Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Источник силы

Осуществляя руководство научно-техническим прогрессом, экономикой страны и идеологией советских людей, Коммунистическая партия постоянно держит в центре внимания вопросы военного строительства, подготовки и воспитания кадров. Усиление партийного влияния в Вооруженных Силах было и остается решающим источником непрерывно растущей боевой мощи Военно-Воздушных Сил. Командование и политотдел училища неустанно воспитывают у курсантов идейную убежденность, морально-психологическую стойкость, непоколебимую уверенность в торжество идей коммунизма. [218]

В организаторской и идеологической деятельности политотдела училища после XXII съезда КПСС на первое место выдвинулась задача повышения действенности всей политико-воспитательной работы, поиски новых форм и методов обеспечения передовой роли коммунистов и комсомольцев в учебе, дисциплине и службе. О значении партийных и комсомольских организаций в жизни училища в период становления на профиль высшего говорит тот факт, что коммунисты и комсомольцы составляли более 95% личного состава. Среди курсантов четвертого курса коммунисты составляли свыше 50%. В каждом подразделении были созданы партийные и комсомольские организации. Они окрепли идейно и организационно, повысилась их активность и боевитость.

Поступление в училище новой авиационной техники вызвало новый подъем внутрипартийной работы. Партийные организации нацелили личный состав на ее освоение в короткие сроки. Группы летного и технического состава, которым было поручено первыми переучиваться на новую технику, возглавили коммунисты.

Уже вскоре летный состав под руководством опытных инструкторов-коммунистов Ф. А. Фомичева и Г. А. Кусова уверенно овладел новым самолетом. Начальник училища генерал-майор авиации И. А. Куличев личным примером увлекал подчиненных. Он был в числе первых летчиков, получивших допуск к самостоятельным полетам. Завидную инициативу и творчество в переучивании показали коммунисты-техники. Офицеры И. У. Сербиненко, К. А. Горин, Ф. С. Князев, В. А. Бибиков через два месяца после поступления новой техники были допущены к обучению технического состава. Все это позволило широким фронтом начать освоение новой авиационной техники.

Одновременно активизировалась партийно-политическая работа по подготовке второго выпуска летчиков-инженеров. В марте 1964 г. состоялся слет отличников боевой и политической подготовки. На нем было принято обращение курсантов старших курсов к своим младшим товарищам, в котором говорилось: «Мы, ваши старшие товарищи, основываясь на собственном опыте, говорим вам: не делите предметы и учебные дисциплины на главные и второстепенные. Для летчика все они в одинаковой степени важны. Будущий авиационный командир должен обладать глубокими знаниями марксистско-ленинской теории, аэродинамики, конструкции самолета, самолетовождения, физики и химии. Хорошая теоретическая подготовка поможет вам лучше овладеть практикой летного дела. С первых дней учебы добивайтесь, чтобы быть достойным высокого звания курсанта прославленного училища». [219]

Это обращение помогло партийным и комсомольским организациям сосредоточить свои усилия на повышении качества теоретической учебы, строже спросить с тех, кто допускал промахи.

1965 год вошел в историю училища как год важных достижений в совершенствовании летного мастерства, повышении уровня и содержания учебно-воспитательного процесса. Авиаторы, как и все советские люди, широко отмечали 20-летие разгрома фашизма. Как знамя на поле сражения, подхватили они призыв экипажа подводников атомохода «Ленинский комсомол». Патриотическое движение будущих летчиков-инженеров было одобрено командованием.

Политический отдел, который возглавил полковник Б. А. Афанасьевский{87}, широко развернул работу по воспитанию курсантов на революционных и боевых традициях. В лекциях и на семинарах, в ходе подготовки и проведения полетов преподаватели, летчики-инструкторы и партийные активисты находили время, чтобы раскрыть суть традиции, показать основные черты советского летчика и требования, предъявляемые к его моральному облику. Проводились военно-исторические и теоретические конференции с обсуждением уроков Великой Отечественной войны, юбилейные заседания кафедр и торжественные собрания. Для личного состава читались циклы лекций и докладов о руководящей роли Коммунистической партии и историческом значении подвига советского народа в минувшей войне. [220]

