Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Штурмуют оренбуржцы

Славный раздел в истории Оренбургского училища летчиков занимают подвиги его воспитанников, воевавших в период Великой Отечественной войны на знаменитых «илах». 106 летчиков-оренбуржцев стали в годы войны Героями Советского Союза. Среди них такие прославленные мастера штурмовых ударов, как Т. Я. Бегельдинов, Л. И. Беда, И. Ф. Павлов, удостоившиеся этого звания дважды. [96]

Далеко за пределами частей гремела слава о летчиках-штурмовиках заместителе командира полка лейтенанте В. С. Гаврилове, штурманах полков капитане Ф. В. Тюленеве, майоре В. Ф. Воронове, о командирах эскадрилий лейтенанте В. А. Антонове, старших лейтенантах И. И. Григорьеве, Н. А. Евсюкове, Д. Н. Петрове, И. С. Старченкове, А. Ф. Чернышеве, капитанах С. А. Батинькове, А. Н. Васильеве, П. Ф. Железиякове, Ю. Д. Ивлиеве, А. К. Новикове, П. И. Теряеве, Б. Д. Щапове, Я. Е. Сусько, лейтенантах И. А. Филатове, М. Г. Шатове, младших лейтенантах М. П. Турбай, Я. И. Шмырине.

Рассказы и легенды о мужестве и отваге летчиков-штурмовиков передавались из уст в уста, о них много, писали не только наши, но и немецкие газеты. Об их появлении над полем боя фашистское командование сообщало немедленно по радио наземным частям. Штурмовики наносили меткие бомбовые удары по железнодорожным эшелонам, танкам, аэродромам, артиллерии врага, переправам, «утюжили» траншеи противника, вели разведку.

12 августа 1942 г. 29 самолетов 228-й штурмовой авиадивизии (командир полковник В. В. Степичев) уничтожили и повредили на Ольховском и Подольховском аэродромах до 60 вражеских машин. Удачными были удары и по аэродромам Суровикино, Обливская, Аксай.

Особое мастерство, искусство управления авиационными частями отличало воспитанника училища генерал-майора авиации В. В. Степичева во время Курской битвы, где он командовал 2-м штурмовым авиационным корпусом. 12 июля 1943 г. за 15 минут до начала атаки по объектам противника ударили сотни бомбардировщиков и штурмовиков. В непосредственной авиационной подготовке участвовал и 2-й штурмовой авиационный корпус.

В начавшемся 5 мая 1944 г. наступлении на Севастопольский укрепленный район смело и решительно действовали в составе 8-й воздушной армии штурмовики 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии под командованием воспитанника училища Героя Советского Союза подполковника С. Д. Пруткова. За успешное выполнение боевых заданий Военный совет 2-й гвардейской армии объявил благодарность всему ее летному и техническому составу. [97]

7 мая был одним из самых напряженных дней в действиях советской авиации. Особенно упорно сопротивлялся враг на Сапун-горе и высоте Сахарная Головка. Эти высоты были сильно укреплены, и каждый раз, когда атака наших войск ослабевала, появлялись «илы». Летчики в упор расстреливали вражеских солдат в траншеях, подавляли огонь артиллерии и минометов на обратных скатах гор. Воспользовавшись активной поддержкой с вюздуха, наши пехотинцы овладели Сапун-горой.

8 мая над вражескими позициями снова появились «илы». Бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем они подавляли опорные пункты, уничтожали огневые средства, топили транспорты и корабли в бухте, добивали остатки вражеской авиации, а 9 мая советские войска штурмом овладели Севастополем.

На Малаховом кургане летчикам 8-й воздушной армии установлен памятник, символизирующий высокое летное мастерство, отвагу и героизм славных воздушных бойцов.

В 1944 г. Красная Армия изгнала врагов с территории Советского Союза и начала бои за освобождение Польши. На реке Висла наши наземные войска захватили несколько плацдармов в районе Сандомира. Гитлеровцы всеми силами старались выбить нашу пехоту с занятых позиций.

Группе «ильюшиных» была поставлена задача — помочь войскам в отражении контратак фашистов. «Вылетели мы в составе четырех самолетов, — вспоминал подполковник Н. Ф. Алексашкин. — Над полем боя находились около 20 минут. В результате нашей работы атака врага была сорвана. По данным наземных войск, мы уничтожили более 100 фашистов, за что каждому экипажу была объявлена благодарность от наземных войск, а это самая высокая оценка и награда». [98]

Боевые действия молодых летчиков Н. А. Жуканова, В. А. Шехирева и А. И. Шмакова начались только в июне 1944 г., в период общего наступления войск 1-го Белорусского фронта. Они принимали участие в уничтожении войск противника в районе Бобруйска, в освобождении Барановичей, Слуцка, Слонима, Минска, Бреста. 25 июня в день прорыва обороны противника в районе Бобруйска оренбуржцы показали образцы мужества и отваги. Николай Жуканов, действуя ведомым в составе шести Ил-2 в районе Тихиничи, подавил огонь зенитной батареи, поджег 3 автомашины с боеприпасами. При отходе от цели штурмовики были атакованы четырьмя «мессершмиттами». Жуканов в этом воздушном бою сбил одного стервятника.

