Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Парторг эскадрильи

О боевых заслугах штурмана самолета, авиазвена, эскадрильи, а затем авиационного полка Ивана Дмитриевича Злыденного красноречиво говорят цифры, приведенные в его наградном листе:

«Летчик-наблюдатель старший 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного Забайкальского полка гвардии старший лейтенант И. Д. Злыденный с 17 июля 1941 г. по 14 мая 1944 г. своей упорной разведывательной работой вскрыл и установил движение:

— автомашин — 11 500 единиц, передвижение и скопление танков — до 579 единиц, обнаружил 671 железнодорожный эшелон, базирование на аэродромах 1575 разнотипных самолетов противника. Без прикрытия истребителей проводил фотографирование оборонительных рубежей, укреплений и сооружений общей сложностью 3836 кв. м. Сбросил на врага 20400 кг бомб...»

168 успешных боевых вылетов совершил он на Западном, Брянском, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах, сбил лично три истребителя противника и два в групповых боях.

...Однажды эскадрилье, где служил Иван Злыденный, командование поставило задачу нанести мощный удар по железнодорожному узлу, на котором скопилось до 20 эшелонов военной техники, горючего, войск противника. [146]

Узел прикрывался 12 зенитными батареями, а в 25 км от станции находился аэродром, где базировалось до 150 вражеских самолетов. При подходе к цели наших бомбардировщиков встретили плотным огнем зенитки, а также истребители противника. Умело применив противозенитный маневр, эскадрилье удалось точно нанести бомбовый удар по железнодорожной станции, сбить три фашистских истребителя и выйти из этого боя без потерь.

5 июля 1943 г. под сильным огнем зенитной артиллерии Злыденный произвел фотографирование переднего края обороны противника на глубину 12 км в районе Бердицы-Шашкино, Барцово-Дубовая общей площадью 240 кв. км. Разведчик вскрыл систему оборонительных рубежей и сооружений противника на этом участке фронта.

27 апреля 1944 г. фотографированием обнаружил: интенсивное движение противника по шоссе Жедрица — Опочка (113 автомашин), на станции Опочка (12 железнодорожных эшелонов), на станции Модона (10 железнодорожных эшелонов без паровозов), на станции Яунлатгале (8 эшелонов), на шоссе в районе города Аугшпиле (до 200 автомашин).

Коммунист И. Д. Злыденный активно участвовал в партийной работе. Бессменно всю войну был парторгом подразделения. За заслуги перед Родиной в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за отличное и четкде выполнение боевых заданий по разведке и фотографированию оборонительных рубежей, пунктов базирования авиации противника, за проявленные при этом исключительное мужество, отвагу и героизм Ивану Дмитриевичу Злыденному 19 августа 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. [147]

Иван Дмитриевич поддерживает тесную связъ с родным училищем. В своем письме он пишет: «Помните, что современные боевые действия требуют от воинов огромного напряжения, высоких морально-боевых качеств, выносливости, инициативы. Все эти качества, разумеется, не приходят сами собой, а приобретаются и вырабатываются в ходе учебы, всей воинской службы. Участники прошлых войн знают из своего опыта: кто беззаветно предан Родине, кто в совершенстве владеет боевой техникой и оружием, кто смел, вынослив и инициативен — тот непобедим.

Вот такими и должны быть все вы, товарищи курсанты. Хочется от души пожелать вам крепкой дружбы, дальнейшего укрепления войскового товарищества. Дружба и взаимопомощь, столь ярко проявившиеся в годы войны, нужны для достижения успехов в учебно-боевой подготовке и сейчас.

Следуйте примеру воспитанников, окончивших училище и прославивших его как в годы войны, так и в мирное время».

Дальше