Комсомольская организация училища, которую возглавляли капитаны Б. П. Калинин и Н. Т. Завгородний, выступила инициатором многих патриотических начинаний, направленных на воспитание у курсантов любви к Родине, Коммунистической партии, Вооруженным Силам Советского Рогоза. По ее инициативе проводилось много интересных мероприятий. Здесь и комсомольские собрания с повестками дня «Служить Родине так, как служили герои-фронтовики», «Будем достойными наследниками славы отцов», «Честь комсомольская — честь солдатская», и тематические вечера . «Мы помним тех, кто дрался за свободу, чьи имена на подвиги зовут», «Ваша преданность Родине — пример для нас»; «Быть достойными преемниками боевой славы воспитанников училища», и многие другие. Комсомольцы организовывали вечера вопросов и ответов, беседы у карты нашей Родины, встречи с видными общественными деятелями, с участниками гражданской и Великой Отечественной войн. В теплой, задушевной обстановке прошли встречи курсантов с Героями Советского Союза Н. М. Балакиревым, В. В. Климовым, П. А. Пологовым, с Участниками Великой Отечественной войны А. З. Медведевым, Г. Н. Кутаевым, В. П. Ермоленко, А. Е. Зубковым, А. Ф. Артемовым. Надолго запомнили курсанты фронтовые воспоминания выпускника училища Героя Советского Союза В. А. Сорокина.

В гостях у курсантов побывали многие ветераны авиации, родители летчиков — выпускников училища, молодежные делегации, деятели литературы и искусства, шефы, пионеры и школьники.

Героические примеры из истории авиации помогали курсантам лучше осознать свой долг перед Родиной, звали на новые успехи в учебе. [221]

С еще большим напряжением трудился коллектив — и последующие годы. В марте 1966 г. начал свою работу XXIII съезд КПСС. С огромным интересом следил личный состав училища за его работой. Решения съезда открыли широкие перспективы для дальнейшего развития нашей

Родины, укрепления ее обороноспособности. Они вызвали у авиаторов новый прилив творческих сил и политической активности. На высоком идейном и организационном уровне прошли собрания партийного актива, партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, собрания военнослужащих. На них были определены практические задачи по дальнейшему повышению эффективности в подготовке летных кадров.

Политический отдел возглавил агитационно-пропагандистскую работу по разъяснению и изучению решений съезда. Сотни лекций и докладов, было прочитано для личного состава. Курсанты встречались с делегатами съезда, руководителями партийных, советских и общественных организаций. Особое внимание обращалось на то, чтобы курсанты глубоко усвоили выводы съезда о неизменной сущности агрессивности империализма. Наращивались усилия по воспитанию авиаторов в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности выполнить свой долг по защите социалистического Отечества. [222]

В честь XXIII съезда партии среди курсантов было организовано социалистическое соревнование за право первым открыть полеты. Совпало так, что в день открытия съезда подразделение подполковника Е. К. Чаусова приступило к полетам. Право вылететь первым завоевал; молодой коммунист, член комсомольского бюро курсант Ю. Я. Жуков. Выступая на митинге, посвященном открытию съезда, он заявил:

— Выражаю сердечную благодарность командованию и парткому за то, что они предоставили мне право в этот исторический день открыть курсантские полеты. Это доверие я оправдаю. Сегодняшний день запомнится мне на всю жизнь. Призываю всех курсантов ознаменовать открытие съезда родной партии отличными успехами в летной подготовке.

Призыв Жукова подхватили его товарищи. Все полетные задания курсанты выполнили на «отлично».

Постановление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» призвало советских людей ознаменовать эту дату широким развитием социалистического соревнования, новыми достижениями в коммунистическом строительстве. В училище развернулась организаторская и политическая работа по выполнению постановления. Мероприятия по подготовке к юбилейной дате обсуждались на совете училища, заседаниях кафедр, в партийных и комсомольских организациях. Главные усилия коллектива направлялись на решение задач, определенных XXIII съездом партии, ЦК КПСС, приказами и директивами Министра обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота о дальнейшем совершенствовании методов и форм обучения и воспитания летных кадров, формировании у курсантов профессиональных качеств. Особое внимание уделялось развитию социалистического соревнования. Во всех подразделениях нашел горячее одобрение почин воинов-авиаторов, подчиненных офицера А. К. Василевского. [223]

