Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Таран — оружие смелых

Сражаться с врагом до полной победы было законом советских летчиков.

Иногда в бою обстановка складывалась так, что уничтожить врага можно было только ценой огромного риска и тем спасти десятки, сотни других; либо уберечь себя, но проиграть дело. И советские соколы, не задумываясь, шли на такой риск.

Во время Великой Отечественной войны более 300 советских летчиков совершили воздушный таран{63}. В их числе 13 питомцев училища. В сражении на Волге совершили таранные удары воспитанники училища капитан С. Д. Луганский и старший лейтенант И. И. Кобылецкий{64}.

В сентябре 1942 г. группе советских истребителей во главе с капитаном Луганским была поставлена боевая задача — прикрыть переправу дивизии генерала А. И. Родимцева через Волгу. Вот что пишет об этом сам Сергей Данилович Луганский: «Сходились мы на лобовых атаках... Ни один из вражеских летчиков, даже прославленные асы, не выдерживали атаки. Этим как раз и объясняется, что за всю войну немцы не совершили ни одного тарана...

Стремительно со страшной скоростью сближались истребители. В лобовой атаке есть один непреложный закон: отворачивать нельзя, иначе с близкого расстояния противник буквально распорет тебя пулеметной очередью. [101]

Нервы немца не выдержали. Когда до столкновения остались какие-то секунды, он ловко нырнул вниз. Это был у него единственный спасительный маневр. Пойди он вверх или отверни в сторону — я расстрелял бы его в упор.

Однако, идя на этот четкий и умелый маневр, немецкий летчик напрасно надеялся спастись от тарана. Мой тяжелый самолет на полной скорости с такой силой ударил его левой плоскостью, что начисто снес стабилизатор. Потеряв управление, вражеская машина завертелась»{65}.

В этом воздушном бою потерь со стороны советских летчиков не было.

Второй таранный удар капитан С. Д. Луганский нанес в воздушном бою в районе форсирования Днепра советскими войсками. По радио поступил приказ Главного маршала авиации А. А. Новикова вступить в бой истребителям и штурмовикам. Не меняя боевого строя, штурмовики устремились навстречу вражеским бомбардировщикам. Их удар был страшен. Гитлеровцы не ожидали, что «черная смерть» осмелится на воздушную схватку. Приблизившись к бомбовозам почти вплотную, штурмовики разом ударили реактивными снарядами и из пушек. Они расстреляли сразу 10 фашистских машин. «Юнкерсы» в панике повернули вспять и стали сбрасывать бомбы на свои войска. Но нескольким бомбардировщикам удалось все-таки прорваться ближе к переправе.

По радио снова звучит приказ маршала Новикова:

— Капитану Луганскому! Не допускать бомбежки переправы!

Летчики Луганского быстро повернули к переправе. «Хейнкели» уже заходили на цель. Времени на раздумье не было. Луганский выбрал флагманскую машину. Приблизившись снизу, он совсем рядом увидел хвостовое оперение врага с паучьей свастикой.

Все остальное произошло в какое-то мгновение. Винтом своей машины Луганский рубанул «хейнкеля» по рулю высоты. От удара машину затрясло, бросило в сторону. Выровняв самолет, Сергей Данилович был вынужден выйти из боя и возвратиться на свой аэродром. «Хейнкель», потеряв управление, упал на землю. Ни один фашистский стервятник не успел спикировать на переправу.

Воспитанник Оренбургского училища летчиков лейтенант Владимир Тарасович Кулагин в воздушных боях дважды таранил фашистские самолеты. В ноябре 1941 г. в воздушном бою, израсходовав весь боезапас, Кулагин настиг «Хейнкель-111» и рубанул его винтом по плоскости. Фашистский самолет подорвался на своих бомбах.

На другой день Кулагин атаковал в районе села Кайсуг «Юнкерс-88» и снова применил таран. Сбив воздушного разбойника, он благополучно вернулся на свой аэродром.

За эти подвиги Владимир Тарасович Кулагин был награжден орденом Ленина.

1 февраля 1944 г. группа советских истребителей во главе с помощником командира 254-го иап капитаном В. П. Синчуком стремительно атаковала более 20 фашистских бомбардировщиков. Наши летчики устремились в лобовую атаку. Первым сбил «юнкерса» капитан Синчук. В завязавшемся воздушном бою самолет Синчука получил повреждение. Приблизившись к вражескому бомбардировщику, Синчук решил расстрелять его с короткой дистанции. Он поймал его в прицел и нажал гашетку... Однако в этот момент летчик ощутил, что всегда безотказная машина перестала слушаться. Попытался набрать высоту, но самолет начал валиться на крыло. Синчук видел, как самоотверженно прикрывали его товарищи, настоящие боевые друзья. Нечеловеческим усилием заставив самолет повиноваться, Синчук пошел на таран и срезал хвост у одного из «юнкерсов». Вражеская машина пылающим факелом рухнула вниз{66}. «Ястребок» Синчука тоже начал беспорядочно падать и врезался в непроходимые болота около села Язвище Новгородской области. [103]

О месте гибели Василия Синчука стало известно лишь через семь лет. Председатель сельсовета Н. Ф. Капустин сообщил, что, собирая металлолом, пионеры села наткнулись на кусок крыла самолета. Ребята позвали на помощь взрослых. В извлеченном из грунта самолете находились останки летчика и его документы, из которых стало известно славное имя советского сокола — Василия Прокофьевича Синчука.

