Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На уровень современных требований

60–70-е годы в истории училища особые. Они стали годами дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной деятельности коллектива.

Революционные преобразования в военном деле вызывали необходимость улучшить подготовку авиационных кадров. Без основательных общенаучных и инженерно-технических знаний, без правильного, научного понимания сущности происходящих изменений в характере и особенностях современной войны в целом и роли авиации в ней в частности нельзя стать современным командиром. Ныне от офицера-летчика, как никогда, требуется широта мышления, умение быстро ориентироваться в обстановке, принимать смелые и обоснованные решения. Исключительно высокие по сравнению с прошлым требования предъявляются к идейно-политическим качествам и морально-психологической закалке авиационных кадров.

В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков. Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков. Вновь созданное Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков возглавил активный участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза полковник К. В. Брехов, а с марта 1961 г. — Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. А. Куличев{83}.

Заместителями начальника училища, начальниками политического отдела до 1964 г. были полковники Г. М. Щелоков, Н. А. Абазин и А. С. Глухенький. Должность начальника штаба последовательно исполняли полковник Ф. С. Шатилин, Герой Советского Союза А. Д. Осадчиев, а с 1965 г. — военный штурман 1-го класса полковник А. Е. Зубков. [179]

В связи с реорганизацией училища на командную, преподавательскую и инструкторскую работу прибыло немало новых офицеров. Большинство из них — участники Великой Отечественной войны. Они имели солидный опыт педагогической деятельности и методической работы. Вместе с тем на вакантные должности были назначены и молодые, инициативные командиры, политработники и инженеры, имеющие в основном высшее образование. Гармоничное сочетание опытных педагогов с молодыми явилось залогом успешного решения задач по подготовке летных кадров.

Перед коллективом училища была поставлена задача: в течение четырех лет готовить для строевых частей ВВС высококвалифицированных летчиков-инженеров, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших достижениями отечественной и зарубежной науки и авиационной техники, хорошо знающих военное дело, способных быстро осваивать новейшие типы самолетов, эксплуатировать и применять их в условиях современного боя, научно руководить авиационными подразделениями и умело воспитывать подчиненных.

В последние годы произошли качественные изменения и в контингенте поступающих в училище. Теперь у каждого юноши за плечами десятилетка или техникум. До 10–15% абитуриентов закончили один-два курса гражданских высших учебных заведений. Все они изучали иностранные языки, ознакомлены с достижениями научно-технического прогресса. Это духовно богатые, физически развитые и умные молодые люди. Усилился приток военнослужащих срочной службы — солдат и сержантов всех видов войск, решивших посвятить свою жизнь авиации. Они составляют около 20% из числа принимаемых в училище. Среди курсантов многие сыновья и внуки кадровых военных. Большую популярность приобрело училище и среди гражданской молодежи. [180] Пять-шесть заявлений на одно место поступает ежегодно от окончивших средние школы. В училище принимаются юноши в возрасте от 17 до 21 года, годные по состоянию здоровья и успешно выдержавшие конкурсные вступительные экзамены по математике, физике, русскому языку и литературе.

В училище приходят юноши, только начинающие свой жизненный путь. Поэтому с первых же дней с ними проводят многоплановую работу, выясняют, есть ли у них призвание и стремление стать воздушным бойцом, станет ли их цель на всю жизнь источником вдохновения и морального удовлетворения. Перед абитуриентами выступают офицеры, посвятившие свою жизнь авиации. Они рассказывают будущим курсантам о героическом пути ВВС, характере теоретической и летной подготовки. В беседах о подвигах военных летчиков подчеркивают, что летная профессия — это большой ратный труд. Она почетна и романтична, немыслима без любви к небу и риска. Путь в небо — это упорная кропотливая работа над книгой, в аудитории, на тренажерах, в воздухе и в спортивном зале. Надо быть готовым к требованиям воинской дисциплины, к суровому армейскому распорядку.

Беседы, посещение музея боевой славы, аллеи Героев Советского Союза волнуют сердца юношей, помогают им выбрать верный путь, укрепляют стремление продолжить дело старшего поколения авиаторов. Лейтенант В. В. Баяндин, вспоминая годы учебы, пишет: «Стать летчиком мечтал с детства. Вначале привлекала романтика... Но за годы учебы нам привили любовь к профессии. Преподаватели, летчики-инструкторы закалили нас духовно, воспитали любовь к Родине. Они раскрыли перед нами тайны аэродинамики, конструкции самолета и двигателя, автоматики и радиотехники. Дали право самостоятельно водить реактивные самолеты, стать воздушными бойцами. Со временем я глубоко осознал, насколько важна и почетна роль авиации в защите Отечества. Я горжусь, что наша страна имеет такую могучую авиационную технику, тем, что мне удалось окончить прославленное училище, овладеть современным самолетом и защищать то, что создано и создается народом».