С новой силой развернулось соревнование после опубликования в печати Постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР об учреждении Памятных знамен для воинских частей в честь 50-летия Великого Октября. Творческая инициатива авиаторов нашла свое выражение в таких патриотических начинаниях, как борьба за увеличение числа отличников, отличных подразделений, высококачественную отработку всех летных задач и упражнений, обеспечение безопасности полетов, рост специалистов 1-го и 2-го класса, мастеров, самолетного спорта. В училище были проведены совещания и слеты отличников. Политотдел и партийные организации постоянно ставили в пример людей добросовестных и страстных в. освоении военного дела. Кстати, таких, кто правильно понимает смысл ратного труда, в училище много. Это прежде всего коммунисты и комсомольцы. Они и цементировали коллектив.

Умелыми организаторами партийно-политической работы проявили себя политработники военные летчики 1-го класса офицеры В. Н. Христенко, Б. А. Румянцев, А. А. Глебов, М. Ф. Стаценко. Вместе с преподавателями они многое делали, чтобы будущие авиационные коман диры не только обладали большим запасом теоретических знаний и летных навыков, но и были умелыми организаторами, чуткими воспитателями воинского коллектива, убежденными и страстными пропагандистами идей коммунизма.

Хорошими организаторами показали себя руководители партийных организаций майоры Н. И. Липчинский и Г. М. Каскин, подполковник Г. Н. Кутаев и капитан М. А. Данилов. Они воспитывали у коммунистов чувство ответственности за порученное дело, помогали летчикам-инструкторам искать новые пути и методы более эффективной организации летного обучения.

Ведущих мест по итогам выполнения эстафеты боевой славы и коммунистического воспитания молодежи добились комсомольские организации, которыми руководили делегат XIV съезда ВЛКСМ старший лейтенант В. Г. Кострыгин, офицеры В. В. Соловьев, А. А. Демидов, В. И. Онищенко, З. М. Бикмеев.

Высокий патриотический подъем, вызванный решениями XXIII съезда партии и подготовкой к 50-летию Советской власти, нашел конкретное выражение в повседневных делах авиаторов. На 28-й партийной конференции подчеркивалось, что вое подразделения закончили юбилейный год с хорошими и отличными оценками. [224] На 25% по сравнению с 1966 г. стало больше отличников боевой и политической подготовки. 97% молодых воинов выполнили спортивные нормы. Возросла классность летно-инструкторского состава. Летчики и техники успешно освоили учебный реактивный самолет Л-29, который пришел на смену винтомоторному Як-18. Отличными были признаны коллективы, которыми командовали офицеры И. Ф. Букотин, И. А. Лысенко, Е. Н. Ковалевский, В. С. Чайченко, А. М. Гергель. Эскадрилья подполковника А. Г. Хлызова была занесена в Книгу почета Приволжского военного округа. Здесь было поставлено дело так, что партийно-политическим влиянием подкреплялось каждое хорошее начинание. В результате социалистические обязательства воины выполнили ранее намеченного срока. Все звенья и 85% экипажей стали отличными. За успехи в учебе я дисциплине комсомольской организации эскадрильи был вручен специальный приз имени Героя Советского Союза первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина.

В дни празднования полувекового юбилея Советского государства пополнилась семья орденоносцев училища. По Указу Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных летных кадров 21 военнослужащий удостоился правительственных наград. В числе награжденных орденом Красной Звезды офицеры Б. А. Афанасьевский, А. Е. Зубков, А. К. Демченко, Н. С. Блюдо», Б. А. Румянцев. Медаль «За боевые заслуги» была вручена офицерам В. С. Фадееву, В. И. Бекетову, А. И. Беднову, М. X. Яхину, П. И. Купцову, Л. Т. Агееву и другим.

С огромной радостью и воодушевлением встретил личный состав весть о награждении училища за достигнутые высокие результаты в боевой и политической учебе Памятным знаменем Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В торжественной обстановке оно было вручено авиаторам командующим войсками Приволжского военного округа генерал-полковником Н. В. Огарковым. От имени Оренбургского областного комитета партии воинов тепло поздравил член ЦК КПСС А. В. Коваленко. [225]

Памятное знамя Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР — самая почетная и дорогая реликвия, символ воинской доблести — бережно хранится в музее боевой славы училища. Оно вместе с боевым Знаменем выносится на все торжественные построения и каждый раз напоминает авиаторам, как велика честь быть воином армии оплота мира на земле и как высока их ответственность за безопасность и защиту социалистического Отечества.

