — 6 т, питание ее — от собственного агрегата или от электросети; станция имеет 4 самопишущих аппарата и 2 аппарата Морзе; центральная телефонная станция на 220 номеров. Развертывание центральной станции (без абонентов) — 20 мин. Испытания показали, что эта станция крайне тяжела для горных театров.

Затем был применен для связи прибор изобретателя Фаини Триульци, представляющий комбинированную светосигнальную аппаратуру, состоящую из гелиографа, фонаря и динамо. Днем при собственном источнике дальность действия прибора — до 12 км, а с помощью гелиографа — до 25 км, ночью в горах — до 40 км. Кроме того, этот прибор позволяет использовать фильтр для инфракрасных лучей. Итальянцы широко применяли в войсках специально оборудованные штабные автомобили.

Итальянцы использовали радио для связи со своей агентурой, ведущей в тылу абиссинцев подрывную работу. Так, например, у фашистского агента в Дессие, т. е. в районе ставки негуса, имелась радиостанция; то же было обнаружено у ряда агентов в Аддис-Абеба, а в начальный период войны при предателе-расе Гукса, позже перешедшем на сторону итальянцев, находился специально прикомандированный радист. Характерна организация связи находившегося в Дессие агента, имевшего недостаточно мощную радиостанцию для непосредственной связи с итальянским командованием. Радиостанция при агенте передавала сведения прилетавшему в определенное время итальянскому самолету. Самолет, находясь вне поля зрения наблюдения, получал необходимую информацию и улетал затем в свое расположение.

Так же была организована связь с радистом при расе Гукса. [81]

Итальянцы использовали захваченные у абиссинцев радиостанции для их же дезинформации. Например, на южном фронте при занятии итальянцами района западнее Доло (схема 18) была использована захваченная у абиссинцев радиостанция вместе с записью переговоров. В результате использования этой радиостанции и указанной записи сведение об овладении итальянцами указанным районом поступило к абиссинскому командованию лишь через 8 суток. В течение этого же времени абиссинцы вели переговоры по радио с итальянцами, полагая, что разговаривают со своей рацией.

Широко использовались также радиосредства для перехвата передававшихся абиссинскими радиостанциями донесений. Последние, вследствие неорганизованности штабной службы, передавались обычно незашифрованными. Итальянцами практиковалось наведение бомбардировочной авиации на цель (например, на Аддис-Абеба) при помощи радиокомпасов. Радиоустановки, изготовленные фирмой Маркони, были предназначены для обслуживания тяжелых самолетов. Они работали на длинных и коротких волнах и предназначались как для пеленгирования на самолетах, так и для переговоров. Дальность действий такой радиостанции, по итальянским сведениям, на длинных волнах телеграфом — до 800 км, телефоном — до 400 км, на коротких волнах — до 5000 км.

Войска связи получили для усиления экспедиционной армии новые типы имущества, как то: телеобъективы для инфракрасных лучей, радиостанции новых типов, станции для быстроходных танков, усилители для телефонных аппаратов и фототелеграфные станции. Работая на искусственном освещении (и на инфракрасных лучах), они дают возможность получения надежной связи на небольших расстояниях. Особые преимущества дает работа на инфракрасных лучах, являющихся незаметными для противника. Якобы при помощи некоторых приспособлений они могут быть использованы для осуществления фотосвязи по проводам, что увеличивает радиус их действий. Эта станция может обслуживаться и переноситься одним человеком {34}.

Итальянцы в конце войны имели в Абиссинии до 140 000 км проволочных линий связи, обслуживавших 1053 центральных и 5501 промежуточных телеграфно-телефонных [82] постов. Телефонных аппаратов — 6000, коммутаторов — 1500, фототелеграфных аппаратов — 900 штук. На проволочных линиях связи было поставлено 800000 столбов. При прокладке телеграфных линий оказалось выгодным применять для ускорения постановки столбов особые бурильные машины, сверлившие ямы.

В общем, в период операций основным средством связи являлись радиостанции направленного действия. Уделялось большое внимание организации агентурной радиосвязи.

И здесь сказывается то невероятное неравенство в силах и средствах итальянских захватчиков и безоружных абиссинцев. У первых — полное насыщение всеми современными средствами связи: сотни самолетов, тысячи радиостанций и т. д., а у вторых — 7 устаревших самолетов и 4 рации устаревших образцов.

