Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Дороги выпускников

Годы учебы в училище пролетают незаметно. Позади лекции и семинары, тренировки и полеты, государственные экзамены. Выпускной день... На бетонной летной полосе или учебном плацу строй выпускников. Идет вручение нагрудных знаков и дипломов общесоюзного образца с присвоением квалификации «летчик-инженер». Еще недавно юноши, стоящие в строю, носили курсантскую форму. Теперь на их погонах — золотые лейтенантские звездочки.

Офицерское звание, должности, которые займут молодые летчики-инженеры, накладывают на них высокую ответственность, ставят новые важные задачи. У лейтенантов есть все возможности успешно с ними справиться. В стенах училища они получили хорошую идейную закалку, глубокие знания и твердые летные навыки. По-разному складывается военная служба питомцев Краснознаменного Оренбургского. Их можно встретить на студеном севере и жарком юге, на Дальнем Востоке и западных границах. В продолжительных полетах они демонстрируют летное мастерство, высоко держат славу училища, давшего им путевку в большую жизнь. В сложных условиях армейской жизни показывают образцы выполнения воинского долга, сыновнюю преданность родной Отчизне.

Перед молодыми летчиками-инженерами открывается прекрасное будущее, широкие горизонты. Каждый из них впоследствии может стать командиром подразделения, части. Безусловно, будущее зависит от индивидуальных способностей, трудолюбия, упорства и отношения к службе. [253]

С радостью и гордостью коллектив училища получает вести о своих питомцах из строевых частей. Отзывы из войск свидетельствуют, что выпускники обладают большим запасом теоретических знаний и летных навыков, уверенно ориентируются в обстановке и успешно справляются с задачами обучения и воспитания подчиненных. Это политически зрелые воздушные бойцы. В строевых частях они работают старательно, с творческим огоньком, понимают значение воинской службы, по-настоящему влюблены в летное дело. Более чем в 95% отзывов употребляются фразы: «профессию летчика любит», «отличный командир и воспитатель», «командование училища может гордиться своим воспитанником». К началу второго года службы до 20% выпускников повышаются в должностях. В течение пяти-шести лет они становятся командирами звеньев, отрядов. Многие из них за это время вырастают до командиров эскадрильи или их заместителей.

Недавно окончил училище старший лейтенант В. Д. Егоров. Молодой летчик в короткий срок добился заметных успехов в службе, освоении новой авиационной техники. Он по-настоящему влюблен в летную работу. «Это, — как пишет командир подразделения, — исключительно дисциплинированный, старательный и исполнительный офицер. Много самостоятельно работает над освоением техники, оружия и комплексного их использования. Имеет большое стремление летать, тщательно готовится к полетам, грамотно эксплуатирует авиационную технику на земле и в воздухе — вот основное, что характеризует его как летчика».

Три года тому назад братья Константин и Александр Кудряновы успешно окончили училище. Константин Константинович летает днем и ночью, на малых и больших высотах, выполняет воздушную разведку и пуски ракет. Александр Константинович — помощник командира корабля. Хорошо подготовленные, цепкие, они быстро схватывают и твердо усваивают сложные элементы техники пилотирования. Братья Кудряновы — активные общественники, спортсмены. Оба увлекаются легкой атлетикой, любят лыжи, волейбол.

— Спорт вырабатывает силу, ловкость, выносливость, — говорит Александр, — а эти качества необходимы для успешного выполнения полетов. [254]

В 1969 г. окончил училище Виктор Кибальник. Обладая глубокими знаниями, он в короткий срок успешно освоил новый самолет. «За время прохождения службы в части показал себя дисциплинированным офицером, — пишет о нем командир части. — Техникой пилотирования сверхзвукового самолета овладел быстро, без затруднений. По своей подготовке как летчик вполне соответствует современным требованиям службы в строевой части».