После мандатной комиссии юноши направляются на теоретический курс. Здесь под руководством опытных командиров и политработников Б. Н. Рыбалъченко, Н. И. Козубенко, Л. Ф. Дроздова, Ю. А. Комарова, С. Ф. Градова, А. Г. Бабкова, В. С. Заводчикова, М. Ф. Сокола, В. И. Курнаева и других они проходят курс начальной военной подготовки, готовятся к принятию военной присяги. [181]

День принятия военной присяги курсант запоминает на всю жизнь. В училище выработан и поддерживается ритуал их клятвы на верность Родине. Стало традицией принимать военную присягу на площади имени В. И. Ленина в присутствии ветеранов армии и авиации, представителей общественности города и родителей. Принявшие присягу торжественным маршем проходят по улицам города. Никого не оставляет равнодушным вид марширующих под духовой оркестр при развернутом Знамени училища монолитных колонн курсантов. Молодые воины просматривают кинофильм об училище «Школа героев». [182]

В этот день, как никогда, они убеждаются в неистощимой любви советских людей к своим защитникам. Так начинается первый шаг молодых курсантов. Впереди — четыре года теоретической учебы и летной практики.

Стало традицией начинать новый учебный год митингом личного состава. На учебном плацу строй курсантов. Командование училища, учебно-летного отдела поздравляет их с началом учебного года, рассказывает о ближайших задачах. Затем курсанты торжественным маршем проходят мимо аллей покорителей неба и космоса, самолета, на котором летал первый космонавт Ю. А. Гагарин, и расходятся по аудиториям. Курсантов тепло встречают преподаватели. Они проводят беседы-занятия об организации учебного труда. Учат, как слушать и записывать лекции, готовиться к семинарским и практическим занятиям, знакомят с учебно-материальной базой. Такая практика позволяет молодым курсантам быстрее включиться в ритм армейской жизни.

Новые задачи, изменения в составе курсантов потребовали серьезной перестройки учебно-воспитательного процесса. Она началась с расширения учебно-летного отдела. Вместо циклов были созданы кафедры. Среди них заново — общенаучные. Начал функционировать ряд новых лабораторий и тренажных устройств. Учебно-летный отдел, который возглавляли полковники В. И. Судариков, А. Е. Зубков, а с 1965 г. Герой Советского Союза полковник Н. М. Балакирев, совместно с кафедрами разрабатывает новые учебные планы и программы, приближая их к профилям обучения курсантов и строя с таким расчетом, чтобы на научной основе давать обучаемым глубокие знания последних достижений военно-авиационной теории. [183]

В учебные планы включено изучение высшей математики и физики в объеме высшего технического учебного заведения.

Как ни совершенны учебные программы, качество ооу-чения курсантов зависит главным образом от профессорско-преподавательского состава. Преподаватель, как и летчик-инструктор, — главная фигура летного вуза. И тот и другой вносят основной вклад в формирование и становление летчика-инженера. От них требуется особое умение готовить и воспитывать идейно убежденных авиационных командиров, летчиков-профессионалов, способных увлечь подчиненных на успешное решение задач боевой и политической подготовки.

С целью повышения преподавательского мастерства в училище большое внимание уделяется методической работе. Прочно вошли в практику методические сборы, межкафедральные и кафедральные совещания и заседания, на которых обсуждаются важнейшие проблемы учебной работы. Приобрели важное значение показательные и открытые занятия, на которых опытные педагоги — начальники кафедр, старшие преподаватели учат своих младших коллег методическому мастерству. Усилился контроль за учебным процессом. Командование училища и учебно-летного отдела присутствует на лекциях, семинарах. В учебный процесс стал активно внедряться опыт учебно-воспитательной работы других летных вузов и строевых частей. Преподаватели часто выезжают на стажировки и авиационные учения.

