Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Орлята учатся летать

На курсе теоретического обучения курсанты учатся управлять авиационной техникой, производить сложные расчеты полета.

Они имеют возможность почувствовать высоту и испытать свою мечту на прочность: выполнить первое задание в воздухе — парашютный прыжок. «Налетывают» установленный минимум на тренажере.

Но прежде чем сесть в кресло летчика и подняться в небо, необходимо отчитаться перед преподавателями и летно-инструкторским составом. Это значит, сдать зачеты по знанию материальной части, района полета, осуществить «горячий» запуск двигателей. Подготовиться к отчету курсантам помогает целый комплекс детально продуманных организационно-методических мероприятий. В него входит и ставшая традиционной летно-техническая конференция.

Второкурсники в учебно-летные подразделения обычно прибывают, когда весеннее солнце щедро расплескивает свои лучи по бескрайней оренбуржской степи. Их прибытие воспринимается как большое событие, важная веха в жизни авиационного коллектива. И конечно, командиры и техники кровно заинтересованы, чтобы курсанты быстрее приобрели летные навыки.

К встрече с курсантами летчики-инструкторы готовятся тщательно, заранее. За полтора-два месяца до летного обучения курсантов распределяют по экипажам и летным группам. И летчики-инструкторы начинают знакомиться со своими будущими подчиненными, их анкетными данными, характеристиками и даже медицинскими книжками. Они внимательно анализируют их теоретическую учебу, воинскую дисциплину. Многие из летчиков заходят в общежитие. Вместе с курсантами смотрят телевизионные передачи, играют в шахматы, организуют коллективные просмотры кинофильмов, посещение театров. Так начинается изучение индивидуальных качеств курсантов. Оно помогает летчику инструктору составить более полное впечатление о характере, наклонностях и способностях подчиненных, лучше понять их особенности и подобрать для беседы такие факты, которые уже при первой встрече на аэродроме располагают к откровенности. [199]

Сложился и определенный ритуал приема курсантов в летное подразделение. Вот, например, как проходит такой день в учебной летной части.

В определенное приказом время личный состав выстраивается на плацу. Против подразделений — прибывшие курсанты. Выносится Знамя части. Зачитывается приказ о их зачислении в штаты. Курсанты становятся в строй своих эскадрилий. Личный состав проходит торжественным маршем. В хорошо оборудованных ленинских комнатах командиры эскадрилий представляют вновь прибывших своим заместителям, командирам звеньев, летчикам-инструкторам. Знакомят их с успехами в боевой и политической подготовке, с порядком и программой летного обучения. Они рассказывают о заслугах и наградах подразделения, задачах на ближайший период. Курсантам приятно услышать, что их будут обучать опытные летчики, обладающие высокой техникой пилотирования. Среди них более 30 мастеров самолетного спорта СССР. 85% — военные летчики 1-го и 2-го класса. Все они окончили высшие авиационные училища. [200] Затем курсантов знакомят с учебно-материальной базой и бытовыми условиями. В части просторные, светлые казармы, хорошо обрудован-ные классы предварительной подготовки, тренажер. В распоряжении будущих летчиков современный аэродром, реактивные самолеты. По мнению летчиков-инструкторов, они отличаются исключительной надежностью в эксплуатации и гораздо удобнее всех ранее существовавших учебных винтомоторных самолетов. После обеда авиаторы собираются в клубе. Проводится торжественное собрание. Командир или политработник выступает с докладом «Беречь и умножать боевые традиций части». Концертом дудожественной самодеятельности или кинофильмом заканчивается первый день на аэродроме курсантов-летчиков.

Впереди непосредственная подготовка к вывозным полетам. Настает время применить теоретические знания на практике. Начинаются полеты... Как мечтали курсанты о них! Первые вывозные полеты оказывают большое влияние на становление летчика. Вот как рассказывает курсант Л. А. Ковшиков, о своих впечатлениях в первой ознакомительном полете: «Не ожидал увидеть все то, что открылось перед моими глазами. Я еще не чувствую власти над самолетом, но знаю и уверен — этот момент наступит. Очень хочется быть там, в воздухе, в качестве пилота, а не пассажира». В процессе вывозных полетов летчиками-инструкторами окончательно определяется способность курсантов к усвоению летной программы.