7. Химическое оружие

У абиссинцев не было ни противогазов, ни защитных костюмов, ни других средств химической обороны.

Итальянцы же применяли:. 1) авиахимбомбы с нестойкими отравляющими веществами (НОВ) и стойкими отравляющими веществами (СОВ); 2) зажигательные бомбы; з) авиационные выливные приборы, обрызгивавшие объекты отравляющими веществами; 4) огнеметы, имевшиеся на вооружении огнеметных частей; 5) огнеметные танкетки; 6) артиллерийские химические снаряды. Химические войска были использованы для создания ипритовых химических заграждений на труднодоступных горных тропах, выводивших на фланги и тыл, для устройства дымовых завес и пр. Применялись отравляющие вещества: НОВ — хлорпикрины, фосген и СОВ — иприт, люизит.

Имелись сведения о снаряжении химических авиабомб неизвестным ОВ. Действие этого ОВ было ужасающее: наступала слепота и появлялись на поверхности тела белые пятна, похожие на проказу. Минут через 20 наступала смерть при явлениях тяжелого ожога{35}.

Абиссинцы, одетые в белые легкие верхние рубахи, белые узкие штаны и в большинстве своем босые, были совершенно беззащитны против ОВ. [83]

При переходе абиссинцев к действиям массовыми армиями масштаб химических нападений со стороны итальянцев увеличился.

Негус описывает следующим образом в своих мемуарах одно из химических нападений итальянской авиации:

«Итальянский генеральный штаб, опасаясь проигрыша, вследствие обходного маневра у Макале и после вытеснения итальянских войск из Шире, решил применить другой метод химической войны, против которого ни один народ не в состоянии бороться, если в его распоряжении нет необходимых технических средств защиты. На самолетах были установлены распыляющие аппараты. Самолеты появлялись стаями, по 9, 15 и 18. Дистанция между ними была так рассчитана, что тоненькое облако, оставляемое каждым из них, соединялось с другими в единое крупное облако. Любое живое существо, задетое этим мелким дождем иприта, падавшим с самолетов, выпившее отравленную воду, съевшее зараженную пищу, переживало страшные мучения. Оно бежало с тем, чтобы умереть или в хижине, или в лесной чаще».

Затем негус описывает характер другого химического нападения итальянцев в районе Макале:

«Началась жестокая бомбардировка людей, бросавших винтовки, закрывавших глаза руками и падавших на землю. Причина — чуть заметный мелкий дождик, падающий на нашу армию. Все, что уцелело от воздушной бомбардировки, было уничтожено газами. В этот день погибло столько людей, что у меня нет мужества назвать их число. Почти вся армия раса Сейюма погибла в долине р. Такказе от газов. Из 30000 войск раса Имру вернулось в Семиен лишь 15000 (схема 14). Мы атаковали пулеметные гнезда противника, его артиллерию, голыми руками захватывали танки, мы переносили воздушные бомбардировки, но против отравляющих газов, которые незаметно опускались на лицо и руки, мы ничего сделать не могли».

В данных случаях, и особенно в конечный период войны, авиация противника массированно применяла выливные авиаприборы, покрывая СОВ большие площади с живой силой. Потери абиссинцев исчислялись десятками тысяч отравленных и умиравших в страшных муках. Зверство фашистских бандитов достигло своего предела. [84]

На основании опыта применения итальянскими фашистами химического оружия в Абиссинии за рубежом были сделаны следующие выводы, позволяющие предполагать, что империалисты намечают использовать в предстоящих схватках это весьма действенное оружие: применение ОВ авиацией посредством разбрызгивания будет иметь громадное значение; рекомендуется в оборонительных боях сначала ослепить наступающего дымом, чтобы лишить прицельного огня, а потом сквозь дым полить его дождем иприта, нанеся ему этим тяжелые потери. Необходимо применять разбрызгивание при глубинных налетах с целью достижения внезапности с больших высот, с тем чтобы нападающий самолет не мог быть ни опознан, ни даже обнаружен по звуку. Полагают, что в сущности найдено «идеальное средство» для замедления работы глубокого тыла. Большое значение будет иметь распыление иприта из самолетов над районами стратегического развертывания, над подъездными и эвакуационными путями.