Хорошими наставниками начинающих преподавателей были первые начальники кафедр, опытные педагоги полковники В. В. Кондратьев, И. А. Таценко, В. А. Жданов, И. В. Матвеев, кандидат технических наук Р. Т. Малиничева. Они не жалели сил и времени на то, чтобы «повозиться» с каждым из них. Делились опытом методики и педагогики, заботились об идейной закалке, научной эрудиции и повышении чувства ответственности за порученное дело. Прививали любовь к профессии преподавателя. Все это способствовало быстрому становлению и росту военных педагогов. [184]

Коммунистическая партия уделяет неослабное внимание марксистско-ленинскому образованию военных кадров. «Она считает необходимым, — указывается в Программе КПСС, — чтобы командный состав настойчиво овладевал марксистско-ленинской теорией, имел высокую военно-техническую подготовку, отвечал всем требованиям современной военной теории и практики, укреплял воинскую дисциплину»{84}. Эти требования партийной программы составляли основу работы кафедры марксизма-ленинизма в первой половине 60-х годов. На изучение курсантами героической истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии, научного коммунизма, партийно-политической работы, военной психологии и педагогики в училище отведено 530 часов. Кафедра, которую возглавлял кандидат исторических наук, доцент полковник А. П. Фадеев, провела большую работу по повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук. [185] Преподаватели подполковники С. А. Лобусев, В. М. Малыгин, М. П. Холин, И. М. Мишко, используя партийные документы, достижений советской науки и общественной практики, на своих лекциях аргументированно излагали марксистско-ленинскую теорию, увязывали ее с современностью, показывали решающую роль Коммунистической партии в социалистическом и коммунистическом строительстве.

Значительный подъем учебно-воспитательной работы кафедрой был достигнут в последующие годы. На преподавательскую работу пришли молодые, с высокой теоретической подготовкой, энергичные офицеры В. А. Клементьев, П. С. Иванов, И. М. Агапов, В. П. Пашков, М. М. Зубков. Выполняя решения XXIV съезда партии, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании высшего образования в стране, они обратили серьезное внимание на обеспечение органической взаимосвязи, преемственности и логической стройности в преподавании общественных наук. Оно стало проходить под знаком более глубокого изучения ленинского идейно-теоретического наследия. В лекциях и на семинарах полнее и глубже раскрывалась роль В. И. Ленина, Коммунистической партии в развитии марксистской теории, интернациональная сущность ленинизма, его всемирно-историческое значение для революционного преобразования общества, развития военной теории и практики.

Интересно и профессионально идет в училище преподавание специальных дисциплин. В аудиториях и лабораториях кафедры авиационной техники и аэродинамики молодых курсантов ждет царство авиационных двигателей и самолетов, умных агрегатов и приборов. Под руководством опытных преподавателей В. Т. Усика, А. А. Волока, Л. Н. Кузнецова, Е. Д. Гудкова, И. С. Рассоха, Н. А. Маликова, М. Г. Кушнера курсанты получают прочные знания теоретических основ конструкции самолета и силовых установок, аэродинамики полета реактивных самолетов, первичные навыки эксплуатации авиационной техники. Характерной чертой деятельности преподавателей кафедры является постоянная забота о повышении эффективности обучения и воспитания курсантов. Они стали полнее использовать расчеты с применением высшей математики, органически увязывать теоретические вопросы с развитием авиационной техники, с практикой ее эксплуатации в строевых частях. Организационный и методический уровень занятий основывается на последних достижениях науки, техники, советской педагогики и психологии. [186] Уточнена и разработана методика тренировки курсантов на учебных самолетах. Все это углубило содержание изучаемых предметов, способствует повышению научности и партийности преподавания технических дисциплин.

Одно из важных мест в обучении курсантов занимает тактическая подготовка. В училище они познают роль и место авиации в современном бою, получают навыки умения побеждать врага в любых, даже самых сложных условиях. Этому будущих воздушных бойцов обучают на кафедре тактики, которую с 1960 г. возглавляет полковник Б. Н. Репин. В учебном процессе опытные педагоги офицеры М. П. Пирогов, М. В. Земчихин, А. Д. Пашковский, Ю. Т. Емельянов широко используют опыт боевых действий авиации, накопленный в годы Великой Отечественной войны и послевоенных учений.

Плодотворную учебно-воспитательную работу проводят и другие специальные и общенаучные кафедры.

Опыт лучших преподавателей показывает, что положительных результатов добивается тот, кто упорно готовится к каждому занятию, влюблен в свой предмет, профессию, кто измеряет прожитые дни тем, чего он достиг в методике, чем обогатил свою память, что предпринял в повышении научной квалификации. Ныне в училище учебно-воспитательную работу ведут наставники и воспитатели, многие из которых зарекомендовали себя подлинными мастерами обучения и воспитания. Все они имеют высшее образование, большой опыт командирской, инженерно-технической работы в авиационных частях, солидный преподавательский стаж.