Первые самостоятельные полеты занимают особое место в жизни курсанта. Это событие не рядовое, а веха в жизни каждого летчика. И начинающие, и уже признанные воздушные асы всегда помнят свой первый самостоятельный. В нем рождается воздушный боец. В ходе подготовки к таким полетам коммунистами и комсомольцами проводится большая работа по выработке у курсантов чувства уверенности в авиационной технике, углублению их знаний. Как правило, накануне таких полетов опытные летчики, мастера летного обучения делятся с курсантами своим опытом, напутствуют их. Особенно полезными были беседы участника Великой Отечественной войны начальника училища генерал-майора авиации А. З. Медведева{85}, первоклассных летчиков Ф. К. Папко, И. Н. Крутова, Ю. А. Еремеева, Д. К. Кобец и других. [201] В летных подразделениях особое внимание уделяется организации социалистического соревнования за право первым подняться в воздух. Победителями, как правило, выходят те, у кого сильнее воля, настойчивость, кто лучше знает технику и аэродинамику. Расскажем только об одном из таких полетов. «Накануне, — говорил
курсант Л. А. Мельников, — я особенно тщательно готовился к полету. Даже перед
сном, лежа в постели, повторял свои действия при полете по кругу. Теперь я спокоен. Но сердце нет-нет, да и екнет. Нет, не страх перед неожиданностью, просто чувство ответственности перед товарищами, командованием и летчиком-инструктором В. Е. Болдыревым. Ведь он учил меня летать».

И вот этот день наступил. Он выдался на редкость погожим. Чистое небо, резко очерченный горизонт и чуть дышащий ветерок. Тепло и торжественно прозвучали на предполётной подготовке слова руководителя полетов подполковника В. Я. Васильева: «Право первым совершить самостоятельный полет завоевал курсант Мельников». Раздались дружные аплодисменты. Товарищи от души поздравляли Леонида, а он стоял смущенный и взволнованный доверием. И вот он уверенно идет к самолету. Техник встречает его рапортом о готовности машины к полету, помогает надеть парашют. Самолет на взлетной полосе. Следует доклад:

— К взлету готов!

— Взлет разрешаю, — звучит голос руководителя полетов.

Для начала задание не из сложных — полет по кругу. Самым ответственным в этом упражнении будет посадка.

Мерно работает двигатель, самолет послушен каждому движению рулей. Через определенные промежутки времени следуют четкие доклады: «На первом», «На втором», и, наконец, «На посадочном».

— Посадку разрешаю, — разносит динамик по летному полю голос руководителя полетов.

Курсанты, летчики-инструкторы, находящиеся на старте, внимательно наблюдают, как самолет плавно приземляется возле посадочного знака. В конце полосы легкое торможение, и самолет поворачивает на рулежную дорожку.

Счастливый, радостный Леонид не шел, а бежал, чтобы доложить инструктору о выполненном летном задании.

— Товарищ старший лейтенант, мне заместитель командира объявил благодарность, — переводя дыхание, докладывал Мельников. — Сегодня самый счастливый день в моей жизни! Благодарю вас за науку, большое вам спасибо!

...На аэродроме ревут двигатели, взлетают друг за другом в первый самостоятельный полет курсанты А. Е. Тетюцкий, В. И. Бутримов, О. С. Михайлов. И они полны стремления выполнить его на «отлично».

На старте курсантов, вылетевших самостоятельно, тепло поздравляют инструктор, товарищи по летной группе. Едва курсант Г. В. Петроградский, окончивший впоследствии училище с отличием, посадил самолет, как политработник Б. А. Румянцев вручил ему письменное поздравление. В нем говорилось: «Уважаемый Геннадий Васильевич! Командование, партийная и комсомольская организации Оренбургского ВВАУЛ имени И. С. Полбина поздравляют Вас с первым самостоятельным вылетом на реактивном самолете и выражают уверенность, что Вы станете настоящим воздушным бойцом, достойным наследником славы героев — воспитанников родного училища. Помни и свято выполняй завет В. И. Ленина: «Учиться военному делу настоящим образом». Такие поздравления вручаются каждому курсанту. В юбилейном ленинском году первыми их получили курсанты П. А. Покидченко, Г. Г. Чеканцев, А. А. Бынков, К. К. Захаров, В. И. Анисимов, В. А. Куркумбаев. [203]

Большое влияние первый самостоятельный полет оказывает на психологическую закалку курсантов. Вот как ответил на вопрос «Ваше впечатление о первом самостоятельном полете?» отличник учебы курсант В. И. Попов:

— Итак, я лечу. Лечу и чувствую всем своим существом поведение самолета. Сразу замечаю, что такая сложная машина управляется свободно, и ничто не может помешать моей радости. Пусть земля не была в дымке и не был сине-голубым лазурный горизонт. Но все было прекрасно. Когда волнение улеглось, я стал различать дома, автомашины, фигурки людей. Вылетев в первый самостоятельный, я сказал, нет, даже закричал: а ведь я лечу! Сам! Значит, буду летать! Мечта превращается в быль!

После первых самостоятельных полетов летная подготовка курсантов вступает в новую фазу. Они летают в зону, выполняют виражи, перевороты через крыло, боевые развороты и другие фигуры высшего пилотажа. Оттачивают технику пилотирования.

