Краткая характеристика района боевых действий
Боевые действия в Корее велись на территории полуострова Корея и прилегающих к нему островов. Корея омывается тремя морями: Желтым, Японским и Восточно-Китайским. На севере она граничила с Советским Союзом по р. Тумыньцзян (15 км) и с Китайской Народной Республикой по р. Ялуцзян (885 км). От японских островов Хонсю и Кюсю Корея отделена Корейским и Цусимским проливами, ширина которых в самой узкой части достигает 210 км.
Протяженность территории Кореи с севера на юг 800 км, ширина полуострова 200–300 км. Общая площадь полуострова достигает 221 тыс. кв. км, в том числе многочисленные острова (около 3,5 тыс.) занимают более 5 тыс. кв. км. На Корейскую Народно-Демократическую Республику приходится около 47% общей площади страны.
Численность населения Кореи к 1950 г. достигала 30 млн человек, из которых 98% составляли корейцы. До 85% населения занималось сельским хозяйством, остальные проживали в городах. Из общего числа населения более 10 млн человек проживало в КНДР.
Большую часть поверхности Кореи занимают горы Северо-Корейские, Хокудайхо и Восточно-Корейские. Горы невысокие, но с каменистыми крутыми скатами, с узкими долинами. К морским побережьям горы понижаются и более доступны для боевых действий войск.
Северо-Корейские горы высотой в 1500–2000 м являются самой мощной естественной преградой в северных [22] районах Кореи. Основными проходами для войск в горах служили долины рек Чандзинган, Токноган и Чёнчёнган.
Горы Хокудайхо высотой 400–1200 м скалисты и труднопроходимы. Они представляют собой крупную естественную преграду, прикрывающую Пхеньянскую равнину со стороны морского побережья на участке Вонсан, Хамхын.
Восточно-Корейские горы расположены в основном в Южной Корее. Главные хребты этих гор вытянуты вдоль восточного побережья на 500 км.
Наиболее доступным для боевых действий войск являлось западное побережье. Здесь находятся самые обширные в Корее равнины Пхеньянская, Сеульская, Кунсанская. Поверхность равнин холмистая, с многочисленными низкогорными (300–700 м) кряжами, командующими над окружающей местностью. Низкие и ровные участки заняты рисовыми полями. Побережье сильно изрезано глубоко вдающимися в сушу заливами. Прибрежная полоса моря мелководна, с многочисленными островами. Высота приливов 3–6 м, а местами 9–10 м. Приливы и отливы, чередующиеся через каждые 6 ч 25 мин, то затопляют, то обнажают широкую (до 10 км) прибрежную полосу. Это сильно затрудняло как оборону побережья, так и высадку морских десантов. Важными портами, в районе которых осуществлялась высадка крупных морских десантов, являлись Нампхо, Инчхон, Кунсан.
Южное побережье также сильно изрезано заливами, но в отличие от западного более гористо; прибрежная полоса моря глубже, приливная волна меньше, отливные течения слабее. Здесь находится самый крупный порт Кореи Пусан, связанный с японскими портами железнодорожным паромом.
Восточное побережье самое гористое, слабо изрезанное заливами; море у берегов глубокое, приливная волна небольшая (1–2 м). К берегу могли подходить корабли всех классов как для высадки морских десантов, так и для поддержки сухопутных войск огнем корабельной артиллерии. Однако гористый характер побережья затруднял непосредственную высадку десантов на берег и развитие ими успеха. Наиболее удобным для высадки [23] морских десантов являлся участок побережья от Вонсана до Хамхына длиной 120 км, где местность на глубину до 40 км от берега преимущественно равнинная и холмистая.
Реки Кореи с быстрым течением и каменистым дном. Режим рек весьма неустойчивый. С сентября по май многие реки пересыхают или мелеют, а в период сильных дождей с июля по август становятся многоводными, бурными, иногда затопляют долины. Реки замерзают на севере с ноября по март, на юге с декабря по январь. Весенние паводки небольшие. Только в период сильных дождей реки представляют серьезное препятствие для войск. Долины рек в большинстве узкие, лишь на отдельных участках они расширяются до 3–5 км и более и становятся доступными для широкого использования боевой техники на механической тяге.
Большие реки Кореи Чёнчёнган, Тэдонган, Ханган, Кымган и Нактонган в своем среднем и нижнем течении являются крупными естественными преградами для войск. В устьях они образуют широкие лиманы, которые на несколько километров в глубь территории подвержены морским приливам, дважды в сутки повышающим уровень воды, а при отливах увеличивающим скорость течения до 3–5 м/с. Эти особенности в режиме рек сильно влияли на организацию и устройство переправ, усложняли эксплуатацию наплавных мостов и паромов. Кроме того, на подходах к рекам образовывалось много залитых водой пространств, которые затрудняли выход войск к берегам рек.
Вода в реках и озерах Кореи, за исключением дождливых дней, чистая, годная для питья.