Незаурядным военным педагогом проявил себя старший преподаватель подполковник В. А. Клементьев. Он классный летчик. Успешно окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Продолжительное время работал заместителем командира по политчасти. Вениамин Александрович обладает обширными политическими знаниями. Несмотря на это, он неустанно повышает свою идейную закалку. Его рабочая тетрадь изо дня в день пополняется новыми конспектами трудов классиков марксизма-ленинизма, решений партии и Советского правительства, записями важных событий, интересных открытий в области науки и техники, достижений в литературе и искусстве. [187] Занятия, проводимые офицером по научному коммунизму, отличаются высоким идейно-теоретическим уровнем, тесной связью с практикой, курсантской жизнью. Почти за 12 лет преподавательской деятельности он прочитал тысячи лекций, провел сотни семинаров. И каждый год добивается глубокого усвоения курсантами программного материала. Вот итоги одного из выпусков. В юбилейном 1970 г. курсанты сдали государственные экзамены по научному коммунизму с общим баллом 4,66. Коммунист В. А. Клементьев активный пропагандист идей Коммунистической партии. Он постоянно общается с большими и малыми аудиториями курсантов, летчиков, техников, выступает с лекциями и докладами, проводит обстоятельные индивидуальные беседы. Много лет подряд товарищи избирают его в — руководящие партийные органы. Плодотворная педагогическая деятельность подполковника В. А. Клементьева отмечена медалью «За боевые заслуги» и Знаком министра высшего и специального среднего образования «За отличные успехи в работе».

Одаренным преподавателем, мастером учебно-методической работы зарекомендовал себя участник Великой Отечественной войны полковник-инженер И. В. Дубинин. За 27 лет педагог обучил тысячи квалифицированных летчиков. Вырос от преподавателя до начальника одной из ведущих кафедр. Он обладает обширными военно-техническими знаниями, умением доходчиво передать их курсантам. Но его познания далеко выходят за рамки технических дисциплин. Игорь Владимирович начитан, увлекается живописью и графикой. Он поучительно организует и проводит методическую работу кафедры, помог начинающим преподавателям А, Н. Сторожеву, В. Л. Мазо, М. Г. Авдееву, Г. С. Подлесному и многим другим быстро войти в строй и овладеть педагогическим мастерством. [188] Под его руководством преподаватели активно ведут военно-техническую пропаганду, успешно решают задачи партийности преподавания специальных дисциплин. Это один из активных рационализаторов училища, на его счету более 60 рацпредложений. Вспоминая о годах, проведенных в училище, военный летчик А. В. Пискунов пишет, что полковник-инженер И. В. Дубинин пользовался среди курсантов высоким авторитетом. Он образцовый офицер и отличается справедливостью и уставной требовательностью.

Его занятия пользовались особым успехом. Многим он дал рекомендации для вступления в партию.

Большим авторитетом у курсантов пользуется заведующая кафедрой иностранных языков капитан запаса Е. И. Жалковская. После окончания института иностранных языков, 22 года тому назад, прибыла она в училище. Уже тогда молодого педагога отличали пытливый ум, настойчивость в достижении поставленной цели. Одной из особенностей педагогического мастерства Елизаветы Ильиничны является умение привлечь внимание курсантов к предмету, вызвать у них интерес к глубокому изучению программного материала. В процессе обучения она широко применяет оправдавший себя методический прием фронтального обучения, который обеспечивает наибольший опрос обучаемых, помогает эффективнее научить курсантов вести беседы на военные и бытовые темы. Е. И. Жалковская умелый организатор учебно-воспитательного процесса. Принципиальная требовательность, чуткость к людям помогают ей ежегодно добиваться высоких знаний курсантами учебной программы, а некоторых из них подготовить к экзамену на квалификацию военного переводчика. [189]

Глубоким содержанием и доходчивостью отличаются занятия старшего преподавателя А. А. Королева. Практический опыт оперативно-тактической работы, хорошие методические навыки позволили ему стать одним из лучших преподавателей училища. В ходе учебных занятий он умело развивает тактическое мышление курсантов, приучает их всесторонне анализировать быстро меняющуюся воздушную и наземную обстановку, проявлять находчивость и сметку, предвидеть развитие событий. Яркие, запоминающиеся примеры смелых и дерзких решений, разительных атак мастеров бомбовых и ракетных ударов — обязательный элемент учебных занятий преподавателя. Анатолий Александрович умело увязывает учебный материал с требованиями боевых уставов, с жизнью летных частей.