На старших курсах — новый самолет, сложные летные упражнения. Переход к более трудному этапу обучения курсанты всегда ждут с особым интересом. В определенный период прохождения летной программы третьекурсники отрабатывают полеты строем. Это требует не только хорошей техники пилотирования, исключительно тщательной отработки каждого элемента упражнения, но и самообладания.

Вот к линии предварительного старта подруливает звено майора И. Е. Синюкова. В головной машине — командир, первоклассный летчик и умелый воспитатель. Его ведомые — курсанты В. Н. Сороколетов и А. В. Яшников. Это их первый полет в составе звена. И хотя командир остался доволен их подготовкой, но он знает, что основные трудности впереди, в воздухе. По разрешению руководителя полетов самолет И. Е. Синюкова начинает разбег. С небольшим интервалом уходят в воздух его воспитанники. Над исходным пунктом маршрута курсанты-летчики четко и уверенно выполняют все, чему учил их инструктор. Они умело подбирают режим работы двигателей и тактически грамотно подходят к ведущему. Какое-то время самолеты выдерживают идеальный клин. Затем следует команда на усложнение полета. Выполнены первая, вторая фигуры. Командир заметил, что машина А. В. Яшникова начала отставать. Для него причина ясна. Курсант увлекся контролем за приборами и на какое-то мгновение упустил из вида машину командира. [204]

Майор И. Е. Синюков указал ему на промах. Звено еще несколько раз выполняло этот элемент упражнения. Теперь оба курсанта уверенно держались в строю.

— Вот это да! Здорово идут, красиво, — говорили их товарищи на земле, наблюдая за высоко летящим строем самолетов.

— Так это же наше передовое звено, — с гордостью отвечали другие.

Высокую летную выучку и совершенную технику пилотирования при выполнении подобных заданий ежегодно показывают также подчиненные офицеров Б. Я. Каменева, В. С. Фадеева, И. С. Тушина, Ю. И. Каратушина, Ю. А. Политова, А. И. Латыш, Д. П. Никулина, В. В. Абрамова и многих других.

Один из сложных видов летной подготовки — ночные полеты. И конечно, любой курсант не может считать себя удовлетворенным, пока в его летной книжке не появится запись: «Подготовлен к действиям днем и ночью в сложных метеорологических условиях».

На четвертом курсе курсанты приобретают определенную практику, уверенно летают самостоятельно. И все же командиры и летчики-инструкторы Ю. Е. Новиков, В. Д. Молчанов, Р. Ш. Валеев, А. И. Ихсанов, Н. Н. Лопашев, В. А. Юдин еще больше внимания обращают на тренажи в затемненной кабине. Учат курсантов на ощупь пользоваться оборудованием, пилотировать самолет по приборам. Они требуют безошибочного чтения показаний приборов в условиях ночного освещения кабины.

— Во время наземной подготовки и тренировочных полетов, — говорит летчик-инструктор Ю. Г. Курников, — я добиваюсь, чтобы курсанты могли выдержать угол отрыва самолета, направление взлета, умели безошибочно производить расчет и заход на посадку.

Перед началом ночных полетов командиры и инструкторы делятся своим опытом, рассказывают курсантам поучительные факты из летной практики. С этого дня многое меняется в жизни курсантов. Даже распорядок дня и режим отдыха. Солнце клонится к закату, когда курсанты приступают к тренажам в кабине и подготовке самолетов. [205]

Получив отличные оценки на зачетах, одним из первых завоевал право на полет ночью курсант Г. М. Никитин. Его самолет стремительно оторвался от полосы и тотчас растворялся в чернильной темноте ночи. Начался первый этап выполнения задания. Предусматривалось отработать полет с одним задросселированным двигателем. Георгий вскоре испытал на себе трудности полета на одном двигателе. Он почувствовал, что работает органами управления резче, чем обычно. Самолет начал «рыскать» по курсу. Но вскоре волнение прошло, и уже через несколько минут он уверенно управлял машиной. Следующий этап полета предусматривал отработку пилотирования самолета с помощью автопилота. Курсант Никитин успешно справился и с этой задачей. Самолет летел без вмешательства пилота. Обратный путь всегда кажется легче. И вот уже вдали — мигающий свет неонового маяка аэродрома. Экипаж готовится к самому трудному — ночной посадке. Г. М. Никитин чувствует усталость, но до конца полета надо быть собранным и внимательным. Посадка прошла успешно.

— Очень понравилось, — улыбаясь, сказал Никитин. Подумав, серьезно добавил: — Готовьтесь, ребята, к трудной и настоящей работе.

О любви к небу, ответственности за защиту нашей Родины говорит курсант О. Н. Григорчук в стихотворении «Ночной аэродром».

Уже к концу полет ночной подходит,
Вдали маяк мигает мне глазком.
Как далеки бы ни были дороги,
Они ведут на наш аэродром.
Аэродром в ладонях у России —
И щит, и меч.
Не спит аэродром.
Исхлестан снегом,
Сквозь дожди косые,
Он, словно город,
Светит под крылом.
Всегда не спит,
Сверкает огоньками
Аэродрома голубая мгла.
Он для того построен, обжит нами,
Чтоб Родина спокойно жить могла.

