Содержание
«Военная Литература»
Военная история

В небе Луганский

Летчик-истребитель Сергей Данилович Луганский вступил в войну заместителем командира эскадрильи. За годы войны он совершил 390 боевых вылетов, провел 194 воздушных боя и лично сбил 43 фашистских самолета. За мужество и героизм, проявленные в боях, он был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Умелое сочетание маневра и огня, прекрасная техника пилотирования позволяли Луганскому одерживать победы в воздушных боях.

В 1943 г., летая на самолете Як-1, командир эскадрильи С. Д. Луганский за месяц боев на Орловско-Курской дуге лично сбил 18 фашистских самолетов. Однажды он сошелся на вертикали с вражеским самолетом «Фокке-Вульф-190». Скорость набора высоты у Як-1 оказалась большей. Противник сделал переворот, пытаясь выйти из боя. Длинной очередью Луганский прошил самолет врага, и он, загоревшись, рухнул на землю.

В одном из боев за Харьков Луганский был в составе группы из 12 истребителей, прикрывавших 35 штурмовиков Ил-2. В завязавшемся бою с большой группой фашистских истребителей ведомый Луганского Зуев сбил 2 самолета противника, Луганский зажег третий, но в ходе воздушного боя его самолет тоже оказался поврежденным. В кабину ворвался дым, но Луганский не растерялся, не воспользовался парашютом. Внизу был враг. Резкими эволюциями ему удалось сбить пламя и посадить машину на свой аэродром. [117]

Во время одного из следующих боевых вылетов самолет Луганского оказался зажатым в клещи тремя «мессершмиттами». — Советский летчик сохранил полное самообладание. На повышенной скорости он проскочил через зону огня вражеских самолетов, сделал переворот и сам стал атакующим. В результате атаки он поджег один фашистский самолет, а второй сам врезался в землю, спасаясь от атак советского аса.

В мае 1944 г. Луганский принял командование авиационным полком. Летом того же года ожесточенные бои разгорелись над румынской территорией. Четыре «яковлевых» во главе с Луганским, прикрывавшие штурмовиков, отражали нападение десятки фашистских истребителей. Неравная схватка длилась уже несколько минут. Командир полка, заняв в воздухе выгодное положение, начал атаку, и через несколько мгновений один из самолетов противника пылающим факелом пошел к земле. Но к победителю с тыла подкрался другой «мессершмитт». Умелым маневром советский летчик вывел свою машину из-под огня противника и зашел ему в хвост. И этот вражеский истребитель не вернулся на свой аэродром.

Тем временем группа фашистских бомбардировщиков пыталась прорваться к населенному пункту, занятому нашей пехотой. «Яковлев», только что сбивший два вражеских истребителя, ринулся навстречу бомбардировщикам. Летчик-герой атаковал ведущего группы и сбил его. Остальные бомбардировщики обратились в бегство. [118]

Так воевал воспитанник училища С. Д. Луганский. Однако победы доставались нелегко. Как-то раз после возвращения Луганского из боя в его самолете обнаружили 73 пробоины. В другой раз летчик вернулся из боя раненным. Но ничто не могло охладить пыл бойца. 1 июля 1944 г., через 10 месяцев после получения звания Героя Советского Союза, командир полка капитан С. Д. Луганский за мужество и героизм в боях был награжден второй медалью Золотая Звезда.

В одном из воздушных боев под Ростовом на самолете командира эскадрильи Ивана Глухих был поврежден мотор, и он был вынужден сесть на территорию, занятую фашистами. Немецкие мотоциклисты бросились к самолету. Чтобы остановить немцев, заставить их залечь, наши летчики стали делать один заход за другим, поливая мотоциклистов свинцом из всех пулеметов.

«Но что же делать с летчиком? Не оставлять же его в руках врага! Я вспомнил, — пишет С. Д. Луганский, — как на недавнем партийном собрании Иван Глухих давал мне рекомендацию, говорил о боевой дружбе, о золотом правиле летчиков: сам погибай, а товарища выручай. И вот теперь человек, который за меня поручился перед партийным собранием, попал в смертельную беду.

Пока летчики поливали, пикируя, мотоциклистов, я разглядел недалеко от вынужденного места посадки ровную твердую площадку солончака. На нее, решившись, я и повел свою машину. Самолет бросило, едва он коснулся земли, однако затем машина выровнялась и спокойно закончила бег. Я не выключал мотора...

Неуклюже, как медведь, тепло одетый Глухих полез ко мне за спину. Но тут произошла новая беда: забираясь в кабину, Иван случайно наступил на рычаг и выключил зажигание. Мотор заглох»{71}.

Чтобы запустить мотор на самолете И-16, нужен был или амортизатор, или автостартер. Надеяться было не на что. Но не в правилах советских летчиков оставлять товарищей в беде. На выручку им поспешил летчик Володя Козлов. Мастерски посадив рядом самолет, он показал рукой Глухих и Луганскому куда-то вниз, под колеса. Не теряя времени, летчики быстро устроились на шасси. Самолет тяжело побежал по полю, грузно оторвался от земли и, не набирая высоты, потянул к своему аэродрому. [119]

В годы войны Сергей Данилович Луганский поддерживал постоянную связь с родными местами. В начале 1944 г. земляки-алмаатинцы подарили ему самолет, приобретенный на их личные сбережения, а потом и целую эскадрилью для полка.

После войны С. Д. Луганский окончил Военно-воздушную академию, в послевоенные годы, будучи генерал-майором авиации, он умело обучал и воспитывал своих подчиненных на опыте минувшей войны. Сейчас генерал-майор авиации С. Д. Луганский живет в Алма-Ате, активно участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Дальше