В Корее преобладают скальные грунты, затрудняющие подготовку местности в инженерном отношении. Грунты из песка, гравия и гальки залегают в долинах и на равнинах. Глинистые грунты находятся на плоских участках равнин; илистые, топкие почти весь год грунты на рисовых полях и болотах. Инженерные работы на равнинах были затруднены высоким уровнем грунтовых вод, повышающимся после сильных дождей.
На равнинах, в горных долинах и в котловинах преобладает безлесная местность. Здесь много рисовых заливных [24] полей, на холмах местами растет кустарник, имеются небольшие рощи. Горы Северо-Корейские и Хокудайхо покрыты густым лесом. Южнее 38-й параллели лесов мало, поэтому здесь войска испытывали нужду в топливе и древесном строительном материале.
Климат Кореи в значительной степени зависит от муссонов ветров, дующих зимой с материка в океан, а летом с океана на материк. Поэтому зима в Корее относительно сухая, с большим количеством ясных дней, чем лето; лето влажное, дождливое, пасмурное и теплое, а на юге жаркое. Летом выпадает до 80% годовых осадков. Средняя температура января на севере составляет 12°, на юге около 0° и выше.
Климат оказывал существенное влияние на боевые действия войск. Обилие осадков, выпадающих большей частью летом, затрудняло использование боевой техники: глинистые грунты и насыпные дороги на рисовых полях находились в непроезжем состоянии; увеличивалась сложность форсирования рек, которые становились многоводными и с быстрым течением; на аэродромах без искусственных взлетно-посадочных полос исключались взлет и посадка самолетов; повышался уровень грунтовых вод, что угрожало затоплением инженерных сооружений. Высокая влажность воздуха и частые дожди способствовали возникновению в войсках заболеваний, а высокая температура на юге Кореи вызывала тепловые удары.
В Корее имеется сравнительно густая для горной местности сеть дорог железных и автомобильных и, кроме того, много вьючных троп. Важнейшими узлами дорог являются Сеул и Пхеньян. Дороги проходят главным образом по долинам рек. На дорогах много мостов, туннелей, крутых поворотов и больших уклонов.
Железные дороги Кореи преимущественно однопутные; ширина колеи 1435 мм (уже российской колеи на 89 мм), пропускная способность 8–18 пар поездов в сутки, состав поезда 8–15 четырехосных вагонов, вес поезда 240–450 т (нетто). Двухпутная дорога имеется всего одна: Синыйчжу, Пхеньян, Сеул, Тайгу, Пусан (950 км); ее пропускная способность около 40 пар поездов в сутки, состав поезда 26–36 четырехосных вагонов, [25] вес поезда 800–1100 т (нетто), средняя техническая скорость движения поездов 40 км/ч.
Из северных районов КНДР к 38-й параллели и далее на юг проходят две железные дороги (из них одна двухпутная) общей пропускной способностью 56 пар поездов в сутки. Эти дороги связаны между собой несколькими рокадами и ветками с морскими портами. К Советскому Союзу из Кореи подходила одна железная дорога, пропускная способность которой равнялась 16 пар поездов в сутки. С Китайской Народной Республикой Корея связана тремя железными дорогами общей пропускной способностью 63 пары поездов в сутки. Для связи с японскими железными дорогами от порта Пусан имелись железнодорожные паромы. Железная дорога, проходящая по восточному побережью, на многих участках была подвержена обстрелу корабельной артиллерии.
Автомобильные дороги Кореи имеют прочное основание, но ширина полотна даже на небольших участках различна: на равнинах 5–8 м, в горах 4–4,5 м, на перевалах 2,5–3 м. Крутые и узкие повороты на дорогах, а также большие уклоны ограничивали скорость движения автомашин до 10 и даже 5 км/ч. Мосты на дорогах прочные, преимущественно железобетонные, грузоподъемностью 30–60 т, деревянные мосты имели грузоподъемность 10–30 т. Через рисовые поля дороги проложены по насыпям.
Из северных районов КНДР через 38-ю параллель до южного побережья страны проходили три автомобильные дороги. Рокадные дороги, связывавшие морские порты западного и восточного побережий, имелись через 60–80 км. С Советским Союзом Корея была связана одной, с Китайской Народной Республикой девятью автомобильными и улучшенными грунтовыми дорогами.
Средства связи в Корее в основном были развиты хорошо. Вдоль основных коммуникаций от северной государственной границы до южных портов страны проходили две главные линии проводной связи емкостью на разных участках 10–48 проводов. Кроме того, вдоль железных дорог были проведены линии связи емкостью 8–13 проводов. Более 10 проводных линий пересекало полуостров с запада [26] на восток, связывая морские порты; емкость этих линий составляла 2–12 проводов. Города Синыйчжу и Пусан, Сеул и Вонсан связаны подземными кабелями.
Южные порты Кореи Пусан, Масан и о. Чэчжюдо связаны с японскими островами Хонсю, Рюкю и Цусима морскими подводными кабелями. Подводные кабели проложены также между Вонсан и Мацуэ (Япония), Сунчхон и Дальний (Китай).