Так из года в год растет летное мастерство молодых авиаторов. Его они должны продемонстрировать на выпускных экзаменах. Этот день курсанты и их наставники — офицеры ждут, как праздник. Чувство приподнятости и радости охватывает всех еще накануне. На предполетном инструктаже им еще раз напоминают порядок выполнения полетного задания, знакомят с погодой в районе аэродрома и пилотажных зонах. Четко звучит доклад председателю Государственной комиссии. И вот долгожданное: «Приступить к выполнению летных заданий». [206]

На старте курсант В. В. Семашкин. Он оканчивает училище с отличием.

— Задание усвоено и неоднократно отработано, — рассказывал после Валерий, — и все же волнения избежать не удалось.

Видя смущение курсанта, летчик-инструктор успокоил:

— Забудьте, что в кабине строгий экзаменатор. Делайте все так, как на тренировках.

Курсант берет себя в руки. После осмотра машины и запуска двигателей он занимает взлетно-посадочную полосу. Тысячи лошадиных сил рванули самолет с места. Несмотря на боковой ветер, Семашкин удерживает машину строго по осевой линии. Это одно из обязательных условий отличного взлета. Самолет послушен малейшему движению рулей. Но вот поверяющий закрывает шторки. Все внимание приборам. Стрелки начинают прыгать, метаться по своим шкалам. Но у Валерия так отработаны навыки, что он легким движением рулей заставляет их замереть на нужных делениях. Однако поверяющий не дает передышки.

— ...Вираж влево... вираж вправо... Задросселировать левый двигатель.

От такой работы в кабине становится жарко.

— Я готов был многое показать поверяющему, — вспоминает В. В. Семашкин. — Но неожиданно услышал его спокойный голос:

— Достаточно, возвращайтесь на аэродром.

По условиям задания выход на аэродром должен быть осуществлен по приборам. И снова шторка «слепой посадки» закрывает остекление кабины. Все идет хорошо. Мигнули и засветились зеленые лампочки. Шасси выпущено. Прошли дальний привод.

— Трудно описать радость, — делился впечатлениями В. В. Семашкин. — Когда поверяющий открыл шторки, впереди, на глазах увеличиваясь в размерах, лежала знакомая до мелочей бетонная лента аэродрома. [207]

Руководитель полетов капитан А. А. Лебедев разрешил посадку. Наступил один из ответственных моментов экзамена на зрелость летчика. Теперь все внимание скорости и глиссаде планирования. Последние метры высоты — и самолет приземляется у посадочного знака.

В конце летного дня — построение. Председатель Государственной комиссии объявляет результаты полетов. Выпускники продемонстрировали высокое летное мастерство. Но особенно хорошо пилотировали свои самолеты курсанты летной группы инструктора В. П. Рыбакова. Среди них коммунисты В. П. Голато, А. А. Цивилев, В. А. Калька. За отличное выполнение полетного задания на государственных экзаменах заместитель Главкома ВВС генерал-полковник авиации Е. М. Горбатюк всем курсантам группы объявил благодарность.

— Это был самый счастливый день в нашей жизни, — сказал отличник боевой и политической подготовки курсант В. И. Гольтяков. — Но он и последний летный день в стенах родного училища. Вот поэтому нам было и немножко грустно.

В обучении и воспитании курсантов ведущее место принадлежит летчику-инструктору. Он первым определяет летные способности юношей. Его влияние на формирование характера, летных качеств, на всю жизнь курсанта настолько велико, что даже незначительные недостатки в поведении, стиле работы инструктора снижают эффективность обучения и воспитания подчиненных. Инструктор, обладающий высоким профессиональным мастерством и военно-техническими знаниями, пользуется у курсантов непререкаемым авторитетом. Еще до начала полетов у них появляется уверенность в успешном овладении летной практикой.

С учетом требований Коммунистической партии, Министра обороны СССР к высшей военной школе в училище уделяется особое внимание становлению летчика-инструктора. Начальник училища генерал М. В. Васильев{86}, его заместители, офицеры летно-методического отдела и подразделений Ф. К. Папко, Д. Ф. Пашко, Н. М. Яцковский, Н. И. Посохин, Б. Г. Дубровский, Е. К. Чаусов, Б. М. Покидченко, И. Д. Уманец теоретическую и летно-методическую подготовку инструкторского состава организуют в строгом соответствии со специально разработанной программой. [208] Главное они видят в том, чтобы летчики-инструкторы твердо усвоили основные законы — принцип строгой последовательности в обучении и метод постепенного перехода от простого к сложному. Для проведения с инструкторами теоретических занятий привлекают преподавателей, лично организуют летно-методические занятия, семинары по методике полетов, задачам и наиболее сложным упражнениям учебно-летной программы. В поле зрения руководителей и летная подготовка инструкторов, повышение их классности, педагогическая культура.

