Дерзкий побег
В феврале 1945 г. над расположением стрелковой части, вышедшей после боев на отдых, неожиданно появился фашистский двухмоторный бомбардировщик «хейнкель». По вражескому самолету наши зенитчики открыли огонь. Самолет, резко теряя высоту, заходил на посадку. По пахотному полю, покрытому талым снегом и лужами, к самолету со всех сторон бежали бойцы, а навстречу им из бомбардировщика изможденные люди, одетые в полосатые куртки и брюки военнопленных.
Братцы, мы свои, русские! кричали они. Солдаты с изумлением смотрели на необычных пассажиров.
Прошло немного времени, и все узнали о необычайном и дерзком побеге из фашистского плена десяти храбрецов.
13 июля 1944 г. в воздушном бою в районе Львова вражеский снаряд угодил в кабину самолета-истребителя старшего лейтенанта Михаила Девятаева. Языки пламени охватили поврежденную машину. Очнулся Девятаев от страшной боли, пронизывавшей тело. В ночную тишину врывался отдаленный гул артиллерийской перестрелки, кто-то рядом стонал и просил пить. Потом послышалась немецкая речь. Мелькнула страшная мысль: «Плен». [133]
Ранним утром М. П. Девятаев под конвоем был доставлен в штаб немецкой части на допрос. Фашистский офицер пытался выудить у летчика сведения о советских авиационных частях, о командном составе. Но тщетно.
Ничего не знаю. Отвечать не буду...
Вместе с другими военнопленными Девятаева отправили в Лодзинский лагерь. Здесь он встретился с летчиком Иваном Пацула, знакомым по совместным боевым делам на фронте. Вдвоем они стали обдумывать план побега, но осуществить его не удалось. Фашистские ищейки каким-то образом узнали об этом. И вот, после страшных пыток, измученного, полуживого летчика переправили в концлагерь Заксенхаузен. Там он значился заключенным под номером 3234, а красная нашивка на полосатой одежде означала, что он, Девятаев, смертник. И все же летчик остался жив! Его спасли от гибели двое советских пленных. Рискуя собственной жизнью, они заменили Девятаеву бирку смертника.
Особенно жестоким режимом встретил Девятаева фашистский концлагерь Свинемюнде.
Отсюда еще никто не выбирался живым, говорили заключенные.
Голодом, изощренными пытками, издевательствами враг пытался сломить советских воинов. Много страданий пришлось вынести и Михаилу Девятаеву, но, как бы ни было трудно, он ни на минуту не расставался с мыслью о побеге. Помог счастливый случай.
Летчика вместе с другими пленными пригнали на фашистский аэродром. Под усиленным конвоем они засыпали воронки от бомб, ремонтировали ангары и другие аэродромные сооружения.
Вскоре Девятаеву удалось найти надежных людей и приступить к подготовке задуманного побега на самолете противника. Среди них были офицер-пограничник Кривоногов, политрук Емец, старшина Соколов. Летчик тайком выдирал таблички с приборных досок разбитых самолетов, прятал их, а вечерами вместе с Соколовым, знавшим немецкий язык, изучал по ним назначение приборов.
Томительно тянулись дни. План побега осложняла плохая погода: каждый день шел густой снег. В феврале 1945 г. снегопад прекратился. Команду военнопленных направили на расчистку летного поля. [134]
Будьте готовы, шепнул товарищам Девятаев. В полдень, когда механики фашистских самолетов ушли на обед, Кривоногов, улучив удобный момент, сильным ударом оглушил конвоира. Смельчаки мгновенно бросились к стоявшему вблизи бомбардировщику. Быстро открыв фонарь, Девятаев сел в кабину, запустил моторы и дал газ. Самолет стал медленно выруливать на взлетную полосу. Фашист-стартер, видя, что рулит самолет, принадлежащий лично коменданту аэродрома, поторопился выстрелить из ракетницы, давая разрешение на взлет.
Начался разбег. Уже близился конец взлетной полосы, но хвост самолета не поднимался. Девятаев убрал газ и снова порулил на линию старта. Из кабины было видно, как по летному полю со всех сторон бегут к самолету фашисты.
Опять полный газ моторам. С помощью товарищей Михаил отжал от себя штурвал незнакомой машины, и она стремительно понеслась вперед. Только в воздухе Девятаев понял, почему не удался поначалу взлет, триммер руля высоты был поставлен на посадку, и одному летчику было не под силу отдать штурвал на взлете. [135]
На перехват улетевшего самолета с аэродрома поднялся истребитель. Но М. П. Девятаев ввел бомбардировщик в облака, и гитлеровец потерял его из виду. Спустя некоторое время смельчаки были уже за линией фронта...
В 1938 г. после окончания учебы в Казанском аэроклубе Михаил Девятаев по комсомольской путевке был направлен в г. Чкалов и стал курсантом авиационного училища. В училище на берегах Урала он стремился в совершенстве овладеть летным делом, стать настоящим воздушным бойцом.
В январе 1940 г. Михаил Девятаев получил назначение в строевую часть. За годы Великой Отечественной войны он совершил 120 боевых вылетов, лично сбил 9 вражеских самолетов. Родина высоко оценила боевые подвиги летчика, наградив его двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 г. за проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Девятаеву Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.