Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Ведущий штурмовиков

Приказом Министра обороны СССР от 3 марта 1951 г. воспитанник училища дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Фомич Павлов был навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиаэскадрильи гвардейского авиационного полка. «Личное бесстрашие и героизм, проявленные гвардии майором Павловым, — говорилось в этом приказе, — должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской Армии».

Ежедневно личный состав эскадрильи выстраивается на вечернюю поверку.

— Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Павлов, — первым вызывает по списку командир.

— Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Павлов погиб при исполнении служебных обязанностей, — четко отвечает правофланговый{72}. [121]

Воины-авиаторы прославленной в боях за Советскую Родину авиационной эскадрильи своими успехами в боевой и политической подготовке, совершенствованием летного мастерства умножают славные боевые традиции летчиков-фронтовиков, чтут незабвенную память крылатого богатыря нашей Родины Ивана Фомича Павлова.

После окончания училища в двадцатилетнем возрасте сержант Павлов прибыл на фронт. Вскоре состоялся первый его бой и первая встреча с врагом. В паре с опытным летчиком лейтенантом Дубенсковым он вылетел на воздушную разведку. Самолеты набрали высоту и взяли курс на северо-запад. Внизу мелькали перелески, извилистые ленты рек, поля. Но вот под плоскостью самолета показалась охваченная огнем деревушка, зигзаги окопов и ходов сообщения, окутанные дымом. Сбоку и спереди стали вспыхивать и рассеиваться белые густые облачка.

— Заградительный зенитный огонь, — пояснил по радио Павлову Дубенсков. — Внимание, следуй за мной! Штурмовик ведущего резко пошел на снижение, изменил курс и нырнул в облака. Копируя действия Дубенскова, то же самое сделал и Павлов. Когда летчики вышли из облачности, разрывы зенитных снарядов остались далеко позади.

Через 15 минут полета пара штурмовиков появилась в районе рощи «Круглая», где, по данным разведки, противник накапливал крупные резервы. Задание Дубенскова состояло в том, чтобы сфотографировать этот район, а Павлов должен был прикрыть ведущего, если он будет атакован истребителями противника. [122]

Строго выдерживая курс и высоту, Дубенсков включил фотоаппарат, объектив которого запечатлел замаскированные танки, автомашины и артиллерийские орудия. Задание было выполнено, и можно было возвращаться на свой аэродром.

Внезапное появление пары советских штурмовиков заставило фашистов броситься в щели и укрытия. Впервые Павлов увидел противника и не выдержал... Пикируя, он открыл огонь из всех пушек и пулеметов. Эта первая штурмовка вызвала боевой азарт у летчика. Он видел результаты своей атаки, сполна оценил силу и огневую мощь вверенного ему боевого самолета.

Однако после посадки командир эскадрильи сделал Павлову строгое внушение:

— Вы оставили своего ведущего без прикрытия, нарушили боевой порядок, кроме того, рисковали собой и машиной...

Летчик правильно воспринял замечание. Он понял суровое фронтовое правило взаимной выручки в бою и сделал еще один вывод для себя из своей первой атаки — нужно настойчиво учиться, чтобы стать мастером своего дела.

Пытливый ум летчика, советы старших товарищей помогли ему стать в ряды умелых воздушных бойцов. Во время трудных боев под Сталинградом комсомолец П. Ф. Павлов подал заявление о приеме в партию. Все его друзья единодушно заявили на партийном собрании:

— Да, товарищ Павлов подготовлен и достоин быть коммунистом!

Через час после собрания группа штурмовиков, ведомая Павловым, вылетела на очередное боевое задание и разгромила находившуюся на марше крупную вражескую автоколонну. Так Иван Павлов отметил день своего вступления в ряды Коммунистической партии.

Росло боевое мастерство летчика, множился счет его побед. Однажды стало известно, что на один из участков фронта фашистское командование направило бронепоезд. В течение нескольких дней он обстреливал окружающие леса и дороги. Павлов получил боевую задачу уничтожить его. Задание оказалось сложным. Бронепоезд был защищен сильным зенитным огнем, к тому же гитлеровцы искусно маскировали его. [123]

Группа Павлова вылетела на выполнение боевого задания в пасмурный день, при видимости всего два километра. Нужен был правильный расчет, чтобы, используя облачность, точно выйти на цель. В редкие разрывы облаков просматривалась земля, израненная бомбами и снарядами, кое-где горели деревни, оставляемые врагом.