Много времени уделяют проблемам обучения и воспитания летчиков-инструкторов командиры подразделений, лучшие методисты офицеры Г. X. Копань, В. Я. Васильев, Е. В. Харченко, Ф. С. Серов, Ф. И. Шилин, В. И. Лежнин, Л. И. Затиркин, И. М. Лобко. Они заботятся не только о совершенствовании их техники пилотирования, но и об умении своевременно и правильно выявлять ошибки курсантов в полетах, вскрывать их причины и находить пути устранения, обращают внимание на умение инструктора точно определить готовность курсанта к самостоятельному полету как по качеству техники пилотирования, .так и в морально-психологическом отношении. Командиры помогают им детально разобраться в методике проведения подготовки к полетам и их разборов. Каждый из упомянутых офицеров налетал по нескольку тысяч часов. Это первоклассные летчики. Но стоит посмотреть, с какой скрупулезностью они готовятся к очередному полету. [209] Обязательно поработают на тренажере, посидят в кабине самолета, вновь и вновь прочитают соответствующие руководства и наставления. А как внимательно они относятся к обучению и воспитанию летной молодежи! Здесь и совместные полеты с курсантами, и контроль тренажей, и доклады и беседы по специальности и просто так, по душам. Все это ради цели первостепенной важности — быстрее, эффективнее научить, подготовить новое дополнение для частей ВВС. На командиров подразделений равняются летчики-инструкторы.

Летом 1960 г. подполковник Н. С. Жолудев вступил в командование эскадрильей. Ее, по существу, пришлось сколачивать заново. Это не испугало опытного методиста и превосходного организатора. Среди личного состава около 50% коммунистов, и у всех одно стремление — быстрее в небо. Хорошо понимал молодой командир настроение своих подчиненных. От души радовался: с такой силой можно свернуть горы, надо только умело направить их знания и энергию на выполнение поставленных задач. Вскоре состоялось и комсомольское собрание. На нем шел конкретный, деловой разговор. Недостатка в помощниках у командира не было. Определился спортивный актив, который возглавил спортсмен-разрядник летчик-инструктор капитан Э. В. Комов. Рационализаторами взялся руководить лейтенант-инженер Н. А. Гончаров.

Главной заботой командира, партийного и комсомольского актива стал ввод в строй молодых летчиков-инструкторов. Их обучение шло интенсивно. Так как времени до прибытия курсантов в подразделение оставалось немного, командиры звеньев от зари до зари учили инструкторов мастерскому владению самолетом. С самого начала работы «на себя» выдвинулись летчики-инструкторы В. С. Хорьков, В. В. Бахирев, В. Д. Молчанов и В. В. Соловьев. К прибытию курсантов все экипажи успешно справились с поставленными задачами. Они летали в составе звеньев, на больших и малых высотах, на боевое применение. Эскадрилья завоевала право называться отличной. [210]

С началом курсантских полетов выявилась группа молодых авиаторов, которой летная практика давалась с трудом. Как быть? Что нужно сделать, чтобы подтянуть их до уровня успевающих? Немало размышляли над этим Н. С. Жолудев со своими заместителями и партийным бюро. Наконец принято решение: свести всех слабо успевающих курсантов в одну летную группу и поручить ее наиболее подготовленному летчику-инструктору капитану Э. В. Комову. При этом руководствовались следующими соображениями — все отстающие будут на виду, и им легче оказать необходимую помощь. Они менее болезненно будут переживать свои неудачи, чем в одной группе с более успевающими товарищами. Это решение оказалось верным. В течение нескольких месяцев отстающие в прошлом курсанты догнали своих однокурсников. Они не только успешно вылетали самостоятельно, но и выполнили всю программу летной подготовки. Конечно, этот метод не универсален, но в сложившейся обстановке он оказался наиболее эффективным. За достигнутые успехи в обучении и воспитании курсантов подполковник Н. С. Жолудев был награжден орденом Красной Звезды и выдвинут на высшую должность.

— От летчика-инструктора, — говорит опытнейший методист командир звена майор В. Ф. Тюнин, — сейчас требуется более прогрессивная, чем ранее, методика подготовки курсантов к полетам.