В 1968–1971 гг. коллектив, училища настойчиво добивался повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Он был охвачен высоким политическим подъемом, вызванным подготовкой к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В ходе подготовки к этой знаменательной дате особое внимание уделялось вопросам научного совершенствования всех форм учебной работы, поискам приемов и средств, которые позволяли бы наиболее полно влиять на формирование марксистско-ленинского мировоззрения курсантов, глубокое изучение ими ленинского теоретического наследия.

В этом направлении большую работу провели политотдел, кафедра марксизма-ленинизма, партком и комитеты ВЛКСМ. Офицеров политотдела Г. А. Азбукина, Л. М. Договича, А. С. Косарева, М. Е. Пономаренко, А. П. Копысова можно было часто видеть на кафедрах, в подразделениях. Они глубоко виикали в деятельность партийных и комсомольских организаций, помогали им организовать изучение и претворение в жизнь юбилейных документов, заботились о коммунистическом воспитании курсантов.

В результате в училище накопилось немало положительного в формировании у будущих авиационных командиров марксистско-ленинского мировоззрения. В преподавании всех дисциплин, в политико-воспитательной работе стали шире использоваться произведения классиков марксизма-ленинизма, решения Коммунистической партии и Советского правительства. Стала теснее связь учебных программ с практикой коммунистического строительства, задачами, решаемыми Советскими Вооруженными Силами. Всесторонне анализировалась рекомендуемая научная, научно-методическая и учебная литература. Получила широкое распространение такая форма семинарских и практических занятий, которая предполагает сочетание рассматриваемых вопросов с обсуждением курсантских рефератов, докладов, целевых выступлений. [226] Десятки семинаров были проведены реферативно-докладным методом. В практику обучения вошли проведение межкафедральных заседаний и совещаний, совместное участие преподавателей всех кафедр, летно-инструкторского состава в теоретических конференциях и семинарах, посещение открытых занятий. Все это обеспечивало партийность обучения и вырабатывало у курсантов активность и творческий подход к изучению марксистско-ленинской теории.

Особое внимание уделялось пропаганде ленинского военно-теоретического наследия. Кафедра марксизма-ленинизма, политработники сосредоточили свои усилия на том, чтобы курсанты глубоко усвоили революционный дух произведений великого вождя, его партийность и научную методологию. Разъясняя содержание ленинских работ, они стремились глубже раскрыть черты ленинского стиля работы, облик Владимира Ильича как величайшего мыслителя и гения, показать его роль в разработке марксистской теории о защите социалистического Отечества.

Стало традицией, когда курсанты первого курса в начале учебного года приходят на площадь имени В. И. Ленина, к памятнику Ильичу, чтобы выразить ему свою любовь и уважение и поклясться отдать все силы овладению знаниями марксизма-ленинизма. С большим интересом первокурсники посещают ленинский зал. Жизни и деятельности В. И. Ленина в училище были посвящены научно-теоретические конференции и собеседования. Среди них выделялись такие темы, как «Ленинское военно-теоретическое наследие — основа воспитания у курсантов высоких морально-политических и боевых качеств», «Владимир Ильич Ленин о воспитании советских людей в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма», «Развитие КПСС ленинского учения о защите социалистического Отечества».

Глубокий след в памяти курсантов оставили многие встречи с коммунистами, работавшими с Владимиром Ильичем Лениным, циклы лекций и докладов, Ленинские чтения и уроки, тематические вечера и устные журналы, читательские конференции и диспуты. [227]

Большой вклад в изучение курсантами ленинского теоретического наследия внесла комсомольская организация. По ее инициативе широко развернулась подготовка и проведение Ленинского зачета. В ленинских комнатах были красочно оформлены стенды и уголки, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. На общественных началах создавались библиотечки ленинских книг и трудов. Новыми экспонатами, иллюстрациями пополнился ленинский зал. Широко используя формы внутрикомсомольской работы, активисты разъясняли курсантам заветы В. И. Ленина, воспитывали молодых авиаторов в духе сознательтельной воинской дисциплины. К Ленинскому зачету все курсанты изучили и имели конспекты 20–25 ленинских работ. Наиболее активно вела пропаганду ленинского теоретического наследия комсомольская организация, которую возглавлял лауреат премии имени Ю. А. Гагарина, делегат XVI съезда ВЛКСМ курсант В. В. Баяндин.

