Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Защитник Ленинграда

В тревожные дни 1941 г. на одном из прифронтовых аэродромов служил комсомолец Алексей Смирнов. В числе многих других летчиков он охранял небо Ленинграда. Вылет за вылетом совершали советские истребители, отражая воздушные налеты врага. А в те редкие дни, когда небо над Ленинградом было чистое, группа Алексея Смирнова летала на штурмовку войск и аэродромов противника.

Однажды группа самолетов под командованием Смирнова сопровождала бомбардировщики. В районе цели строй краснозвездных самолетов неожиданно атаковали вывалившиеся из облаков «мессеры». Используя внезапность, они с ходу подожгли один бомбардировщик.

Смирнов повел свои истребители наперерез врагу. Надо было во что бы то ни стало отвлечь фашистов и дать бомбардировщикам пройти вперед.

Маневр, предпринятый Смирновым, удался. Хлесткие очереди пулеметов преградили путь врагу. Скованные нашими истребителями, гитлеровцы вынуждены были оставить бомбардировщики и принять навязанный им бой. Искусным маневром Алексею удалось зайти в хвост одному «мессеру». Длинная пулеметная очередь — и машина фашиста, объятая огнем, стала падать.

«Сбит», — с удовлетворением подумал Алексей. Отвернув свой самолет, он стал осматриваться. Но в этот момент град пуль прошил кабину его машины. Не успев понять, откуда атакует враг, Алексей почувствовал жгучую боль, и сразу же непривычная слабость разлилась по всему телу. Глаза застлала мутная пелена. Истребитель с большим креном проваливался вниз. [126]

Собрав последние силы, Алексей попытался выровнять самолет. Ценой огромных усилий это ему удалось. Моментами теряя сознание, Смирнов тянул подбитую машину на свой аэродром. Вот и знакомые места. Тупой удар: самолет коснулся колесами посадочной полосы. Бережно вынесли боевые друзья из кабины потерявшего сознание летчика.

Через некоторое время Алексей Смирнов вновь оказался в строю. Мужал его характер, росло боевое мастерство и число побед над врагом. Однажды два десятка «юнкерсов» под прикрытием «мессершмиттов» шли бомбить боевые позиции наших войск. Алексей первым заметил врагов. По его команде шестерка истребителей стремительно врезалась в боевой порядок «юнкерсов». Первой же очередью Алексей сразил головной бомбардировщик, но и его машина задымила. Несмотря на это, ои снова пошел в лобовую атаку на другой самолет врага. Это был Ме-109. Истребители с огромной скоростью мчались навстречу друг другу. Казалось, столкновение неизбежно. Но противник не выдержал: на расстоянии нескольких десятков метров он резко изменил курс. Машина врага стала на крыло и подставила живот под пулеметы Алексея. И он не упустил этот миг — длинная очередь, и вражеский истребитель камнем пошел к земле.

Пламя лизало плоскости советского истребителя. Управлять горящим самолетом дальше было невозможно. Смирнов отстегнул ремни и с высоты 150 м покинул горящую машину.

...Когда на вооружение истребительных полков поступил новый самолет, Смирнов был одним из тех, кто первым освоил эту машину.

В трехсотый вылет Смирнова погода не радовала летчиков. Моросил мелкий дождь, холодный ветер гнал над землей клочья тумана. Шла третья военная осень. Эскадрилья вылетела на боевое задание. Вот и намеченный район перехвата. Впереди замелькали черные пятна: два, пять, восемь, двенадцать звеньев. Краснозвездная эскадрилья смело атаковала фашистов. Жестокая схватка продолжалась недолго и закончилась победой советских пилотов. На фюзеляже истребителя Смирнова появились еще две звездочки{74}. [127]

А дальше снова бои и бои. 400 боевых вылетов. Тридцать четыре лично уничтоженных вражеских самолета — таков итог славного боевого пути отважного летчика дважды Героя Советского Союза коммуниста майора Смирнова.

В 1954 г. Алексей Смирнов уволился в запас. В настоящее время полковник запаса А. С. Смирнов живет и работает в Москве.

Дальше