Виктора знают как трудолюбивого, скромного офицера и отзывчивого товарища. Он повседневно совершенствует летное мастерство, активно участвует в партийно-политической работе. Товарищи избрали его парторгом экипажа, затем секретарем партийного бюро. В 1973 г. В. А. Кибальник был участником V Всеармейского совещания секретарей партийных организаций. [255]

Хорошим специалистом стал выпускник училища, медалист лейтенант А, В. Небесский. Старание, трудолюбие и дисциплинированность, привитые в училище молодому офицеру-коммунисту, быстро оценили в части. «Поручили ему как-то провести строевые занятия... — провел их по всем правилам. В спортивных соревнованиях доверили возглавлять команду — она заняла первое место. Послали Небесского организовать в подшефной школе военную игру — опять не ошиблись. Он — член комитета ВЛКСМ, партгрупорг экипажа. Нет такого дня, чтобы не поработал над углублением своих знаний, шлифовкой навыков. Все делает без лишних слов — выработалась привычка работать с душой, не жалея ни сил, ни энергии»{95}.

Как-то в разговоре о летчике Проскурнине старший авиационный начальник сказал:

— Присмотритесь к Проскурнину. Летчик он, правда, молодой, но весьма способный.

Капитан В. В. Проскурнин окончил Оренбургское училище осенью 1968 г. Как и Ю. А. Гагарин, он попросился служить на Север, где делал свои первые самостоятельные шаги. Его подразделение в ходе соревнования за достойную встречу 50-летия образования СССР завоевало право называться лучшим в части. Теперь он первоклассный летчик, заместитель командира эскадрильи{96}. Отличительной чертой молодого офицера является то, что он умело перенимает передовой опыт летного мастерства. Ищет и находит свои методы и способы обучения и воспитания подчиненных.

На ответственные должности назначены выпускники училища военные летчики В. Л. Григорьев, А. С. Савченко, В. А. Турчак, К. Г. Тимофеев, Ю. Б. Каунов, В. И. Бондаренко, Е. К. Карпенов, А. И. Захаров, Г. С. Сотников, В. М. Борисов, В. С. Назаров, В. В. Писковенко. Упорно и настойчиво трудятся в летных частях и другие питомцы училища. Ратный труд многих из них отмечен правительственными наградами. [256]

Питомцев училища можно встретить и среди летчиков-испытателей. Заслуженными летчиками-испытателями СССР стали Н. И. Русакова и А. П. Якимов. В середине 50-х годов А. П. Якимов испытывал один из первых реактивных самолетов, а затем поднял в воздух самый большой реактивный пассажирский самолет.

— 15 ноября 1957 г., — вспоминает Герой Советского Союза А. П. Якимов, — мне и моему экипажу было поручено произвести первый вылет и испытать турбовинтовой самолет Ту-114. Для летчика нет большего счастья, чем впервые поднять в воздух опытную машину. Мы выполнили много испытательных полетов. В 1959 г. впервые в мировой практике совершили беспосадочный рейс из Европы в Америку, демонстрировали наш чудо-корабль в Нью-Йорке, Вашингтоне, поражая мысли и чувства людей его грандиозностью, мощью, техническим совершенством.

Испытатели — это люди мужественной профессии, опытные летчики, мастера самолетовождения, настоящие асы. Их отличает постоянный творческий поиск, высокая эрудиция, умение быстро понять технические и тактические идеи. И не мудрено. У каждого из них за плечами военная академия, годы полетов, огромный кропотливый труд исследователя.

Училище ежегодно открывает путь к летно-иструкторской работе своим выпускникам. Учить юношей летать, давать им путевку в небо! Что может быть почетнее и благороднее этой задачи для молодого летчика. В наш век, когда самолеты стали реактивными, сверхзвуковыми, всепогодными, без помощи инструктора невозможно овладеть ни одним сложным элементом полета. Только он, летчик-инструктор, может показать, научить, определить и помочь исправить ошибку. Тот, кто обучает курсанта сложному искусству управления учебной машиной, должен обладать мужеством, педагогическим тактом, в совершенстве владеть летным мастерством. Поэтому на должность летчика-инструктора назначается лучшие из воспитанников училища. Это, как правило, отличники учебно-боевой подготовки, успешно сдавшие государственные экзамены, активные общественники. [257]