Всеми формами учебной и политико-воспитательной работы курсантов учили жить и работать по-ленински. Вот лишь некоторые ответы на вопрос анкеты «Какое место в вашей жизни занимает В. И. Ленин?».

«Труды В. И. Ленина — это богатейший источник знаний. Для меня Владимир Ильич — образец скромности, простоты, принципиальности в большом и малом, уважения к людям. Эти черты я взял себе на вооружение», — писал степендиат премии имени В. И. Ленина курсант Б. Е. Рубин.

«Главное, что я взял у В. И. Ленина, — подчеркивал коммунист А. Н. Суслов, — это партийная принципиальность, страстность борца за дело коммунизма. Он научил меня быть честным, чутким и отзывчивым товарищем, всегда отстаивать дело партии, народа».

Эти высказывания выражают мнения всех курсантов училища.

Славными делами коллектив училища встретил 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Выпускники юбилейного года, поддержавшие почин «Год юбилейный — выпуск отличный», с честью сдержали слово. Более 95% журсантов сдали государственные экзамены на «хорошо» ж «отлично». Выросло число отличных подразделений. Среди них подразделения, возглавляемые офицерами Ю. А. Еремеевым, И. Н. Крутовым, В. И. Ершовым, А. В. Воиновым. [228]

Отмечая значительный вклад училища в подготовку летчиков-инженеров для частей ВВС, ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР наградили подразделение офицера Н. И. Посохина (заместитель по политчасти подполковник В. Н. Христенко) Ленинской юбилейной Почетной грамотой.

За достигнутые успехи в. социалистическом соревновании большой группе военнослужащих от имени Президиума Верховного Совета СССР были вручены юбилейные медали «За воинскую доблесть». В числе награжденных более 400 офицеров, прапорщиков, солдат, рабочих и служащих. Высокая награда вручена также 24 курсантам.

Подготовка к ленинскому юбилею и полувековой годовщине училища дала толчок дальнейшему развертыванию военно-патриотическай работы. С каждым годом она становилась более глубокой по содержанию и разнообразной по форме.

Юноши, переступившие порог училища и надев курсантские погоны, с первых же дней знакомятсяс его историей. Им обязательно покажут кинофильм «Школа героев». С молодыми курсантами организуют изучение биографии И. С. Полбина, проведут экскурсию в музей боевой славы. Здесь первокурсники узнают о становлении и боевом пути училища, о тех, кто в жестоких боях за Родину не уронил чести советской авиации. Подолгу будущие летчики задерживаются у стендов, планшетов и боевых реликвий. Имена Героев Советского Союза входят в их жизнь как зримые и ощутимые ориентиры, помогают выбрать верные пути в жизни.

Музей боевой славы — это не только место, с которого курсанты делают свои первые шаги в авиацию. Здесь они знакомятся с героическим прошлым и настоящим училища — кузницей летных кадров. Большую воспитательную работу ведут члены совета музея. Есть что рассказать почетному, гражданину города-героя Севастополя подполковнику В. Н. Павлову, на счету которого около 200 боевых вылетов. Внимательно слушают курсанты офицера И. Т. Подгорнова. Около 1000 боевых вылетов совершил Иван Тимофеевич в годы Великой Отечественной войны. Его грудь украшают 16 орденов и медалей.