По инициативе Владимира Федоровича и его товарищей майоров В. Е. Кудрявцева, В. Д. Мухина, Ю. И. Моржакова, Н. Д. Забавского и других летчиков во второй половине 60-х годов получила дальнейшее совершенствование наземная подготовка курсантов к полетам. Теперь она организуется заранее, в период, когда курсанты еще проходят теоретический курс. В установленное начальником училища учебное время курсанты под руководством методистов изучают кабину самолета и систематически тренируются в работе с ее оборудованием. Это дает им возможность получить представление о технике пилотирования, отработать навыки в чтении показаний приборов, в запуске и пробе двигателей, в ведении радиообмена, познакомиться с порядком действий в особых случаях в полете. [211] С началом вывозных полетов курсанты стали интенсивнее изучать технику пилотирования на тренажерах, что создает имитирующую обстановку, максимально приближенную к условиям реального полета, стали более эффективно использовать наглядные пособия. Наряду с такими «классическими» пособиями, как объемные схемы полета по кругу или захода на посадку по системе, широко применяются пространственные макеты, миниатюр-старты. Все это дает возможность летчику-инструктору научить курсанта не просто летать, а творчески относиться к своей будущей работе, любить и гордиться профессией летчика.

Небо не прощает самоуспокоенности, зазнайства. Оно покоряется тому, кто изо дня в день совершенствует, оттачивает свои навыки, умение и знания. Однако, хотя и редко, встречаются курсанты, которые после приобретения некоторых навыков начинают тяготиться тренажами, допускают небрежность при подготовке к полетам. Вот здесь как раз нужны настойчивость и воля летчика-инструктора. Приглядевшись к работе передовых летчиков-инструкторов М. Г. Сагдеева, А. А. Быстрова, В. И. Афанасенко, И. И. Лопатина, В. К. Низамутдинова, О. В. Фокина, В. Н. Молчанова, Ф. Ф. Хайдарова, можно заметить, что курсанты восхищаются их мастерством, охотно учатся у них.

Разумеется, любой успех летчика-инструктора приходит через напряженный труд, уставную требовательность. Так, в процессе подготовки к полетам старший лейтенант Ю. А. Дорофеев настойчиво добивается, чтобы его подчиненные досконально знали каждое полетное задание, теорию и технику полета. Он настойчиво экзаменует курсантов по действиям в особых случаях в полете, требует, чтобы они в совершенстве изучили и отработали самые элементарные, «набившие оскомину» положения, задачи, упражнения.

— Повторение одного и того же действия множество раз для выработки и закрепления соответствующих навыков, — говорит Ю. А. Дорофеев, — путь к подлинному мастерству, к воспитанию бойцовских качеств. Видишь, кто-то отлынивает от тренировок, — заставь его пересилить себя, набраться терпения. Убеди в мысли, что тот, кто не отдает должное профессии летчика, потом расплачивается кровью. Используй в интересах дела и свое влияние, и могучую силу партийного и комсомольского воздействия на людей. [212]

Вместе с тем молодой инструктор очень внимательно следит за морально-психологическим состоянием своих подчиненных. Он интересуется их настроением, самочувствием, личной стороной жизни. Высокая требовательность, умение установить с курсантами атмосферу полного доверия и откровенности — вот тот пробный камень, который помогает ему несколько лет подряд добиваться хороших результатов в обучении и воспитании подчиненных. Этому в немалой степени способствуют и личные качества летчика-инструктора. Ю. А. Дорофеев с отличием окончил Оренбургское летное. Исключительно тщательно готовится к каждому полету.

— Летать с ним — одно удовольствие, — говорит лауреат премии имени Ю. А. Гагарина В. Н. Стреколовский. — Он вовремя подскажет ошибку, от него никогда не услышишь резкого слова. Старший лейтенант всегда бодр, подтянут, энергичен.

Молодое поколение авиаторов учится у своих наставников не только летному мастерству, но и морально-психологической готовности к полетам, мужеству и самообладанию. Таких примеров в практике летчиков-инструкторов немало.

Так, однажды при выполнении летного задания на самолете, пилотируемом подполковником И. А. Отяковским, создалась аварийная обстановка. Отказал двигатель. Управлять тяжелой машиной с неисправным двигателем — задача нелегкая. Но летчику помогли твердые знания, большой опыт. Всякое случалось в воздухе. И каждый раз он выходил победителем.

И вот теперь, когда на принятие решения остаются считанные секунды, руки летчика действуют привычно. Убрана ручка управления отказавшим двигателем, закрыт кран подачи топлива. На командный пункт поступает доклад:

— Отказал правый двигатель. Высота тысяча шестьсот... Местонахождение... Возвращаюсь на точку. [213]

Опытный инструктор уверенно справился с пилотированием самолета. Тщательная подготовка на земле, отличное знание боевой машины и ее возможностей, летное мастерство, высокие морально-психологические качества всех членов экипажа — вот что помогло благополучно завершить полет. И. А. Отяковский — первоклассный летчик. В 1966 г. с отличием окончил училище. Но он не остановился на достигнутом. В 1972 г. получил второй диплом. Теперь уже об окончании командного факультета Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Вот почему сослуживцы с гордостью восприняли слова старшего начальника:

— За грамотнее действия, хладнокровие и мужество, проявленные в сложной обстановке при выполнении задания в воздухе, подполковнику Отяковскому объявляю благодарность и награждаю его ценным подарком,

Вскоре офицера повысили в должности.