За 11 месяцев боевых действий лейтенант Николай Жуканов совершил 90 боевых вылетов. Его друзья Борис Шехирев и Анатолий Шмаков более 100 каждый. Советское правительство высоко оценило ратный труд, мужество и отвагу боевых друзей, присвоив им высокое звание Героя Советского Союза.

Мастерами поддержки наземных войск на поле боя зарекомендовали себя выпускники училища летчики-штурмовики М. Д. Афанасьев, В. М. Беликов, В. Н. Бирюков, Н. Н. Воздвиженский, Г. Т. Васев, Г. П. Головков, А. Н. Дерябин, Г. С. Лебедев, А. Т. Лебедев, В. Д. Луценко, Н. Д. Маркелов, Н. Г. Подсадник и многие другие. Мужество, воля и самообладание были проявлены Николаем Подсадником во время Корсунь-Шевченковской операции. При бомбардировке Казатинского железнодорожного узла самолет Подсадника был поврежден зенитным снарядом. Ведущий группы «илов» Александр Шаров приказал Подсаднику садиться за ним. И вот два «ила» совершили посадку на территории, занятой фашистами. Когда была устранена неисправность и запущен заглохший двигатель, летчики вдруг увидели бегущих к ним через поле женщин и подростков. Оказалось, что в ближайшей деревне фашисты готовят отправку советских людей в Германию. Десятки женщин, окружив краснозвездные машины, с надеждой смотрели на летчиков. Решение пришло мгновенно. [99]

— Уходите в лес, к партизанам, — сказали летчики женщинам, — а мы вас прикроем.

Долго кружили два самолета над деревней, поливая фашистов свинцом, а в направлении леса бежали люди...

Гвардии капитан И. К. Голчин на фронтах Великой Отечественной войны совершил 106 боевых вылетов. Летая на штурмовике Ил-2, лично сбил 4 и в групповом бою 12 самолетов противника.

При выполнении боевого задания 4 мая 1944 г. группа в составе пяти Ил-2 на ясском направлении в районе Оборочени после двух заходов на цель встретила группу бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей общей численностью более 80 самолетов. Фашистские стервятники летели бомбить боевые порядки наших наземных войск. Несмотря на численное превосходство, капитан Голчин повел свою пятерку в атаку. Умело маневрируя, группа штурмовиков нарушила строй, а затем разогнала бомбардировщики противника. В этом неравном бою было сбито восемь вражеских самолетов, в том числе два Ю-87 уничтожил Иван Голчин.

Наблюдавшие за этим боем генерал-лейтенант авиации В. Г. Рязанов и командующий 5-й гвардейской танковой армией маршал танковых войск П. А. Ротмистров поблагодарили штурмовиков. За этот бой капитан Голчин был награжден орденом Александра Невского, а остальные участники боя орденом Красного Знамени.

Свой боевой путь младший лейтенант Ф. С. Шмырин начал в феврале 1944 года. В первых же боях молодой офицер проявил себя стойким, храбрым, самоотверженным летчиком. Уже через четыре месяца пребывания в 175-м штурмовом авиаполку коммунисты подразделения избрали его парторгом. Федор Сергеевич оправдал высокое доверие. Личным примером в бою он увлекал за собой боевых друзей, в свободное от боевой работы время умело вел партийно-политическую работу, мобилизовывал личный состав подразделения на успешное выполнение заданий командования. В этом немалую роль сыграла хорошая политическая закалка, полученная молодым коммунистом Шмыриным в училище. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Ф. С. Шмырин был удостоен звания Героя Советского Союза. Ныне ветеран войны живет в Новосибирске. [100]

Воспитание высоких морально-боевых качеств у курсантов было главным в деятельности командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций училища в военные годы. Очень образно об этом сказал выпускник училища Герой Советского Союза, доцент, кандидат военных наук подполковник И. М. Дьяченко: «В училище я не только научился летать, в нем я приобрел нечто более значительное и устойчивое — это вполне зрелое сознание своего долга честно и преданно, до конца жизни служить своему народу. В первом мне помогли инструкторы-летчики, а во втором — весь коллектив, с которым я жил и работал в училище, особенно комсомольский, о котором я всегда вспоминаю с большим уважением и благодарностью».

Дальше