Заслуженным авторитетом пользуются у курсантов преподаватели: кандидат технических наук, доцент Г. С. Гладков, офицеры А. А. Соломоненко, Л. О. Кара-син, В. Н. Павлов, В. А. Сорокин, Н. И. Воробьев, Ю. Г. Тупицын, Б. Г. Мелихов, И. В. Деревенский, служащие Советской Армии А. Т. Клементьев, Т. П. Татаренко, Б. И. Якубович, В. И. Немальцев, Л. И. Черняева, Н. И. Щеголева, Е. И. Стоцкая и многие другие.

Успешное решение задач по подготовке летных кадров находится в прямой зависимости от учебно-материальной базы. Хорошая учебная база — показатель зрелости учебного заведения, педагогического мастерства обучающих. Поэтому с переходом на профиль высшего коллектив училища сделал многое. Стало доброй традицией совершенствовать учебную базу ежегодно. Только в последние два года было заново оборудовано 8 аудиторий, а 36 переоборудовано. Создано заново около 100 действующих макетов, тренажеров, стендов, воплотивших в себе последние достижения военно-авиационной науки и техники.

Много труда, творческой выдумки и энергии вложили в оборудование аудиторий и лабораторий преподаватели общенаучных кафедр М. В. Авдеева, И. В. Прокудина, Р. А. Осипова, Ю. А. Засухин, В. Ф. Миненкова. Курсантов привлекают стенды «Математика в авиации и космонавтике», «Математика в наши дни». При изучении физики и термодинамики важным пособием для курсантов служит электрифицированный стенд «Таблица Д. И. Менделеева». Он помогает лучше запомнить и закрепить в памяти различные свойства веществ, их элементы. Широко применяются на кафедрах различные лабораторные установки для выполнения курсантами работ, связанных с изучением физических процессов и величин. [190]

В училище прекрасный фонетический кабинет. В его создании активно участвовал подполковник запаса А. И. Ревякин. Действующая аппаратура, оборудование кабинета позволяют записывать на магнитофонную ленту речь курсанта, совершенствовать произношение, отрабатывать дикцию и вести переговоры с несколькими абонентами. Преподаватели, используя пункт управления, могут прослушивать каждого курсанта, вести одиночную, групповую или циркулярную передачу. В зависимости от количества подключенных аппаратов передачу для аудитории можно вести на немецком и английском языках. В кабинете звукозаписи можно записать лекцию, консультацию и прослушать себя.

Много сделано для материального обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры марксизма-ленинизма. Здесь имеются хорошо оборудованные аудитории истории КПСС, философии, научного коммунизма, лекционный зал, кабинет марксизма-ленинизма. Изготовлены сотни учебных схем, пособий, альбомов.

Аудитории специальных и военных кафедр насыщены современными средствами обучения. Половина из них — действующие установки, еще одна четверть — электрифицированы. В лабораториях имеются различная вычислительная техника и электронные машины. О таком оборудовании в недалеком прошлом преподаватели и курсанты только мечтали. Вот, например, аудитория, где изучают конструкцию и эксплуатацию самолетов первоначального обучения. На переднем плане — самолет Л-29. На нем действуют системы и агрегаты. Курсанты имеют возможность глубоко изучить конструкцию самолета, отработать навыки выпуска и уборки шасси, закрылков, тормозных щитков, ознакомиться с оборудованием и работой приборов кабины. Это необходимо при дальнейшем изучении более сложных летательных аппаратов. [191]

В аудиториях, где изучают аэродинамику, конструкции реактивных двигателей, авиационное и радиоэлектронное оборудование боевых самолетов, установлены тренажеры, различные действующие агрегаты, электрифицированные щиты, действующие модели аэродинамических труб, образцы вооружения. Все можно осмотреть, потрогать руками, включить и увидеть, как они работают. В аудитории самолетовождения, например, курсант с помощью преподавателя может выполнить «полет» по маршруту и получить представление о действиях летчика в различных условиях. На макете кабины самолета преподаватель имитирует показания приборов для любого режима полета.

Образцовыми по оборудованию являются и многие лаборатории. Вот лаборатория для выполнения работ по автоматике и авиационной радиоэлектронике. Здесь рабочие места оборудованы действующими установками, которые помогают понять физический смысл явлений, происходящих в самолетном оборудовании, приобрести навыки измерения его важнейших параметров. Настенные витрины, расположенные в лаборатории, позволяют курсантам изучать аппаратуру по элементам. С основами вычислительной техники знакомит их цифровая вычислительная машина.

