Содержание
«Военная Литература»
Военная история

V. Подготовка плацдармов в Восточной Африке для стратегического развертывания экспедиционной армии и сосредоточение ее

(Схема 2)

Мобилизация и сосредоточение экспедиционной армии протекали по периодам. Сосредоточение зависело не только от транспортных возможностей, но преимущественно от подготовки районов сосредоточения к приему войск в Эритрее и в итальянском Сомали{15}, удаленных от Италии на 4 500–6 000 км. В случае расширения конфликта (вследствие [25] выступления Англии) в Средиземноморском бассейне, экспедиционная армия могла быть отрезала от метрополии, и тогда указанные зоны сосредоточения явились бы основными базами для армии.

Подготовительные работы в этих итальянских колониях, начавшиеся с 1935 г., выразились в расширении портов, в сооружении железнодорожных и других путей, аэродромов и т. п. В первую очередь расширялись порты в Эритрее. Так, основной порт Массауа после его переоборудования мог принять вместо 2–3 пароходов в сутки до 43 пароходов с 276000 т груза; также был расширен порт Ассаб, a в итальянском Сомали — порты Могадишо и Бендер-Касим.

Помимо существовавших в этих колониях железных дорог, была сооружена линия (0,9 м) Массауа — Асмара — 180 км и строилась Могадишо — Луг — 600 км, грузоподъемностью в 500 т в сутки. Так как железная дорога Массауа — Асмара, грузоподъемностью в 500 т, не могла удовлетворить подвозом сосредоточиваемые главные силы армии на северном направлении, то параллельно ей были сооружены гудронированное шоссе Массауа — Асмара и канатная дорога протяжением 70 км; по каждой из этих линий возможно было подавать на фронт по 750 т, а всего, следовательно, считая и железную дорогу, до 2000 т (500+750+750) в сутки. Порты Могадишо и Бендер-Касим были соединены шоссе.

Большое значение придавалось вопросам водоснабжения, для чего в состав армии были включены специальные части, которые, с одной стороны, должны были создать сеть артезианских колодцев, а с другой — доставлять воду войскам автоцистернами (200 автомобилей по 2500 л каждый, на 100000 человек) и самолетами в пустынных районах. Для размещения прибывающих войск в прибрежных знойных районах Эритреи и Сомали были сооружены специальные бараки из материалов, отличавшихся малой теплопроводностью. В главнейших же пунктах этих колоний были созданы различные склады, холодильники для мороженого мяса. Была оборудована аэродромная сеть{16} и проложены линии связи.

Что касается продовольственного снабжения экспедиционной армии, то паек итальянского солдата в Восточной [26] Африке состоял из хлеба, мяса, сахара, кофе, овощных консервов, жиров, специй. Носимый запас солдата состоял из 2 л воды и 4-дневного пайка продовольствия (сухарей и консервов); для этого понадобилось носимый запас патронов сократить с 200 до 110 штук на каждого бойца.

Для обеспечения сосредоточения войск в приграничной полосе были сооружены небольшие форты с проволочными заграждениями. Оборона их первоначально была возложена на колониальные войска, за которыми были расположены регулярные итальянские части.

Среди коренного населения колоний, где собенно распространена болезнь проказа, были приняты меры изоляции, и в районе Аксум были устроены для язвенных прокаженных лепрозории{17}. Войскам в целях профилактики перед отправлением на фронт был произведен ряд предохранительных прививок (от оспы, тифа и т. п.). В малярийных районах проводилась хинизация. Врачи прошли специальные курсы в Тропическом институте в Риме.

По мере окончания указанных подготовительных работ из Италии начали прибывать войска и транспорты с материальной частью и предметами снабжения.

Для морских перевозок был привлечен итальянский торговый флот. Было закуплено и зафрахтовано за границей значительное число судов. Перевозками руководил итальянский генеральный штаб посредством своих исполнительных органов — «комиссий погрузки» (в Неаполе и Генуе) и «комиссий выгрузки» (в портах Эритреи и Сомали). Вместе с тем на каждом пароходе в качестве «комиссара транспорта» находился офицер с небольшой командой для жандармской службы.

Продолжительность перевозок из Италии до колоний составила 10–12 суток. Войска, предназначенные на северный фронт и высаживавшиеся в Массауа, направлялись в специальный лагерь акклиматизации на высоте 2 370 м в районе г. Асмара, с целью приучить их к высокогорному климату Абиссинии, где им предстояло действовать. Оттуда после известного времени части направлялись в приграничную зону, расположенную еще выше, где они проходили обучение и были использованы для пограничной службы, а также на строительстве дорог и лагерей. [27]

Первые транспорты с войсками вышли из Италии уже в феврале 1935 г.

Абиссинцы не препятствовали сосредоточению итальянцев; они лишь усилили свои пограничные посты и спешно их укрепляли.

В общем экспедиционная армия сосредоточилась в трех группах: 75% на северном фронте и 25% на южном и центральном операционных направлениях. К октябрю 1935 г. на северном фронте были сосредоточены до 10 дивизий пехоты и части усиления; на южном фронте — до двух пехотных дивизий и на центральном направлении — до одной пехотной дивизии, считая во всех этих группах колониальные войска, жандармерию, пограничную стражу и вспомогательные части. Главнокомандующим экспедиционной армией и вместе с тем командующим северным фронтом был назначен генерал де-Боно (замененный в ноябре маршалом Бадальо); во главе войск южного фронта стоял генерал Грациани.

Дальше