Сравнительно хорошо была развита в Корее радиосвязь. Мощность большинства радиостанций составляла 0,25–5 кВт. Наиболее крупные узлы связи имелись в Пхеньяне, Сеуле, Пусане, Чинчжу, Тэчжоне и Тайгу.
В Корее было около 96 аэродромов и 30 посадочных площадок общей емкостью 2400 боевых самолетов. Из общего числа аэродромов в Южной Корее находилось 60 аэродромов, из них 30 с искусственными взлетно-посадочными полосами, в том числе 9 для базирования тяжелых бомбардировщиков. На некоторых аэродромах имелись по две бетонные или асфальтовые взлетно-посадочные полосы, авиамастерские, система слепой посадки, большие склады ГСМ и боеприпасов. Кроме того, в Южной Корее было 16 посадочных площадок. Большинство аэродромов построено на равнинах у железных и автомобильных дорог и у морских портов.
Наиболее благоприятный период для полетов и боевой деятельности авиации октябрь март, когда устанавливается относительно сухая и ясная погода. Визуальная и радиолокационная ориентировка в Корее облегчалась береговой линией моря, островами, дорогами, городами и хребтами. Контрастная местность позволяла успешно применять панорамные радиолокационные прицелы. Вместе с тем при полетах следовало постоянно учитывать наличие морских приливов и отливов, которые резко изменяли конфигурацию берегов материка и островов.
Населенные пункты в Корее преимущественно сельского типа, дома глинобитные или из камня, крыши соломенные или черепичные, улицы кривые и узкие. Городов мало, большинство их расположено на морском побережье. В центрах городов улицы широкие, дома двух и четырехэтажные, окраины мало отличаются от деревень. [27]
Корея преимущественно сельскохозяйственная страна. В предвоенные годы в стране собиралось около 4,2 млн т риса, 1,2 млн т ячменя, 0,9 млн т проса, 0,7 млн т бобов, 0,4 млн т пшеницы, 0,8 млн т картофеля. Рис и ячмень возделываются главным образом на равнинах южного и западного побережий, пшеница и просо на Пхеньянской равнине, овощи всюду. В Южной Корее урожай этих продуктов собирается дважды в год. Животноводство в Корее было развито слабо, поэтому товарная продукция мяса не превышала 200 тыс. т в год.
В Корее добывался каменный уголь, железная руда, вольфрам, обнаружены залежи урановых руд (в районах Кусон и Чорон).
Мощность всех электростанций Кореи в 1944 г. составляла около 1,5 млн кВт. Электроэнергии вырабатывалось 3,2 млрд кВт-ч, из которых 92% приходилось на Северную Корею. Самая крупная гидростанция Супундонская, расположена на р. Ялуцзян.
Металлургия сосредоточена главным образом на севере страны, в городах Ченгчжин, Ким Чак (Сенгчжин), Сеул, Пусан.
В Корее была развита химическая и судостроительная промышленность, в меньшей степени металлообрабатывающая, текстильная и машиностроительная. Основные химические заводы расположены в Северной Корее.
В целом территория Кореи с ее горным рельефом и относительно развитой дорожной сетью позволяла проводить фронтовые и армейские операции во взаимодействии с авиацией и военно-морским флотом. Преобладающая в стране горная местность затрудняла в ходе боевых действий широкое использование бронетанковых войск, артиллерии на мехтяге, а также автотранспорта.
Боевые действия в войне 1950–1953 гг. развертывались по трем направлениям: западному, центральному и восточному.
Западное направление Пхеньян, Сеул, Кванчжу отличалось большей емкостью. Протяженность его составляла 500 км. Обширные равнины этого направления Пхеньянская, Сеульская и Кунсанская доступны для широкого использования всех родов войск, а также организации [28] маневра с целью захвата с ходу речных рубежей, проходов в горах, городов и портов. На западном направлении, в полосе шириной 90–120 км, наиболее плотное население. Здесь расположены крупные города Пхеньян, Сеул, имелась самая густая сеть дорог и находились важные порты Нампхо, Инчхон, Кунсан, Мокпхо. В полосе этого направления имелась одна железная, три автомобильные дороги и много рокад.
Центральное направление Чорон, Чунчжу, Тайгу, Пусан выводило к крупнейшему порту Кореи Пусан. Протяженность направления 360 км, ширина 75–120 км. Гористый характер местности этого направления в ходе боевых действий ограничивал возможность использования танков. Только местность Нактонганской долины позволяла широко маневрировать всеми родами войск. В полосе этого направления имелись одна железная и одна-две автомобильные дороги.
Восточное направление проходило вдоль всего восточного побережья Кореи, ширина его не более 35–50 км. Эта полоса заполнена крутыми труднопроходимыми отрогами гор с небольшими равнинными участками в устьях рек, в пределах которых и развертывались боевые действия частей и соединений. [29]