Очень многое из оборудования сделано руками преподавателей, рационализаторов училища, курсантами. С гордостью рассказывает об учебной базе бывший старший преподаватель полковник М. П. Пирогов, в прошлом первоклассный летчик, командир авиационного полка. Вместе с преподавателем В. М. Королевым они создали электрифицированный стенд, который дает возможность наглядно и интересно проводить занятия по многим темам и обучить курсантов различным способам ведения боевых действий.

Рационализаторами Б. П. Крутиковым, В. К. Обуховым, Н. Г. Аухтуном, В. Н. Григорьевым разработано и изготовлено более 50 учебно-наглядных пособий. Среди них наиболее удачные действующие кабины учебных самолетов. На них можно имитировать отказы авиационного и радиооборудования и отрабатывать действия летчиков в особых случаях в полете.

На кафедрах стали широко использоваться различные, технические средства обучения, такие, как кинопроекторы «Луч» и ЛЭТИ, киноустановки «Украина» и «Школьник». В 1969–1973 гг. только кафедрой марксизма-ленинизма по различным учебным темам показывались сотни учебных фильмов и диафильмов. [192] Многие диафильмы созданы и училище. Особую популярность среди курсантов приобрели диафильмы «Ю. А. Гагарин в родном училище», «Осажденный Ленинград», «Выставка достижений народного хозяйства СССР», «Выходные устройства радиолокационных станций», «Современные вычислительные машины», «Реактивные двигатели», «Строение атома» и другие. Командование поощрило авторов сценариев С. Я. Фридмана, Г. М. Пискунова, А. А. Шагиняна за их творческий труд.

Училище располагает многочисленной учебной литературой. Фонд учебной библиотеки насчитывает более 70 тыс. экземпляров книг. Заведующая библиотекой ударник коммунистического труда А. Г. Лопина знает его досконально. Она организует проведение библиографических обзоров новых поступлений, периодически устраивает книжные выставки технической и военно-мемуарной литературы. Как страстный книголюб, проявляет завидную настойчивость в постоянном пополнении библиотечного фонда.

В последние годы значительную работу по выпуску печатной продукции проделал коллектив типографии. При подготовке к печати учебных пособий, методических материалов и других изданий напряженно трудились ударники коммунистического труда А. Ф. Цуканова, В. В. Черногорова, Л. В. Лысенко, А. Ф. Купецкая, Н. И. Рогачева, В. Н. Абоимова.

В училище созданы благоприятные условия для воспитания сильных, морально закаленных, выносливых летчиков, способных выдержать в полете большие нагрузки на организм. Для развития спортивной базы многое сделали начальник училища генерал-майор авиации И. А. Куличев, полковник А. Е. Зубков, преподаватели физической культуры и спорта офицеры кандидат педагогических наук М. К. Меньшиков, М. П. Шохирев, В. И. Лысяков. По их инициативе за счет местных ресурсов сооружен спортивный зал. Преподаватели и курсанты в свободное от занятий время выполняли многие строительные работы. Вместе со строительством спортивного зала расширялась база для проведения соревнований по гимнастике, легкой атлетике, плаванию. Был заново оборудован стадион. [193]

Усилиями командования, политического отдела, кафедр марксизма-ленинизма и авиационной техники в училище созданы в 1965 г. музей боевой славы, а в 1967 г. —
ленинский зал. Это самые дорогие сердцу авиаторов аудитории. На одной из стен музея висит портрет дважды Героя Советского Союза И. С. Полбина, чье имя носит училище. В музее собраны награды, врученные авиаторам ЦК КПСС, Советом Министров СССР, Президиумом Верховного Совета СССР, партийными и советскими организациями, письма, телеграммы видных военачальников, космонавтов, прославленных летчиков. Здесь же почетные грамоты, кубки, знамена, памятные подарки. С любовью оформлены стенды, посвященные Ю. А. Гагарину. Экспонируются вещи первооткрывателя космоса, его подарки музею. В музее курсанты наглядно изучают историю авиации, ее боевой путь, героические подвиги выпускников, совершенные при защите Советской Родины и выполнении интернационального долга. Проводятся в музее и учебные занятия. За последние пять лет здесь проведено более ста занятий по истории КПСС, партийно-политической работе.

Созданная в училище учебно-материальная база соответствует программам обучения, привлекает своей наглядностью и художественно-эстетическим оформлением. Она эффективно используется в учебном процессе, повышает качество обучения курсантов, сокращает время на изучение отдельных тем.

