Ведущий штурмовиков
Приказом Министра обороны СССР от 3 марта 1951 г. воспитанник училища дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Фомич Павлов был навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиаэскадрильи гвардейского авиационного полка. «Личное бесстрашие и героизм, проявленные гвардии майором Павловым, говорилось в этом приказе, должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской Армии».
Ежедневно личный состав эскадрильи выстраивается на вечернюю поверку.
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Павлов, первым вызывает по списку командир.
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Павлов погиб при исполнении служебных обязанностей, четко отвечает правофланговый{72}. [121]
Воины-авиаторы прославленной в боях за Советскую Родину авиационной эскадрильи своими успехами в боевой и политической подготовке, совершенствованием летного мастерства умножают славные боевые традиции летчиков-фронтовиков, чтут незабвенную память крылатого богатыря нашей Родины Ивана Фомича Павлова.
После окончания училища в двадцатилетнем возрасте сержант Павлов прибыл на фронт. Вскоре состоялся первый его бой и первая встреча с врагом. В паре с опытным летчиком лейтенантом Дубенсковым он вылетел на воздушную разведку. Самолеты набрали высоту и взяли курс на северо-запад. Внизу мелькали перелески, извилистые ленты рек, поля. Но вот под плоскостью самолета показалась охваченная огнем деревушка, зигзаги окопов и ходов сообщения, окутанные дымом. Сбоку и спереди стали вспыхивать и рассеиваться белые густые облачка.
Заградительный зенитный огонь, пояснил по радио Павлову Дубенсков. Внимание, следуй за мной! Штурмовик ведущего резко пошел на снижение, изменил курс и нырнул в облака. Копируя действия Дубенскова, то же самое сделал и Павлов. Когда летчики вышли из облачности, разрывы зенитных снарядов остались далеко позади.
Через 15 минут полета пара штурмовиков появилась в районе рощи «Круглая», где, по данным разведки, противник накапливал крупные резервы. Задание Дубенскова состояло в том, чтобы сфотографировать этот район, а Павлов должен был прикрыть ведущего, если он будет атакован истребителями противника. [122]
Строго выдерживая курс и высоту, Дубенсков включил фотоаппарат, объектив которого запечатлел замаскированные танки, автомашины и артиллерийские орудия. Задание было выполнено, и можно было возвращаться на свой аэродром.
Внезапное появление пары советских штурмовиков заставило фашистов броситься в щели и укрытия. Впервые Павлов увидел противника и не выдержал... Пикируя, он открыл огонь из всех пушек и пулеметов. Эта первая штурмовка вызвала боевой азарт у летчика. Он видел результаты своей атаки, сполна оценил силу и огневую мощь вверенного ему боевого самолета.
Однако после посадки командир эскадрильи сделал Павлову строгое внушение:
Вы оставили своего ведущего без прикрытия, нарушили боевой порядок, кроме того, рисковали собой и машиной...
Летчик правильно воспринял замечание. Он понял суровое фронтовое правило взаимной выручки в бою и сделал еще один вывод для себя из своей первой атаки нужно настойчиво учиться, чтобы стать мастером своего дела.
Пытливый ум летчика, советы старших товарищей помогли ему стать в ряды умелых воздушных бойцов. Во время трудных боев под Сталинградом комсомолец П. Ф. Павлов подал заявление о приеме в партию. Все его друзья единодушно заявили на партийном собрании:
Да, товарищ Павлов подготовлен и достоин быть коммунистом!
Через час после собрания группа штурмовиков, ведомая Павловым, вылетела на очередное боевое задание и разгромила находившуюся на марше крупную вражескую автоколонну. Так Иван Павлов отметил день своего вступления в ряды Коммунистической партии.
Росло боевое мастерство летчика, множился счет его побед. Однажды стало известно, что на один из участков фронта фашистское командование направило бронепоезд. В течение нескольких дней он обстреливал окружающие леса и дороги. Павлов получил боевую задачу уничтожить его. Задание оказалось сложным. Бронепоезд был защищен сильным зенитным огнем, к тому же гитлеровцы искусно маскировали его. [123]
Группа Павлова вылетела на выполнение боевого задания в пасмурный день, при видимости всего два километра. Нужен был правильный расчет, чтобы, используя облачность, точно выйти на цель. В редкие разрывы облаков просматривалась земля, израненная бомбами и снарядами, кое-где горели деревни, оставляемые врагом.
