Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Летчик-партизан

Приказ командира 150-го авиационного полка майора И. С. Полбина был кратким:

— Произвести разведку ночью в районе Демидова и нанести бомбовый удар по живой силе и технике противника.

Это было 27 сентября 1941 г. Получив приказ, экипаж старшего лейтенанта Л. В. Жолудева вылетел на выполнение боевого задания. Вскоре самолет вышел в район города Демидов. На земле темно. Фашистские зенитки молчат, не желая себя обнаруживать. Вот и цель. Командир подал команду:

— Приготовиться к бомбометанию.

Одна за другой вспыхнули и повисли в воздухе осветительные бомбы. Стало светло как днем. И тут гитлеровцы открыли по самолету интенсивный огонь.

На втором заходе на головы фашистов посыпались фугаски. Машины и орудия взлетели на воздух. Задание выполнено. Можно уходить домой. Но в этот момент самолет попал в лучи прожекторов. Зенитки противника неистовствовали. Жолудев, маневрируя, стремился вывести машину из зоны огня.

Вдруг резкий бросок. Поврежден правый мотор. Самолет накренился. Следующим снарядом разворотило второй мотор. Земля стремительно понеслась навстречу. Выбрасываться с парашютом нельзя: мало высоты.

«Всегда были втроем, уже не один раз попадали в переделки, надо и теперь сохранить экипаж», — подумал Жолудев.

На этот раз военное счастье сопутствовало экипажу. Летчик в ночной темноте благополучно посадил самолет на территории, занятой врагом.

Командир сказал своим боевым друзьям:

— Есть морская пехота. Попробуем стать пехотой небесной. Нас пока трое. Будут десятки. Надо создать партизанский отряд и действовать.

Через несколько дней Жолудев записал в своем дневнике: «Создан небольшой отряд. 12 человек. Летчики, танкисты, саперы. Люди, попавшие в окружение, но не сложившие оружие. Будем продолжать борьбу. Отныне я — Алексей. Так назвали меня товарищи, выбирая командиром отряда...»{75}. [138]

Постепенно отряд рос. Не хватало продовольствия, оружия, боеприпасов. Все это приходилось добывать в бою. Достали рацию. Партизаны стали регулярно принимать сводки Совинформбюро и через отрядных агитаторов распространять их среди населения.

Отряд Л. В. Жолудева появлялся в разных местах Калининщины и Смолешцины, сея страх в рядах фашистов.

Когда войска Красной Армии, развернув контрнаступление под Москвой, выбросили фашистов из многих городов и сел, боевые друзья вернулись в родной полк. Это было 24 февраля 1942 г. Жолудев доложил командиру полка:

— Считавшийся погибшим после пятимесячного отсутствия экипаж, выполнив боевое задание, прибыл для дальнейшего прохождения службы!

И снова полеты в тыл противника, на разведку, на бомбардировку. Экипаж Жолудева громил врагов под Сталинградом, Оршей, Борисовом, Витебском, Минском, в Прибалтике, бомбил форты противника в районе Кенигсберга.

Более 200 боевых вылетов совершил Леонид Васильевич Жолудев. Его грудь украсили многие ордена, а затем и Золотая Звезда Героя. Героями Советского Союза стали и члены его экипажа старший лейтенант Николай Аргунов и старшина Игорь Копейкин. [139]

По окончании войны Жолудев продолжал служить в армии, осваивал новую технику, обучал молодых летчиков. Затем учился в Военно-воздушной академии. После академии командовал авиационным полком и соединением.

Леонид Васильевич принимал участие в первых испытаниях реактивных бомбардировщиков. За успешное освоение новых самолетов он награжден орденом Красного Знамени.

...Автомобильная катастрофа надолго отторгла Жолудева от авиации. Травмы были тяжелые. Многие думали, что Леониду Васильевичу больше не летать. Но сам он твердо верил — такой день настанет. И вот снова взмывают в воздух реактивные самолеты, пилотируемые летчиком-испытателем Жолудевым.

В настоящее время генерал-лейтенант авиации Леонид Васильевич Жолудев продолжает службу. Заслуженный военный летчик СССР Жолудев и по сей день вносит свой вклад в дело укрепления советских ВВС.

Дальше