В музее проводятся встречи личного состава с ветеранами Октябрьской революции, участниками гражданской и Великой Отечественной войн, с Героями Советского Союза, летчиками — выпускниками училища. Такие встречи в последние годы состоялись с Героями Советского Союза генерал-полковником В. Т. Обуховым, подполковником П. А. Пологовым, капитаном Н. Н. Самороковым, с летчиками-космонавтами В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым, В. В. Лебедевым. В музее побывали работники ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, видные военачальники, заслуженные военные летчики СССР, авиационные конструкторы, жены В. П. Чкалова и И. С. Полбина, мать Олега Кошевого. [229]

В памяти комсомольцев училища надолго останется встреча с членом ЦК КПСС, первым секретарем ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельниковым. Евгений Михайлович ознакомился с учебной базой, осмотрел самолет, на котором летал Ю. А. Гагарин, побывал в музее. В отзыве он записал:

«Нельзя без глубокого волнения и восхищения знакомиться с замечательной историей училища, ставшего настоящей школой мужественных, героических сынов, воспитавшего нашу гордость, нашу славу Ю. А. Гагарина. Желаю командирам, партийной и комсомольской организациям новых успехов в подготовке боевых офицерских кадров». [230]

Как боевую программу воспринимают будущие летчики слова, записанные в книгу отзывов заместителем Министра обороны СССР — главнокомандующим ВВС, Главным маршалом авиации П. С. Кутаховым.

«Мы (ветераны Великой Отечественной войны) в сражениях всегда гордились летчиками Оренбургского училища, их меткими ударами, смелостью, мужеством, геройством и их вкладом в дело разгрома фашизма. Сейчас мы гордимся вами, молодое поколение, гордимся вашей выучкой, вашим мужеством в решении задач летного мастерства.

Дорогие курсанты, учитесь отлично, овладевайте самолетом на «отлично». Мы вас ждем в частях, как верных ленинцев, беспредельно преданных нашей Родине, нашей партии. У нас вас ждут сверхзвуковые, сверхвысотные самолеты. Мы надеемся и верим, что вы их оседлаете, и так, чтобы в любых условиях выполнить волю нашего народа, нашей Коммунистической партии».

Более 100 курсантов ведут переписку с ветеранами училища. Благодаря их усилиям список Героев Советского Союза — выпускников пополнился новыми именами. Курсанты А. А. Воробьев, Г. И. Федоров, В. И. Улесов, А. И. Брынцев, А. Н. Сергунин собрали ценные реликвии, экспонаты, повествующие о героизме и мужестве воспи-танников-оренбуржцев в годы войны.

Музей боевой славы пользуется популярностью не только у курсантов. Двери его широко открыты для посетителей. Только за последние пять лет в нем побывало (более 22,5 тыс. экскурсантов. Сюда приходят воины гарниизона, студенты вузов, школьники, рабочие и служащие многих городов и сел нашей Родины, зарубежные делегации. Каждая экскурсия сопровождается интересной, содержательной беседой о подвигах воинов-авиаторов, трудовом героизме нашего народа.

На Всеармейском смотре музеев и комнат боевой славы музей училища занял одно из первых мест. За большую военно-патриотическую работу он награжден Министром обороны СССР Почетной грамотой.

В преддверии 50-летия училища в целях повышения уровня патриотического воспитания курсантов и молодежи активизировалась и военно-шефская работа. Жизнь подсказала и ее новые формы. По инициативе Оренбургского обкома комсомола и политотдела училища в 1963 г. .создана первая в нашей стране школа юных космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Полезная инициатива оренбуржцев нашла поддержку ЦК ВЛКСМ и командования Военно-Воздушных Сил. [231]

Основная задача школы — воспитывать подрастающее поколение на славных боевых традициях армии и флота, готовить юношей к труду и защите Родины. Юные космонавты изучают материальную часть самолета и двигателя, теорию полета и самолетовождение, историю авиации и космонавтики, совершают ознакомительный полет на самолете Ан-2 и выполняют три парашютных прыжка. Юные космонавты имеют свою форму. В комсомольской организации школы на учете состоит почетный комсомолец городской комсомольской организации Ю. А. Гагарин.

Руководит школой Герой Советского Союза подполковник запаса В. В. Климов. Василий Владимирович по путевке ленинградского комсомола в 1936 г. прибыл в Оренбургскую школу летчиков. В первые же дни Великой Отечественной войны командир звена лейтенант Климов подал рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Но это желание исполнилось несколько позже. За годы войны В. В. Климов совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях. 30 апреля 1945 г. командир полка майор Климов над Берлином одержал свою двадцать седьмую победу, сбив фашистский самолет ФВ-190.