8. Инженерные войска

У абиссинцев не было инженерных войск, не было инженерного имущества. Ими применялись самые простые средства заграждений в виде завалов из камня и перекапывания дорог. Широко применялись ловушки-ямы, служившие в мирное время для охоты на различных зверей.

Итальянцы же направили в Абиссинию инженерные войска различных специальностей, общей численностью до 35 000 человек, что составило 10% экспедиционной армии. Их использовали для всевозможных дорожных работ, устройства мостов, оборудования аэродромной сети, рытья колодцев и т. п. Большая часть инженерных работ была механизирована.

Сооружение тыловых путей производилось в следующей последовательности. Войска и их инженерные части, пропустив вперед войсковую артиллерию и обозы, передавали приспособленные ими для этого прохода дороги строительным инженерным колоннам.

Последние усиливали их и вместе с рабочими отрядами разрабатывали для автомобильного сообщения. В армии имелось до 200 гидрологов для поисков воды. Было сделано до 30 000 артезианских колодцев, иногда глубиной до 130 м. Ежедневная потребность в воде достигала на человека 10 л [85] и на животное 20 л. Кроме того, много воды требовалось для моторов. В Массауа, Ассабе и Могадишо функционировали постоянные опреснители морской воды, заводы газированной воды и искусственного льда. В войсках находились полевые водные фильтры, перевозившиеся на авто или на вьюках.

В Абиссинию в течение войны было отправлено инженерного имущества: взрывчатых веществ — 4 000 т, земленосных мешков — 3,2 млн. штук, колючей проволоки — до 25 000 т, железных и деревянных кольев для препятствий — 400000 штук, понтонных мостов — 3000 м, в том числе для так называемого «стратегического» моста, рассчитанного на пропуск грузов весом в 20 т (на двух осях), временных и металлических разборных мостов — 1600 м, прожекторов — 200 штук, гидротехнического имущества — труб различного диаметра — 400 км, резервуаров для воды различной емкости — 12 000 штук и пр.

Для маневрирования и поворота автомобилей на узких горных дорогах имелись вращающиеся платформы. Войска имели подвижные электрические станции для электризации искусственных препятствий и для электрификации инженерных работ. На вооружении была быстроходная машина-мостик (саперный танк), несущая на себе колейный мост для перекрывания танками горизонтальных препятствий (рвы) шириной до 7 м и для преодоления вертикальных препятствий (стен) высотой до 4 м.

Приведенные цифры главнейших инженерных средств, имевшихся на снабжении экспедиционной армии{36}, дают еще большее представление о несравнимом превосходстве в вооружении фашистского громилы с большой дороги в его борьбе с беззащитным абиссинским народом.

9. Вопросы маскировки

Фотографический аппарат самолета оказывался более надежным средством для обнаружения «замаскированных целей, чем вооруженный глаз наблюдателя. Так, например, в ноябре 1935 г. замаскированный абиссинский лагерь в горах был опознан по фотоснимку и на следующий день разгромлен бомбардировочной авиацией, нанесшей потери абиссинцам в 4 000 человек. В этом случае выявилось, что [86] на фотоснимке цвет хотя бы немного увядших веток дает другой оттенок по сравнению с живой листвой. Кроме того, абиссинцы на некоторых участках фронта, днем тщательно маскируясь, ночью на этих же участках разводили костры, по которым итальянцы при ночных полетах обнаруживали противника. Вместе с тем выявилось, что амбы, не покрытые лесными зарослями, неблагоприятны для маскировки; в таких районах абиссинцы окрашивали свою одежду под цвет местности.

10. Устройство тыла

Как отмечалось выше, абиссинцы свой тыл организовали без учета возможной длительности и интенсивности операций.

Организовывая свой тыл, итальянцы не могли рассчитывать на местные средства данного театра, удаленного на 4500–6000 км от метрополии. Между тем предстояло прокормить экспедиционную армию в 500000 солдат и рабочих, 100000 животных и снабдить горючим 15000 моторов. Требовалось применение особых приемов снабжения, учитывая горный и пустынный характер театра, особые его климатические условия, необходимость во многих районах подвоза воды на большие расстояния, санитарного обеспечения, при вероятности перерыва в работе тыла вследствие нападений абиссинских партизан.