Высоким авторитетом среди авиаторов пользуется генерал-майор авиации В. А. Горбачев. Окончив училище, он остался в нем летчиком-инструктором. Перспективный воздушный боец в короткий срок освоился с новой для него работой. Впервые начинающие летать курсанты уважали отзывчивого и требовательного командира, глубоко разбирающегося в сложных теоретических проблемах. Труд инструктора, вложенный в их обучение, окупился сторицей. Вскоре летная группа В. А. Горбачева стала отличной, а летчик-инструктор повышен в должности. Здесь в училище он прошел все командирские ступеньки. Назначенный на должность командира части, Владимир Александрович в 1966 г. вывел ее в отличные. В настоящее время В. А. Горбачев на новой ответственной работе. Как и прежде, генерал отдает знания и многолетний опыт любимому делу — обучает и воспитывает воздушных бойцов.

С самыми заветными думами, с радостью и горем идут подчиненные к командиру звена майору Б. И. Тесленко. Он летчик-инструктор 1-го класса, хороший методист и умелый воспитатель. Не один десяток воздушных бойцов подготовил Борис Иосифович за годы инструкторской деятельности. Подразделение, которым он командует, удерживает звание отличного несколько лет подряд. Его честная и добросовестная служба отмечена 114 поощрениями. Имея солидный теоретический багаж знаний, он продолжает совершенствовать летные и методические навыки. Командир умеет подобрать ключик к сердцу каждого курсанта, привить будущим офицерам любовь к героической профессии летчика.

Пройдем на стоянку самолетов другого подразделения.

— Товарищ майор! Курсант Супрун готов к полету по приборам в закрытой кабине.

Майор В. П. Зинченко, выслушав доклад подчиненного, окинул его пытливым взглядом. На лице второкурсника — выражение твердой уверенности. Офицер кивнул:

— Садитесь в кабину. [258]

Находясь во второй кабине, он осуществлял контроль действий курсанта в воздухе. Внимательно следил за тем, как молодой пилот распределяет внимание по приборам,
управляет реактивным самолетом. От его опытного взгляда не ускользнет даже незначительное изменение режима полета. В подразделении, которым он командует, обучаемые первыми заканчивают вывозную программу, приступают к самостоятельным тренировкам. Они первыми начинают каждую очередную учебную задачу и успешно ее завершают. Да это и не удивительно. Около 15 лет В. П. Зинченко обучает курсантов. Сотни, тысячи раз он поднимал крылатую машину в воздух. Стал опытным специалистом, мастером самолетного спорта СССР. У него есть чему поучиться. Большое старание, к примеру, он прилагает, чтобы на предварительной подготовке добиться полного усвоения курсантами всех элементов полета и прочного закрепления навыков техники пилотирования. Много внимания уделяет совершенствованию методического мастерства подчиненных ему летчиков-инструкторов, обеспечению безопасности полетов. В звене нет предпосылок к летным нарушениям по вине личного состава.

В 1965 г. летчик-инженер А. В. Николаенко стал инструктором. Среди молодых лейтенантов он выделялся вдумчивым, серьезным отношением к порученному делу. Освоив новый самолет, летчик-инструктор через год получил 2-й класс. В 1971 г. военный летчик 1-го класса капитан А. В. Николаенко был назначен заместителем командира эскадрильи, а в 1974 г. — командиром эскадрильи. Молодой командир пользуется непререкаемым авторитетом сослуживцев, особенно в вопросах техники пилотирования, знания документов летной работы, аэродинамики. Когда он руководит полетами, малейшее нарушение в воздухе не останется незамеченным. Оно станет предметом подробного разбора. У него есть чему поучиться. В 1968, 1969 и 1971 гг. А. В. Николаенко завоевывал звание абсолютного чемпиона военного округа по самолетному спорту. Он — бронзовый призер первенства СССР 1969 г., обладатель кубка СССР по самолетному спорту в 1971 г. К длинному списку своих спортивных титулов через год капитан А. В. Николаенко добавил звание абсолютного чемпиона Советского Союза по самолетному спорту на реактивных самолетах, стал лучшим летчиком-спортсменом СССР. [259]

Достойными преемниками старших товарищей являются летчики-инструкторы, выпускники 70-х годов. Они перенимают и вырабатывают в себе и подчиненных такие ценные качества, как чкаловская отвага, полбинское мастерство и гагаринская любовь к небу.