Похоронили Василия Синчука в селе Уторгош. На его могиле высится гранитный обелиск, утопающий в. цветах. Сюда постоянно приходят люди, отдавая дань уважения советскому патриоту. Курсанты училища частые гости родителей Синчука — Улиты Ивановны и Прокофия Степановича. Родина высоко оценила подвиг своего сына, присвоив посмертно Василию Синчуку высокое звание Героя Советского Союза.

Нередко в гости к курсантам училища приходят бывшие его воспитанники, участники Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза подполковник в отставке П. А. Пологов пришел в училище вместе с режиссером фильма «Кто такой Пологов» А. Н. Новоселовым. Много интересного рассказал курсантам Павел Андреевич. Затаив дыхание слушали будущие летчики рассказы героя о боевых эпизодах, участником которых он был.

В период окружения нашими войсками и разгрома фашистской группировки в районе города Ковель немецкое командование бросило большую группу самолетов на помощь осажденному гарнизону. Фашисты пытались сбросить боеприпасы и продовольствие окруженным войскам. Советские соколы получили приказ уничтожить немецкие транспортные самолеты и не дать им возможности сбросить груз. [104]

Навстречу фашистским стервятникам вылетела восьмерка советских истребителей во главе с П. А. Пологовым. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать транспортные Ю-52, а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил самолет врага. Однако транспортным самолетам удалось прорваться сквозь заслон истребителей.

Взмыв вверх, Пологов устремился на них. Один из вражеских транспортных самолетов запылал и камнем упал вниз. Затем Пологов поджег второй. Сбив три самолета противника, он увлекся боем и не заметил, как с двух сторон его «як» зажала пара вражеских истребителей. Пологов пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Самолет охватили языки лламени. Чтобы сбить пламя, летчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолетом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать. Внизу виднелись окопы. Чьи они? Наши? Немецкие?

Отстегнув ремни и откинув колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчался «юнкерс». Решение созрело моментально. Через мгновение винт «яка» впился в хвостовое оперение стервятника.

Более 500 м падал Павел Андреевич затяжным прыжком, чтобы фашисты не расстреляли его в воздухе. Парашют раскрыл только на высоте 300 м от земли. Опустился на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме.

О подвиге Героя Советского Союза{67} П. А. Пологова сообщалось в сводке Советского информбюро от 9 апреля 1944 г.

Павел Андреевич прошел с боями почти всю войну. За годы войны он совершил 750 боевых вылетов и сбил лично 29 вражеских самолетов. [105]

Среди бесстрашных соколов, таранивших врага, были и женщины. Одна из них — старший лейтенант Екатерина Зеленко, окончившая училище в 1934 г. и погибшая в сентябре 1941 г. над одним из районов Сумской области.

«12 сентября 1941 г., успешно выполнив боевое задание по разведке важного района, занятого противником, Зеленко возвращалась на свой аэродром, — вспоминает ее однополчанин полковник запаса Ф. Ф. Кругляница. — Вдруг из-за облаков появилось несколько фашистских истребителей. Силы были неравными, но экипаж советского самолета принял бой. Зеленко сбила одного «мессера». Оставляя за собой шлейф густого черного дыма, он камнем рухнул на землю. Но фашистские пираты продолжали наседать. Тогда Екатерина Зеленко резко рванула на себя штурвал и бросила свой самолет на подвернувшийся «мессершмитт». Удар винтом пришелся по хвосту вражеской машины. В разные стороны полетели ее обломки.

В этом бою был подбит и самолет заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Екатерины Зеленко. Машина потеряла управление. Штурман самолета лейтенант Н. С. Павлык пытался вызвать командира по радио, но летчица молчала.

Окутанный дымом самолет быстро терял высоту. Штурман принял решение покинуть самолет с парашютом...

Под обломками самолета жители села Анастасьевка обнаружили тело героини. В нагрудном кармане обгоревшей гимнастерки летчицы лежал обагренный кровью комсомольский билет № 7462230.

Так впервые в истории авиации женщина нанесла таранный удар по вражескому самолету, и этот подвиг совершила воспитанница Оренбургского училища летчиков комсомолка Екатерина Зеленко. За героический подвиг в бою она была посмертно награждена орденом Ленина.

Дальше