Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Волевой командир

В Оренбургское училище летчиков Евгений Петрович Федоров пришел по путевке комсомола из ленинградского депо, где он работал слесарем-арматурщиком.

С первых дней Великой Отечественной войны Евгений Петрович находился в действующей армии. Его экипаж одним из первых начал полеты на ночную «охоту». Вылетая в районы крупных железнодорожных узлов, летчики бомбили вражеские эшелоны и станционные сооружения, создавая на дорогах пробки, блокировали аэродромы ночной авиации противника, с которых совершались налеты на Москву.

Нередко бомбардировщики эскадрильи Е. П. Федорова наносили бомбовые удары по удаленным административным центрам и военно-промышленным объектам противника. 9 сентября 1942 г. в составе нескольких экипажей Федорову предстояло вылететь на бомбардировку Берлина.

Осенний день угасал, когда экипажи занимали свои места в кабинах Ил-4. Все было готово. Снаружи донесся хлопок сигнального выстрела. В потемневшем небе повисла зеленая ракета. Натужно ревя моторами, тяжело нагруженные машины стали поочередно подниматься в воздух.

Вот как рассказывает Евгений Петрович об этом памятном полете: «В районе Данцига самолет был атакован истребителем, оборудованным радиолокационным прицелом, впервые появившимся тогда у немцев. Атака была внезапной, в темную ночь, между двумя слоями облаков. Применив противоистребительный маневр по высоте и курсу, я ушел в облака. Но разрывы снарядов, выпущенных из пушек истребителя, снова заставили маневрировать. Стрелок не мог стрелять, ибо он не видел врага, и это самое неприятное, когда по тебе стреляют, а ты не знаешь, откуда и когда будет очередной залп. Этот неравный бой длился 30 минут. Мой самолет получил 10 пробоин, но был еще способен продолжать полет, и я, убедившись, что истребитель меня потерял или у него кончились боеприпасы, продолжал выполнять боевую задачу». [128]

Бесконечно долгим показался этот ночной полет. Но вот штурман Пономарев сообщил, что они подходят к цели. В районе Берлина фашисты открыли по бомбардировщикам зенитный огонь, но вражеские зенитчики стреляли неточно. Фугасные бомбы полетели вниз, туда, где метались лучи прожекторов, мельтешили пунктиры трасс зенитных пулеметов.

Удары наших бомбардировщиков по Берлину имели важное значение. Помимо прямого урона они наносили и сильнейшие удары по фашистской пропаганде, вещавшей на весь мир о том, что советская авиация якобы уничтожена.

Е. П. Федоров много летал на бомбежку железнодорожных узлов, мест скопления войск и техники противника в районах Смоленска, Севастополя, Керчи, Минска, участвовал в прорыве, а затем ликвидации блокады Ленинграда.

В 1944 г. он 11 раз вылетал лидирующим большой группы бомбардировщиков с заданием отыскать цель и осветить ее светящимися бомбами.

Один из таких вылетов был на порт Галац. Самолеты стартовали ночью, в сложных метеорологических условиях. У линии фронта облачность понизилась до 200–300 м. В такую погоду хорошо пересекать линию фронта, уходить от истребителей, но искать ночью цель, закрытую многоярусным слоем облаков, очень трудно.

На первом заходе экипажи сбросили бомбы в стороне от цели. Сильный заградительный огонь противовоздушной обороны противника образовал на пути бомбардировщиков сплошную огненную стену. А где-то внизу, в темноте, замер порт, заполненный военными и транспортными судами врага.

Машина Федорова вышла вперед и, несмотря на яростную стрельбу вражеских зениток, сбросила на этот раз уже точно над целью две серии осветительных бомб. На темном фоне воды резко обозначились причалы, корабли, строения. Один за другим бомбардировщики сбросили фугасные бомбы на вражеский порт. [129]

...Близилась победа. Еще точнее, сокрушительнее становились снайперские удары Федорова. Он прямым попаданием авиабомбы взорвал склады боеприпасов противника на станции Аккерман, потопил фашистский транспорт в Южной бухте Севастополя, громил другие важные объекты в тылу врага.

23 марта 1945 г. генерал-лейтенант авиации Е. Ф. Логинов подписал представление к награде на заместителя командира 2-й гвардейской авиационной дивизии гвардии подполковника Евгения Петровича Федорова. Лаконичен этот документ, но его короткие фразы говорят о многом:

«Отличный летчик, волевой и культурный командир. В совершенстве владеет ночными полетами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. С большим желанием выполняет боевую летную работу, своим примером воодушевляет летный состав частей дивизии на боевые подвиги. В боевой обстановке проявляет исключительную инициативу, отвагу, мужество и настойчивость. Делу партии и социалистической Родине предан.

Достоин высшей правительственной награды — звания дважды Героя Советского Союза».

Когда представление направляли в вышестоящий штаб, гвардии подполковник Федоров находился в воздухе, совершая свой сто семьдесят восьмой вылет. Задание было сложным, но командование не сомневалось, что оно будет выполнено.

Дальше