Несколько лет обучает летному мастерству курсантов старший лейтенант А. И. Захаревич. И каждый год летная выучка его подопечных оценивается высшим баллом. Успех в работе молодого инструктора не случаен. Авторитет и доверие офицер завоевывает непрерывным пополнением теоретического багажа, глубокими знаниями летного дела, методики, педагогики и психологии. Он, сын потомственных авиаторов, много и плодотворно учится у старших командиров, внимательно прислушивается к советам инженеров и техников. Старший лейтенант — начальник и товарищ подчиненных. Хотя забот по службе много, коммунист А. И. Захаревич находит возможность помогать комсомольцам, участвовать в общественной жизни, выступать перед молодежью с лекциями и докладами. Исключительное трудолюбие и потребность общения с людьми ему привиты в училище. За курсантские годы Александр выполнил 24 общественных поручения. Проводил политзанятия, был членом комсомольского бюро, выпускал боевые листки. Все это помогает теперь летчику-инструктору в службе.

Завидным уважением у курсантов пользуются молодые летчики-инструкторы старшие лейтенанты К. Н. Гайнутдинов, Т. М. Хаджи-Оглы, В. А. Олейников, лейтенанты В. В. Баяндин, Ю. В. Собин, В. В. Комиссаров, А. Н. Струбалин. Чтобы по достоинству оценить их труд, надо видеть, с какой тщательностью и обстоятельностью они проигрывают на тренажерах предстоящие действия курсантов в воздухе, их предельную внимательность к каждому, учет особенностей характера курсантов, эрудицию на предварительной подготовке и в индивидуальных беседах. Поэтому все, что планируется летчиком-инструктором, курсанты выполняют отменно. [260]

Училище дает курсантам не только высокие профессиональные знания и практические навыки, но и хорошую военную и политическую подготовку. Поэтому немало выпускников впоследствии назначаются заместителями командиров подразделений по политчасти, начальниками политорганов. Вот несколько примеров, характерных для Военно-Воздушных Сил наших дней.

В 50-х годах окончил училище лейтенант Ю. В. Настенко. В родном училище он вырос от летчика-инструктора до заместителя командира эскадрильи. К своему воинскому долгу Юрий Владимирович относился добросовестно, добился хороших результатов в овладении летным делом. Все это дало ему право поступить в Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Закончив ее, подполковник Ю. В. Настенко стал заместителем командира полка по политчасти. В то время ему было лишь 35 лет. В 1967 г. за успехи в летной подготовке и воспитании личного состава военный летчик 1-го класса Ю. В. Настенко был награжден орденом Красного Знамени и повышен в должности.

Идущие впереди. Эти слова все чаще стали применяться, когда заходит речь о выпускниках училища. Март 1971 г. Построение личного состава полка. Счастливые лица летчиков, которым вот-вот будут вручены правительственные награды. Они не фронтовики, а ордена вручаются боевые. Слева от командира эскадрильи — военный летчик 1-го класса Г. И. Подгорнов. Он заместитель командира по политчасти. За успехи в боевой учебе награждается орденом Красной Звезды.

В Оренбургском летном Геннадий Иванович освоил реактивную технику. Он и сейчас помнит тех, кто помогал ему расти, набираться опыта: офицеров А. И. Наталуху, А. Е. Лимарева, Ю. В. Настенко. Еще курсантом стал кандидатом КПСС, приобщился к общественной работе. Когда вступил в члены партии, товарищи избрали его партгрупоргом звена, а спустя несколько лет — секретарем партийной организации эскадрильи. [261]

Г. И. Подгорнов — лучший летчик части. Успешно освоил сверхзвуковой самолет. Он слывет мастером пуска ракет по воздушным целям, его называют снайпером. Он одним из первых в подразделении вылетел ночью. Учит других, умело организует партийно-политическую работу, заботится о подчиненных. Эскадрилья по-прежнему носит звание отличной. И в этом немалая заслуга политработника, умелого воспитателя, опытного воздушного бойца.