Заместителем начальника школы по политико-воспитательной работе назначен полковник в отставке А. И. Серегин. Участник гражданской войны, в 1929 г. он окончил Оренбургскую военную школу летчиков. Воевал в Заполярье. С 1946 г. активно участвовал в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Непререкаемым авторитетом, у юных космонавтов пользовались старейшие авиаторы ВВС полковники в готставке И. П. Зубов и Н. С. Маруев. Школа юных космонавтов имени Ю. А. Гагарина — участница двух Всесоюзных слетов победителей — походов по местам революционных, боевых и трудовых традиций. Она награждена двумя дипломами первой степени, Почетным знаком ЦК ДОСААФ и первой Всесоюзной премией. Незадолго до ленинского юбилея школа была участницей Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР и награждена дипломом первой степени. За образцовую постановку учебно-воспитательной и военно-патриотической работы она трижды награждена переводящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ. В 1970 г. Центральная киностудия документальных фильмов выпустила фильм «Дорога в космос», посвященный работе школы юных космонавтов. За годы существования ее окончило 470 юношей. Более 350 из них продолжают свою учебу в различных военных училищах. Около 50 бывших юных космонавтов окончили или учатся в Оренбургском летном училище.

Многие курсанты активно помогают старшим товарищам в воспитании юных космонавтов. Они командуют отделениями, участвуют в работе комсомольской организации, проводят экскурсии. Бывший курсант школы юных космонавтов, ныне лейтенант Ю. Каргин руководит подобной школой в части. [233]

Военно-шефская работа курсантов выходит далеко за пределы училища. Их делегации побывали в Ульяновской области на родине дважды Героя Советского Союза И. С. Полбина и помогли 46-й средней школе г. Ульяновска создать музей И. С. Полбина. В училище вошло в традицию поручать убывающим в отпуск курсантам выступать перед молодежью с рассказами о героических подвигах летчиков в боях за Родину, о боевом пути училища. Более 50 курсантов являются вожатыми пионерских отрядов, ежегодно привлекаются для проведения военизированных игр — «Зарница» и «Орленок», руководят кружками «Юный друг Советской Армии». Обычным явлением стали встречи курсантов с гражданской молодежью, совместные военно-патриотические конференции, спортивные праздники, тематические вечера из серии «Летчик — профессия героическая» и другие мероприятия.

Постоянное внимание к военно-патриотической работе способствует тому, что из года в год растет число юношей, желающих поступить в училище.

Профессия военного летчика становится семейной традицией. Складываются целые летные династии, когда сын овладевает профессией отца, на смену старшему брату в курсантский строй становится младший.

В училище ежегодно поступает более 30 юношей, родственники которых связали свою жизнь с авиацией. В 1943 г. 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов окончил Н. А. Юшков. Прошли годы, участник Великой Отечественной войны подполковник Юшков уволился в запас. Но осталась у Николая Александровича горячая любовь к небу. Ее он воспитал у своих сыновей Владимира и Виктора. Приняв эстафету отца, Владимир окончил Оренбургское училище летчиков и остался в нем инструктором. Жажда знаний, способности и трудолюбие сделали молодого инструктора хорошим воспитателем и методистом. Когда настала пора определять жизненный путь Виктору, тот, не колеблясь, заявил:

— Пойду дорогой отца и старшего брата. Моя мама очень хотела, чтобы я учился в медицинском институте и стал хирургом, — вспоминал Виктор. — И все же мы ее убедили, что мое место в авиации.

Как большой праздник встретила семья Шаджалиловых приветствие трижды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации И. Н. Кожедуба. «Я от души поздравляю родителей, воспитавших плеяду авиаторов, а ребятам желаю отличной учебы, больших успехов в овладении сложной авиационной техникой. Желаю стать настоящими летчиками, честно и добросовестно выполнять патриотической долг перед Родиной!» [234]

Чем знаменита эта дружная узбекская семья? Отец Шаджалилов, Джура-ата, — по профессии шофер. Его старшие дети связали свою судьбу с авиацией. Четверо из них уже подняли стремительную серебристую птицу в бескрайние просторы голубого океана. В 1967 г. поступил в Оренбургское училище старший сын Мухамад-али, а 1969 г. — Алимджаи, в 1970 и 1971 гг. в курсантский строй Оренбургского училища встали Тахир и Рахим-джан. А в семье Джуры и Мархабы Шаджалиловых подрастают еще два сына. Они уже сейчас мечтают пойти но стопам старших братьев. Пройдет время, и, кто знает, может случиться, что два звена летчиков Шаджалиловых будут оставлять автографы в воздушном океане.