Вот еще один пример мужества и летного мастерства, творческой инициативы и умения идти на риск. Реактивный самолет пилотировал первоклассный летчик подполковник Н. С. Блюдов. После многократных попыток выпустить левую стоику шасси не, удалось. Летчик, оценив обстановку, взвесив все «за» и «против», попросил разрешение произвести посадку на одно колесо. Руководитель полетов, зная уровень летной подготовки Н. С. Блюдова, разрешил такую посадку. Уверенные доклады по радио, четкие действия говорили о высокой волевой закалке и работоспособности летчика. С первого захода правее полосы были сброшены подвесные баки. Второй заход на посадку. Выравнивание, выдерживание... Через несколько секунд самолет мягко коснулся земли и покатился на одном колесе. Хватило у Николая Сергеевича и воли, и выдержки, и мастерства, чтобы эту трудную посадку завершить блестяще. Самолет не получил даже сколько-нибудь значительных повреждений.

Грамотные действия старших в сложной воздушной обстановке служат примером для молодых авиаторов. Они так же умело находят правильный выход из трудной аварийной обстановки. Однажды в полете курсант В. А. Бенедюк обнаружил что система сигнализации остатка топлива показывает нарушение весомого соотношения топлива в группах топливных баков. Быстро проанализировав создавшуюся обстановку, курсант, определил неисправность. О своих действиях спокойно доложил руководителю полетов. По его команде перевел самолет в режим горизонтального полета и убедился, что центровка машины не нарушена. Значит, действовал он правильно. Полет завершился успешно. [214]

По взлетно-посадочной полосе, обрамленной огнями ночного старта, начал разбег самолет. Скорость стремительно возрастала. И вдруг перед самым отрывом от земли погасли сразу обе фары. Однако курсант-выпускник А. П. Насонов не растерялся. Напрягая зрение, Александр сумел удержать поднятое носовое колесо в нужном положении. Машина ушла в темноту ночного неба. Сделав круг, Насонов при свете прожекторов благополучно посадил самолет. На разборе полетов командир эскадрильи отметил выдержку и грамотные действия курсанта и объявил ему благодарность. Комсомольцы горячо поздравили своего секретаря.

В один из летных дней курсант А. Н. Юрченко выполнял очередное летное упражнение. Внизу проплывали подернутые весенней дымкой, начинающие зеленеть поля Оренбуржья. Стрелки приборов показывали ровную работу двигателей. И вдруг стрелка показателей оборотов левого двигателя заколебалась, а затем резко пошла к нулю. Секунда, две — и двигатель остановился совсем.

«Неисправность! — молниеносно мелькнула мысль у курсанта. — Спокойно!» — приказал он себе.

Сделав необходимые переключения тумблеров, он доложил о случившемся руководителю полетов. Тот напомнил о действиях в подобной обстановке. Посоветовал работать спокойно и приказал возвращаться. До аэродрома около 200 километров. Управлять самолетом с одним работающим двигателем стало сложнее.

«Ничего, долечу на одном», — подбодрил себя курсант и сосредоточил все внимание на приборах. В районе аэродрома встречно-боковой, порывистый ветер. Это еще одна трудность. Однако и с ней молодой пилот справился успешно. Именные часы, которые носит ныне инструктор Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов старший лейтенант А. И. Юрченко, — награда за самообладание и мужество.

Примеры смелых и грамотных действий в сложной воздушной обстановке — свидетельство того, что нынешнее поколение авиаторов идет по стопам своих воспитателей. [215]

В училище хорошо понимают, что в подготовку таких летчиков заложены усилия не только преподавателей и летно-инструкторского состава. Это вместе с тем ежедневный, напряженный труд штурманов и инженеров, техников и связистов, офицеров тыла и медиков.

Прочные навыки самолетовождения так же важны, как и совершенная техника пилотирования. Без них нет высококвалифицированного летчика. Штурманская подготовка курсантов училища проводилась и проводится под руководством специалистов старших офицеров А. Ф. Барловского, В. Ф. Жарова, Ю. П. Антипьева, Б. Д. Амелехина, А. Ф. Романова, А. Г. Зубарева и Н. Т. Васькова. В центре их внимания — обучение курсантов самолетовождению и боевому применению в различной метеорологической и навигационной обстановке. Организуя зачеты, собеседования, штурманские тренажи, контроль, они повышают ответственность обучаемых за непрерывное совершенствование личной штурманской подготовки.