В сентябре 1969 г. училище посетил заместитель Министра обороны СССР, Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Главный маршал авиации П. С. Кутахов. Он осмотрел учебно-материальную базу и остался доволен оборудованием многих аудиторий и лабораторий, тренажного комплекса и музея боевой славы училища. За инициативу и творчество, проявленные в создании учебной базы, и образцовое ее содержание Главком ВВС объявил благодарность полковникам Б. Н. Репину, Н. И. Воробьеву и майору запаса А. Г. Забелину.

Известно, что учебно-воспитательная работа в вузе эффективна лишь тогда, когда она постоянно обогащается творческой мыслью. Вот почему в училище большое место отводится научно-исследовательской деятельности педагогов и летчиков-инструкторов. Она подчинена интересам учебного процесса, поиску наиболее рациональных форм, способов и методов обучения и воспитания. В последние годы в творческом поиске важным направлением стало исследование вопросов, непосредственно связанных с дальнейшим повышением боевой готовности авиационных частей и подразделений, с обеспечением безопасности полетов, с обобщением положительного опыта боевой и политической подготовки. [194]

Каждая учебная часть, кафедра определили профиль своих исследований. К военно-научной работе стали активнее привлекаться офицеры и курсанты. Много внимания творческому поиску уделяется на кафедре марксизма-ленинизма. Здесь подготовлены и изданы монографии, сборник статей по опыту обучения и воспитания курсантов, брошюры и учебные пособия. Представляют интерес монографии «Партийно-политическая работа с летным составом и курсантами авиационных училищ по освоению современной авиационной техники», «Школа крылатых героев». Важным учебным пособием для курсантов и офицеров являются книги «Партийно-политическая работа в Советской Армии и на Флоте», «Военная психология», «Общественно-экономические формации как ступени общественного прогресса», «50 лет военной деятельности КПСС» и другие.

Ценную инициативу проявили преподаватели общенаучных и специальных кафедр. Они создали ряд учебников, учебных и методических пособий. Большим успехом у курсантов и летчиков-инструкторов пользуется учебник, написанный В. Т. Усиком и Л. Н. Кузнецовым «Аэродинамика и динамика полета учебного реактивного самолета Л-29». Важное значение для обучения курсантов имеют изданные на правах рукописи учебные пособия, написанные И. В. Дубининым и А. А. Волоком — «Самолет Ил-28», И. С. Рассохой — «Конструкция самолета», Н. А. Сергеевым — «Штурманская подготовка к полетам», А. А. Шагиняном и В. Ф. Быковым — «Аварийно-спасательные радиостанции», Н. И. Щеголевой и Т. П. Татаренко — «Путеводитель по музею боевой славы училища» на английском языке и многие другие.

Учебными пособиями, методическими разработками и руководствами обеспечены все курсанты. Их отличительная особенность — глубокое теоретическое содержание выдвигаемых проблем, тесная увязка с практикой эксплуатации авиационной техники в строевых частях. [195]

Должное внимание в училище уделяется и росту научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Более 80% преподавателей сдали кандидатские экзамены. Свыше половины из них окончили курсы переподготовки преподавателей при военных академиях и других вузах. Кандидатами наук стали офицеры С. Я. Фридман и Б. П. Бысик. Впоследствии им было присвоено ученое звание доцента. Семь преподавателей работают над докторскими и кандидатскими диссертациями.

Значительное развитие получила среди курсантов училища военно-научная работа. Сделаны первые попытки соединить ее воедино с учебным процессом, обеспечить условия ее развития от ступеньки к ступеньке. Более 50% курсантов — члены военно-научных кружков. Будущие летчики-инженеры охотно берутся за исследования в области общественных и специальных наук. За последние пять лет ими написаны сотни рефератов и выполнено много исследований. Исследование курсанта В. В. Князева на тему «Воспитание курсантов в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма» удостоено диплома III степени, грамоты ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального образования. Активное участие курсантов во всесоюзных конкурсах студенческих работ, в написании рефератов обогащает их. Все они на семестровых экзаменах, как правило, демонстрируют глубокие теоретические знания и получают высокие оценки.

Предметом особой заботы кафедр в последние годы стали вопросы изыскания новых форм и методов обучения курсантов, путей рационального использования учебного времени. Кропотливый труд педагогических коллективов приносит желаемые результаты.