Из года в год повышает свое боевое мастерство старший лейтенант В. М. Корабельников. Недавно передовой офицер назначен заместителем командира по политчасти. Военный летчик 2-го класса, передовой политработник был удостоен чести представлять авиаторов-дальневосточников на Всеармейском совещании молодых офицеров.

Большую партийно-политическую работу выполняют начальники политорганов офицеры В. И. Ледяев и В. С. Яшин, заместители командиров частей и подразделений по политчасти офицеры Е. И. Парфенов, В. Г. Кострыгин, Н. И. Ведюн, М. П. Карпов, В. Т. Ведерников, А. Г. Караев, А. М. Кишканов, П. Н. Киселев, Ю. В. Коротков, А. М. Писарев. Ныне более 25 летчиков-инженеров успешно выполняют обязанности политработников.

Многие из выпусников не останавливаются на достигнутом. Стремятся получить специальное высшее образование. Для тех, кто безупречно сочетает летную работу с совершенствованием теоретических знаний, поступить в академию — дело реальное. Более сотни выпускников только 50–60-х годов окончили или учатся в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, Военно-политической академии имени В. И. Ленина и других военных академиях.

С золотой медалью окончил училище лейтенант И. Д. Петрюк. Знания и навыки, полученные за годы учебы, стали решающими в становлении молодого офицера. Он быстро продвигался по службе, стал классным летчиком. В 1969 г. начальник Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина маршал авиации С. И. Руденко вручил ему при выпуске вторую золотую медаль. После успешного окончания академии на должности командиров частей назначены офицеры В. А. Успенский, Л. И. Турбельский, В. П. Неучев. Повышены в должностях летчики Л. К. Акимов, П. П. Левитан, А. Я. Крамаренко, В. С. Задирако, Г. Л. Григорьев, В. Г. Дейнека и многие другие. [263] Окончившим училище разрешается заочное обучение на близких по профессии факультетах гражданских вузов.

Если подведет здоровье и медицинская комиссия признает негодным к летной работе, то и в этом случае перед летчиками-инженерами открываются хорошие перспективы. Одни остаются на штабной работе, другие — преподавателями военных дисциплин в авиационных вузах. С богатым инструкторским опытом прибыли на кафедры офицеры А. С. Купстас, В. И. Никитин, А. М. Кирилюк, В. А. Секира, Н. А. Маслов, В. Д. Бочарников. Приобретенный ранее опыт и завидное трудолюбие позволили им в сравнительно короткий срок стать квалифицированными преподавателями.

Таковы военные судьбы лишь немногих из выпускников училища. На их примерах видно, как благотворно трудится над повышением боевого могущества Военно-Воздушных Сил многочисленный отряд авиаторов, выпускников училища послевоенных лет.

Убывая на службу в строевые части, бывшие курсанты не забывают о родном училище. Отовсюду, из самых далеких авиационных гарнизонов мастера ракетных ударов и воздушных атак пишут письма. По возможности приезжают сами, встречаются с подрастающим поколением авиаторов. Эти встречи используются как источники, из которых преподаватели, летчики-инструкторы стремятся почерпнуть передовой опыт, то новое, что накоплено в методике летного обучения, в политическом и воинском воспитании. Становится очевидным, что встречи с выпускниками, воспитание примером — наиболее эффективная форма развития активности курсантов, помогающая проверять обученность и воспитанность своих питомцев в условиях армейской жизни, позволяющая наблюдать за профессиональным ростом, извлекать уроки из недостатков в подготовке авиационных кадров.

