Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Сокол из Оренбургского

В конце 1966 г. в политотдел училища пришло письмо. Его автор, Владимир Михайлович Тверденко, писал: «В авиационном полку, где я проходил службу, находились и питомцы Чкаловского военного авиационного училища летчиков выпуска 1940 года. Среди них были Иван Даценко, Александр Баринов, Иван Гросул, Николай Краснов, Федор Паращенко и другие.

В грозные дни боев за Сталинград наши летчики проявили непревзойденный героизм, совершая за ночь по три боевых вылета, находясь в воздухе по 10 часов. За смелость и мужество Ивану Даценко в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 апреля 1944 г. он не вернулся с боевого задания.

Может быть, у вас есть какие-либо сведения о нем? Напишите. Помню, родом он был из Полтавской области».

Работники политотдела училища просмотрели архивные документы. Иван Даценко числился в списках Героев Советского Союза, но каких-либо других сведений о нем не было. [142]

Решили искать их. Послали письмо в полтавскую областную газету. 23 февраля 1967 г. «Заря Полтавщины» опубликовала его. Письмо заканчивалось такими словами: «Родина не забыла своего верного сына. Имя Героя Советского Союза Ивана Ивановича Даценко хорошо знают курсанты училища. Но, кроме того, что он родился в Диканьском районе Полтавской области, нам ничего не известно. Если живы его родные, друзья, знакомые — откликнитесь».

Сразу же отозвалось несколько человек. Прислали письма однополчане Даценко — Антон Григорьевич Галай, Алексей Дмитриевич Иванченко, Павел Иванович Домиденко, земляки героя. Написали в училище и юные следопыты. В письмах излагались факты из биографии Ивана Ивановича Даценко, рассказывалось о его детстве, учебе, службе в армии и боевых действиях на фронте.

1941 год Иван Даценко встретил зрелым опытным авиатором. Окончив в 1940 г. Чкаловскую военную авиационную школу летчиков, он получил назначение в бомбардировочный авиационный полк дальнего действия, где постоянно и настойчиво совершенствовал свою специальную выучку и идейную закалку. В бой летчики полка, где служил Даценко, вступили сразу же, как только фашистские войска совершили вероломное нападение на нашу страну.

В октябре 1941 г. полк перешел к ночным боевым действиям. Лейтенант И. И. Даценко выполнял разнообразные задания. Вместе с членами своего экипажа — штурманом Василием Безобразовым и стрелком-радистом Иваном Светловым он совершал вылет за вылетом, уничтожая живую силу и боевую технику противника на железнодорожных станциях и аэродромах, в местах сосредоточения, вел боевую разведку, наносил удары по мостам.

«Высокого роста, всегда подтянутый, веселый и боевой парторг эскадрильи Иван Иванович Даценко, — вспоминает бывший медработник полка Владимир Михайлович Тверденко, — никогда не унывал, не терял бодрости. Он был душой эскадрильи. Постоянным его спутником была песня.

Это был смелый, бесстрашный сокол. В полку за ним прочно утвердилось первенство — взлетать первым на боевые задания, первым наносить бомбовые удары». [143]

22 июня 1942 г. экипаж Ивана Даценко в составе группы самолетов вылетел на выполнение боевого задания. Оно заключалось в том, чтобы с предельно малой высоты уничтожить бомбами самолеты противника на аэродроме в районе города Орел.

В результате удара группы было уничтожено шесть фашистских самолетов. Но машина Даценко тоже оказалась подбитой. Летчик бросал самолет с крыла на крыло, скользил, чтобы сбить пламя, охватившее бомбардировщик, стараясь дотянуть до своей территории. Ценой невероятных усилий, благодаря мастерству пилота машина пересекла линию фронта. И тогда Даценко скомандовал экипажу: «Всем покинуть самолет!» Убедившись, что штурман и стрелок благополучно спускаются на парашютах, он последним покинул воздушный корабль.

Как опытному летчику командование полка неоднократно поручало старшему лейтенанту Даценко выполнение наиболее ответственных боевых заданий. Иван Иванович со своим экипажем совершил только в апреле 1943 г. шесть боевых вылетов на бомбардировку военных и промышленных объектов фашистской Германии. К августу того же года на счету экипажа командира звена старшего лейтенанта И. И. Даценко было 213 боевых вылетов, причем 199 ночью в различных условиях погоды.

Командир гвардейского авиационного полка подполковник Кичин в наградном листе писал о Даценко:

«В полку считается исключительно отважным, неутомимым и грамотным летчиком. Летает в сложных условиях дня и ночи. На всех типах самолетов налетал 4 тысячи часов. У него не было ни одного возвращения без выполнения боевого задания. Дисциплинирован. К себе и подчиненным требователен. Политически развит хорошо. Принимает активное участие в работе парторганизации. Социалистической Родине предан. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленный при этом героизм достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза».

В 1943 г. после освобождения Полтавщины от немецко-фашистских захватчиков командование предоставило капитану Даценко возможность навестить своих родственников. И он посетил родной край. Страшная картина пожарищ, разрухи предстала перед глазами воина.

— Отомстим врагам за все беды и страдания, — поклялся землякам Иван Иванович. [144]

До последних дней жизни смело бился с врагами отважный сокол. Он погиб смертью храбрых в воздушном бою, но память о нем жива. Яркая жизнь и славные боевые дела героя служат примером молодому поколению авиаторов.

Дальше