Занятия по изучению авиационной техники организуются так, чтобы каждый курсант мог самостоятельно разобраться в конструкции и принципах действия агрегатов, узлов и деталей. Повысилась требовательность к составлению лабораторных работ, четко определен их объем, последовательность необходимых операций. Почти по всем темам изучаемых дисциплин преподавателями написаны частные методики. Ежегодно много занятий проходит в исторических музеях, в музее боевой славы училища, ленинском зале, на промышленных предприятиях и в передовых колхозах. Преподаватели общенаучных дисциплин смело используют такую учебную форму, как коллоквиумы. В обучении курсантов старших курсов видное место занимают тактические и технические летучки, реферативно-докладной метод проведения семинаров. [196] Настойчиво внедряется один из основных принципов советской высшей школы — слияние воедино процессов обучения и воспитания. Утвердилась практика перспективного планирования в комплексе учебного процесса и внеучебной воспитательной работы, которая охватывает жизнь курсанта от вступительной лекции начальника училища или его заместителей до государственных экзаменов. Этому способствует и комплексный план коммунистического воспитания курсантов по годам обучения. В нем предусмотрены их выступления с докладами, содокладами, рефератами, сообщениями на семинарах и практических занятиях,, проведение политических занятий, политинформаций, бесед и докладов, участие в других формах политико-воспитательной работы. Все это оказывает положительное влияние на повышение качества обучения и воспитания, активизирует мышление курсантов, развивает их стремление к участию в общественно-политической практике.

Большое внимание командование и политотдел училища обращают на то, чтобы каждая лекция, семинар, практическое занятие носили творческий характер, отличались идейной направленностью, свежестью мыслей, обогащали память курсантов и побуждали их к самостоятельному пополнению знаний. Курсанту предстоит обрести в училище потребность и умение учиться всю жизнь. Поэтому постоянно улучшаются условия их самостоятельной работы. На всех курсах она тщательно планируется.. Сделаны попытки разработать принципы научной организации самостоятельной подготовки.

Целеустремленная деятельность коллектива училища оказывает непосредственное влияние на повышение успеваемости. Курсант понимает, что стать достойным сыном нашего общества, подняться на уровень его высоких; требований можно только отдав учению и труду максимум сил и энергии. И будущие летчики с большим желанием, вдохновением, с полным напряжением сил осваивают теоретические дисциплины. За годы обучения они сдают более 60 зачетов и экзаменов. С каждым годом повышается деловая квалификация выпускников. В октябре 1963 г, состоялся первый выпуск летчиков-инженеров. На государственных экзаменах курсанты показали глубокие теоретические знания. Свыше 80% из них получили отличные и хорошие оценки. С золотой медалью окончил училище лейтенант И. Д. Петрюк. Офицеры В. Г. Дейнека, Г. П. Красовский, А. Я. Крамаренко, В. Г. Олиферчук, Ж. И. Пилипенко получили дипломы с отличием. [197]

С еще большим напряжением трудились курсанты в последующие годы. Выполняя социалистические обязательства в честь полувекового юбилея Советской власти и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, они наращивали усилия в учебе, дисциплине и организованности. Возросло количество стипендиатов и лауреатов премии имени Ю. А. Гагарина. Ежегодно 90–95% курсантов сдают государственные экзамены на «хорошо» и «отлично». Общий выпускной балл в юбилейном 1970 г. по теоретической подготовке составил 4,62. За 10 лет (1963–1973 гг.) училище окончили 16 офицеров с золотой медалью, 138 человек получили дипломы с отличием. Характеризуя знания курсантов, Государственные экзаменационные комиссии отмечали, что ответы курсантов были глубоко аргументированы, подавляющее большинство из жих обстоятельно разбираются в марксистско-ленинской теории, имеют хорошие навыки организаторской и методической подготовки. Они научены самостоятельно разбираться в сложных теоретических проблемах авиационной техники и аэродинамики. Знания высшей математики и физики позволяют им правильно решать различного рода тактические задачи, связанные с боевым применением экипажей и подразделений Военно-Воздушных Сил.

Последний раз стоят выпускники в строю на плацу родного училища. Молодые, политически зрелые, физически закаленные, овладевшие трудной, но героической профессией летчика реактивной, сверхзвуковой авиации. Многие из летчиков-инженеров впоследствии с гордостью напишут своим наставникам о том, что проводят политические занятия, читают лекции по высшей математике, аэродинамике и тактике. Прочные теоретические знания, получаемые ими в училище, становятся основой авторитета молодого командира, его служебного роста.

Высокие результаты, достигаемые в учебе курсантами, — свидетельство того, что руководящий состав училища, преподаватели достойно выполняют требования ЦК КПСС и Советского правительства об улучшении подготовки специалистов в высшей школе. Они многое сделали в совершенствовании учебного процесса, в повышении качества обучения и воспитания авиационных командиров. Летные части из года в год получают высокообразованные кадры, способные творчески решать задачи боевой и политической подготовки. [198]

Дальше