Тепло отзывается об училище его выпускник, бывший лауреат премии имени Ю. А. Гагарина старший лейтенант А. П. Полтавцев. «На всю жизнь, — пишет он, — останутся в памяти курсантские годы. Мы сохраним благодарность нашим командирам, преподавателям, летчикам за тот огромный труд, который они вложили в наше обучение и воспитание, Всегда нас будет тянуть в родное училище, где мы обрели крылья, где получили героическую профессию военного летчика». [264]

Командир отряда капитан И. Зотов на встрече с курсантами заявил: «С большим удовлетворением еще раз побывал в училище. Я очень горжусь тем, что учился здесь. Большое спасибо моим наставникам за то, что они воспитали и научили меня летать. Всем курсантам советую настойчиво и упорно готовиться к ответственной и сложной работе в строевых частях».

«Сейчас, когда я прошел большую жизненную школу, — пишет Герой Советского Союза И. Ф. Матвеев, — особенно с большой признательностью вспоминаю инструкторов К. Щадрина и А. Якимова, которые дали мне первые практические понятия и в дальнейшем научили летному мастерству».

Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Л. И. Беда в связи с 50-летием училища пишет: «На протяжении прошедших после выпуска почти трех десятков лет всегда с большой теплотой вспоминаю своих первых наставников, давших мне путевку в небо и воспитавших качества, столь необходимые воздушным бойцам. Всей своей последующей службой в годы войны и после нее стараюсь быть достойным воспитанником вашего училища».

Десятки, сотни писем, телеграмм, записей в книге отзывов посетителей музея боевой славы училища. И во всех — сыновняя признательность за теоретические знания, летную выучку, которые дают в училище.

«Вспоминаю с благодарностью, — пишет военный летчик капитан Е. Ф. Воропай, — тех преподавателей, которые, не жалея ни сил, ни времени, часто засиживались с нами в аудиториях, раскрывая тайны аэродинамики, радиотехники, автоматики, конструкции самолета и двигателя...

Сейчас я летаю на новейших сверхзвуковых самолетах. Вроде бы появился свой собственный опыт. И все же постоянно приходится сидеть над книгами, пополнять свои знания.

Рядом со мной служат командиры, мои старшие товарищи — летчики высшего класса. С них я беру пример, у них учусь штурмовать высоты боевого мастерства».

Беспокойна, многогранна деятельность летчика-инженера. Но выпускники училища никогда не жалеют об избранном пути. Каждый из них постоянно совершенствует профессиональное мастерство, военно-технические знания, закаляет идейную убежденность — то, без чего невозможно выполнять свой воинский долг. Сыновья и внуки старшего поколения авиаторов, они унаследовали от них высокие морально-политические качества, безграничную преданность нашей Родине, делу коммунизма.

Большой и славный путь прошло Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина. За более чем полувековой период истории в нем сложились и окрепли замечательные традиции, имеющие большое политическое и воспитательное значение. Важнейшей из них является подготовка преданных Коммунистической партии и Советскому правительству высококвалифицированных офицерских кадров для Военно-Воздушных Сил нашей страны.

В училище сложился крепкий коллектив летно-инст-рукторского и профессорско-преподавательского состава. Опытные мастера обучения и воспитания делают все необходимое, чтобы вооружить будущих летчиков-инженеров прочным запасом знаний, которые им потребуются для дальнейшей безупречной службы в войсках.

Вся многогранная деятельность личного состава обеспечивается целеустремленной работой партийных организаций. Они прилагают усилия в борьбе за партийность преподавания и примерность коммунистов и комсомольцев в учебе и дисциплине.

Воины-полбинцы не только бережно хранят славные традиции своих предшественников, но и постоянно их умножают. Творческий подъем царит во всех подразделениях и на кафедрах. Авиаторы гордятся замечательными успехами советского народа, успешно выполняющего решения исторических съездов КПСС. Растет число отличников боевой и политической подготовки. Им является каждый второй воин училища. Более 90% курсантов показывают хорошие и отличные результаты на государственных экзаменах по летной подготовке. [266]

Коллективу училища, которым с сентября 1974 г. командует полковник Ю. В. Симахин, многое предстоит еще сделать для того, чтобы выполнить все требования по Дальнейшему совершенствованию летной подготовки, учебно-воспитательной и научной работы.

Пройдут годы. Многообразнее будет жизнь училища. В его коллективе появятся новые замечательные люди. Они приумножат историю училища еще более славными делами.

Содержание