Организация громоздкого тыла армии была возложена на главного интенданта, ведавшего не только вопросами подвоза, но и эвакуацией, этапной службой, всеми транспортными средствами и базами выгрузки. В его распоряжении находились обслуживавшие тыл войска и рабочие колонны в составе до 100000 итальянцев и 30000 туземцев.

Основной базой северного фронта являлся порт Массауа. Она переместилась в процессе наступления до Асмара; южный фронт базировался на порт Могадишо; позднее эта база была продвинута в Луг. В этих базах были оборудованы склады и магазины, в которых сосредоточивались колоссальные запасы всех видов, имелись холодильники для мяса и были устроены госпитали и т. п.

По мере удаления фронта от основных баз организовывались вдоль главных путей передовые армейские базы снабжения. В случае же экстренной потребности выдвигались еще далее вперед отделения этих передовых баз, в которых сосредоточивались необходимые запасы снабжения. Эти запасы [87] подавались затем автоколоннами к центрам снабжения армии, с тем чтобы доставить их потом транспортными колоннами крупным войсковым соединениям. Иногда подвоз осуществлялся армейскими средствами до полков включительно. Внутри крупных соединений снабжение осуществлялось или имевшимися в их составе автоколоннами, или же вьючными колоннами.

Для снабжения направленной в Дессие (схема 16) моторизованной итальянской колонны была организована цепь подвижных центров снабжения (за этой колонной следовала автоколонна с 20-дневным запасом предметов снабжения, разделенная на группы, каждая в 200 машин). Для этой цели было использовано до 1500 автомобилей.

11. Потребность итальянской армии в снабжении

За время войны из Италии было перевезено до 2,5 млн. т грузов; в последние включены не только предназначенные для текущего довольствия войск, но и запасы, сосредоточиваемые в Восточной Африке на случай перерыва коммуникации с метрополией. Общая суточная потребность итальянских войск северного фронта в продовольствии, боеприпасах, горючем, смазочных материалах, санитарных средствах и пр. выражалась в начальный период войны в 2 000 г, а в период напряженных операций — в 3000 т.

12. Санитарная служба

Во главе санитарной службы итальянской экспедиционной армии был поставлен специалист по тропическим болезням.

Для лечения заразных больных имелось 16 постоянных и 150 подвижных госпиталей, 50 амбулаторий, 12 дезинфекционных станций и 12 санитарных колонн. Каждому солдату и рабочему перед отправкой из Италии было сделано по 4 предохранительных прививки.

Для оказания помощи раненым развернуто было до 400 перевязочных пунктов. Для лечения было развернуто 135 больших и 55 полевых госпиталей на 20000 коек (в том числе до 3000 на южном фронте). Кроме того, имелось 13 хирургических отделений, 12 санитарных колонн, 15 рентгенологических частей, 11 зубоврачебных отделений, 5 больших лабораторий, 12 дезинфекционных камер, 4 полевых склада санитарных материалов. [88]

Затем для длительного лечения больных имелось 30 постоянных госпиталей, которые фашистское правительство, с целью скрытия потерь, расположило не в метрополии, а в тылу фронта, в колониях и, наконец, на островах Додеканез (в Эгейском море).

Для эвакуации, помимо автотранспорта, были использованы 20 санитарных самолетов, 6 санитарных мотовагонов и 8 госпитальных пароходов. Численность санитарного персонала в армии достигла 3 200 врачей и 17000 остального санитарного персонала. Общая численность убитых и умерших от ран итальянцев и их цветных войск за время войны достигала 50 000 человек{37}, что свидетельствует об упорном сопротивлении, оказанном почти безоружными абиссинскими войсками.

13. Транспортная морская служба

В предвидении предстоящей переброски экспедиционной армии в Восточную Африку, итальянское морское министерство еще в 1934 г. приступило к производству на транспортных судах соответствующего стандартного оборудования. Вследствие этого представилось возможным в кратчайшее время приспособить 93 корабля для перевозки людей, животных и материальной части, общей грузоподъемностью в 725000 т. Одновременно было приспособлено 34 парохода для перевозки авиационного имущества.