Только за 1–2 км до цели самолеты вышли из облаков. Вот и цель. Враг никак не ожидал появления штурмовиков, да еще в такую погоду.

Павлов и его товарищи начали развернутым фронтом пикировать на бронепоезд. На одной из платформ произошел взрыв. В воздух полетели ящики со снарядами. Вторую атаку советских летчиков фашисты встретили ожесточенным огнем. Но напрасно неистовствовали зенитки. Был взорван паровоз, в бесформенную массу металла превратились две бронеплощадки. Группа Павлова, успешно выполнив боевое задание, без потерь возвратилась на свой аэродром.

Немало пришлось поработать под Сталинградом штурмовикам эскадрильи И. Ф. Павлова в те дни, когда наши войска перешли в решительное наступление по всему фронту. «Ильюшины», что называется, «ходили в штыковую атаку» с воздуха, стараясь как можно точнее поразить противника. Не случайно наши пехотинцы так любили свои «летающие танки», их характерный атакующий строй. С появлением над полем боя штурмовиков солдаты увереннее шли на врага, зная, что их боевые товарищи в воздухе не подведут. А когда штурмовики, возвращаясь с боевого задания, пролетали над позициями наших войск, в знак приветствия в воздух взлетали десятки шапок: пехота благодарила своих товарищей по оружию.

В ходе одной из боевых операций штурмовикам Павлова была поставлена задача нанести удар по укрепленному узлу обороны противника. На задание пошла группа «илов» во главе с Павловым. Но получилось так, что, пока штурмовики находились в полете, наши пехотинцы выбили противника из населенного пункта и заняли его. Радиостанция наведения сообщила Павлову об изменении обстановки и передала приказ об атаке небольшой высоты, занятой противником, которая была всего в 300 метрах от расположения наших войск.

На подходе к цели Павлов еще раз по радио сообщил ведомым об изменении цели, так как малейшая неточность могла привести к бомбовому удару по нашим войскам. Детальное изучение обстановки на поле боя позволило командиру группы успешно выполнить боевую задачу. Воодушевленные удачной воздушной атакой штурмовиков, пехотинцы выбили противника с занятой им высоты. [124]

В феврале 1944 г. И. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Трудящиеся Кустанайской области — родины Героя — внесли свои сбережения на покупку самолетов для эскадрильи Павлова. В торжественной обстановке боевые машины были вручены отважным гвардейцам.

В июле 1944 г. 8 самолетов-штурмовиков под командованием гвардии капитана Павлова вылетели на боевое задание. После выполнения задания группа неожиданно встретилась с 10 бомбардировщиками противника, которые шли под прикрытием 12 истребителей на бомбежку нашего переднего края.

Павлов принял смелое решение — атаковать фашистские самолеты, несмотря на их численное превосходство. В результате этого боя три бомбардировщика врага были сбиты восьмеркой Павлова, а остальные, сбросив бомбы на свои войска, поспешно повернули на запад.

За образцовое выполнение заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945 г. гвардии капитану И. Ф. Павлову была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

За время Великой Отечественной войны Иван Фомич произвел 248 боевых вылетов. Вместе с однополчанами он торжественно проходил по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 г. мимо трибуны Ленинского Мавзолея, мимо груды поверженных знамен разгромленной фашистской армии.

В чем был секрет успехов штурмовика Павлова? В тщательной подготовке к каждому полету с учетом анализа предыдущих боев, в поисках новых способов использования грозного оружия. Вот что об этом писал он после войны, обращаясь к молодым летчикам: «Участники Отечественной войны знают, с каким трудом доставалась победа. Мы делали по три-четыре боевых вылета в день, но все же выкраивали время, чтобы подвести итоги, проанализировать свои ошибки, извлечь уроки из боевой, практики. Мы никогда не забывали, что наша профессия не прощает даже малейших ошибок, и всегда были начеку, всегда готовились к каждому полету». [125]

Никогда не забудет советский народ имя героя Великой Отечественной войны талантливого командира-летчика советской авиации, бесстрашного в бою и беспощадного к врагам нашей Родины, мастера штурмовых атак гвардии майора Ивана Фомича Павлова{73}.

Дальше