Только за 1–2 км до цели самолеты вышли из облаков. Вот и цель. Враг никак не ожидал появления штурмовиков, да еще в такую погоду.
Павлов и его товарищи начали развернутым фронтом пикировать на бронепоезд. На одной из платформ произошел взрыв. В воздух полетели ящики со снарядами. Вторую атаку советских летчиков фашисты встретили ожесточенным огнем. Но напрасно неистовствовали зенитки. Был взорван паровоз, в бесформенную массу металла превратились две бронеплощадки. Группа Павлова, успешно выполнив боевое задание, без потерь возвратилась на свой аэродром.
Немало пришлось поработать под Сталинградом штурмовикам эскадрильи И. Ф. Павлова в те дни, когда наши войска перешли в решительное наступление по всему фронту. «Ильюшины», что называется, «ходили в штыковую атаку» с воздуха, стараясь как можно точнее поразить противника. Не случайно наши пехотинцы так любили свои «летающие танки», их характерный атакующий строй. С появлением над полем боя штурмовиков солдаты увереннее шли на врага, зная, что их боевые товарищи в воздухе не подведут. А когда штурмовики, возвращаясь с боевого задания, пролетали над позициями наших войск, в знак приветствия в воздух взлетали десятки шапок: пехота благодарила своих товарищей по оружию.
В ходе одной из боевых операций штурмовикам Павлова была поставлена задача нанести удар по укрепленному узлу обороны противника. На задание пошла группа «илов» во главе с Павловым. Но получилось так, что, пока штурмовики находились в полете, наши пехотинцы выбили противника из населенного пункта и заняли его. Радиостанция наведения сообщила Павлову об изменении обстановки и передала приказ об атаке небольшой высоты, занятой противником, которая была всего в 300 метрах от расположения наших войск.
На подходе к цели Павлов еще раз по радио сообщил ведомым об изменении цели, так как малейшая неточность могла привести к бомбовому удару по нашим войскам. Детальное изучение обстановки на поле боя позволило командиру группы успешно выполнить боевую задачу. Воодушевленные удачной воздушной атакой штурмовиков, пехотинцы выбили противника с занятой им высоты. [124]
В феврале 1944 г. И. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Трудящиеся Кустанайской области родины Героя внесли свои сбережения на покупку самолетов для эскадрильи Павлова. В торжественной обстановке боевые машины были вручены отважным гвардейцам.
В июле 1944 г. 8 самолетов-штурмовиков под командованием гвардии капитана Павлова вылетели на боевое задание. После выполнения задания группа неожиданно встретилась с 10 бомбардировщиками противника, которые шли под прикрытием 12 истребителей на бомбежку нашего переднего края.
Павлов принял смелое решение атаковать фашистские самолеты, несмотря на их численное превосходство. В результате этого боя три бомбардировщика врага были сбиты восьмеркой Павлова, а остальные, сбросив бомбы на свои войска, поспешно повернули на запад.
За образцовое выполнение заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945 г. гвардии капитану И. Ф. Павлову была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.
За время Великой Отечественной войны Иван Фомич произвел 248 боевых вылетов. Вместе с однополчанами он торжественно проходил по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 г. мимо трибуны Ленинского Мавзолея, мимо груды поверженных знамен разгромленной фашистской армии.
В чем был секрет успехов штурмовика Павлова? В тщательной подготовке к каждому полету с учетом анализа предыдущих боев, в поисках новых способов использования грозного оружия. Вот что об этом писал он после войны, обращаясь к молодым летчикам: «Участники Отечественной войны знают, с каким трудом доставалась победа. Мы делали по три-четыре боевых вылета в день, но все же выкраивали время, чтобы подвести итоги, проанализировать свои ошибки, извлечь уроки из боевой, практики. Мы никогда не забывали, что наша профессия не прощает даже малейших ошибок, и всегда были начеку, всегда готовились к каждому полету». [125]
Никогда не забудет советский народ имя героя Великой Отечественной войны талантливого командира-летчика советской авиации, бесстрашного в бою и беспощадного к врагам нашей Родины, мастера штурмовых атак гвардии майора Ивана Фомича Павлова{73}.