При помощи как этих судов, так и пароходов, зафрахтованных у пароходных компаний, а также перевозок, выполненных средствами фирм, доставлявших материальную часть собственным попечением, — было перевезено на театр войны с февраля 1935 г. по февраль 1936 г. до 360000 человек, 80000 животных, 13500 автомобилей и 2 млн. т различного рода грузов. Всего же за время войны было доставлено на театр войны до 2,5 млн. т грузов. Для их перевозки потребовалось 7500 поездов, а затем 460 морских пароходных рейсов. [89]

14. Транспортная служба на театре военных действий

Основным транспортом у итальянцев являлся автомобильный; число автомобилей в начале войны достигало 3500, к концу войны это число возросло до 15 000 (машин повышенной проходимости, например высококолесные тракторы системы «Павези», горные грузовики «Фиат» и др.). В это число входили автоцистерны для бензина, воды и т. п. Для использования данного количества машин широко было развито дорожное строительство, выразившееся к концу войны цифрой в 3540 км дорог, из них 875 км асфальтированных и пригодных для двухстороннего движения. На всех этих путях было сооружено мостов общим протяжением — из камня и бетона до 450 м и 1643 м металлических конструкций, не считая работ сапер в зонах действий войсковых частей.

В тыловых районах некоторые участки этих шоссе сооружали гражданские фирмы{38}.

В начале войны на строительстве дорожных сооружений работало до 30000 итальянцев, позже эта цифра возросла до 60 000 итальянцев и до 20 000–30 000 туземцев. Кроме того, к дорожным работам привлекались войсковые части, находившиеся в резервах. Вследствие спешки с дорожными работами многие автомобильные пути представляли расширенные горные караванные тропы, пригодные только для одностороннего автомобильного движения. Последнее на них производилось 12 часов в одну сторону и затем 12 часов в другую. На основных путях была организована служба регулирования, которую несли специальные дорожные войска, имевшие средства связи.

Автомобили и тягачи работали при высокой температуре, в условиях предельных подъемов и спусков, на дорогах, [90] имевших многочисленные «петли», а в пустынных южных районах, кроме того, под воздействием летучих песков. Все это ложилось дополнительной нагрузкой на моторы и вызывало большой расход горючего и смазочных материалов и быструю изношенность машин.

В Асмара были созданы мастерские, ежемесячно ремонтировавшие капитально до 800 машин тылового автомобильного парка. Для ремонта автомобилей, обслуживавших непосредственно войска, имелись мастерские в Адиграт, выполнявшие ежемесячно до 400 капитальных ремонтов. Для среднего ремонта функционировало 5 парков, расположенных вдоль оси действий северного фронта в направлении Макале. По мере наступления войск эти центры ремонта продвигались на Дессие и Аддис-Абеба. Вместе с тем за корпусами и моторизованными соединениями, с целью мелкого ремонта, следовали подвижные мастерские{39}.

Запасы горючего в начале войны достигали трехмесячной потребности; позднее они были увеличены втрое. Для снабжения подразделений горючим и смазочными материалами было организовано на северном фронте 24 станции. Количество горючего, израсходованного авиацией, бронечастями, автомобилями и пр. с 1 апреля 1935 г. по 31 марта 1936 г., выражается цифрой 55 млн. л.

Вследствие напряженной работы на горно-пустынном театре в тропической зоне личный состав, обслуживавший автопарки, был разделен на три смены (в движении, на отдыхе и при машинах, находящихся в ремонте).

Длина армейских этапных участков равнялась 100–120 км, т. е. суточному пробегу грузового автомобиля. На этапах имелись гарнизоны из этапных войск и обслуживающий состав; связь между этапами — проволочная и по радио. Кроме автомобилей на труднодоступных горных участках северного фронта работало много вьючных животных — преимущественно мулы, а на южном фронте верблюды. В период решительных боев на северном фронте практиковалась переброска на автомобилях мулов, которые затем в трудных горных районах использовались для перевозки грузов. [92]

В высокогорных бездорожных районах особое значение получила перевозка грузов самолетами. Таким путем итальянским войскам было доставлено или сброшено на парашютах до 3500 т, т. е. около 220 товарных вагонов. Итальянцы могли так широко применить транспортную авиацию вследствие полного отсутствия у абиссинцев авиации и средств ПВО.

Итальянцы, на основании опыта итало-абиссинской войны, считают, что в горах, в первую очередь в армейском тылу, должны быть использованы канатные дороги, имеющие преимущество перед другими видами транспорта. Узкоколейные железные дороги и автомобильные дороги требуют для постройки и эксплоатации продолжительного времени и значительных денежных средств.

Дальше