По 15–20 лет штурманскому мастерству курсантов учат офицеры М. К. Лапинын, И. С. Масляев, Г. Н. Мясников, П. П. Полежайкин, А. М. Кондратьев, В. П. Жуков и П. И. Винокуров. Это первоклассные специалисты, прекрасные методисты. Всех их отличает высокая специальная подготовка, штурманская культура в отработке полетной документации и выполнении полетов. Опыт старших товарищей перенимают штурманы-инструкторы. Личным примером показывают они молодым пилотам, как необходимо глубоко знать устройство пилотажно-навигационного оборудования, уметь точно водить самолеты по заданным маршрутам и сохранять ориентировку в полете. Под их руководством курсанты с особой тщательностью и аккуратностью готовят полетные карты, производят штурманские расчеты, отрабатывают каждый элемент самолетовождения и боевого применения. Поэтому не случайно курсантов-летчиков из года в год отличает высокая штурманская подготовка. В училище не помнят случая, чтобы они когда-либо теряли ориентировку в полете. [216]

Ритмично налажено инженерно-авиационное обеспечение курсантских полетов. Офицеры инженерно-авиационной службы А. Н. Федченко, П. М. Дмитриев, В. П. Ковалев, М. А. Медников, А. Г. Пигнастый, С. П. Сергиенко, Н. И. Картузов, В. Г. Карпов под руководством полковника-инженера С. П. Бабака так организовали работу техников и механиков, что самолеты всегда находятся и полной исправности и готовности к выполнению любого полетного задания. Исключительно редки случаи, когда по техническим причинам курсанты не могут подняться в воздух. Большое внимание уделяется повышению технической грамотности авиаторов. Из года в год растут ряды воинов, прекрасно знающих авиационную технику. Курсантские полеты обеспечивают влюбленные в свое дело авиаспециалисты. Среди техников самолетов более 15 мастеров и свыше 90% специалистов 1-го и 2-го класса. Поистине самоотверженный, героический труд отличает техников самолетов Н. Г. Серикова, Н. И. Баша, Н. И. Сосолопова, Г. Ф. Чалкина, Г. В, Соловых, В. С. Будницкого, В. Н. Рудных, которые ежегодно обеспечивают значительный по времени налет на самолет. Широко развернуто соревнование за отличный самолет. В самолетном парке 50% таких машин.

Поддерживать самолеты в постоянной готовности к вылетам помогают высокий организационно-технический уровень всех видов подготовки авиационной техники, точный инженерный расчет, научная организация труда и рационализаторская работа. С 1968 г. все технико-эксплуатационные части освоили поточно-стендовый метод выполнения регламентных работ. В его внедрении большая заслуга принадлежит офицерам В. И. Егорову, В. Ф. Конотопцеву, Ю. А. Селиверстову, А. Г. Ахрамовичу. Это новшество повысило производительность труда почти в полтора раза, обеспечило ритмичность выпуска самолетов, ликвидировало их простои в ожидании регламентных работ. Эффективно используя этот метод, техническо-эксплуатациоыные части училища длительное время удерживают призовые места.

Рука об руку с летно-техническим составом трудятся воины обеспечивающих и обслуживающих подразделений. Почти ежедневно с восходом солнца оживают стоянки самолетов. Четко действуют водители электропусковых агрегатов, топливозаправщиков, кислородно-зарядных станций и других специальных машин. Мощные антенны радиолокационных станций просматривают воздушное пространство. [217] На аэродромах начинается напряженная работа тыловых: подразделений, которыми с 1962 г. командует полковник В. Ф. Копылов. Вместе с офицерами В. А. Дарусенковым, И. Ф. Шелудченко, З. Я. Рудерманом он умело организует материально-техническое обеспечение полетов. Усилиями специалистов тыла поддерживаются в образцовом порядке аэродромы, казармы и учебные помещения. На стартах оборудованы места для приема пищи, душевые установки и укрытия от дождя и солнца. Действуют централизованные заправки самолетов горючим.

Много забот у командиров подразделений во время предварительной подготовки и в дни курсантских полетов. Нужно организовать работу средств технического обеспечения,.проконтролировать, насколько точно их подчиненные соблюдают правила движения по аэродрому и подъезда к самолетам. Нужно вовремя обеспечить летно-технический состав питанием. А сколько других хозяйственных работ, объем которых порой трудно даже учесть! Хорошо, что большинство офицеров и прапорщиков умеют находить в цепи повседневных дел главное звено, которое позволяет им более;четко обеспечить полеты.

— Молодцы, отлично работают специалисты тыловых и обслуживающих подразделений, — часто говорят о них летчики и техники.

Немалая заслуга в этом принадлежит офицерам В. М. Воронцову, Ю. М. Решетову, И. Д. Клименко, П. Е. Егорову, И. А. Щеклеину, которые лучше всех знают, сколько сил и времени было отдано всем коллективом, чтобы добиться четкой работы.

Большой совместный труд преподавательского, летного и технического состава вознаграждается успешной сдачей выпускниками государственных экзаменов. В училище стало доброй традицией, что 90–95% курсантов сдают экзамены по летной подготовке с отличной оценкой.

Дальше