Этой преемственности в последние годы последовали более 100 человек. Среди них братья Москот Евгений и Василий, Буровы Виталий и Сергей, Иц Анатолий и Александр, Борисовы Юрий и Константин, Захаревич Сергей и Александр, сыновья заслуженного военного летчика СССР М. И. Егорова — Александр и Сергей и многие другие. Все они воспитываются на героических традициях Коммунистической партии и народа, мечтают приумножить славу старшего поколения. Упорно и настойчиво овладевают вершинами летного мастерства, готовятся стать настоящими покорителями пятого океана.

Начало 70-х годов в истории училища насыщено важными событиями. Вместе с советским народом воины готовились к достойной встрече XXIV съезда партии. В эти годы значительно выросло мастерство летчиков-инструкторов, тех, кто готовил технику и обслуживал полеты. Обрели достаточный опыт и те, кто в 60-е годы впервые встал за кафедру преподавателя высшего военного учебного заведения. Молодое поколение авиаторов старалось быть достойным звания советского летчика. Коллектив делал все, чтобы съезд партии и 50-ю годовщину родного училища встретить еще более высокими показателями в учебе, службе и дисциплине. [235]

Накануне юбилея училища перед входом в учебный корпус был установлен бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Полбина. Он воздвигнут по инициативе курсантов — выпускников 1970 г. Под звуки гимна медленно спадает покрывало. На мраморном постаменте — увековеченный в металле бюст героя, чье имя носит старейшая кузница летных кадров. На торжествах присутствовал и создатель бюста скульптор С. М. Зиман.

— Дорогие друзья, — говорил Савелий Моисеевич, — мне довелось служить в полку, которым командовал генерал Полбин. Запомнилось его волевое, энергичное лицо, решительный характер, а также человеческая забота о подчиненных, внимание к окружающим. Таким я постарался воплотить образ моего командира в бронзе. Таким вы, полбинцы, пронесите его через всю свою летную жизнь.

Летом 1971 г. училище отмечало свое 50-летие. Незабываемым для личного состава был день 9 августа, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в подготовке высококвалифицированных летных кадров для авиации Вооруженных Сил СССР и активное участие в защите Советской Родины училище было награждено орденом Красного Знамени.

Для вручения награды в училище прибыли член Военного совета, начальник Политического управления Военно-Воздушных Сил генерал-полковник авиации И. М. Мороз, член ЦК КПСС, первый секретарь Оренбургского обкома партии А. В. Коваленко, командующий войсками Приволжского военного округа генерал-полковник А. М. Паршиков, заведующий отделом ЦК ВЛКСМ В. Томашкевич.

В президиуме торжественного собрания генералы Н. В. Козлов и И. Ф. Лобарев, Герои Советского Союза — выпускники училища Л. И. Горегляд, Л. В. Жолудев, С. Г. Иванов, Э. К. Пусэп, М. П. Девятаев, В. А. Сандалов, В. А. Сорокин, представители партийных, советских и общественных организаций города, жена выдающегося летчика-новатора Мария Николаевна Полбина.

Герой Советского Союза И. М. Мороз от имени Президиума Верховного Совета СССР прикрепил боевой орден к Знамени училища. Поздравив преподавателей, летчиков-инструкторов, техников и механиков, рабочих и служащих с высокой наградой, он пожелал личному составу и впредь успешно решать задачи обучения и воспитания беспредельно преданных Советской Родине авиационных командиров. [236]

На собрании за успехи в обучении и воспитании летчиков-инженеров училищу было вручено Памятное знамя Ленинского райкома КПСС г. Оренбурга. Комсомольская организация удостоилась Памятного знамени ЦК ВЛКСМ. Десятки памятных подарков вручили коллективу училища представители партийных и советских организаций Оренбургской области, летных училищ и частей.

Дальше